Словообразование. Основопроизводная и непроизводная, производная и производящая

1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.

Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.

Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.

Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.

Обратите внимание!1) Когда речь идёт о непроизводных или производных основах, то рассматриваются только основы слов, то есть основы начальной формы слова. Формообразующие суффиксы и приставки не учитываются.

Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени -л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита-ть.

2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.

Ср.: пис-а-ть, беж-а-ть, вел-е-ть, реш-и-ть.

Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива -ть) в русском языке очень немного.

Бы-ть, пи-ть, мы-ть, би-ть.

Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).

Ср.: пи-ть – пьj-ю (чередования в корне пи-/пj-), мы-ть – моj-ю (чередования в корне мы-/моj-).

Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.

Ср.: пис-а-ть – пиш-у, беж-а-ть – бег-у.

3) Не забывайте, что постфикс -ся (учиться, мыться ) не является формообразующим, поэтому обязательно включается в словообразовательную основу слова (учить и учиться – это разные слова, а не разные формы одного слова!).

3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).

Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.

4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим ).

Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.

Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару .Например: ночь → ночной; читать → читатель.

5. Основа производного слова называется производной основой , основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой .

Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).

Сложные слова имеют две и более производящие основы.Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог

Неизменяемая морфологически часть слова, которая несёт лексическое значение, - это основа, именно в зависимости от неё различаются непроизводные и производные слова. Каждая основа характеризуется двусторонне: структурно и семантически.

Отличия

Непроизводная основа не является семантически мотивированной, поскольку её невозможно объяснить при помощи родственных слов, и морфологически она нечленима. По своей структуре она равноценна Например: лес -а; храбр -ый; добр -о; рек -и и так далее.

Эти основы непроизводные. И производные слова именно по этим признакам можно отличать: мотивированная семантически, объясняющаяся подбором родственной основы. Структура её легко членима на два равноценных по значимости блока, то есть саму основу, образовывающую производные слова, и словообразующий аффикс. Примеры будут те же: лес -н-ой; храбр -ость; добр -от-а;

Первый блок - база

Непроизводные и производные слова относятся к области словообразования, где центральным понятием является основа - базовая или производящая. Из базовой по форме и смыслу, то есть двусторонне, выводится производная, именно потому она и считается мотивирующей для производной основы. Значит, база производного слова является основой мотивирующего. Например, в слове лес-ист- ый базовая основа - лес , а вот лесист- является основой прилагательного мотивирующего. Таким образом и различаются непроизводные и производные слова.

Первым блоком этой словообразовательной структуры является основа лес, она и является базовой, как и в любом другом производном слове. Она, в свою очередь, может стать непроизводной, потому что всё зависит от способности разбиваться на отдельные члены. Например, слово лесист -ость. Во всех случаях всё решает ступень производности. То есть, первая ступень - производное слово, выведенное из корневой морфемы, здесь база непроизводная, а все последующие ступени делают слово производным.

Схемы

Производная и непроизводная по своей словообразовательной структуре может быть представлена следующими схемами:

1. Базовая основа (I) + (II) + флексия. Примеры: горд -ость; реч -к-а; книж -н-ый.

2. Словообразовательный префикс (II) + базовая основа (I) + флексия. Примеры: на-всег -да; пра-вну -к.

3. Словообразовательный префикс (II) + базовая основа (I) + словообразовательный суффикс (II) + флексия. Примеры: со-бесед -ни-к; при-мор -ск-ий.

Таким образом можно сформулировать из приведённых схем основные закономерности Производная и непроизводная основа слова достаточно легко разграничиваются.

Базовые основы

Первое правило: слово всегда образуется от базовой основы, которая имеется в языке, а помогают в этом процессе словообразовательные аффиксы. Вообще базовая основа - функциональное понятие, поскольку она может быть одной и той же для целого ряда слов, ведь от одного корня мы образовываем несколько, а иногда и множество других. Например, от существительного происходят всевозможные прилагательные, которые различаются только словообразующими аффиксами: голов -а - голов -н-ой - голов -аст-ый; глаз - глаз -н-ой - глаз -аст-ый и так далее.

