Средневековье - это какие века? Что такое Позднее средневековье. Средневековье в европе В эпоху позднего средневековья появились

Около 1300 года период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как Великий голод 1315-1317 годов , который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. За голодом и болезнями последовала Чёрная смерть , эпидемия чумы, которая уничтожила более четверти европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции , такие как Жакерия . Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведенными монголо-татарским нашествием и Столетней войной .

Несмотря на кризис, уже в XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе (см. Древнегреческая литература и Древнеримская культура) привело к началу итальянского Возрождения . Древности, в том числе книги, накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов , особенно после разграбления крестоносцами Константинополя и последовавшего упадка культуры на Балканах , из-за которого византийские ученые начали переселяться на Запад, особенно в Италию . Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания . Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными, а это, в свою очередь, подготовило европейскую Реформацию .

Рост враждебной к христианской Европе Оттоманской империи на месте прежней Византийской обусловил затруднения в торговле с Востоком, что побудило европейцев к поиску новых торговых путей вокруг Африки и на запад, через Атлантический океан и вокруг света. Плавания Христофора Колумба и Васко да Гамы ознаменовали начало эпохи Великих географических открытий , укрепивших экономическое и политическое могущество Западной Европы.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Позднее Средневековье" в других словарях:

    Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Позднее Средневековье термин, используемый историками для описания периода европейской истории в XIV XVI веках. Позднему Средневековью предшествовало Высокое … Википедия

    Средневековье - термин, обозначающий в западноевроп. истории период между античностью и ранним Новым временем. Нижней хронологич. границей традиционно признается дата свержения вождем герм, наемников скиром Одоакром последнего рим. императора Рому ла Августула… …

    Я; ср. Спец. Период от конца 5 до середины 17 века, отделяющий историю древнего мира и новой истории; средние века. Период средневековья. Раннее, позднее с. Искусство средневековья. Культура средневековья. ◁ Средневековый, ая, ое. С. период. С ые … Энциклопедический словарь

    средневековье - я; ср.; спец. см. тж. средневековый Период от конца 5 до середины 17 века, отделяющий историю древнего мира и новой истории; средние века. Период средневековья. Раннее, позднее средневеко/вье. Искусство средневековья. Культура средневековья … Словарь многих выражений

    Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Высокое средневековье период европейской истории, продлившийся приблизительно с 900 по 1300 гг. Эпоха высокого средневековья сменила раннее средневековье и… … Википедия

    Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся после падения Западной Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 476 по… … Википедия

    Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Раннее Средневековье период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи. Длился около пяти веков, приблизительно с 500 по 1000 гг. В… … Википедия

    Медицина в Средневековье. - В средние века главным образом была развита практическая м., которой занимались банщики цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

    История Уэльса … Википедия

Книги

  • Позднее средневековье Серия: Детский Плутарх , Бутромеев В.. 320 стр. Популярная энциклопедия для детей знакомит с великими и знаменитыми людьми позднего средневековья, оставившими неизгладимый след в истории. Это монархи и религиозные деятели, поэты и…

Темпы экономического развития европейских стран еще более возрастают на последнем этапе существования средневекового общества в XV – начале XVII вв. Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географическими открытиями.

Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых (особенно об Индии) распространялась слава как о стране несметных сокровищ и с которыми торговля была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний. Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам в навигации и кораблестроении.

Так, европейцы научились строить каравеллы – быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным было также накопление географических знаний, прежде всего в области картографии. Кроме того, общество уже приняло идею о шарообразности Земли, и, отправляясь на Запад, мореплаватели искали путь в восточные страны.

Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 г. ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка. Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб (1451-1506), сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора.

Испанская королевская чета – Фердинанд и Изабелла – поддались его доводам и обещали ему огромные доходы из вновь открытых земель. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454-1512), участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499-1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая не известная еще европейцам часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469-1524) в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519-1521 гг., возглавил его португалец Магеллан (1480-1521). Из 256 человек команды Магеллана в живых остались только 18, а сам Магеллан погиб в схватке с туземцами. Многие экспедиции того времени заканчивались столь печально.

Во второй половине XVI-XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

В результате Великих географических открытий начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу – Старый Свет – стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен, прежде всего на сельскохозяйственную продукцию. Этот процесс, в той или иной степени имевший место во всех странах Западной Европы, получил в исторической литературе название революции цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.

