Тест амтхауэра подсчет результатов. Тест амтхауэра


Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера является классическим групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследова­ния позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов - об индивидуальной структуре психометрического интеллекта школьников .

Задания теста состоят из вербального и числового материала и из изображений. Первые требуют от испытуемых определенных знаний и умений производить с вербальным материалом (понятиями, выска­зываниями) некоторые логические действия. Вторые предполагают определенную степень развития математического и пространственно­го мышления.

Коллектив авторов в составе М. К. Акимовой, Е. М. Борисовой, В. Т. Козловой и Г. П. Логиновой под руководством доктора психоло­гических наук К. М. Гуревича перевел и адаптировал тест для русской выборки . Численность этой выборки составила свыше 300 уча­щихся школ г. Москвы и Подмосковья, а также свыше 200 учащихся г. Орши. Тест предназначен для школьников VIII-X классов (в воз­расте 13-16 лет).

Психометрические характеристики теста для российской выборки таковы: эквивалентность параллельных форм по общему баллу - 0,78; гомогенность - 0,92-0,97; ретестовая надежность по общему баллу формы А = 0,73, формы Б = 0,69.

Коэффициенты валидности при при сопоставлении со школьной успеваемостью - 0,56 (форма А) и 0,52 (форма Б). Уровень значимости приведенных коэффициентов р < 0,001.

Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагно­стируют вербальную сферу, два - пространственное воображение, один - память. Во всех группах заданий, за исключением 4-6-го суб­тестов, используются задачи закрытого типа.

  • «Логический отбор»: исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы закончить пред­ложение одним из приведенных слов.

Противоположностью понятия «верность» является:

а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.

  • «Классификация», определение общих черт: исследование способ­ности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными по­нятиями. В задачах предлагается пять слов, из которых четыре объеди­нены определенной смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе:

а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.

  • «Аналогии»: анализ комбинаторных способностей. В заданиях предлагаются три слова, между первым и вторым существует опреде­ленная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два.

Дерево - строгать, железо - ?

а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.

  • «Обобщения»: оценка способности выносить суждение, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.

Дождь - снег_________________ .

  • «Задания на счет»: оценка уровня развития практического матема­тического мышления, сформированности математических навыков.

Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его ско­рость 40 км в час?

  • «Ряды чисел»: анализ индуктивного мышления, способности опе­рировать числами. В заданиях требуется установить правило числового ряда и продолжить его.

6 9 12 15 18 21 24 …?

  • «Выбор фигур»: исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти кар­точку с фигурой, которая соответствует разделенным частям.
  • «Задания с кубиками»: исследуется то же, что и в 7-м субтесте. В заданиях предъявляются изображения кубиков с различно обозначен­ными гранями. Кубики определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появляются новые, неизвестные испы­туемому грани. Необходимо определить, какой из пяти кубиков-образ­цов изображен на каждом рисунке.
  • Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в па­мяти усвоенное. Предлагается запомнить ряд слов, которые объедине­ны в таблице по определенным категориям, например цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Время заучивания - 3 мин. Затем тетради с заданиями собирают­ся и испытуемым выдаются листы с вопросами такого типа: с буквы «б» начиналось слово: а) растения, б) инструменты, в) птицы, г) произведе­ния искусства, д) животные.

Тест имеет две эквивалентные формы - А и Б. При групповом иссле­довании испытуемые, сидящие рядом, работают с разными формами.

Необходимые для проведения теста тетради А и Бприменяются мно­гократно. В них ничего нельзя вписывать. Для записи ответов испытуе­мым вместе с рабочими тетрадями выдаются бланки для ответов.

Руководство по проведению тестирования

Для проведения теста каждому испытуемому необходимы тетрадь с тестом, бланк для ответов, опросный лист к субтесту 9; психологу тре­буется секундомер. Перед началом испытания тестовые тетради про­веряются с тем, чтобы выяснить, нет ли в них пометок от предшеству­ющего исследования. Любые посторонние пометки в тетрадях должны быть устранены.

Затем в тетради вкладываются бланки для ответов. Бланк размеща­ется между титульным листом и 1-й страницей тестовой тетради. Тет­ради складываются таким образом, чтобы формы А и Б чередовались. Целесообразно иметь запасные тетради с бланками для ответов. В со­ответствии с числом тестовых тетрадей готовятся и дополнительные листы для проведения субтеста 9.

Число испытуемых зависит от условий тестирования и не долж­но превышать 20-30 человек. Тестирование рекомендуется прово­дить на 2-3-м уроках, когда испытуемые не утомлены.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго со­блюдать инструкции, контролировать время выполнения отдельных субтестов, не помогать испытуемым в выполнении заданий.

Общее время, необходимое для выполнения всего теста, составляет примерно 90 минут.

Время выполнения субтестов:

  1. субтест - б мин.; 6 субтест - 10 мин.;
  2. субтест - б мин.; 7 субтест - 7 мин.;
  3. субтест - 7 мин.; 8 субтест - 9 мин.;
  4. субтест - 8 мин.; 9 субтест - 3 мин. (для запоминания) и
  5. субтест - 10 мин.; 6 мин. (для воспроизведения).

Перед проведением испытания психолог объясняет цель тестиро­вания и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого зачитывается общая инструкция, расположенная на второй странице тестовой тетради. Далее психолог читает пояснения и примеры к суб­тесту 1. Испытуемые должны следить за текстом по своей тетради.

Прочитав инструкцию и разобрав примеры субтеста 1, психолог спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были все­гда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует про­сто вновь зачитать соответствующее место инструкции или повторить объяснение примеров заданий.

После этого учащимся дается указание перевернуть страницу и при­ступить к выполнению заданий первого субтеста. Психолог в это вре­мя должен включить секундомер (желательно сделать это незаметно для испытуемых, чтобы не создавать у них чувства напряженности).

По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтес­та, психолог решительно, но не резко, прерывает работу испытуемых и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, в нуж­ном ли месте записывают испытуемые свои ответы и правильно ли переворачивают страницы тетрадей.

Дополнительные разъяснения к отдельным субтестам

  • По истечении времени субтеста 1 необходимо сказать: «Видимо, вы не успели выполнить все задания, но даже если вы правильно вы­полнили половину заданий, это уже хороший результат».
  • В дополнение к инструкции примеры к субтесту 3 необходимо пояснить следующим образом: «Лес относится к дереву, как луг к … (выдержать паузу) траве»; и во втором примере: «темный относится к светлому, как мокрый к … (выдержать паузу) сухому».
  • При выполнении субтеста с арифметическими заданиями возни­кает вопрос, как быть, если ответ состоит из одной цифры, повторен­ной дважды, например 66. В этом случае необходимо посоветовать уча­щимся проверить задание еще раз, и если ответ тот же, то зачеркнуть цифру 6 дважды.

При проведении арифметических заданий и заданий с числовыми рядами испытуемым говорится, что вычисления можно записывать на полях бланка для ответов.