Все слова имеют свойство производное и непроизводное, значение слова от этого в основном и зависит. Но базовую основу имеют все производные. Если сама база членима, тогда возникают затруднения и даже ошибки в определении словообразующих аффиксов. Например: такое существительное, как талантливость, происходит от прилагательного талантливый , а не наоборот, как всегда бывает. Существительное талант сначала должно было образовать талант -лив-ый, а уже отсюда появилось и новое существительное при помощи аффикса -ость . Иначе получилось бы "талант -ость", как-то некрасиво.

Аффиксы

Второе правило: все слова в одном значении базовых основ получаются с помощью одного и того же аффикса или одного его вида. Здесь действует принцип семантической выводимости, служащий фундаментом мотивационных отношений базовых слов и их производных. Конечно, добавляет сложности этому принципу такое явление, как В русском языке большинство их полисемично, и это отражается в словообразовании.

Смысловая структура производного и многозначного исходного слов достаточно часто кардинально отличается друг от друга. Производное слово обычно имеет какое-то одно, обособленное значение, чем и отличается от базовой основы. Здесь главную роль играет производная и непроизводная основа слова. Примеры можно найти повсюду. Возьмём прилагательное старый . Значений у него несколько: человек, животное или предмет, достигший старости; нечто давнее, существующее с древних времён; долго бывший в употреблении, ветхий, испортившийся от времени; старинный; негодный, недействительный; прежний, устаревший, несовременный и много-много ещё. Группа производных от этого слова многочисленна и связана с первым, исходным значением базовой основы: старческий, старичок, состариться, старик, старуха, старость, стареть и так далее. Отсюда появляются производные, меняющие первоначальное значение.

Непроизводные слова

Известно, что граница между классами, которые представляли бы точное противопоставление, какие слова производные, а какие непроизводные, строга недостаточно. Акцентологический анализ проводит это разграничение так, чтобы к категории непроизводных принадлежали слова, не имеющие никакой семантической связи ни с одним реально существующим словом в русском языке. Их много: багаж, автор, живой, вода, крепкий, брать и так далее. Кроме того, непроизводными должны быть слова с основой одноморфной - лай, бег и так далее. Также в числе непроизводных будут и слова, так скажем, "опростившиеся".

Что значит "производные и непроизводные слова" становится более понятным, когда прояснится принцип присоединения морфем. Присоединение может быть плотным и нет. Каким образом соединяются две словоформы в одно слово? Основная его часть - самостоятельно существующая словоформа. Переработка и нефтепереработка, красный и прекрасный, вход и выход - миллион примеров. Вот последнее - плотно присоединилось, а первое - неплотно.

Слова-труженики

Никак нельзя путать производное и производящее слово. Производящее - трудится, непосредственно от него и появляется производное, своим материальным костяком повторяющее родительские черты, но не полностью, а так, как примерно сын похож и на мать, и на отца, а то и на двоюродную бабушку: там окончание усечено, а иногда и суффикс исчезает. Работ-ник - работ-ать; при-цеп-щик - при-цеп-ить и так далее. Вот, производящее слово здесь неизменно, а производное получается при помощи аффиксов и часто не тождественно обычной основе слова.

На эту тему - "Производные и непроизводные слова" - получился бы интересным, поскольку словообразование очень сильно связано со всеми проявлениями человеческого существования. Учителю просто раздолье в подборе примеров, сопоставлений, иллюстраций.

Анализ

Сопоставлять в анализе производное слово с родственными ему словами, то есть близкими по смыслу и звучанию, нельзя, а это делается очень часто. Очень трудно дать исчерпывающий ответ на вопрос, какие слова называются непроизводными. Производными же оперировать проще. Термин этот сам по себе слишком широк, поскольку охватывает огромное словообразовательное гнездо, где находятся производные не только с производящей основой, которая нас интересует, но и масса слов, не имеющих к ней непосредственного отношения, очень много родственных образований.

