Теория роли. Теория ролей Смотреть что такое "теория ролей" в других словарях

Первые теории взаимодействия включали в себя описание структуры социального действия. В истории социальной психологии было предпринято несколько попыток описать структуру взаимодействий. Так, среди социологов (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальных психологов большое распространение получила теория действия, или теория социального действия, в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Исследователи фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. В качестве задачи исследования выступал поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.

Например, согласно теории Т. Парсонса, в которой описывалась структура социального действия, в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на которых строится человеческая деятельность (как результат единичных действий). С точки зрения абстрактной схемы в качестве элементов взаимодействия выступают: а) деятель; б) "другой" (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие); г) ценности (которые принимает каждый участник); д) ситуация (в которой совершается действие). По Парсонсу, деятель мотивирован реализацией своих установок (потребностей). В отношении "другого" он развивает систему ориентации и ожиданий: стремление к достижению цели и учет вероятных реакций другого. Автор выделяет пять пар таких ориентаций, предполагая при их помощи описать все виды человеческой деятельности.

Однако данная теория не имела никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий. По мнению А. Н. Леонтьева, при таком подходе невозможно уловить содержательную сторону действий, ибо она задается содержанием социальной деятельности в целом . Кроме того, предложенное Парсонсом направление неизбежно приводит к утрате социального контекста, так как в нем все богатство социальной деятельности (вся совокупность общественных отношений) выводится из психологии индивида .

Социологические исследования структуры взаимодействия связаны с описанием ступеней его развития. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит. Данный подход был разработан польским социологом Я. Щепаньским. Основным понятием при описании социального поведения по Щепаньскому является понятие социальной связи, которая представлена как последовательное осуществление: а) пространственного контакта; б) психического контакта (взаимной заинтересованности); в) социального контакта (совместной деятельности); г) взаимодействия ("систематического, постоянного осуществления действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера..."); д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий) . Согласно автору, выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты в этой схеме выступают в качестве предпосылок индивидуального акта взаимодействия. Однако включение в предпосылки взаимодействия "социального контакта" уводит нас от истинного понимания содержательной стороны самого взаимодействия, так как данное взаимодействие может быть рассмотрено как реализация совместной деятельности.

В современной психологии можно выделить следующие основные теории взаимодействия:

  • 1) теория социального обмена (Дж. Хомане, П. Блау);
  • 2) теория символического интеракционизма (Дж. Г. Мид, Г. Блумер, И. Гофман);
  • 3) психоаналитическая теория (3. Фрейд);
  • 4) трансактный анализ (Э. Берн);
  • 5) когнитивные теории, среди которых в плане описания взаимодействия основное внимание привлекают теории баланса .

Бихевиоральный подход. Теория социального обмена Дж. Хоманса включает рассмотрение социального поведения как взаимодействия людей, находящихся в непрерывных процессах обмена друг с другом. Люди при этом могут обмениваться как материальными, так и нематериальными ценностями (идеями, вниманием, заботой и т.п.). Данная теория основана на бихевиоральной методологии, согласно которой в поведении человека закрепляются те реакции, которые чаще получают вознаграждение. Соответственно, если человек получает от другого человека вознаграждения (например, в виде внимания, положительных эмоций), контакт продолжается. Однако взаимодействие будет продолжаться тогда, когда плата за него (например, время, личные усилия, деньги) не превышает вознаграждения. Если же одна из сторон взаимодействия чувствует себя ущемленной, взаимодействие может закончиться или перейти в конфликт (например, вы все время сами приглашаете подругу сходить в кафе, оплачиваете счет, но с ее стороны не получаете даже благодарности). Соответственно, если человек уверен, что его издержки компенсируются той пользой, которую ему приносит контакт, отношения остаются стабильны. Однако второй партнер также должен иметь такую уверенность. Таким образом, происходит своего рода обмен взаимными выгодами между партнерами взаимодействия. Если же один из партнеров чувствует себя ущемленным, он стремится отрегулировать взаимодействие, и на этой основе может возникнуть конфликт.

Таким образом, социальная связь устанавливается и поддерживается в том случае, если она отвечает следующим условиям:

  • 1) соответствует личностной целесообразности, т.е. издержки не превышают получаемого вознаграждения;
  • 2) если достигнута взаимная согласованность, выработаны единые критерии платы и вознаграждения и достигнуто взаимное равновесие издержек и вознаграждений.

Однако бывают отношения, которые существуют достаточно длительно, но при этом не являются согласованными и симметричными. Например, в паре двух подруг одна всегда получает больше вознаграждений, чем вторая.

Для объяснения несимметричных отношений Хомане выдвигает принцип наименьшего интереса, который состоит в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. В результате он получает власть, так как имеет больше возможностей вознаграждать других, чем его партнеры. Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются, по мнению Хоманса, случаями несимметричного обмена.

Хомане использует принцип дистрибутивной справедливости, согласно которому любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию людей. Следовательно, социальное неравенство естественно, справедливо, закономерно, поскольку отражает пропорции личных вкладов людей в общественное целое.

Таким образом, отношения власти возникают как частные случаи социального обмена, когда один из участников процесса обмена обладает монопольным правом па некое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, навязывая свою волю другим участникам, что в конце концов приводит к образованию системы рангов, социальных статусов, социальной стратификации. Но чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена, легитимирована на основе норм и ценностей, основанных па определенной системе культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена.

Теория символического интеракционизма Дж. Г. Мида рассматривает взаимодействие между людьми как непрерывный диалог, в процессе которого люди наблюдают, осмысляют и понимают намерения другого человека.

Взаимодействие с точки зрения интеракционистов имеет символическую природу, т.е. люди используют символы для обмена действиями. Любой символ (например, слово), в свою очередь, возникает в результате взаимодействия и имеет договорную природу. Люди должны сходным образом расшифровывать смысл символа, чтобы понимать друг друга. Например, один и тот же жест (кивание головой) имеет разное значение в разных культурах, что может приводить к непониманию между людьми. В случае если люди одинаково расшифровывают символы, они приспосабливают свои действия к действиям других людей и взаимодействие происходит эффективно.

Люди реагируют нс только на поступки других людей, но и на их намерения, т.е. "разгадывают" намерения других людей, анализируя их поступки, ставя себя на место другого человека, принимая роль другого. С позиции символического интеракционизма взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь – главный фактор в теории межличностного взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т.е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое, приспосабливая свои поступки к действиям другого, координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, учитывать ожидания других людей.

Социальные ожидания – экспектаций – влияют на поведение человека; он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

Социальная роль – это относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, выработанные в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

Социальный статус – это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т.п.

Можно выделить три типа реализации ролей: "подражание", "исполнение", "выбор". Для раннего возраста присуще "подражание" – примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. "Исполнение" есть результат взаимодействия социального "Я" человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет "выбор" какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, цепными, референтными для него.

Разновидностью символического интеракционизма является теория социальной драматургии И. Гофмана. Данный автор рассматривает межличностное взаимодействие как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих "частных кулис", где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гофмана называют драматургическим подходом, или концепцией управления впечатлениями, т.е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются "сохранить свое лицо", если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление.

