Тренировочный вариант номер 11.

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого Максимальные баллы 5 6 5 10 2 4 ...»

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого

Максимальные баллы 5 6 5 10 2 4 8 3 7 16 66 Задание № 1 В «Русском орфографическом словаре» под редакцией В.В.

Лопатина даны следующие записи:

1) доста"точный; кр. ф. -чен, -чна; больно"й; кр. ф. бо"лен, больна";

совреме"нный; кр. ф. -е"нен, -е"нна; бессмы"сленный; кр. ф. -ен, -енна.

2) коро"ткий; кр. ф. ко"ро"ток, коротка", ко"ро"тко"; ва"жный; кр. ф. ва"жен, важна", ва"жно, ва"жны" Анализируя примеры, данные в каждой строке, сделайте выводы о причинах введения в словарную статью орфографического словаря дополнительной информации, связанной с образованием форм слова.

Критерии

1) В орфографическом словаре указываются краткие формы прилагательных, если они характеризуются беглостью гласного (=1 балл), подвижностью ударения (= 1 балл) или другими трудностями в образовании и написании (= 1 балл).

2) Формы среднего рода и мн. числа (= 1 балл) приводятся лишь в том случае, если они имеют отличие от формы женского рода по ударению (= 1 балл).

Итого 5 баллов Задание № 2 Укажите термин по его определению.

Частный случай транспозиции, переход в разряд имён существительных слов других частей речи вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.



Приведите 5 различных примеров перехода в разряд существительных тех или иных частей речи.

Критерии Субстантивация = 1 балл.

За каждый правильный пример по 1 баллу.

Справка:

Примеры по частям речи с употреблением в качестве существительного1:

субстантивация прилагательного: «больной поправился»;

порядкового числительного: «подали на второе»;

наречия: «наше завтра»;

звукоподражательного слова: «услышал мерное тик-так»;

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%E1%F1%F2%E0%ED%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF#cite_noterosental1 © ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс

Причастия: «присутствующие задавали много вопросов».

Итого – не более 6 баллов.

Задание № 3 Сгруппируйте союзы по значению: поскольку, раз, коли, ибо, ежели, кабы, дабы, так как, чтобы. Ответ представьте в виде таблицы. Озаглавьте таблицу и её столбцы.

Критерии Например: Значение (-я) союзов Союзы со значением Союзы со значением цели Союзы со значением причины условия Поскольку, ибо Чтобы, дабы Раз, коли, ежели, кабы За каждый правильный ответ по 0,5 балла. За таблицу 1 балл. Всего: 5 баллов.

Задание № 4

1. От каких слов и с помощью каких аффиксов были образованы следующие слова?

Бездомный Бесприютный Безнравственный Беспокойный Бесхозяйственный Бесчестный Безграмотный

Образец ответа:

СВЕРХУ верх – с-верх-у (приставочно-суффиксальный способ).

2. Прокомментируйте особенности значения приставки без(с)- в этих словах в зависимости от способа образования.

1. Дом – без-дом-н-ый (приставочно-суффиксальный).

Приют – бес-приют-н-ый (приставочно-суффиксальный).



Покой – бес-покой-н-ый (приставочно-суффиксальный). Кроме того, есть в языке слово покойный как спокойный. Будьте покойны. Тогда приставочный (только при наличии мотивировки).

Нравственный – без-нравственный (приставочный).

Хозяйственный – бес-хозяйственный (приставочный).

Честный – бес-честный (приставочный); либо бес-чест-н-ый (в значении «нечестный» – приставочный; в значении «без чести» – приставочносуффиксальный).

Грамотный – без-грамотный (приставочный).

© ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс

2. При приставочно-суффиксальном образовании без(с)- имеет типичное значение предлога – значение отсутствия того, что названо существительным.

При приставочном способе словообразования без(с)- получает более широкое значение, аналогичное отрицательной частице и приставке НЕ-.

Критерии оценивания По 1 баллу за правильно разобранное по образцу слово.

3 балла за ответ о значении в зависимости от полноты и правильности (ключевые слова выделены в ответе жирным шрифтом).

Итого 10 баллов.

Задание № 5 В русском языке есть фразеологизм править бал в значении «верховодить, управлять, распоряжаться». Например, у В.С. Высоцкого: «И там не тот товарищ правит бал». Сравним строчки из «Сказки о царе Салтане…» А.С.

Пушкина:

Князь Гвидон тот город правит.

Всяк его усердно славит.

Какую устаревшую морфологическую особенность в своём поведении сохранил глагол править в приведённом фразеологизме?

Ответ Глагол править сохранил признак переходности, который теперь у него утрачен. Современное управление – творительный падеж: править городом.

Критерии оценивания За правильный ответ – 2 балла.

Итого 2 балла.

Задание № 6

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» есть такие строки:

Кто промелькнёт, отворит дверь, Проездом, случаем, из чужа, из далёка –

С вопросом я, будь хоть моряк:

Не повстречал ли где в почтовой вас карете?

А в произведении А.С.

Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» есть такие строки:

До светла у него всё пляшет, Лошадь запряжёт, полосу вспашет.

Как написание выделенных слов раздельно (вопреки современной норме) помогает понять их происхождение?

