Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Методы лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Говоря о методах лечения СДВГ , прежде всего, необходимо отметить, что терапия этого заболевания довольно сложная. Как правило, длится несколько лет и требует участия многих людей.

Стоит это осознать уже в самом начале, чтобы сформировать правильное отношение, а затем проявлять терпение в стремлении к цели, которой является минимизация симптомов и улучшение качества жизни ребенка. Лечение СДВГ включает в себя фармакологические и психотерапевтические методы.

Симптомы СДВГ

СДВГ начинается в раннем детстве, чаще всего в первые пять лет жизни. Чтобы помочь ребенку, вы должны понимать, что СДВГ у детей - это не только проблемы с концентрацией внимания или постоянное движение . Эта болезнь меняет то, как ребенок себя ведет, думает и чувствует. СДВГ проявляется у каждого ребенка немного по-своему.

Некоторые дети будут постоянно неспокойны, вертлявы, даже не осознавая этого. Другие будут смотреть в пространство в неподвижности или постоянно витать в облаках, что затрудняет учебу в школе или установление дружбы с другими детьми.

Чтобы убедиться, что ребенок действительно страдает от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.

Ваш ребенок:

  • постоянно движется, ерзает, осуществляет быстрые, ненужные движения, дергается?
  • бегает, ходит, скачет вверх, даже если все вокруг него сидят?
  • испытывает проблемы при ожидании своей очереди?
  • любое занятие ему быстро наскучивает и приносит лишь несколько мгновений удовольствия?
  • постоянно о чем-то думает, у вас складывается впечатление, что он живет в другом мире?
  • говорит, когда другие пытаются что-то сказать?
  • делает, прежде чем успеет подумать?
  • его постоянно отвлекает то, что происходит вокруг?
  • имеет постоянные проблемы с работой на уроках и дома?

Если на большинство из этих вопросов Вы ответили «да», лучше обратитесь с ребенком к врачу. Только специалист может точно диагностировать СДВГ . Список тревожных действий ребенка, возьмите с собой на прием.

Помните, что симптомы СДВГ не проявляются только в одном месте (например, в школе). Это расстройство вызывает проблемы, независимо от места, в котором ребенок находится. Ребенок с СДВГ может иметь проблемы не только с наукой, но с налаживанием контакта с родителями.

Кто занимается лечением СДВГ

Эффективность фармакотерапии при лечении СДВГ

Стоит знать, в какой степени препараты могут помочь в лечении. Вы не можете ожидать, что они снимут все проблемы, связанные с СДВГ. Однако, в некоторых случаях они являются неотъемлемым элементом лечения.

Что можно в таком случае ожидать от фармакотерапии

Есть несколько направлений действия препаратов от СДВГ :

  • помогают успокоить симптомы гиперактивности;
  • помогают ребенку концентрироваться во время учебы, помогают удерживать внимание на выполняемой работе;
  • уменьшают разногласия с окружающей средой - информация, поступающая к ребенку извне, то, что говорят ему другие лица, становится для него более доступной и понятной;
  • способствуют тому, что ребенок в состоянии с собой совладать.

Однако, нужно помнить, что существуют некоторые ограничения на эффективность фармакотерапии. Вы не можете ожидать, что лекарства заменят правильный подход в воспитании и обучении.

Как следует из наблюдений, создание надлежащих условий для функционирования ребенка со стороны родителей и учителей, является основой правильного развития и снижения симптомов.

Конечно, как уже говорилось ранее, лекарства повысят концентрацию во время уроков и выполнения домашних заданий, но вы не можете ожидать, что средний ученик вдруг окажется среди лучших. Лекарства могут в какой-то степени затормозить импульсивность ребенка .

Однако, если ребенок характеризуется высоким уровнем агрессии, несмотря на систематическое введение препаратов в правильной дозе, то следует подумать над другими ее источниками (например, неправильные отношения в семье, физическое насилие).

Одной из наиболее сложных проблем, сопровождающих СДВГ является дислексия и дисграфия . К сожалению, в случае этих нарушений, медикаментозное лечение не дает результатов.