  • Торговля
  • Сельское хозяйство
  • Реформация церкви
  • Развитие науки

Генезис Капитализма в Западной Европе

16-17 века – это время основным содержанием которого было три процесса,

1. Генезис капитализма

2. Реформация

3. Складывание абсолютной монархии

Этот период традиционной историограффии считался поздним средневековьем, а вЗападной историографии – Новым временем. Эта разница обхясняется тем что Марксисткая наука брала за основу смену общ-жконом формации и буржуазной революции, а западная наука опиралась на развитие духа, поэтому считала возможным начинать новое время с Культуры возрождения. 16-17 векка сильно отличаются от Нового Времени, и сегдня используется етрмин Раннее новое время .

Отличие феодального способа произовдства от капиталлистчекого. Для определения содержания генезиса капитализма необходимо выявить, чем капиталлситический способ производства отличается от феодального.

Основные отличия:

1. При феодализме, феодал имеет собственность на землю – но не на орудие производства которые принадлежат крестьянину. При капитализме – капиталист имеет собственность на все.

2. При феодализме непосредственный производитель имеет средство производства. При капитализме происходит отчуждение непосредственного производителя от средств производства – но он лично свободен.

3. При феодализме основная производственная ячейка – это крестьянское хозяйство. При капитилизме – это капиталлсистическое предприятие: мануфактура, фабрика, фермерское хозяйство.

Таким образом для того чтобы феодальый способ про-ва трансформировался капиталлистический, надо было лишить непосредственных производителей средств производсва, заменить мелкую производственную ячейку на крупную капиталлистическую, изменить форму собственности. Исходя из этого следует рассматривать генезис капитализма.

Первоначальное накопление . Первоначальное накопление – это процесс создания (предпосылок) условии для складывания буржуазных отношении. Термин введен Марксом, чтобы отдельть понятие первоначального накопления и капиталлситческго накопления. Вокруг проблемы ведутся споры:

1 точка зрения:проблемы первоначального накопления нет, так как по сути капиталистические отношения существовали всегда.

Почему этот процесс приходится на 16 века, а не на время появления городов(не раньше): для процесса первоначального накопления нужны условия, требовалось развитое товарное хозяйство. Это расширяло торговые связи способствовало специаллизации отдельных районов. В товарные отношения включались и феодал и крестьянин. Появились потенциальные капиталисты – ростовщики и купцы, продукт превращался в товар.

К концу 15 века появились технические новшества

– верхнебойное колесо, с его появлением производительность увеличилось в десятки раз.

Доменные процессы, после которых появились ковка и отливка металла.

Новые виды прялки и ткацкого станка

До какого то времени устраивала старая организация производства, но чем больше рос уровень развития тем более тесными становились цеховые рамки. Производство по мере усложнения приобретало общественный характер. Сам процесс удорожался – требовалось вкладывание средств, и встал вопрос о возникновении новых форм. Таким образом именно к 16 веку в производстве возникли условия которые выходили за пределы мелкого хозяйства. Сущность первоначального накопления, была определена Карлом Марксом в книге «Капитал » - в 21. Главной сущностью первоначального накопрукления является отдделение непосредственного производителя от средств производства – экспроприация. Этот процесс осуществлялся в отношении своих и чужих селений.

Формы первоначального накопления:

1. Прямое отделение непосредственного производителя от средств производства. Наиболее развито в Англии, происходило в форме огораживаний.

2. Налоги - у Франции был так – постоянно повышали налоги постоянно. За время правление Ришелье налоги увеличились в 4 раза.

3. Ограбление колоний. – хотя оно само по себе не могло дать эффекта, так как нужна совокупность благоприятных условии. Например Испания грабила колонии больше всех, но капиталлизм там не развивался так интенсивно как в англии. В конечном итоге средства награбленные в колониях стекались в те страны, где были были наиболее блоагоприятные условия для капитализма.

Мануфактура – она развивалась не на базе разложения цехового ремесла, а за его пределами. Но само существование мануфактуры способствовало разложению цехового ремесла. Возникновение мануфактуры напрямую связано с процессом первоначального накопления, так как в результате экспроприации высвобождаются свободные руки – наемники. Мануфактура возникает на базе сельских промыслов. Мануфактура возникает скорее там:

1. Где больше ремесленников заним ающихся промыслами

2. Где появились новые отрасли производства, которые не успели принять форму цеха(типография, кораблестроение, новое металлургическое производство)

3. Где требовались большие капитало-вложения

4. Где продукция находиа широкий сбыт на внешнем рынке(английское сукноделие)

Со временем ремесленник стал получать зарплату, а купец стал организатором производства. Появляется рассеянная мануфакура. Предприниматель мог вырасти не только из купцов, но и из самих ремесленников. Главное условие существование мануфактуры – это разделение труда.

