"Упражнение в определении склонений имен существительных,стоящих в косвенных падежах". Конспект по русскому языку (3-й класс; с компьютерной поддержкой)

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет (кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался
(чему?) (весна, праздник)______________________
Писать
(чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать
(о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай
(чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ
(кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

  1. появился (на чём?) на ветках ()
  2. на ветках (чего?) березы ()
  3. покрывают (что?) землю ()
  4. украсились (чем?) инеем ()
  5. летит (на что?) на землю ()
  6. летит (с чего?) с ветки ()
  7. бежал (по чему?) по снегу ()

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост.

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались (на …..) на машине. (… падеж).

2.Шли (по …) по площади. (… падеж).

3.Отплыл (от …) от причала. (….. падеж).

4.Подбежал (к ….) к кровати. (… падеж).

5.Прыгает (….) белка. (… падеж).

6.Достали (…) мяч. (… падеж)

7.Гуляли (за …) за школой. (… падеж).

8.Написал (в …..) в тетради. (… падеж).

9.Кружились (в …) в воздухе.(… падеж).

10. Мылись (…) шампунем. (.. . падеж).



3. /Сушилов_ русс яз/Тренировочные упражнения_падежные окончания сущ.doc
4. /Сушилов_ русс яз/имя прилагательное.doc
5. /Сушилов_ русс яз/имя существительное.doc
Тренировочные упражнения. Падежные окончания

имен существительных 1, 2 и 3 склонений

1. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание Ь в именах существительных второго и третьего склонения. При­думай и запиши еще по пять слов на эту орфограмму.

По склону разрастался темно-зеленый плющ.. . Была хо­лодная полноч..; свет луны проб..вал лесную глуш.. и ложился на траву зелеными пятнами. Чистая отборная в нашем поле рож.. . Хороша весна-ц..рица, в плащ.. цв..тной одета! В поле рож.., что камыш.., чуть шумят колоски. В речк.. плещется лещ.., в лесу жутко ухает сыч.. . Уж за горой дремуч по­гас вечерний луч.., едва струей гремуч сверкает жаркий ключ.. . Кирпич.. за кирпичом клал каменщик. Из кошелька высыпалась мелоч.. .

2. Раскрой скобки. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных.

Без букваря и (грамматика) не научьш..ся и (математика). По гладкой син.. (поверхность) воды плыл прекрасный ле­бедь, гордо выгнув длинную шею. Медленно, ровно качаясь, в (гавань) спят корабли. От (почка) к (почка) скатывает..ся кап­ля, сливает..ся с каплей возле другой (почка) и падает на землю. По заснеженной (улица) к (площадь) пот..нулись люди. С детства мальчик привык помогать (мать) заботится о (ба­бушка). Чем человек чес..нее, тем менее он подозревает другого в (бесчес..ность). На (север) диком стоит од..ноко на гол.. (вершина) сосна. От нашей (деревня) далеко и до (пристань) и до железной (дорога).

3. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание Ь в именах существительных второго и третьего склонения. При­думай и запиши еще по пять слов на эту орфограмму. Подчерк­ни одушевленные имена существительные.

Звучал булат картеч.. визжала рука б..йцов к..лоть устала и ядрам прол..тать м..шала гора кр..вавых тел. Каморка Герасима запирал.. сь на замок, который нап..минал своим видом ка­лач.., только черный. Ключ., от этого замка Герасим всегда но­сил с собой на пояс.. . Я любил забираться в глуш.. и чащу бабушкина сада. Началась великая суш., речка пересохла. Он взял какую-то ветош.. и стал протирать машину. Верхн.. этаж., был занят жилыми комнатами в нижнем пом..щен.. лабора­тория. Ямщик ходил кругом и улаживал упряж...

4. Спиши отрывки из стихотворений Е.Трутневой. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных.

Тронул теплый ветерок у осин верхушк.. . Хорошо под ве­черок на лесной опушк.. . Разгулялся ветер на лесной по­лян заакрутил осинку в красном сарафан.. . В яг.дах брусник.. на зеленой кочк.. вырос гриб-грибочек в крас­неньком платочк.. . Прол..тают паутинки с паучками в серединк.. . Сколько алых яг.д у лесной рябинк.. Выросли в.лнушки прямо на тропинк.. . И к..локольчик луговой на то­ненькой былинк.., к..чаясь, гнет.ся над травой у солнечной тропинк.. . Ш..роко раскрыв глаза, глянули ромашки. В коло­кольчик.. роса, точно в синей чашк.. .

5. Вставь пропущенные буквы и знаки. Объясни написание окончаний имен существительных. Разбери по составу имена прилагательные.

У него замечательные успехи в област.. точных наук. Утром сад в сиянь.., в блеск.., на кустах горит роса. Самая неразрывная дружба есть та, которая начинается с юност.. . В белом ине.. стоят березы осины т..желые хлопья снега по­крывают темные ветви ел.. . У труса от тен.. др..жат коле­ни. Я вышел в сад вдохнул ароматный воздух и п..радовался свежест.. раннего летнего утра. По бескрайней Сибир.. гордо несут свои воды великие реки Обь Лена Енисей.

  • 44447
  • Italian
Mar 26, 2015 18:35

В русском языке имеются следующие значения падежей:
– именительный падеж: лицо активного действия, название лица (предмета), обращение, характеристика лица, факты, события, наличие предмета, предмет обладания, число месяца, идентификация, предмет необходимости, событие, действие во временной фазе, объект при глаголе (болит);
– родительный падеж: без предлога: лицо, которому принадлежит что-нибудь, определение лица (предмета), обозначение части целого, отсутствие лица (предмета), обозначение количества, меры в сочетании с количественными числительными и словами «много», «мало», «несколько» месяц и год в дате (Какое число?), время действия или события; с предлогами: исходный пункт движения (из, с, от), конечный пункт движения (до), время действия (после, во время, до,)
лицо, которому принадлежит что-либо (у);
– дательный падеж: без предлога: адресат действия, лицо, испытывающее необходимость в чем-либо, лицо (предмет), о возрасте которого идет речь, лицо, испытывающее какое-либо состояние; с предлогами: лицо как цель движения (к), место движения лица (предмета), по поверхности (по),
средство связи (по), определение (по);
– винительный падеж: без предлога: лицо (предмет) как объект действия, субъект при глаголе звать, время действия (продолжительность, повторяемость), с предлогами:
направление движения (в, на);
– творительный падеж: без предлога: с глаголами заниматься, интересоваться, характеристика лица, предмета (при глаголах быть, стать, являться и др.); с предлогами: совместность, местонахождение (над, под, рядом с);
– предложный падеж: объект речи, мысли, место (в/на), время (в/на), средство передвижения (на.).

Примеры упражнений:
Виды упражнений с предложным падежом
1. Прочитайте вопросы и ответьте на них, обращая внимание на окончания существительных в предложном падеже.
1. Вы были (где?) в Англии, в Лондоне?
2. Вы жили (где?) в Лондоне в гостинице?
3. Сейчас студенты были (где?) на уроке или на лекции?
4. Студенты живут (где?) в гостинице или в общежитии?
5. Ваш друг учится (где?) в университете?
6. Ваша мама работала (где?) в фирме или на заводе?
7. В каникулы вы отдыхали (где?) на юге или на севере?
8. Этот город находится (где?) на западе или на востоке?

2. Восстановите предложения
1. В воскресенье мой друг был............................. (музей).
2. В субботу мы были.............................................. (театр).
3. Вчера я была...................................................... (лекция).
4. Преподаватель написал слова............................ (доска).
5. Они должны играть в футбол........................ (стадион).
6. Ты должен купить продукты............................ (рынок).

3. Поставить в нужную форму. Ответьте на вопросы
Где сейчас ваши родители? (Германия, Берлин)
Они..........................................................................................
Где сейчас директор? (офис, кабинет)

Где были ваши друзья? (клуб, дискотека)
..................................................................................................
Где твой паспорт? (класс, рюкзак)
..................................................................................................
Где вы ужинали вчера? (кафе, берег реки)
..................................................................................................
Где побывали ваши друзья летом? (море, Сочи)
..................................................................................................

