Сюжетные картины для детей 5 7 лет. Особенности методики обучения составлять рассказ по серии сюжетных картин

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по сюжетной картине»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Вид занятия: интегрированное

Тип: занятие на тему, предложенную воспитателем.

Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине»

Возраст детей : подготовительная к школе группа (6 лет).

Способ организации детей : общегрупповое занятие

Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворения «Уголок дежурства»; сюжетно-ролевая игра «Мы дежурим»: сюжет «Посадка растения» (участвуют 2 ребенка), ознакомление с названиями комнатных растений: Филодендрон, фиалка, березка, папоротник, бегония, традесканция, хлорофитум; ознакомление с названием предмета для опрыскивания цветов - пуливизатор

Образовательная область: Речевое развитие

Программное содержание : учить детей составлять рассказ по сюжетной картине.

Задачи:

Образовательные

  • Учить детей рассматривать картину, правильно отвечать на вопросы; формировать грамматически правильную речь, активизировать словарь;
  • упражнять детей в правильном в подборе синонимов.

Развивающие:

  • Развивать способность придумывать события предшествующие и последующие;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • Создавать положительный эмоциональный настрой;
  • воспитывать усидчивость, заботливое отношение к растениям

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: сюжетная картина «Мы дежурим»; комнатные растения (цветы)

Раздаточный: лейка с водой, фартуки (2 шт.), горшок с землей, отросток цветка Крассула, лопаточки для земли, лейка с водой, кувшин с водой для мытья рук, полотенце

Словарная работа: ознакомление детей с названием растения Крассула (Толстянка)

Взаимодействие с другими областями:

1. Речевое развитие: Вводная беседа с детьми по занятию, вопросно-ответная работа; чтение стихотворения: «Уголок дежурства»

2. Физическое развитие: динамическая пауза «Чок, чок, каблучок», гимнастика для глаз «Клен», пальчиковая гимнастика «Эй, братец Федя…»

3.Социально-коммуникативное развитие : Вводная беседа с детьми по работе на занятии, вопросно-ответная работа по стихотворению «Мы дежурные»

трудовая деятельность: Сюжетно/ролевая игра «Дежурство в уголке природы: сюжет «Посадка отростка цветка Крассула».

4. Познавательное развитие: ознакомление детей с названием цветка Крассула, рассматривание иллюстраций этого растения; посадка растения.

5. Художественно-эстетическое развитие : чтение стихотворения «Мы дежурим»

Методы и приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, использование художественного слова; сюрпризные моменты (посадка растения Крассула; подарки детям от воспитателя в конце занятия (медали).

Ход занятия

I . Организационный момент

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Давайте поздороваемся с гостями и начнем наше занятие (дети с воспитателем сидят на стульях на ковре полукругом).

Воспитатель : Ребята сегодня у нас занятие посвящено развитию речи. Кто скажет из вас, что мы делаем на занятиях по развитию речи? (ответы детей )

Воспитатель: Верно! Мы учимся правильно и красиво говорить, развиваем нашу речь.

Но, чтобы пройти на свои места, вам нужно выполнить задание. Предлагаю вам подобрать к слову работать, близкое по значению слово. Работать, значит, что делать? (трудиться, заниматься). К слову общаться? (разговаривать, беседовать, болтать). К слову ребята? (детвора, дети) (ответы детей ).

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Проходите на свои места. Ой, я же совсем забыла! Ребята, сегодня утром я получила посылку и письмо, но посмотрите, оно все промокло, наверно, почтальон, который принес письмо попало под дождь. Интересно, кто его написал. А вам любопытно узнать от кого оно? (дети: да!). Сейчас я его прочитаю. Чтение письма: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Маша, я хожу в детский сад в подготовительную группу. Я хочу вам рассказать, чем мы с ребятами занимаемся в детском саду и как помогаем воспитателям. В нашей группе очень много…» Ой! А дальше, ребята, письмо не прочитать, все предложения размыты водой. Не понятно, что написано. Но можно посмотреть на картинку, которую прислала Маша вместе с письмом, с картинкой ничего не случилось. Я предлагаю вам самим подумать о том, что могло быть написано в письме и составить об этом рассказ. (воспитатель размещает картинку на доску)

Но, сначала я предлагаю вам послушать стихотворение, которое расскажет Лера (ребенок выходит к доске и рассказывает стихотворение «Уголок дежурства»

Мы сегодня в сад пришли,
В уголок дежурств зашли.
Посмотрели кто дежурит,
Для себя решили мы:
Кто цветы сейчас польёт,
Кто посуду соберёт,
Кто поможет на занятьях,
Кто игрушки уберёт.
Мы дежурили, устали,
Все игрушки мы убрали,
И посуду мы собрали.
Мы полить цветы успели,
На занятьях помогли,
А потом играть пошли.

II . Основная часть

Воспитатель: Молодец Лера, садись на свое место. Дети, вы послушали стихотворение «Уголок дежурств». Скажите, что мы делаем каждый день в детском саду? (ответы детей: дежурим!)

Воспитатель: Верно! А какие виды дежурств бывают? (ответы детей: дежурство по столовой, в уголке природы, в книжном уголке, по занятиям).

Воспитатель: Правильно! А как можно другим словом назвать слово - дежурить? (ответы детей: работать, трудиться).

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине, которую прислала Маша. Рассмотрите картину, которую вы видите на доске и скажите, кто изображен на этой картине? (ответы детей: детей )

Воспитатель: Где находятся дети? (в детском саду)

Воспитатель: В каком месте групповой комнаты находятся дети? (ответы детей: в уголке дежурства)

Воспитатель: Как вы догадались? Какие предметы, изображенные на картине подтверждают это? (ответы детей: цветы, аквариум ).

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Что делают дети (ответы: поливают, кормят ).

Воспитатель: Два слова – поливают и кормят – можно заменить одним. Как вы думаете, каким словом? (ответы детей: трудятся).

Воспитатель : А еще? (ответы детей: дежурят).

