У шекспир гамлет читать краткое содержание. У

Вершиной мировой драматургии является трагедия Шекспира «Гамлет, принц датский». Уже несколько веков пьеса является программным произведением литературы и постоянным спектаклем в репертуарах театра всего мира. Такая популярность произведения говорит о насущности проблем, поднятых в произведении, которые актуальны во все времена развития общества.

Действие трагедии происходит в Дании, в королевской резиденции Эльсинор. Намедни всю страну окутало печальное событие – не стало короля. После кончины монарха на трон вступает его родной брат Клавдий. Собрав поданных, он сообщает две новости: что будет коронован, а также вступит в брак с нынешней королевой, то есть вдовой своего покойного брата. Сын умершего короля Гамлет чрезвычайно расстроен смертью отца и тем, что мать и дядя так скоро забыли свою скорбь.

Ночные дозорные заметили, что в один и тот же час появляется призрак, который очень похож на покойного короля. Они напуганы и зовут Горацио, который узнает в ночном образе прежнего короля. Он понимает, что покойный хочет о чем-то поведать, и решает обо всем доложить Гамлету. В следующую ночь принц видит призрак отца, который рассказал ему о том, что его родной брат Клавдий отравил его, налив яд в ухо, чтобы заполучить государством и королеву. Отец убеждает Гамлета отомстить за свою смерть.

Видя странное состояние Гамлета, Клавдий пытается разобраться в причинах. Ближайший поверенный короля и его советник Полоний узнает о любви Гамлета к своей дочери Офелии. Он убеждает дочь не верить его словам и беречь свою честь. Девушка возвращает принцу все дары и письма. Отчего Гамлет сознает, что его чувства были не взаимны. Полоний объясняет королевской чете странное поведение Гамлета, как страдания влюбленного и предлагает следить за принцем, чтоб в этом убедиться. Понимая это, Гамлет притворяется сумасшедшим. Подслушивая, король понимает воинственное отношение принца и понимает, что не в любви скрыта причина.

Чтобы отвлечь принца, король приглашает ко двору университетских друзей Гамлета – Розенкранца и Гильденстерна, которые привозят с собой театральную труппу. Гамлета мучают сомнения, действительно ли дядя – убийца и должен заплатить за свой поступок, а вдруг призрак – это демон, путающий мысли Гамлета и подводящий к греху. Чтобы не сделать ошибки и убедиться в виновности короля, Гамлет просит актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго». По сюжету пьесы племянник убивает своего дядю и соблазняет его жену. К ней Гамлет добавляет свои стихи и дает наставления актерам, как нужно играть, а также просит Горацио – единственного человека, которому доверяет, наблюдать за реакцией короля. Последний не выдерживает и покидает зал до завершения спектакля. Теперь Гамлет уверен в правдивости слов призрака.

Король начинает опасаться Гамлета и просит повлиять королеву-мать на него. Полоний услужливо предлагает подслушать их разговор и прячется за ковром. В ходе беседы Гамлет взывает к совести матери, осуждая ее брак с предателем. Полоний, выдает себя, и Гамлет, полагая, что это король, в сердцах ударяет в ковер шпагой и убивает советника. Гамлету жаль мудрого старика, но он сам выбрал свою участь и умер той участью, которую заслуживает. После убийства Полония, король и вовсе напуган и решает отправить принца в Англию под присмотром его мнимых друзей Розенкранца и Гильденстерна, дав им сопроводительное письмо с королевской печатью, в котором требует убить Гамлета.

Полония хоронят втайне и без почестей, чтобы не привлекать внимания. Известие о смерти отца доходит до сына Полония – Лаэрта. Таинственность смерти отца он объясняет тем, что гнусный поступок совершил король, и начинает настраивать датчан против Клавдия. Узнав об этом, король открывает Лаэрту настоящего убийцу и поддерживает его желание отомстить за смерть отца.

В это время Гамлет, вскрывший королевское письмо и узнав о намерениях Клавдия, подменил его другим, в котором приказывает казнить друзей-предателей, а сам покидает корабль и возвращается в Данию. Горе от смерти отца привело Офелию к потере рассудка и она утонула в озере. Прячась на кладбище, Гамлет и Горацио ставятся свидетелями похорон Офелии. Гамлет, не выдержав, подходит к могиле, где между ним и Лаэртом случился конфликт. Гамлет не может понять воинственности Лаэрта. Король тем временем предлагает Лаэрту отомстить Гамлету так, чтобы в глазах королевы и общества это не выглядело убийством. Они решают вызвать принца драться на рапирах на пари. Лаэрт для стопроцентной гарантии смерти Гамлета смазывает рапиры ядом, а король отравляет вино.