К символическому интеракционизму примыкает также этнометодология Г. Гарфинкеля. Предметом изучения этнометодологи и являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать, или промолчать, или пошутить и т.п.). Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

Правила и само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания, имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т.е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-либо правил, приходят к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между "поверхностными" и "глубокими" правилами, где "поверхностные" правила – это нормы социальной жизни, а "глубокие", интерпретационные правила являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения (А. Сикурел).

Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем, и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.

Психоаналитический подход , основоположником которого является З. Фрейд, рассматривает процесс взаимодействия с точки зрения воспроизведения детского опыта. Люди в процессе взаимодействия невольно используют понятия и сценарии, которые усвоили в детстве.

Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

В теории трансактного анализа сочетаются принципы психоанализа и бихевиоризма. Э. Берн, основатель трансактного анализа, рассматривает взаимодействие как результат выбора позиции и соответствующего действия – трансакции. Выделяются три позиции, которые являются результатом актуализации соответствующего состояния личности: Ребенок; Взрослый; Родитель (эти состояния соотносимы с тремя подструктурами личности по 3. Фрейду, но не соответствуют им полностью). Ребенок – это актуализация состояния, свойственного ребенку: непосредственного восприятия и реагирования на происходящее, позиция "снизу". Родитель – состояние "сверху", положение знающего, авторитетного, поучающего родителя. Взрослый – это состояние партнера, "на равных". Каждое действие является трансакцией, совершаемой при актуализации определенного состояния. В каждый момент времени может актуализироваться только одно состояние "Я" (эго), но состояние может быстро меняться. Взаимодействие представляет собой обмен трансакциями. При этом трансакции могут быть взаимодополняющими – при полном взаимопонимании партнеров, или пересекающимися – при несогласовании действий партнеров. Пересекающиеся трансакции являются потенциальными конфликтогенами.

Берн выделяет также виды взаимодействия: "отсутствие", ритуалы, развлечения, игры, совместная активность, интимность.

Когнитивные теории . С точки зрения когнитивного подхода не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает и интерпретирует.

Теории баланса, или теории когнитивного соответствия, которые являются разновидностью когнитивных теорий, рассматривают поведение человека как функцию его отношения к партнеру и к объекту, в связи с которым происходит коммуникация.

К теориям соответствия относятся:

1) теория структурного баланса Хайдера: он постулирует сбалансированность когнитивной структуры в ситуации восприятия другого человека и построения двух рядов отношений: к этому человеку и к объекту, общему для двух партнеров по общению. Каждый человек старается углядеть мотивы другого человека. Наряду с экспериментальными исследованиями необходимо учитывать эти категории здравого смысла.

Основное внимание уделяется проблеме восприятия другого человека.

"Друг моего друга – мой друг" – это формула, отражающая стремление к балансу.

Данная теория основывается на двух постулатах:

  • баланса;
  • приписывания (человек приписывает другому определенные качества и причины поведения).

Модель отношений: Р – О – X (Р – воспринимающий человек, О – другой, X – тот объект, который они воспринимают). Все эти три момента связаны между собой. Под объектом может восприниматься и человек, и предмет, и явление (например, ситуация выборов). Положительное отношение к О переносится на X – они транситивны (например: мать любит свою дочь, дочь любит своего жениха – следовательно, мать будет любить жениха дочери. Если мать не любит этого жениха – несбалансированная структура, кто-то должен изменить свое отношение). Положительные отношения транситивны, а отрицательные – нет, они не переносятся на другого человека;

  • 2) теория коммуникативных актов Ньюкома (рис. 4.3): А – В – X (А – воспринимающий, В – другой, X – объект). Если А и В относятся друг к другу хорошо, они стремятся одинаково относиться к X; если нет – они стремятся договориться об этих общих отношениях. Если это не удается – люди могут разойтись (А – бизнесмен. Хочет купить лодку X. Он любит жену В. Жена против лодки. Между А и В должны состояться переговоры, чтобы уладить эту несбалансированность: либо В изменит отношение к X, либо А и В поссорятся);
  • 3) теория когнитивного диссонанса Фестингера. Данный автор заменяет термин "противоречие" на "диссонанс".

Человек знает, что чего-то делать нельзя, а все равно это делает – возникает когнитивный диссонанс.

Основные постулаты теории когнитивного диссонанса заключаются в следующем:

  • между когнитивными элементами может возникать диссонанс;
  • существование диссонанса вызывает желание его уменьшить;
  • проявления этого стремления: изменить поведение; изменить свои знания; осторожно относиться к новой информации (например, курильщик избегает информации о вреде курения или обесценивает ее, чтобы избежать когнитивного диссонанса);
  • 4) теория конгруэнтности Осгуда, Танненбаума.

Рис. 4.3.

В этой теории также берется триада: Р – реципиент, К – коммуникатор, О – объект, сообщение.

Бывают случаи, когда одновременно изменяется отношение и к коммуникатору, и к идее, которую он проповедует.

Для исследования используется методика семантического дифференциала: по 7-балльной шкале оцениваются эмоциональное отношение, сила и активность.

В ходе исследований было обнаружено, что скорее меняется отношение к К (коммуникатору), чем к О (объекту беседы). Таким образом, оказалось, что отношение к объекту является более прочным, чем отношение к личности, т.е. человеку проще порвать отношения с близкими людьми, чем изменить свои взгляды.

Обобщение различных теорий взаимодействия представлено в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Теории межличностного взаимодействия

Основные положения

Бихевиоральные теории: теории социального обмена

А. Люди взаимодействуют, обмениваясь друг с другом информацией, какими-то благами. Если человек получает нужные блага от взаимодействия, то контакт продолжается.

Б. Человек стремится к "максимальному выигрышу" (сумма благ должна превышать сумму издержек, причем так, чтобы другой человек не извлек больше пользы, чем вы).

В. Закон агрессии: если человек не получает вознаграждения, на которое рассчитывал, то агрессия становится для него более ценной, чем взаимодействие.

Г. "Закон насыщения": чем чаще человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение этой награды.

Д. "Принцип наименьшего интереса": человек, который менее заинтересован в том, чтобы данная социальная ситуация обмена и общения была продолжена, обладает большей способностью диктовать свои условия обмена, получает власть.

Е. "Принцип монополии": если человек обладает монопольным правом на некое вознаграждение, которое хотят получить другие участники обмена, то он навязывает им свою волю (отношения власти).

Ж. Люди стремятся к симметричному обмену, чтобы награды участников были пропорциональны затратам

Теория символического интеракционизма

A. Люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга, ставят себя на место другого человека, приспосабливают свое поведение к ожиданиям и действиям других людей.

Б. Люди реализуют социальные ожидания – "экспектаций" друг друга, нормы поведения, права и обязанности своей социальной роли.

B. Человек реализует социальные роли через "подражание" (в детстве), "исполнение" и "выбор" тех ролей и групп, где этого человека ценят

Теория социальной драматургии

Люди, как актеры, разыгрывают роли, хотят произвести хорошее впечатление на других, скрывают свои недостатки. Взаимодействие людей – это театральная пьеса

Теория этнометодологии

А. Взаимодействие людей регулируется законами, нормами, правилами, ценностями – это центр социального взаимодействия.

Б. Люди сами стремятся к установлению согласия, каких-то правил

Пихоаналитические теории

При взаимодействии людей воспроизводится их детский опыт (подчиняются лидерам группы, подобно тому как подчинялись в детстве отцу; конфликтуют с людьми, если в детстве протестовали против родителей)

Трансактный

A. Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.

