Техники развития абстрактного мышления. Развитие мышления

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методы оценки мышления у подростков.

При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подрастающему возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвинические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков при помощи известных тестов.

2.2.Организация и методы исследования.

В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было разработана программа исследования, состоящая из этапов:

1. Изучаем уровень логической связи построенных на абстрактных связях.

2. Анализ полученных результатов.

Нами было опрошено ровно 35 подростков. Опрашивались подростки и ученики старших классов ТСШ №1.

Для решения заявленной проблемы в психологии используется психологический тест «сложные аналогии» Э.Р. Ахмеджанова.

Цель: диагностика абстрактного мышления в подростковом возрасте.

Возрастной аспект: применяется для исследования подростков.

Содержание методики: обследуемым подросткам предлагается на бланке 20 пар слов, отношение между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в «образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения. Например, «Овца-стадо» - часть и целое, «Малина- ягода» - определение, «Море- океан» - различается в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых подростки должны сопоставить с одним из образцов. Например, «Голова-роман» аналогично «Овца-стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава-роман» - 1).

Время выполнения работы 3 мин. Оценка производиться по количеству правильных ответов.

Правильные ответы к методике см. в приложении 2.

1. Овца- стадо.

2. Малина-ягода.

3. Море-океан.

4. Свет-темнота.

5. Отравление-смерть.

6. Враг-неприятель.

Материалы:

1. Испуг-бегство. 6. Пара-два.

2.Физика-наука. 7. Слово-фраза.

3. Правильно-верно. 8. Бодрость-вялость.

4. Грядка-огород. 9. Свобода-независимость.

5. Похвала-брань. 10. Месть-поджог.

11. Десять-число. 16. Прохлада-мороз.

12. Праздность-безделье. 17. Обман-недоверие.

13. Глава-роман. 18. Пение-искусство.

14. Покой-движение. 19. Капля-дождь.

15. Бережливость-скупость. 20. Радость-печаль.

2.3. Анализ и обработка полученных результатов.

Обработка результатов заключается в подсчете правильных ответов.

Результаты исследования в ТСШ № 1 оказались следующими:

11 подростков из 35 опрошенных набрали 5 баллов. Считается, что подростки имеют очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях (0 ошибок).

4 балла набрали 9 подростков. Хороший уровень, умеют логически четко выражать свои мысли в понятиях (1 ошибка).

У 7 подростков сумма баллов была 3+. Хорошая норма большинства подростков, иногда бывает неточность в использовании понятий (2 ошибки).

5 подростков набрали 3 балла. Средняя норма, допускаются ошибки, неточность в использовании понятий (3-4 ошибок).

3- балла набрали 3 подростка. Низкая норма, часто «путанно», нечто выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения (5-6 ошибок).

Ниже 3- балла ни у одного подростка не было, то есть это означает, что ниже среднего уровня понятийного мышления нет (7 и более ошибок).

Таким образом, из исследования видно – все подростки справились с заданием. У большинства подростков понятийное мышление на высоком, хорошем и среднем уровне, улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях. И только у троих подростков низкая норма, они выражают свои мысли путанно и неточно понимают чужие рассуждения. А ниже низкой нормы ни у одного подростка не было.

Учителям приходится иметь дело с разными уровнями интеллектуального развития детей. Некоторые из них «застряли» на этапе наглядно-действенного мышления. Поэтому в обучении они могут использовать только зубрежку и относительно точное воспроизведение полученной от учителя информации. В этом немалая вина родителей, не желающих просвещаться в вопросах развития ребенка. Мы не можем смиряться с таким положением, поэтому и выносим свои суждения о ПОЗНАНИИ на суд читателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абстрактное мышление – выделение одних признаков и отвлечение от других, незначительных в данный момент или для данного человека. Без развития этого вида мышления невозможно становление успешной личности.