Во время схватки королева Гертруда, волнуясь за сына, отпивает вино и умирает. Лаэрт и Гамлет ранят друг друга, поменявшись оружием. Лаэрт умирает. Принц, все поняв, ранит Клавдия ядовитой рапирой и дает ему выпить вина. Перед смертью Гамлет просит Горацио рассказать людям все, что он знает, и передать его голос за кандидатуру Фортинбраса в роли будущего короля. Норвежский принц Фортинбрас стал королем, похоронив Гамлета с великими почестями.

Анализ произведения

Социально-философская трагедия была создана Шекспиром на основе средневековой легенды о принце Амлете. Народное произведение неоднократно поддавалось литературным обработкам. Однако именно творение Шекспира стало бессмертным.

Исторические факты и характер героя

Время действие пьесы не обозначено четко. Изображая прошлое, автор поднимает в произведении проблемы, актуарные и во времена жизни Шекспира, и в наши дни. Историческая достоверность и событийность в произведении отходит на второй план, позволяя акцентировать все внимание сюжета на личной трагедии принца Гамлета.

Композиция трагедии строится на основе двух сюжетных линиях: пути Гамлета к мести за смерть отца и честь матери; вероломных поступках, полных интриг и козней, со стороны короля Клавдия. Ярким примером авторской манеры Шекспира является такая особенность композиции трагедии, как насыщение ее монологами Гамлета, роль которых в подведении итогов тех или иных явлений и событий, их осмысление и героем, и читателем. В общую стилистику трагедии монологи главного героя вносят своеобразный философский характер и придают произведению окраску тонкого лиризма.

Временные отрезки произведения охватывают всего несколько дней, однако система персонажей трагедии достаточно развита. Всех героев можно поделить по их идейной значимости на три группы: основные персонажи: Гамлет, Клавдий, Гертруда; образы, влияющие на течение действия: призрак отца Гамлета, Полоний, Офелия, Лаэрт, Горацио, Розенкранц, Гильденстерн, Фортинбрас; второстепенные персонажи: дозорные, могильщики, капитан, матросы, дворяне и другие. Условно сам автор делит персонажей на две категории возможностью видеть призрака. Ведь его смогли увидеть лишь те, кто был чист душой и сердцем.

Главным героем является Гамлет – спорный и сложный образ. Особенность этого персонажа раскрывается в чрезвычайном мастерстве Шекспира показать героя в развитии. Так как Гамлет в начале произведения и в конце – совершенно разные образы. Раздвоение сознания, попытки проанализировать свои возможности, стремление жить по совести, сомнения и укоры – все это закаляет и формирует из мыслящего героя персонажа действенного. В философско-гуманистическом ключе образ Гамлета – это оберег общечеловеческих ценностей: морали, правды, чести и справедливости.

В произведении автор поднимает основную проблему эпохи Возрождения – крушение идеалов морали, гуманизма, чести, на смену которым приходит сила денег и власти. В трагедии автор пытает решить главный философский вопрос – для чего жить человеку, в чем есть смысл его бытия, если все в этом мире тленно.

Эта общечеловеческая извечная проблема воплощена в известнейшей фразе: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Именно поэтому реплики Гамлета наполнены мыслями о смерти, о смысле бытия. Ответом на этот вопрос служит мысль о ценности моральности человека, умении осмыслить прошлое и настоящее, чувствовать, любить. В этом видит Гамлет смысл жизни человека.

3 (60%) 2 votes


История начинается перед Эльсинорским замком, где проживает датская королевская семья. Горацио, друг наследного принца Гамлета, увлекающийся научными изысканиями, решает удостовериться в наличии или отсутствии некоего призрака, напоминающего внешне недавно ушедшего из жизни короля, отца Гамлета. Горацио полагает, что люди просто фантазируют, что никакого привидения нет, но в полночь призрак все же появляется в полном облачении, и потрясенный молодой человек решает рассказать обо всем принцу, считая, что привидение свидетельствует о предстоящих неблагоприятных событиях в государстве.

Гамлет был вынужден оставить обучение из-за трагической и внезапной кончины отца. Юноша искренне переживает смерть родителя, еще больше его огорчает и угнетает то, что мать, королева Гертруда, сразу же вышла замуж за его дядю, брата умершего короля, которого принц отнюдь не считает для нее достойной партией.