Б. Человек может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Ребенка в той или иной ситуации взаимодействия.

B. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

Г. Выделяют формы взаимодействия: ритуалы, операции, времяпрепровождение, игры, манипуляции, уход, соревнование, конфликт

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии: пер. с польск. М.: Прогресс, 1969. С. 84.
  • Столяренко Л. Д„ Столяренко В. Е. Социальная психология. 4-е изд. М.: Юрайт, 2012.
  • role theory) - подходы в социологии, которые подчеркивают значение ролей, а также "принятия роли" в формировании и поддержании социального порядка и социальной организации. См. Роль.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ТЕОРИЯ РОЛЕЙ

    концепция, возникшая для объяснения взаимоотношений индивида и об-ва. Формирование Т.р. связано с именами Дж Мида, Р. Линтона, Я. (Дж.) Морено. В Т.р. можно выделить три уровня анализа: социологич., где роль рассматривается по преимуществу как элемент соц. структуры и культуры; соц.-психоло-гич. уровень соц. взаимодействия индивидов между собой, индивида и группы, где роль оказывается совокупностью общих значений, без к-рых немыслима коммуникация; наконец, роль может рассматриваться на уровне личности как системы. В ее исследовании сливаются интересы общей психологии, соц. психологии и социологии. При этом упор делается на личностную интерпретацию роли и влияние роли на личность. Существуют различн. подходы к Т.р. В символич. интеракционизме, развитом Мидом, об-во рассматривается как система общения, действий, являющихся соц. постольку, поскольку они имеют общую цель и пользуются выработанными в процессе взаимодействия общими значениями-символами. Индивид включается в coii взаимодействие и становится соц. существом в той мере, в какой он научается "брать роли другого", т. е. осваивать общие значения, предвидеть реакцию другого на свои действия, ставит себя на его место и тем самым становится объектом для самого себя. Обучение ролям начинается в детском возрасте сначала в неорганизованных играх, затем в играх по правилам. Личность индивида есть единство двух "Я": соц являющегося рез-том освоения различн. ролей, интериоризированных установок др. людей и глубинного - индивидуального, спонтанного Оставаясь в своем анализе роли преимущественно на соц.-психологич. уровне, Мид, однако вводит понятие "генерализированного "Другого" имея в виду коллективные предписания группы к поведению индивида. Линтон анализирует роли и статусы, исходя из социологич. т. зр. В системе об-ва он выделял статусы - позиции в структуре соц. отношений и связанные с ними совокупности прав и обязанностей. Роль он определяет как динамич. аспект статуса, не объясняя того, чем роль отличается от "играния роли". Главное для Линтона - понимание ролей как идущих от об-ва предписаний, стандартов поведения, культурных моделей. Поэтому роль как динамич. аспект статуса правильнее понимать как функциональный, культурный его аспект, но в этом случае она и есть совокупность прав и обязанностей, выполнение к-рых ожидается об-вом. Отсюда необходимость уточнения понятия статуса, к-рое позднее было заменено более нейтральным термином "позиция" как место в системе отношений; за статусом же осталось значение ранга, престижа. Основатель социометрии Морено рассматривал роли гл. обр. в практич. части своего учения - психотерапии. Разработанные им методы психо- и социодрамы предполагали играние драматич. ролей, но не предписанных, а свободно изобретаемых в ходе действия. Это "обучение спонтанности" должно было, по мысли Морено, излечивать индивидов от соц.-психич. заболеваний, помогать разрешению жизненных трудностей. Роль не лишена соц., культурного содержания, но соц. и индивидуальное в ней слиты. Морено подчеркивает конфликт между Я и официальными ролями. Большая группа соц. психологов и социологов, разрабатывающих Т.р., состоит из тех, кто так или иначе тяготеет к одному из трех названных выше уровней анализа. Соответственно меняется круг категорий, к-рыми оперируют авторы. В самую значительную группу входят представители соц.-психологич. подхода к анализу роли (И.Гофман, Т. Ньюком, Ж. Стецель). Нек-рые из них прослеживают формирование ролей из взаимодействия в неорганизованных группах и превращение их в институализированные роли, приобретающие нормативный и принудительный характер. Важными категориями Т.р. при этом подходе являются "ролевое поведение", "действие в роли", коммуникация, согласие. С общесоциологич. т. зр. рассматривает роли Т. Парсонс; для него взаимодействие двух людей - это образец соц. взаимодействия в масштабах об-ва, а роль - нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение, компонент соц. структуры. Однако наиболее общими понятиями Т.р. на разных уровнях анализа являются "роль", "ролевое поведение", "позиция" (статус), "предписание" или "ожидание", требование". Этот же принцип реализует Р. Да-рендорф, подчеркивающий безличный и внешний индивиду характер предписанной роли, ее нормативность. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Role. Camb., 1972; Role theory: concepts and research. Huntington, 1979. Э.М. Коржева.

    Что определяет, вступят люди в контакт друг с другом или нет, продолжат его или прервут?

    Существует такие теории межличностного взаимодействия как: теория обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), теория управления впечатлениями (Э. Гоффман), психоаналитическая теория (3. Фрейд) и др.

    Теория обмена рассматривает социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены положениями, основанными на психологической теории бихевиоризма. Согласно бихевиоризму, поведение человека подчинено основному правилу: чем чаще социальное действие личности вознаграждается, тем чаще ока стремится производить это действие. Если человек ожидает положительный, нужный для него результат от взаимодействия с другим человеком, если собеседник может дать и дает ожидаемое, то контакт продолжается.

    Если человек понимает, что не получит ожидаемого, то контакт прекращается.

    Контакт - это благо, но он сопровождается определенными издержками (сколько сил, времени надо потратить, какой урон можно понести). Отношения только тогда стабильны, если у человека есть уверенность, что объем положительного от контакта выше, чем те издержки, которые он может понести. То есть человек руководствуется «максимализацией выигрыша» (Тиббо, Кейли). Причем человеку желательно быть убежденным, что «другой человек из пользы, которую он приносит вам, не извлечет выгоды больше, чем ваша» (М. Дойч).

    Следующее положение бихевиористов - положение ценности - определяет, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.

    Положение насыщения-голодания определяет, что чем чаще в прошлом человек получал некое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды. Положение агрессии-одобрения определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого он не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.

    Эти положения, как считал Дж. Хоманс, объясняют почему человек действует так или иначе в любой ситуации, а также могут объяснить все социальные процессы. Таким образом, социальная связь устанавливается и поддерживается:

    1. если она соответствует личностной целесообразности, плата не превышает вознаграждения;
    2. если достигнута взаимная согласованность и единство критериев платы и вознаграждения всех участников социального взаимодействия, если достигнуто равновесие вознаграждений, взаимная эффективность связи.

    Если одна из сторон ущемлена, она будет стремиться пересмотреть эти связи, по-новому их отрегулировать, возникает основа для конфликта.

    Для объяснения несимметричных отношений Хоманс выдвигает принцип наименьшего интереса, состоящий в том, что лицо, имеющее наименьшую заинтересованность в продолжении социальной ситуации обмена, обладает большей способностью диктовать условия обмена другим участникам ситуации. Результатом этого становится появление власти, поскольку «один человек имеет большую способность вознаградить других в обмене, чем другие могут вознаградить его». Поэтому любые властные отношения, даже насильственные, являются, по мнению Хоманса, случаями несимметричного обмена. Хоманс использует принцип дистрибутивной справедливости, согласно которому любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию людей. Следовательно, социальное неравенство естественно, справедливо, закономерно, поскольку отражает пропорции личных вкладов людей в общественное целое.

