Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения примеры. Сложное предложение


Союзные сложные предложения (с союзами и относительными словами) делятся по характеру синтаксической связи и по общим грамматическим значениям на две структурно-семантические подгруппы: сложносочиненные предложения - с сочинительной связью между предикативными частями и сложноподчиненные предложения - с подчинительной связью.
Сочинительная связь в сложном предложении, как и в простом, осуществляется сочинительными союзами (и, да, но, а, или, либо; то..., то... и др.). Сочинительные союзы, выражая различные грамматические значения, не указывают на зависимый, подчиненный характер одной из предикативных частей сложного предложения по отношению к другой. Например: Пол был усыпан мочальной трухой, и на нем виднелись следы сапог (Федин); Здесь темно, но я вижу блеск ваших глаз (Чехов); Лишь изредка олень трусливый Через пустыню пробежит, Или коней табун игривый Молчанье дали возмутит (Лермонтов).
Подчинительная связь в сложном предложении осуществляется подчинительными союзами (что, чтобы, как, если, потому что, если..., то... и др.) и союзными словами (который, кто, чей, сколько, где, зачем и др.). И те и другие, находясь в придаточной (зависимой) части, четко указывают на ее зависимость от другой (главной) предикативной части. Например: Надо ехать, если он советует (Гончаров); Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Полевой).
Таким образом, различие между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями заключается в том, что в первых из них союзное средство не указывает на зависимость одной части от другой (предикативные части могут быть равноправными), а во вторых - указывает (одна из частей оформляется как зависимая) .
Смысловые границы между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями не всегда четки. Так, часто в сложносочиненных предложениях с союзом и вторая предикативная часть оказывается семантически зависимой от первой, выражает следствие, результат. Например: Мы сидели в первом ряду, и нам все было хорошо слышно (ср.: Мы сидели в первом ряду, так что нам все было хорошо слышно). В свою очередь отдельные подчинительные союзы могут употребляться в сложных предложениях, близких по своему грамматическому значению к сложносочиненным. Например: Если в первую декаду июля ожидаются ливневые дожди, то во второй установится ясная погода (ср.: В первую декаду июля ожидаются ливневые дожди, а во второй установится ясная погода). Таким образом, между формой (основные средства связи) и значением сложного предложения могут в ряде случаев (при определенном содержании предикативных частей) наблюдаться противоречия. Обычно в таких случаях сложное предложение квалифицируется по средствам связи, так как именно они выражают наиболее общие значения. Поэтому из приведенных предложений первое квалифицируется как сложносочиненное, а второе - как сложноподчиненное, хотя последнее далеко не очевидно, так как значение сопоставления в предложении с союзом если..., то... вполне отчетливо.
Наконец, есть и сложные предложения со смешанной (контамини- рованной) формой. Например: Хотя новый график перевозок введен уже давно, но до сих пор не все шоферы его освоили. В этом сложноподчиненном предложении (первая часть подчинена второй) есть не только подчинительный уступительный союз хотя, но и сочинительный противительный союз но, и отношения, выраженные в этом предложении, соответственно уступительно-противительные.
Отсутствие четких смысловых границ между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями приводит к мысли, что их противопоставление проявляется достаточно четко только у типичных представителей тех и других конструкций. И здесь полезно обратиться к соображениям А. М. Пешковского1, который, определяя формальные различия между сочинением и подчинением, обратил внимание на то, что сочинительные союзы стоят между предикативными частями или перед каждой из них, в то время как подчинительные средства связи включаются в придаточную часть. Это доказывается тем, что при изменении порядка частей (если это возможно) сочинительные союзы остаются на своих местах, а подчинительные перемещаются вместе с придаточной частью. Ср., например: Им можно, а вам нельзя (Достоевский).- Вам нельзя, а им можно; но Он не был в классе, так как заболел.- Так как он заболел, он не был в классе при невозможности Он заболел, так как не был в классе (смысл исходного и последнего предложений совершенно различен, т. е. перестановка придаточной части без союза невозможна).
Методическое примечание. Сложноподчиненные предложения в своем членении на главную и придаточную части имеют свои аналоги в простом предложении и словосочетании, в которых проявляются различные подчинительные связи; сложносочиненное же предложение в своем членении имеет аналог в сочинительных связях однородных членов, которые, как известно, осложняют структуру простого предложения. Поэтому с точки зрения научного описания сначала должно быть рассмотрено сложноподчиненное предложение, потом сложносочиненное.
В школьных учебниках принят другой, обратный порядок описания, что объясняется большей сложностью темы «Сложноподчиненное предложение», необходимостью следовать известному дидактическому принципу «от более простого - к более сложному».