  • Опыт показывает, что у школьников возникают трудности в по­нимании инструкции к наглядным субтестам (7 и 8). Поэтому следует читать инструкцию медленно, особенно ту ее часть, где разбираются примеры. Кроме того, нужно сказать: «В следующих 20 заданиях вы должны найти правильное решение среди 5 картинок, которые так же, как в этих примерах, обозначены буквами а, б, в, г, д. Пример 07, кото­рый вы найдете в первой картинке в рамочке (экспериментатор дол­жен подождать, пока все найдут), имеет правильное решение - кар­тинку в первой строчке, обозначенную буквой «а».

Поэтому в бланке для ответов в столбце 07 зачеркнута буква «а»». В восьмом субтесте необходимо предупредить, что ход решения ана­логичен тому, который был в предыдущем субтесте.

  • Собирать тетради перед проведением субтеста 9 необходимо быс­тро и без шума. При раздаче опросных листов с заданиями на запоми­нание нужно следить, чтобы страница с примерами находилась сверху. В течение всего времени выполнения 9-го субтеста испытуемые не должны делать никаких записей, кроме зачеркивания соответствую­щих букв (а, б, в, г, д).

После окончания обследования бланки для ответов и дополнитель­ные листы нужно собрать одновременно.

Примечание. Субтест 9 обращен к способности испытуемого запо­минать. Можно считать необязательным включение результатов вы­полнения этого субтеста в оценку умственного развития учащихся. Поэтому исследование теста Амтхауера на русской выборке прово­дилось без субтеста 9. Все приводимые ниже результаты тестирова­ния даны без баллов, полученных за решение субтеста 9. Этот суб­тест может применяться отдельно для изучения особенностей памя­ти учащихся.

Обработка результатов тестирования

  • Для удобства подсчета баллов, полученных испытуемым за каж­дый субтест, рекомендуется использовать шаблоны (по два для каж­дой из форм, А и Б: один - для лицевой, другой - для оборотной страницы бланка для ответов), которые несложно приготовить из кальки или плотной белой бумаги. На шаблонах нарисованы квадра­тики, обозначающие правильные решения. Если шаблон выполнен из непрозрачной бумаги, квадратики, обозначающие правильные ре­шения, вырезаются. При точном совмещении шаблона с бланками для ответов в квадратики (или в прорези) попадают правильные ре­шения. Остается подсчитать количество зачеркнутых испытуемым букв, попавших в эти квадратики.
  • Каждый из субтестов, за исключением четвертого, имеет 20-балль­ную систему оценок. Количество правильно выполненных заданий является первичным показателем успешности выполнения субтестов.
  • В четвертом субтесте, состоящем из 16 заданий, каждое правиль­но выполненное задание оценивается в 2 балла. Если признак, поло­женный испытуемым в основу обобщения, является менее существен­ным и общим, чем предполагалось автором теста, то такое задание оценивается в 1 балл. Если признак, являющийся основой обобщения, найден неверно (или не найден совсем), то выполнение задания оце­нивается в 0 баллов. Таким образом, максимальное количество бал­лов, которое может получить испытуемый за решение четвертого суб­теста, равно 32, а минимальное - 0.

Поскольку разница между существенными и несущественными признаками понятий часто бывает расплывчатой, для оценки резуль­татов выполнения четвертого субтеста разработана специальная таб­лица (прилагается к тестовым материалам). Сопоставляя ответы ис­пытуемого с примерами ответов из таблицы, можно достаточно точно подсчитать первичный балл за выполнение четвертого субтеста. От­веты, оцениваемые 2 баллами, приводятся практически полностью. Ориентируясь на них, 2 баллами можно также оценить и синонимы приведенных понятий.

Перечень ответов, оцениваемых 1 баллом, является менее полным, так как здесь число возможных ответов более вариативно. Также неможет быть полным и перечень ответов, оцениваемых 0 баллов. В таб­лице для оценки результатов выполнения четвертого субтеста приве­дены лишь наиболее часто встречающиеся ответы и пограничные меж­ду 1 баллом и 0. Путем логического анализа, ориентируясь на таблицу, можно оценить конкретные обобщения испытуемых.

4. Общий балл, представляющий собой оценку умственного разви­тия по тесту Амтхауера, подсчитывается путем суммирования баллов, полученных испытуемым за выполнение каждого из 8 субтестов. Мак­симальный балл по тесту Амтхауера равен 172.

Как интерпретировать полученный учащимся общий балл по тесту?

1. Немецкий и словацкий варианты теста Амтхауера имеют статис­тические нормы, с которыми сравниваются индивидуальные резуль­таты. Проводя работу с русской выборкой, психологи обнаружили та­кие значительные различия индивидуальных данных, зависящие от региона, типа школы, социального окружения и других факторов, что пришлось отказаться от мысли найти единую статистическую норму теста для наших школьников.

Опытным путем были установлены некоторые условные границы в результатах, ориентируясь на которые, учитель и школьный психо­лог могут интерпретировать индивидуальные показатели учащихся.

Учитывая, что на умственное развитие подростков решающее влия­ние оказывает именно школьное обучение, были выделены не возраст­ные, а образовательно-возрастные границы развития. Это означает, что оценивалось раздельно не умственное развитие 13-, 14-, 15-, 16-лет­них подростков, а развитие восьми-, девяти- и десятиклассников.

Для школьников VIII класса границы результатов выполнения те­ста таковы:

высокое умственное развитие - более 110 баллов;

низкое умственное развитие - менее 75 баллов.

Для школьников IX класса эти границы таковы:

высокое умственное развитие - более 125 баллов;

низкое умственной развитие - менее 90 баллов.

Для школьников X класса эти границы следующие:

высокое умственное развитие - более 130 баллов;

низкое умственное развитие - менее 95 баллов.

2. Как для каждого ученика, так и для групп учащихся можно про­водить анализ относительной успешности выполнения разных типов субтестов.

В этом случае полезная информация может быть получена при срав­нении результатов решения вербальных (1,2,3,4), математических (5 и 6) и пространственных (7, 8) субтестов. При таком анализе показатели нужно представить в виде относительных величин - процентного ин­дивидуального балла к максимально возможному. Это необходимо сде­лать из-за того, что разные блоки заданий имеют разное максимально возможное число баллов. Для вербальных субтестов максимум равен 92 баллам, для математических и пространственных - по 40 баллов.

Например, испытуемый получил по четырем вербальным субтестам 56 баллов, а максимальное количество баллов, которое можно набрать по ним, равно 92. Следовательно, показатель процентного выполне­ния вербальных субтестов будет равен:

R верб =56/92×100= 60,9 %.

Таким же образом подсчитывается Rпростр и Rматемат
Условно возможные варианты относительных величин каждой пары сопоставляемых блоков заданий можно представить следующим образом:

1)>2)=3)<

Первый вариант означает преобладание у школьников одной груп­пы показателей (например, вербальных) над другой (например, про­странственных); второй вариант характеризует примерно равные показатели тех и других; третий - выявляет существенно лучшую успешность выполнения испытуемым математических илипростран­ственных субтестов по сравнению с вербальными.