Возникновение мануфактур медленный процесс. Даже в Англии накануне революции, в самой развитой отрасли сукноделии –мануйфактуры составляли только 10 % производства. ОКончатьльно цеховое производство было вытеснено только фабрикой.

Развитие капиталима в сельском хозяйстве. В сельском хозяйстве капиталистское производство шло медленное, и имело успехи только В Нидерландах и Англии. В других странах, о фермерском хозяйстве можно говорить только условно. Там сохранялись старые формы земледения. В Нидерландах, развитию капиталлистических отношений в сельском хозяйстве способствовали природные услвия: осушение, постройка дамб и плотин, созданеи огромных площадей отвоеванных у моря и превращение их в луга и площади под посев. Без трудолюбия и капиталовлажении – все это нифига не значило бы. В результате на кануне Нидерландской революции, феодальное землевладение составляло только 25%, а остальное фермерское хозяйство. В Англии:

1. Никогда не было резких граней между сословиями. Разбогатевший крестьянин был обязан посвящаться в рыцари, т.е. была размытая грань, между верхушкой крестьянства и низшим рыцарством. В 15 веке зарождаются джендри – новое дворянство(дворяне по рождению, буржуа по методоам извлечения доходов.) Это стало возможно так как с 11 века Англии никто не угрожал, она не была в войнах защищающиейся стороной – и не было необходимости содержать большое рыцарское общество. Так дворянство лишилось традиционного занятия, и проявляло хозяйственную инициативу.

2. Революция цен нигде не повлияло столь значительно на традиционные феодальные отношения как в Англии, так как она здесь упала на подготовленную почву. К моменту революции цен, в Англии были широко распространены арендные отношения, а поскольку арендатор платил землевладельцу постоянно, то от революции цен он выйграл.

Отличие феодальной ренты от капиталистической:

1. Феодальная аренда, как правило была длительной не менее чем на срок жизни, чаще на три жизни – 99 лет.

2. Феодальный арендатор не вкладывет в землю свой капитал, а капиталлистический вкладывает, т.е. арендатором выступает не тот кто работает на земле, а тот кто вкладывает своей капитал. Непосредственно на земле работают батраки, батракам не принадлежит то что они производят.

3. Здесь не 2 фигуры –Землевладелец –арнедатор, а 3 – зем – арен- батрак. ЗЕмлевладеле не имеет вообще никакого отношения к производству, даже косвенного, он только получает арендатора, арендатор и платит батракам.

Роль государства в процессе первоначального накопления . Государство играло активную роль, при это и способствующую и торомзящую, но способствующих фактов было больше:

1. Капиталлистические отношения носят чисто экономический характер, и здесь применяется экономическое принуждение. Но на первых порах государство применяет внеэкономическое принуждение, регулирует отношения между буржуазией и рабочими. Примером служит кровавое рабочее законодательство в Англии, когда рабочего заставляли наниматься на мануфактуру под страхом наказания

2. Без государства, буржуазия не могла решить проблему снабжения сырьем, и некоторые другие вопросы. Наиболее яркое вмешательство государтсва – протекционзим: снабжение сырьем, искусственное расширение внутреннего рынка, привлечение спецов из других стран. Создание монополий. Наиболее преуспели в протекционистской политике Елизавета 1, и Ришелье.

3. Созданию условии для внутреннего экномического развития буржуазии, способствовала внешняя активная политика государства. В этом плане наиболее примечательны, войны Англии с Испанией, а затем с Голландией.

___________________________________________________________________________________-

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV - XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой. В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста. Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.

Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: "Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны". Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник. Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Постепенно стала расшатываться и социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия. Начавшийся процесс разложения феодализма (социально-экономической основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества. Таким образом, изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре.

2. Христианство как стержень средневековой культуры

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью . Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на "темные века". Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно - всякультурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. из гонимой становится государственной религией в Римской империи.

Из движения, оппозиционного официальному Риму, христианство превращается в духовную, идеологическую опору Римского государства. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения - символ веры . Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.

Понятие Божественной Троицы трактовалось следующим образом. Бог един во всех трех лицах: Бог-отец - сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, - искупитель грехов и Бог Дух Святой - были абсолютно соравны и совечны друг другу.

Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому рассмотрим идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, и отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

В средние века формируется теологическая концепция культуры (греч. theos - бог), согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т.е. языческих культур. Бог в христианстве - Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог - Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек - образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке - душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии - дар свободы воли человеку, т.е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе - Бог, ангелы, святые, на другом - Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком - Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех - результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник - Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе - католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог - творец, место понятия "культура", столь ценимого в античности, занимает понятие "культ". С точки зрения этимологической в этом понятии также имеется значение возделывания и усовершенствования. Однако, основной акцент в этом понятии переносится на заботу, поклонение и почитание. При этом имеется в виду почитание высшей, сверхъестественной силы, которая распоряжается судьбами мира и человека. Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям.

Вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета - грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности - вера, надежда, любовь.

В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало-вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей.

Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки (юриспруденция, естествознание, философия, логика) - все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

Все V-IX вв. в школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача монашеских школ была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности, - "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Существовали также и светские школы , где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры, в них обучались дети из знатных семейств (множество таких школ было открыто в Англии во второй половине IX в.). В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет ( 1088), ставший крупнейшим центром изучения римского и канонического права. Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города и иметь право самоуправления. Университет делился на землячество - объединение студентов из той или иной страны, и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. В Англии в 1167 г. был открыт первый университет в Оксфорде, затем - университет в Кембридже. Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (около 1214-1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции была Парижская Сорбонна (1160). Она объединяла четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от гр. школьный, ученый). Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ : это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение "Да и нет", в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал - это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал - это победа духа над телом, аскетизм. В христианстве приоритет отдается душе, духовному началу. А к телу формируется уничижительное отношение. Считалось, что тело греховно, бренно, является источником соблазнов, временным пристанищем души. А душа вечна, бессмертна, совершенна, это частица божественного начала в человеке. Человек должен заботиться в первую очередь о душе.

Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал - гармоничная личность - был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим. Потому что средневековый идеал - это бог, абсолютное совершенство (добро, благо, любовь, справедливость). Человек всегда грешен, и он лишь в той или иной мере приближается к этому идеалу. Поэтому культурное развитие человека понимается как постоянное возвышение, восхождение к идеалу, богу, абсолюту, как процесс преодоления греховного и утверждения божественного в человеке.

Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество : монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII в. в одном из монастырей жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. С середины XII в. в быстро развивающихся городах сосредотачивается наиболее подвижная и образованная часть населения, восприимчивая к духовной пище. Нищенствующие ордена были частью городских духовных течений и в то же время реакцией на их еретические крайности. Одной из важнейших сторон деятельности орденов было пастырское служение, прежде всего проповедь и исповедь. Из их среды вышли крупнейшие теологи средневековья - Альберт Великий и Фома Аквинский.

Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры , отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.

Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности. Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме.

Особый культурный пласт средневековья представляла народная культура . На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.

Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы питали еретические движения и наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья. Однако, так же, как в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. Таким образом, в средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры.

Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.

Раннее Средневековье - это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его "горизонтальность", "заземленность". С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, "симфонией в камне". В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля - соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский.

Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации - утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи. Хотя, как мы знаем христианский идеал человека не был реализован в средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал может не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основании культуры.

Важно другое - о культуре мы судим по тем идеалам, которые она выдвинула и которые сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

Эпоху Средневековья не следует рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры от античности к Новому времени. При всей противоречивости культурологического процесса более правомерно утверждение о том, что именно в это время сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации позволяет увидеть достоинства средневековой культуры, заставляет переосмыслить важнейшие достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства, идею универсальности человека и многие другие.

христианство культура средневековье

Европа возникает в средние века, отсчет которых начинается с крушения Западной Римской империи и образования на её территории так называемых «варварских» королевств.

Выделяют три периода средневековья:

1. Раннее средневековье (V-XI вв.) — период становления европейской цивилизации как синтеза позднеантичного и варварского социальных укладов.

2. Классическое средневековье (XI-XV вв.) — период, когда Европа становится центром культуры и вырывается вперед по сравнению с Востоком по уровню и темпам социально-экономического и политического развития.

3. Позднее средневековье (XVI-XVII вв.) — период кризиса феодализма и становления буржуазного общества.

Период общественной благотворительности охватывает два периода средневековья — раннее и классическое.