Еще по теме § 72. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения:

  1. § 138. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  2. 2.3.4 Простые, сложносочиненные н сложноподчиненные предложения и периоды
  3. Принципы классификации сложносочиненных предложений. Структурно-семантическая характеристика видов сложносочиненных предложений. Место сложных предложений с присоединительными и градационными союзами в системе сложного предложения. Вопрос о сложных предложениях с пояснительными союзами.

Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

Виды сложных предложений в русском языке

В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

Сложносочиненные предложения

Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

  1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

  1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
  2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

Виды придаточных в СПП

Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

Тип придаточной

Вопрос

Средство связи

Пример

Определительные

Какой, который, чей, когда, что, где и др.

У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

Изъяснительные

Падежные

Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

Михаил не понимал, как решить проблему.

Обстоятельственные

Когда? Как долго?

Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда

Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

Почему? Отчего?

Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

Следствия

Что из этого следует?

К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

При каком условии?

Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

Зачем? С какой целью?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

Сравнения

Как? Подобно чему?

Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

Меры и степени

До какой степени?

Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

Присоединительные

что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

СПП с несколькими придаточными

Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

  1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
  2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
  3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

Бессоюзное сложное предложение

Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

Виды бессоюзных сложных предложений

  1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
  2. Части неравноправны, вторая:
  • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
  • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
  • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

  • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
  • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

СП с разными видами связи

Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:

Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.

Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

И . – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .

Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.

Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;

во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;

в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

9-й класс

Сложносочиненные
и сложноподчиненные предложения

Контрольные работы

Здравствуйте, уважаемая редакция!

С большим удовольствием читаем вашу газету, которая, несомненно, является огромным подспорьем в нашем нелегком труде. Подумав, решили предложить коллегам контрольные работы по русскому языку для учеников 9-х классов по темам «Сложносочиненные предложения» и «Сложноподчиненные предложения».

Цель данных контрольных работ – помочь учителю, работающему по технологии разноуровневого дифференцированного обучения, проверить знания своих питомцев по синтаксису сложного предложения. Ученикам предлагаются два варианта заданий примерно одинаковой степени сложности, составленных на основе учебника русского языка для 9-го класса (авторы – С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др .). Эти задания позволят учителю проанализировать уровень усвоения девятиклассниками учебного материала (от обязательного, требующего знаний изучаемой темы, до творческого). Полученные результаты помогут учителю проследить динамику развития каждого ученика. Каждая тематическая контрольная работа состоит из заданий четырех уровней. В задания первого уровня включены вопросы и практические упражнения, выполнение которых – «обязательный минимум» для ученика. Задания второго уровня сложнее, в них включены вопросы, вынесенные в учебнике в раздел «Примечания». Конструирование предложений, составление схем – это задания третьего уровня, выполнение которых предполагает осознанный подход ученика к решению поставленных задач. Задания четвертого уровня требуют от ученика творческой активности и применения знаний при написании сочинений, составлении кроссвордов, тестов, тезисов и т.д.

Бердыгалиева Людмила Тимофеевна,
Сон Лилия Николаевна,

лицей «Туран»,
г. Алма-Ата,
Республика Казахстан

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

I. Допишите предложения:

Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых…

По союзам и по значению сложносочиненные предложения делятся на… группы: ... .

II.

