Сушков: биографическая справка. Н

Сушков (Николай Васильевич) - драматург и поэт (1796 - 1871). Учился в московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение: "Дружба". В 1814 г. поступил на службу в министерство юстиции и сблизился с Державиным, Карамзиным, Олениным, Крыловым, Гнедичем и др.; в этом кружке установились его литературные воззрения. С 1815 г. имя Сушкова стало довольно часто появляться в различных повременных изданиях, где он помещал стихотворения и мелкие критические заметки. В это же время Сушков начал увлекаться театром, написал водевиль "Тениер", перевел "Metromanie" Пирона, поставил пьесу "Сюрпризы", написал комедию в стихах "Дуэлисты". В 1820 г. Сушков перешел в департамент горных и соляных дел и занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли; отрывки из этого исследования были напечатаны в "Отечественных Записках" (1821), "Сибирском Вестнике" (1821) и "Горном Журнале" (1827). Позже Сушков служил в провинции, был правителем канцелярии виленского генерал-губернатора, вице-директором дерптского министерства путей сообщения, минским губернатором. В 1841 г. он оставил службу, поселился в Москве и принялся снова за литературу, но с первых же шагов потерпел неудачу. Написанная им поэма "Москва" встретила лишь глумление со стороны "Отечественных Записок", "Современника" и других журналов; вообще имя его стало синонимом бездарного писателя. Его драматические произведения хотя и ставились изредка в бенефисы известных тогдашних актеров, но также успеха не имели. Отдельно Сушков напечатал: "Сафо", лирическая трагедия (Москва, 1823); "Бедность и благотворительность" (Москва, 1847); "Воспоминания о Московском университетском благородном пансионе" (Москва, 1848); "Комедия без свадьбы" (Москва, 1849); "Раут", литературный сборник (Москва, 1852 - 54; 3 книги); "Движущиеся столы" (Москва, 1853); "Книга печалей", стихотворения (Москва, 1855); "Московский университетский благородный пансион" (Москва, 1849); "Современные вопросы и женихи всех времен", комедия (Москва, 1858); "Записки о жизни и времени святителя Филарета" (Москва, 1868); "Воспоминания о митрополите Иосифе и об уничтожении унии в России" (Москва, 1869). Ср. К. Батюшков "Сочинения" (т. 1 - 3); Вал. Майков "Критические опыты".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Сушков, Николай Васильевич

Драматург, поэт и журналист; родился 15 ноября 1796 г. Отец его был при Императоре Павле симбирским губернатором, мать - в свое время довольно известной писательницей и переводчицей. Воспитывался С. в Московском благородном пансионе и здесь под влиянием Мерзлякова и образовавшихся в пансионе литературных кружков начал писать. Первые попытки его были уже настолько успешны, что в 1810 г. одно из его стихотворений - "Дружба" - удостоилось быть прочитанным на торжественном пансионском акте. Окончивши курс пансиона (1814 г.), С. поступил на службу в министерство юстиции, в котором числился служащим уже с 1807 г. В Петербурге, куда он переехал из-за службы, С., несмотря на свои обширные связи в аристократических сферах, жил довольно скромно и вращался главным образом в литературной сфере. Здесь он сблизился с Державиным, Карамзиным, Крыловым, Гнедичем, Олениным и др.; в этом кружке окончательно сложились его литературные вкусы и воззрения.

С 1815 г. С. стал печататься в целом ряде периодических изданий: "Сыне Отеч.", "Амфионе", "Благонамеренном", "Русск. Пустыннике", "Соревнователе Просвещения и Благотворении", "Музе российск. стихотв." и др., где появлялись главным образом его стихотворения и мелкие критические заметки. Около этого же времени С. обратился к театру и написал для домашней сцены драму "Тениер, или Анекдот в лицах"; несколько позже ее предполагалось поставить даже на Эрмитажной сцене (напеч. только в 1850 г. в "Драматич. Альбоме" Арапова). Для домашней же сцены предназначались его перевод "Metromanie" Пирона и небольшая оригинальная пьеска "Сюрпризы", за которую он имел неприятности от Милорадовича (последний в одном из действующих лиц пьесы увидел намеки на Петра I).

