Тест на тему лаг лож. «буквы о - а в корне лаг- лож, рос – раст - ращ»

Класс: 5

Вид урока: урок закрепления изученного.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-), -рос, умению рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Личностные: Положительная мотивация правильной письменной речи.

Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.

Предметные: Усвоить правило написания букв О-А в корнях -РАСТ- -РОС-, -ЛАГ- -ЛОЖ-. Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Правописание корней –ЛАГ-, -ЛОЖ, -РАСТ-, -РОС-. Повторение

Класс: 5 б

Вид урока: урок закрепления изученного.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-), -рос, умению рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Предполагаемые результаты изучения темы:

Личностные: Положительная мотивация правильной письменной речи.

Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.

Предметные: Усвоить правило написания букв О-А в корнях -РАСТ- -РОС-, -ЛАГ- -ЛОЖ-. Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Проверка домашнего задания (изучение §85 ).

Внимательно прочитайте предложения. Какое задание должно быть к этим предложениям? (ответы учащихся: Спишите, исправляя, где нужно, ошибки)

1.На грядке вырасла капустка. Аквариум украшали редкие водорасли. Распологайтесь поудобнее!

2.Комнатные растения требуют специального ухода. Долажите о происшествии. Под высокими соснами поднималась молодая порасль.

3.Ранние овощи вырасли в теплице. Слажение выполнено неверно. Из земли уже показались первые росточки.

- Спишите предложения, исправляя ошибки, по рядам: 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд, 3 – 3 ряд.

3.Определение темы и целей урока.

Выделите корни с ошибками. Как вы думаете, какая тема сегодня будет на уроке? Цель урока? (Цель урока: закрепить знания и умения по изученной теме; развивать грамотную письменную речь; учиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне).

4.Повторение правил.

Давайте повторим правописание корней (выслушать 1-2 из ряда)

В безударном положение в корне – лаг- пишется а , в корне –лож- о : излагать, изложение.

В безударном положении в корне –раст-/-рос- перед ст и щ пишестя а: растение, выращу, росли.

Запомни! Искл.: Р о ст ок (р о ст очек), р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав; отр а с ль.

Объясните правописание корней, в которых допущены ошибки.

5.Закрепление изученного.

Выполните упражнение 441. Прочитайте задание, что нужно сделать?

Проверяем! Читаем, объясняем орфограмму в слове.

6.Физ.минутка. Упражнение-активатор “Печатная машинка”

Ребята, давайте отдохнем немножко. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на клавиатуре отрывка из стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.

Яблонька

Расти, расти, яблонька!

Подрастай!

Золотое солнышко,

Жарче грей!

Вырастайте, яблоки,

Поскорей!

Росла, росла яблонька,

Подросла...

Н.Забила

7. Творческая работа в парах.

Чтение текстов.

8.Итог урока.

Распределительный диктант. Подпишите свои листочки. Поставьте крестик в соответствующую строчку.

Излагать, Ростов, положить, изложение, прилагательный, отрасль, зарасти, расположение, предположить, предлагать.

Критерии оценивания:

10 – “5”

8-9 – “4”

5-7 – “3”

0-4 – “2”

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Подписи к слайдам:

1.На грядке вырасла капустка. Аквариум украшали редкие водорасли. Распологайтесь поудобнее! 2.Комнатные растения требуют специального ухода. Долажите о происшествии. Под высокими соснами поднималась молодая порасль. 3.Ранние овощи вырасли в теплице. Слажение выполнено неверно. Из земли уже показались первые росточки. Спишите, исправляя, где нужно, ошибки.

Правописание корней –лаг-, -лож-; -раст-, -рос-. Повторение Цель урока: закрепить знания и умения по изученной теме; развивать грамотную письменную речь; учиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Давайте вспомним! В безударном положении в корне – лаг- пишется а, в корне –лож- о: излагать, изложение. В безударном положении в корне –раст-/-рос- перед ст и щ пишется а: растение, выращу, росли. Запомни! Искл.: Р о ст ок (р о ст очек), р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав; отр а с ль.