Варианты тех или иных сочетаний показателей трех блоков зада­ний можно трактовать как проявление разных уровней сформирован­ности вербального (понятийного), математического и пространствен­ного мышления.’ Различия в уровнях этих форм мышления могут обнаружиться как у отдельных учащихся, так и у разных групп (клас­сов). Они зависят от выраженности разных склонностей и предпочте­ний у учащихся, влияния социальной среды и внешкольных интересов, уровня преподавания различных дисциплин и пр. Однако в каждом конкретном случае знание относительного развития вербального, математического и пространственного мышления учащегося должно быть использовано учителем для индивидуального подхода к оценке учебной деятельности подростка. Если же какой-либо показатель снижен у большинства учащихся в классе, необходимо задуматься об уровне преподавания отдельных дисциплин, о взаимоотношении отдельных учителей с классом или о других причинах выявленной особенности умственного развития школьников.

Желательно также провести сравнительный анализ выполнения отдельных субтестов каждым испытуемым. Для этого нужно подсчи­тать процент правильно выполненных заданий по каждому субтесту в отдельности и занести их в соответствующую колонку таблицы на бланке для ответов. Далее проводится графическое изображение ре­зультатов на сетке, расположенной в центре верхней части бланка для ответов. Для этого на сетку наносятся точки, соответствующие про­центу правильно выполненных заданий по каждому субтесту. После нанесения точек вычеркивается график, отражающий индивидуаль­ную структуру умственного развития школьника.

Тест разрабатывался в первую очередь для диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимался Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест им были включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время, за которое испытуемому, скорее всего, не удастся найти все решения, но волноваться и расстраиваться из-за этого не надо. Работать следует спокойно и внимательно. Если для очередного задания обследуемый не может найти ответ, не задерживаться на нем слишком долго, переходить к следующему.

При интерпретации результатов, особенно при их количественной оценке, стоит исходить из особенностей популяции, культуры, поскольку приводимые количественные показатели по каждому субтесту взяты из руководства по психодиагностике, разработанной чешскими психологами.

При начале с каждым разделом испытуемый должен хорошо разобраться с образцом решения заданий. На решение каждого субтеста отводится строго определенное время: 1 субтест - 6 минут, 2 = 6, 3 = 7; 4 = 8; 5 = 10; 6 = 7; 7 = 7; 8 = 9 и 9 субтест = 3 минуты на запоминание и 6 минут на вопроизведение.

Тест интеллекта и одновременно тест профориентационной TSI может применяться для возраста от 12 лет и старше, но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени. Определенное превосходство по результатам TSI может иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов. В геттингенском варианте TSI выделяются до 20 профилей, соответствующих различным группам профессий. В данном варианте TSI определенно можно указать, что профиль типа "М" соответствует скорее профессиям гуманитарного плана, а профиль типа "У" - техническим и практическим склонностям. Центральное место во всех профилях занимает субтест памяти - № 5, хотя о содержании процедуры выполнения теста его номер 9.

История создания

Тест составлен Р. Амтхауэром в трёх формах: А, В и С. Модификация IST – 70 имеет четыре формы (А, В, С, D). На русском языке тест впервые описан в монографии В.М. Блейхера и Л.Ф. Бурлачука «Психологическая диагностика интеллекта и личности» (Киев. Вища школа. 1978 г.)

В России тест часто адаптировался. Наиболее известные адаптации сделаны Л.К. Акимовой и соавторами в 1984 г. (7) и В.Н. Намазовым и А.Н. Жмыриковым в 1988 году (6). Перевод и адаптация теста на выборке российских школьников была осуществлена сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции Психологического развития Психологического Института РАО (Гуревич К.М., Борисова Е.М. Логинова Г.П.).

Первая адаптация проводилась на выборке школьников 7-10 классов (450 человек). Проверялась ретестовая надежность: тестировался 101 человек через один год (r=0,83). Корреляция общего по тестированию с учебной успеваемостью 0,44 до 0,52. Вычислялись корреляций между вербальным субтестом и успеваемостью по гуманитарным предметам (0,20-0,53), а также между результатами пространственных субтестов и успеваемостью, техническим предметам (0,23 - 0,34).

Адаптация В.Н.Намазова и А.Н.Жмырикова, осуществленная на базе Московского городского центра профконсультации, касалась переформировки заданий вербальных субтестов. Стандартизация проводилась на учащихся старших классов средних школ, ПТУ (16-17 лет), студентах и курсантах вузов (18-21 год), инженерно - технических работниках и управленцах (22-25 лет). Авторы не ограничились нормами для разных возрастных групп. Помимо них вычислены нормы для учащихся ПТУ, учащихся средних школ, студентов и курсантов 1-2 курсов, а также специалистов, имеющих высшее образование. В соответствии с этим, авторы адаптации предлагают свой вариант интерпретации оценок теста структуры интеллекта, исходя из качественной выборки испытуемых (род занятий, образование, возраст) и стандартных оценок в единицах IQ.

Последняя, известная нам, версия адаптированного теста Р. Амтхауэра вышла в 2002 году автора Л.А. Ясюковой в серии комплексного обеспечения психологической практики фирмы «ИМАТОН» (14). Эта работа явилась результатом сравнительных исследований Ясюковой Л.А. прогностической эффективности тестов интеллекта Айзенка, Амтхауэра, Векслера, Кеттелла, Равена, Саливена, Фланагана, КОТ, ШТУР и GATB. Интеллектуальные тесты использовались в комплексе с личностными и психофизиологическими методиками, а также с объективными показателями эффективности учебной и профессиональной деятельности испытуемых (школьников, студентов, работников различных специальностей).

Данные стандартизации

Тест отличается хорошими методическими показателями: коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) - 0,83-0,91; коэффициент параллельных форм - 0,95; надежности частей теста (по методу "расщепления") - 0,97. Валидность, определяемая по связи с успеваемостью, - 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0,62.

Стандартизация теста проводилась на выборке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым (первичным) баллам равнялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, о = 10.

Процедура проведения

Перед началом работы по каждому субтесту испытуемые должны сначала хорошо разобраться в содержании примеров.

На каждый субтест отводится фиксированное время:

Субтест Время, мин Субтест Время, мин
1 6 5 10
2 6 6 7
3 7 7 9
4 8 8 10
9 3 (запоминание)
6 (воспроизведение)

Инструкция к тесту

В каждом субтесте методики дано по 16-20 заданий, при выполнении которых важно хорошо усвоить смысл представленных образцов решений, вовремя переходить к следующим заданиям: возможно они окажутся для вас легче и вы в целом наберете большую сумму баллов.