Отцовский призрак рассказывает Гамлету о том, что брат влил ему в ухо смертельный яд, в то время как король наслаждался спокойным отдыхом в саду. Привидение просит молодого человека отомстить за его гибель, и отныне единственной целью для Гамлета становится сведение счетов с дядей, убившим его отца.

В это же время Полоний, один из приближенных короля, отправляет сына Лаэрта учиться в Париж. Перед отъездом юноша запрещает сестре Офелии, в которую влюблен Гамлет, иметь какие-либо отношения с принцем, ведь на него налагаются огромные обязательства его происхождением и он не властен распоряжаться собственной жизнью и чувствами. То же самое говорит девушке и отец, требуя, чтобы она впредь не проводила время в обществе Гамлета. По словам самой Офелии, принц на днях посещал ее и вел себя чрезвычайно странно. Полоний полагает, что молодой человек обезумел от любви к его дочери и собирается сообщить обо всем королю.

Дядя Гамлета, которого тревожат угрызения совести из-за совершенного убийства, также весьма обеспокоен поведением племянника. Он обращается за помощью к двум молодым людям, Гильдестерну и Розенкранцу, которые ранее дружили с принцем, и просит их осторожно узнать, что же его гнетет, обещая за это различные милости. Полоний высказывает предположение о том, что все дело в сердечных чувствах, и обещает направить дочь к Гамлету, чтобы полностью удостовериться в своей правоте.

Товарищи пытаются побеседовать с принцем, но он догадывается о том, что их подослал к нему король, и удерживается от всякой откровенности. В этот момент ко двору прибывают актеры, и Гамлет решает воспользоваться их помощью, чтобы полностью убедиться в том, что его отца убил именно нынешний король. Принц предлагает актерам сыграть историю гибели Приама, в которую он намерен вставить несколько собственных стихов. Затем он приглашает мать и дядю на задуманное представление.

В то же время Гамлет много размышляет в одиночестве над тем, в чем смысл жизни, и почему люди так держится за свое земное существование. Офелия пытается поговорить с возлюбленным, но принц понимает, что девушку к нему подослали ее отец и его дядя, поэтому он умело притворяется потерявшим рассудок. Король понимает, что умственное расстройство Гамлета не связано с любовью.

В ходе демонстрации пьесы начинается сцена отравления и последующего объединения отравителя с супругой его жертвы, король не выдерживает этого зрелища и уходит из зала, за ним следуют все собравшиеся. Гамлет и Горацио более не сомневаются в том, что дядя принца действительно совершил чудовищное злодеяние.

Попытки Гильдестерна и Розенкранца дружески поговорить с Гамлетом снова ничем не заканчиваются, юноша с гневом произносит, что не позволит им играть с собой, как с музыкальным инструментом. Полоний просит принца прийти к матери и прячется за ковром, чтобы подслушать их беседу.

Гамлет разговаривает с королевой резко и неприязненно, Гертруда не в силах сдержать испуганного вскрика, принц обнаруживает Полония, скрытого за ковром, и закалывает его, полагая, что там находится сам король. Появляется привидение, требующее пощадить королеву и не убивать ее. Женщина не видит призрака, ей кажется, что ее сын беседует с пустотой, она уже не сомневается в том, что Гамлет полностью безумен.

Король поспешно отправляет принца в Англию в сопровождении его прежних приятелей. В это же время Лаэрт тайно возвращается из Парижа, узнав о смерти отца. Молодому человеку становится известно и о том, что его сестра Офелия утратила рассудок из-за того, что ее возлюбленный убил Полония. Лаэрт решает непременно отомстить Гамлету за все несчастья своей семьи.

Король, поговорив с юношей, решает использовать слишком вспыльчивого Лаэрта в своих интересах, он предлагает ему организовать поединок с принцем. При этом конец шпаги Лаэрта должен быть смазан ядом, и сын Полония соглашается участвовать в этой бесчестной затее.

В это время безумная Офелия, развешивая по всему лесу сделанные ею венки, случайно падает в реку. Гамлет, вернувшись на родину, встречается с процессией, собирающейся похоронить несчастную девушку. Лаэрт прыгает в могилу и умоляет, чтобы и его похоронили вместе с сестрой. Гамлет уверен в его неискренности, между юношами начинается схватка, но король быстро разнимает племянника и Лаэрта, ему необходимо, чтобы состоялся именно тот поединок, который он запланировал и в котором Гамлет наверняка расстанется с жизнью.