1. Солнце еще не выглянуло из-за края неба но рассвет был виден сквозь прозрачный туман. (М.Пришвин) 2. То увидишь двух прыгающих белок то выскочит навстречу рыжая лиса то перебежит дорогу работяга ежик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев дикий голубь. (В.Солоухин) 3. Уже рассвело и небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4. Все ели из котла Пантелей же сидел в стороне и ел кашу из деревянной чашечки. (А.Чехов)

III. Тест

1. Отметьте ряд соединительных союзов:

а) но, и, что, тоже;

б) то – то, или, а, не то – не то;

в) и, ни – ни, тоже, также, да (= и);

г) либо, но, также, зато;

д) да (= но), то – то, однако, ни-ни.

2. Отметьте ряд разделительных союзов:

а) а, но, либо, зато;

б) или, либо, то – то, не то – не то;

в) зато, а, ни – ни, тоже, или;

г) чтобы, и, будто, также;

д) и, что, тоже, либо, или.

Второй уровень

I.

1. Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль. 2. На заре третьего дня ветер утих и пали над степью густые туманы. (М.Шолохов) 3. Перед ненастьем словно кумачом затянут горизонт из-за него показывается красный солнечный диск. (Архангельский) 4. Ветер был навстречу и дождь валил сплошной стеной. (К.Симонов) 5. Зацвел багульник и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнем. (В.Ажаев) 6. Иногда в горах срывались лавины и над ними столбом стояла белая пыль. (К.Паустовский)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Корень учения горек за(то) плоды его сладки. 2. Эта задача решается так(же) легко как и та. 3. Я любил так(же) читать. 4. Он охотно взялся за(то) дело которое ему поручили. 5. Яруг – это то(же) что и овраг. 6. «Ты то(же) ошибался», – ответил друг.

Третий уровень

Включите в одно из простых предложений причастный или деепричастный оборот, составьте из этих предложений ССП. Расставьте знаки препинания.

1. Воздух застыл. Степь приняла унылый вид.

2. Поднялся сильный ветер. Чувствовалось приближение грозы.

3. Солнце поднялось уже довольно высоко. Туман постепенно стал исчезать.

Четвертый уровень

Напишите сочинение-миниатюру «Осень в городе» (используйте ССП).

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Допишите следующие определения:

Сложные предложения – это предложения…

Сочинительные союзы служат для…

II. Выпишите из текста сложносочиненные предложения, выделите в них грамматические основы, расставьте недостающие знаки препинания.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Европейцы за последнее время так привыкли к картофелю, что без него не могут обходиться. А между тем картофель не так давно появился в Европе и история его очень любопытна. Первыми отведали картофель испанские моряки, а потом он попал в Италию.

Во Франции еще в XVIII веке своеобразно использовали картофель. Модницы украшали его цветами волосы некоторые же делали из его цветов букеты. На картофельные цветы установилась такая мода, что пришлось делать искусственные, так как живых не стало хватать.

Царские чиновники России принуждали крестьян сажать картофель однако это вызывало «картофельные бунты». Крестьяне не хотели сажать и есть «земляные яблоки».

(По Н.Верзилину)

III. Составьте схемы данных предложений, укажите значения союзов (знаки не расставлены).

1. Гоголь бывал в парижских музеях и картинных галереях и больше всего его поразил Лувр. 2. Поезд пришел точно по расписанию но Вари на перроне не было. 3. Еще не светится ни одно окно ни из одной трубы еще не тянется вверх вялый огонек. (В.Тендряков) 4. Не то калитка стукнула не то мне показалось.