Под успехом здесь понимается личностное ощущение того, что жизнь свою человеку удается строить по своим целям и своими силами на благо себе и людям. Не следует путать успех с престижем. Престиж это социально обусловленное представление о достойной жизни. Он может противоречить духовным потребностям человека. Право выбора – за самим человеком.


Абстрактное мышление в творчестве предполагает выход за пределы реальных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний и опыта.


Этапы формирования мышления ребенка:

Наглядно-действенное (до 3 лет),
- наглядно-образное (до 9 лет),
- словесно-логическое (абстрактное) (к 14 годам).

Развитие мышления ребенка начинается с информации, поданной в виде вопроса, задачи. Родители найдут массу поводов для общения с ребенком в этом плане, если осознают важность абстрактного мышления для судьбы ребенка.


До девятилетнего возраста дети живут в магическом мире, нельзя торопить их с осознанием реальности, всему свое время. А этот период необходим для развития воображения, фантазии – основы творческой деятельности человека. Малышу очень интересно «собирать грибы на асфальте», представляя, что он в лесу; «кормить маму по ее заказу разной пищей из речного песка», - его идеи будут фонтанировать, если родители поддержат его в игровой деятельности.


Кстати, ребенок до 9 лет еще не готов к свободе выбора своих поступков и ответственности за выбор. Его действия чаще импульсивны или продиктованы страхом наказания. Если взрослые создают для ребенка такие сложные обстоятельства выбора, ребенок испытывает психологическое беспокойство и неуверенность.

Потребность в защите – сильнейшая в этом возрасте, поэтому ребенку нуждается в «сильных» родителях, которые бы руководили им.


Для развития мышления ребенка взрослому не стоит торопиться отвечать на некоторые «почему?» ребенка, а спросить «А ты как думаешь?», и направлять его «думанье». В результате дети дошкольного возраста рано проявляют интерес к играм, развивающим интеллект, любят разгадывать загадки, отвечать на хитроумные вопросы и сами сочинять их.

Не надо загружать ребенка разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что ему доступно в его возрасте. В этом возрасте абстрактное мышление должно опираться на наглядно-образное мышление, на приобретенный жизненный опыт ребенка.


Начиная с девятилетнего возраста уже можно прямо спрашивать о его настроениях, желаниях, учить соотносить потребности с возможностями и последствиями их реализации, - так приобретается опыт свободы выбора.

Подростков с 12 - 14 лет, пора спрашивать, что они думают, по поводу какой-либо проблемы и какие пути ее решения они видят. В этом возрасте уже возможно самостоятельно принимать решения. Надо только отчетливо дать понять подростку, что совершать ошибки – нормально. Исправляя их, человек мудреет. Такова норма психического развития личности.


Идеал в познании – МУДРОСТЬ , а не эрудиция, которая основывается, скорее, на памяти как свойстве природного ума. Мудрость соединяет в себе все духовные качества личности (иногда и при отсутствии официального свидетельства об образовании).

Абстрактное мышление у ребенка нужно развивать обязательно, это не только поможет ему в обучении, но и позволит выявить скрытые таланты. Какие методики наиболее действенные и можно ли их применять дома?

Абстрактное мышление отвечает за несколько сфер в жизни малыша; оно развивает творчество, воображение и помогает смотреть на любую проблему с новой стороны. Как помочь ребенку раскрыть свои способности? Развивать абстрактное мышление.

Что такое абстрактное мышление?

Если мышление - это познавательная деятельность человека, то абстрактное мышление - это процесс исследования и узнавания мира, который:

  • Опирается на сложные формы и отвлеченные понятия, использует метафоры и сравнения.
  • Дает возможность делать выводы по общему признаку и на основании уже имеющегося опыта.
  • Рассматривает любой элемент объекта исследования как отдельный объект исследования.

То есть саморазвитие, любознательность, интерес ко всему новому провоцируются как раз этим типом мышления.