Принц соглашается на дуэль с Лаэртом, хотя и предчувствует явный обман и ловушку. Дядя Гамлета приготовил также кубок и наполнил его отравленным вином, чтобы дать его молодому человеку, когда того начнет мучить жажда во время поединка. Лаэрт наносит Гамлету рану, они тут же меняются рапирами, и Гамлет также ранит Лаэрта. Королева Гертруда выпивает вино, в котором содержится смертельный яд, желая победы сыну, раньше, чем супруг успевает ее остановить. Женщина умирает, но перед смертью сообщает Гамлету о том, что питье было отравлено.

Лаэрт, не в силах выдержать происходящего, признается Гамлету в том, что исход поединка был предрешен бессовестным королем заранее. Принц тут же вонзает в сердце дяди отравленный клинок, сам юноша также умирает. Его преданный товарищ Горацио желает допить остатки вина, собираясь последовать за Гамлетом, но принц просит его остаться в живых, чтобы сообщить всем о трагической судьбе его семьи. Друг выполняет последнее распоряжение уже ушедшего из жизни наследника датского престола, прибывшие ко двору английские послы узнают о том, что случилось с обитателями Эльсинора.

Марцелл, Бернард, Датские офицеры, ученый друг принца датского Гамлета – Горацио пришли на площадь к замку в Эльсиноре, они желали убедиться в существовании призрака датского короля, который недавно умер. И они увидели то, что хотели. Вдова, мать Гамлета, сразу после смерти мужа вышла замуж за брата покойного короля, что очень расстроило Гамлета, ведь он считал своего дядю недостойным человеком. Сам Гамлет, в связи с кончиной отца, прервал свое обучение и приехал домой.

Горацио рассказывает своему другу об увиденном призраке датского короля. Гамлет расценивает его появление, как предупреждение о какой-то беде. Принц решает встретиться с призраком отца. Наступает ночь и появляется датский король, который рассказывает тайну своей смерти своему сыну. Он говорит, что умер от руки своего брата, который влил еще тогда живому королю смертельный сок белены. Тогда-то король умер, и тем самым лишился не только жизни, но и сына, королевы и венца. Он просит Гамлета отомстить его убийце. Призрак исчез, а Гамлет твердо решил мстить, и просил своих друзей, которые все слышали забыть это, и не удивляться его поведению.

Немного позже читатель узнает, что Гамлет влюблен в Офелию, дочь близкого вельможи короля, которого звали Полоний. Ее брат Лаэрт, который отправлялся на учебу в Париж, а также отец девушки, пытались внушить ей отказ от Гамлета. Сама Офелия рассказывает, что Гамлет во время последней встречи был не в себе. Полоний это объясняет большой любовью Гамлета к Офелии, от которой принц сходит с ума. Дядя Гамлета тоже замечает смену поведения племянника и просит бывших друзей Гамлета Розенкранца и Гильдестерна выведать у принца его тайну, но эта идея не увенчалась успехом, так как Гамлет понял, что их подослал король, убийца его отца. Тогда к датскому королю приходит Полоний, который рассказывает о большой любви принца к Офелии, он показывает письмо Гамлета, и говорит, что хочет убедиться в этом, отправив Офелию в галерею, в которой бывает Гамлет. Но Гамлет и тут понял, что это все не просто так, и начал притворяться сумасшедшим перед Офелией.

У принца датского появился план, благодаря которому он сможет понять убийца ли его дядя или нет. Он решает пригласить на представление приехавших артистов короля и королеву. Гамлет договаривается с актерами о том, что они сыграют сцену отравления и вставят стих, который принц сам сочинил. Все проходит по плану принца. И когда была показана сцена отравления, король встал и ушел, началась неразбериха.

Король очень много думал о том, что сделал. Он раскаивался в этом, много молился, но было уже поздно. Гамлета позвала на разговор его мать. Их разговор решает подслушать Полоний. Принц начинает очень эмоционально говорить с королевой, и тогда в комнате появляется призрак отца, который просит принца не грубить матери. Королева не понимает, что Гамлет говорит не сам с собой, а со своим умершим отцом. Принц в свою очередь, увидев, что кто-то подслушивает разговор, решает, что это король, и с криками «Крыса!» закалывает Полоний шпагой.