В 1818 г. С. перешел на службу в первый департамент горных и соляных дел, где занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли. Отдельные отрывки из этой работы были напечатаны в "Отечеств. Записк." (1821) и "Сибирск. Вестн." (1821), а через некоторое время в "Горном Журнале" (1827) - связанное с предыдущем исследование: "Об Эльтонском и крымских соленых озерах". Зимою 1822 г. С. был назначен советником соляного отделения Таврической казенной экспедиции и переселился в Симферополь. Предыдущие занятия по изучению соляного промысла помогли ему быстро ориентироваться на новом месте, и он в непродолжительное время целесообразной постановкой дела значительно повысил от него доходы казны. В 1825 г. он был переведен членом Бессарабского верховного совета в Кишиневе, где, неизвестно по каким причинам, в конце 1827 г. или в начале 1828 г. имел дуэль, кончившуюся смертью его противника. Под влиянием этого происшествия, всегда мучившего его, он впоследствии написал в стихах пьесу "Дуэлиоты", несколько раз игранную на Московской сцене. За дуэль С. был присужден к нескольким месяцам крепости и к духовному покаянию, которое пожелал отбыть в Москве. Здесь в нем под влиянием Московского митрополита Филарета постепенно совершился духовный переворот, и С., относившийся раньше недифферентно к вопросам веры, стал человеком в высшей степени религиозным в духе православия; этот перелом отразился на всей его последующей жизни и деятельности, а также и на его позднейших произведениях. Отбыв установленное церковное покаяние, он зачислился по министерству внутренних дел и переехал в Петербург, но уже в 1830 г. командирован в Митаву председателем "Комиссии для обревизования земских сборов по Курляндии", а вскоре за тем назначен управляющим "канцелярии начальника временно образованной, по случаю волнений в Западном крае, из Жмудских уездов области". После подавления польского восстания он переведен в Вильну правителем канцелярии виленского генерал-губернатора Н. А. Долгорукова. В 1835 г. был приглашен гр. Толлем на должность вице-директора единственного в то время департамента путей сообщения, а в 1838 г. (в этом же году женился) получил назначение губернатором в Минск. Его губернаторство в Минске совпало с моментом деятельности Иосифа Семашко, стремившегося к воссоединению униатов. Сделавшись под влиянием митрополита Филарета убежденным сторонником и защитником господствующей церкви, С. к деятельности Семашко отнесся более чем сочувственно, и его слишком прямолинейная политика в втом вопросе стоила ему губернаторского места. После этого он совсем покинул службу и навсегда поселился в Москве. Когда в 1845 г. М. И. Муравьев, тогдашний управляющий межевым корпусом, предложил ему поступить на службу в качестве своего товарища, С. отказался в весьма характерных для него выражениях: "Я не честолюбив и не любостяжателен, - писал он Муравьеву; - стало быть, перевязать со временем ленту с одного плеча на другое или же из превосходительства возрасти в превосходительство с четвертью - не пища моему самолюбию, а хлопотать об аренде, когда я прожил 50 лет без богатства, и поздно и не нужно".

Начиная с 1818 г. и до отставки, С., поглощенный служебными обязанностями, совершенно прекратил занятия литературой (только в 1823 г. напечатал раньше написанную "лирическую трагедию" в 3 д. "Сафо"), растерял за этот двадцатилетний период все прежние литературные связи, а самое главное - совершенно утратил духовную связь с новыми литературными веяниями и направлениями. Время ложноклассических трагедий и комедий, написанных александрийскими стихами, безвозвратно прошло, наступила новая литературная эпоха, эпоха западничества и славянофильства. Привыкши к безобидной журналистике 1815-20 гг., С. не понимал новой роли литературы, новой роли журналов, роли вновь возникшей критики и т. д. "Литературное поприще мое, - говорит сам С., бросая ретроспективный взгляд на свою литературную деятельность, - разломано надвое; середину между двумя половинами наполняет служебная деятельность. С одного конца - молодость и успехи, на другом конце - старость и помехи". Сущность дела коренилась, конечно, не только в "старости и помехах", она лежала гораздо глубже, - в новых условиях, которых С. не мог охватить, которым он был совершенно чужд. И когда он, поселившись в Москве, вновь принялся за литературную деятельность, то с первых же шагов потерпел неудачу. По предложению "Москвитянина" почтить 700-летие Москвы литературным произведением, С. написал поэму "Москва", в которой в стихах и лицах пытался дать характеристику главных моментов в истории развития древней столицы. Поэма встретила резкий отзыв со стороны всех журналов и критиков того времени. Напечатанную вскоре за этим драму "Бедность и благотворительность" критика совершенно обошла молчанием. По поводу резких нападок на "Москву" С. ответил брошюрой полемического характера: "Несколько слов на отзывы журналов о поэме "Москва", но этим еще более ухудшил отношение к себе журнальной критики.