Средневековый Запад родился на развалинах Древнего Рима , переживавшего уже со II в. острый внутриполитический кризис, чертами которого стали:

1. Разложение рабовладельческой общественной системы.

2. Кризис идеологии.

3. Отказ от новых военных походов с целью расширения территории государства и распад единой империи в 395 г. на Западную (с центром в Риме) и Восточную (с центром в Константинополе) Римские империи.

Последствием падения Западной Римской империи в 476 г. и нашествий варваров стало наступление так называемых «темных веков» (V-VII вв.):

· общий количественный и качественный регресс и в экономическом, и в политическом плане;

· забвение достижений римского классического права; упадок системы управления и власти;

· утрата навыков обработки камня в качестве строительного материала.

К VIII-IX вв. начинается процесс становления западноевропейской цивилизации с рождением нового феодального порядка:

· Установление отношений вассалитета среди господствующего классафеодалов. Формирование земельного феода (сеньории - у графов; вотчины - у рыцарей).

· Закрепощение крестьянства.

· Рост влияния и роли христианской церкви. С конца IV в. христианская церковь постепенно укрепляет свои позиции, превращаясь в «государство в государстве».

Основные функции церкви:

1) религиозная;

2) политическая (переговоры с варварами);

3) хозяйственная (распределение продовольствия и милостыни);

4) социальная (защита слабых и обездоленных);

5) военная (организация сопротивления варварским набегам);

6) культурно-просветительная (сохранение римского наследия, латинской грамотности, римского права и т.п.).

Именно церковь становится основным центром благотворительности и призрения в период раннего и. классического средневековья. Большую роль в жизни христианской церкви играли монашеские ордена — сообщества людей, добровольно обрекающих себя на безбрачие. и отречение от всех благ мира. Как особое учреждение христианское монашество появилось лишь в IV в.


Классическое средневековье (XI-XV вв.)

Характерной чертой данного периода стала так называемая аграрная революция и становление национальных европейских государств.

Прославление бедности стало основным для религиозных литературных памятников раннего средневековья.

Программа церкви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользу бедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли, — подаяние должно было её увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положении иждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.

Нищий выступал в виде средства к «самоочищению».

Учреждения, где оказывалась помощь:

· убежище для престарелых, госпиталь, странноприимный дом и богадельни для слабых и увечных.

· Первые монастырские больницы отличались крайне низким уровнем лечения и ухода за больными людьми: медицинская подготовка монахов была недостаточной, а лечение «постом и молитвой» редко достигало своей цели. В периоды эпидемий больницы, строившиеся в отсутствие санитарно-гигиенических знаний, при скученности больных превращались в рассадники заразных болезней.

· Объектом заботы католической церкви стали и бездомные. Открывается особый приют, называвшийся «Домом Господа», где работали как монахи, так и добровольцы из горожан.

Таким образом, в раннее средневековье церкви принадлежала социальная функция поддержания мира и равновесия в обществе, средствами от содержания неимущих при церквах до требования милостыни в пользу бедняков, потребность в искуплении грехов.

Экономика Средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла.

Экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, пропитание, причем в разряд необходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Равным образом крестьяне тяжко трудятся на полях, чтобы приобрести пишу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни.

Создавалось; общество, составные части которого несли строго определенные функции:

Светская аристократия обязана была поддерживать достойный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни;

Духовенство тратило часть своих богатств на роскошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание неимущих бедняков;

Крестьянство было низведено до минимального жизненного уровня вследствие взимания части его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить милостыню в пользу нищих.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод.

Причины голода:

1. Слабость средневековой техники и экономики.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в течение длительного времени хранить продукты.

3. Бессилие государственной власти.

4. Множество таможенных барьеров - сборов и пошлин на путях перемещения товаров.

5. Неразвитость транспортной инфраструктуры.

Начиная с XI века крупные светские и особенно церковные сеньоры, государи, а также города создавали запасы и во время недорода или голода осуществляли экстраординарное распределение этих резервов или пытались даже импортировать продовольствие.

К открытой системе призрения можно отнести такие мероприятия, как раздача милостыни беднякам и кормление неимущих, закрытой системе — меры по предотвращению спекуляций хлебом, по улучшению севооборота.

Одной из неукоснительных забот церкви в неурожайные годы становилась обязанность кормить голодающих, одевать их и предоставлять временное прибежище. В каждом крупном аббатстве имелись службы раздачи милостыни и оказания гостеприимства, а также два специальных должностных лица, несших эти послушания.