4. Составьте предложения по модели
Модель: Италия, Венеция - Я хотел (а) бы побывать (где?) в Италии, в Венеции.
Россия, Москва, Кремль
..................................................................................................
Петербург, Эрмитаж
..................................................................................................
Париж, Гранд-опера
..................................................................................................
Африка, Америка
..................................................................................................
Сибирь, Красноярск
..................................................................................................
Сочи, море
..................................................................................................

5. Восстановите предложения
1. Джон жил…………….(Франция, апрель).
2. Друзья были …………..(Африка, октябрь).
3. Катя и Анна отдыхали …………(юг, август).
4. Эрик был …………….(Китай, июнь).
5. Я хотел бы побывать ………..(Индия, март).
6. Макс хотел побывать ………. (Япония, март).

6. Восстановите и прочитайте текст письма
Здравствуй, дорогая Ребекка!
Сейчас я уже дома.......... (Испания), но недавно я ездила.......... (Россия, Москва). Посмотри.......... (эта фотография). Это я фотографировала. Ты, конечно, знаешь, что это Красная площадь. Правда, красиво? Я была.......... (Москва, июль). Там я училась.......... (университет). Это было очень интересно! .......... (Москва) я жила.......... (центр) .......... (улица) Пятницкая. Каждый день я занималась.......... (университет), а в субботу и воскресенье отдыхала. В Москве много транспорта. Можно ездить.......... (автобусы), и.......... (трамваи), и.......... (троллейбусы), и на метро, но я предпочитала ездить.......... (маршрутки). После занятий я каждый день где-нибудь бывала: .......... (музеи – выставки, театры – балеты, клубы, дискотеки) и, конечно, .......... (гости). К сожалению, я была в Москве только один месяц. Это очень мало! Еще я хотела бы поехать.......... (Петербург), чтобы побывать.......... (Эрмитаж). В следующий раз давай поедем вместе?
До свидания. Изабель

Виды упражнений с винительным падежом
Для работы над винительным падежом можно использовать следующие вопросы:
1. Кого и что мы видим, слышим, любим?
2. Куда мы ходим утром, днем и вечером?
Упражнение на закрепление умений употребления винительного падежа неодушевленных существительных единственного и множественного числа.
Восстановите предложения
Сейчас вы будете писать............................. (упражнение).
Завтра я буду читать............................................ (новелла).
Они не хотят пить...................................................... (вода).
Каждый день мы должны покупать............... (продукты).
Сейчас я должна закрыть................................... (комната).
Сейчас я должна написать.................... (буква), а потом......................... (фраза).
Сегодня вечером мы будем слушать.................. (музыка).
Они должны понимать все....................... (слова и фразы).
Упражнение на закрепление умений употребления винительного падежа одушевленных существительных единственного и множественного числа.
Ответьте на вопросы.
Кого вы всегда видите в университете? (Антон, Анна, Сергей).
Кого вы часто встречаете в коридоре? (преподавательница Нина Петровна).
Кого ребенок любит? (бабушка Елена, дедушка Василий).
Кого они знают в группе? (Иван, Кристина, Анна, Костя).
Кого мы никогда не забываем? (мать, отец).
На кого вы надеетесь? (правительство и президент).
Сложные предложения со словом «который» в винительном падеже.
Из двух простых предложений составьте одно сложное со словом «который» в нужной форме.
У меня есть подруга. Мою подругу зовут Инна.
У Инны есть друг. Она любит своего друга.
Она давно знает своего друга. Его зовут Виктор.
У Виктора есть мать. Инна видела ее только один раз.
У Виктора есть друзья. Инна никогда не встречала их.
Друзья Виктора хотят увидеть девушку. Виктор любит ее.

Игры-упражнения для отработки родительного падежа.
1. Откуда мы всё берем?
«Посуда»:
Суп наливаю из................................ (кастрюли). Суп ем из................................ (тарелки).
Мясо беру из................................ (сковородки). Молоко пью из................................ (чашки).
Чай наливаю из................................ (чайника). Косточки вынимаю из................................ вишни).
2. Родительный падеж с предлогом «ОКОЛО»
«Что около чего находится?»:
Что около кошки? – Около кошки дерево.
3. Что из чего сделано?
Чашка фарфоровая. Она сделана из фарфора.
Стакан пластмассовый. Он сделан из...............................(пластмасса).
Тарелка бумажная. Она сделана.......................... (бумага).
Рюмка стеклянная. Она сделана из...................... (стекло).
Каша рисовая. Она сделана из................................... (рис).
Сыр делают из....................................................... (молоко).
Хлеб делают из.......................................................... (мука).
Компот варят из................................................... (фрукты).
Суп готовят из........................................................ (овощи).
5. Чего не бывает?
Стола без............................................ (крышки).
Стула без................................... (спинки).
ТВ без........................................ (экрана).
Компьютера без................................... (программы).
Окна без.................................................................. (стекла).
6. Чего много, а чего мало?
У нас много тетрадей, … .
7. Для чего это нужно?
Сахарница……нужна для сахара.
Кастрюля - ..............
Тарелка - ..............
Чашка - .............. .

Потренироваться в использовании дательного падежа можно, отвечая на следующие вопросы:
1. Кому мы дарим подарки, рассказываем истории?
2. К кому мы ходим в гости?
Упражнения на закрепление дательного падежа существительных единственного и множественного числа.
Ответьте на вопросы, используя слова в скобках
1. Кому ты звонил вчера вечером? (подруга)
2. Кому ты уже рассказал новости? (друг)
3. Кому Эрик всегда дарит цветы? (мать)
4. Кому Ира обещала прийти вовремя? (Андрей)
5. Кому фирма продает дом? (клиент)
6. Кому вы говорите «доброе утро»? (преподаватель)
7. Кому писатель дает автограф? (читатель)
8. Кому вы часто обещали звонить? (отец)

Составьте предложения
1. Он, часто, покупать, Лена, подарки.
2. Вчера, я, подарить, племянница, собака.
3. Психолог, всегда, помогать решить, пациент, он, проблемы.
4. Разговоры, всегда мешать, студентка, заниматься.
5. Врач, должен рассказывать, пациент, он, здоровье.
6. Она, ничего не сказать, друг, свадьба.

Прочитайте вопросы и ответьте на них.
1. Сколько вам лет?
2. У тебя есть сестра? Сколько ей лет?
3. У тебя есть друг? Сколько лет ему?
4. У тебя есть друзья? Сколько лет им?
5. Вы знаете, сколько мне лет?
6. Вы знаете, сколько лет Москве?

Измените предложения, используя глагол нравиться.
1. Она любит Петербург – ....................................................
2. Она любит гулять здесь – .................................................
3. Сара не любит жить в городе – ........................................
4. Бабушка любит смотреть телевизор – ............................
5. Эрик любит балет – ...........................................................
6. Андрей любит играть в теннис – ……….
7. Марк и Алена очень любят драму –…..
Восстановите предложения, используя слово который в нужной форме
1. Ты пишешь письмо своему другу? Где живет твой друг, .......... ты пишешь письмо?
2. Ты часто ходишь в гости к этому другу? Где работает этот друг, .......... ты часто ходишь?
3. Мы поедем завтра к твоим знакомым? Где живут твои знакомые, .......... мы завтра поедем?
4. Какому студенту ты дал свой словарь? – Я дал свой словарь одному студенту, но я не знаю, как зовут студента, .......... я дал свой словарь.
5. У них есть дети? Они помогают им учиться? Где учатся их дети, .......... они помогают учиться?
6. Ты дарил цветы этой девушке? Где учится эта девушка, .......... ты дарил цветы?
7. Вы объяснили этим туристам дорогу в музей? Вам понравились туристы, .......... вы объяснили дорогу в музей?