Значительно большим успехом пользовались произведения С. на сцене. Хотя драматическая поэма "Москва" и драма "Бедность и благотворительность", несмотря на всю их невинность, цензурой допущены к постановке на сцене и не были, но напечатанная в "Москвитянине" (1849 г.) небольшая пьеса: "Комедия без свадьбы" игралась несколько раз. Кроме того между 1850-1858 гг. в бенефисы видных артистов были играны следующие его пьесы, написанные и напечатанные в тот же промежуток времени: "Раканы" (1850, бенефис Садовского), "Движущиеся столы" (1853, бенеф. Семеновой), "Молдавская Кукона" (бенеф. Щепкина), "Мазогин" (1852) и "Современные вопросы и женихи всех времен" (1858).

В это же время С. писал и не для театра. В 1885 г. он издал сборник стяхотворений под заглавием "Книга печалей", а между 1851-53 г. издал три сборника альманаха под названием "Раут". В третьем из них была помещена статья С. "Обоз к потомству", в которой заключались личные его воспоминания о литераторах того времени. Статья вызвала ряд пасквилей на автора со стороны недовольных литераторов. Нечто подобное пришлось ему вынести и после напечатания в 1864 г. "Воспоминаний о Тучкове, московском генерал-губернаторе". В 1858 г. была им издана книга "Московский университетский благородный пансион", очень ценная работа, дающая обильный материал для истории этого привилегированного учебного заведения и беспристрастные характеристики-воспоминания о многих лицах, учившихся в нем и впоследствии ставших видными государственными деятелями. Наконец к 1868 г. относятся его "Воспоминания о жизни и времени святителя Филарета". За их пополнением застала его смерть. В последние годы С. состоял членом Московского общества любителей духовного просвещения, имевшего целью распространение научно-богословских и исторических сведений. Умер С. 7 июля 1871 г.

"Указатель к повременным изданиям Общ. Ист. и Древн. Рос." прилож. к "Русск. Архиву", 1866 г., №№ 1007, 1063, 1170, 1171, 1251, 1454, 1493, 1569, 1573, 1600, 1601, 1653, 1710. - "Сборн. И. Русск. Ист. Общ.", т. XXVI, стр. 218. - "Сочинения К. Батюшкова". - В. Майков, "Критические опыты". - Щебальский, "Литератор старого времени", "Русск. Вестн.", 1871 г., № 11. - "Сведения о русских писателях, умерших в 1871 г.", "Русский Архив", 1873 г., № 8, стр. 1506-1507. - "Надгробное слово протоиерея И. Рождественского", "Моск. Епарх. Ведом,", 1871 г., № 29. - Некрологи: "Русский Архив", 1871 г., № 10, стр. 1473, - "С.-Петерб. Вед.", 1871 г.,№ 41. - "Некрологи", 1871 г., № 36. - "Голос", 1871 г., № 40. - "Календарь на 1872 г.", Гатцука, стр. 245.

{Половцов}

Сушков, Николай Васильевич

Драматург и поэт (1796-1871). Учился в Московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте Благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение "Дружба". В 1814 г. поступил на службу в министерство юстиции и сблизился с Державиным, Карамзиным, Олениным, Крыловым, Гнедичем и др.; в этом кружке установились его литературные воззрения. С 1815 г. имя С. стало довольно часто появляться в различных повременных изданиях, где он помещал стихотворения и мелкие критические заметки. В это же время С. начал увлекаться театром, написал водевиль "Тениер", перевел "Métromanie" Пирона, поставил пьесу "Сюрпризы", написал комедию в стихах "Дуэлисты". В 1820 г. С. перешел в департамент горных и соляных дел и занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли; отрывки из этого исследования были напечатаны в "Отеч. записках" 1821 г., "Сибирском вестнике", 1821, и "Горн. журнале", 1827. Позже С. служил в провинции, был правителем канцелярии виленского ген.-губернатора, вице-директором дпт. мин. путей сообщ., минским губернатором. В 1841 г. он оставил службу, поселился в Москве и принялся снова за литературу, но с первых же шагов потерпел неудачу. Написанная им поэма "Москва" встретила лишь глумление со стороны "Отеч. записок", "Современника" и др. журналов; вообще имя его стало синонимом бездарного писателя. Его драматические произведения хотя и ставились изредка в бенефисы известных тогдашних актеров, но также успеха не имели. Отдельно С. напечатал: "Сафо", лирич. траг. (М., 1823); "Бедность и благотворительность" (М., 1847); "Воспоминания о Московск. унив. благор. пансионе" (М., 1848); "Комедия без свадьбы" (М., 1849); "Раут", литературный сборник (М., 1852-54; 3 книги); "Движущиеся столы" (М., 1853); "Книга печалей", стихотв. (М., 1855); "Московский унив. благор. пансион" (М., 1849); "Современные вопросы и женихи всех времен", ком. (М., 1858); "Записки о жизни и времени святителя Филарета" (М., 1868); "Воспоминания о митроп. Иосифе и об уничтожении унии в России" (М., 1869). Ср. К. Батюшков, "Сочинения" (т. 1-3); Вал. Майков, "Критич. опыты".