Активнее всего мозг развивается в возрасте от двух до одиннадцати лет. Но, чтобы сохранить живость ума, мозг нужно тренировать регулярно до глубокой старости, тогда скорость мышления можно увеличить в 4 раза.

Простой пример: у ребенка есть игрушечная машинка, он видит на улице автомобиль и говорит «бибика» или любое другое определяющее машину слово. То есть он вспомнил, как выглядит его игрушка, провел сравнительный анализ и по общим признакам сделал вывод.

Как влияет абстрактное мышление на развитие ребенка?

Если понаблюдать за своим ребенком некоторое время, то можно заметить, что он регулярно погружается в свой собственный вымышленный мир. Игры, разговоры с предметами или растениями, истории и фантазии - это абстрактное мышление в действии, без него ребенок просто не сможет развиваться гармонично.

Чтобы развить абстрактное мышление, нужно предлагать ребенку как можно больше новых занятий и впечатлений

Этот тип мышления помогает сыну или дочери найти себя в творчестве, да и математические способности до определенного возраста опираются на умение представлять себе числа и их взаимодействие. Затем развитое абстрактное мышление будет отвечать за возможность делать несколько дел одновременно, справляться с трудными ситуациями, находить решение самых сложных задач.

Три действенных методики развития абстрактного мышления

Какой способ развития своего ребенка вы бы ни выбрали, нужно помнить, что результат он даст только в случае регулярных тренировок и постоянного взаимодействия с ребенком.

Игра в ассоциации

Самый простой метод, который можно использовать в повседневной жизни. Попросите ребенка придумывать ассоциации ко всему, что он видит или слышит. Например, на что похоже вон то маленькое облако? А эта зеленая машина? Слышишь, птичка щебечет, как, думаешь, она выглядит? Если игра понравится малышу, то, при регулярных занятиях, через несколько недель вы заметите, насколько он стал лучше воспринимать окружающий мир, выстраивать причинно-следственные связи и усваивать информацию.

Театр теней

Эта методика чем-то похожа на игру в ассоциации. Установите лампу или свечу так, чтобы ваши руки отбрасывали на стену тень. Складывайте ладони в разнообразные фигуры (зайчик, собака, орел) и просите малыша угадывать, что вы показываете; рассказывать истории про этого персонажа. Также можно использовать вырезанные из бумаги фигурки.

Чтобы развить абстрактное мышление, нужно чтобы оба полушария активизировались регулярно, а занятия создавали в мозге ребенка новые нейронные сети

Ментальная арифметика

Более серьезная, но очень действенная методика. Рекомендуется начинать занятия в 5 лет, потому что в этом возрасте ребенок уже может воспринимать нужное количество информации и концентрироваться на необходимое время.

Ментальная арифметика - особый принцип счета, который помогает задействовать одновременно оба полушария мозга. Такая тренировка позволяет развивать абстрактное мышление гораздо интенсивнее, чем любые другие методы. Помимо повышения скорости восприятия и обработки информации, МА дает еще и очень высокую скорость устного счета. В Белоруссии есть несколько школ, которые не только учат детей принципам МА, но и гарантируют быстрые и впечатляющие результаты.

Хотите больше узнать о способах развития абстрактного мышления, получить новую информацию о развитии и воспитании ребенка? Заходите в наш блог , тут собраны не только популярные методики развития интеллектуальных способностей детей, используемые во всем мире, но и практические советы по их применению.

АБСТРАКТНОЕ мышление – выделение одних признаков и отвлечение от других, незначительных в данный момент или для данного человека. Без развития этого вида мышления невозможно становление успешной личности. Под успехом здесь понимается личностное ощущение того, что жизнь свою человеку удается строить по своим целям и своими силами на благо себе и людям. Не следует путать успех с престижем. Престиж это социально обусловленное представление о достойной жизни. Он может противоречить духовным потребностям человека. Право выбора – за самим человеком.
Абстрактное мышление в творчестве предполагает выход за пределы реальных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний и опыта.