Воспитатель : А если дети дежурят, то кто они, как мы назовем детей, которые дежурят? (ответы: дежурные).

Воспитатель : Ребята, подумайте и скажите, как мы можем назвать картину? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Что у них есть в уголке природы (ответы детей).

Ребята давайте сравним уголок природы, изображенный на картине с нашим уголком природы. Какие цветы изображены на картине? (ответы детей)

А в нашем уголке? (дети называют цветы)

Затем воспитатель предлагает отгадать загадку про цветок находящийся в группе

Верх по стенке крутой,

По бетонке литой

Многоножка ползет,

С собой листья везет (ответы детей: Плющ)

Воспитатель: Какой цветок, нарисованный на картине, есть в нашей группе? (дети: фиалка).

Воспитатель: Ребята, Расскажите о детях. Сначала, давайте дадим имена детям. Давайте назовем девочку, которая на картине ближе к нам (воспитатель показывает указкой на картину) назовем именем, которое начинается на звук «м» (дети: Маша!)

Воспитатель : Хорошо! А какая это девочка, что у нее в руках) А что делает Маша? (ответы детей: Маша собирается опрыскивать цветы).

Воспитатель: Ребята, мы с вами изучали, а потом повторяли названия комнатных растений. Как называется комнатное растение, которое собирается опрыскивать Маша?

Послушайте загадку и назовите этот цветок:

Чтобы солнце сквозь стекло

К нам в окошко не пекло,

Я повешу шторочку,

На белую распорочку

Не крючком плетеную-

Живую и зеленую

(ответы детей: Традесканция)

(Если дети затрудняются, то воспитатель называет первый звук в названии растения)

Хорошо! Что вы можете сказать о ней? Какая она? (ответы детей: аккуратная, старательная).

Воспитатель: Какой предмет, изображенный на картине, нам говорит об этом (ответы детей: пуливизатор).

Воспитатель : Правильно! А для чего же он нужен? (ответы детей: опрыскивать цветы)

Воспитатель: Какие еще цветы вы видите на картине? Назовите их? (дети называют названия цветов)

Воспитатель: Расскажите об этом мальчике. Назовем его именем, которое начинается на звук «в» (дети: Вася)

Воспитатель: Ладно! Что он делает? (дети: кормит рыб)

Каких рыб вы видите в аквариуме? (дети: золотые рыбки)

Воспитатель : Верно! Что нам подсказывает, что это золотые рыбки? (дети: цвет!)

Воспитатель: Отличается ли аквариум, изображенный на картине от нашего аквариума? (ответы детей).

Воспитатель : А сейчас расскажите об этой девочке. Звать ее будем именем, которое начинается на звук»Н» (дети: Надя) Что делает Надя? (ответы детей)

Воспитатель: А кто-нибудь знает, как называется это растение? (дети: нет!)

Воспитатель: А сейчас отдохнем! (воспитатель приглашает детей выйти на ковер и встать в круг). Сейчас мы с вами представим, что мы с вами на лугу, где много травы и цветов. Выполняйте движения по тексту

Чок - чок, каблучок! (потопать ногами)

В танце кружится сверчок. (покружиться)

А кузнечик без ошибки (движения руками, как при игре на скрипке)

Исполняет вальс на скрипке.

Крылья бабочки мелькают (машем руками как крыльями)

С муравьём она порхает (покружиться на подскоках)

Приседает в реверансе (делаем реверанс)

И опять кружится в танце (покружиться)

Под весёлый гопачок (танцевальные движения, как в гопаке)

Лихо пляшет паучок.

Звонко хлопают ладошки! (похлопать в ладоши)

Все! Устали наши ножки! (сесть и наклониться вперед, руки свесить вниз)

(Воспитатель обращает внимание детей на фото с изображением Красуллы и рассказывает об этом растении) Чуть позже мы вернемся к беседе об этом растении.

Педагог обращает внимание детей на картину. Сейчас вам нужно придумать рассказ по этой картине. Подумайте, где были дети до детского сада? Куда они пришли? Что делали? Как они работают? Чем потом занимались дети?

О чем нужно рассказывать? Повторите еще раз (дети хором повторяют)

Приемы вызова детей:

В оспитатель: 1) выберем первого рассказчика: рассказывать; 2) тот, чье имя начинается со звука Г (А,…); 3) ребенок в (голубой) футболке; 4) а продолжит рассказ тот, кто придумает слово со звуком «У» (Рассказы детей)

(Оценка рассказов детьми)

Воспитатель: Давайте отдохнем и сделаем разминку для рук и пальцев (воспитатель читает стишок и выполняют движения по тексту).

Солнышко встало (потягивание)

Утро настало (делают из рук солнце)

Эй, братец Федя (показывают большой палец)

Разбуди своих соседей!

Вставай, Большак (показ большого пальца),

Вставай, Указка (показ указательного пальца),

Вставай, Середка (показ среднего пальца)

Вставай, Сиротка (показ среднего пальца),

И ты, Крошка – Митрошка (показ мизинца)

Привет, ладошки!

Воспитатель: Молодцы дети! Справились с заданием. Предлагаю вам собрать картинки цветов, которые лежат на ваших столах. Одна картинка на двоих! Вам нужно быстро и правильно собрать пазл и назвать цветок, который изображен на картинке. Дам вам подсказку: об этих цветах мы сегодня уже говорили и они есть этой комнате и на картине.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель : Давайте отдохнем и сделаем разминку для глаз. Вместе со мной четко и правильно произносите слова стихотворения и глазами смотрим на пальцы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

После дождика и гроз

Липы льют потоки слез.

Кап и кап, кап и кап

До чего же листик слаб.

Он умоется дождем.

Будет крепче с каждым днем.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас предлагаю вернуться к беседе о растении Красулла. Посмотрите на экран. Вот таким может вырасти это растение, а точнее дерево. Красивое? (дети: Да!) Хотите, чтобы в нашей группе было такое? (дети: Да, хотим).