Ответ и критерии оценивания Словоформы из далёка, до светла – это краткие прилагательные в значении существительного, но в родительном падеже (2 балла). В современном языке краткие прилагательные не склоняются (1 балл): видимо, это поспособствовало более сильному «срастанию» предлога с прилагательным и переходу

–  –  –

Задание № 7 Известно, что стилистическая окраска средства связи между частями сложноподчинённого предложения способна влиять на общую стилистическую окраску всего предложения. Проиллюстрируем сказанное на примере сложноподчинённого предложения с придаточным причины: В доме было прохладно, ПОТОМУ ЧТО печь топили давно и она успела остынуть (общеупотр.) – Шапки он не надел, ПОТОМУ КАК холодно было (прост.) – Прости им, ИБО не ведают, что творят (книжн., высок.).

Такая же картина характерна для сложноподчинённого предложения с придаточной частью условия.

Перечислите разговорные / просторечные средства связи между частями сложноподчинённого предложения с придаточной частью условия. Для каждого случая приведите пример соответствующего сложноподчинённого предложения.

1. Ежели (ежели бы):

Ежели бы я не любила тебя, то перенесла бы всё равнодушно.

2. Коли (коль):

Коли так, то без вашего разрешения обойдусь!

3. Добро бы (б):

Добро бы качество соответствовало задумке, я бы без промедления заказал всю партию.

Я, кабы знала, давно уже в артель записалась бы.

5. Когда бы (б):

Конечно, я бы узнал его, когда б встретил.

6. Коль скоро:

Так помогите мне делом, коль скоро ваше сочувствие – не пустые слова!

7. Форма повелительного наклонения глагола в ед. числе:

Ступи я на на полшага вправо, на мину бы попал как пить дать!

И следует наградить смельчака, буде таковой объявится!

Итого 8 баллов.

© ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс Задание № 8 В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика)

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

Тигроед и Ваяло Ответ.

Дериватология.

Итого 3 балла.

–  –  –

Задание № 10 Переведите текст и ответьте на вопросы.

И не пон единого словесе постыдшася, нъ яко же убо сверпии зврие, тако въсхытиша его. Онъ же видвъ, яко не вънемлють словесъ его, начатъ глаголати сице: «Спасися, милый мой отьче и господине Василие, спасися, мати и госпоже моя, спасися и ты, брате Борисе, старйшино уности моея, спасися и ты, брате и поспшителю Ярославе, спасися и ты, брате и враже Святопълче, спасетеся и вы, братие и дружино, вьси спасетеся! Уже не имамъ васъ видти въ житии семь, зане разлучаемъ есмь отъ васъ съ нужею». И глаголааше плачася: «Василие, Василие, © ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс отьче мой и господине! Приклони ухо твое и услыши гласъ мой, и призьри и вижь приключьшаяся чаду твоему, како без вины закалаемъ есмь. Увы мн, увы мн!

Слыши небо и вънуши земле. И ты, Борисе брате, услыши гласа моего... »

1. Как образовалась форма слова «словесе»? Сохранилась ли данная модель в современном русском языке? Приведите примеры.

2. Какой фонетический процесс отражает слово «гласъ»? Найдите в тексте ещё один пример с данным явлением.

И ни единое слово не устыдило их, но, как свирепые звери, напали на него. Он же, видя, что не внемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, – наставник юности моей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы, братья и дружина, пусть все спасутся! Уже не увижу вас в жизни сей, ибо разлучают меня с вами насильно». И говорил плача: «Василий, Василий, отец мой и господин! Приклони слух свой и услышь глас мой, посмотри и узри случившееся с сыном твоим, как ни за что убивают меня. Увы мне, увы мне! Услышь, небо, и внемли, земля! И ты, Борис брат, услышь глас мой...»

1. С помощью суффикса -ес-. Небо – небеса, чудо – чудеса.

Иногда в высоком (или ироническом) стиле можно услышать и форму словеса:

надоело мне словеса твои слушать.

2. Неполногласие, враже.

Критерии оценивания Перевод текста – 10 баллов (снимается по 1 баллу за каждую существенную ошибку, искажающую смысл текста, за перевод не может быть поставлено меньше 0 баллов). Внимание! Дан примерный перевод.

С помощью суффикса -ес- (1 балл). Примеры – 1 балл. Пример со словом словеса

– 1 балл. Пример телеса в ироническом значении (как правило, о полном человеке): Он в ванной телеса свои обмывает – 1 балл.

Неполногласие (1 балл), враже (1 балл).

Итого 16 баллов.


Похожие работы:

«Содержание НОВОСТИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНА Стр. В Астане прошел цикл семинаров по инфекционной безопасности 2 Для врачей Медицинского центра УДП РК был проведен мастер-класс по медицинской генетике 2 В Астане прошла международная конференция для среднего медицинского персонала 3 В Алматы про...»


Экзаменационная работа состоит из двух частей , включающих в себя 19 заданий . Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Часть 2 cодержит 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом и 7 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби . Числа запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1, выданный на экзамене!

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать только линейку , но можно сделать циркуль своими руками. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.


На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут).

Экзаменационная работа состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом базового уровня сложности. Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях .

Ответом к каждому из заданий 1–20 является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр . Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , содержащими основные формулы курса математики, выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать только линейку , но можно сделать циркуль своими руками. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...