    Властные отношения возникают как частные случаи социального обмена, когда один из (участников процесса обмена обладает монопольным правом на некое вознаграждение (материальное или нематериальное), которое остальные участники стремятся заполучить. В этом случае он будет стараться как можно выгоднее обменять имеющуюся у него награду, навязывая свою волю другим участникам, что в конце концов приводит к образованию системы рангов, социальных статусов, социальной стратификации. Но чтобы утвердиться, власть должна быть санкционирована остальными участниками обмена, легитимирована на основе норм и ценностей, основанных на определенной системе культуры, причем эта система культуры не связана с процессами обмена.

    Другая важная теория межличностного взаимодействия была предложена Дж. Мидом - теория символического интеракционизма . Люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения, т. е. «разгадывают» намерения других людей, анализируя их поступки, как бы ставя себя на место другого человека, принимая роль другого. С позиции символического интеракционизма, взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

    Интеракционисты подчеркивают, что язык, речь - главный фактор в теории межличностного взаимодействия. Язык имеет символическую природу, любой языковой символ (слово) является частным значением, возникшим в результате частного взаимодействия и имеющим договорную природу, т. е. люди, стремясь к достижению практических результатов в кооперации друг с другом, договаривались о принятии определенного значения за определенным словом. Сходное понимание слов, жестов, других символов облегчает взаимодействие, позволяет интерпретировать поведение друг друга. Понимая поведение друг друга, люди меняют свое, приспосабливая свои поступки к действиям другого^ координируя свои действия с другими людьми, обучаясь видеть себя глазами группы, обучаясь учитывать ожидания других людей.

    Социальные ожидания - экспектации - влияют на поведение человека; он вынужден вести себя так, как требуют нормы поведения, как ожидают другие люди и общество в целом, реализуя те права и обязанности, которые присущи его социальной роли.

    Социальная роль - относительно устойчивый шаблон поведения, включая действия, мысли, чувства, выработанные в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенного социального статуса.

    Социальный статус - это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положением в определенной социальной системе и иерархии общественных отношений. Социальный статус связан с системой социальных ожиданий (от человека ждут определенных действий, человек ждет от других определенного отношения к себе). Если поведение человека расходится с ожиданиями, если он плохо выполняет свою роль, то окружающие люди, группа применяют к нему социальные санкции принуждения: насмешки, бойкот, угрозы, неодобрение, наказание и т. п.

    Можно выделить 3 типа реализации ролей: «подражание », «исполнение », «выбор ». Для раннего возраста присуще «подражание» - примеривание на себя позиций, экспектаций, шаблонов поведения разных социальных ролей. «Исполнение» есть результат взаимодействия социального «Я» человека и ролевых экспектаций. Если к человеку предъявляются противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей, и тогда человек осуществляет «выбор» какой-то роли, игнорируя другие требования и роли, другие группы людей, при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают и стремится сблизиться с теми, кто его ценит, с теми группами, которые становятся значимыми, важными, ценными, референтными для него.

    В теории интеракционизма Э. Гоффман рассматривает межличностное взаимодействие людей как своеобразную театральную пьесу, где люди разыгрывают роли и представление, являясь одновременно и режиссером, и актером, тщательно охраняя места своих «частных кулис», где они могут расслабиться после представления. Эту концепцию Гоффмана называют драматургическим подходом, или концепцией управления впечатлениями, т. е. люди сами создают ситуации, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других, стараются «сохранить свое лицо», если по каким-то причинам произвели невыгодное впечатление. Гоффман писал:

    «Мы не считаем за людей тех, кто отмечен каким-нибудь позорным клеймом», поэтому люди стремятся скрыть свой позор любой ценой.

    К символическому интеракционизму примыкает этнометодология (основоположник - Г. Гарфинкель). Предметом изучения в этнометодологии являются принятые на веру правила, регулирующие взаимодействие между людьми (эти правила могут определять, когда уместно что-то сказать или промолчать, или пошутить и т. п.). Эти правила могут быть специфичными при взаимодействии с людьми, которых очень хорошо знаем. Если человек нарушает эти правила, то взаимодействие с людьми резко затрудняется и последствия могут быть непредсказуемыми.

    Правила и «само собой разумеющиеся положения, мнения, запасы знания», имеющиеся у людей, и составляют основу социального мира, т. е. идеи, ценности, правила, нормы видятся центром социальной жизни и взаимодействия. Этнометодология изучает методы, с помощью которых люди создают социальный порядок: ценности, нормы, верования, но они сами могут изменяться, отмирать, иметь свою внутреннюю структуру. Описывая ситуацию, устанавливая связи между значениями, проясняя их смысл, люди приходят к установлению каких-то правил, приходят к согласию, к социальной стабильности. Социальная структура рассматривается как продукт взаимодействия, как следствие отношения между «поверхностными» и «глубокими» правилами, где «поверхностные» правила - это нормы социальной жизни, а «глубокие», интерпретационные правила являются основой возникновения и существования любых значений, основой любого воспитания и обучения. (А. Сикурел).

    Выработка единых критериев, стандартов поведения людей по отношению друг к другу объединяет людей. Т. Парсонс назвал символическими посредниками эти единые критерии, которые понятны всем, и все готовы ими пользоваться. К их числу он отнес систему ценностей, деньги, закон, власть, которые создают возможность регулировать социальные связи на основе социокультурных, экономических и политических критериев. Общество через нормы, ценности, стандарты поведения как бы устанавливает определенный набор социальных характеристик, которыми должен обладать любой участник общественной жизни, независимо от его индивидуальных особенностей. Система ценностей, возникшая для регулирования отношений в обществе в целом, во многом подчиняет себе социальные механизмы регуляции межличностных отношений на микроуровне.

    Психоаналитическая теория 3. Фрейда доказывает, что в процессе взаимодействия людей воспроизводится их детский опыт и люди невольно применяют те понятия, которые усвоили в раннем детстве. Если в детстве у ребенка доминировали реакции подчинения, покорности, уступчивости, то и в дальнейшем такой человек будет предпочитать подчиняться, не брать на себя ответственность за принятие важных решений. Фрейд считал, что люди образуют социальные группы и остаются в них отчасти потому, что испытывают чувство преданности и покорности лидерам группы, невольно отождествляя их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли отцы. В таких ситуациях люди как бы регрессируют, возвращаются к более ранней стадии развития. Если взаимодействие людей первоначально является неорганизованным и у них нет четкого плана действий, то это способствует укреплению власти лидера группы.

    С точки зрения когнитивного подхода , человек контактирует с другим человеком, осознает этого другого, себя и ситуацию, в которой идет контакт, причем не сами по себе стимулы определяют поведение человека, а то, как он их воспринимает. С точки зрения балансных теорий (Хайдер, Ньюком), поведение человека, его отношение к какому-либо объекту зависит от межличностных отношений с собеседником. Выделено три элемента: Р - человек, глазами которого ситуация рассматривается, О - другой человек (собеседник), X - объект, с которым О-собеседник связан. Р-О-Х - характер взаимоотношения. Когда связи Р-О-X сбалансированы и эти связи положительные, то психология восприятия следующая: «Я люблю друга О, и люблю то или того X, что любит мой друг»; или короче: «Друзья моих друзей - мои друзья» (рис. 6 а).