IV. Тест (cм. вариант I)

Второй уровень

I. Выпишите, обозначив грамматические основы, предложения с общим второстепенным членом (знаки не расставлены).

1. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (К.Паустовский) 2. Я пошел глухой лесной тропинкой и все вокруг показалось мне таинственным. 3. На следующий день пошел снег и замела пурга. 4. В начале мая зацветает черемуха и весь участок пути наряжается в белое кружево. 5. Все живое тянется к воде и всем вода дарит жизнь. (В.Песков) 6. Заболело однажды у Васьки горло и не позволили ему на улицу выходить. (А.Гайдар)

II. Выпишите предложения, в которых слова также, тоже, зато пишутся слитно. Расставьте, где надо, знаки препинания.

1. Днем в степи стояла невыносимая жара ночью то(же) было душно. 2. Животное царство пустыни так(же) бедно как бедна его флора. 3. Все внимательно слушали диктора я так(же) заинтересовался. 4. В жару птицы замолкают за(то) оживает мир насекомых. 5. Только глупец падает в одну и ту(же) воду. 6. Я высоко ценил Петьку за(то) что он был бескорыстным и верным другом.

Третий уровень

Превратите сложносочиненное предложение в простое с однородными членами и наоборот.

1. Гоголь любил путешествовать, и дорога была необходима ему для наблюдений. 2. Последний раз Гоголь посетил Петербург осенью 1848 года и провел в нем около двух недель. 3. На чужбине Гоголь тосковал по Москве и постоянно стремился поскорее возвратиться в древнюю столицу.

Четвертый уровень

По данному началу составьте небольшой рассказ, употребив в нем ССП с разными союзами:

В старом саду было тихо и грустно… .

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ВАРИАНТ I

Первый уровень

I. Выберите правильный ответ:

1. Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых:

а) простые предложения равноправны по смыслу;

б) предложения связаны между собой интонационно;

в) одно из предложений по смыслу подчиняется другому.

2. Сложноподчиненное предложение состоит:

а) только из придаточных предложений;

б) из двух независимых предложений;

в) из главного и одного или нескольких придаточных предложений.

3. Указательные слова могут стоять:

а) только в главном предложении;

б) только в придаточном предложении;

в) и в главном, и в придаточном предложениях.

4. Придаточное предложение может стоять:

а) только перед главным предложением;

б) перед главным, в середине главного, после главного предложения;

в) только после главного предложения.

II. Спишите текст, вставив пропущенные буквы, расставив знаки препинания. Составьте схемы первого и последнего предложений.

Чтобы скоротать время я отправился побр_-дить по лесу.

Была та мягкая оттепельная погода какая иногда устанавлива_тся в конце декабря после первых лютых стуж зимы. В такие дни зима как будто отдыха_т огляд_вается обдумывая что бы ей такое еще сделать.

В воздух_ медленно кружились ре_кие снежинки. На дорогу они л_жились прозрачными звездочками. Деревья то и дело шумно отряхивались и выпр_млялись сбрасывая с себя груз который нав_ючила недавняя метель.

У меня было такое ощущение что я тоже сбросил какую-то тяжесть.

(Н.Рыленков)

III.

1. С придаточными изъяснительными:

а) То что я увидел сверху сразу рассеяло мои сомнения.

б) Я видел перед собой охотника, который всю жизнь провел в тайге.

в) Чтобы полюбить музыку надо прежде всего ее слушать.

2. С придаточными определительными:

а) Больше той любви не бывает когда друг за друга умирают.

б) На каждом корабле имеется своя достопримечательность которой гордятся.

в) Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

г) Как мудро ни шей а все шов виден.

3. С придаточными времени:

а) Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

б) Травы скашивают рано утром пока они еще не уронили росы.

в) Наконец дворецкий провозгласил: «Кушание поставлено», – и Кирила Петрович первый пошел садиться за стол, за ним двинулись дамы и важно заняли свои места... (А.Пушкин)

г) В сонном воздухе слышались какие-то звуки точно кто-то вздыхал.

4. С придаточными уступительными:

а) Мы пошли к реке напрямик чтобы сократить путь.

б) Хоть судьба и нелегка солдат не ищет легкого.

в) Снег становился белее и ярче так что слепило глаза.

г) Сколько ни грозили ему револьвером Метелица не произнес ни слова.

5. С придаточными причины:

а) Куда сердце летит туда и око глядит.

б) Водой холодной обливайся если хочешь быть здоров!

в) Утром я проснулся оттого что в иллюминатор свободно лилось солнце.