Например, прилагательное раз-говор-чив-ый . Здесь можно привести родственные слова: раз-говор-юсь, раз-говор-ить-ся, раз-говор-ный, раз-говор-или-сь . И здесь только одно, второе, будет производящим, именно от него непосредственно образовывается это прилагательное. Последние два вообще лишние, они не способствуют выбранному нами направлению анализа, потому что прилагательное раз-говор-чив-ый образовано не от глагола, а от существительного раз-говор , то есть от его субстативной производящей основы, а прошедшее время (форма) - от инфинитива, который включил в себя ко всему прочему суффиксы как дополнительные элементы. Вот отсюда и можно наблюдать, что значит производная и непроизводная основа слова в словообразовании.

И всё-таки - определение

Непроизводными словами можно считать те, которые не образуются и не образованы ни от какого другого однокоренного существующего в языке слова. Относительно производных слов - всё наоборот. Это образования от слов, уже существующих в языке, при помощи разнообразных моделей словообразования. Мотивацией для него служат отношения двух однокоренных слов. Значение одного из них определяется либо через значение другого (краб - краб-ик, то есть, маленький, но всё-таки краб), либо через тождество во всех компонентах, исключая грамматическое значение части речи (бел-ый - бел-изн-а, беж-а-ть - бег и так далее).

Называют ряд слов с единым корнем, которые последовательно мотивированы. Начальное, исходное звено - немотивированное слово, далее с каждым новообразованным словом мотивированность подрастает. Таким образом определяются и производные, и непроизводные слова. Примеры: стар-ый - стар-еть - у-стар-еть - у-стар-ел-ый - у-стар-ел-ость. Здесь челых четыре степени мотивированности, а все вместе они составляют словообразовательное гнездо, в котором птенцов гораздо больше. Исходное слово - как бы птица-мама, своеобразная вершина - оно и является немотивированным. От него исходят словообразовательные цепочки, которые имеют одинаковое исходное слово.

Морфемы

Сначала необходимо дать определения каждому элементу структуры. Часть слова, где выражено лексическое его значение, называется основой. Флексия - это окончание, которое всегда указывает отношение этого слова к другим. Корень - часть слова, являющаяся общей для всех родственных. Аффиксы (или форманты) - морфемы, присоединяющиеся к корню и служащие для образования новых слов.

Современное русское словообразование происходит разными способами - как морфологическими, так и неморфологическими. Прежде всего - закономерность в сочетании морфем в процессе словообразования.

Способы словообразования

Морфологические способы словообразования довольно многочисленны.

1. Сложение основ, то есть образование сложных и сложносокращённых слов (земле-трясение, небо-свод, паро-ход и рай-ком, лик-без, сбер-банк ).

2. Редко используемый безаффиксный способ, действует только для существительных, там меняется согласный звук в конце и ударение, а основа остаётся неизменной.

3. Аффиксный - из самых продуктивных, когда к корню присоединяются морфемы, создающие и лексические, и грамматические формы.

4. Суффиксальный - прибавляется к основе суффикс.

5. Префиксальный - прибавляется приставка.

6. Суффиксально-префиксальный - соответственно прибавляется и то, и другое.

7. Постфиксальный - прибавляется аффикс после окончания.

Неморфологических способов словообразования всего три: лексико-семантический (слово с новым значением), лексико-синтаксический (бывшие словосочетания типа с-ума-сшедший ) и морфологическо-синтаксический, когда слова становятся другими частями речи. Усвоив эти правила словообразования, человек уже сможет ответить, какие слова производные, а какие непроизводными никогда не бывают.

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес, которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир-) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть).

Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин - пава, палец - шестипалый, ветка - ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой - молодежь, тлеть - тлен).


Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.

Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник - как «подставка, в которую вставляется стакан», городище - как «громадный город», приморский - как «расположенный на берегу моря».

Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа - непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик - нож, зонтик - зонт.

Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.

Производящее и производное слово

Напомним, что производящим называется слово, от которого непосредственно образовано данное производное. Представляя собой материальный костяк производного, производящее слово выступает в его структуре обычно не полностью, а в той или иной степени усеченным (без окончаний, а нередко и без конечных суффиксов). Например: работник работ (ать ); прицепщица прицеп (ить ); наследница наслед (овать ); лакомка лаком (итъся ); безумец безум (ный ); украинизм украин (ский ); крепыш креп (кий ) и т.п. Та часть производящего слова, которая материально выступает в структуре производного, называется производящей основой (работ- , прицеп- , наслед- и т.д.). Она не совпадает с обычной основой слова (той его частью, которая остается по вычитании флексии): работник- , прицепщиц- , наследниц- , лакомк-.

Если по отделении от слова флексии остается непроизводная с синхронной точки зрения основа, дальнейший словообразовательный анализ невозможен, например: дорог-a , озер-о.

При наличии в слове производной основы последующий анализ должен идти по линии сопоставления (в целях выявления производящей основы) со словом, от которого первое образовано.

В этот ряд желательно также включение при возможности других производных с той же производящей основой. Это можно передать следующим образом: Ба — Б , Бб , Бв , Бг и т.п., где Б — производящее слово (или основа), а строчные буквы обозначают любые словообразовательные элементы.

Нельзя сопоставлять анализируемое производное просто с родственными словами (близкими по звучанию и смыслу), как это часто делается. Этот термин слишком широк, он охватывает целое словообразовательное гнездо, куда входят производные не только с интересующей нас производящей основой, но и не имеющие к ней непосредственного отношения другие родственные образования. Например, к прилагательному разговорчивый могут быть приведены такие родственные слова, как разговор-ить-ся (разговор-юсь ), разговор-ный , разговор-ились. Однако только первое может быть признано производящим, от которого непосредственно было образовано прилагательное разговорчивый. Последние два не являются таковыми, представляются лишними, не способствующими избранному направлению анализа: прилагательное разговорный образовано не от глагольной, а от субстантивной производящей основы разговор , форма же прошедшего времени — от инфинитива, включающего еще дополнительные элементы — суффиксы -и- , -сь .

Не менее часто сопоставляется рассматриваемое слово с однокоренными производными. Такой подход в известной степени может быть оправдан лишь тогда, когда мы имеем дело с простыми по структуре образованиями, в которых корень является и производящей основой. Например, для доказательства того, что существительные вазочка , стеночка , булочка , ласточка не относятся к одному словообразовательному типу, подберем однокоренные слова. В существительных вазочка и булочка этот прием помогает выявить корни (ваз-а , булк-а ), суффиксы (-очк -, -к -) и окончание (-а ), потому что здесь корни являются и производящими основами.

В существительном же стеночка при таком подходе (корень стен ) мог быть неправильно выделен суффикс -очк (а ), ибо в данном случае корень не совпадает с производящей основой. Во избежание ошибки здесь встает необходимость сопоставить производное стеночка не просто с однокоренными образованиями, а с производящим существительным стенка.

Ориентация на подбор однокоренных производных может толкнуть неискушенного в тонкостях словообразования человека на сопоставление существительного ласточка с такими словами, как ласт , ластик , ластиться , не говоря уже о том, что люди, в какой-то степени знакомые с народной речью, могут указать на действительно однокоренные образования ластица ,ластовка и т.п. Они не воспримут существительное ласточка как непроизводное в общенародном русском языке.

Особый случай представляют производные, производящие слова которых не употребляются в свободном состоянии, например: плотва , плотица , плотка; телиться , теленок , телята , телица , телка , телят , телок , телыш и др. Естественно, что при анализе таких производных сопоставление может идти не с производящими словами, а только со словами, непосредственно образованными от них, т.е. Ба , Бб , Бв , Бг.