После этого король решает отправить Гамлета в Англию, в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которые везут письмо в Британию, в котором говорится о приказе короля казнить Гамлета. Полоний он хоронит тайно, чтоб не появились слухи. Когда Гамлет со своими бывшими друзьями отправлялись на корабль, принц увидел войско, которое отправилось из Норвегии в Польшу, чтобы воевать из-за небольшого клочка земли. В этот момент Гамлет понимает, что они воюют из-за пустяка, а он не может решиться на войну из-за более веской причины.

В город возвращается Лаэрт, который был потрясен смертью отца. Офелия на почве смерти Полония сходит с ума. Лаэрт узнает от короля, что виновником является Гамлет. Принц, в свою очередь, решается на войну и пишет письмо, что возвращается. Тогда король, подозревая о чем-то недобром, подговаривает недалекого Лаэрта на дуэль, в которой у Лаэрта будет тайное преимущество, конец его шпаги будет смазан смертельным ядом. В этот момент королева сообщает, что Офелия умерла. Во время ее похорон, Лаэрт стал неискренне показывать свое глубокое потрясение от смерти его сестры, он начал прыгать в могилу и просить его закопать вместе с Офелией. Но Гамлет стал кричать, что все сожаление Лаэрта фальшь, и что с любовью Гамлета к Офелии не сравнится даже любовь сорока братьев.

В личном разговоре Гамлета и Горацио, принц рассказывает другу, что прочитал письмо короля о казне Гамлета и пользуясь печатью короля подменил письмо, в котором было написан приказ казнить тех, кто доставит это письмо. И поэтому Розенкранц и Гильдестерн плывут на корабле, не зная, что везут свой приговор.

Немного позже Гамлету сообщают о споре короля, в котором он утверждал, что Гамлет выиграет дуэль с Лаэртом. Принц соглашается на дуэль, понимая, что против него, что-то затеяли. Перед поединком он просит прощение у Лаэрта. Король, решив перестраховаться, помимо отравленного конца шпаги ставит кубок с отравленным вином, на случай если Гамлет захочет пить. В процессе дуэли Лаэрт ранит Гамлета, затем они меняются шпагами и Гамлет ранит своего противника. Королева выпивает отравленное вино за победу сына и умирает. Лаэрт признается Гамлету в предательстве и рассказывает, что виновником всех бед является король. Гамлет ранит отравленной шпагой короля и умирает. Горацио желал тоже отравиться отравленным вином из-за смерти друга, но Гамлет сказал, чтоб он жил в суровом мире, чтобы его поведать повесть. Позже, Гамлета подняли на помост, как воина.

Сама знаменитая пьеса в мире не всеми прочитана, чтобы восполнить столь существенный пробел, нужно воспользоваться нашим кратким содержанием трагедии «Гамлет» для читательского дневника.

Сюжет

Гамлет видит дух своего отца, и тот рассказывает, что его убил Клавдий с целью получить трон и королеву, и требует отомстить. Гамлет в расстройстве чувств, как родной дядя и мать могли так поступить! Он мечется между желанием отомстить и нерешительностью. Клавдий догадывается о намерениях племянника. Гамлет случайно убивает Полония, приняв его за Клавдия. Офелия лишается рассудка и тонет в реке. Клавдий сталкивает Гамлета и Лаэрта, противники ранят друг друга. Перед смертью Гамлет убивает Клавдия. Престол получает норвежский правитель.

Вывод (моё мнение)

