Тесты диагностических методик для взрослых. Под небом голубым

Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить

  • · Метод цветовых выборо (адаптированный вариант цветового теста Люшера);
  • · Методика "Агрессивность" (модификация теста Розенцвейга);
  • · Методика "Завершение предложения" (на эгоцентризм)
  • · Методика Дембо - Рубинштейн (помагает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого);
  • · Проективная методика "Завершение суждения" (предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни);
  • · Проективная методика "Мини-сочинение"(направлена на предварительную оценку эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Проективная методика "Мои праздники" (предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы);
  • · Проективная методика "Три дерева"
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Профессия"(поможет психологу и специалисту в области профориентации сделать вывод о профессиональных интересах и склонностях испытуемого);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Счастье"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение его основных терминальных ценностей-целей);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Что? Где? Когда?"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Эмоциональная направленность"(предназначена для оценки эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Тест "Дом-Дерево-Человек"(предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование);
  • · Тест "Несуществующее животное"
  • · Тест "Рисунок семьи"(выявление особенностей внутри-семейных отношений, оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье);

Особенности применение проективных методик при изучении проблем подростков

При использовании этих методик в социологии исследователи делают акцент на выделении социального, а не личностного контекста, а также используют их для изучения норм, стереотипов, новообразований социального поведения людей. Применение проективных методик с использованием картинок или фотографий позволяет получить более достоверную информацию, потому что не концентрирует внимание респондентов на гипотезах, заранее заложенных в ответы на закрытые вопросы и минимизирует влияние взрослого-исследователя. К тому же, что немаловажно, дети и подростки более охотно будут участвовать в таких исследованиях.

Еще один важный момент состоит в том, что нередко респондент пользуется иной системой понятий, нежели исследователь. Конкретные объекты, к которым можно отнести понятие, у каждого из индивидов могут не совпадать. То есть выявляются очевидные недостатки, присущие количественным методам в социологических исследованиях таких, например, явлений, как стереотипы, ценности, социальные идентификации, нормы и отклонения в поведении, глубоко затрагивающих аффективный уровень респондента, или таких тем и «закрытых» взаимоотношений, как отношения подростка в семье, школе и в среде ровесников.

«Методы проективные - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер».

Проективные методики создают экспериментальные ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. В них используются неопределенные, стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Эти стимулы приобретают смысл в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемыми подростками.

Как применить метод символического пространства? Стимульным материалом метода является комплект фотографий, обработанных компьютерными средствами для обеспечения сопоставимости по техническим характеристикам. Комплект фотографий формируется по итогам многократного отбора из предварительных заготовок. Символическое значение предлагаемых респонденту образов может трактоваться разными способами. Методика проводится индивидуально, в помещении с минимумом отвлекающих объектов, в достаточно высоком темпе. Для проведения исследования по методу символического пространства необходим хорошо освещенный стол, на котором могут быть разложены предлагаемые фотографии. По классификации проективных методик метод символического пространства принадлежит как к конструктивным методам - создание из оформленных деталей осмысленного целого, так и к импрессивным - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Апробация метода проведена в 2006-2007гг. под руководством автора статьи исследователем Куренковой М.В. по двум актуальным темам - нормам повседневного поведения подростков и для выяснения представлений подростков о видах и источниках символического насилия. Изучить эти две темы традиционными количественными методами представляется крайне сложным, поскольку возникает проблема описания изучаемого явления доступным юному респонденту языком. Использование же в качестве инструмента исследования фотографий, иллюстрирующих различные ситуации применения символического насилия, норм-отклонений, решает эту проблему. Также применение проективной методики позволяет выявить скрытые оценки подростками и ответить еще на ряд вопросов:

  • · Как часто подростки сталкиваются с подобными явлениями?
  • · Какие из них наиболее неприятны?
  • · Какой источник подобных явлений в представлении подростков является наиболее распространенным?
  • · Какова общая поведенческая реакция подростков на данные явления?