6. С придаточными сравнительными:

а) Чем глубже дети забирались в сад тем больше встречали разных чудес.

б) Все вокруг потускнело словно солнце зашло за облака.

в) Каково деревце таковы и яблочки.

г) Откуда ветер оттуда и дождь.

Второй уровень

I. Укажите номер СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзным словом.

1. В лугах росистых, в лугах зеленых течет речонка, что мне мила.

2. Мы знали, что трудно будет выполнить эту работу.

3. Когда включили свет, комната оказалась большой и нарядной.

4. Наконец он признался мне, что пишет большую поэму.

II.

1. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (К.Паустовский)

2. Когда творишь добро сам испытываешь некоторое радостное удовлетворение, и законную гордость, сопутствующую чистой совести. (М.Монтень)

3. Беда, ежели львами командует баран. (В.Шишков)

III.

1. Придаточное сравнительное.

2. Сравнительный оборот.

3. Придаточное условное.

4. Другие придаточные.

Не раскрой я ворота он так и остался бы в поле. (______)

Снова стало слышно как ручей гремит на дне пропасти. (______)

Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака. (______)

Большая душа как большой костер издалека видна. (______)

Третий уровень

Составьте по данным схемам СПП, определите значения придаточных:

1. […туда ], (где ) .

2. […глаг. + указ. сл. так ], (союзн. сл. как …).

3. (Если ), [то …].

Четвертый уровень

Напишите, используя СПП, свое мнение о любимом литературном герое.

ВАРИАНТ II

Первый уровень

I. Выберите правильный ответ:

1. В сложноподчиненном предложении может быть:

а) только две основы;

б) любое количество основ;

в) две и более основы.

2. Укажите неверное утверждение:

а) в сложноподчиненном предложении одна часть подчиняется другой;

б) по значению сложноподчиненные предложения делятся на три группы;

в) сложноподчиненное предложение состоит из двух независимых предложений.

3. В сложноподчиненном предложении для связи используются:

а) сочинительные союзы;

б) только интонация;

в) подчинительные союзы, союзные слова или выполняющая их функцию частица.

4. Придаточное предложение отделяется от главного с помощью:

а) интонации;

б) одной или нескольких запятых;

в) тире и двоеточия.

II. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте, где надо, знаки препинания. Составьте схемы второго и предпоследнего предложений.

В полдень с запада донеслись глухие раскаты грома. Стало сумр_чно точно сверху на землю опустился темный саван. Вслед за тем пошел крупный дождь.

К дождю присоед_нился вихрь который ломал мелкие суч_я срывал листья с деревьев. Хлынул сильный ливень. Он прод_лжался до вечера. Вечером ливень перешел в мелкий дождь. К утру дождь перестал и небо очистилось. Хотя солнце взошло во всей своей луч_зарной красоте земля еще хр_нила следы непогоды. Отовсюду бежала вода так что мелкие ручейки пр_вратились в бурные потоки.

(По В.Арсеньеву)

III. Выберите правильный ответ. Отметьте сложноподчиненные предложения (знаки не расставлены).

1. С придаточными определительными:

а) Весело грузились красноармейцы на баржи чтобы плыть обратно.

б) Ущелье по которому мы шли было длинное и извилистое.

в) Холодные осенние тени бродили по лесу где все точно замерло.

г) Как ни старался отец казаться спокойным я заметил его волнение.

2. С придаточными места:

а) Чуть-чуть светлела красноватая полоска там где село солнышко.

б) Дождик застал нас когда мы уже повернули в березовую рощу.

в) Куда сердце летит туда и око глядит.

г) Осел останется ослом даже если нагрузить его золотом.

3. С придаточными условия:

а) Корчагин так ударил коня что тот сразу перешел в галоп.

б) Пусть каждый станет солдатом мира если не хочет стать жертвою новой войны.

в) Не стыдись говорить коли правду хочешь объявить.

4. С придаточными цели:

а) Чтобы на войне везло надо знать военное ремесло.

б) Откуда ветер оттуда и дождь.