В этой истории очень много идей. Гамлет страдает из-за внутреннего конфликта - он высокодуховный человек и хочет быть выше низкого общества, но обстоятельства окунают его в грязь, корысть и алчность окружающих. Он задает себе вечный вопрос «Быть или не быть» и умирает, так и не определившись, но давая нам, читателям, пищу для размышлений. Трагедия «Гамлет» - многоплановое произведение, являющееся вершиной творческого мастерства Шекспира. В пьесе поднимается немало тем, переплетенных единым сюжетным замыслом, что позволяет раскрыть характеры персонажей во всей их глубине и многогранности. Центральной фигурой трагедии является принц датский Гамлет, мстящий за убийство своего отца.
Узловыми точками развития драматичного сюжета являются повторяющиеся сцены отравления короля. Поначалу Клавдий коварно отравляет своего брата, чтобы завладеть королевским престолом. Затем сцена отравления короля воспроизводится в качестве театральной постановки «Убийство Гонзаго». В финале пьесы сцена отравления повторяется в третий раз. Король Клавдий намерен избавиться от Гамлета с помощью отравленной шпаги Лаэрта, а также кубка с отравленным вином. Замысел короля удается. Лаэрт ранит Гамлета на дуэли. Между тем ядовитый напиток по ошибке выпивает королева Гертруда. Затем и сам Клавдий гибнет от отравленной шпаги и вина. От отравленной шпаги также погибают Гамлет и Лаэрт.
Одной из ключевых точек завязки сюжета трагедии является борьба за власть. Так, отца Гамлета - короля Дании, «чью жизнь и власть смели так подло», отравляет его родной брат Клавдий, который затем женится на королеве и завладевает престолом.
Гамлету является призрак короля и велит отомстить убийце:
«Мой сын, не оставайся равнодушным. ... Не дай постели датских королей служить кровосмсшенью и распутству!» - повелевает призрак.
Принц мог бы смириться с подлым убийством отца и в свой срок наследовать власть. Однако Гамлет избирает иной путь. Он вершит справедливое возмездие ценой собственной жизни:
«Будь он в живых, он стал бы королем заслуженно», - свидетельствует Фортинбрас в финале пьесы.
Гамлет встает на путь мести ради любви к отцу:
«Если только ты впрямь любил когда-нибудь отца... Отомсти за подлое его убийство», - взывает призрак к сыновней любви принца.
Другой важной сюжетной линией пьесы является любовь Гамлета и Офелии:
«Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их - не чета моей», - свидетельствует принц о силе своих чувств.
Королева, зная о любви своего сына и Офелии, рассчитывает на их брак. Однако ради мести Гамлет вынужден отказаться от любви к девушке. Между тем Офелия не в силах это пережить:
«Я тебя мечтала в дом ввести женою Гамлета», - признается Гертруда на могиле утопленницы.
Принцем движет идея свершения справедливого возмездия за гибель своего отца. Смысл своей дальнейшей жизни он видит в том, чтобы разоблачить и наказать подлого убийцу:
«Лишь твоим единственным веленьем весь том, всю книгу мозга испишу... Да, как пред Богом! О женщина-злодейка! О подлец!» - клянется Гамлет отомстить за смерть короля.
Не понимая мотивов, движущих принцем, окружающие принимают его за безумца. Между тем Гамлет прекрасно сознает смысл происходящего:
«Как проницательны подчас его ответы! Находчивость, которая... и не всегда бывает у здравомыслящих», — отмечает Полоний проницательность принца.
Терзаемый трудноразрешимыми вопросами Гамлет, в том числе, задается извечным вопросом о смысле бытия:
«Быть или не быть, вот в чем вопрос...»- пытается постичь принц.
Тем самым персонажам трагедии свойственны стремления к власти, любви и смыслу. Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие. Некоторыми персонажами овладевает чувство ненависти. Подчас герои совершают неосознанные действия. Для сравнения, схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Действительно, персонажи пьесы порой оказываются бессильны что-либо изменить. Например, поначалу Гамлет не находит в себе сил, чтобы отомстить убийце отца:
«Кому угодно сказать мне дерзость? Дать мне тумака? В полученье распишусь. Не желчь в моей печенке голубиной», - не в состоянии принц побороть расслабленность своего духа.
Когда Гамлет приступает к реализации своего плана мести, Клавдий решает расправиться с ним. Однако король бессилен открыто выступить против наследного принца:
«Вот как опасен он, пока на воле! Сурово с ним расправиться нельзя: к нему привязано простонародье», - не может правитель проигнорировать мнение своих подданных.
Порой герои испытывают ненависть. Так, Гамлет возненавидел бесчестный поступок своей матери, отрекшейся от короля:
«О женщины, вам имя - вероломство! ... Разбейся сердце, надо стиснуть зубы», - негодует принц.
Когда Гамлет по ошибке вместо Клавдия закалывает Полония, Лаэрт, воспылав ненавистью к убийце своего отца, к тому же ставшему причиной гибели и его любимой сестры Офелии, вызывает принца на дуэль:
«Увижу в церкви - глотку перерву», - возненавидел Гамлета Лаэрт, впоследствии ранящий принца отравленной шпагой, отчего тот гибнет.