Проверь! 1.Вы р о с ла, водо р о с ли, распо л а г айтесь. 2.До л о ж ите, по р о с ль. 3.Вы р о с ли, с л о ж ение.

Физ.минутка. Игра «Печатная машинка» Яблонька Расти, расти, яблонька! Подрастай! Золотое солнышко, Жарче грей! Вырастайте, яблоки, Поскорей! Росла, росла яблонька, Подросла... Н.Забила

Творческая работа в парах. Составьте текст (или 3-4 предложения), используя слова: Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Распределительный диктант Критерии оценивания: 10 – “5” 8-9 – “4” 5-7 – “3” 0-4 – “2”


Русский язык, 5 класс

Тема: «Чередование гласных в корнях -раст-/-ращ-/-рос-; -лаг-/-лож-; -скак-/-скоч-»

Тип урока : ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить правила на примере правила чередования гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.

2) сформировать умение применять правило написания А – О в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.

3) тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Материалы к занятию

Демонстрационный материал: 1) задание на актуализацию знаний; 2) задание на внимательность; образец для проверки; 3) задание для пробного действия; 4) список необходимых корней для задания на пробное действие; 5) грамматическая арифметика;

6) шаги плана действий; 7) эталон.

Раздаточный материал: 1) карточка для задания на пробное действие; 2) задание на первичное закрепление во внешней речи; 3) основа для выполнения самостоятельной работы; цветные карточки; 4) таблицы для домашнего задания.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Сегодня новая тема, и вы, как всегда, сами сформулируете тему и создадите правило. Новая тема непростая, объемная, но, если вы сами построите правило, вам будет гораздо проще его понять и пользоваться им в дальнейшем. Открою секрет: вопрос по этой теме – первый в тесте ЕГЭ.

− Итак, как вы будете открывать новое знание? (Поймем, что мы не знаем, выполнив пробное действие, зафиксируем затруднение, выясним причину затруднения и выведем новое правило, оформив эталон.)

− Молодцы! Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− С чего вы начнете работать? (С повторения того, что нам сегодня потребуется при открытии нового знания.)

− Посмотрите на доску и выполните задание устно.

Задание проецируется на доску:

Учащиеся отмечают, что данные слова разделены по признаку «проверяемые / непроверяемые гласные». В левом столбике записаны слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.

− Молодцы! Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (Сн е г овик – сн е г; д е т вора – д е т и; з и м а – з и м ы; д е рев ья – д е рев о.)

− Ребята, что вы сейчас сделали? (Мы подбирали однокоренные слова так, чтобы сомнительная гласная оказалась под ударением.)

− Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.)

− Верно. Итак, что вы повторили? (Мы повторили проверяемые / непроверяемые гласные в корне слов.)

− Следующее задание на внимательность:


− Вы должны найти лишнее слово в каждой строке и объяснить свой выбор.

На эту работу отводится 1 минута. Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова одной строки с общим значением, но одно из них к ним не относится.)

− Проверим. («Растущий», «выращенный», «поросль» − имеют общий компонент значения ‘растение’, значит, лишнее слово «простейший»; «сложить», «слагать», «приложить» − имеют общий компонент значения ‘соединять’, значит, лишнее слово «осложнить»; в третьей строке «подскакать», «выскочка», «заскочить» имеют общее значение ‘скакать’, а слово «качалка» − лишнее.)

По мере ответов лишние слова подчеркиваются. В результате на доске должна быть запись:

− Итак, все слова однокоренные, кроме одного.


− Молодцы!

− Ребята, скажите, для чего вы на каждом уроке открытия нового знания делаете пробное задание? (Пробное задание помогает нам понять, ЧТО мы не знаем.)

− А как надо относиться к возникшим затруднениям? (Спокойно.)

− Верно! Вам обязательно поможет это в работе.

− Что особенного вы можете отметить в отмеченных корнях? (В корнях, которые должны быть одинаковыми, встречаются разные гласные и согласные буквы.)