в) Все вокруг потускнело будто солнце зашло за облака.

5. С придаточными образа действия и степени:

а) Воздух становился так редок что было больно дышать.

б) Незнакомец не рассматривал нас так пристально как рассматривали мы его.

в) Я решил подняться на гору чтобы оттуда осмотреть окрестности.

г) Когда подъехали к опушке леса в поле уже заметно стало темнеть.

6. С придаточными изъяснительными:

а) Чтобы тело и душа были молоды ты не бойся ни жары и ни холода.

б) Алексей чувствовал что слабеет от напряжения и боли.

в) Командир первой роты спросил где кормить солдат.

Второй уровень

I. Укажите номера СПП, в которых главное и придаточное предложения связаны союзом.

1. Он знал, что успех его дела в значительной степени будет зависеть от удачи завтрашней охоты.

2. Там, где еще недавно весело звенела степь, шуршали теперь желтые стебли.

3. Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть.

II. Найдите СПП с пунктуационными ошибками, запишите его в исправленном виде.

1. Левитан подолгу гостил в семье Чеховых, которая привлекала его, не имевшего семьи, дружбой, весельем, трогательной заботой друг о друге.

2. Единственный путь, который связывал Ленинград с Большой землей проходил по Ладожскому озеру.

3. А там, куда двинулись танки, гремела канонада, не затихавшая до рассвета.

III. Запишите предложения, расставив знаки препинания. Расставьте цифры, соответствующие данным характеристикам:

1. Придаточное условное.

2. Придаточное сравнительное.

3. Другое придаточное.

4. Сравнительный оборот.

Старость начинается в тот день когда умирает отвага. (_______)

Молодой полумесяц как прозрачное облачко виднелся на горизонте. (_______)

Из воды в глаза ударило солнце словно под лодку вдруг подставили зеркало. (_____)

Скажи он правду ему бы все равно не поверили. (______)

Третий уровень

Составьте сложные предложения, в которых слова где, куда присоединяли бы следующие придаточные предложения:

2) определительное;

3) изъяснительное.

Четвертый уровень

Напишите небольшой отзыв о прочитанной книге, включив в свой текст СПП.

Л.Т. БЕРДЫГАЛИЕВА,
Л.Н. СОН,
лицей «Туран»,
г. Алма-Ата,
Республика Казахстан

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предлое. Сложноподчиненное предложение

Николенкова Н. В.

§ 1. Сложное предложение как единица синтаксиса.

Сложное предложение (далее СП) – это предложение, в котором соединены несколько предикативных основ (= частей), образующих в смысловом и интонационном отношении единое целое. Таковым, например, будет предложение Лиса Алиса была якобы хромая1, кот Базилио притворялся слепым2, хотя зрение у него было совсем как у кошки3, но неопытный Буратино сразу поверил мошенникам и пожалел их4. Предложение состоит из четырех частей, каждая из них имеет свою грамматическую структуру, свою группу подлежащего и сказуемого.

Было бы неверно характеризовать каждую из частей сложного предложения как простое предложение. Предложение как единица синтаксиса (и простое, и сложное) должно обладать такими признаками, как относительная смысловая законченность и интонационное единство. Части же сложного предложения этими свойствами не обладают, поэтому и характеризуются лишь как "части", формально равные простому предложению, но не являющиеся им. Поэтому было бы неверно дать определение *Сложное предложение – это несколько простых, объединенных в единое целое. Кроме того, если простое предложение входит в сложное, становясь его частью, оно может изменить свою структуру. Чаще всего это связано с изменением структуры части, которая становится зависимой: Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу. Он ни разу не был в школе. – Буратино не смог решить предложенную Мальвиной задачу, так как ни разу не был в школе (зависимая часть стала неполным предложением). Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике. Она больше не хотела играть в театре Барабаса. - Мальвина решила поселиться в затерянном в глухом лесу домике, чтобы больше не играть в театре Барабаса (зависимая часть стала односоставным безличным предложением). Есть также типы сложного предложения, в которых строго определен порядок следования частей, и, входя в такие СП, отдельные предложения подчиняются этому правилу. Поесть Буратино не мог. У него в кармане не было ни гроша. - В кармане у Буратино не было ни гроша, так что поесть он не мог.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова, то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП).