Не оставались чуждыми к делам благотворительности и частные лица.

Средневековый мир — это мир, постоянно находящийся на грани голода, недоедающий и употребляющий скверную пищу. В этом корень эпидемий, вызываемых употреблением в пищу непригодных продуктов.

Младенческая и детская смертность не щадила даже королёвские семьи.

Среди наиболее распространенных болезней выделялись: туберкулёз , гангрена , чесотка , опухоли, экзема , рожистое воспаление. Болезни, вызванные авитаминозом , а также уродства и нервные болезни.

На смену горячечной болезни пришла не менее страшная эпидемия другой болезни - проказы (или лепры), причиной появления которой в Европе считается начавшееся в результате крестовых походов общение с очагами инфекции на Востоке. Проказа обрекала человека на медленную, мучительную, смерть посредством постепенного отмирания органов, обреченный человек умирал в течение нескольких лет. Следствием распространения проказы стало появление специальных изоляторов для больных — лепрозориев, организованных специально учрежденным католической церковью для призрения прокаженных орденом св. Лазаря (отсюда — лазареты). Всего в Западной Европе в XIII в. насчитывалось не менее 19 тыс. лепрозориев для больных проказой.

Наконец, III Латеранский собор 1179 г., разрешив строить на территории лепрозориев часовни и кладбища, предопределил тем самым их превращение в замкнутые миры, откуда больные могли выходить, лишь предварительно расчистив себе дорогу шумом трещоток, рогов или колокольчиков. Главой ордена св. Лазаря мог быть избран также только больной лепрой. Прокаженным запрещалось также посещать мельницы, пекарни, булочные, колодцы и источники (то есть места изготовления и продажи пиши и источники питьевой воды).

Средневековое общество нуждалось в этих людях: их подавляли, поскольку они представляли опасность, но одновременно не выпускали из поля зрения; даже в проявляемой заботе чувствовалось осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество тщетно пыталось избавиться. Лепрозории устраивались хотя и за пределами городской стены, но невдалеке от нее.

Отверженные средневекового общества легко становились жертвами в годы эпидемий и народных бедствий. Прокаженные преследовались по всей Франции, будучи подозреваемыми в отравлении колодцев и источников.

В число отверженных входили и убогие, калеки. Уродство являлось внешним знаком греховности, а те, кто был поражен физическими недугами, был проклят Богом, а следовательно, и людьми. Церковь могла временно принимать их в своих госпиталях и кормить в дни праздников, а в остальное время убогим оставалось только нищенствовать и бродяжничать. Не случайно слова «бедный», «больной», «бродячий» были синонимами. Сами госпитали чаще всего размешались у мостов, на перевалах, то есть в местах, где обязательно проходили эти скитальцы.

В середине XIV в. в Европу пришла еще более страшная эпидемическая болезнь, поставившая западный мир на грань жизни и смерти, — чума .

В условиях повторяющихся эпидемий, именно монастыри превращаются в центры раздачи милостыни. Раздачи милостыни производились в определенные дни, которые были хорошо известны в округе, поэтому нищие преодолевали немалые расстояния от одного города к другому. Не случайно в связи с этим отмечено появление профессиональных братств нищих.

Церковная благотворительность:

1) раздачи милостыни;

2) постоянная помощь нуждающимся через устройство монастырских госпиталей;

3) монастырские госпитали предоставляли ночлег бедствующим паломникам;

4) «благочестивые банки» оказывали помощь беднякам перед домогательствами ростовщиков;

5) религиозные братства содержали немощных бедняков;

6) приходские власти старались поддерживать нуждающихся.

В XV в. практика концентрации помощи при монастырях стала общераспространенной в большинстве европейских государств.

В то же время благотворительность играла здесь и негативную роль: обильная милостыня имела деморализующее влияние и возбуждала к безделью. Не случайно в связи с этим отмечаются первые попытки установить светский контроль за деятельностью госпиталей при соединении усилий с духовными властями. В конце XIV в. была создана специальная комиссия, включавшая в свой состав как духовных, так и светских лиц, целью которой стало изучение ситуации в городе, проведение переписи нищих и «недужных» бедняков и устройство для них помещений в госпиталях.

В то же время частые эпидемии, повлекшие за собою демографическую катастрофу, привели к постепенному изменению по отношению к нищим. Уже во второй половине XIII в. появляются сочинения с первыми нападками против здоровых нищих.