Метод, примененный в ходе исследования, состоял в том, что респондентам предоставлялся выбор невербального материала, которым они манипулировали. Источником фотографий могут выступать доступные журналы (например, «Здоровье школьника»), « в котором множество качественных иллюстраций посвящено взаимоотношениям родителей с подростками, учителей с учениками, а также отношениям между подростками. Можно попробовать найти фото из Интернета с сайтов, посвященных психологии отношений родителей с детьми подросткового возраста или ориентированных на подростков (например, сайт детско- юношеского агентства ЮНПРЕСС).

При отборе каждого изображения учитывается ряд критериев, например при отборе фотографии при исследовании символического насилия:

  • · На фотографии должен быть изображен тот или иной вид действия, квалифицируемый как символическое насилие (по основным признакам, выделенным в качестве значимых: цель действия - подавление или принуждение, навязывание своей точки зрения; отсутствие физического насилия; действие нарушает свободу выбора объекта насилия).
  • · На фотографии должны присутствовать (или четко подразумеваться) как объект, так и субъект символического насилия.
  • · Объектом символического насилия на фото должен выступать подросток (14-17 лет), причем как юноши, так и девушки.
  • · Должны быть представлены (в равных долях) источники (субъекты) символического насилия из всех трех выделенных нами сфер - семья, школа, круг сверстников.
  • · Смысл изображенного действия должен был быть максимально однозначным.
  • · Действие, изображенное на картинке, должно происходить в обычной и понятной для подростков обстановке.
  • · Изображение должно безусловно относиться к современности.

Опрос каждого респондента необходимо проводить строго индивидуально по возможности в нейтральной обстановке, при отсутствии родителей, учителей в комнате. Процедура опроса выглядела следующим образом. Перед респондентом на поверхности стола произвольно разложены фотографии (на обратной стороне они были пронумерованы). Подростку предлагается разложить все изображения на «кучки», обращая внимание на действия изображенных на фотографиях людей. Раскладывание картинок на стопки можно представить как ответы на вопросы:

  • 1. Как ты считаешь, на каких фотографиях изображено насилие? В одну «кучку» предлагалось разложить картинки, относящиеся к насилию, в другую - не относящиеся.
  • 2. С какими из ситуаций, изображенных на картинках, ты лично сталкивался в жизни? Картинки разделялись на стопки: те ситуации, с которыми сталкивался, и те, с которыми не сталкивался респондент лично. Фиксировались также номера картинок из первой «кучки».
  • 3. На каких фото изображены часто встречающиеся ситуации? (Стопки «часто», «редко»).
  • 4. Какие из ситуаций, изображенных на картинках, вызывают у тебя неприязнь? («Вызывают неприязнь», «не вызывают неприязни»).
  • 5. Какие из ситуаций, изображенных на фото, вызвали бы у тебя желание не подчиниться, а на какие ты реагировал бы спокойно (принимал как обычные, само собой разумеющиеся и правильные действия)? («Неподчинение», «спокойная реакция, принятие, подчинение»).

Основным назначением метода является получение качественной информации - реакции на то или иное явление, его оценки. Сама процедура исследования позволяет зафиксировать комментарии респондентов к манипуляциям с изображениями, словесную оценку изображений, возможные мотивы своих решений.

По итогам выборов составляется таблица выборов. Анализ результатов проводится исследователем после опроса всей группы и количественной обработки данных. С помощью применения проективной методики - выяснения, что подростки понимают под насилием. Трактовка данного понятия, как показало исследование, во многом отличается у взрослых и подростков: подростки считают насилием применение физической силы для нанесения ущерба (также физического). Такие же виды действий, которые мы объединили в понятии «символического насилия», большинство респондентов насилием не считают, однако и подчиняться таким действиям не хотят.

Приведенные здесь проективные методы - это тесты в картинках , которые включая тестируемого в изобразительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д.

Тесты в рисунках - не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.

Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос, каким будет ваш жизненный путь, если придерживаться существующего на сей момент стиля жизни.