Этапы формирования мышления ребенка:

Наглядно-действенное (до 3 лет),
- наглядно-образное (до 9 лет),
- словесно-логическое (абстрактное) (к 14 годам).

Развитие мышления ребенка начинается с информации, поданной в виде вопроса, задачи. Родители найдут массу поводов для общения с ребенком в этом плане, если осознают важность абстрактного мышления для судьбы ребенка.

До девятилетнего возраста дети живут в магическом мире, нельзя торопить их с осознанием реальности, всему свое время. А этот период необходим для развития воображения, фантазии – основы творческой деятельности человека. Малышу очень интересно «собирать грибы на асфальте», представляя, что он в лесу; «кормить маму по ее заказу разной пищей из речного песка», - его идеи будут фонтанировать, если родители поддержат его в игровой деятельности.

Кстати, ребенок до 9 лет еще не готов к свободе выбора и ответственности за выбор. Если взрослые создают для ребенка такие обстоятельства, он испытывает психологическое беспокойство и неуверенность. Потребность в защите – сильнейшая в этом возрасте, поэтому ребенку нужны сильные родители, которые бы руководили им.

Для развития мышления полезно не торопиться отвечать самому на некоторые «почему?» ребенка, а спросить «А ты как думаешь?», и направлять его думанье. В результате дети дошкольного возраста рано проявляют интерес к играм, развивающим интеллект, любят разгадывать загадки, отвечать на хитроумные вопросы и сами сочинять их. Не надо загружать ребенка разной информацией, лучше научить размышлять над тем, что ему доступно в его возрасте. Абстрактное мышление в этом возрасте должно опираться на наглядно-образное, на приобретенный жизненный опыт ребенка.

Начиная с девятилетнего возраста уже можно прямо спрашивать о его настроениях, желаниях и потребностях, возможностях и последствиях их реализации, - так приобретается опыт свободы выбора.

Подростков с 12 - 14 лет, пора спрашивать, что они думают, по поводу какой-либо проблемы и какие пути ее решения они видят. В этом возрасте уже возможно самостоятельно принимать решения. Надо только отчетливо дать понять подростку, что совершать ошибки – нормально. Исправляя их, человек мудреет.

Такова норма психического развития личности. Но учителям приходится иметь дело с разными отклонениями от нормы в интеллектуальном отношении. Многие дети «застряли» на уровне наглядно-действенного мышления. Поэтому в обучении они могут использовать только зубрежку и относительно точное воспроизведение полученной от учителя информации. В этом немалая вина родителей, не желающих просвещаться в вопросах развития ребенка. Мы не можем смиряться с таким положением, поэтому и выносим свои суждения о ПОЗНАНИИ на суд читателей ПрозаРу.

Идеал в познании - МУДРОСТЬ. а не ЭРУДИЦИЯ, которая основывается, скорее, на памяти как свойстве природного ума. Мудрость соединяет в себе все духовные качества личности (иногда и при отсутствии официального свидетельства об образовании).

Это что-то непонятное с первого взгляда. Смотришь, например, на картину и не понимаешь, что означают эти фигуры, линии, точки... Как-то они разбросаны где попало. Но присмотревшись повнимательней, ты начинаешь в своем воображении соединять кружочки, треугольнички, мазки в отдельные области... и замечать, что одна область на человеческое лицо чем-то похожа, другая - на солнце, а третья - на корову... Это пример абстрактной картины. Образы из обычной нашей жизни нарисованы отдельными деталями.
Термин "абстракция" применим не только к изображениям. Слова (понятия) также могут быть абстрактными - это такие слова, которые обозначают то, что нельзя увидеть, услышать, пощупать, понюхать, то есть осязать. Именно из таких слов в основном и состоит наша энциклопедия.
Даже понятие цвета является абстрактным понятием. Мы видим не цвет, а предмет определенного цвета. Цвет сам по себе не существует - это свойство предмета.

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...