Отмечаются попытки регламентировать помощь нуждающимся. Вводятся периодические переписи местных нищих, непостоянные нищие («чужаки») должны были пребывать в городе не более трех дней. Они обязаны были платить те же налоги, что и остальные работающие.

Эпидемии чумы положили также начало становлению санитарного законодательства и городской санитарии.

Изгнанные из общества люди пополняли число бродяг, становясь либо профессиональными нищими либо бандитами.

Средневековый мир был далек от тех чувств милосердия и сострадания к ближнему, какие проповедовались христианской церковью. Идеализация нищенства вовсе не предполагала человеколюбия, а отношение к неизлечимо больным людям граничило с чувствами страха и отвращения. Сам же западный мир находился на грани жизни и смерти, а прогресс европейской цивилизации во многом диктовался необходимостью выживания.

Позднее средневековье (XVI-XVII вв.)

Кризис феодализма и становление буржуазного общества. Становление государственной системы благотворительности .

В XIV-XVI вв. европейская цивилизация вступает в новый этап развития главными чертами которого становятся:

1) разрушение локальной замкнутости государств и установление межгосударственных отношении;

2) ослабление диктата традиций и возрастание активности отдельной личности;

3) торжество рационализма и секуляризация сознания.

Классическое средневековье. На XIV-XV вв. приходится эпоха Возрождения :

· гуманизация и индивидуализация общественного сознания;

· утверждение рыночных отношений;

· высокая социальная активность и размывание границ сословий;

· стремление понять и усовершенствовать принципы устройства.

С начала XVI в. внутри католичкой церкви произошла «реформация », породившая протестантизм .

В основу протестантизма легли такие идеи:

· освобождение сферы производства от религиозного давления;

· духовная санкция на прибыль как цель экономической деятельности человека;

· ненужность посредников между человеком и Богом;

· признание веры, а не строгого исполнения обрядов, средством к спасению души.

Протестантизм одержал победу в Англии, Дании, Швеции, Голландии, Швейцарии, толкнув эти страны на путь буржуазного развития, католицизм же укрепился в Испании, Италии, Польше, Чехии, в конечном итоге затормозив темпы экономического и политического развития этих стран.

Важнейшими результатами развития западноевропейских стран стали:

1. Создание абсолютных монархий.

2. Процесс первоначального накопления капитала и модернизации.

3. Складывание нового типа человека с новыми критериями ценностей:

В конце средних веков церковно-монастырская система благотворительности становится все менее регулируемой, появляются толпы профессиональных нищих. Положение ухудшили эпидемии бубонной чумы, обострившие социальные проблемы. Церковь уже не могла самостоятельно заниматься благотворительностью. Возникла потребность в создании новой системы призрения, законодательно регулируемой государством.

Позднее средневековье (XVI-XVII в.) Кризис общинного призрения в Европе и «охота на ведьм». XVI-XVII вв. стали периодом «охоты на ведьм».

Идеологической основой для охоты на ведьм стали установки, господствовавшие в период раннего и классического средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов.

Многие судебные преследования ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивавшихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезапные заморозки, смерть ребенка.

В качестве источников, инициировавших «охоту на ведьм», можно выделить следующие:

1) Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2) Страх перед смертью и загробными мучениями.

3) Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

4) Реформа суда и уголовного законодательства.

Позднее средневековье XVI-XVII вв. Положение изгоев общества (венерические больные, безумцы и нищие).

На период классического средневековья пришелся размах эпидемий проказы, поразившей в XII-XIV вв. не менее 300-400 тыс. человек. Однако, начиная с XV в. лепрозории приходят в запустение; в XVI в.

К началу XVI в. лепрозории превратились в богатейших собственников. Королевская власть во Франции на протяжении всего ХVI в. пыталась взять под свой контроль те огромные богатства, какие представляли собою земельные владения и недвижимость лепрозориев, и заняться их перераспределением:

· «все средства, от сего разыскания полученные, на содержание впавших в нужду дворян и увечных солдат»;

· закупить пропитание для бедняков.

Проблема лепрозориев так и не была урегулирована во Франции вплоть до конца XVII в. В 1672 г. Людвиг XIV передал ордену св. Лазаря и кармелитам имущество всех духовно-рыцарских орденов и возложил на них управление всеми лепрозориями королевства.

Имущество лепрозориев перешло в ведение других больниц и благотворительных учреждений. В Париже имущество было передано Общему госпиталю; в Тулузе - госпиталю для неизлечимо больных.