Очень полезно перепроверить себя, если время работы по субтесту еще не истекло. Совсем не обязательно стремиться к тому, чтобы решить абсолютно все задания. Не следует делать никаких пометок в тексте методики, все ответы выносятся на специальные листы (бланки), где указывается фамилия, а также дата и время начала работы.

Если инструкция понятна, ждите сигнала о начале работы.

Обработка результатов

Обработка результатов производится по вышеприведенному ключу. Затем проводится интерпретация результатов согласно комментарию к методике и на основе построения профиля структуры интеллекта.

Ключ

1 субтест. 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г.

2 субтест. 21 д, 22б, 23в 24г, 25б, 26г, 27в, 28г, 29д, 30в, 31 д, 32г, 33а, 34в, 35д, 36в, 37а, 38г, 39б, 40б.

3 субтест. 41в, 42д, 43б, 44д, 45а, 46г, 47б, 48в, 49б, 50г, 51г, 52б, 53б, 54б, 55г, 56д, 57в, 58в, 59б, 60г.

4 субтест. 61 - плоды; 62 - наркотические возбуждающие средства; 63 - приборы; 64 - органы чувств; 65 - отражение; 66 - произведение искусства; 67 - сила; 68 - зародыши; 69 - символы; 70 - водные животные; 71 - органические потребности; 72 - живые организмы; 73 - металлические изделия; 74 - положение в пространстве; 75 - пожелания (санкции); 76 - меры воспитания.

5 субтест. 77(85), 78(630), 79(235), 80(24), 81(36), 82(60), 83(35), 84(50), 85(720), 86(84), 87(7), 88(9), 89(45), 90(60), 91(16), 92(26), 93(36), 94(5), 95(42), 96(4).

6 субтест. 97(27), 98(26), 99(25), 100(16), 101(62), 102(31), 103(51), 104(7), 105(8), 106(12), 107(2), 108(13), 109(42), 110(9), 111(13), 112(71), 113(15), 114(17), 115(63), 116(14).

7 субтест. 117б, 118г, 119в, 120в, 121д, 122г, 123 д, 124а, 125а, 126Б, 127д, 128в, 129д, 130г, 131в, 132а, 133г, 134г, 135б, 136в.

8 субтест. 137б, 138б, 139в, 140а, 141г, 142а, 143б, 144д, 145в, 146г, 147а, 148б, 149д, 150г, 151в, 152б, 153д, 154а, 155в, 156д.

9 субтест. 157г, 158д, 159в, 160б, 161д, 162а, 163д, 164в, 165б, 166в, 167д, 168в, 169г, 170б, 171б, 172г, 173а, 174г, 175в, 176а.

Совпадение с ключом - 1 балл.

Несовпадение с ключом - 0 баллов.

Субтест 4:

Совпадение с ключом - 2 балла. Аналогичное, но неполное значение слова - 1 балл. Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие - 0 баллов.

Нормативные таблицы

Тест имеет шкалу пересчета оценок в привычные для всех единицы IQ теста Векслера, что позволяет сравнивать результаты полученные на аналогичных выборках с помощью теста Векслера.

Интерпретация результатов

Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях.

Общий уровень интеллекта

Определяется на уровне итоговой оценки, полученной в результате суммации баллов по каждому субтесту, которая переводится в стандартный показатель. При интерпретации необходимо учитывать специфические требования к испытуемым со стороны теста:

А) тест требует определенной быстроты мышления; б) из-за относительной сложности тест меньше годится для лиц с явно заниженной результативностью; чем дальше их результативность отклоняется от среднего уровня, тем менее надежны полученные результаты; в) на тестовые результаты положительно влияет образовательный уровень, резуль-таты школьного обучения, поэтому более адекватно сравнивать испытуемых с лицами с одинаковым образованием, чем с лицами одного возраста; г) общие достижения в тесте зависят от социо-культурных условий развития, т.е. от неспецифического учения; д) структура теста и его задания ставят в более выгодное положение испытуемых с есте-ственнонаучной, математической и технической ориентацией по сравнению с лицами вербально и гуманитарно-ориентированными.

Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу

Благодаря субтестовой структуре тест позволяет дифференцированно оценивать уровень развития различных сторон интеллекта. Отдельные субтесты можно определить в следующие группы:

1.Комплекс вербальных субтестов (субтесты 1-4), предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами.

При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

2. Комплекс математических субтестов (5, 6), предполагающий способности в области практической математики и программирования.

Одинаково высокие результаты по обоим субтестам свидетельствуют о «математической одаренности». Если эта одаренность дополняется высокой результативностью по третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

3. Комплекс конструктивных субтестов (7, 8), предполагающий развитые конструктивные (пространственные) способности теоретического и практического плана.

Одинаково высокие результаты по субтестам этого комплекса являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

4. Комплексы теоретических (2, 4) и практических планов способностей (1, 3). Результативность по этим тестам следует сравнить попарно, чтобы более определенно высказать заключение о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Интерпретация результативности по отдельным субтестам