1. Проективная методика “Ваша дорога жизни”

2. Проективный методика “Хозяин своей судьбы”

Проективные тесты (тесты в картинках) "Ваша дорога жизни" и "Хозяин своей судьбы ”:

Проективный тест “Ваша дорога жизни”.

Инструкция.

Вы видите перед собой изображение поверхности некоего материка. Обратите внимание на реки, островки, леса. Здесь есть и болото, и даже возвышенности. Ваша зада­ча - проложить дорогу через весь материк, это во-первых. А во-вторых, вам нужно будет дать название всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте карте завершенный вид.

Стимульный материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Первым делом обратите внимание на те названия, которые вы дали островкам, лесам, рекам и всему тому, что изображено на карте.

  • Если вы выбрали красивые названия (мыс вечной надежды, остров плачущих небес и т.д.), то это говорит о вашем желании наполнить свою жизнь смыслом, найти свое место, понять свое предназначение. Вы не представляете себе жизни без надежды, без веры в светлое завтра. Вы в некотором роде идеалист, однако с течением времени ваши идеи откорректируются и примут вполне реальный вид.
  • Если вы дали всем рекам и островам реально существующие названия (река Амударья, остров Сахалин и т. д.), то это говорит о вашей осторожности и готовности идти в жизни путем, который укажут другие. Вы живете так, словно выполняете чей-то завет: идете по стопам родителей, претворяете в жизнь какую-то глобальную идею или следуете совету старшего товарища. Все это похвально, но вспомните о том, что это все же ваша жизнь, а не чья-либо еще.
  • Если ваша дорога проходит по самому краю материка, старательно огибая все препятствия, то это говорит о том, что вы оптимист, верите в свою удачу и не хотите даже думать о возможных препятствиях. И чаще всего препятствия отвечают вам взаимностью:)
  • Если ваша дорога идет вдоль рек, то это значит, что вы жизнерадостны, ваша жизнь полна интересных приключений, вы верите в то, что у вас впереди очень много необыкновенных событий. Даже если с вами уже случалось что-то неприятное, то вы стараетесь не зацикливаться на своих бедах. В любом случае, в вашей жизни все обязательно образуется и все будет хорошо.
  • Если ваша дорога проходит насквозь весь материк, не огибая опасные и труднопроходимые места, то это говорит о вашей силе, целеустремленности и решительности, вы никогда не спасуете перед опасностью, не побежи­те от нее. Это не значит, что вам не хотелось бы легкой дороги и приятного пути, но вы по натуре боец, вы не можете допустить и мысли о возможном отступлении. Если у вас есть конкретная цель, то никто и ничто не сможет вам помешать идти к ней.

Проективный тест “Хозяин своей судьбы”.

Инструкция.

Внимательно посмотрите на этот рисунок. Перед вами часть комнаты, и вам придется взять на себя роль дизай­нера, а также художника-оформителя, маляра, штукатура и т. д. Ваша задача - придать этой комнате жилой вид. Также позаботьтесь об обоях!

Стимульный материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Для начала посмотрите на дверь и окно. На этом рисунке они изображены с явным нарушением перспективы. Очень показательный момент: если вы попытались выровнять окно и дверь, то это говорит о вашем стремлении контролировать все, что происходит в вашей жизни. Вы любите быть в курсе всех событий, вам это не­обходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вы предпочитаете сами все проверить.