Пустовали лепрозории и в Англии. Средства, принадлежавшие этим заведениям, были переданы на нужды бедняков.

Отступление проказы, только более медленное, наблюдалось и в Германии; точно так же менялись и функции лепрозориев.

Исчезновение лепры явилось не заслугой тогдашней медицины, это произошло по двум основным причинам:

· благодаря изоляции больных;

· вследствие прекращения контактов с восточными очагами инфекции после окончания крестовых походов.

Роль прокаженного возьмут на себя бедняки, бродяги, венерические больные, уголовные преступники и «повредившиеся в уме».

Проказа передала эстафету венерическим болезням, вспышка которых стала одним из негативных следствий эпохи Великих географических открытий.

Венериков изолируют от общества, но одновременно пытаются лечить.

Основными распространителями венерических болезней стали проститутки и мужчины, прибегавшие к их услугам.

Отношение к проституции было зачастую двойственным:

· христианская церковь, клеймя проституток позором, принимает их как необходимое зло: «Уничтожьте проституток и общество погрязнет в распутстве»;

· время от времени принимались меры по борьбе с проституцией: «…изгнать проституток из Парижа, разрушить все злачные места в столице...»

Опасность распространения венерических заболеваний привела в XVI в. к ужесточению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов (борделей). Последние располагались как правило вблизи или по ту сторону городских ворот (за пределами городской черты).

К началу XVII в, проблема венерических заболеваний отошла на второй план как благодаря изоляции больных, так и вследствие применявшихся методов их лечения и предупреждения. Главной проблемой вскоре становится еще более сложный феномен - безумие.

С одной стороны безумных изгоняли из городов: города при первом же случае изгоняли умалишенных за пределы своих стен; и они так и скитались по отдаленным деревням

Уже в XIII в. предпринимались первые попытки выделить различные категории сумасшедших: «неистовые» или «буйные», нуждавшиеся в уходе, а вернее — в заточении в специальных госпиталях; «меланхолики», чьи недуги также имели физическое происхождение, нуждавшиеся скорее в священнике, нежели во враче; «одержимые», которых от недуга мог освободить лишь «экзорцист» (специалист по изгнанию дьявола). В начале XIV в. в английском праве утвердился принцип, что «слабоумный или безумный не отвечает за преступление».

Умалишенных помещали в больницы, специально предназначенные для этой цели. В некоторых средневековых городах даже отмечено существование специальных отчислений на нужды умалишенных или дарения в их пользу.

Для «излечения» безумных использовались все те же известные «великие лекарства»: кровопускание, промывание желудка и рвотные средства. Лечебницы для буйно помешанных появились и в других городах Европы.

На протяжении ХVI-ХVII вв. претерпевает серьезные изменения и отношение к нищенству. В XV в. практика продажи индульгенций - документов об отпущении грехов.

В таких ycлoвияx нищий обретал в Европе новый облик, неведомый во времена раннего и классического средневековья. Возрождение лишило его мистического ореола праведности: Бедность утратила свой абсолютный смысл, а Милосердие — ту ценность, которую ему придавала помощь Бедности.

Бродяжничество и нищенство нарушало распределение социальных ролей, создавая зоны, свободные от полицейского надзора, порождая недовольство со стороны обывателей и угрожая общественному порядку.

В папском эдикте 1561 г. запрещалось просить милостыню на улицах под угрозой наказания, изгнания или отправки на галеры. Политика репрессий сочеталась с усилиями по реорганизации социальной помощи, направленной на поддержку больных и немощных. Все нищие, бродяги и лица без определенных занятий были собраны в одном месте и разделены на категории: больных направили в госпитали, тем, кто был признан трудоспособным, предоставлялась работа. Проявилось стремление изолировать нищих от общества посредством создания своеобразных зон бедности (по типу гетто районов обособленного проживания евреев).

Политика изоляции нищих разрешила создание под и эгидой Братства Святого Духа особого госпиталя, игравшего роль как убежища, так и работного дома для здоровых нищих.

При Иннокентии XII (1691-1700) было запрещено и просить милостыню, и подавать ее. Была проведена перепись и составлен список бедняков, нищие были препровождены под вооруженным конвоем в приют. Там они получали работу в зависимости от состояния здоровья: ткачество, шитье обуви и одежды или выделка кожи. Подобные приюты при преемниках Иннокентия были устроены для сирот и стариков. Однако реализация проектов постоянно сталкивалась с нехваткой средств и с административными трудностями.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...