{Брокгауз}

Сушков, Николай Васильевич

д. с. с., драматург и биограф; р. 15 ноября 1796 г., † 7 июля 1871 г. (по надписи надгробного памятника).

Отличное определение

Неполное определение ↓

СУШКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Сушков (Николай Васильевич) - драматург и поэт (1796 - 1871). Учился в московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение: "Дружба". В 1814 г. поступил на службу в министерство юстиции и сблизился с Державиным, Карамзиным, Олениным, Крыловым, Гнедичем и др.; в этом кружке установились его литературные воззрения. С 1815 г. имя Сушкова стало довольно часто появляться в различных повременных изданиях, где он помещал стихотворения и мелкие критические заметки. В это же время Сушков начал увлекаться театром, написал водевиль "Тениер", перевел "Metromanie" Пирона, поставил пьесу "Сюрпризы", написал комедию в стихах "Дуэлисты". В 1820 г. Сушков перешел в департамент горных и соляных дел и занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли; отрывки из этого исследования были напечатаны в "Отечественных Записках" (1821), "Сибирском Вестнике" (1821) и "Горном Журнале" (1827). Позже Сушков служил в провинции, был правителем канцелярии виленского генерал-губернатора, вице-директором дерптского министерства путей сообщения, минским губернатором. В 1841 г. он оставил службу, поселился в Москве и принялся снова за литературу, но с первых же шагов потерпел неудачу. Написанная им поэма "Москва" встретила лишь глумление со стороны "Отечественных Записок", "Современника" и других журналов; вообще имя его стало синонимом бездарного писателя. Его драматические произведения хотя и ставились изредка в бенефисы известных тогдашних актеров, но также успеха не имели. Отдельно Сушков напечатал: "Сафо", лирическая трагедия (Москва, 1823); "Бедность и благотворительность" (Москва, 1847); "Воспоминания о Московском университетском благородном пансионе" (Москва, 1848); "Комедия без свадьбы" (Москва, 1849); "Раут", литературный сборник (Москва, 1852 - 54; 3 книги); "Движущиеся столы" (Москва, 1853); "Книга печалей", стихотворения (Москва, 1855); "Московский университетский благородный пансион" (Москва, 1849); "Современные вопросы и женихи всех времен", комедия (Москва, 1858); "Записки о жизни и времени святителя Филарета" (Москва, 1868); "Воспоминания о митрополите Иосифе и об уничтожении унии в России" (Москва, 1869). Ср. К. Батюшков "Сочинения" (т. 1 - 3); Вал. Майков "Критические опыты".
Похожие на СУШКОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ слова / понятия:

I .
Сушков, Николай Васильевич

-- драматург и поэт (1796--1871). Учился в Московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте Благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение "Дружба". В 1814 г. поступил на службу в министерство юстиции и сблизился с Державиным, Карамзиным, Олениным, Крыловым, Гнедичем и др.; в этом кружке установились его литературные воззрения. С 1815 г. имя С. стало довольно часто появляться в различных повременных изданиях, где он помещал стихотворения и мелкие критические заметки. В это же время С. начал увлекаться театром, написал водевиль "Тениер", перевел "Métromanie" Пирона, поставил пьесу "Сюрпризы", написал комедию в стихах "Дуэлисты". В 1820 г. С. перешел в департамент горных и соляных дел и занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли; отрывки из этого исследования были напечатаны в "Отеч. записках" 1821 г., "Сибирском вестнике", 1821, и "Горн. журнале", 1827. Позже С. служил в провинции, был правителем канцелярии виленского ген.-губернатора, вице-директором дпт. мин. путей сообщ., минским губернатором. В 1841 г. он оставил службу, поселился в Москве и принялся снова за литературу, но с первых же шагов потерпел неудачу. Написанная им поэма "Москва" встретила лишь глумление со стороны "Отеч. записок", "Современника" и др. журналов; вообще имя его стало синонимом бездарного писателя. Его драматические произведения хотя и ставились изредка в бенефисы известных тогдашних актеров, но также успеха не имели. Отдельно С. напечатал: "Сафо", лирич. траг. (М., 1823); "Бедность и благотворительность" (М., 1847); "Воспоминания о Московск. унив. благор. пансионе" (М., 1848); "Комедия без свадьбы" (М., 1849); "Раут", литературный сборник (М., 1852--54; 3 книги); "Движущиеся столы" (М., 1853); "Книга печалей", стихотв. (М., 1855); "Московский унив. благор. пансион" (М., 1849); "Современные вопросы и женихи всех времен", ком. (М., 1858); "Записки о жизни и времени святителя Филарета" (М., 1868); "Воспоминания о митроп. Иосифе и об уничтожении унии в России" (М., 1869). Ср. К. Батюшков, "Сочинения" (т. 1--3); Вал. Майков, "Критич. опыты". Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона

II .
Сушков , Николай Васильевич

-- драматург, поэт и журналист; родился 15 ноября 1796 г. Отец его был при Императоре Павле симбирским губернатором, мать -- в свое время довольно известной писательницей и переводчицей. Воспитывался С. в Московском благородном пансионе и здесь под влиянием Мерзлякова и образовавшихся в пансионе литературных кружков начал писать. Первые попытки его были уже настолько успешны, что в 1810 г. одно из его стихотворений -- "Дружба" -- удостоилось быть прочитанным на торжественном пансионском акте. Окончивши курс пансиона (1814 г.), С. поступил на службу в министерство юстиции, в котором числился служащим уже с 1807 г. В Петербурге, куда он переехал из-за службы, С., несмотря на свои обширные связи в аристократических сферах, жил довольно скромно и вращался главным образом в литературной сфере. Здесь он сблизился с Державиным, Карамзиным, Крыловым, Гнедичем, Олениным и др.; в этом кружке окончательно сложились его литературные вкусы и воззрения. С 1815 г. С. стал печататься в целом ряде периодических изданий: "Сыне Отеч.", "Амфионе", "Благонамеренном", "Русск. Пустыннике", "Соревнователе Просвещения и Благотворении", "Музе российск. стихотв." и др., где появлялись главным образом его стихотворения и мелкие критические заметки. Около этого же времени С. обратился к театру и написал для домашней сцены драму "Тениер, или Анекдот в лицах"; несколько позже ее предполагалось поставить даже на Эрмитажной сцене (напеч. только в 1850 г. в "Драматич. Альбоме" Арапова). Для домашней же сцены предназначались его перевод "Metromanie" Пирона и небольшая оригинальная пьеска "Сюрпризы", за которую он имел неприятности от Милорадовича (последний в одном из действующих лиц пьесы увидел намеки на Петра I). В 1818 г. С. перешел на службу в первый департамент горных и соляных дел, где занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли. Отдельные отрывки из этой работы были напечатаны в "Отечеств. Записк." (1821) и "Сибирск. Вестн." (1821), а через некоторое время в "Горном Журнале" (1827) -- связанное с предыдущем исследование: "Об Эльтонском и крымских соленых озерах". Зимою 1822 г. С. был назначен советником соляного отделения Таврической казенной экспедиции и переселился в Симферополь. Предыдущие занятия по изучению соляного промысла помогли ему быстро ориентироваться на новом месте, и он в непродолжительное время целесообразной постановкой дела значительно повысил от него доходы казны. В 1825 г. он был переведен членом Бессарабского верховного совета в Кишиневе, где, неизвестно по каким причинам, в конце 1827 г. или в начале 1828 г. имел дуэль, кончившуюся смертью его противника. Под влиянием этого происшествия, всегда мучившего его, он впоследствии написал в стихах пьесу "Дуэлиоты", несколько раз игранную на Московской сцене. За дуэль С. был присужден к нескольким месяцам крепости и к духовному покаянию, которое пожелал отбыть в Москве. Здесь в нем под влиянием Московского митрополита Филарета постепенно совершился духовный переворот, и С., относившийся раньше недифферентно к вопросам веры, стал человеком в высшей степени религиозным в духе православия; этот перелом отразился на всей его последующей жизни и деятельности, а также и на его позднейших произведениях. Отбыв установленное церковное покаяние, он зачислился по министерству внутренних дел и переехал в Петербург, но уже в 1830 г. командирован в Митаву председателем "Комиссии для обревизования земских сборов по Курляндии", а вскоре за тем назначен управляющим "канцелярии начальника временно образованной, по случаю волнений в Западном крае, из Жмудских уездов области". После подавления польского восстания он переведен в Вильну правителем канцелярии виленского генерал-губернатора Н. А. Долгорукова. В 1835 г. был приглашен гр. Толлем на должность вице-директора единственного в то время департамента путей сообщения, а в 1838 г. (в этом же году женился) получил назначение губернатором в Минск. Его губернаторство в Минске совпало с моментом деятельности Иосифа Семашко, стремившегося к воссоединению униатов. Сделавшись под влиянием митрополита Филарета убежденным сторонником и защитником господствующей церкви, С. к деятельности Семашко отнесся более чем сочувственно, и его слишком прямолинейная политика в втом вопросе стоила ему губернаторского места. После этого он совсем покинул службу и навсегда поселился в Москве. Когда в 1845 г. М. И. Муравьев, тогдашний управляющий межевым корпусом, предложил ему поступить на службу в качестве своего товарища, С. отказался в весьма характерных для него выражениях: "Я не честолюбив и не любостяжателен, -- писал он Муравьеву; -- стало быть, перевязать со временем ленту с одного плеча на другое