Тема родины в творчестве есенина. «…Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла…»С

Сочинение

Прекрасная, яркая, звонкая и многоцветная лирика Сергея Есенина наполнена высоким патриотизмом. О чем бы ни писал поэт это все о России. Она представляется автору то нежной девушкой-березкой, то синью, упавшей в реку, то кроткой и безмятежной, то мятущейся и гордой, но всегда бесконечно любимой.

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвешивает лес.

Есенину сродни необозримые просторы России, он мыслит космическими масштабами, включая в свои стихи землю и небо. Дух захватывает от образов, которыми мыслит поэт, от эпитетов, которыми награждает все сущее. Любимым приемом автора является олицетворение. Он обращается к деревьям и травам, рекам и озерам, степям и полям, как к близким друзьям, включая их в свой доверительный разговор. Отсюда особое родство поэта с окружающим миром, полное слияние с природой, к которым постоянно стремится автор. Если нет этой гармонии, поэт испытывает тоску, грусть, дискомфорт. Его друг природа чутко реагирует на состояние автора, или наоборот. Есенин прекрасно видит настроение окружающего мира, умеет чутко передать его в красках.

Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить Выйду на озеро в синюю гать, К сердцу вечерняя льнет благодать. Серым веретьем стоят шалаши, Глухо баюкают хлюпь камыши. Красный костер окровил таганы, В хворосте белые веки луны.

Контрастные цвета создают внутреннюю напряженность повествования, психологизм присутствует в каждом двустишье. Удивительно точно и драматично передана поэтом тоска, звучащая в русской народной песне, ее лирическая красота.

Зеленый и голубой традиционные цвета России в поэтическом мире Есенина. Автор часто соединяет их, давая как оттенки один другого. С детства воспитанный в православной семье, Есенин не мог не знать, что голубой цвет это покровительство девы Марии, заступницы Руси, и цвет непорочности, чистоты. Такою он видит свою родину возвышенной и прекрасной. За темной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягненочек кудрявый месяц Гуляет в голубой траве.

Позже появится серый, вместо золотистого лимонно-желтый. Таким представляется автору бездушный город, со зданиями скелетами, улицами каменными пещерами. Нет гармонии в окружающем мире, и в поэтике слышится диссонанс: визжат дроги, стонет коровий рев теней…

Совсем иное видится поэту на родных просторах; он ощущает радость, путешествуя по отчему краю.

Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.

Поэтический дух Есенина напрямую связан с настроением поэта, общим состоянием окружающего его мира. Со зрелостью и мудростью он связывает багровокрасные и золотисто-оранжевые тона.

Отговорила роща золотая, Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Не обагрят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Удивительно нежная, напевная и красочная поэзия Есенина оставляет в душе читателя неизгладимый след, учит быть преданным, самоотверженным и верным сыном великой и многострадальной страны России.

Поэтический час, посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина, собрал в Воровской библиотеке октябрьским днем юных читателей. Старшеклассники пришли в этот день в библиотеку подготовленными: читали стихи, рассказывали интересные факты из жизни поэта, дискутировали о его судьбе, о его отношении к революции, России, женщине и матери. Лирика Есенина мелодична и проникновенна. Стихи легко ложатся на музыку. Молодому поколению были представлены песни на стихи Сергея Есенина в необычной обработке и аранжировке. Такое прочтение поэзии приблизило поэта к читателям XXI века, открыло «нового» Есенина – понятного и современного, чувственного и до боли родного. Вниманию ценителей творчества «поэта страны березового ситца» были представлены одноименная выставка-рекомендация и фотовыставка, а по окончании поэтического часа вручены буклеты со стихами, яркими высказываниями и рекомендательным списком книг, которые можно прочитать в нашей библиотеке.

«Я о своем таланте знаю, много знаю.

Стихи – не очень трудные дела,

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла…»

1 апреля исполняется 95 лет со дня рождения талантливого живописца, заслуженного деятеля искусств Якутской АССР, члена Союза художников СССР Льва Габышева .