Если только производящая основа определена правильно, остаточный элемент в производном и должен быть тем слово- или формообразующим аффиксом, посредством которого создана анализируемая производная основа. Однако правильность произведенного вычленения производящей основы может и должна быть подкреплена данными еще одного ряда.

Для словообразования важно выяснить, от какого слова непосредственно образовано данное. Зачастую важно решить, какая из двух основ производящая , а какое слово – вторично. Поэтому необходимо установить направление производности.
В научной и учебной литературе существует несколько терминов, которые обозначают производящую и производную основы :
базовое и выводимое слово;
мотивирующее и мотивируемое слова;
производящая и производная основа .
Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Существуют определенные правила, которые помогают установить направление производности. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:
производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);
производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой ;
при одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);
независимо от формальной сложности в словообразовании мотивирующим является то слова, значение которого соответствует категориальному значению части речи. Особенно это правило актуально применительно к словам, образованным с помощью нулевых аффиксов: сухой – сушь (категориальное значение имени существительного – предмет или явление, а слово сушь обозначает признак);
слова, стилистически отмеченные, являются производными, они не могут быть производящими: интимный – интим, нейтральный – нейтрал ;
в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть ;
в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться .

40. Способы словообразования в русском языке

В языках мира существует несколько способов словообразования. Среди них выделяются следующие:

1) морфологический (наиболее продуктивный способ словообразования во всех славянских языках): он заключается в создании новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам. Данный способ включает в себяприставочный, суффиксальный, приставочно - суффиксалъный, бессуффиксный, сложение;

2) лексико-семантический, который заключается в создании нового слова путем расщепления старого на два или болееомонима: «боксер» - порода собаки и «боксер» - спортсмен по боксу;

3) морфолого-синтаксический: образование нового слова путем перехода его из одной части речи в другую: столовая, мороженое. Слово при этом приобретает новые грамматические признаки;


4) лексико-синтаксический, который заключается в создании нового слова путем слияния в одну лексическую единицу сочетания слов: вечно-зеленый, сей-час вечнозеленый, сейчас.

Приставочный способ

При образовании слов данным способом к исходному слову присоединяется приставка. Новое слово относится к той же части речи, что и исходные. Таким способом образуются имена существительные: ход - выход, свет - рассвет; имена прилагательные: большой - небольшой, вкусный - безвкусный, звуковой - сверхзвуковой; местоимения: кое-кто, некто, никого; глаголы: ходить - заходить, выходить, подходить, уходить; наречия: всегда - навсегда, сквозь позавчера, насквозь, вчера - позавчера.

Суффиксальный способ

При суффиксальном способе к основе исходного слова присоединяется суффикс.

Слова, образованные данным способом, могут быть как той же части речи (лес - лесник), так и другой (лес - лесной).

Суффикс присоединяется не к целому слову, а к его основе, при этом иногда основа видоизменяется: может отсекаться часть основы, изменяться звуковой состав, происходит чередование звуков: отливать - отливка, ткач - ткацкий.

Приставочно-суффиксальный

При этом способе к исходному слову одновременно присоединяются приставка и суффикс: приусадебный, подорожник, Подмосковье, наездник.

Чаще всего данным способом образуются имена существительные: предпосылка, подоконник; глаголы: расписаться, увлечься; наречия: по-весеннему, по-русски.

Бессуффиксный

Этотспособ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание (черный - чернь) или может одновременно отбрасываться окончание и отсекаться суффикс: отдыхать - отдых, бранить - брань.

Сложение

Сложение - это образование нового слова путем объединения в одно словесное целое двух слов или двух и более основ. Слова, образованные в результате сложения, называются сложными.

Сложные слова образуются:

1) сложением целых слов: телефон-автомат, школа-интернат;

2) сложением основ: зарплата, завуч;

3) сложением с помощью соединительных гласных О и Е: следопыт, сталевар, земледелие;

4) сложением начальных букв: РГУ, АТС;

5) сложением начальных звуков: тюз, МХАТ.