  • Субтест 1: «ДП» (дополнение предложений): Для успешного выполнения этого субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. На роль знаний в мыслительной деятельности указывали П.П.Блонский, Л.С.Рубинштейн и др. Актуализация знаний, совершающаяся при решении тех или иных задач, это не просто репродуктивный акт памяти, т.к. человеку необходимо актуализировать именно те знания, которые нужны для решения конкретной задачи. Этот процесс предполагает синтетический акт соотнесения условия задачи, и той информации, которая может быть использована для ее решения. При этом ведущую роль играет анализ задачи, требующей решения. Именно исходя из условий задачи, определяется процесс актуализации необходимых знаний. Субтест определяет запас относительно простых сведений и знаний из самых раз-ных областей: географии, истории, биологии и т.д. Данный субтест выполняет важную мотивационную функцию. Он должен заинтересовать испытуемого, вызвать у него жела-ние выполнять остальные субтесты.
  • Субтест 2: «ИС» (исключение слова): Субтест включает задания, в каждом из которых необходимо из пяти и данных слов выбрать одно, которое с остальными меньше всего связано по смыслу. Методики, аналогичные данному субтесту, широко используются в психологии, особенно в патопсихологии. решение данных задач начинается с процесса сравнения предлагаемых слов, обозначающих различные объекты. Сравнение при этом рассматривается не как одномоментный акт установления сходства или различия, а как мыслительный процесс, включающий операции анализа, синтеза, абстракции и обобщения. Сравнение начинается с сопоставления объектов. Посредством этого синтетического акта производится анализ - вычленение общих и различных признаков. На основе вычленения в результате анализа общих признаков производится обобщение сравниваемых объектов. Каждый из сравниваемых предметов обладает огромным количеством объективно присущих ему разнообразных признаков. Основная трудность задач такого типа состоит в выявлении отношений между сравниваемыми предметами, в вычленении в них сходных и различных признаков. Если у испытуемого преобладают сенсорные или наглядно-действенные формы обобщения, он будет сравнивать предметы по наглядным признакам: форме, величине или принадлежности этих объектов к общей наглядно-действенной ситуации. Если же испытуемый ориентируется преимущественно на абстрактные, категориальные связи, он сможет преодолеть наглядное впечатление или наглядно-действенную ситуацию и произвести операцию выделения отвлеченных признаков, по которым слова относятся к одной определенной категории. Таким образом, субтест предназначен для исследования аналитико-синтетической деятельности испытуемых. Данные, полученные по нему, позволяют судить о способно-сти испытуемых выделять общие признаки и свойства предметов или понятий, их умение сравнивать, переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлечен-ному.
  • Субтест 3: «Ан» (аналогии): На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу. Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих испытуемых. Чехословацкие исследователи объ-ясняют этот факт отсутствием необходимости усвоения большого количество готовой информации при хороших способностях к обобщению. Р.Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консультирования, т.к. он хорошо определяет уровень развития сло-весно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях испытуемого.
  • Субтест 4: «Об» (обобщение): Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов. Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстрагирования. При решении задач субтеста необходимо определить абстрактные свойства предметов посред-ством тех взаимоотношений, в которые эти предметы вступают. Задание выполняются в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и повторяющегося элемента, харак-терного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопос-тавлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устой-чивое и существенное. Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются испытуемые, имеющие большой словарный запас. На результаты этого субтеста большое влияние ока-зывает культурный уровень в семье, а также более широком окружении, а также школа. Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.
  • Субтест 5: «АЗ» (арифметические задачи): Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Каждая задача ставит перед решающим строго определенную цель, сформулированную в конечном вопросе задачи. В отличие от неопределенных видов определенная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предполагает, прежде всего, соблюдение строгой логики процесса решения. Таким образом, успешное решение математических задач требует раз-вития у испытуемого высокого уровня способности к логическому умозаключению. В целях успешного решения задачи субъект должен предварительно ориентиро-ваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать возможность пересмотра исход-ных условий задачи, представление их в новом ракурсе. Для этого решающему математи-ческую задачу необходимо, прежде всего, выделить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, систематизировать их, определить их иерархию. Осуществле-ние этих операций требует наличия высокого уровня аналитических способностей. Необ-ходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают опре-деленные математические символы. Поэтому анализ при решении математических задач по существу протекает в форме абстракции, т.е. происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несущественных. Кроме аналитиче-ских способностей, ориентировка в условиях математической задачи предполагает высо-кую степень развития синтетических способностей, т.к. выявленные элементы необходи-мо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними. На следующем этапе с учетом выявленных существенных отношений решающим вырабатывается гипотеза относительно характера стратегии решения. Стратегия решения в математической деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда дается в конкретных условиях, может существовать большое разнообра-зие конкретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким образом, стратегия решения в математической деятельности всегда носит обобщенный характер. Таким обра-зом, успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математическому обобщению. На следующем этапе решения математической задачи на основе общей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые в возможно большей вероятностью приводит к достижению поставленной цели. В рамках математической деятельности зна-чительное место занимают вычислительные операции, в основе которых соответственно лежат вычислительные способности. Таким образом, успешное выполнение задач данного субтеста свидетельствует у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаклю-чению, математическому обобщению. Как видно, данный субтест диагностирует широкий спектр мыслительных операций.
  • Субтест 6: «ЧР» (числовые ряды): Испытуемый получает задание, следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному пра-вилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то, пока еще неизвестных отношений между ними. По всей видимости, это и будут сущест-венные для данной задачи отношения, так как, определив их, не трудно будет сформули-ровать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на данной основе повторных (т.е. общих для данного вида) отношений. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность. Определив общие для данного ряда отношения, решающие на основе вычислитель-ных операций определяет пропущенное число. Данный субтест определяет преимущест-венно теоретические математические способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело с высшей формой обобщения, которое осуществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, а с его элементарной формой - определение общего в ряде предметов путем сравнения. Общее при этом оказывается общим не потому, что оно существенно, а потому, что повторяется. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа задач, однако оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математическими символами). Однако по существу мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математическое. Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности утверждения о том, что задача на определение закономерностей диагностирует уровень развития теоретического математического мышления. В данном случае имеет место проявление преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много числовых ориентиров). И хотя математическое обобщение является производным от ана-литико-синтетической деятельности и во многом определяется уровнем ее развития, вы-вод о способности диагностировать уровень развития операции обобщения задачами дан-ного субтеста является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.
  • Субтест 7: «ПВ» (пространственное воображение): Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей разрезанных фигур. Материалом задания служат плоскостные рисунки - части от-дельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур. Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями и не преду-сматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, в основе которого необходи-мо наличие хорошего понятийного аппарата требуется развернутая система умозаключе-ния. Решение образных задач требует особого вида логики, - при которой “схватывание” наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается раз-вернутыми словесными рассуждениями. Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразова-ние технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определен-ной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить основанием для вывода о высоком раз-вития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ПВ осуществляется на основе анализа фор-мы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного действия предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер). Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к активному мыс-ленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его струк-туре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке его составных элементов с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает также и пространственное положение фигур. Так, в данном случае, происходит мысленное вращение образов в пре-делах одной плоскости. Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планиро-вание их на основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобще-ние в образной форме. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диаг-ностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.
  • Субтест 8: «ПО» (пространственное обобщение):
  • Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков предъявляется в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками. Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека опериро-вать пространственными представлениями. В то же время выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и при решении задач предыдущего субтеста, исходный образ, созданный в процессе решения задачи, мысленно видоизменяется испытуемым. Однако эти изменения касаются, в основном, пространственного положения и не затраги-вают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И.С.Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные преобразования. Таким образом, субтест ПО предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем, заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ПВ сочетается с низким показателем по субтесту ПО. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПО - трехмерного. Как отмечает И.С.Якиманская, оперирования трехмерными изображениями появляются у человека онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПО позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т.е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.
  • Субтест 9: «Пм» (память, мнемические способности): В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа - этап заучивания и этап воспроизведения. Восприятие слова (и тем более его запоминание) является сложным процессом включения его в систему известных кодов, в которых ведущие признаки оказываются доминирующими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это обозначает, что при запечатлении слова всегда происходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения побочных связей. Факт многомерных связей, стоящих за словом, имеет существенное значение и при его припоминании. Припоминание - это сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов. По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковремен-ной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, т.к. различные виды памяти независимы друг от друга.