Естественные способы лечения СДВГ

Из года в год все больше и больше детей и взрослых получают диагноз синдрома психомоторной гиперактивности. Лечение такого нарушения является дорогостоящим и может вызвать побочные эффекты.

Поэтому стоит знать, естественное способы лечения СДВГ .

  • Шаг 1 . Рыбий жир и другие масла, полученные из рыбы, естественным образом повышают концентрацию и позволяют сосредотачиваться на более длительный срок, что является проблемой при СДВГ. Сегодня это средство доступно в виде пастилок без вкуса и запаха. Следует принимать одну таблетку в день вместе с едой и не превышать рекомендуемой дозы.
  • Шаг 2 . Ищите добавки, содержащие экстракт коры сосны - он снимает симптомы СДВГ.
  • Шаг 3 . Пользуйтесь благами кофе или чая, особенно утром и ранним вечером. Если у вас есть СДВГ, кофеин стимулирует организм и повышает возможности к сосредоточению.
  • Шаг 4 . Но не переусердствуйте с кофе! Кофе вечером не даст вам уснуть. Примите это во внимание, прежде чем заварить себе очередную чашку. Более того, этот ароматный напиток может даже усугубить симптомы СДВГ, обезвоживая организм, если мы выпьем ее слишком много.
  • Шаг 5 . Травяные чаи, доступные без рецепта, содержащие адиантум, улучшают кровообращение, а также облегчают доставку крови к мозгу. Это важные факторы в борьбе с СДВГ.
  • Шаг 6 . Средства, содержащие экстракт овса, стимулируют организм также, как кофеин. Их действие, однако, не такое бурное и длительное.
  • Шаг 7 . Если СДВГ не позволяет успокоиться, пейте ромашковый чай. Успокаивает нервную систему и помогает справиться с нервными симптомами СДВГ . Учтите, на некоторых этот чай оказывает обратный эффект - постарайтесь пить ромашку вечером, а не утром.

Всегда принимайте во внимание все свои аллергии, когда вы хотите лечить СДВГ естественными способами. Если у вас есть аллергия на морепродукты, возможно, вам следует отказаться от приема рыбьего жира. Если вы заметили у себя симптомы, которые могут вызваны аллергией, обратитесь к врачу. Большинству лекарственных трав требуется время, чтобы как-то повлиять на симптомы СДВГ.

Диета и лечение СДВГ

Введение специальной диеты является одним из альтернативных методов лечения дефицита внимания с гиперактивностью. Диеты, применяемые для лечения СДВГ, предполагают самое естественное питание. Они основаны на устранении одних веществ в рационе ребенка и расширении содержания других.

Большую популярность приобретает диета доктора Бенджамина Фиенгольда , основанная на теории связи синдром дефицита внимания с гиперактивностью с нетерпимостью к хлебным продуктам . Эта диета предполагает избегание употребления пищевых красителей и консервантов, а также их природных аналогов.

Некоторые исследователи отметили небольшое улучшение у части детей с СДВГ (около 10%) при назначении такой диеты. Однако в большинстве исследований, информация об эффективности диеты Фиенгольда не нашла подтверждения. То же самое с питанием основанным на замене сахара медом.

Здесь также объективные исследования не подтвердили эффективность этого метода. У людей с СДВГ рекомендуется диета, ограничивающая потребление фосфатов - так называемая диета.

Все эти диеты требуют много жертв со стороны ребенка и повышенной ответственности со стороны родителей. Могут быть также источником конфликтов. Поэтому необходимо в каждом конкретном случае учитывать, чтобы затраты на внедрение пищевого режима были соразмерны прибыли.

Вторая группа диет, применяемых в лечении СДВГ предусматривает восполнение дефицита отдельных питательных веществ. Среди принимаемых веществ, улучшающих деятельность нервной системы числятся витамины, микроэлементы, белковые добавки и полиненасыщенные жирные кислоты.