(Воспитатель предлагает посадить это дерево и вызывает к приготовленному рабочему месту 2х воспитанников)

Воспитатель: Мне нужны два помощника. Пойдет тот, кто скажет, что бывает красным (ответы детей).

Воспитатель : Хорошо. И еще один человек. Пойдет тот, кто придумает слово со слогом РА (ответы детей)

После посадки дерева воспитатель благодарит детей и предлагает им сесть на свои места.

III . Заключительный этап

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Про кого мы сегодня рассказывали? (дети: мы рассказывали про дежурство ребят в уголке природы).

Воспитатель: Верно! А что мы еще делали? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите, что нового вы узнали на нашем занятии и что вам больше всего понравилось? (Дети по одному отвечают, поднимая руку)

Воспитатель : Желаю вам всегда заботиться о растениях, деревьях и цветах. А сейчас у меня есть для вас сюрприз! Сейчас мне хочется вручит памятные медали следующим ребятам….. (воспитатель называет ребенка и вручает ему медаль) (дети благодарят воспитателя: «Спасибо!»)

Приложение к занятию

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Серии сюжетных картин,предназначенные для самостоятельного составления рассказов детьми.

Воздушный шарик.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ

1. Ответить на вопросы:
Кто и где потерял воздушный шарик?
Кто нашёл шарик на поле?
Какой был мышонок и как его звали?
Чем мышонок занимался на поле?
Что мышонок стал делать с шариком?
Чем закончилась игра с шариком?

2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Воздушный шарик».

Девочки рвали в поле васильки и потеряли воздушный шарик. Маленький мышонок Митька бегал по полю. Он искал сладкие зёрнышки овса, но вместо них в траве нашёл воздушный шарик. Митька стал надувать шарик. Он дул, дул, а шарик становился все больше и больше, пока не превратился в огромный красный шар. Подул ветерок, подхватил Митьку с шариком и понес над полем.

Домик для гусеницы.

1. Ответить на вопросы:
Про кого будем составлять рассказ?
Расскажи, какая была гусеница и как её звали?
Чем гусеница занималась летом?
Куда однажды заползла гусеница? Что там увидела?
Что гусеница сделала с яблоком?
Почему гусеница решила остаться в яблоке?
Что гусеница смастерила в своём новом жилище?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Домик для гусеницы».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Жила – поживала молодая, зелёная гусеница. Звали её Настя. Хорошо ей жилось летом: лазила по деревьям, лакомилась листочками, нежилась под солнышком. Вот только дома у гусеницы не было и она мечтала его найти. Один раз гусеница заползла на яблоню. Увидела красное большое яблоко и начала его грызть. Яблоко было такое вкусное, что гусеница не заметила, как прогрызла его насквозь. Гусеница Настя решила остаться жить в яблоке. Ей там было тепло и уютно. Скоро гусеница смастерила в своём жилище окошко и дверцу. Получился чудесный домик

Новогодние приготовления.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.


1. Ответить на вопросы:
Какой приближался праздник?
Как ты думаешь, кто купил елку и поставил её в комнате?
Расскажи, какая была ёлка.
Кто пришёл украшать ёлку? Придумай имена детям.
Чем дети украсили ёлку?
Для чего в комнату принесли лестницу?
Что прикрепила к макушке ели девочка?
Куда дети посадили игрушечного деда мороза?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Новогодние приготовления».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Приближался новогодний праздник. Папа купил высокую, пушистую, зелёную елку и поставил ее в зале. Павел и Лена решили украсить елку. Павел достал коробку с елочными игрушками. Дети повесели на елку флажки и разноцветные игрушки. Лена не могла дотянуться до макушки ели и попросила Павла принести лестницу. Когда Павел установил лестницу около ели, Лена прикрепила к макушке ели золотую звезду. Пока Лена любовалась наряженной елкой, Павел побежал в кладовую и принес коробку с игрушечным дедом морозом. Дети посадили деда мороза под ёлку и довольные убежали из зала. Сегодня родители повезут детей в магазин выбирать для новогоднего карнавала новые костюмы.

Неудачная прогулка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Назови, кого ты видишь на картинке. Придумай имя мальчику и кличку собаке.
Где гулял мальчик со своей собакой
Что увидела собака и куда побежала?
Кто вылетел из яркого цветка?
Что маленькая пчёлка делала в цветке?
Почему пчёлка укусила собаку?
Что случилось с собакой после укуса пчелы?
Расскажи, как мальчик помог своей собаке?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Неудачная прогулка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Стас и собака Сойка гуляли по аллее парка. Сойка увидела яркий цветок и побежала его нюхать. Собака носом коснулась цветка и он закачался. Из цветка вылетела маленькая пчёлка. Она собирала сладкий нектар. Пчелка разозлилась и укусила собаку за нос. У собаки распух нос, из глаз потекли слезы. Сойка опустила хвост. Стас забеспокоился. Он достал из сумки пластырь и заклеил им собаке нос. Боль успокоилась. Собака лизнула Стаса в щёку и завиляла хвостом. Друзья поспешили домой.

Как мышонок забор красил.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай кличку мышонку, о котором будешь рассказывать в рассказе.
Чем решил заняться в выходной день мышонок?
Что мышонок купил в магазине?
Расскажи, какого цвета была краска в вёдрах
Какой краской мышонок стал красить забор?
Красками какого цвета мышонок нарисовал на заборе цветы и листочки?
Придумай продолжение этого рассказа.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как мышонок забор красил».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

В выходной день мышонок Прошка решил покрасить забор около своего домика. Утром Прошка сходил в магазин и купил в магазине три ведра с краской. Открыл и увидел: в одном ведре- красная краска, в другом - оранжевая, а в третьем ведре зеленая краска. Мышонок Проша взял кисточку и стал красить забор оранжевой краской. Когда забор был покрашен, мышонок обмакнул кисточку в красную краску и нарисовал цветы. Зеленой краской Проша нарисовал листочки. Когда работа была выполнена, к мышонку в гости пришли друзья, чтобы посмотреть на новый забор

Утёнок и цыплёнок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.