или же из превосходительства возрасти в превосходительство с четвертью -- не пища моему самолюбию, а хлопотать об аренде, когда я прожил 50 лет без богатства, и поздно и не нужно". Начиная с 1818 г. и до отставки, С., поглощенный служебными обязанностями, совершенно прекратил занятия литературой (только в 1823 г. напечатал раньше написанную "лирическую трагедию" в 3 д. "Сафо"), растерял за этот двадцатилетний период все прежние литературные связи, а самое главное -- совершенно утратил духовную связь с новыми литературными веяниями и направлениями. Время ложноклассических трагедий и комедий, написанных александрийскими стихами, безвозвратно прошло, наступила новая литературная эпоха, эпоха западничества и славянофильства. Привыкши к безобидной журналистике 1815--20 гг., С. не понимал новой роли литературы, новой роли журналов, роли вновь возникшей критики и т. д. "Литературное поприще мое, -- говорит сам С., бросая ретроспективный взгляд на свою литературную деятельность, -- разломано надвое; середину между двумя половинами наполняет служебная деятельность. С одного конца -- молодость и успехи, на другом конце -- старость и помехи". Сущность дела коренилась, конечно, не только в "старости и помехах", она лежала гораздо глубже, -- в новых условиях, которых С. не мог охватить, которым он был совершенно чужд. И когда он, поселившись в Москве, вновь принялся за литературную деятельность, то с первых же шагов потерпел неудачу. По предложению "Москвитянина" почтить 700-летие Москвы литературным произведением, С. написал поэму "Москва", в которой в стихах и лицах пытался дать характеристику главных моментов в истории развития древней столицы. Поэма встретила резкий отзыв со стороны всех журналов и критиков того времени. Напечатанную вскоре за этим драму "Бедность и благотворительность" критика совершенно обошла молчанием. По поводу резких нападок на "Москву" С. ответил брошюрой полемического характера: "Несколько слов на отзывы журналов о поэме "Москва", но этим еще более ухудшил отношение к себе журнальной критики. Значительно большим успехом пользовались произведения С. на сцене. Хотя драматическая поэма "Москва" и драма "Бедность и благотворительность", несмотря на всю их невинность, цензурой допущены к постановке на сцене и не были, но напечатанная в "Москвитянине" (1849 г.) небольшая пьеса: "Комедия без свадьбы" игралась несколько раз. Кроме того между 1850--1858 гг. в бенефисы видных артистов были играны следующие его пьесы, написанные и напечатанные в тот же промежуток времени: "Раканы" (1850, бенефис Садовского), "Движущиеся столы" (1853, бенеф. Семеновой), "Молдавская Кукона" (бенеф. Щепкина), "Мазогин" (1852) и "Современные вопросы и женихи всех времен" (1858). В это же время С. писал и не для театра. В 1885 г. он издал сборник стяхотворений под заглавием "Книга печалей", а между 1851--53 г. издал три сборника альманаха под названием "Раут". В третьем из них была помещена статья С. "Обоз к потомству", в которой заключались личные его воспоминания о литераторах того времени. Статья вызвала ряд пасквилей на автора со стороны недовольных литераторов. Нечто подобное пришлось ему вынести и после напечатания в 1864 г. "Воспоминаний о Тучкове, московском генерал-губернаторе". В 1858 г. была им издана книга "Московский университетский благородный пансион", очень ценная работа, дающая обильный материал для истории этого привилегированного учебного заведения и беспристрастные характеристики-воспоминания о многих лицах, учившихся в нем и впоследствии ставших видными государственными деятелями. Наконец к 1868 г. относятся его "Воспоминания о жизни и времени святителя Филарета". За их пополнением застала его смерть. В последние годы С. состоял членом Московского общества любителей духовного просвещения, имевшего целью распространение научно-богословских и исторических сведений. Умер С. 7 июля 1871 г. "Указатель к повременным изданиям Общ. Ист. и Древн. Рос." прилож. к "Русск. Архиву", 1866 г., NoNo 1007, 1063, 1170, 1171, 1251, 1454, 1493, 1569, 1573, 1600, 1601, 1653, 1710. -- "Сборн. И. Русск. Ист. Общ.", т. XXVI, стр. 218. -- "Сочинения К. Батюшкова". -- В. Майков, "Критические опыты". -- Щебальский, "Литератор старого времени", "Русск. Вестн.", 1871 г., No 11. -- "Сведения о русских писателях, умерших в 1871 г.", "Русский Архив", 1873 г., No 8, стр. 1506--1507. -- "Надгробное слово протоиерея И. Рождественского", "Моск. Епарх. Ведом,", 1871 г., No 29. -- Некрологи: "Русский Архив", 1871 г., No 10, стр. 1473, -- "С.-Петерб. Вед.", 1871 г.,No 41. -- "Некрологи", 1871 г., No 36. -- "Голос", 1871 г., No 40. -- "Календарь на 1872 г.", Гатцука, стр. 245. Источник текста: Русский биографический словарь (Половцов а).