Задание на пробное действие:

− Объясните правописание гласных в корнях: -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-,

Корни вывешиваются на доску:

− Кто не выполнил этого задания? Что вы не смогли сделать? (Я не смог объяснить, почему в этих корнях пишутся разные буквы.)

− Кто проанализировал и может объяснить причину вариативности букв? Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не могу обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были объяснить правописание гласных в корнях данных слов.)

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как объяснить правописание гласных в данных словах.)

− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Потому что мы не знаем правила, по которому можно определить, какую букву писать в данных корнях.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила написания гласных в корнях

Раст-, -ращ-, -рос-; -лож-, -лаг-; -скак-, -скоч-.)

− Ребята, сегодняшняя тема урока включает в себя понятие, которым вы будете пользоваться довольно длительное время. В принципе, этим словом вы пользуетесь и в своей повседневной жизни. Чтобы вы сами назвали термин, предлагаю решить грамматическую арифметику:

− Итак, какое же понятие вы будете использовать (Чередование.)

− Ребята, скажите, а что такое чередование в нашей повседневной жизни?

− Давайте уточним определение: чередование – это равномерное повторение чего-либо. Что-то повторяется – и складывается в единое целое: день и ночь – сутки; зима и лето – год…

− Так и в грамматике: как только вы увидите некое повторение, равномерное изменение – вы сможете построить целое правило. Совершенно самостоятельно!

− Посмотрите на эти корни. Какие гласные здесь чередуются? (А и О.)

− Уточните тему урока. (Чередование гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лож-,

Лаг-;-скак-, -скоч-.)

− Итак, когда вы выводите новое правило, на что вы должны обратить внимание в первую очередь? (На закономерность.)

− Верно! А теперь постройте план проекта по созданию нового правила. (Установить закономерность в данных корнях. Сделать вывод о правилах написания гласных в данных корнях. Создать эталон.)

По мере ответов учитель вывешивает на доске последовательность действий:

5. Реализация построенного проекта.

− Итак, давайте установим закономерность. (Корни в словах во всех трех строчках начинаются с одной и той же буквы, но заканчиваются на разные согласные буквы, и в середине пишется либо О, либо А).

− Предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в письменном виде в тетради.

Учитель записывает на доске, учащиеся – в тетради:

-РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-:

-ЛАГ-, -ЛОЖ-:

-СКАК-, -СКОЧ-:

− А теперь, в соответствии с вашими наблюдениями, сформулируйте правило в устной форме, строя фразу следующим образом: «В корне … пишется А (О), если корень заканчивается на согласный … ».

Ответы учащихся:

в корнях -раст- / -ращ- пишется А, если корень заканчивается на СТ или Щ,

в корне -рос- пишется гласная О, так как корень заканчивается на С;

в корне -лаг- пишется А, так как корень заканчивается на Г;

в корне -лож- пишется О, так как корень заканчивается на Ж;

в корне -скак- пишется А, так как корень заканчивается на К,

в корне -скоч- пишется О, так как корень заканчивается на Ч.

− Вы абсолютно правильно сформулировали правило. Но, как вы знаете, в большинстве правил содержатся исключения – когда правописание некоторых слов не подчиняется выведенным правилам. Эти исключения вы можете найти в учебнике. Прочитайте их вслух:

Раст / рос: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Лаг / лож: полог.

Скак / скоч: скачок.

− Молодцы! Вы вывели закономерность, сделали вывод, сами построили новое правило. Какой следующий шаг? (Создать эталон.)

− Предлагаю поработать в группах. Представитель от каждой группы должен будет представить совместно созданный эталон. На работу отводится 5 минут.

После ответов групп на доску вывешивается эталон:

Л А Г

Л О Ж

Р А СТ

Р А Щ

Р О С

СК А К

СК О Ч

− Молодцы! Все группы справились с заданием.

− Вы теперь сможете выполнить пробное задание? (Да.)

Учащиеся выполняют задание письменно, графически объясняя правописание чередующихся гласных. Затем по цепочке проговаривают объяснение.

В результате в тетрадях должно быть записано:

ра ст ущий, выра щ енный, поро с ль.