41 . Исторические изменения в морфемной структуре слов

Морфемный состав слова не является неизменным. В процессе развития языка в нем могли происходить изменения.

Например, слово простыня было образовано от прилагательного простой , в нем выделялся когда-то суффикс -ын’-(а). Таким образом, некогда это слово состояло из трех морфем - корня, суффикса и окончания. Теперь же в нем выделяются только две морфемы - корень и окончание: простын’-а. Следовательно, морфемная структура слова стала проще. И вот это явление - слияние двух морфем в одну, т. е. сокращение количества морфем в слове,- называется опрощением. Другой пример опрощения - слово сметана .

Но в языке можно найти примеры прямо противоположного явления. Оно называется усложнением морфемной структуры слова. В результате усложнения одна морфема начинает делиться на две. Примером могут служить словазонтик и фляжка . Оба эти слова - заимствованные, одно из голландского языка (zonnedek), другое из польского(flaszka) , следовательно, ни в том, ни в другом первоначально не было суффикса. Позже эти заимствования были восприняты как уменьшительные и к ним были образованы слова зонт и фляга .

Наконец, третий тип изменения морфемной структуры слова - это переразложение . Количество морфем остается тем же, но изменяется граница между морфемами: от одной из морфем один или несколько звуков отходят к другой морфеме. Например: в древнерусском языке были приставки вън-, съи- и соответствующие им предлоги вън, кън, сън. Если корень слова начинался с согласного звука, употреблялись приставки въ- и съ-, например: въ-брати, съ-брати, но если корень начинался с гласного звука, то использовался вариант приставки, оканчивающийся на -н- , например: вън-имати, сън-имати (ср. просторечный глагол имать ‘хватать; брать’). Таким же образом распределялось употребление предлогов перед местоимениями: къ тому, въ томъ, съ тэмъ, но кън ему, вън емъ, сън имъ. Позже согласный н отошел к корню. Так, сейчас мы выделяем морфемы с-ним-а-ть; в-ним-а-ть. Корень ним- по аналогии с этими словами появился и в тех однокоренных глаголах, где в древнерусском языке его в таком виде не было: при-ним-а-ть (др.-рус. при-им-а-ти); за-ним-а-ть (др.-рус за-им-а-ти). Подобного происхождения и сочетания предлогов с формами местоимений в нем, к нему, с ним, ср.: здороваюсь с ним , но доволен им .

42. Грамматика как наука, есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих грамматических правил.

Морфология (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука) - это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Морфология тесно связанна с орфографией, поэтому изучение морфологии связано с изучением орфографических правил.

Орфография (греч. «орфо» - правильный, «графо» - пишу) или правописание - раздел науки о языке, в котором излагается система правил о написании слов и их значимых частей, о слитных, раздельных и дефисных написаниях, об употреблении прописных букв и переносов слов.

Орфограмма (греч. «орфо» - правильный, «грамма» - буква знак) - написание в слове, которое соответствует орфографическому правилу

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

Орфоэпия - область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения.

Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами)

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование - раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Синтаксис - раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Основными его разделами являются синтаксис словосочетания и синтаксис предложения.
Из слов и словосочетаний образуются предложения.

Словосочетание - единица синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

Предложение - одна из основных единиц языка и основная единица синтаксиса. Предложением является одно или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них.

43 . Грамматическое значение - значение, выражаемое словоизменительной морфемой (грамматическим показателем).

Разница между лексическими и грамматическими значениями (каждое из этих правил не абсолютно и имеет контрпримеры):

1. грамматические значения не универсальны, менее многочисленны, образуют замкнутый, более чётко структурированный класс.