СУШКОВ , Николай Васильевич -- рус. писатель и издатель. Род. в дворянской семье. Печатался с 1814 (стихи, рецензии). В бенефисы известных актёров ставились пьесы С. "Комедия без свадьбы" (1849), "Движущиеся столы" (1853), "Современные вопросы и женихи всех времён" (1858) и др. В 1855 выпустил сб. стихов "Книга печалей", в 1858 -- кн. "Московский университетский благородный пансион...". В 1851--54 С. с благотворит. целью издал 3 сборника "Раут", в к-рых наряду с ценными историч. документами были помещены произведения мн. рус. писателей. В кн. 3 "Раута" были опубл. воспоминания С. "Обоз к потомству с книгами и рукописями", вызвавшие в силу своей субъективности резкие отзывы писателей. Лит. : Щебальский П., Литератор старого времени, [М., 1871]; Викторов А., Бумаги Н. В. Сушкова..., [М., 1872].

М. Д. Эльзон.

Источник текста: Краткая литературная энциклопедия. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 9: Аббасзадэ -- Яхутль. -- 1978 . -- Стб. 718. Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke9/ke9-7182.htm

Сушков Николай Васильевич Сушков (Николай Васильевич) - драматург и поэт (1796 - 1871). Учился в московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение: "Дружба". В 1814 г. поступил на службу в министерство юстиции и сблизился с Державиным, Карамзиным, Олениным, Крыловым, Гнедичем и др.; в этом кружке установились его литературные воззрения. С 1815 г. имя Сушкова стало довольно часто появляться в различных повременных изданиях, где он помещал стихотворения и мелкие критические заметки. В это же время Сушков начал увлекаться театром, написал водевиль "Тениер", перевел "Metromanie" Пирона, поставил пьесу "Сюрпризы", написал комедию в стихах "Дуэлисты". В 1820 г. Сушков перешел в департамент горных и соляных дел и занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли; отрывки из этого исследования были напечатаны в "Отечественных Записках" (1821), "Сибирском Вестнике" (1821) и "Горном Журнале" (1827). Позже Сушков служил в провинции, был правителем канцелярии виленского генерал-губернатора, вице-директором дерптского министерства путей сообщения, минским губернатором. В 1841 г. он оставил службу, поселился в Москве и принялся снова за литературу, но с первых же шагов потерпел неудачу. Написанная им поэма "Москва" встретила лишь глумление со стороны "Отечественных Записок", "Современника" и других журналов; вообще имя его стало синонимом бездарного писателя. Его драматические произведения хотя и ставились изредка в бенефисы известных тогдашних актеров, но также успеха не имели. Отдельно Сушков напечатал: "Сафо", лирическая трагедия (Москва, 1823); "Бедность и благотворительность" (Москва, 1847); "Воспоминания о Московском университетском благородном пансионе" (Москва, 1848); "Комедия без свадьбы" (Москва, 1849); "Раут", литературный сборник (Москва, 1852 - 54; 3 книги); "Движущиеся столы" (Москва, 1853); "Книга печалей", стихотворения (Москва, 1855); "Московский университетский благородный пансион" (Москва, 1849); "Современные вопросы и женихи всех времен", комедия (Москва, 1858); "Записки о жизни и времени святителя Филарета" (Москва, 1868); "Воспоминания о митрополите Иосифе и об уничтожении унии в России" (Москва, 1869). Ср. К. Батюшков "Сочинения" (т. 1 - 3); Вал. Майков "Критические опыты".