1. Ответить на вопросы:
Придумай клички утёнку и цыплёнку.
Какое время года изображено на картинках?
Как ты думаешь куда направились утёнок с цыплёнком?
Расскажи, как друзья переправлялись через реку:
Почему цыплёнок не пошёл в воду?
Как утёнок помог цыпленоку переплыть на другой берег?
Чем закончилась эта история?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Утёнок и цыплёнок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Летним днём утенок Кузя и цыпленок Цыпа пошли в гости к индюшонку. Индюшонок жил с папой индюком и мамой индюшкой на другом берегу реки. Утенок Кузя и цыпленок Цыпа подошли к реке. Кузя плюхнулся в воду и поплыл. Цыпа в воду не пошел. Цыплята плавать не умеют. Тогда утенок Кузя схватил зеленый листок кувшинки и посадил на него Цыпу. Цыплёнок плыл на листике, а утёнок подталкивал его сзади. Скоро друзья переправились на другой берег и встретились с индюшонком.

Удачная рыбалка.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Кто однажды летом пошел на рыбалку? Придумай клички коту и псу.
Что взяли с собой друзья?
Где друзья устроились для ловли рыбы?
Как ты думаешь,что стал кричать кот, когда увидел, что поплавок ушёл под воду?
Куда кот кинул пойманную рыбку?
Почему кот решил украсть рыбку, которую выловил пёс?
Расскажи, как псу удалось поймать вторую рыбку.
Как ты думаешь кот и пёс ходят ещё вместе на рыбалку?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Удачная рыбалка».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Однажды летом Кот Тимофей и пёс Полкан пошли на рыбалку. Кот взял ведро, а пёс удочку. Сели на бережок реки и стали ловить. Поплавок ушёл под воду. Тимофей стал громко кричать: «Рыбка, рыбка, тяни, тяни». Полкан вытянул рыбку, а кот кинул её в ведро. Пёс во второй раз кинул удочку в воду, но на этот раз поймал старый сапог. Увидев сапог, Тимофей решил с Полканом рыбкой не делиться. Кот быстро подхватил ведро и побежал домой обедать. А Полкан вылил воду из сапога, а там была другая рыбка. С тех пор пёс и кот на рыбалку вместе не ходят.

Находчивый мышонок.

Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Придумай имя девочке, клички кошке, мышонку.
Расскажи, кто жил в доме у девочки.
Что девочка налила в кошачью миску?
Что сделала кошка?
Откуда выбежал мышонок и что увидел в кошачьей миске?
Что сделал мышонок, чтобы напиться молока?
Чему удивилась кошка, когда проснулась?
Придумай продолжение этой истории.
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Находчивый мышонок».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Наташа налила кошке Вишенке в миску молока. Кошка немного полакала молока, положила ушки на подушку и уснула. В это время из-за шкафа выбежал мышонок Тишка. Он огляделся и увидел в кошачьей миске молоко. Мышонок захотел молока. Он залез на стул и вытянул из коробки длинную макаронину. Мышонок Тишка тихонько подкрался к плошке, опустил макаронину в молоко и выпил его. Кошка Вишенка услышала шум, вскочила и увидела пустую плошку. Кошка удивилась, а мышонок убежал обратно за шкаф.

Как ворона горох вырастила.



Взрослый просит ребёнка разложить сюжетные картинки в логической последовательности, ответить на вопросы полным ответом и самостоятельно составить рассказ.

1. Ответить на вопросы:
Как ты думаешь,в какое время года петушок шёл по полю?
Что петушок нёс домой?
Кто заметил петушка?
Что сделала ворона, чтобы полакомиться горохом?
Почему ворона не съела весь горох?
Как птица посеяла семена гороха в землю?
Что показалось из земли после дождя?
Когда на растениях появились стручки гороха?
Чему радовалась ворона?
2.Составить рассказ.

Образец рассказа «Как ворона горох вырастила».

Рассказ ребёнку не читается, а может использоваться в качестве помощи в случае затруднений при составлении детского, авторского рассказа.

Ранней весной шёл по полю петушок и нёс за плечами тяжёлый мешок с горохом.

Петушка заметила ворона. Она ткнула клювом в мешок и оторвала заплатку. Из мешка посыпался горох. Ворона стала лакомиться сладкими горошинками, а когда наелась, решила вырастить свой урожай. Лапками птица утоптала несколько горошин в землю. Пошел дождь. Совсем скоро из земли показались молодые побеги гороха. В середине лета на ветках появились тугие стручки с крупными горошинами внутри. Ворона поглядывала на свои растения и радовалась богатому урожаю гороха, который ей удалось вырастить.

(с одним закрытым фрагментом)

Цели:

коррекиионно-образовательные:

- обучать детей составлению рассказа по сериисюжетных картин с добавлением последующихсобытий (на закрытом фрагменте);

Обучать составлению плана; коррекиионно-развиваюшие:

Развивать у детей умение рассказывать по плану;

Развивать воображение и творческие способности детей;

коррекиионно-воспитательная:

- воспитывать у детей аккуратность и чувствоответственности за свои поступки.

Оборудование: серия сюжетных картинок (рис. 28- 30), два портфеля, школьные принадлежности и игрушки.

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов Л.Н.Толстого «Филипок», А.Л. Барто «Первый урок», З.Н. Александровой «В школу», объяснение значений пословиц: «Ученье - путь к уменью», «Ученье - свет, неученье - тьма». Игра «Четвертый лишний» {ручка, резинка, мяч, пенал; портфель, тетрадь, учебник, яблоко).


103

Ход занятия

/. Организаиионный момент. Игра «Собери портфель».

Дети делятся на две команды и соревнуются в сборе портфеля в школу. Среди школьных принадлежностей находятся предметы, которые нельзя укладывать в портфель - игрушки и т.д.

2.Объявление темы.