2. грамматические значения, в отличие от лексических, выражаются в обязательном, «принудительном» порядке. Например, говорящий по-русски не может «уклониться» от выражения категории числа глагола, говорящий по-английски - от категории определённости существительного и т. д. В то же время, например, в японском языке категория числа не является грамматической, так как выражается факультативно по желанию говорящего. Представление об обязательности грамматических значений восходит к работам Ф. Боаса и Р. О. Якобсона. Согласно неформальному определению, данному А. А. Зализняком, грамматические значения - это такие значения, «выражение которых обязательно для всех словоформ данного класса лексем» («Русское именное словоизменение», 1967)

3. лексические и грамматические значения различаются с точки зрения способов и средств их формального выражения.

4. грамматические значения могут не иметь полного соответствия во внеязыковой сфере (так, категории числа, времени обычно так или иначе соответствуют реальности, в то время как женский род существительного табуретка и мужской род существительного стул мотивированы лишь их окончаниями).

44-45. способы выраженияграмматических значений. Способы образования форм слова.

Синтетический способ. Выражение значений в самом слове. Сюда входят;

а) аффиксация (образование форм слова при помощи окончаний, приставок, формообразующих суффиксов). Стол, стола, столу и т. д.Делать - сделать, писать - написать и т. п. Оправдать - оправдывать, разменять - разменивать и т. п.;

б) внутренняя флексия (чередование звуков). Запереть - запирать, умереть - умирать, набирать - набрать и т. п.;

в) ударение. Насыпать - насыпать, разрезать - разрезать и т. п.;

г) супплетивизм. Говорить - сказать, ловить - поймать и т. п. Человек - люди. Хорошо - лучше, много - больше;

д) повторы. Синий-синий, ходил-ходил, еле-еле (см. повтор).

Аналитический способ. Выражение значений вне слова. Пишу - буду писать. Красивый - более красивый.

Смешанный (гибридный) способ. В книге (предлог и падежное окончание). Я читаю (личное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

46. Грамматические значения – отвлечённые, обобщённые внутриязыковые значения, которые формируются на основе обобщения собственно языковых фактов, отвлечения от них.

Грамматическая форма (ГФ) – это языковой знак, в котором ГЗ находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах ГФ средствами выражения ГЗ могут быть различные языковые средства (аффиксация, редупликация, суплетивизм и т.д.).

С одной стороны - противопоставленность, с другой – однородность.

Члены одной ГК объединяются общим ГЗ (числа) и различаются частными значениями (значениями единичности – множественности). ГК – это некая система отношений.

Неотъемлемой особенностью ГК является оппозиция (противопоставление). Нет оппозиции – нет категории.

47. Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis , др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол , в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Принципы классификации слов по частям речи

Самостоятельные части речи,

служебные части речи,

междометия и

звукоподражающие слова.

Самостоятельные части речи - это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи - это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.

48. Происхождение языка – составная часть проблемы происхождения человека и человеческого общества. Существует много теорий о происхождении языка, которые можно разделить на две основные группы: 1) биологические, 2) социальные.

Биологические теории объясняют происхождение языка эволюцией человеческого организма – органов чувств, речевого аппарата и мозга. К биологическим теориям прежде всего относятся теория звукоподражания и междометная.
Сторон­ники гипотезы звукоподражания полагают, что слова возникли из неосознанного или осознанного стремления человека к под­ражанию звукам окружавшего его мира - реву зверей, крику птиц, шуму ветра и т. д.

Основанием для таких взглядов явилось то, что во всех языках действительно есть звукоподражательные слова, типа гав-гав, кукушка, мяукать, тенькать, дзинь, бац. Но во-первых, таких слов относительно немного. Во-вторых, наиболее нужные людям и наиболее употребительные слова не обнаруживают и намека на подражание каким-либо звукам: вода, земля, небо, солнце, трава, человек, ум­ный, ходить, думать и т. д.

В-третьих, для того чтобы сочетаниями звуков подражать звукам окружаю­щей человека природы, нужно иметь очень гибкую речь, что предполагает ее длительное предшествующее развитие. Едва ли можно в наше время всерьез принимать гипотезу звукоподражания.