сложные предложения

союзные бессоюзные

сложносочиненные сложноподчиненные

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый, сравни: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Едва наступила ночь, как Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочиненным с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчиненное с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

§ 2. Сложносочиненное предложение, его типы.

Сложносочиненным предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно нзависимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше. Схема линейная, предлагаемая в школьных учебниках: Не то чтобы […], но […] . При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями.

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями (= с использованием соединительных союзов).

К союзам этой группы относят И (одиночный и повторяющийся), ДА (=и), НИ (повторяющийся), КАК…ТАК И.

Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим. Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бедельником.

Всегда на одновременность указывает союз КАК…ТАК И, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование И…И связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как НИ…НИ используется при отрицании.

Союз И является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза И могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия "тогда" дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании "в то же время": Кот Базилио ненавидел лису Алису, и и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием "вдобавок": Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие "поэтому" придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть. (ВНИМАНИЕ!!! Последнее предложение не становится сложноподчиненным, оно все равно остается ССП. Объединение "и поэтому" в один причинный союз является одной из самых распространенных ошибок при синтаксическом анализе текста. "Поэтому" - это указательное местоименное наречие, которое не относится к союзным средствам).

2. ССП с разделительными отношениями (= с использованием разделительных союзов).

К союзам этой группы относят ИЛИ и ЛИБО (одиночные и повторяющиеся), ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование. Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов ИЛИ и ЛИБО. К примеру, значение чередования выражено в предложении Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении "Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила", - подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз ТО…ТО: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками. Оставшиеся два союза НЕ ТО…НЕ ТО и ТО ЛИ…ТО ЛИ выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц (можете сами продолжить составленные нами предложения).

3. ССП с противительными отношениями (= с использованием противительных союзов).

К союзам этой группы относятся НО, ДА (=но), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, А, В ТО ВРЕМЯ КАК, ТОГДА КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ЕСЛИ…ТО.

Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений.

Противопоставление выражают союзы НО, ДА, ЗАТО, ОДНАКО и ЖЕ: Буратино не хотел продавать азбуку, но он не мог справиться с желанием пойти в театр. Дуремар не смог разузнать тайну золотого ключика, зато ему удалось поймать много толстых и дорогих пиявок (союз ЗАТО имеет дополнительный оттенок возмещения, компенсации). Буратино хотел ускользнуть из харчевни, не заплатив, однако хозяин "Трех пескарей" внимательно следил за посетителями (в этом предложении ОДНАКО аналогично НО, но следует иметь в виду, что ОДНАКО бывает еще и вводным словом). Мальвина очень хотела воспитывать Буратино, он же хотел только бездельничать (союз ЖЕ совмещает значение противительного союза и усилительной частицы, поэтому стоит внутри второй части, после первого слова. Часто этот союз забывают при составлении схемы, поэтому предложение по схеме оказывается бессоюзным).

Союз А чаще выражает сопоставительные отношения, их же выражают книжные аналоги союза А – В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ТОГДА КАК и ЕСЛИ…ТО. Например: Пьеро очень хотел найти Мальвину, а Буратино издевался и не хотел назвать адреса его прекрасной возлюбленной. Если Буратино был похож на папу Карло, то Пьеро был вылитым Джузеппе (вторая часть союза является обязательной, при возможности убрать ТО союз рассматривается как подчинительный).

Перечисленные книжные аналоги А очень часто вызывают путаницу при синтаксическом анализе предложения, многие рассматривают предложение как сложноподчиненное. В определенной степени эта ошибка связана с тем, что в правилах пунктуации эти союзы перечисляются в одном ряду с подчинительными. Мы бы рекомендовали для практики самим составить 10 предложений с этими союзами и подумать о значении.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....