Таким образом, по результатам выполнения теста ДП можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, о развитии словесно-логического мышления он информации не дает; по результатам субтеста ИС - об аналитико-синтетических способностях, об умении сравнивать предметы, явления между собой. Субтест Ан диагностирует способность к обобщению, дает информацию о потенциальных возможностях испытуемого. Субтест Об определяет способность к абстракции, по его результатам можно сделать вывод об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и в целом об уровне развития, которого он уже достиг. Результаты субтеста АЗ свидетельствуют о развитии таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также способности к установлению логических умозаключений. Субтест ЧР диагностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемого. Субтесты ПВ и ПО определяют способность к оперированию пространственными образами. Показатель по субтесту ПО косвенно определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого. Субтест Пм диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-1.jpg" alt="> Тест Структуры Интеллекта Р. Амтхауэра Обзор теста ">

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-2.jpg" alt="> АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, (IST) Тест интеллекта. Предназначен для"> АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ Amthauer Intelligenz-Struktur-Test, (IST) Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35 -40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-3.jpg" alt=">IST – описание теста IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики "> IST – описание теста IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности. Всего в IST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) - 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта. IST имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 - четыре формы.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-4.jpg" alt=">Критерии качества теста Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования - 1"> Критерии качества теста Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования - 1 год) - 0, 83 -0, 91. Коэффициенты надежности параллельных форм - 0, 95, надежности частей теста (метод расщепления) - 0, 97. Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью - 0, 46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития - 0, 62 (выборка валидизации - 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели прогностической валидности.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-5.jpg" alt="> Содержание теста IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых"> Содержание теста IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта. Опыт работы с IST свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми в ретестовых испытаниях и существенными для общей оценки развития личности на основе построения модели конструктивной активности личности.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-6.jpg" alt=">1. Субтест «Логический отбор» (LS) Направлен на исследование индуктивного мышления, чутья языка."> 1. Субтест «Логический отбор» (LS) Направлен на исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого - закончить предложение. В результате выполнения заданий оцениваются возникновение рассуждения, здравый смысл, акцент на конкретно-практическое, чувство реальности, сложившаяся самостоятельность мышления.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-7.jpg" alt=">Инструкция. Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам"> Инструкция. Каждое из заданий представляет собой незаконченное предложение, в котором нет одного слова. Вам нужно выбрать из нижеприведенного списка слов то, которое является, по вашему мнению, наиболее подходящим для завершения предложения, чтобы оно приобрело правильный смысл. Если вы нашли такое слово, нужно в листе ответов поставить рядом с номером задания ту букву, за которой стоит найденное слово среди других вариантов ответа. Образец 1. 1. Кролик больше всего похож на. . . а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа. Если вы нашли правильный ответ, то в листе ответов ставится следующее: 1 в, означающее, что «Кролик больше всего похож на зайца» . Образец 2. 2. Противоположностью надежды является. . . а) грусть; б) злость; в) нежность; г) уныние; д) отчаяние. В листе ответов ставится: 2 д, означающее, что «Противоположностью надежды является отчаяние» . Естественно, записывать в лист ответов получившееся по смыслу предложение не нужно: у вас очень ограничено время. Лучше еще раз проверить ваши ответы, и если вдруг найдется другое решение, то зачеркнуть прежнюю букву и поставить рядом другую.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-8.jpg" alt=">Примеры заданий. Субтест 1 1. У дерева всегда есть. . . а) листья; б)"> Примеры заданий. Субтест 1 1. У дерева всегда есть. . . а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень. 2. Комментарий - это. . . а) закон; б) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек. 3. Противоположностью предательства является. . . а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность. 4. Женщины. . . бывают выше мужчин. а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда. 5. Обед не может состояться без. . . а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода. 6. Занятием, противоположным отдыху, является. . . а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-9.jpg" alt="> Субтест 2 Определение общих черт (GE)"> Субтест 2 Определение общих черт (GE) исследует способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно - лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий - 20, время их выполнения - 6 мин. Кроме того в результате можно определить чувство языка, индуктивное речевое мышление, точное выражение словесных значений, способность чувствовать.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-10.jpg" alt=">Инструкция. В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти"> Инструкция. В этом разделе вам предлагаются ряды, содержащие по 5 слов, из всех пяти слов четыре могут быть объединены в одну группу по общему смыслу, подходящему для всех этих четырех слов. Пятое, лишнее по смыслу слово и должно быть вашим ответом на задание, которое иначе может быть названо так: «Найдите лишнее слово, не подходящее по смыслу к четырем другим из пяти названных» . Это лишнее слово обозначено соответствующей буквой, которую необходимо проставить рядом с номером задания. Образец 1. 1. а) стол; 6) стул; в) голубь; г) диван; д) шкаф. Ответ 1 в, т. к. «голубь» не относится к предметам мебели, а смысл объединения слов именно таков. Слово «голубь» является лишним по смыслу в ряду названных слов. Образец 2. 2. а) идти; б) мчаться; в) ползти; г) бежать; д) лежать. Ответ 2 д, т. к. «лежать» не относится к обозначению способов передвижения. Слово «лежать» является лишним по смыслу в ряду названных слов.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-11.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 2. Задания 21 -40. 21. а) писать; б) рубить; в) шить;"> Стимульный материал. Раздел 2. Задания 21 -40. 21. а) писать; б) рубить; в) шить; г) читать; д) кровать. 22. а) узкий; б) угловатый; в) короткий; г) высокий; д) широкий. 23. а) велосипед; б) мотоцикл; в) поезд; т) трамвай; д) автобус. 24. а) запад; б) курс; в) направление; г) путешествие; д) север. 25. а) видеть; б) говорить; в) осязать; г) нюхать; д) слышать. 26. а) прилечь; б) приподняться; в) присесть; г) прислониться; д) привстать.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-12.jpg" alt=">Субтест 3 Аналогии (AN) Позволяет проанализировать комбинаторные способности, подвижность мышления, понимание "> Субтест 3 Аналогии (AN) Позволяет проанализировать комбинаторные способности, подвижность мышления, понимание отношений, обстоятельств мышления, удовлетворенность приблизительными решениями. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова - прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий -- 20, время выполнения - 7 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-13.jpg" alt=">Инструкция. В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во"> Инструкция. В разделе 3 даны такие задания, в которых не хватает одного слова во второй паре слов. Первая пара слов - полная, состоящая из двух взаимосвязанных по смыслу слов; нужно понять смысл этой взаимосвязи, чтобы в соответствии с ним выбрать недостающее во второй паре слово из пяти слов, приводимых ниже. Образец 1. 1. Лес - дерево; луг-? а) куст; б) пастбище; в) трава; г) сено; д) тропинка. Ответ 1 в, т. к. взаимное отношение леса и деревьев имеет такой же смысл, как взаимное отношение луга и травы. Образец 2. 2. Темный - светлый; мокрый - ? а) дождливый; б) сырой; в) пасмурный; г) влажный; д) сухой. Ответ 2 д, т. к. взаимное отношение темного и светлого имеет такой же противоречивый смысл, как взаимное отношение мокрого и сухого.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-14.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 3. Задания 41 -60. 41. Школа - директор; кружок - ?"> Стимульный материал. Раздел 3. Задания 41 -60. 41. Школа - директор; кружок - ? а) председатель; 6) член; в) руководитель; г) заведующий; д) посетитель. 42. Часы - время; термометр - ? а) прибор; б) измерение; в) ртуть; г) тепло; д) температура. 43. Искать - находить; размышлять - ? а) запоминать; б) приходить к выводу; в) расследовать; г) петь; д) вспоминать. 44. Круг - шар; квадрат - ? а) призма; б) прямоугольник; в) тело; г) геометрия; д) куб. 45. Действие - успех; обработка - ? а) товар; б) труд; в) отделка; г) достижение; д) цена. 46. Животное - коза; пища - ? а) продукт; 6) еда; в) обед; г) хлеб; д) кухня.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-15.jpg" alt=">Субтест 4 Классификация (KL) Проводится оценка способности выносить суждение, способность к абстракции,"> Субтест 4 Классификация (KL) Проводится оценка способности выносить суждение, способность к абстракции, образование понятий, умственная образованность, умение грамотно выражать и оформлять содержание своих мыслей. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий - 16, время выполнения - 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-16.jpg" alt=">Инструкция. В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом."> Инструкция. В заданиях этого раздела содержится всего по два слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним, в крайнем случае - двумя словами. Это одно слово и будет ответом на задание, его нужно записать рядом с номером задания. Образец 1. 1. Пшеница, овес - ? Ответ: 1. зерновые, т. к. это слово точно передает общий смысл обоих слов, объединяя их этим общим смыслом. Образец 2. 2. Хлеб, масло - ? Ответ: 2. пища, т. к. это слово правильно выражает общий смысл обоих названных слов.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-17.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 4. Задания 61 -76. 61. Яблоко, земляника - ? "> Стимульный материал. Раздел 4. Задания 61 -76. 61. Яблоко, земляника - ? 62. Сигарета, кофе - ? 63. Часы, термометр - ? 64. Hoc, глаза-? 65. Эхо, зеркало - ? 66. Картина, басня - ?