Логопед выставляет картинки и при этом говорит, что сегодня дети будут составлять рассказ по серии картинок, но третья картинка закрыта, и им придется сочинить окончание рассказа.

3.Беседа по картинкам.

Какое время суток на первой картинке?

Куда ходит мальчик: в школу или детский сад?

Чем вы можете это доказать?

Назовите мальчика по имени.

Что собирается делать Миша?

Какая обстановка у него в комнате?

Как вы думаете: готов Миша идти в школу?

Чем отличается первая картинка от третьей? (Временем суток.)

Что вы можете сказать о настроении мальчика на третьей картинке? Какой он? (Грустный, озабоченный, печальный, сердитый, потерянный.)

Чем он озабочен?

Правильно ли мальчик готовился к школе?


104 Конспекты занятий по развитию связной речи

4.Физкцльтминитка.

Каждым утром перед школой Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, весело шагать, Руки поднимать, руки опускать, Приседать и вставать, приседать и вставать. Прыгать и скакать, прыгать и скакать.

5.Составление плана рассказа.

Предложить детям короткими предложениями, выражающими их главную мысль, озаглавить каждую картинку. Третий пункт плана называет логопед.



Примерный план

После составления плана дети придумывают название для будущего рассказа.

6.Рассказы детей.

Нужно напомнить детям о том, что рассказ нужно начинать составлять с названия, а дальше - по плану. На усмотрение педагога можно дать начало рассказа. Это зависит от контингента детей.

Пример рассказа, составленного ребенком

Вася пришел из школы и сел за компьютер

играть в игры. Когда стемнело, он вспомнил, что

не сделал уроки. Вася разложил книги, тетради

и стал выполнять домашнее задание. Он очень


Конспекты занятий по развитию связной речи 105

устал, и у него не осталось сил сложить все вещи в портфель. Утром Вася долго искал нужные вещи. Когда он пришел в школу, дети сидели за партами. Шел урок. Васе стало очень стыдно, что он опоздал. Он дал себе слово, что больше так поступать не будет.

7. Рассматривание недостающего фрагмента. Логопед открывает третью картинку, и дети сравнивают окончание своих рассказов с изображенным на картинке.

8. Итог занятия.

Чье окончание рассказа вам понравилось больше всего?

Как можно назвать мальчика Васю?

Что нельзя делать, как Вася?

Занятие 32. Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) Цели:

коррекционно-образовательная:

- обучать детей составлению рассказа на заданную тему;

коррекиионно-развиваюшие:

Пополнять и активизировать словарный запас детей по теме «Лето»;

Развивать умение логически выстраивать свои высказывания;

коррекиионно-воспитательная:

Воспитывать умение правильно и с пользой проводить свободное время.


106 ______________ Конспекты занятий по развитию связной речи

Оборудование: сюжетные картины по теме «Лето» и «Летний отдых» (подбирает логопед).

Предварительная работа: по заданию логопеда дети беседуют с родителями о том, где они проведут лето. Воспитатели проводят беседы поданной теме.



Ход занятия

/. Организационный момент. Игра «Отгадай загадки».

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю.

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - ... (Лето.)

Игра «Подбери признак»

Лето (какое?) - ...

Солнце летом (какое?) - ...

Море (какое?) - ...

Лес (какой?) - ...

Речка (какая?) - ...

2.Объявление темы.

Сегодня мы будем придумывать рассказ, который называется «Как я проведу лето». Каждый из вас должен подумать, как бы ему хотелось провести лето и составить рассказ.

3.Беседа по теме.

- Кто из вас ждет лето?


Конспекты занятий по развитию связной речи 107

Почему вы его ждете?

С кем вы проведете лето?

Где вы собираетесь отдыхать?

Как нужно готовиться к поездке?

Где, по-вашему, лучше всего отдыхать летом?

Если вы останетесь дома и никуда не поедете, то чем будете заняты?

Рассмотрите картинки и скажите, как отдыхают дети? Логопед оценивает ответы детей на вопросы и анализирует их. Затем обращается к детям: «Представьте, что вы со своей семьей проведете лето на море (эмоциональная пауза).

А теперь начинайте сочинять свой рассказ. Обдумайте его от начала до конца. Лучше всего начать с того, как вы будете готовиться к поездке, что произойдет, когда вы приедете на море и закончить, чем вас порадовало лето и море».

Если кто-то из детей захочет рассказать об отдыхе у бабушки, то такая инициатива должна быть поощрена.

4.Рассказы детей.

Логопед может предложить свое начало рассказа, а может опереться на помощь «сильного» ребенка, который выйдет рассказывать первым. Еще нужно напомнить детям, что рассказы не должны быть похожи друг на друга.

Заслушиваются 2-3 рассказа.

5. Физкультминутка.

Мы сено косили, Косили, косили,


Конспекты занятий по развит ию связной речи

Мы сено носили,

Носили, носили.

Мы сено собрали,

Собрали, собрали.

Мы сильно устали, устали, устали.

Отдохнуло наше тело,

Что же, примемся за дело.

6. Составления рассказов детьми (продолжение)

7. Ито г занятия.

О каком времени года говорили?

Как лучше всего провести лето?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?


ТЕКСТЫ РАССКАЗОВ И СКАЗОК

Мужик и медведь

Русская народная сказка

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так, - сказал медведь. - А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дубраву. Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубравы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать. Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать - каков корешок?Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

А-а! - заревел. - Мужик, обманул ты меня! Твоикорешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес подрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю.Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себевозьму хоть вершки.


Тексты рассказов и сказок

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Косточка

Л.Н. Толстой Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

Нет, я не ел.Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не втом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и есликто не умеет их есть и проглотит косточку, то через деньумрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.


Тексты рассказов и сказок 111

Улетают журавли

И.С. Соколов-Микитов

В золотые осенние дни собирались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Грибы

В.П. Катаев

К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.

Ну, дети, - сказала мама, - нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.

Я лучше всех собираю, - сказал Павлик.