Упражнения для закрепления творительного падежа
Прочитайте вопросы и ответы
Чем вы раньше занимались? – Раньше я занимался спортом.
Чем ты увлекалась в детстве? – В детстве я увлекалась музыкой.
Чем они интересовались в школе? – Они интересовались математикой.
Чем вы любовались в парке? – В парке мы любовались природой.
Чем нам надо пользоваться? – Нам надо пользоваться компьютером.
Чем пишут все люди? – Все люди пишут ручкой.
Чем рисуют художники? – Художники рисуют кистью
Кем гордится мать? – Мать гордится дочерью
Кем был твой дедушка? – Мой дедушка был инженером
Кем хочет стать твоя сестра? – Моя сестра хочет стать актрисой.
Кем работает твой отец? – Мой отец работает учителем.

Восстановите предложения
Студенты интересуются.......... (политика).
Много людей занимается.......... (бизнес).
Моя подруга занимается.......... (аэробика).
Пассажир самолета пользуется.......... (ноутбук).
В воскресенье мы любовались.......... (Петродворец).
Вся страна гордится.......... (успех, команда «Зенит»).
Я любил играть в футбол, когда я был.......... (ребенок).
После университета я хочу стать.......... (секретарь, посольство).
Чтобы ездить на работу, я пользуюсь.......... (трамвай).

Составьте предложения
Эрик, разговаривать, милиционеры, станция метро.
Андрей любить спорить, друзья, политика.
Ирина, работать, школа, дети.
Мой друг, хотеть познакомиться, актриса.
Он, сын, интересоваться, шахматы.
Я, ездить, Москва, друзья.

Из двух предложений сделайте одно, используя слово который в нужной форме.
Я разговаривал с другом. Он недавно приехал из Москвы.
Я знаю этого студента. Я учился с ним в Бостоне.
Мы часто вспоминаем нашего друга. Мы отдыхали с ним в Сочи.
Я получил письмо от тети. Мы не встречались уже много лет.
Мои родители знают моих друзей. Я учусь с ними.
Я знаю студента. Ты разговаривал с ним в коридоре.
Завтра я пойду в гости к человеку. Я познакомился с ним летом.
Я хочу знать людей. Ты проводишь с ними время.
Игры-упражнения на отработку творительного падежа:
1. Что с чем?
Пирожок с …(мясо); торт с … (крем); чайник с … (но-
сик); кастрюля с … (крышка).
2. Что рядом с чем?
Что рядом с кошкой? – Рядом с кошкой цветок и т.д.
3. Чем мы это делаем?
О б р а з е ц: Чем мы едим суп? – Мы едим суп ложкой.
Чем мы едим мясо (кашу)? Чем мы пишем, рисуем? и т.д.
4. С кем мы встречаемся? Чем мы любуемся?
С кем мы встречаемся на улице (в детском саду, в школе, в церкви)?
Чем мы любуемся в парке (на улице, в музее, дома)?
Комплексные игры-упражнения:
1. Добавь слова осень, зима, весна, лето:
Мы ждали …
Долго не было …
Мы рады …
Мы одеваемся тепло …
Мы поем песни о …
Мы любим …
Мы довольны …
2. Песня «Падежная игра»
Мы знаем ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ: – КТО там?
– Брат и сестра.
Сейчас вопрос, потом ответ –
Вот правила игры.
РОДИТЕЛЬНЫЙ: – КОГО здесь нет?
– Брата и сестры.
Ты говоришь, я говорю
И рады мы игре.
ДАТЕЛЬНЫЙ: – КОМУ звоню?
– Брату и сестре.
Играем вместе и вдвоём в падежную игру.
ВИНИТЕЛЬНЫЙ: – КОГО мы ждём?
– Брата и сестру.
В игре я падежи учу, доволен я игрой,
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ: – С КЕМ я дружу?
– С братом и сестрой.
Запомнить можем мы легко все падежи в игре.
ПРЕДЛОЖНЫЙ: – Говорим О КОМ?
– О брате и сестре.

5. Упражнения, формирующие умения и навыки употребления падежей
Предложный падеж
Задание 1. Скажите, где могут быть эти вещи.
Модель: Книга – стол, журнал, сумка. –
Книга – на столе, на журнале, в сумке.
Фотография – альбом, конверт, книга.
Ключ – комната, карман, стол.
Кинотеатр – город, проспект, улица, центр.

Задание 2. Скажите, где живут, работают или учатся эти люди.
Модель: Вот комната № 501. Здесь живут студенты. – Студенты живут в комнате № 501.
Вот Сенегал. Здесь живёт его семья.
Вот школа. Здесь учится моя сестра.
Это парк. Здесь гуляют Анна и Марта.
Это Россия. Здесь я сейчас живу.
Это общежитие. Здесь живёт мой друг.
Вот аудитория № 323. Здесь работает наша группа.
Вот кинотеатр. Здесь мы смотрим новый фильм.
Это Воронеж. Здесь мы живём.
Вот аптека. Здесь работает мой брат.
Это подготовительный факультет. Здесь мы учимся.

Задание 3. Как вы думаете, где учатся эти люди?
Модель: Диалло – будущий химик. –
Диалло учится на химическом факультете.
Антон – будущий биолог.
Юсеф – будущий врач.
Анна – будущий физик.
Виктор – будущий механик.
Олег – будущий инженер-строитель.
Алекс – будущий архитектор.
Поль – будущий учитель.
Павел – будущий юрист.
Роман – будущий экономист.
Леонид – будущий инженер-технолог.
Эти слова помогут вам: биологический факультет, физический факультет, медицинская академия, строительный университет, механический факультет, педагогический университет, юридический факультет, архитектурный факультет, технологический факультет, экономический факульте.

Задание 4. Скажите, где вы уже были, а где вы ещё не были.
Для ответа используйте слова: этот, эта, это, эти.
Модель: В городе есть театр оперы и балета. – Я уже был (я ещё не был) в этом театре.
В городе есть стадион.
На этой улице есть исторический музей.
В центре города находится большая площадь.
На площади находится городская библиотека.
Вот студенческое общежитие № 4.
В клубе часто бывает дискотека.
В центре города есть красивый проспект.
На проспекте есть кукольный театр.
Владимир, Суздаль, Новгород – это старые русские города.
Франция, Германия, Англия – это европейские страны.

Задание 5. Постарайтесь правильно ответить на вопросы.
1. На каком этаже находится ваша аудитория? (третий)
2. На каком этаже находится наша библиотека? (первый)
3. В какой аудитории будет лекция? (двадцать шестая)
4. На каком курсе учатся ваши друзья? (второй)
5. На какой странице находится это упражнение? (десятая)
6. В какой школе учится ваша сестра? (большая)
7. На какой улице находится ваше общежитие? (центральная)
8. В каких комнатах живут ваши друзья? (новые)
9. В каком магазине можно купить книги? (книжный)
10. В каком городе живёт ваша семья? (небольшой)

Задание 6. Расскажите о Бернаре. Эти вопросы помогут вам.
Где живёт Бернар? (небольшой город, тихая улица)
Где он учится? (университет, экономический факультет, пятый курс)
3. Где он обычно занимается? (университетская библиотека, читальный зал)
О чём он мечтает? (интересная работа)
Где он хочет работать после университета? (крупная компания или большой банк)

Задание 7. Как уточнить информацию? Используйте вопросы в (на, о) каком? в (на, о) какой? в (на, о) каких?
Модель: Жак был на стадионе. – На каком стадионе был Жак?
Марта была в театре.
Мария работает в библиотеке.
Том был в поликлинике.
Мы пишем в тетрадях.
Студенты занимаются в аудиториях.
Анна рассказала о выставке.
Нина говорила о новом спектакле.
Дима был в школе.
Виктор был в музее.
Газеты писали о спортсменах.

Задание 8. Вы знаете, о ком или о чём они говорят?
Модель: Виктор: Вот моя младшая сестра. Её зовут Ольга. – Виктор говорит о своей младшей сестре.
Рашид: Вот мой старший брат. Его зовут Валид.
Студенты: Воронеж – большой и красивый город.
Клара: Сегодня хорошая погода.
Фернанд и Сара: Наша группа интернациональная.
Пауло: Моя родина очень красивая.
Лусиано: Мой друг учится в группе №5. Его зовут Па-
скаль.
Самира: Моя семья живёт в Сирии.
Преподаватель: Вот наш университет. Он большой и
новый.
Декан: Наш подготовительный факультет – это друж-
ная семья.
Пол: Моя комната небольшая, но светлая и тёплая.