сло ж ить, сла г ать, прило ж ить.

подска к ать, выско ч ка, заско ч ить.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

− В этом вам поможет следующее задание. У вас на столах лежат таблицы со словами с пропущенными буквами:

О – А

Прил…гательное

Подск…чить

Зар…стает

Изл…жение

Выск…кивать

Выр…сший

Пол…гается

Р…стение

Проск…чить

− Вы должны вставить пропущенные буквы и графически объяснить выбор буквы.

Часть слов объясняется во внешней речи, а часть слов целесообразно предложить выполнить в парах.

После работы учащиеся проверяют выполненное задание по образцу для проверки:

О – А

Заро с ли

Прила г ательное

Подско ч ить

Зара ст ает

Изло ж ение

Выска к ивать

Выро с ший

Пола г ается

Ска к ать

Ра ст ение

Сло ж ить

Проско ч ить

− В каких словах при работе в парах у вас возникли затруднения?

− Какой шаг алгоритма или правила вы нарушили?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новое правило или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

– Прочитайте слова на доске:

– У вас на партах лежат карточки с таблицами:

Л А Г

Л О Ж

Р А СТ /

Р А Щ

Р О С

СК А К

СК О Ч

− Впишите слова в нужные колонки, пользуясь алгоритмом определения гласной.

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки:

Л А Г

Л О Ж

прила г ательное

предло ж ение

Р А СТ /

Р А Щ

Р О С

выра ст ить

нара щ ение

водоро с ли

СК А К

СК О Ч

приска к ать

подско ч ить

− В каком месте возникло затруднение?

− Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Для того чтобы выполнить следующее задание, необходимо вспомнить, что такое синонимы. (Синонимы – это слова различные по звучанию, но близкие по смыслу.)

− Верно. Потренируемся немного. Я вам буду предлагать слова – вы будете подбирать синонимы. Отвечает тот, кто первый поднимет руку.

    Дорога – путь.

    Еда – пища, кушанье.

    Ложь – обман.

    Крохотный – маленький.

    Веселье – радость.

− Молодцы! Итак: к сочетаниям слов подберите и запишите синонимы. Имейте в виду, что все получившиеся слова должны содержать в себе изучаемую орфограмму. Вы должны будете графически объяснять выбор буквы в корне. Не забудьте об исключениях. Задание понятно? (Да.) Отвечать будете по цепочке.

Учитель читает сочетания слов, а учащиеся записывают синонимы.

    Добавление к чему-нибудь, например, к журналу.

Прил о ж ение.

    Частый кустарник, которым заросло какое-либо место.

Зар о с ли.

    Прыжок, быстрое движение прыжком.

Скач ок(искл.)

    Сообщать свои мысли.

Изл а г ать.

    Отдельная область деятельности науки, производства.

Отрас ль(искл.)

    Становиться гуще, ветвистее, больше.

Разр а ст ись.

    Передвигаться быстро, прыгать.

Ск а к ать.

    Устроиться где-нибудь на отдых.

Распол о ж иться.

    Молодой лес, побеги растений от корней, пней или семян.

Пор о с ль.

    Догадка, предварительная мысль.

Предпол о ж ение.

− Наш урок подходит к концу. Вы все очень хорошо сегодня поработали!

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали о правописании корней РАСТ / РАЩ // РОС; ЛАГ // ЛОЖ; СКАК // СКОЧ.)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

– Молодцы!

Домашнее задание:

  • Каюмова Фания Мубаракзяновна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку


Назад

Вперёд

Загрузить презентацию (197,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных
    корней, показать условия, от которых зависит
    правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с
    чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;

р а з в и в а ю щ и е

  • развивать самостоятельность учащихся при
    выполнении заданий;
  • способствовать развитию образного мышления,
    внимания.

в о с п и т а т е л ь н ы е

  • формировать интерес к изучению предмета.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Формы работы: индивидуальная,
коллективная.

Оборудование урока: экран, проектор,
ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент урока.

2. Актуализация пройденного материала.

Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда
в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-,
-гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда
безударную гласную А?