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-18.jpg" alt=">Субтест 5 Задания на счет (RA) проводится оценка уровня развития практического математического"> Субтест 5 Задания на счет (RA) проводится оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения - 10 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-19.jpg" alt=">Инструкция. В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими,"> Инструкция. В этом разделе даны простые задачи, которые по существу являются не столько арифметическими, сколько практическими Поэтому решая их, необходимо быть внимательным в отношении практического смысла ваших ответов. Это позволит проверить правильность вашего решения не только по содержанию вычислений, но и по необходимости этих, а не других вычислений. Образец 1. 1. Книга стоит 25 монет. Сколько стоят 3 книги? Ответ: 75 (монет), т. к. здесь действительно необходимо умножить: 25 х 3. Правильная запись ответа: 1. 75. Образец 2. 2. Лодка плывет по течению реки со скоростью 10 км/час, а скорость этого течения составляет 4 км/час. Какова скорость лодки относительно берега? Ответ: 14 км/час, т. к. в этой задаче необходимо сложить скорость лодки и течения воды: 10+4. Правильная запись ответа: 2. 14.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-20.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 5. Задания 77 -96. 77. У мальчика было 100 монет,"> Стимульный материал. Раздел 5. Задания 77 -96. 77. У мальчика было 100 монет, из них он истратил 15. Сколько монет у него осталось? 78. Сколько километров проедет автомобиль за 9 часов, если его скорость составляет 70 км/час? 79. Фрукты в 15 ящиках весят 280 кг, а каждый пустой ящик весит 3 кг. Каков чистый вес фруктов? 80. Траншею 6 человек выкопают за 72 часа. За сколько часов выкопают такую же траншею 18 человек? 81. Упаковка из трех шариковых ручек стоит 5 монет. Сколько шариковых ручек можно приобрести на 60 монет? 82. Человек пробегает 1, 5 м за четверть секунды. Какое расстояние этот человек пробежит за 10 секунд? 83. Дерево находится в 20 м севернее дома, а дом расположен в 15 м севернее пруда. Каково расстояние от дерева до пруда? 84. Кусок материи длиной 3, 5 м стоит 70 монет. Сколько стоит 2, 5 м такой же материи? 85. Рабочие выполнят задание вчетвером за 90 дней. Сколько нужно рабочих для выполнения такого же задания за половину дня? 86. Проволока длиной 48 см при нагревании увеличивается до 56 см. Какова будет длина 72 - сантиметровой проволоки при ее нагревании?

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-21.jpg" alt=">Субтест 6 Ряды чисел (ZR) Позволяет провести анализ индуктивного мышления, способности оперировать"> Субтест 6 Ряды чисел (ZR) Позволяет провести анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами, стремление к упорядоченности, соразмерности отношений, определенному темпу и ритму. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения - 10 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-22.jpg" alt=">Инструкция. В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между"> Инструкция. В этом разделе каждое задание представлено рядом чисел, расположенных в определенной связи между собою. Необходимо продолжить числовой ряд на основании обнаруженной вами особенности этой связи чисел. Образец 1. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. . . Ответ: 16, т. к. в этом ряду чисел особенность их связи между собою - постоянное возрастание каждого следующего числа на 2 единицы. Образец 2. 2, 9, 7, 10, 8, 11, 9, 12. . . Ответ: 10, т. к. в этом числовом ряду особенность связи чисел между собою состоит в том, что при переходе от первого числа ко второму нужно вычесть 2 единицы, а при переходе от второго числа к третьему нужно прибавить 3 единицы и т. д.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-23.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 6. Задания 97- 116. 97. 6, 9, 12, 15, 18,"> Стимульный материал. Раздел 6. Задания 97- 116. 97. 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24. . . 98. 16, 17, 19, 20, 22, 23, 25. . . 99. 19, 16, 22, 19, 25, 22, 28. . . 100. 17, 13, 18, 14, 19, 15, 20. . . 101. 4, 6, 12, 14, 28, 30, 60. . . 102. 26, 28, 25, 29, 24, 30, 60. . . 103. 29, 26, 13, 39, 36, 18, 54. . . 104. 21, 7, 9, 12, 6, 2, 4. . . 105. 5, 6, 4, 6, 7, 5, 7. . .