Задание 9. Скажите, когда это было или будет.
Когда у вас будут экзамены? (январь)
Когда у вас будут каникулы? (февраль)
Когда ваш друг окончил школу? (прошлый год)
Когда вы окончите подфак? (будущий год)
Когда вы начали изучать русский язык? (этот год)
Когда вы получили письмо из дома? (этот месяц)
Когда вы начали изучать физику? (прошлый месяц)
Когда у вас была контрольная работа? (эта неделя)
Когда вы были в музее? (прошлая неделя)
Когда вы хотите пойти в цирк? (следующая неделя)

Задание 10. Как можно закончить эти предложения?
Вчера я получил письмо, в котором…
Сегодня я увидел девушку, о которой…
Вот школа, в которой…
Мне нравится улица, на которой…
Я потерял тетради, в которых…
Я люблю читать книги, в которых…
Я увидел город, в котором…
Мне нравятся фильмы, в которых…
Вот страна, о которой…
Мне понравился артист, о котором…
а. автор рассказывает о любви.
б. ты говорил.
в. брат пишет о семье.
г. я учился раньше.
д. я всегда мечтал.
е. я прочитал в журнале.
ж. играет Джеки Чан.
з. живут мои друзья.
и. я писал домашнее задание.
к. находится наш университет.

Винительный падеж
Задание 1. Как можно закончить эти предложения?
Модель: Я хорошо знаю… (Фаю, её город) – Я хорошо знаю Фаю и её город.
1. Я вижу в окно (солнце, улица, дом, друг).
2. Семен любит (спорт, музыка, стихи).
3. Денис хорошо знает (Виктор, Ирина, их город).
4. Преподаватель спрашивает (студент и студентка).
5. Я жду (брат, сестра, их письмо).
6. Мы встретили в кафе (преподаватель и его жена).
7. Алекс забыл дома (телефон, книга, тетрадь).
8. Дима видел в парке (земляк и его подруга).
9. На подфаке мы изучаем (русский язык, математика, физика, химия, черчение, информатика, история).
10. Я очень люблю (семья, друзья).

Задание 2. Как правильно построить эти предложения?
Модель: Марта, журнал, смотреть. – Марта смотрит журнал.
Виктор, книга, читать.
Музыка, слушать, Елена.
Балет, смотреть, Владимир.
Читать, мы, газета.
Студенты, рассказ, писать.
Программа «Новости», они, смотреть.
Вы, слушать, радиопередача.
Песня, знать, я.
Мы, стихи, любить.
Ты, любить, математика.
Задание 3. Расскажите о вашей семье. Замените все местоимения, дайте полную информацию.
Модель: Вот мой друг. Его зовут … . – Вот мой друг. Моего друга зовут Виктор.
Вот мой отец. Его зовут … .
Это моя мать. Её зовут … .
Это мой старший брат. Его зовут … .
Это моя младшая сестра. Её зовут … .
Это моя семья. Я очень люблю её.
А вот наш дом. Я очень люблю его.

Задание 4. Уточните информацию.
Модель: Вот мой новый друг. Я видел его недавно. – Я видел своего нового друга недавно.
1.Это наш новый сосед. Я хорошо знаю его.
2. Вот наш русский друг. Мы хорошо понимаем его.
3. Это моя младшая сестра. Я очень люблю её.
4. Это наш новый декан. Мы очень уважаем его.
5. Вот мои хорошие друзья. Я встретил их в России.
6. Вот наконец идёт мой друг Алекс. Я жду его уже 2 часа.
7. Вот идёт красивая девушка. Я хочу пригласить её в кино.
8. Это наш новый переводчик. Мы встретили его в кафе.
9. Вот наш преподаватель. Я хочу спросить его, когда у
нас будут каникулы.
10. Это известные артисты. Я видел их в кино.

Задание 5. Скажите, кого сфотографировал Виктор, если он показывает фотографии и говорит: «Это мой отец и моя мать. Это мой младший брат. А это моя старшая сестра и её муж. Вот мои новые друзья. Это мой лучший друг и его жена. Это мой преподаватель. А это наша группа».
Начните так: Виктор сфотографировал своего отца, …

Задание 6. Скажите, как их зовут.
Модель: Это мой лучший друг Петр. – Моего лучшего друга зовут Петр.
Это наш преподаватель Владимир Антонович.
Это наш декан Игорь Анатольевич.
Это наш самый весёлый студент Тимур.
Это наша самая добрая студентка Диана.
Это лучший российский футболист Андрей Аршавин.
Это моя знакомая девушка Наташа.
Это мой старший брат Жан.
Это моя младшая сестра Жанетт.
Это мой отец.
Это моя мать.

Задание 7. Постарайтесь правильно закончить эти предложения.
Используйте слова этот, эта, это, эти.
Модель: Это интересная книга. Я уже прочитал… – Я уже прочитал эту книгу.
Вот наша новая студентка. Я уже видел … .
Это наш новый город. Я уже знаю … .
Это хороший артист. Я люблю … .
Вот мой друг. Я хочу пригласить на вечер … .
Это американский фильм. Я уже посмотрел … .
Кто этот человек? Я не видел раньше … .
Это красивая девушка. Я давно знаю … .
Это отличная новость. Я уже слышал … .
Это твоя ручка? Можно взять … ?
Это наши преподаватели. Мы хорошо помним … .

Задание 8. Как вы думаете, куда они ходили?
Модель: Виктор купил конверт и марку на почте. – Виктор ходил на почту.
Харди поужинал в нашей столовой.
Мария играла в теннис в спортивном зале.
Мои друзья слушали оперу в нашем театре.
Анна взяла книги в университетской библиотеке.
Майкл посмотрел картины на интересной выставке.
Антон и Марта были в историческом музее.
Студенты были на интересном вечере.
Мы были на экскурсии в новой школе.
Павел был в студенческой поликлинике.
Алекс любит заниматься в читальном зале.

Задание 9. Как уточнить информацию?
Используйте слова какой? какое? какие? какую? какого? каких?
Модель: Я купил журнал. – Какой журнал ты купил?
Художник нарисовал город.
Я сфотографировал площадь.
Мы увидели преподавателя.
Мой друг любит музыку.
Я пригласил на вечер девушку.
Александр купил пальто.
Мы ждём друзей.
Я прочитал газету.
На выставке я встретил студентов.
Я хорошо знаю артиста.

Задание 10. Как можно закончить эти фразы?
На столе лежит газета, …
Мне нравятся артисты, …
Я прочитал о городе, …
Я жду своего друга, …
Я знаю песню, …
Я был на вечере, …
На родине живёт моя семья, …
Антон рассказал о книге, …
Я купил сувенир братьям, …
Сегодня я встретил девушку, …

а. которую я купил в киоске.
б. которого ты хорошо знаешь.
в. которых я видел в этом фильме.
г. который находится в Сибири.
д. которых я очень люблю.
е. которую я часто вспоминаю.
ж.который организовали наши студенты.
з. которую хочу пригласить в кино.
и. которую ты поёшь.
к. которую он прочитал недавно.

Родительный падеж
Задание 1. Напишите, что у них есть.
Модель: Виктор купил ручку. – У Виктора есть ручка.
Алекс купил шапку и шарф.
Мы взяли учебники в библиотеке.
Они купили билеты в цирк.
Вы получили визу?
Вчера я купил компьютер.
Федор читает газету.
Ты уже купил гитару?
Леонид получил деньги в банке.
Роман купил куртку.
В нашей комнате стоит холодильник.

Задание 2. Напишите, чего у них нет.
Модель: Виктор хочет купить ручку. – У Виктора нет ручки.
1. Алекс хочет купить телефон.
2. Они хотят взять словарь в библиотеке.
3. Марта хочет купить лампу.
4. Михаил хочет купить тетрадь.
5. Брат хочет купить телевизор.
6. Я не получил деньги.
7. Мы хотим купить сахар.
8. Ольга хочет купить шарф.
9. Кевин хочет купить газету.
10. В городе ещё не построили цирк.