Нет, я лучше, - сказала Женя.А Инночка промолчала.

Тексты рассказов и сказок


Тексты рассказов и сказок 113

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

Я лучше всех собрал! - кричит Павлик издали. - Уменя больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:

Не удивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, Павлик.

Ага! - кричит Женя. - Я ж говорила, что я лучше всех собираю: глядите у меня самые большие и самые красивые грибы - красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:

Глупенькая, это же мухоморы! Они хоть и красивые,да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы,Женечка.

А Инночка стоит в стороне и помалкивает.

А ты, Инночка, что же молчишь? Показывай, чтонасобирала.

У меня совсем мало, - говорит Инночка.Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять

превосходных, крепких, пузатых боровиков в бархатных шапочках.

Купание медвежат

В. В. Бианки Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и

вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и

влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица

и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила

одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать


Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Лиса и журавль

Русская народная сказка

Подружилась лиса с журавлем. Вот вздумала лиса угостить журавля, и пошла звать его к себе в гости:

Приходи, журавль! Приходи, дорогой. Уж вот кактебя я угощу!

Идет журавль на званый обед. А лиса наварила каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

Покушай, мой голубчик, сама стряпала!Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке. Стучал, стучал

Ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу. Так всю кашу сама и съела. А как съела лиса кашу и говорит:

Не обессудь, гость дорогой. Больше потчевать нечем.

Спасибо, лисонька, и на этом. Приходи же ты теперь ко мне.

На другой день приходит лиса к журавлю. А журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком. Поставил кувшин на стол и говорит:

Кушай, лисонька! Право, больше потчевать нечем.


Тексты рассказов и сказок

Лиса вертится около кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет-то его, и понюхает, все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А журавль стоит на высоких ногах да длинным носом из кувшина окрошку таскает. Клевал да клевал, пока все не поел.

Ну, не обессудь, лисонька, больше угощать нечем, - говорит.

Пошла лиса домой не солоно хлебавши.

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Кронштатова Екатерина Андреевна

студент кафедры дефектологического образования

г. Череповец, Россия

Научный руководитель: Захарова Татьяна Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент,

Череповецкий Государственный Университет

Кафедра дефектологического образования

г. Череповец, Россия

АННОТАЦИЯ:

В данной статье рассмотрены особенности составления рассказа по серии сюжетных картинок детьми с общим недоразвитием речи. Проанализированы характерные особенности данной категории детей. Представлены результаты по экспериментальной части и выявлены уровни составления детьми с общим недоразвитием речи рассказа по серии сюжетных картинок.

Ключевые слова: связная речь, дети с общим недоразвитием речи, дошкольный возраст, рассказ, сюжетные картинки.

Как известно, связная речь представляет собой основу коммуникации, жизнедеятельности человеческого общества в целом и отдельного индивидуума в социуме. На протяжении уже нескольких десятилетий связная речь является одним из фундаментальных понятий в области гуманитарных исследований (В.К Воробьевой, Л.П. Якубинским, М.М. Алексеева, Б.И. Яшина Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А.Сохиным и др.).

Дошкольный возраст является сензитивным для развития всей стороны психической деятельности ребенка, поэтому в этом возрасте нужно уделять большое внимание к проблеме данного исследования. Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием (О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, А.М Леушиной, В.В. Гербовой, А.М. Бородич и др.).

Из-за нарушенной речевой деятельности, связная речь имеет свои особенности, процесс овладения связной монологической речью проходит гораздо медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников, у большинства детей возникают трудности не только языкового оформления речевых высказываний, но и их внутреннего планирования. Любые варианты монологических построений (пересказ, различные виды рассказа) имеют стойкие ошибки в виде смысловых пропусков, нарушения последовательности и связности, наблюдается ситуативность и фрагментарность изложения (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.).

Цель — выявить возможности детей составлять сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются трудности планирования развернутых высказываний: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, лексические затруднения, низкий уровень развития фразовой речи

Экспериментальной базой являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46» г. Череповец. Эксперимент проходил 2 мая, во второй половине дня. В исследование приняли 5 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня (составляли экспериментальную группу) и 5 детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (составляли контрольную группу).

Нами была разработана методика на основе методики В.П. Глухова и Воробьевой В.К .

Ход проведения: эксперимент проводился в двух группах детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и ОНР. Методика состоит из 5 заданий(5 серий картинок).

Экспериментатор предъявляет ребенку инструкцию «Разложи картинки по порядку. Расскажи, что произошло, рассказывай по каждой картинке, начиная с первой (при необходимости - указательный жест на первую картинку)».

Серии картинок (приложение 1):

1. Бабочка – серия из 2 картинок

2.Четвероногая помощь на войне – серия из 3 картинок.

3. Зайчик и Снеговик – серия из 4 картинок.

4. Огурец и капуста – серия из 4 картинок.

5. Неудачная прогулка – серия из 6 картинок.

Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (Назови, кого ты видишь на картинке.?, Чем он занимается? И др.)

Анализ проводился по критериям (низкий, средний, высокий уровень), раскрывающим выбранные нами параметры: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами, самостоятельное рассказывание.

Низкий уровень — Смысл картинки ребенок не понял, последовательность установил при помощи взрослого(наводящие вопросы, подсказки), рассказ состоял из заголовков к картинкам(Мальчик пошел, собака ушла и др.)

Средний уровень – Смысл картинки ребенок понял, установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельно, но составить распространенное предложение ребенок не смог, присутствует констатация фактов.

Высокий уровень – Смысловое содержание картинки ребенок понял; установил логическую связь между картинками-эпизодами самостоятельное, составил подробный рассказ по картинкам.

Виды помощи:

1. Стимулирующие вопросы «посмотри внимательно».

2. Эмоциональная поддержка «Я верю, что у тебя получится», «Ты молодец, ты справишься».

3. Наводящие вопросы «А может быть случилось что- то».

4. Подсказка (применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).