Лев Михайлович родился 1 апреля 1923 г. в Якутске в семье известного олёкминского мецената, «якутского Третьякова» в области изобразительного искусства, доктора экономических наук, профессора Михаила Федоровича Габышева . Учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, живописном факультете Московского государственного художественного института имени В.И.Сурикова.

Творческая биография Л.М.Габышева началась в годы Великой Отечественной войны. Его сатирические плакаты, рисунки, карикатуры, агитплакаты на страницах газет «Кыым» и «Социалистическая Якутия» являлись орудием борьбы юного художника против фашизма. В 1944 г. состоялась первая персональная выставка работ Льва Габышева, где земляки узнали его и как автора пейзажной живописи.

Постепенно его занятия живописью начали сочетаться с искусствоведческими интересами. С 1952 по 1975 гг. становится директором Якутского республиканского музея изобразительных искусств, является активным организатором художественной жизни республики. При его содействии в 1962 году в собрание музея поступил безвозмездный дар – коллекция отца, профессора М.Ф.Габышева. Это собрание, в составе которого более 250 произведений западноевропейского искусства ХVI-ХIХ веков, послужило основой для открытия Музея западноевропейского искусства в столице республики.

Лев Михайлович был пропагандистом изобразительного искусства, выступал в печати, на радио и телевидении. Ему принадлежит исследование о малоизвестных якутских косторезах XIX-начала XX веков; совместно с сотрудниками центральных художественно-реставрационных мастерских он установил авторство нескольких работ, благодаря чему возникновение живописи Якутии было отодвинуто на целое столетие назад.

Сегодня Национальный художественный музей – бесценная национальная сокровищница Республики Саха (Якутия), где имеются шедевры мирового и отечественного искусства. В этом огромная заслуга Льва Габышева, замечательного художника и подвижника музейного дела.

Среди известных работ Льва Михайловича вы могли видеть «Ленские дали», «Старая деревня на берегу Лены», «Осень в Юнкюре» и другие. В фондах Олекминского музея бережно хранятся картины «Таёжная краса», «Якутский всадник», «Портрет мужчины», в которых он передал любовь к родному краю и красоту якутской природы.

В скором времени работы Льва Михайловича и работы других якутских художников займут достойное место и будут представлены посетителям в новом здании Олёкминского музея истории земледелия.

Юлия ЕРКО ,

хранитель Олёкминского музея истории земледелия.

На фото: Л.М.Габышев; в кругу семьи; работы художника: портрет мужчины; Таёжная краса: Якутский всадник.

- Борис Карпов был первым, это потом появились мы, его последователи, - сказал Николай Бурляев . - И именно ему, первому из русских режиссеров-документалистов, на «Золотом витязе» вручили Золотую медаль им С.Ф. Бондарчука. Он первым снял фильм о Русской православной церкви, еще до «Андрея Рублева» Тарковского , когда было не принято говорить о православии, первым заговорил о тайных силах, которые уничтожают жизнь планеты, и первым, вместе с женой Татьяной , провел в 1990 году в Радонеже православный фестиваль. Я помню потрясающий приз Клыкова - позолоченная скульптура Сергия Радонежского, который вручили на этом фестивале Борису Леонидовичу за фильм «Под благодатным Покровом».

Татьяна Михайловна поведала, что эпиграфом к жизни и творчеству ее мужа была есенинская строка, которая звучит в фильме «Сергей Есенин»:«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». И этим действительно объясняется вся жизнь художника-патриота, сердце которого было полно боли за русский народ; подобно Мусоргскому, он разумел народ «как великую личность, одушевленную единой идеей», и постоянно вел борьбу с ненавистниками народа и самой России. Татьяна Карпова рассказала о фильме «Слово об одной русской матери», посвященном Епистимии Федоровне Степановой, 90-летней кубанской казачке, потерявшей на разных войнах девять сыновей.