Задание 3. Скажите, у кого есть всё это.
Модель: У кого есть телевизор? (наш новый студент) – У нашего нового студента есть телевизор.
У кого есть дорогой телефон? (мой друг Павел)
У кого есть хороший ноутбук? (мой земляк)
У кого есть новый учебник? (эта новая студентка)
У кого есть интересная газета? (мой сосед)
У кого есть новая машина? (мой старший брат Денис)
У кого есть красная ручка? (наша преподавательница)
У кого есть чистая тетрадь? (моя подруга Ольга)
У кого есть большой дом? (мои родители)
У кого есть новые диски? (мои друзья)
У кого есть тёплая куртка? (этот африканский студент)

Задание 4. Постарайтесь правильно закончить эти предложения.
Модель: В моей комнате нет…большой шкаф. - В моей комнате нет большого шкафа.
1. В моём городе нет … новый стадион,
современный кинотеатр,
кукольный театр,
исторический музей.
автобусная остановка,
2. На этой улице нет … большая библиотека,
музыкальная школа,
новое здание.
большие аудитории
читальные залы.
3. На этом этаже нет …

Задание 5. Постройте правильно эти предложения.
Модель: Мой сосед – новый телевизор – У моего соседа нет нового телевизора.
мой друг – красивая машина
эта студентка – новые журналы
мои земляки – новые диски
наш преподаватель – простой карандаш
моя соседка – русская книга
моя подруга – новый фотоаппарат
мой брат – современный компьютер
мои родители – мобильный телефон
мой друг – младшая сестра
я и мои друзья – свободное время

Задание 6. Как вы думаете, откуда они пришли или приехали?
Модель: Денни раньше жил в большом городе. – Денни приехал из большого города.
1. Мой друг раньше жил в маленьком городе.
2. Семья Луиса живёт в Латинской Америке.
3. Жак купил куртку в большом магазине.
4. Мы были на почте.
5. Студенты были в музее на выставке.
6. Мои друзья живут в разных странах и городах.
7. Давид был в своей комнате.
8. Мои земляки живут в четвёртом общежитии.
9. Марта была в студенческой поликлинике.
10. Алекс был на рынке.

Задание 7. Постарайтесь написать правильно.
Модель: На столе лежат 4 (книга) и 3 (тетрадь) - На столе лежат 4 книги и 3 тетради.
В нашем городе 4 (театр) и 5 (музей).
На улицах города много (машины и автобусы).
В этом месяце Филипп получил мало (письма и открытки).
Майкл взял в библиотеке несколько (учебники и журналы).
Сколько (карандаш и ручка) ты купил?
В нашей библиотеке много (книги и словари).
У нас в группе учится 5 (студент) и 3 (студентка).
Марк купил 2 (куртка) и 3 (шарф).
В аудитории 10 (стол) и 20 (стул).
Сейчас 2 (час) и 25 (минута).

Задание 8. Как правильно ответить на вопросы?
Модель: Чья это комната? (мой брат) – Это комната моего брата.
Чьи это песни? (один молодой композитор)
Чья машина стоит на улице? (наш декан)
Чей учебник лежит на столе? (наш студент Александр)
Какой роман вы читаете? (один известный русский писатель)
Чей словарь вы нашли в аудитории? (одна наша студентка)
Какое письмо вы читаете? (моя школьная подруга)
Чьи стихи вы переводили? (один современный поэт)
Чья это квартира? (мои родители)
Чей это зонт? (моя сестра)
Чьи это вещи? (мои друзья)

Задание 9. Как можно сказать по-другому?
Модель: Владимир учится в Московском университете на химическом факультете на первом курсе. – Владимир – студент Московского университета химического факультета первого курса.
Джон учится в университете на подготовительном факультете в пятой группе.
Марта учится в строительной академии на архитектурном факультете на четвёртом курсе.
Наташа учится в музыкальной школе в десятом классе. Она ещё ученица.
Мишель работает на большом заводе. Он директор.
Александр написал интересный роман о любви. Он его автор.
Я читаю письмо. Его написал мой друг.
Какая это книга? Я не знаю её название.
Вот красивое здание. Здесь наш университет.
Ольга работает в университете. Она преподаёт русский язык.
Вот фотография. Здесь одна знакомая девушка.

Задание 10. Скажите, когда произошли эти события.
Модель: Мой друг родился … 9, март, 1989 - Мой друг родился 9 марта 1989 года.
1. А.С. Пушкин родился… 6, июнь, 1799
2. Мой брат женился … 18, май, 2007
3. Мои друзья ездили во Францию … август, 2009
4. Студенты приехали в Россию … ноябрь, 2010
5. Мы начали изучать русский язык … 9, сентябрь, 2011
июль, 2008
6. Моя сестра окончила школу … 15, май, 1935
7. Метро в Москве открыли … 12, апрель, 1961
8. Ю. Гагарин полетел в космос … 1, январь
9. Мы отмечаем Новый год … зима, 2014
10. Олимпиада в Сочи будет проходить …

Дательный падеж
Задание 1. Уточните, о ком идёт речь.
Модель: Это Анна. Виктор купил ей цветы. – Виктор купил цветы Анне.
Это Жан. Анвар купил ему словарь.
Это преподаватель. Марта показала ему тетрадь.
Это Дина. Тедди купил ей билет в кино.
Это Надя. Преподаватель дал ей учебники.
Это сестра Олега. Олег позвонил ей по телефону.
Это Александр. Брат помог ему решить задачу.
Это Андрей. Лейла написала ему письмо.
Это Вика. Олег подарил ей цветы.
Это Иван. Катя дала ему номер телефона.
Это Наташа. Алекс сказал ей, что будет ждать её вечером.

Задание 2. Постарайтесь правильно ответить на вопросы.
Модель: Кому вы подарили альбом? (мой брат). Я подарил альбом своему брату.
Кому вы обещали дать интересную книгу? (мой друг Алекс)
Кому вы звонили вчера вечером? (одна русская девушка)
Кому вы рассказали о своей родине? (наш преподаватель)
Кому вы хотите подарить видеокассету? (мой младший брат)
Кому вы часто пишете письма? (моя старшая сестра)
Кому вы помогаете изучать английский язык? (моя подруга)
Кому вы купили билеты в цирк? (все мои друзья)
Кому вы показали фотографии? (наши новые студенты)
Кому вы обещали хорошо учиться? (мои родители)
Кому вы послали открытки из России? (мои сёстры и братья)

Задание 3. Скажите, кому всё это нравится или понравилось?
Модель: (Я) очень понравились фотографии. - Мне очень понравились фотографии.
(Я и мои друзья) понравилась Москва.
(Мои родители) не нравится моя специальность.
(Мой друг) не понравился этот фильм.
(Моя сестра) нравится её комната.
(Наш преподаватель) понравился этот концерт.
(Мы) нравится здесь жить и учиться.
(Они) понравилась экскурсия в музей.
(Она) нравятся русские песни.
(Все студенты) понравился этот урок.
(Он) нравится играть в компьютерные игры.

Задание 4. Скажите, что вам понравилось.
Правильно закончите предложения.
понравился … новый фильм
понравилось … экскурсия
понравились... эта девушка
понравился … русские песни
Мне понравилась… интересный урок
понравилась… этот красивый город
понравились… наше общежитие
понравилась… стихи Пушкина
понравился… новое кафе
понравилось… новая выставка

Задание 5. Кому сколько лет? Найдите правильный ответ.
Модель: Мой друг 11 - Моему младшему брату 11 лет.
Мой младший брат 24
Моему другу 24 года.
1. Этот дедушка 14
2. Эта девушка 5
3. Моя старшая сестра 10
4. Моя мать 22
5. Мой отец 18
6. Я 3
7. Этот мальчик 51
8. Эта девочка 77
9. Этот молодой человек 54
10. Мой младший брат 29

Задание 6. Что вы им посоветуете? Найдите правильный ответ.
Используйте модель: кому? можно, нужно, нельзя + инфинитив.
Модель: Анна очень устала. – Анне надо хорошо отдохнуть.
Виктор болен.
Жан плохо написал контрольную работу.
Моя сестра много работает.
Мой брат хочет поступить в университет.
Мой отец много курит.
Мой друг потерял телефон.
У Юлия нет учебника по физике.
Альбина хочет купить новый телевизор.
Я хочу сдать экзамены досрочно.
Зимой на улице очень холодно.
Эти слова помогут вам: взять учебник в библиотеке; хорошо сдать все экзамены;
написать заявление; купить тёплую одежду; много заниматься; курить; пойти в поликлинику; поехать отдыхать на море; купить новый телефон; пойти в магазин.