Любые изменения в рационе следует, однако, проводить с осторожностью и всегда после консультации с врачом. И, прежде всего, надо помнить, что они не являются панацеей.

Поддержка ребенка с СДВГ дома

Эффективность лечения детей с СДВГ в огромной степени зависит от их родителей. Поэтому очень важно, чтобы с самого начала они были хорошо осведомлены на тему этого расстройства, а также имели подготовку в области ухода за ребенком с этой проблемой.

Существуют некоторые общие правила, которые родители должны соблюдать:

  • проявлять понимание и принятие ребенка: негативные эмоции могут еще более усугубить симптомы;
  • подчеркивание правильного поведения ребенка;
  • строгое соблюдение норм и правил;
  • установление обязанностей ребенка соразмерным его возможностям.

Поддержка ребенка с СДВГ в школе

Школа - это вторая средой, в которой ребенок проводит больше всего времени, поэтому учителя должны иметь подготовку в области опеки детей с СДВГ. Общие правила поведения с ребенком в школе похожи на тех, которые были перечислены в теме семьи.

Однако, существуют дополнительные условия, выполнение которых может помочь справиться с проблемой:

  • создание надлежащих условий во время уроков - важно, чтобы в зале, где проводятся занятия, было сокращено число предметов и цветов, которые могут отвлекать;
  • ребенок должен сидеть рядом с учителем, так ему гораздо легче сосредоточить на себе внимание ученика;
  • разделение труда - действия, которые ребенок должен делать, не должны быть слишком длинными;
  • необходимо делить работу на несколько этапов;
  • представление плана урока в начале занятия;
  • представление детям дидактических методов, которые помогают усвоению информации;
  • интересное проведение уроков, включающие работу в группах и т.д.

Чтобы сказать наверняка, что для ребенка имеет важное значение, обратитесь к педиатру или спросите мнение школьного психолога. После продолжительной беседы о поведении ребенка и ситуации в доме и в школе, может оказаться, что симптомы вызваны другими факторами, а не болезнью.

Иногда это проблемы дома (развод, частые ссоры родителей, смерть в семье) или в школе несут ответственность за такое поведение ребенка .

Если после визита к врачу, вы обнаружите, что ваш ребенок страдает от синдрома дефицита внимания, не впадайте в панику. Помните, что дети с СДВГ очень часто чувствуют, что разочаровывают своих родителей и окружение. Отсутствие самоконтроля - это не причина, чтобы отвергать ребенка. Скорее, наоборот - нужно его еще больше любви и поддержки.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является минимальной мозговой дисфункцией. Это клинический синдром, проявляющийся импульсивностью, чрезмерной двигательной активностью, нарушением концентрации внимания.

Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя.

Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня.

Они слишком подвижные, болтливые, суетливые, стремятся везде быть лидерами, часто драчливы, очень эмоциональные, нетерпеливые, любят фантазировать. Им тяжело усвоить правила и нормы поведения, они отвлекаются на любые звуки, в школе у таких детей часто отсутствует мотивация к учебе. В диалоге часто перебивают собеседника, навязывают свою тему, которая их интересует в данный момент.

Для какого возраста характерно заболевание

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания начинает проявляться с началом развития ребенка, но особо ярко он становится заметен у детей к 4-5 годам. Но диагноз официально ставится лишь к 7-8 годам, несмотря на то, что симптомы заболевания проявляются намного раньше.

Согласно проведенным исследованиям, в большинстве случаев недуг присущ мальчикам, чем девочкам, причем соотношение между пострадавшими от синдрома дефицита внимания и гиперактивности составляет 4:1 в пользу первых. В младшем школьном возрасте недугом страдают около 30% учащихся, т.е. в каждом классе начальной школы 1-2 ученика – дети с СДВГ. Проходят какое-либо лечение всего лишь 20-25% больных.