Сравнение особенностей составления рассказов детей с ОНР и их нормально развивающих сверстников по каждой из серии картинок.

1 серия «Бабочка».

Серия картинок «Бабочка» состояла из 2 картинок («Девочка рисует бабочку» — «Девочка нарисовала бабочку»)

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка» представлен в таблице 1.

Таблица 1

Распределение детей по уровням выполнения задания «Бабочка»

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результата таблицы можно сделать вывод о том, что по уровню выполнения задания дети с нормальным речевым развитием отстают от своих сверстников с ОНР. Дети обеих групп смогли правильно установить последовательность картинок и пояснить смысл.

В основном сообщения детей с нормальным речевым развитием и ОНР сводятся к констатации разрозненных фактов и действий, отмечается малая информативность, бедность лексико-грамматических средств языка, проиллюстрируем такой тип речевой продукции ответом из контрольной группы Костя С. «Девочка нарисовала бабочку».

Однако большая часть детей с ОНР показали высокий уровень развития связной речи так, например, в рассказе Артема А.: дал имя девочке, которая рисовала бабочку, рассказал, что девочке нужно было для рисунка, а в конце рассказал, предположил, кому она нарисовала бабочку, тем самым Артем А. не свел рассказ к констатации фактов, в рассказе присутствовало — начало, основная часть и конец истории — «Катя решила нарисовать бабочку маме и папе, взяла краски, налила воды и стала рисовать, рисовала, рисовала и нарисовала, потом она показала своей семье».

2 серия «Четвероногая помощь»

Серия картинок «Четвероногая помощь» состоит из 3 картинок – «Солдат раненный лежит — собака принесла аптечку — собака позвала на помощь».

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь» представлен в таблице 2.

Таблица 2

Распределение детей по уровням выполнения задания «Четвероногая помощь»

Из таблицы видно, что у детей обеих групп возникли трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок «Четвероногая помощь».

Отмечались трудности в составление правильной последовательности: не могли разобраться, какая первая картинка, какая вторая, нуждались в наводящих вопросах (Посмотри внимательно, чем эта картинка, отличается от этой (взрослый указывает на картинки)).

Дети с нормальным речевым развитием в отличие от детей с ОНР, сразу догадались, кто изображен на картинке (раненный солдат), дети с ОНР не смогли вспомнить, человека, который изображен на картинке, это свидетельствует об органичности словарного запаса, только после наводящих вопросов дети вспомнили и назвали, кто изображен на картинке (Посмотри внимательно, где происходят действия? Что ты видишь на картинке? Кто ходит с оружием и носит зеленую форму?)

Только один ребенок с ОНР смог составить по сравнению с другими участниками, развернутый рассказ «Шел солдат и его подстрелили, собака увидела раненного солдата, подбежала и оказала ему помощь, солдат достал бинт и завязал себе ногу, собака убежала за помощью, и позвала других военных, которые помогли солдату, положили его на носилки и понесли в больницу». У остальных детей присутствует в основном констатация фактов.

3 серия «Зайчик и снеговик»

Серия картинок «Зайчик и снеговик» состоит из 4 картинок – «Зайчик не допрыгнул до морковки — принес лестницу и не достал-подождал, когда наступит весна — наступила весна, снеговик растаял, зайчик съел морковку»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Снеговик и зайчик» представлен в таблице 3.

Таблица 3

«Зайчик и снеговик»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Таким образом, из результата таблицы видно, что дети с ОНР самостоятельно расположили друг за другом картинки в линейную цепочку, основным фактором распределения смысловых компонентов в этой цепи является временная последовательность. Рассказы у большинства детей с ОНР в основном предельно кратки и сводятся к нескольким предложениям-заголовкам к картинкам, например, «Зайка хотел достать у снеговика морковку, но зайчик не допрыгивал, зайчик принес лестницу и тоже не доставал, потом он начал сидеть и потом настала весна, и зайчик достал морковку и съел».

Недостаточная связанность речевой продукции с точки зрения лексико-синтаксического оформления обусловлена преобладанием твердого типа межфразовых соединений, при котором каждое предложение рассказа оказывается коммуникативно сильным и начинается с наименования одного и того же предмета(зайчик).

Один ребенок с ОНР показал высокий уровень составленного рассказа по сюжетным картинкам. Рассказ представлял собой целые, законченные сообщения, в нем передалось не только линейно-временная последовательность, но и причинно-следственная связь между отдельными фактами действительности, так например «Построили дети снеговика, а мимо проходил голодный зайчик, он захотел достать морковку, но не мог допрыгнуть. Зайчик тогда принес лестницу и все равно не смог достать морковку, сел на лестницу и загрустил, когда стало тепло на улице, пришла весна, снеговик растаял и тогда зайка смог взять морковку и съесть ее».

Дети с нормальным речевым развитием справилась с этим заданием намного хуже, чем экспериментальная группа. Часть детей, не смогла правильно установить последовательность картинок и понять смысл сюжета, так например рассказ Максима Б. «Зайчик строил снеговика, поставил морковку, но солнце вышло и снеговик растаял». Остальная же часть детей установила последовательность, но в рассказы были предельно кратки и сводились к заголовкам каждой картинки.

4 серия «Капуста и огурец»

Серия картинок «Капуста и огурец» состоит из 4 картинок – «Капуста и огурец пошли на речку — огурец нырнул, а капуста раздевалась — огурец купается, а капуста раздевается — огурец накупался и замерз, а капуста так и не разделась»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Капуста и огурец» представлен в таблице 4.

Таблица 4

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Капуста и огурец»

*ОНР – общее недоразвитие речи

Из таблицы видно, что дети с ОНР и их нормально развивающие сверстники в основном с заданием не справились. В установление последовательности картинок они путались, содержание картинок им было не понято, это свидетельствует о том, что они не могут выделить главного на картинках, бедные представления об окружающем мире, не понимают причинно-следственных отношений, так например рассказ Ксюши С. Из контрольной группы «Капуста и огурец гуляли, потом огурец упал в воду, а капуста листья вырывала свои, а потом она еще больше вырвала, а огурец обиделся, потому что огурец не слушался». Даже при помощи наводящих вопросов они не смогли понять смысл рассказа.