Задание 7. Как уточнить информацию? Используйте вопросы: какому? какой? каким?
Модель: Я написал письмо брату. – Какому брату ты написал письмо?
Преподаватель объясняет урок студентке.
Экскурсовод показывает город туристам.
Ты сделал фотографии другу?
Виктор передал привет земляку.
Этим студентам надо много заниматься.
Моей сестре 17 лет.
Саид купил билет в театр девушке.
Марта помогает изучать русский язык студенту.
Ольга рассказывает о своей жизни друзьям.
Мама покупает игрушки сыну.

Задание 8. Прочитайте эти SMS-ки.
Скажите, кому и что они написали.
Модель:– Виктор! Я купила тебе словарь. Марта.– Марта написала Виктору, что она купила ему словарь.
1. Ольга! Я жду тебя в парке в 6 часов. Олег.
2. Владимир! Завтра у нас будет контрольная работа.
Эмили.
3. Александр! Я не могу пойти в кино. Я занята. Татьяна.
4. Санта! Завтра в клубе будет вечер. Серж.
5. Наташа! Я купил 2 билета в кино. Майкл.
6. Мама! Я тебя люблю! Твой сын.
7. Папа! Я хорошо сдал все экзамены. Владимир.
8. Петр! Завтра мы будем играть в футбол. Давид.
9. Алекс! В субботу я поеду в Москву. Олег.
10. Сергей! Ты должен хорошо учиться! Твой брат Юрий.

Задание 9. Постарайтесь правильно построить предложения по модели: кто? + глагол + кому? + инфинитив.
1. Я, мои родители, хорошо учиться, обещать.
2. Лидия, приготовить обед, помочь, старшая сестра.
3. Яков, посмотреть новый фильм, посоветовать, свои
друзья.
4. Преподаватель, все студенты, пойти в музей, предло-
жить.
5. Громкая музыка, спать, мешать, мой сосед.
6. Ален, своя подруга, часто звонить по телефону, обе-
щать.
7. Олег, наша новая студентка Ольга, помочь, перевести
текст.
8. Декан, разрешить, мои земляки, поехать на экскурсию.
50
9. Отец, мой младший брат, много гулять, не разрешать.
10. Родители, всегда советовать, свои дети, много зани-
маться.

Задание 10. Как можно соединить предложения с помощью слов которому, которой, которым?
Модель: Это новый студент. Ему надо купить словарь. –Это новый студент, которому надо купить словарь.
Я знаю эту студентку. Ты пишешь ей SMS-ку.
Вот мой друг. Сегодня ему исполняется 20 лет.
У меня есть подруга. Я всегда помогаю ей делать домашнее задание.
Во Франции живёт моя сестра. Я хочу поехать к ней летом.
На родине живут мои друзья. Я обещал им часто писать письма.
Утром я встретил друга. Я сказал ему, что урока не будет.
Это арабские студенты. Декан разрешил им сдать экзамены досрочно.
В университете учится мой земляк. Я должен сообщить ему о собрании.
В деканат пришли студенты. Им надо взять справку об учёбе.
Вот мой брат. Я хочу купить ему подарок.
Творительный падеж
Задание 1. Постарайтесь правильно ответить на эти вопросы.
Модель: С кем ты вчера гулял в парке? (моя подруга). - Вчера я гулял в парке с моей подругой.
С кем встретился наш преподаватель? (новый студент)
С кем разговаривает врач? (больной мальчик)
С кем дружит ваша сестра? (известный футболист)
С кем вы всегда советуетесь? (мои родители)
С кем Виктор ходил в цирк? (младшая сестра)
С кем вы поздоровались утром? (наш преподаватель)
С кем ты хочешь поехать в Москву? (мой земляк)
С кем вы познакомились на вечере? (интересный человек)
С кем вы говорили по телефону вчера вечером? (мой отец)
С кем разговаривает наш декан? (арабские студенты)

Задание 2. Как правильно закончить эти предложения?
Модель: Я был в кафе (мой земляк). Я был в кафе с моим земляком.
Я познакомился в Москве (русская девушка).
Я посоветовался (наш декан).
Мы хотим поговорить (этот человек).
Я давно не виделся (мои родители).
Виктор любит спорить (его друзья).
Марта дружит (мой брат).
Я люблю играть в шахматы (мой отец).
Мы ходили в музей (наша преподавательница).
Ты говорил по телефону (твоя сестра)?
Преподаватель занимается (эти студенты).

Задание 3. Как вы думаете, кем хотят стать ваши друзья?
Модель: Виктор любит химию. – Виктор будет (хочет быть) химиком.
1. Алекс любит медицину.
2. Пол изучает экономику.
3. Альберт хорошо знает физику и математику.
4. Борис любит архитектуру.
5. Марта хорошо поёт и танцует.
6. Олег любит писать статьи.
7. Филипп любит строить дома.
8. Виктор пишет стихи и рассказы.
9. Петр хорошо рисует.
10. Павел изучает право.

Задание 4. Как можно сказать по-другому?
Используйте глаголы: работает, стал, был.
Модель: Моя мама – преподаватель. – Моя мама работает преподавателем.
Его дядя – главный архитектор города.
Мой брат – хороший программист.
Моя подруга – медицинская сестра.
Наш друг – детский врач.
Его сестра – известная журналистка.
Мой отец – директор школы.
Друг Феликса – прекрасный экономист.
Марта – отличный переводчик.
А.С. Пушкин – великий русский поэт.
Д.И. Менделеев – известный русский учёный-химик.

Задание 5. Скажите, чем интересуются, увлекаются или занимаются эти люди?
Модель: Виктор любит плавание. – Виктор занимается (увлекается) плаванием.
Мой друг часто играет в волейбол.
Марта любит русскую литературу.
Антон любит русское искусство.
Мой друг всегда слушает современную музыку.
Моя мама любит русский балет.
Мы любим русский язык.
Владимир любит русскую живопись.
Александру нравится лыжный спорт.
Виктору нравятся компьютерные игры.
Мои друзья очень любят математику.

Задание 6. Напишите эти предложения правильно.
Модель: Я ем суп …(хлеб). – Я ем суп с хлебом.
Утром я ем хлеб …(масло и сыр).
Павел любит рис …(мясо).
Обычно я пью чай …(сахар и лимон).
Утром мы пьём кофе…(молоко или сливки).
Я люблю макароны…(соус).
Мы чертим чертёж … (простой карандаш).
Преподаватель проверяет тетради … (красная ручка).
Художник нарисовал картину … (яркие краски).
Преподаватель пишет на доске … (мел или фломастер).
Наш китайские друзья едят рис …(палочки).

Задание 7. Как уточнить информацию? Используйте вопросы: с каким? с какой? с какими?
Модель: Я был в театре с другом. – С каким другом?
1. Я сфотографировался с преподавателем.
2. В воскресенье я говорил по телефону с подругой.
3. Преподаватель поздоровался со студентами.
4. Я хочу поехать в Москву со своим земляком.
5. Мы гуляли по проспекту со своими друзьями.
6. Я познакомился в парке с девушкой.
7. Декан разговаривает со студентом.
8. Я занимаюсь спортом.
9. Я интересуюсь музыкой.
10. Я посоветовался с другом.