Причины и факторы риска

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания может быть вызван следующими причинами:

  • патология развития лобных долей мозга и нарушение работы его подкорковых структур;
  • генетический фактор , — дети, чьи родственники имеют в анамнезе СДВГ, в 5 раз чаще страдают подобным нарушением;
  • – расстройство ЦНС у новорожденных, возникшее в результате поражения головного мозга внутриутробно или в период родовой деятельности матери;
  • недоношенность ;
  • проблемная беременность (обвитие пуповиной, у плода, угроза выкидыша, стрессы, инфекции, прием запрещенных медикаментов, курение, алкоголизм);
  • стремительные, длительные, преждевременные роды , стимуляция родовой деятельности.

Частые конфликты в семье, чрезмерная строгость по отношению к ребенку, физические наказания – факторы, способные завести механизм развития СДВГ.

Особенности СДВГ у взрослых

Для взрослых людей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, характерны такие симптомы и проявления:

Большой процент людей с диагнозом СДВГ становится наркоманами и алкоголиками, они ведут асоциальный образ жизни и часто становятся на преступный путь.

Гиперактивность у детей дошкольного и школьного возраста

Первые признаки синдрома гиперактивности начинаются проявляться с грудничкового возраста в виде следующих симптомов:

  • частые движения руками и ногами;
  • хаотичность движений;
  • задержка развития речи;
  • неуклюжесть;
  • расторможенность, бесконтрольность в поведении;
  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • невозможность удерживать внимание на предмете;
  • частая смена настроения;
  • постоянная торопливость;
  • трудность в общении и налаживании контактов со сверстниками;
  • отсутствие страха.

Обучение в школе ребенка с СДВГ становится для него тяжелым бременем. В силу своей физиологии ученик не может спокойно сидеть на месте, на уроке отвлекается сам и мешает другим, не может концентрировать свое внимание, его мало интересуют школьные предметы, во время урока он может ходить по классу или отпрашивается под видом «выйти в туалет», а сам гуляет по школьным просторам.

Диагностика заболевания

Основным диагностическим методом для ребенка-дошкольника с целью выявления СДВГ является наблюдение за его поведением в привычной для него среде: в группе детсада, на прогулке, при общении с друзьями, воспитателями, родителями.

Для постановки диагноза СДВГ производится оценка внимания, активности, мышления и прочих процессов, для чего у детей старше 6 лет применяется оценочная поведенческая шкала.

Проблемой должен заниматься детский психиатр. Особый акцент делается на жалобы родителей, учителей и анамнез ребенка. При оценке модели поведения врачу необходимо знать мнение школьного психолога, внутрисемейную обстановку. У ребенка на протяжении полугода должны проявляться минимум 6 симптомов из нижеперечисленных:

  • ошибается по невнимательности;
  • не слушает и не слышит собеседника;
  • избегает задач, требующих умственных усилий;
  • теряет личные вещи;
  • отвлекается на любые шумы;
  • беспокойно играет;
  • перебивает разговаривающих с ним;
  • слишком много говорит;
  • ерзает и раскачивается на стуле;
  • встает тогда, когда это запрещено;
  • устраивает истерику в ответ на справедливое замечание;
  • хочет быть первым во всем;
  • совершает бездумные поступки;
  • не может дождаться своей очереди.

При диагностике СДВГ у взрослых врач-невролог собирает данные о возможной симптоматике заболевания и назначает исследования: психологическое и образовательное тестирование, электрокардиографию, . Необходим сбор симптомов заболевания.

Лечение и необходимый комплекс мер для коррекции

Не стоит ожидать полного избавления от синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Но существует множество средств и методов, способных снизить тяжелую симптоматику. Лечение СДВГ включает в себя медикаментозное лечение, диету, психотерапию, коррекцию поведения и прочие методы.

Препараты, обладающие воздействием на концентрацию внимания и снижающие импульсивность и гиперактивность при СДВГ: Метилфенидат, Церебролизин, Декседрин. Время их воздействия составляет до 10 часов.

Детям до 6 лет принимать эти препараты следует с особой осторожностью, потому что в раннем возрасте высок риск развития аллергореакций, бессонницы, тахикардии, снижения аппетита, формирования зависимости от лекарств.