Только один ребенок с общим недоразвитием речи смог правильно проанализировать все картинки, установить причинно-следственные связи, подобрать нужные слова и составить рассказ. Артем А. «Одним летним днем, капуста и огурец пошли на речку купаться, огурец сразу же прыгнул в воду, а капуста раздевалась, раздевалась, огурец замерз уже, а капуста до сих пор не разделась».

5серия «Мальчик и собачка»

Серия картинок «Мальчик и собачка» состоит из 6 картинок – «Мальчик и собачка пошли гулять — собачка увидела цветок- из цветка вылетела пчела -укусила собачку в нос-мальчик заклеил нос собачке — собачка благодарит хозяина»

Распределение детей по уровням выполнения задания «Мальчик и собачка» представлен в таблице 5.

Таблица 5

Распределение детей по уровням выполнения задания

«Мальчик и собачка»

*ОНР –общее недоразвитие речи

Из таблицы следует, что все дети смогли правильно установить последовательность из 6 картинок, не нарушая логики события, понять смысл рассказа, сформулировать вывод (нужно осторожно нюхать цветок), но при этом присутствовало перечисление действие мальчика и собачки Ярик В. «Мальчик и собачка пошли гулять, потом собака нашла цветок розочку, потом пчела из розочки прилетела, потом ужалила собаку, мальчик начал жалеть собаку потом радостный»

Обобщив все вышеперечисленное можно сделать вывод.

Результат распределения детей по уровню знаний представлен в таблице 6.

Таблица 6

Распределение детей по уровню выполнения заданий

*ОНР- общее недоразвитие речи

Из результатов данной таблицы мы видим, что дети с общим недоразвитием речи лучше справились с заданиями, чем дети с нормальным речевым развитием.

У одного ребенка с ОНР наблюдается высокий уровень составления связной речи, он использовал распространенные предложения, самостоятельно и последовательно, передавал логику событий, присутствовала связь между фрагментами-эпизодами.

Большинство детей имеют средний уровень выполнения задания. Дети правильно смогли установить последовательность картинок, понять содержание, но рассказы содержали констатацию фактов, дети испытывали трудности при подборе слов, присутствовали длительные паузы, многим детям с ОНР рассказ был доступен при наличии наводящих вопросов.

Детей с низким уровнем выполнения задания больше из контрольной группы, они смогли составить последовательность картинок только при помощи наводящих вопросов, смысл некоторых серий картинок так был и не понят детьми, даже после обсуждения.

Таким образом, результаты исследования состояния связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР показали, что у дошкольников монолог сформирован недостаточно. Полученные данные указывают на необходимость проведения коррекционного обучения, который будет способствовать полноценному формированию личности, успешной социализации ребенка, эффективной подготовке к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. 1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М., 2000.
  2. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией // Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., 2006.

Приложение 2

1 серия картинок — «Бабочка»

2 серия картинок – «Четвероногая помощь на войне»



3 серия картинок «Зайчик и Снеговик»

4 серия картинок – «Огурец и капуста»

5 серия картинок – «Неудачная прогулка»

Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.

Во-первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и т.д.

И наконец-то, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, саморазвитие личности.

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок.

Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом пересказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение, и вместе они соединяются в связный рассказ.

Когда ребёнок научится свободно рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому выложить в нужной последовательности серию из трёх – четырёх картинок, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои: Буратино, Чебурашка, Незнайка и др.

Примерная серия картинок для составления рассказа.

Некоторые приёмы работы с сюжетными картинками:

    На столе раскладывается серия сюжетных картинок, ребёнок рассматривает их. Затем взрослый читает рассказ. После этого рассказ повторяется. А ребёнок должен показать соответствующие картинки (Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай»).

    Ребёнку даются предметные картинки, а взрослый показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказом. Ребёнок должен подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.

    Взрослый читает рассказ и сам выкладывает картинки. Затем он их убирает и предлагает ребёнку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задавать наводящие вопросы.

    Ребёнку даётся серия картинок для определения их последовательности. Взрослый начинает рассказ по первой картинке, а ребёнок должен продолжить его по своим картинкам.

    Ребёнок рассматривает серию картинок, устанавливает их последовательность, потом переворачивает картинки и рассказывает их содержание по памяти.

    Ребёнок рассматривает серию картинок, составляет рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету. А также ребёнок придумывает название рассказу.

А теперь предлагаю вашему вниманию игры с применением наборов серийных картинок, которые помогут закрепить умение соблюдать правильную логическую последовательность в рассказе.

«Найди картинке место».

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

«Исправь ошибку».

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своём месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по серии картинок.

«Какая картинка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать её, а затем составить рассказ.

«Составь два рассказа».

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают её записать с помощью рисунком. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Конечно, пятилетнему малышу нелегко одному выполнить такое задание, нужно ему помочь. Покажите, как схематично нарисовать человечка, домик, дорогу, определите вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, то есть выделить главные повороты сюжета. Начать лучше всего со знакомой, легкой по композиции сказки, например с «Колобка» или «Репки».

Желаем Вам терпения и успехов!

Последние материалы раздела:

кроновер фракталы и хаос в динамических системах
кроновер фракталы и хаос в динамических системах

1.1. Что такое фракталы и хаос? Когда-то большинству людей казалось, что геометрия в природе ограничивается такими простыми фигурами, как линия,...

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор
Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня мы погорим о том, что такое члены и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в...

медведев баранкин, будь человеком!
медведев баранкин, будь человеком!

Валерий МЕДВЕДЕВ БАРАНКИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! ЧАСТЬ ПЕРВАЯ БАРАНКИН, К ДОСКЕ! СОБЫТИЕ ПЕРВОЕ Две двойки! Если бы я и Костя Малинин не умудрились...