Задание 8. Можете ли вы правильно построить эти предложения?
Модель: Саша, с, Анна, танцевать, на, вечер. – Саша танцевал с Анной на вечере.
Мария, театр, быть, с, подруга, в.
Давид, домашнее задание, делать, с, друг.
Алекс, говорить по телефону, с, мама.
Антон, ужинать, вместе с, Наташа.
Мама, сын, гулять, в, парк, с.
Виктор, хочет быть, врач.
Его сестра, работать, экономист, на, фирма.
Мой отец, на, инженер, завод, работать.
Петр, журналист, хочет быть.
Марта, журналистка, тоже, быть.

Задание 9. Постарайтесь правильно соединить эти предложения с помощью слов с которым, с которой, с которыми.
Модель: Вот мой друг. Я встретился с ним в Москве. Вот мой друг, с которым я встретился в Москве.
Сегодня я видел девушку. Я познакомился с ней на вечере.
Я часто вспоминаю своего друга. Я учился с ним в школе.
Я получил письмо от брата. Я не виделся с ним много лет.
Я иду к преподавателю. Я занимаюсь с ним русским языком.
Как зовут этих девушек? Ты танцевал с ними на вечере?
Мой друг живёт в новом доме. Рядом с домом есть парк.
Как зовут этого врача? Вы говорили с ним по телефону.
Вот наши друзья. Мы ходили с ними в цирк.
Это моя подруга. Я хочу познакомить тебя с ней.
Я знаю студентку. Ты поздоровался с ней сейчас.

Упражнение 1 .

Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

Упражнение 2.

Образуйте от следующих существительных форму родительного падежа единственного числа. Если возможны две формы, укажите их различия (смысловые, стилистические). Придумайте примеры с образованными формами.

Блеск, бой, град, год, актер, ветер, виноград, город, день, деготь, доход, голос, корабль, горох, лук, крик, квас, лист, мед, молоко, молоток, народ, огонь, перец, промах, порох, расход, сад, стол, слух, сахар, след, смех, спор, снег, хворост, чай.

Упражнение 3.

От данных однокоренных слов образуйте форму родительного падежа. Обозначьте окончания и объясните написание.

Сын - сынишка, сват - сватушка, морковь - морковка, картофель - картошка, мечта - мечтанье, выход - выходка, просьба - прошение, месть - мщение, восход - восхождение, гость - гостья, Евгений - Евгения, Валерий - Валерия.

Упражнение 4.

От следующих существительных образуйте формы:

а) творительного падежа единственного числа: ночь, рожь, степень, путь, семья, соловей, юноша, станция, Бородино, Пушкино, Юрьев, Ростов, Царицын;

б) творительного падежа множественного числа: ночь, плеть, кость, дочь, церковь, мать, сосед, зверь, гвоздь, гость, желудь, коготь, ухо, плечо, колено;

в) предложного падежа с предлогами о (об), в, на . Поставьте ударение. Придумайте предложения с данными существительными в этой форме: берег, бестия, брошь, варенье, ветер, вихрь, газ, глаз, галерея, гость, гостья, город, гений, дом, дичь, дуб, затишье, здание, запястье, зуб, край, кий, ложь, лишай, лось, мост, мох, мыс, Наталья, отпуск, плот, сад, стол, сияние, тень, улей, фамилия, устье, цех, холод, чай, шкаф.

Упражнение 5.

От следующих существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Если есть варианты форм, укажите, чем они различаются. Выделите существительные, у которых окончание -а или -ы выполняет смыслоразличительную функцию. Поставьте ударение в образованных формах.

Берег, брат, ветер, век, воз, вымпел, глаз, год, городишко, доктор, договор, долг, жеребенок, зеркальце, инспектор, корень, колокол, колесо, кольцо, лагерь, мех, мать, народ, орден, отпуск, плечо, пожарище (сильный пожар), пожарище (пепелище), платьице, профессор, провод, рукав, серп, сторож, станция, судья.

Упражнение 6.

От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа. Выделите существительные, у которых в этой форме нулевое окончание. Поставьте ударение.

Апельсин, банан, бездарь, баран, бурят, бойня, басня, воробей, вишня, ворот, врунишка, ворчунья, ворон, гадюка, гусь, готовальня, героиня, дупло, дно, дыня, деревня, жаровня, коллега, конь, кирасир, манеж, манжет, малолетка, монгол, няня, неженка, орел, полотенце, певунья, отпуск, кукла, плясунья, поросенок, полынья, ружье, рысак, разиня, соня, сын, ставня, сластена, селезень, соболь, солдат, судья, тетерев, таможня, умница, читальня, шалунишка, юла, ястреб, якорь.

Упражнение 7.

Укажите особенности в образовании форм творительного падежа единственного числа у следующих существительных.

Кишинев, г. Калинин, с. Кирсаново, Псков, Бородино, Сараево; Александр Герцен, Александр Грин, Иван Петров, Чарльз Дарвин, Чарли Чаплин.

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя недостающие буквы в окончаниях, графически обозначьте окончания и укажите падеж существительного.

1. А внизу, на рябин..., рассыпались грудастые краснозобые снегири, и, сполошившись, всей ста...и слетели, и, точно бусы, уселись на ветвях белой березы, стряхнув серебряный ин...й (С.-Мик.). 2. На другой день весть о пожар... разнеслась по всему околотку. Некоторые догадывались об истин... и утверждали, что виновником сего ужасного бедстви... был сам Дубровский... (П.). 3. Незнайка быстро оделся и поднялся по скрипучей деревянной лестниц... (Нос.). 4. Обледенение происходит при выпадени... дождя и мокрого снега, при испарени... воды, когда температура воздуха очень низкая. Самое сильное обледенение происходит при забрызгивани... судна при ветре силой более пяти баллов. 5. Арабские книги говорят о том, что в середин... первого тысячелети... славян... вели большую торговлю с греками. 6. Утром на еще желтой озим... зеленели только края луж..., а к вечеру вся озимь позеленела (Приш.). 7. Подули холодные ветр... Много раз большими хлопьями начинал падать снег. Потянулся через дорогу и скрылся в ельник... заячий разгонистый след. Лисий, строченый, лапка за лапкой, вьется вдоль дорог... (С.-Мик.). 8. Однажды Федя подрался с Гриш...и Копейкин...м из-за флакончика туш.... Получилась клякса на лб... Тут уж никто без смех... не мог на него смотреть (Нос.). 9. Когда же на солнц... наплывало толстое облачко, холодный ветерок усиливался (Наг.). 10. Воды в цистерн... оставалось лишь на самом дне (Кат.). 11. Маяк был так высок, что не всякая птица могла подняться до его верх... В ненасть... маяк уходил в туманную высь и верх его исчезал... (Дом.). 12. Идешь. Струйки песк... засыпают позади твой след (Сладк.). 13. Самой большой любовью и почтени...м пользовался в авиационном отряде ручной журавль Василий Иванович (С.-Мик.). 14. Ничто, конечно, не может дать такого точного ощущени... прошлого, как встреча с живым свидетел...м (Пауст.). 15. Бывают слова, как будто простые и безобидные, которые, однажды сказанные ко времен..., вновь и вновь возникают в памят... и не дают тебе жить (Наг.).

Упражнение 9.

Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).

Упражнение10.

Перепишите, добавляя нужные окончания.