    Сбалансированными являются и аксиомы: «Враги моих друзей - мои враги» (рис. 6 б), или «Враги моих врагов - мои друзья» (рис. 6 в). По мнению Хайдера, эти структуры в голове Р, т. е. это восприятие глазами Р. Несбалансированные структуры («Не люблю того, кого не любит мой враг») являются неустойчивыми, нежизнеспособными, поэтому человек стремится их сбалансировать. По мнению Ньюкома, диссонанс - несбалансированная структура - проявляется не только в сознании, но и в отношении, в поведении.

    Например, ситуация: А - муж, В - жена, X - автомобиль, причем муж любит автомобиль, а жена нет (рис. 7 а). Это диссонанс. Как выйти из него? (Рис. б, в.)

    1. Уговорить жену «полюбить» автомобиль (рис. 7 б);
    2. разлюбить самому автомобиль (рис. 7 в); 3) вероятный исход: муж разлюбил жену (рис. 7 г)


    Таким образом, диссонансные отношения, если не будут сбалансированы приемлемым способом, обречены на разрыв. Характер взаимоотношений - некоторое субъективное переживание непосредственных отношений между людьми - носит субъект-субъектный характер, т. е. это не внешне наблюдаемое действие. Взаимоотношения складываются тогда, когда оба субъекта исходят из ощущения равенства другого, когда есть некое подобие, взаимоподобие партнеров. Конфликты между людьми происходят тогда, когда нет у людей взаимоподобия, взаимопонимания, близости интересов. Межличностное взаимодействие может осуществляться и при отсутствии взаимоотношений (например, передача билета в автобусе - взаимодействие есть, а взаимоотношений нет).

    Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей. Относится к социологизаторские концепциям, поскольку утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности и выдвигает на первый план значение межличностного взаимодействия людей (интеракции), ролевого поведения.

    Важным в Теории ролей является утверждение о том, что основной механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Личность рассматривается как совокупность ее социальных ролей. Согласно этим взглядам, человек в своей жизни, в общении с др. людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда выступает в той или иной роли, является носителем определенных социальных функций и обществ. нормативов. С точки зрения Теории ролей исполнение роли имеет большое значение в развитии личности человека Развитие психики, психической деятельности, социальных потребностей происходит не иначе, как в выполнении определенных обществ, ролевых функций, а социализация человека представляет собой формирование ее социальных ролей.

    Социальные роли в Теории ролей рассматриваются в трех планах: 1) в социологическом – как система ролевых ожиданий, т. е. заданная обществом модель роли, имеющая большое значение для формирования личности человека и овладения им социальными ролями; 2) в социально-психологическом – как исполнение роли и реализация межличностного взаимодействия; 3) в психологическом – как внутренняя или воображаемая роль, которая не всегда реализуется в ролевом поведении, но определенным образом на нее влияет.

    Взаимосвязь этих трех аспектов и представляет собой ролевой механизм личности При этом ведущими считаются социальные ролевые ожидания (экспектации), определяющие поведение человека, за что концепция интеракционизма самим основоположником, Дж. Мидом, названа "социальный бихевиоризм". Одно из важнейших понятий Теории ролей – "принятие роли другого", т. е. представление себя на месте партнера по взаимодействию и понимание его ролевого поведения. При этом человек приводит свои экспектации по отношению к этому человеку в соответствие с его социальными ролями. Без такого соответствия не может возникнуть интеракции, а человек не может стать социальным существом, осознать значимость и ответственность собственных действий и поступков.

    Список литературы

    П. П. Горностай. Теория ролей


    Уровня развития, в отдельных случаях при серьезных дефектах воспитания это корпоративные группы. Западная психология абсолютизирует возрастные периоды развития личности., строя на основе каждого из них особые психологические теории личности: психоаналитическая на основе абсолютизации развития личности в раннем детском возрасте, необехейвиористская, теория социального научения, ...




    ...). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики). Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, ...

    Руководителя, не имеет очень большого значения в жизни современных школьников. Он воспринимается как необходимость. Таким образом, современное понимание роли коллектива в формировании личности отличается от того, которое было разработано и обосновано представителями гуманистической педагогики. Заключение Данная работа посвящена изучению роли коллектива в формировании личности. Актуальность...

    Наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога. Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. То, ...

    Теория действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсон). Социолог Т. Парсон предложил описание структуры социального действия, которое включает в себя:

    а) деятель;

    б) «другой» (объект, на который направлено действие);

    в) нормы (по которым организуется взаимодействие;

    г) ценности (которые принимает каждый участник);

    д) ситуация (в которой совершается действие).

    Данная схема оказалась слишком абстрактной, а потому непригодной для эмпирического анализа.

    Теория социального обмена (необихевиоризм) Дж. Хоманса. Хоманс считал, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Сформулировал 4 принципа взаимодействия:

    1. Чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться.

    2. Если вознаграждение за определенные типы поведения зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия.

    3. Если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения.

    4. Когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

    Таким образом, Хоманс рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

    Теория социальной связи Я. Щепаньского. В данной теории описывается развитие взаимодействие. Центральным понятием является понятие социальной связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление:

    а) пространственного контакта;

    б) психического контакта (взаимная заинтересованность);

    в) социального контакта (совместная деятельность);

    г) взаимодействия (определяется как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера);

    д) социального отношения.

    Психоаналитическая теория взаимодействия (З. Фрейд, К. Хорни, Г. Салливан). З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Семья является прототипом взаимоотношений с внешним миром.

    К. Хорни 3 возможные компенсирующие стратегии, которые вырабатываются с детства и определяют характер взаимодействия с окружающими людьми:

    Ø движение к людям ;

    Ø движение против людей ;

    Ø движение от людей.

    Обычно все три стратегии используются достаточно равномерно, преобладании какой-нибудь одной может указывать на невроз.

    Теория управления впечатлением Э. Гофман. В основе теории лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятное впечатление. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которого можно произвести хорошее впечатление на других, люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. Эту концепцию называют также теорией социальной драматургии.

    Интеракционистская теория (Г. Блюмер, Дж. Мид, Ч. Кули, Р. Линтон и др.). Ключевое понятие «взаимодействие» - откуда и название направления, в рамках которого разрабатывались теория символического интеракционизма, ролевая теория.

    Теория символического интеракционизма Дж. Мида, Г. Блюмера. Любое взаимодействие людей осуществляется с помощью символов. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни человеческого общества, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут общаться. Блюмер сформулировал 3 основных положения теории:

    1. человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;

    2. эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами;

    3. значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.

    Теория роли (Т. Сарбин, Дж. Мид, Т. Шибутани). Чтобы интеракция продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли».

    Социальная роль –

    1. совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенную социальную позицию;

    2. сумма ожиданий человека по отношению к самому себе - «каким я должен быть»;

    3. реальное поведение человека в той или иной позиции.

    Т Шибутани (1969) различает конвенциональные и межличностные роли. Конвенциональные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Обучение этим ролям происходит в процессе участия в организованных группах. Межличностные роли определяются взаимодействием людей друг с другом.