– в корнях -лож-лаг- в безударном положении
пишется а перед г , буква о – перед ж :
предпола гать, предполо жение.

– в корнях – раст-рос- в безударном положении
пишется а передст, щ, в остальных
случаях– о:

расти, выросла (не перед ст, щ).

Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик,
Ро стов, Ро стислав, отра сль.

– в корнях -кос-кас- в безударном положении
пишется а, если за корнем следует суффикс
-а-
, в остальных случаях -о: касаться-
коснуться(нет а ).

– в корнях -гор- гар- написание гласного зависит
от ударения. Под ударением пишется а , без
ударения- о : зага р, заго рать.

Составление таблицы: Слайд №3

Чередующиеся гласные зависят

Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

№1.В каком слове ударение падает на третий слог?
Слайд № 4

2) ростовщик

3) отрасль

№2. В каком ряду во всех словах пропущена
чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

г..релый, зар..стают, прит..щить.

отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

№3.Отметьте ряд слов, в котором на месте
пропусков пишется буква О? Слайд № 7

Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

предл..гать, сл..жение, сл..гать.

Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

№4. Укажите неверное объяснение написания
слова. Слайд № 9

ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа
на шипящий, ь не пишется.

граММатика- двойные согласные в корне.

холщОвый – в суффиксе прилагательного под
ударением пишется О.

№1 №2 №3 №4
2 4 3 3

Индивидуальные задания(письменные):

  • запишите как можно больше глаголов с корнем
    -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-,
    воз-, из-, до-.
  • составьте 4 предложения с данными
    словосочетаниями: восклицательное предл..жение,
    распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения,
    заг..рает на солнышке.
  • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-,
    образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От
    полученных глаголов образуйте форму прошедшего
    времени множественного числа.

Словарный диктант с последующей
взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд
№ 11

Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить
вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала
ёлка, журнал с приложением, возлагать
ответственность, приехал из Ростова, газовая
отрасль, ростки подснежников, выращивают
растения, угарный газ, подростковый возраст.

Работа с текстом . Слайд № 12

1) Подростковый возр..ст характеризуется
интенсивным р..стом.

2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так
бурно, как в этом возр..сте.

3) Во-первых, перестраивается опорно-
двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается
грудная клетка и дыхательные мышцы.

5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и
поверхность.

6) Словом, всё направлено на то, чтобы
потребность бурно р..стущего организма была
удовлетворена.

Словарная работа. Слайд № 13

Интенсивный – напряжённый, усиленный.

Бурно – резко, стремительно.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки.

2. Придумайте заголовок, определите тему,
основную мысль.

3.Определите стиль текста. Слайд № 14

1) художественный

2) научно-популярный

3) разговорный

4) официально-деловой

4.Определите тип речи. Слайд № 15

1) повествование

2) описание

3) рассуждение

4) рассуждение и описание

5. Укажите верную морфологическую
характеристику слова возраст (предложение 1)
Слайд № 16

1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е
склонение

2) неодушевлённое существительное, средний род,
1-е склонение

3) неодушевлённое существительное, мужской род,
1-е склонение

4) неодушевлённое существительное, мужской род,
2-е склонение

6. Каким членом предложения является слово подростковый
(предложение1) Слайд № 17

1) дополнением

2) определением

3) обстоятельством

4) сказуемым

7. Укажите способ образования слова усиленно
(предложение 4) Слайд № 18

1) приставочный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) суффиксальный

8. В четвёртом (4) предложении найдите имя
существительное, относящееся ко 2-му склонению.
Напишите это существительное в форме
именительного падежа. Слайд № 19

9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое
имя существительное. Напишите это
существительное. Слайд № 20

10. В предложениях найдите слова, правописание
которых определяется правилом: “В корне -раст-
рос- безударная а пишется перед ст, щ.”
Слайд № 21

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему:
    “Трудно ли быть подростком?”.
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте
корень с чередованием а/о : сл..жить, дол..жить,
изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль,
заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть,
к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-,
-рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и
объясните написание.

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...