  • Если же вы оставили дверь и окно без изменений, то это означает, что вы принимаете жизнь такой, какая она есть. Вы терпеливо, не жалуясь на судьбу, куете свое счастье.
  • Если вы нарисовали на стене еще одно окно, то это говорит о вашей повышенной потребности в обще­нии, вы не можете жить вне общества. Если это окно занимает больше половины стены, то для вас важно, что подумают другие.
  • Если вы украсили пол ковром или тщательно вы­рисовали на нем паркет или линолеум, то это говорит о вашем ярко выраженном стремлении к не­зависимости. Вы цените во всем основательность и ра­зумность, вы твердо стоите на земле.
  • Если вы нарисовали в комнате дополнительные предметы (мебель, посуду), то это значит, что вы сами творите свою судьбу. Вы вери­те в счастливый случай и предопределенность, однако понимаете, что под лежачий камень вода не течет. Ваш жизненный принцип - закидывать удочки во все сто­роны, чтобы увеличить вероятность клева.
  • Особое внимание следует уделить обоям или их от­сутствию. Если вы закрасили стены сплошным цветом, то это говорит о том, что вам надо уделять больше внимания благоприятным возможностям, которые появляются в поле вашего зрения. А они появляются, не сомневайтесь!
  • Если вы старательно покрыли стены обоями с мелким рисунком, то это значит, что вы аккуратны, пунктуальны, ответственны. Крупный рисунок на обоях говорит о том, что вы настоящий бунтарь, не согласны мириться с тем что есть, и обязательно найдете (или уже нашли) свой путь. Ваша настойчивость и упорство приведут вас к успеху.

С бурным развитием информационных технологий психологические тесты набирают все большую популярность среди широкого круга пользователей сети. Во всем многообразии методик тестирования особую позицию занимают, так называемые, .

Сущность проективных тестов

В практической психологии есть такое понятие как проекция. Суть его в том, что человек переносит (проецирует) свое внутреннее состояние, черты характера, мысли и даже собственные чувства на внешние объекты. Механизм проекции выполняет важную роль в функционировании психики, он защищает нас от собественных неблаговидных чувств и желаний. Благодаря проекции человек не воспринимает подобные негативные проявления как собственные, а приписывает их другим людям, в следствии чего пропадает необходимость чувствовать за них ответственность.

Вам наверняка знакома поговорка: «По себе других не судят!». Здесь как раз имеется ввиду проекция. Если перефразировать эту поговорку, то получится, что не нужно обвинять других людей в том, что тебе не нравится в себе самом.

Пример проективного теста

Данный пример является утрированным и даже несколько искусственным, но зато он ярко и понятно объясняет суть явления.

Допустим психолог просит представить как Вы, прогуливаясь по парку, встречаете собаку и побуждает Вас как можно детальнее описать эту встречу и саму собаку, ее размер, насколько она агрессивна или, наоборот, дружелюбна, какие чувства по отношению к ней Вы испытываете и так далее.

Собака ассоциируется с другом, по крайней мере для русского человека это так (у корейца, например, может быть совсем другая ассоциация и это нужно учитывать). Следовательно весь Ваш рассказ о собаке можно воспринимать как рассказ о Вашем отношении к друзьям.

Допустим, если Вы упомянули, что собака вызвала скорее негативную реакцию (брезгливость, опаску, боязнь погладить, чтобы не заразиться какой-либо болезнью), то, вероятнее всего, у Вас нет близких друзей, а тех что есть Вы держите на расстоянии. Возможно в прошлом Вы пережили предательство со стороны друга или стали свидетелем подобного случая и теперь относитесь к друзьям настороженно.

Достоинства и недостатки проективных тестов

Разработкой проективных методик тестирования, в свое время, занимались такие знаменитые психологи и психиатры как Герман Роршах, Макс Люшер, Саул Розенцвейг, Тамара Дембро, Сусанна Рубинштейн и многие другие.

К достоинствам проективных методик можно отнести их эффективность и достоверность. Дело в том, что в отличии от классических тестов-опросников, проективные тесты защищены от сознательного или подсознательного искажения истинного положения вещей. Порой испытуемый даже не подозревает о том, что его тестируют. А если и подозревает, то ему не понятно, какая именно часть психики или свойство характера подвергается тестированию, а значит, он не включает механизмы психологической защиты, которые способны исказить результат теста.

Несмотря на все плюсы у проективных тестов есть и минусы! Главный из них — правильная интерпретация такого теста всецело зависит от квалификации специалиста, проводящего тестирование. Хотя, с другой стороны, при правильном подходе проективную методику можно стандартизировать и тогда даже не профессионал может провести соответствующий тест и дать адекватную оценку психоэмоциональному состоянию испытуемого.


Проективный тест

Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...