1. Губернский предводитель был в отчаяни.... (Л. Т.). 2. А лошадь между тем мирно стояла среди луга, выше чем по брюхо утопая в разнотравь... и разноцветь.... (Сол). 3. Свинья на барский двор когда-то затесалась, вокруг конюш...н... там и кухон... наслонялась (Кр). 4. Нет счастья в бездействи... (Цост). 5. Есть в светлеет... осенних вечеров умильная, таинственная прелесть... (Тютч). 6. Не стал он совсем ни есть, ни пить, ни по галере... гулять (Леск.). 1. Белецкий думал, что Оленин хотел только повеселиться, а Оленин ждал решения своей участ... (Л. Т.). 8. У стены Китай-города кучка людей окружала человека во фризовой шинел... (Л. Т.). 9. А щебета птиц не слыхать, хоть леса в Заволж... богаты певчей птицей (М.Г). 10. Комиссару становилось все хуже. Он жил на морфи..., на камфар... и от этого иной раз по целым суткам беспокойно дергался на койке в состояни... наркотического полузабытья (Пол.). 11. Дам и молодежь нашла она на огород..., в малин...ке. Одни ели малину, другие... бродили по грядкам клубник... (Ч.). 12. Бабка Акулина нисколько не удивилась нашей добыч... (Сол.). 13. В промежутках между выстрелами слышно было, как несмело перекликались в болотц... потревоженные стрельбой лягушки (Шол.). 14. За ужином Казакевич сказал мне, что завтра, по окончани... романа, он думает выехать за город (В. Бел.). 15. Прыгать на парашют... - значит погубить самолет (Вод.). 16. Крестьянская изба. Дубовый стол. Дубовые лавки. Образ... в углу (САлекс). 17. Находясь в изгнали..., поэт часто обращался к друзьям с просьбой прислать ему ту или иную книгу (Гессен.). 18. Доложили теперь о его прибыти... (САлекс). 19. Дремлет медведь, но чутко прислушивается к неугомонной жизн... зимнего леса (Зуев). 20. Огромный заиндевевший лось стоит среди фосфорического блеск... снегов, жует хвою и пускает клубы пар... (Зуев). 21. Горечь осинки косому слаще сахар... (Зуев). 22. У каждого актера бывает мечта об одной рол... (Исб.). 23. И я в чудесном забыть... движенья сковывал свои (Л.) 24. Ему захотелось во всеуслышань... закричать. 25. Я чувствовал, что этот бог - злой и неудобный старичищ... (М. Г.). 26. Муравьишк... в чаще дуб тяжелый тащит (Марш.). 27. Я убит подо Ржев..., в безымянном болот.... (Тв.). 28. При моем приближен... он не высказал ни страха, ни удивления (Абр.).

Упражнение 11.

Допишите окончания, объясните их написание.

1. Амбарищ..., багрищ..., болотищ..., веслищ..., ветрищ..., винищ..., волчищ..., глыбищ..., головищ..., горищ..., дворищ..., деньжищ..., жарищ..., избищ..., кафтанищ..., когтищ..., комарищ..., лапищ..., мозолищ..., плутищ..., сапожищ..., силищ..., умищ..., хвостищ..., человечищ..., чудищ..., холодищ....

2. Животишк..., именьишк..., торговлишк..., одеялишк..., жалованьишк..., мелочишк..., писаришк..., службишк..., старичишк..., зайчишк..., рублишк..., житьишк..., хвастунишк..., судьбишк..., письмишк..., заводишк..., народишк..., постелишк....

3. Заводил..., запевал..., зубил..., зубрил..., мазил..., зазывал..., объедал..., светил....

Тест по теме «Правописание окончаний имен существительных»

1. В каком слове окончание Е?

1) в комментари...

2) присутствовать на заседани...

3) по алле...

4) о благосостояни...

2. В каком слове окончание Е?

1) сообщить о метел...

2) в ближнем зарубежь...

3) отправить письмо Анастаси...

4) свидетельство о рождени...

3. В каком слове окончание И?

1) окна в ине...

2) конфликт в Закавказь...

3) обратиться к Наталь... Петровне

4) приехать из Турци...

4. В каком слове окончание И?

1) готов к отправк...

2) в глубоком ущель...

3) в усть... реки

4) в теплом помещени...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?

1) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...

2) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится

3) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...

4) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

Упражнения по теме «Склонение существительных» 3 класс.

Ф. И. _________________________________________________________

Задание № 1.

Вставь окончания -и- , -е- . Напиши склонение и падеж

существительного.

словосочетания

склонение

отдыхал на природ……

уехал из деревн….

рассказал о радост…

случилось в поезд….

постучал по парт…

скатился с ладон….

написал по памят….

вылетел на самолёт….

съехал с горк…..

стихи о мудрост….

Задание № 2.

Допиши окончания в словах.

Зимой на улиц… шёл сильный снегопад.

Метель понеслась и закружилась в снежном вальс…. .

Могучий лось тяжело пробирался по высокой густой трав…. .

Белым снег…. занесло все лесные тропинки.

Мы читаем стихи о весенней капел…. .

Задание № 3.

Найди и исправь ошибки.

Серые заяц сидел на старам пеньке.

По лесной дорожки пробежал волки.

Из тене деревьев выглядывали рыжие лисички.

Подсказка: в этом тексте 5 ошибок!

Задание № 4.

Прочитай предложения, вставь подходящие по смыслу слова.

В ночном ……………. ярко сверкают звёзды.

Стая крикливых журавлей пронеслась над ………… .

Осенью на приусадебном ……………. дети собрали хороший урожай.

Я с ………….. прочитал интересный детектив.

На ……….. русского языка мы писали сочинение.

Слова для справок: урок, небо, участок, поле, друг.

Задание № 5.

Прочитай слова, запиши эти существительные в родительном,

дательном и предложном падежах.

Родительный падеж

Дательный

падеж

Предложный падеж

библиотека

тетрадка

Задание № 6.

Напиши в скобках пропущенные вопросы, определи падеж.

гулял (……………..) по полю (…...падеж);

рисовал (………..…..) на листе (..….падеж);

смотрел (……..……..) в окно (……..падеж);

платье (………….….) сестры (………падеж);

доволен (…………….) работой (…..падеж);

рассказал (………..…) о храбрости (……падеж).

Задание № 7.

Определи и запиши склонение существительных, просклоняй эти слова,

выдели окончания.

Именительный

свиристель

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Задание № 8.

Просклоняй существительные множественного числа, выдели

окончания.

Падеж

Существительные множественного числа

стулья

крылья

парты

тетради

печати

Задание № 9.

Прочитай внимательно текст, подумай и напиши слова в скобках в

нужном падеже.

На (урок)………….. занимательной (математика)………………. идёт

самостоятельная работа.

У Димы на (парта)…………лежат школьные (принадлежность)….………….. .

Он выполняет задание в (тетрадь)……….. по (карточка)…………. .

Нужно сделать чертёж (отрезок)……………. по (линейка) …………….

Мальчик аккуратно чертит отрезок (карандаш) ……………

После окончания этого (задание)……………, он выполняет следующее.

Дима внимательно проверяет свою (работа)…………….. .

Задание № 10.

Найди в каждой строке лишнее слово, вычеркни его.

    Мышь, мелочь, туч, дочь, молодёжь.

    Кирпич, сторож, луч, мяч, куч, чиж.

    Лебедь, мебель, печаль, медь, плеть.

    Луж, стуж, задач, могуч, дач.

    Рука, строка, старча, удача, передача.

    Солнце, перец, яйцо, лицо, кольцо, колесо.

Задание № 11.

Найди и подчеркни несклоняемые имена существительные.

1.Ножницы, кофе, кенгуру, пальто, ружьё.

2. Перчатки, такси, носки, дети, кисти.

3. Шоссе, метро, кашпо, шимпанзе, фламинго.

Задание № 12.

Допиши окончания существительных.

    В магазин привезли тридцать килограмм…. апельсин…..., мандарин….,

    персик…, банан…., яблок….., слив….

    На урок…. математик….. ученики изучали таблиц…. умножения.

    Городской праздник проходил на центральной площад……

    У Маш…. и Витал….в субботу состояться соревнован…. по плаван…..

    Нужно начертить квадрат при помощ…. линейк……

Последние материалы раздела:

Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны
Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны

Родилась в Москве 8 февраля (28 января по старому стилю) 1693 года. Она была средней дочерью царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны...

Армянские сказки скачать Герои армянских народных сказок
Армянские сказки скачать Герои армянских народных сказок

Армянские сказки © 2012 г. Издательство «Седьмая книга». Перевод, составление и редакция. Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой...

Биологическая роль воды в клетке Какую роль играет вода в жизни клетки
Биологическая роль воды в клетке Какую роль играет вода в жизни клетки

Высокое содержание воды в клетке - важнейшее условие ее деятельности. При потере большей части воды многие организмы гибнут, а ряд одноклеточных и...