Упомянула другие фильмы - об академике Курчатове , авиаконструкторе Илюшине , художнике Шилове , режиссере Сергее Бондарчуке , о хранителе пушкинских мест Семене Степановиче Гейченко Карпов был завсегдатаем букинистических магазинов, искал книги по истории России и Русской православной церкви. «Тяга к церкви, - говорит Т. Карпова , - всегда была в его сознании. В фильме о русской матери был кадр, когда Епистимия Федоровна выходит из храма и крестится на него. От Бориса требовали - «выбросьте», он отказался. Все так и осталось, и фильм получил «Золотую нимфу» в Монте-Карло. В 1968 году по заказу Святейшего Патриарха Алексия I Борис Карпов снимает для заграницы фильм «Русская православная церковь сегодня».

«Это была веха на его пути, фильм стал зерном, из которого проросло многое, - рассказывает Татьяна Михайловна . - Для меня он как художественная энциклопедия, неудивительно, что фильм стал так популярен. 5 сеансов в день в кинотеатре, очереди на улице. Люди открывали для себя мир Церкви и русской истории, и это было так радостно». На вечере выступили соратники Бориса Карпова - бывший директор студии «Отечество» Дмитрий Зотов , режиссеры Ирина Ульянова , Виктор Шкурко , Валерий Демин . Зотов , работавший вместе с Карповым на студии ЦСДФ, рассказал, как они создавали студию «Отечество».

Вокруг Бориса Карпова сразу же образовался коллектив единомышленников, на студию пришел режиссер Николай Ряполов - с темой человека на Земле. В портфеле Карпова появилось несколько негосударственных заказов. И если в течение первого года удалось сделать лишь 4 фильма, то в следующем году случился прорыв - 44 фильма. «Студия успешно работала все годы, - говорит Дмитрий Зотов , - и, несмотря на то что сейчас второй год наши заявки не проходят в Минкультуры, творческий костяк студии - Борис Лизнев , Борис Криницын , Виктор Шкурко , Антон Васильев , Татьяна Карпова , Ирина Ульянова , Надежда Феденистова - действующий. И мы с чистым сердцем можем сказать, что «дело» Бориса Леонидовича живет, мы не сдаемся». Завершился вечер показом фильма «Сергей Есенин», построенного на крупных планах фотографий Есенина, соединении его стихов, проникновенно прочитанных Алексеем Консовским , с тревожной музыкой Александра Холминова . У зрителей возникает ощущение общения с живым поэтом. Незабываемы первые кадры, где в хронике появляется живой Есенин. Он смотрит в зал, прямо на нас, мимо нас, в вечность. И образ Бориса Карпова остается в нашем воображении навсегда связанным с мятежным поэтом.

___________________________________

1. В начале 1988 года на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) прошла реорганизация — образованы пять творческо-производственных объединений (ТПО): "Юность" (худ. руководитель ), "Риск" (худ. руководители: , ), "Человек и время" (худ. руководитель: ), "Современник" (худ. руководитель А. Павлов), "Память" — переименовано в "Нерв" в 1989 году (худ. руководитель ) и "Патриот" — переименовано в "Отечество" в 1990 году (худ. руководитель: ). Целью очередной реструктуризации являлась оптимизация творческо-производственных процесов, повышение идейно-художественного уровня создаваемой кинопродукции после так называемых лет "застоя".

В 1991 году пять творческо-производственных объединений ЦСДФ — "Юность", "Риск", "Человек и время", "Современник" и "Отечество" получили статус государственных предприятий.
С сентября 1991 года Борис Карпов — художественный руководитель киностудии «Отечество» (Государственное Предприятие Киновидеостудия "Отечество" ; Киновидеостудия была ликвидирована 13 сентября 2006 года; Правопреемник: ФГУП "Фильмофонд Киностудии им. М. Горького").
В июле 2003 года Зотовым Дмитрием Константиновичем и Зотовым Андреем Дмитриевичем было организовано некоммерческое партнерство "Киновидеостудия "Отечество" , которое продолжило традиции киностудии, созданной в 1991 году Борисом Карповым.

Материалы по теме

  1. Каталог киностудии Отечество (Архив ООО "НЭТ-ФИЛЬМ")

Последние материалы раздела:

Выработка навыков активного слушания Программа развитие умений и навыков активного слушания
Выработка навыков активного слушания Программа развитие умений и навыков активного слушания

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»...

Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова
Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова

3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени...

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...