    1) включение во взаимодействие;

    2) этап контроля – установление иерархии в отношении, стремление контролировать ситуацию или, в противном случае, находиться под контролем другого человека;

    3) интимность .

    Экспериментальная схема регистрации взаимодействий Р.Ф. Бейлза. Бейлз разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия людей. При помощи метода наблюдения фиксируются реальные проявления взаимодействия в соответствии с 4 категориями или областями взаимодействия:

    Теория транзактного анализа Э. Берна.

    Э. Берн (2003) для обозначения функциональной единицы общения ввел понятие трансакции. Трансакция представляет собой взаимодействие двух эго-состояний индивидов, где под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я – субъекта. Выделено три основных эго – состояния, в которых может находиться человек:

    1. Эго-состояние Родитель проявляется в стремлении человека соответствовать нормам социального контроля, реализовывать идеальные требования, запреты, догмы и т.п.

    2. Эго-состояние Взрослый обнаруживает себя в стремлении человека реально оценить ситуацию, рационально и компетентно решить все вопросы.

    3. Эго-состояние Ребенок связано с эмоциональными переживаниями индивида.

    Таблица 3. Внешние проявления эго-состояний

    Проявления Родитель Взрослый Ребенок
    Характерные слова и выражения n Все знаю, что… n Ты никогда не должен… n Я не понимаю, как это допускают… и т.п. Как? Что? Когда? Где? Почему? Возможно… Вероятно… и т.п. n Я сердит на тебя… n Здорово… n Отлично… n Отвратительно… и т.п.
    Интонации Обвиняющие, снисходительные, критические, пресекающие и т.п. Связанные с реальностью. Очень эмоциональные.
    Характерное состояние Надменное, сверхправильное, очень приличное и т.п. Внимательность, поиск информации. Неуклюжее, игривое, подавленное, угнетенное.
    Выражение лица Нахмуренное, недовольное, обеспокоенное. Открытые глаза, максимум внимания. Угнетенное, подавленное, удивленное, восторженное и т.п.
    Характерные позы. Руки в бока, «указующий перст», руки сложены на груди. Тело наклонено к собеседнику, голова поворачивается вслед за ним. Спонтанная подвижность (сжимает кулаки, дергает пуговицу и т.п.

    Виды транзакций:

    Дополнительные или параллельные: трансакции – стимул и трансакция – ответ не пересекаются, но дополняют друг друга. Бывают равные и неравные дополнительные трансакции.

    Пересекающиеся: трансакции – стимул и трансакции – ответ не совпадают (на схеме изображаются в виде пересекающихся векторов). Именно пересекающиеся трансакции часто являются причиной или следствием конфликта.

    Скрытые: те трансакции, смысл которых не связан с наблюдаемым поведением; включают в себя одновременно два уровня – явный, выраженный вербально (социальный) и скрытый, подразумеваемый (психологический). Явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Обычно явное, открытое другим присутствующим, происходит с позиций Взрослый – Взрослый, скрытое взаимодействие, направленное только к партнеру, происходит с иной позиции. Скрытые трансакции бывают угловые и двойные.

    Стандартные цепочки трансакций образуют игры , которые противопоставляется спонтанному, открытому общению. Игры осуществляются для получения определенных «вознаграждений»: снятия напряжения, похвалы, структурирования времени, сочувствия и т.д. Различают 3 типа игр: в жертву, преследователя и избавителя.

    Кроме анализа игр Э.Берн считал важным анализировать жизненные сценарии . Под сценарием он понимал «то, что человек собирается сделать в будущем» (Берн Э., 2003). То, что получается на самом деле, он называл жизненным путем. Основой жизненного сценария человека является его Родительское программирование. Ребенок принимает его по следующим причинам:

    1) он получает уже готовую цель жизни, которую в противном случае пришлось бы выбирать самому;

    2) программирование родителей дает ребенку уже готовый вариант структурирования своего времени, тем более что он будет одобрен родителями;

    3) ребенку нужно просто объяснить, как делать те или иные вещи и как вести себя в некоторых ситуациях (узнавать все самому интересно, но очень непродуктивно учиться на своих ошибках).

    Следующий шаг транзактного анализа – анализ позиции , которая отражает отношение человека к миру вообще, к своему окружению – друзьям и врагам. Позиции бывают двусторонние и трехсторонние.

    Двусторонние позиции базируются на понятиях «хорошо» (+) и «плохо» (-). Выделяют 4 основные позиции:

    1. Я (-) – Ты (+). Я – плохой, ты – хороший. Это позиция, с которой человек рождается. С психологической точки зрения она депрессивна, а с точки зрения социальной – это самоуничижение. У взрослого человека может способствовать появлению зависти по отношению к окружающим. А ребенка эта позиция часто побуждает подражать окружающим, учится у них, она может трансформироваться со временем в 3 другие;

    2. Я (+) – Ты (-). Я – хороший, ты – плохой. Это точка зрения превосходства, высокомерия, снобизма. Может сформироваться в детоцентрических семьях, когда ребенок видит, что все делается для него и ради него. В транзактной теории эта позиция трактуется как тупиковая: если я – лучше всех, то на кого мне равняться, у кого учиться, к чьим словам прислушиваться?

    3. Я (-) – Ты (-). Я – плохой, ты – плохой. Это установка безнадежности, которая может лежать в основе аутоагрессии и быть причиной суицидального поведения. Часто формируется в семьях риска, где ребенок чувствует себя заброшенным, никому не нужным, а поведение родителей не соответствует социальным нормам.

    4. Я (+) – Ты (+). Я – хороший, ты – хороший. Это позиция здоровой, социально зрелой личности, которая отражает достойную жизнь, позитивный взгляд на ситуацию, веру в успех.

    Трехсторонние позиции включают компоненты Я, Ты и Они.

    1. Я (+), Ты (+), Они (+). В демократическом обществе эту позицию могут занимать целые семьи. Ее можно считать идеалом. Лозунг: «Мы любим всех!»

    2. Я (+), Ты (+), Они (-). Эта позиция необъективная, как правило, ее занимает болтун, сноб или хулиган. Лозунг: «Мне нет до них дела!»

    3. Я (+), Ты (-), Они (+). Это позиция недовольного человека, например, миссионера: «Вы не так хороши, как те».

    4. Я (+), Ты (-), Они (-). Это позиция критически настроенного человека, который смотрит на всех свысока: «Все обязаны преклоняться предо мной и быть таким, как я».

    5. Я (-), Ты (+), Они (+). Позиция унижающего себя человека, святого или мазохиста. Лозунг: «Я хуже всех в этом мире!»

    6. Я (-), Ты (+), Они (-). Позиция подхалима, когда человек делает это не по необходимости, а из снобизма: «Я пресмыкаюсь, и награда ждет меня, а не тех людей».

    7. Я (-), Ты (-), Они (+). Позиция угодливой зависти или политической акции: «Она не любят нас, потому что мы хуже их».

    8. Я (-), Ты (-), Они (-). Позиция пессимистов и циников, тех, кто уверен: «В наше время нет хороших людей».

    Позиции тесно связаны с жизненным сценарием и часто влияют на характер игр.

    Вопросы для самопроверки:

    1. Опишите структуру взаимодействия.

    2. Какие социально-психологические феномены могут возникнуть в процессе интеракции?