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-24.jpg" alt=">Субтест 7 Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей, а также"> Субтест 7 Выбор фигур (FS) - исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей, а также умения решать геометрические задачи, богатство пространственных представлений, конструктивных практических способностей, наглядно-действенного мышления. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на части Количество заданий - 20. Время выполнения - 7 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-25.jpg" alt=">Инструкция. В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части"> Инструкция. В каждом задании вам предлагается одна фигура, разбитая на несколько частей. Эти части даются в произвольном порядке. Соедините мысленно части, и ту фигуру, которая у вас при этом получится, найдите в ряду фигур а), 6), в), г), д). Образец. Решение. Соединив части фигур 01, получим фигуру «а» , поэтому в ваших листах ответов в разделе 7 в строке 01 зачеркнута «а» , то есть 1. а. При соединении частей 02 возникает фигура «д» . Соответственно, из 03 получаем «б» , из 04 - «г» . Правильная запись ответа: 1. а

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-26.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 7. Задания 117 -136 ">

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-27.jpg" alt=">Субтест 8 Задание с кубиками (W) Исследуются умение не только оперировать пространственными"> Субтест 8 Задание с кубиками (W) Исследуются умение не только оперировать пространственными образами, но и обобщать их отношения. Развитое аналитико-синтетическое мышление, конструктивности теоретических и практических способностей. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения - 9 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-28.jpg" alt=">Инструкция. Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а» ,"> Инструкция. Первый ряд фигур состоит из пяти разных кубиков, обозначенных буквами («а» , «б» , «в» , «г» , «д»). Кубы расположены так, что из шести - граней вы у каждого куба видите три. В каждом из последующих рядов вам предлагается один из этих пяти кубов, повернутый по-новому. Ваша задача - определить, которому из этих пяти кубов соответствует куб, приведенный в очередном задании. В перевернутых кубах, естественно, могут появиться и новые значки. Куб (01) представляет измененное положение куба «а» . Второй куб (02) соответствует кубу «д» , третий (03) - кубу «б» , (04) - «в» , (05) - «г» . Правильная запись ответа: 1. а.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-29.jpg" alt=">Стимульный материал. Раздел 8. Задания 137 – 156. ">

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-30.jpg" alt="> Субтест 9 Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME)."> Субтест 9 Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). (память, мнестические способности): высокая способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению. Хорошая сосредоточенность внимания. Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы - 3 мин.). Время выполнения 20 заданий - 6 мин.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-31.jpg" alt=">Инструкция. Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов."> Инструкция. Для выполнения заданий этого раздела вам потребуется сначала выучить группу слов. Затем вы получите задания, с помощью которых выяснится, насколько хорошо вы эти слова запомнили. После того как будет разрешено перевернуть эту страницу, постарайтесь как можно лучше запомнить ряды слов, помещенные в таблицу. В каждом задании вам будет указана первая буква одного из выученных слов. Вы должны вспомнить, что означало слово, начинающееся с этой буквы: цветок, инструмент, птицу, произведение искусства или животное. Помните, что все заученные слова начинаются с разных букв, т. е. ни одна начальная буква не повторяется.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-32.jpg" alt="> Образец 1. Первая буква - «ф» . Из группы слов, означающих: 1)"> Образец 1. Первая буква - «ф» . Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «ф» начинается лишь фиалка, то есть цветок. Следовательно, в листе ответов укажите цифру 1. Правильная запись ответа: 1. 1. Образец 2. Первая буква слова - «з» . Из группы слов, означающих: 1) цветок, 2) инструмент, 3) птицу, 4) произведение искусства, 5) животное, на букву «з» начинается слово «заяц» , то есть животное. Следовательно, в листе ответов будет: 2. 5. Правильная запись ответа: 2. 5.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-33.jpg" alt=">Слова для запоминания (3 мин) Цветы: фиалка тюльпан гвоздика лилия василек"> Слова для запоминания (3 мин) Цветы: фиалка тюльпан гвоздика лилия василек Инструмен молоток иголка щипцы нож шило ты: Птицы: журавль чибис утка аист павлин Произведе ния опера стихи басня роман картина искусства: Животные: заяц ёж дельфин хорек ягуар

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-34.jpg" alt="> интерпретация При интерпретации следует учитывать, что определенное превосходство по результатам"> интерпретация При интерпретации следует учитывать, что определенное превосходство по результатам IST могут иметь в одной и той же возрастной группе лица с более высокой образованностью, лучшей культурой мышления и большей скоростью мыслительных процессов.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-35.jpg" alt=">В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в следующие комплексы: 1. Комплекс"> В интерпретации результатов TSI полезно объединение субтестов в следующие комплексы: 1. Комплекс вербальных субтестов, предполагающий общую способность оперировать словами как сигналами и символами: субтесты 1 -5. При высоких результатах по этому комплексу преобладает вербальный интеллект, имеется общая ориентация на общественные науки и изучение иностранных языков. Практическое мышление является вербальным.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-36.jpg" alt=">2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования:"> 2. Комплекс математических субтестов, предполагающий способности в области практической математики и программирования: субтесты 6, 7. Одинаково высокие результаты по обоим субтеста. м свидетельствуют о «математической одаренности» . Если эта одаренность дополняется высокой результативностью но третьему комплексу, то, возможно, правильный выбор профессии должен быть связан с естественно-техническими науками и соответствующей практической деятельностью.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-37.jpg" alt=">3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана."> 3. Комплекс конструктивных субтестов, предполагающий развитые конструктивные способности теоретического и практического плана. Одинаково высокие результаты по субтестам 8 и 9 являются хорошим основанием не только для естественно-технической, но и общенаучной одаренности. Если же образование не будет продолжено, то будет преобладать стремление к моделированию на уровне конкретного и наглядного мышления, к выраженной практической направленности интеллекта, к развитию ручной умелости и мануальных способностей.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-38.jpg" alt=">4. 4. Комплексы теоретического и практического планов способностей - это, соответственно, 2"> 4. 4. Комплексы теоретического и практического планов способностей - это, соответственно, 2 -4 и 1 -3: полезно сравнить результативность по этим тестам попарно, чтобы более определенно высказать резюме о возможной профессиональной подготовке и успешности в обучении.

Src="https://present5.com/presentation/1/174701240_276319603.pdf-img/174701240_276319603.pdf-39.jpg" alt=">выводы Опыт работы с IST свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем"> выводы Опыт работы с IST свидетельствует, что несмотря на довольно большой объем этой методики и продолжительность как работы испытуемых (около 90 минут), так и работы психолога (около 30 минут, с проведением консультации для каждого испытуемого), в целом результаты получаются весьма надежными, подтверждаемыми в ретестовых испытаниях и существенными для общей оценки развития личности на основе построения модели конструктивной активности личности.

1 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: У сапога всегда есть...

2 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В тёплых краях обитает...

3 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В году... месяцев (сколько?)

4 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Месяц зимы...

5 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: В нашей стране не живёт...

6 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Отец старше своего сына...

7 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Время суток...

8 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Вода всегда...

9 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: У дерева всегда есть...

10 Выбери одно из слов, которое правильно закончит это предложение: Город России...

21 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Огурец/овощ = Георгин/...

22 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Учитель/ученик = Врач/...

23 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Огород/морковь = Сад/...

24 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Цветок/ваза = Птица/...

25 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Перчатка/рука = Сапог/...

26 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Тёмный/светлый = Мокрый/...

27 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Часы/время = Термометр/...

28 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Машина/мотор = Лодка/...

29 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Стул/деревянный = Игла/...

30 Здесь слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: Лес/деревья). Справа - одно из слов перед чертой "/" (например: библиотека) и 5 слов в списке (например: сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пяти в этом списке, которое связано со словом перед чертой (книги) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья) Стол/скатерть = Пол/...

31 Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье... - это одежда. Выбери это слово. Метла, лопата это...

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...