В какие-то моменты персонажи словно не сознают происходящего. К примеру, Гамлета настолько потрясает встреча с призраком короля, что окружающие замечают странности в его поведении, считая это следствием расстройства ума:
«Из легкого расстройства впал в тяжелое, в котором и бушует», -предполагает Полоний, что принц помешался на почве любви.
При этом никто, даже самые близкие Гамлету люди не сознают подлинной причины произошедшей с принцем перемены:
«О горе, с ним припадок», - полагает королева, что у ее сына приступ безумства, в то время как принц беседует с призраком.
Подобно пушкинским героям персонажей трагедии отличает не только определенный набор стремлений, но и способы реализации своих намерений.
Так, Гамлет не жаждет власти, которую он по праву должен унаследовать. Более того, тешащее самолюбие ощущение могущества представляется принцу всего лишь игрой воображения:
«Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности», - иронизирует Гамлет по поводу чувства всемогущества.
Обладающий немалым влиянием при дворе Гамлет подчиняется своему долгу ради блага королевства:
«По званью он себе не господин. Он сам в плену у своего рожденья. Не вправе он как всякий человек стремиться к счастью. От его поступков зависит благоденствие страны. Он ничего не выбирает в жизни, а слушается выбора других и соблюдает выгоду народа», свидетельствует Лаэрт, что принц превыше всего ставит служение своей стране.
Поначалу близкие Гамлету люди решают, что, полюбив Офелию, принц настолько поглощен страстью к девушке, что сходит по ней с ума. Между тем поведение принца вскоре заставляет окружающих переменить свое мнение о нем:
«Любовь? Он поглощен совсем не ею. Он не то лелеет по темным уголкам своей души, высиживая что-то поопасней», - догадался король, что ум Гамлета поглощен вовсе не помыслами о возлюбленной.
Действительно, ради мести за своего отца Гамлет отказывается от любви к Офелии и оставляет возлюбленную:
«Я не любил вас. Ступай в монастырь. ... Затворись в обители, говорю тебе», - призывает принц девушку к затворничеству.
Пытаясь осмыслить причину измены матери королю, Гамлет приходит к убеждению, что тому виной женское вероломство:
«Вы сделали такое, что угашает искренность и стыд», - морализирует принц по поводу повторного замужества матери.
Следует заметить, что принц хочет найти убедительные подтверждения виновности Клавдия в смерти отца, поскольку сомневается в истинности свидетельства призрака:
«Но может статься, тот дух был дьявол. Дьявол мог принять любимый образ. ... Нужны улики поверней моих», - колеблется Гамлет.
Обращает на себя внимание, что главный герой трагедии Гамлет раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Так, окружающие подмечает прогрессирующие изменения, происходящие в личности принца:
«Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, растет служснье духа и ума», - свидетельствует Лаэрт о духовном росте Гамлета.
Гамлет обладает творческими способностями. В частности, он увлекается театром, неплохо разбирается в игре актеров. Более того, принц самым непосредственным образом участвует в постановке одной из сцен. Даже смертельно опасный поединок на шпагах с Лаэртом принц воспринимает не иначе, как игру:
«Вы лишь играли до сих пор», - замечает Гамлет сопернику, что их поединок — всего лишь забава.
Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению:
«Облик каждой складкой говорит, чем он живет», - поражен принц тем, насколько живо выражает актер свои переживания.
Принц надеется, что Клавдий непроизвольно выразит свою причастность к убийству во время театральной постановки сцены, которая напомнит ему об отравлении короля:
«Люди с темным прошлым, находясь на представленье, сходном по завязке, ошеломлялись живостью игры и сами сознавались в злодеянье», - рассчитывает Гамлет, что его дядя сам невольно выдаст себя.
Гамлету не чужды эстетические чувства. Так, его не оставляет равнодушным прекрасный облик Офелии:
«Вы... хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотою», - смущает принца красота девушки.
Гамлет чутко ориентируется в самой непростой ситуации. Он чутко прислушивается к голосу интуиции и призывает к тому других:
«Во всем слушайтесь внутреннего голоса», - призывает принц актеров, сам привыкнув ориентироваться на интуитивное чутье: «Для меня законом стало сердце и в людях разбирается оно».
Тем самым главного героя пьесы отличают творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Поначалу Гамлет не в силах справиться с мучительными переживаниями, вызванными гибелью отца и изменой матери, вследствие чего им овладевает состояние творческого упадка.
Гамлет расстроен расслабленностью своего духа, не позволяющей ему реализовать замысел мести убийце:
«А я, тупой и жалкий выродок, слоняюсь в сонливой лени», - раскис принц.
Гамлет глубоко разочарован собственной нерешительностью:
«И ни о себе не заикнусь, ни пальцем не ударю для короля. Что ж, я трус?»- недоволен собой персонаж.