    3. Какие стратегии взаимодействия описал К. Томас?

    4. Назовите функции конфликта?

    5. Какие психоаналитические теории взаимодействия вы знаете?

    6. Перечислите аспекты социальной роли.

    7. Какие Эго – состояния выделил Э.Берн?

    8. Назовите виды транзакций.

    9. Какие области взаимодействия выделил Р. Бейлз?

    10. Перечислите принципы социального взаимодействия, сформулированные Дж. Хомансом?

    Литература:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2000.

    2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000.

    3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 2003.

    4. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб., 2000.

    5. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. - СПб., 2000. 448 с.

    6. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1990.

    7. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. - Дубка, 1998.

    8. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб., 2000.

    10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979.

    11. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 1985.

    12. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб., 2000.

    13. Рогов Е.И. Психология общения. - М., 2002.

    14. Степанов С.С. Живая психология. Уроки классических экспериментов. – М., 2004. 191 с.

    15. Филатова О.Г. Социальная психология. - СПб., 2000.

    16. Чернова Г.Р. Феномен жестокости (культурно-антропологический аспект). - СПб., 2005.

    17. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.


    Глава 5. Основы эффективного общения

    Понятие коммуникативной компетентности

    Эффективность общения очень часто соотносят с доброжелательным, бесконфликтным, «мягким» взаимодействием людей. Это не совсем так. Эффективность коммуникации определяется, прежде всего тем, насколько вы достигли поставленной перед собой цели. Возможно, вы должны прекратить отношения с человеком или сказать ему то, что давно хотели, но не решались, ваше общение с ним в этом случае трудно будет назвать «гладким». Общаясь грубо, не внимая к его чувствам и эмоциям, вы скорее добьётесь поставленной цели. Такое общение тоже можно назвать эффективным с точки зрения достижения поставленной перед ним цели.

    Но всё-таки гораздо больше усилий приходится тратить на то, чтобы наладить конструктивное общение, понять позицию свою и партнёра, чётко подобрать техники и способы бесконфликтного взаимодействия. Более того, есть приёмы, которые стоит довести до автоматизма, и тогда, мы почувствуем реальную пользу от их применения в различных ситуациях общения.

    Эффективность общения обычно связывают с разными подходами к изучению:

    1. Теория черт (Р. Кэттел, Г.Оллпорт, А.Г. Шмелёв и др.) Представители этой теории выделяют личностные особенности, которые способствуют и препятствуют межличностному общению. К первым относят: общительность, доброжелательность, толерантность, искренность и т.д. Ко вторым – подозрительность, замкнутость, агрессивность, равнодушие и т.д.

    В объективном смысле черта – это устойчивая диспозиция индивида к определённому поведению в определённом широком или узком классе ситуаций, сложившаяся в ходе формирования индивидуального опыта на основе взаимодействующих факторов: психофизиологической конституции (темпераментальный аспект, или черты-свойства), социального подкрепления ролевого поведения (характерологический аспект или черты-навыки), эмоционально-ценностного присвоения и конструирования идеальных образцов и целенаправленных стратегий (рефлексивно-личностный аспект или черты-стратегии).

    В субъективном смысле это – субъективная категориальная единица опыта, обобщающая для субъекта признаки определённого класса ситуаций и предписаний по поведению в этих ситуациях; это личностный конструкт, позволяющий ускоренно решать (за счёт сокращенного перебора информативных признаков ситуации) задачу выбора стратегии поведения в текущей ситуации и одновременно – задачу переживания целостности «я».

    2. Концепция отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Отношения личности становятся регулятором поведения. Именно отношение личности объясняет, почему один и тот же человек терпелив к одним и не терпим к другим людям. Постепенно формируется определенная система отношений каждой отдельно взятой личности. Вместе с тем, общее позитивное отношение человека к миру является доброжелательностью – универсальным ключом к эффективному общению. Выделяют три класса отношений: отношение к себе самому, отношение к другим людям и отношение к миру в целом.

    3. Теория альтруистического эгоизма (Р. Докинз, Г. Селье). Каждый человек подсознательно понимает, что ему в межличностном взаимодействии выгоднее, чтобы его любили. Раз это выгодно, этого надо добиться, то есть становиться целью поведения.

    4. Ситуационная теория (Дж. Доллард, Н. Миллер, М. Шериф). Очень многое в общении зависит от ситуативных факторов: погодных условий, количества участников, места взаимодействия и т.д. Многочисленные эксперименты подтверждают значимость данных- факторов.

    5. Когнитивная теория (Дж. Келли, К. Левин, Л. Фестингер). У каждого человека существует своя субъективная картина мира, преломляясь через которую одна и та же ситуация разными людьми оценивается по-разному. Это существенно влияет на поведенческую реакцию в ситуации взаимодействия. Таким образом, в данном подходе интегрируются концепция отношений и ситуативная теория.

    Рассматривая особенности эффективного общения, остановимся на двух понятиях, лежащих в основе многих техник: коммуникативность и коммуникабельность . Важно отметить, что данные понятия не являются синонимичными. Под коммуникативностью понимается владение процессуальной стороной контакта (сознательное использование экспрессии, владение голосом, умение держать паузу).

    Коммуникабельность же это владение социальной стороной контакта (соблюдение в общении социальных норм, владение сложными коммуникативными умениями, например, умениями выразить сочувствие, «вписаться» в разговор.

    Существует и такое понятие, как коммуникативная компетентность, которое различные исследователи трактуют по-разному.

    совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения (Петровская Л.А., 1989).

    Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 11).

    Мера коммуникативной компетентности – степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других (Емельянов Ю.Н., 1985, с. 10).

    Е.В. Сидоренко (2003, с. 60) предлагает следующую схему коммуникативной компетентности:

    Психологические сигналы при вступлении в контакт

    Вербальные сигналы, располагающие к контакту:

    1. Отчетливое приветствие.

    2. Обращение к человеку по имени

    3. Предложение сесть

    Невербальные сигналы, располагающие к контакту:

    1. Проксемика

    Угол поворота тела от 45 до 90 градусов (боковое положение передает сообщение: «Я не имею агрессивных намерений»)

    Угол наклона тела меньше прямого (тупой угол между собеседниками – это провал переговоров)

    Дистанция между партнерами соответствует специфике ситуации

    Соотношение уровней в вертикальной плоскости таково, что глаза собеседников находятся на одном уровне

    2. Позы

    Открытая, а не закрытая (конечности не скрещены, голова и корпус развернуты в сторону собеседника, ладони раскрыты, мышцы расслаблены, контакт глаз)

    Асимметричная, а не симметричная

    3. Мимика

    Живое, естественно изменяющееся выражение лица

    4. Взгляд

    Продолжительность контакта глаз 3-5 сек

    Частота контакта – не реже 1 раза в минуту

    Частота моргания – раз в 3-5 сек

    5. Такесика – движение собеседников в пространстве

    не допускаются:

    Ритмические движения

    Движения большой амплитуды

    Резкие движения

    Неритуализированные прикосновения

    6. Паралингвистика

    Отчетливость речи

    Доброжелательные интонации

    Низкая высота тона

    Умеренная быстрота речи.

    А.А. Реан (2004) предлагает несколько основных правил позитивного общения.

    1. Говорить на языке партнёра. Данное правило носит как психологический, так и лингвистический характер. Язык сообщения должен быть понятен всем субъектам общения.