Биографический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Сушков Николай Васильевич" в других словарях:

    Драматург, поэт и журналист; родился 15 ноября 1796 г. Отец его был при Императоре Павле симбирским губернатором, мать в свое время довольно известной писательницей и переводчицей. Воспитывался С. в Московском благородном пансионе и здесь под… …

    Драматург и поэт (1796 1871). Учился в Московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте Благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение Дружба. В 1814 г. поступил на службу в … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Константин Щегоцкий … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фокин. Фокин Евгений … Википедия

    Действительный тайный советник, министр юстиции, член государственного совета, литератор, родился 25 декабря 1788 года в Москве, умер 26 ноября 1839 года в Петербурге. Сын спасского уездного предводителя дворянства, рязанской губернии, Дашков,… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Владимир Фомин Общая информация … Википедия

    Губерния Российской империи … Википедия

    Содержание 1 Наместники Минского наместничества … Википедия

    Содержание 1 Наместники Минского наместничества 2 … Википедия

Книги

  • Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского , Николай Васильевич Сушков. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии…
  • Московский университетский Благородный Пансион и воспитанники Московского Университета, гимназий его, университетского Благородного Пансиона и Дружеского Общества , Николай Васильевич Сушков. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии. В…

Сушков Николай Васильевич - драматург и поэт (1796-1871). Учился в Московском благородном пансионе. Литературой начал заниматься по совету Мерзлякова. На торжественном акте Благородного пансиона в 1810 г. было читано его стихотворение "Дружба". В 1814 г. поступил на службу в министерство юстиции и сблизился с Державиным, Карамзиным, Олениным, Крыловым, Гнедичем и др.; в этом кружке установились его литературные воззрения. С 1815 г. имя С. стало довольно часто появляться в различных повременных изданиях, где он помещал стихотворения и мелкие критические заметки. В это же время С. начал увлекаться театром, написал водевиль "Тениер", перевел "Mé tromanie" Пирона, поставил пьесу "Сюрпризы", написал комедию в стихах "Дуэлисты". В 1820 г. С. перешел в департамент горных и соляных дел и занялся составлением исторического и статистического описания соляных источников, солеваренных заводов и каменной соли; отрывки из этого исследования были напечатаны в "Отеч. записках" 1821 г., "Сибирском вестнике", 1821, и "Горн. журнале", 1827. Позже С. служил в провинции, был правителем канцелярии виленского ген.-губернатора, вице-директором дпт. мин. путей сообщ., минским губернатором. В 1841 г. он оставил службу, поселился в Москве и принялся снова за литературу, но с первых же шагов потерпел неудачу. Написанная им поэма "Москва" встретила лишь глумление со стороны "Отеч. записок", "Современника" и др. журналов; вообще имя его стало синонимом бездарного писателя. Его драматические произведения хотя и ставились изредка в бенефисы известных тогдашних актеров, но также успеха не имели. Отдельно С. напечатал: "Сафо", лирич. траг. (М., 1823); "Бедность и благотворительность" (М., 1847); "Воспоминания о Московск. унив. благор. пансионе" (М., 1848); "Комедия без свадьбы" (М., 1849); "Раут", литературный сборник (М., 1852-54; 3 книги); "Движущиеся столы" (М., 1853); "Книга печалей", стихотв. (М., 1855); "Московский унив. благор. пансион" (М., 1849); "Современные вопросы и женихи всех времен", ком. (М., 1858); "Записки о жизни и времени святителя Филарета" (М., 1868); "Воспоминания о митроп. Иосифе и об уничтожении унии в России" (М., 1869). Ср. К. Батюшков, "Сочинения" (т. 1-3); Вал. Майков, "Критич. опыты".

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...