В какой-то момент Гамлет настолько падает духом, что ему кажется, будто весь мир лежит в упадке:
«Боже! Боже! Каким ничтожным, плоским и тупым мне кажется весь свет в своих движеньях! Какая грязь! И все осквернено», - низмен мир в восприятии принца.
Длительные негативные переживания и внутренние борения вызывают в личности принца разрушительные изменения:
«Могучий этот разум как колокол надбитый дребезжит», - замечает Офелия нарушения в мышлении принца.
Все вышеназванное приводит к деградации некогда решительного настроя Гамлета довести свой план до конца:
«Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех», -отмечает принц регресс в своей решимости отомстить за отца.
Между тем Гамлет все же находит в себе силы реализовать свой замысел, пережив ощущение творческого подъема.
В критический момент Гамлет настраивает себя на решение стоящей перед ним задачи:
«Тьфу, черт! Проснись, мой мозг!» - заставляет себя принц собраться и преодолеть свою расслабленность и нерешительность.
Сильный творческий подъем охватывает Гамлета в тот момент, когда его очаровывает игра заезжего актера:
«Сходит кровь со щек его, глаза туманят слезы, замирает голос», -завораживает зрителей исполнительское мастерство.
Выступление театральной труппы вдохновляет принца на постановку сцены, призванную изобличить убийцу его отца.
«Я поручу актерам сыграть пред дядей вещь по образцу отцовой смерти. Послежу за дядей - возьмет ли за живое. Если да, я знаю, как мне быть», - воодушевляется Гамлет внезапной идеей.
Гамлет творчески перерабатывает одну из театральных сцен, чтобы в деталях воссоздать картину отравления короля:
«Поставь это завтра вечером. Скажи, можно ли, в случае надобности, заучить кусок строк в двенадцать-шестнадцать, который бы я написал, -можно?» креативно подходит принц к постановке сцены, которую предстоит сыграть актеру.
Пораженный способностью актера к перевоплощению во время игры, Гамлет решает использовать талант труппы для того, чтобы в корне преобразовать то положение, в котором он находится:
«Он сцену б утопил в потоке слез. В его изображенье виновный бы прочел свой приговор. ... Нужны улики поверней моих, здесь, в записях. Для этого со сцены я совесть короля на них поддену», - способен актер трансформировать ситуацию, по мнению Гамлета.
Таким образом, Гамлет раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом герой преодолевает состояние творческого упадка, пережив ощущение творческого подъема.
Проведенный анализ указывает на сходство характеров героев трагедии «Гамлет» и персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и персонажи Пушкина, герои Шекспира различаются видами стремлений, а также способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.
В основе завязки сюжета трагедии лежит борьба за власть. Клавдий добивается могущества преступным путем, в то время как Гамлет превыше всего ставит служение своему долгу. Вместе с тем оба персонажа подчас бессильны что-то изменить.
Второй важной сюжетной линией пьесы является любовь Гамлета и Офелии. В то же время принца настолько поглощает жажда мести за отца, что он отрекается от возлюбленной. Брат Офелии Лаэрт, воспылав ненавистью к Гамлету из-за гибели своего отца и сестры, губит принца на дуэли отравленной шпагой.
Близкие Гамлета пытаются осознать смысл странного поведения принца. Однако никто не сознает подлинной причины его кажущегося безумия. Между тем Гамлет сомневается в истинности свидетельства явившегося ему призрака и хочет окончательно убедиться в виновности Клавдия.
Следует отметить также, что Гамлет раскрывается как творческая натура. Герой находит в себе силы преодолеть состояние творческого упадка, пережив мощный творческий подъем.
Гамлет предстает самоактуализирующейся личностью, способной к развитию. По ходу действия пьесы герой преображается прямо на глазах. Вместе с тем поначалу Гамлет не может совладать с терзающими его сомнениями, и некогда решительный настрой принца отомстить за отца все более деградирует.
Мучительные внутренние борения разрушительным образом сказываются на личности Гамета. Между тем случай предоставляет принцу возможность воссоздать сцену убийства отца, которую он поручает сыграть проезжей театральной труппе.
Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению. Выступление одного из них вдохновляет принца на постановку сцены, призванной изобличить короля. Воодушевленный этой идеей Гамлет забывает о своих прежних упадочных настроениях.
Гамлету свойственны эстетические переживания. Ему не чуждо чувство прекрасного. При этом герой глубоко разочаровывается в людях, чьи поступки кажутся ему отвратительными.
Гамлет чутко ориентируется в самой непредсказуемой ситуации. Однако поначалу дух принца расслаблен, что не позволяет ему реализовать задуманное. Между тем в ответственный момент Гамлет сумел настроить себя на выполнение своего плана.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....