    2. Проявлять уважение к партнёру. Это правило является важнейшим принципом конструктивного общения.

    3. Демонстрировать общность. Варианты бесчисленны – это может быть общность интересов, целей, задач, привычек (желательно позитивных), каких-то внешних характеристик, имени, наконец. Интересно, что подчёркивание общности не только одно из самых важных правил, но и самое древнее. Вспомним, фразу Маугли из знаменитого произведения Киплинга: «Мы с тобой одной крови, ты и я!» В этом предложении содержится ещё один важный нюанс: обращение «Мы», обратите внимание не ты со мной, а мы с тобой.

    4. Проявлять интерес к проблемам партнёра. Мы понимаем, что большинство проблем знакомо многим людям: от маленькой ссоры супругов до смерти близкого человека. Но всегда нужно помнить о том, что для конкретного человека это проблема всегда будет индивидуальной, непохожей ни на чью другую. Именно поэтому, и относится к его проблеме нужно уважительно и с большим интересом, показывая, что вам это небезразлично.

    5. Представлять партнёру возможности выговориться . Очень часто человеку необходимо дать возможность выговориться, внимательно выслушивая его. Как показывает практика, порой этого бывает достаточно, чтобы снять напряжение.

    Для того чтобы у человека была возможность выговориться, вербализовать мучающую его проблему, эмоциональное состояние в психологии выработаныопределённые техники «Активного слушания».

    Техники активного слушания

    Будь первым, когда надо слушать,

    и последним, когда надо говорить.

    Э.М. Капиев

    Одна восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего». С психологической точки зрения слова слушать и слышать носят абсолютно разный смысл. СЛЫШАТЬ означает физически воспринимать звук, а СЛУШАТЬ – это не просто направлять слух на что-либо, а сосредотачиваться на воспринимаемом, понимать значение принимаемых звуков. Известно, что в английском языке для обозначения соответствующих оттенков служат разнокоренные глаголы «to hear» и «to listen».

    Существует такая поучительная легенда. К Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним, несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату. «Почему?» - задал вопрос удивлённый ученик. «Потому, - ответил философ, - что мне придётся обучать тебя не только говорить, но и тому, как нужно молчать и слушать». Этот ответ, прозвучавший более двух тысячелетий назад, перекликается с мнением писателя XX века Л. Фейхтвангера, утверждавшего, что «человеку нужно два года, чтобы научиться говорить, и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами» (Панфилова А.П., 2001).

    Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнёра.

    Активное слушание предполагает владение умениями самовыражения и действия и направлено на формулирование и решение коммуникативных задач, в то время как пассивное слушание – это смена состояний в процессе воздействия коммуникативных стимулов.

    Таблица 4. Техники активного и пассивного слушания

    Активное слушание Пассивное слушание
    Попытки побудить партнера к разговору. Терпеливое ожидание того, чтобы партнер заговорил.
    Попытки точно воспринять сказанное партнером. Попытки убедиться в точности своего восприятия. Ожидание того, когда окажется в состоянии сказать нечто действительно интересное. Свободный поток собственных ассоциаций под воздействием того, что уловило собственное внимание.
    Попытки удерживать излишне многословного или отвлекающегося партнера в рамках темы; попытки вернуть его к обсуждаемой теме. Отвлечение внимания на что-либо другое при сохранении «маски внимания». Ожидание того, когда партнер вернется к теме разговора. Ожидание того, когда партнер перестанет говорить.

    Техники активного слушания направлены на решение двух основных задач: 1) умение разговарить и 2) умение услышать и понять.

    Задача 1: умение «разговорить».

    Коммуникатив-ные техники Определения Как это сделать?
    1. Открытые вопросы Вопросы, предполагающие развернутый ответ Начинаются со слов: Что? Как? Почему? Каким образом? Где? Если…, то…? Какой?
    2. Закрытые вопросы Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т.п.) или ответы «да» или «нет» Когда истекает срок сдачи проекта? Вас зовут…? Ты сможешь это сделать к завтрашнему дню?
    3. Альтернативные вопросы Вопросы, в формулировке которых содержаться варианты ответов Ты затрудняешься ответить, руппму что не знаешь ответа, потому что ответ будет неприятным или потому что тебя просили мне пока ничего не сообщать? Сегодня вторник или среда?

    Задача 2: умение услышать.

    Техники Определения Как это сделать?
    1. Вербализация, ступень А Повторение: дословное воспроизведение, цитирование сказанного партнером Дословное повторение последних слов партнера Добавление цитат из высказываний партнера к собственным фразам (Итак, ты считаешь…(далее цитата))
    2. Вербализация, ступень Б Перефразирование: краткая передача сути высказывания партнера Лаконичная формулировка руппаго партнером
    3. Вербализация, ступень В Интерпретация: высказывание предположения об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания партнера а) Уточняющие вопросы: Ты, наверное, имеешь в виду…? Вы, наверное, говорите это потому, что…? Б) пробные вопросы или условные гипотезы А может быть так, что ты считаешься, что…? А может быть так, что вы хотели бы…?

    Таблица 5. Техники регуляции напряжения.

    Снижают напряжение: Повышают напряжение:
    1. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, личностных черт и др.) 1. Подчеркивание различий между собой и партнером
    2. Вербализация эмоционального состояния: а) своего б) партнера 2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего б) партнера
    3. Проявление интереса к проблемам партнера 3. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера
    4. Предоставление партнеру возможности выговориться 4. Перебивание партнера
    5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера, приуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего
    6. В случае вашей неправоты, немедленное признание ее 6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее
    7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7. Поиск виноватых и обвинение партнера
    8. Обращение к фактам 8. Переход на «личности»
    9. Спокойный уверенный темп речи 9. Резкое убыстрение темпа речи
    10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела 10. Избегание пространственной близости и контакта глаз

    Трудности эффективного слушания.

    Отключение внимания. Отвлечь внимание может всё, что действует необычно или раздражает.

    Высокая скорость умственной деятельности. Общеизвестным является тот факт, что наше мышление опережает речь.

    Антипатия к чужим мыслям. Как правило, человек больше ценит свои мысли, легче бывает отслеживать именно их, нежели заставлять себя следить за «ходом мыслей» другого.

    Избирательность внимания. Часто в целях самозащиты (от ненужной информации) наш мозг, непроизвольно выбирает то, что представляет для нас наибольший интерес. Поэтому у любого человека есть привычка переводить своё внимание с одного объекта (субъекта) на другой.

    Потребность реплики. Очень часто речь другого вызывает у нас сильное желание перебить, ответить, «встрять» в его речь. В этом случае мы перестаём, как правило, слушать другого человека.

    Общепризнанный мастер общения знаменитый психотерапевт К. Роджерс пишет, что «Основным препятствием во взаимном межличностном общении является наше естественное стремление оценивать, судить, одобрять или не одобрять…настоящее общение возникает тогда, когда мы слушаем с вниманием. Это значит смотреть на высказываемые идеи и отношения с точки зрения другого человека, чувствовать, что это значит для него, встать на его позицию относительно того, о чём он говорит» (К.Роджерс, 1994).


    Похожая информация.


    Последние материалы раздела:

    Презентация на тему
    Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

    Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

    Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
    Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

    история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

    Бактерии- древние организмы
    Бактерии- древние организмы

    Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...