Вторая влиятельная в свое время гипотеза – междо­метная (рефлексная), которой придерживались такие ученые, как Гумбольдт, Якоб Гримм и др., состоит в том, что слово рассматривается как выразитель душевных состояний человека. Первые слова, по этой теории, - непроизвольные выкрики, междометия, рефлексы. Они эмоционально выражали боль или радость, страх или отчаяние.

Некоторые сторонни­ки рассматриваемой гипотезы допускали, что междометным путем слова возникали лишь в далеком прошлом, а позже они развивались уже по законам словообразования и не­зависимо от непроизвольных эмоциональных- выкриков.
факт, что возникают человек и человеческое общество, существенно от­личные от животного и его стада.

Так появилась социальные теории происхождения языка, которые объясняют его появление общественными потребностями. Возникшими в труде и в результате развития сознания.

Еще в античности греческий философ Диодор Сицилийский выдвигал теорию социального договора, в результате которой язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. В XVIII в. она была поддержана Адамом Смитом и Руссо, у которого Руссо теория социального договора связана с делением жизни человечества на два периода - природного и ­цивилизованного.

В конце 70-х годов 19 в. немецкий философ Нуаре выдвинул рабочую теорию происхождения язы­ка, или теорию трудовых выкриков. Нуаре отмечал, что при совместной работе выкрики и возгласы облегчают и организуют трудовую деятельность. Эти выкрики, вначале непроизвольные, постепенно превратились в символы трудовых процессов. Теория трудовых выкриков, по сути, оказывается вариантом междометной теории.

49 .Язы́к - знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).

Одним из основных понятий теории языковых контактов является понятие билингвизма, вследствие чего изучение двуязычия нередко признается даже основной задачей исследования контактов (здесь не затрагивается понятие полилингвизма или многоязычия, в принципе сводимого к совокупности двуязычий). Под двуязычными лицами обычно понимаются носители некоторого языка А, переходящие на язык Б при общении с носителями последнего (при этом чаще всего один из этих языков оказывается для них родным, а другой - благоприобретенным).

Билингви́зм (двуязычие) - способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках.Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух - полилингвами, более шести - полиглотами. Так как язык является функцией социальных группировок, то быть билингвом - значит принадлежать одновременно к двум различным социальным группам.

Дифференциация языков (в лингвистике) - процесс структурного расхождения языков в результате постепенной утраты общих элементов и приобретения специфических черт. В пределах языковой семьи моделируется схемой родословного дерева, «корнем» которого является праязык, а «ветвями» - родственные языки.

Интеграция языков, процесс, обратный дифференциации языков. При Интеграция языков языковые коллективы, ранее пользовавшиеся разными языками (диалектами), начинают пользоваться одним и тем же языком, т. е. сливаются в один языковый коллектив. Возможны два пути Интеграция языков : 1) полная потеря одного языка и переход на другой, как это произошло с торками, берендеями и др. неславянскими народами, жившими на территории Древней Руси; 2) слияние языков в новый язык, обладающий чертами, отличающими его от любого из исходных языков. Так, современный английский язык есть результат интеграции древнегерманских (англосаксонских) диалектов и французского языка норманских завоевателей. Процесс Интеграция языков обычно связан с политической, экономической и культурной интеграцией соответствующих народов и предполагает этническое смешение. Особенно часто Интеграция языков происходит между близкородственными языками и диалектами.

50. Эволюция языка – это количественное и качественное обновление его структуры. Оно происходит непрерывно.

Причины языковой эволюции традиционно делят на внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ:

  • · Сюда относят изменения в инвентаре и свойствах предметов объективного мира;
  • · Развитие науки и техники
  • · Культура и искусство
  • · Изменение в составе языкового коллектива
  • · Словом, все, что происходит в реальной действительности и отражается в языке.

ВНУТРЕННИЕ:

  • · Относятся импульсы, «возникающие в связи с тенденцией усовершенствования, существующие в системе языка» (Б.А.Серебрянников).

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....