Огромную пользу принесет массаж головы и шейно-воротниковой зоны, психотерапия, лечебная физкультура, употребление настоев лекарственных трав (кора сосны, мята, женьшень, зверобой).

Коррекционный процесс в семье

Семья должна участвовать в коррекционном процессе при симптомах синдрома гиперактивности и дефицита внимания:

  • ребенка необходимо хвалить при любом удобном случае, ему важно быть успешным;
  • в семье должна присутствовать система вознаграждений за каждый хороший поступок;
  • требования к ребенку должны быть посильными для его возраста;
  • исключить родительскую придирчивость;
  • важно совместное семейное времяпровождение;
  • скопление людей способствует вспышкам гиперактивности у ребенка;
  • недопустимо переутомление ребенка, унижение, злость и грубость в его адрес;
  • не оставлять без внимания детские просьбы;
  • запрещено сравнивать малыша с ровесниками, выделяя его недостатки;
  • необходимо четко соблюдать рекомендации лечащего врача.

Превентивные меры

Излишне активным детям не следует принимать участие в соревнованиях и играх, имеющих выраженный эмоциональный компонент. Силовые виды спорта – тоже не вариант. В качестве профилактики СДВГ подойдут пеший и водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах и коньках. Физическая нагрузка должна быть умеренной!

Необходимо изменить отношение к ребенку, как дома, так и в школе. Рекомендуется моделирование успешных ситуаций для исключения неуверенности в себе.

Дети с СДВГ способны «покалечить» здоровье домочадцев. Поэтому родителям желательно пройти курс семейной или личной психотерапии. Мать и отец должны быть спокойными и допускать как можно меньше ссор. С ребенком необходимо построить доверительные отношения.

Гиперактивные дети практически не реагируют на замечания, наказания, запреты, зато с радостью отвечают на поощрение и похвалу. Поэтому и отношение к ним должно быть особым.

Симптомы заболевания в большинстве случаев по мере взросления ребенка будут сглаживаться и проявляться не столь ярко, ребенок будет постепенно «перерастать» сложный период. Поэтому родителям нужно набраться терпения и помочь пережить любимому чаду тяжелый жизненный этап.

  • Не хочет учиться
  • Не хочет заниматься спортом
  • Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.

    Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.


    Очень часто гиперактивность проявляется именно в школьном возрасте, когда ребенку необходимо быть усидчивым и внимательным

    Причины гиперактивности

    Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

    • Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
    • Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
    • Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
    • Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.


    Доказано исследованиями, что чаще причиной гиперактивности служит генетический фактор

    Симптомы СДВГ в школьном возрасте

    Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.

    У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

    • На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
    • У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
    • Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
    • У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
    • Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
    • Ему трудно дождаться очереди.
    • У него не получается самостоятельно себя организовать.
    • Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
    • Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
    • У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
    • Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
    • Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
    • Ребенок спит беспокойно , постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
    • Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.


    Какой врач лечит

    Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

    • Детскому неврологу.
    • Детскому психиатру.
    • Детскому психологу.

    Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.

    В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

    Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.

    Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.


    После 14 лет симптомы гиперактивности могут сгладиться или пройти совсем

    Как и чем лечить

    Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

    1. Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
    2. Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
    3. Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
    4. Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.


    Гиперактивному ребенку прописывают медикаменты и занятия у психолога

    • Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
    • Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
    • Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
    • Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
    • Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
    • Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
    • Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
    • Откажитесь от физического наказания.
    • Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
    • Не ссорьтесь при ребенке.
    • Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
    • Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
    • Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
    • Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
    • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
    • Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.

    Пройдите тщательное диагностирование. Если ваш доктор поставил диагноз СДВГ всего за один прием, обратитесь за альтернативным мнением к другому специалисту. Нужно пройти несколько медицинских тестов, чтобы исключить другие физические проблемы и тщательно оценить состояние пациента.

    Узнайте как можно больше об этом нарушении. Знание – сила, чем больше вы узнаете о синдроме, тем лучше вы сможете с ним справляться. Купите соответствующую литературу или возьмите книги в библиотеке, задавайте своему врачу вопросы и посещайте групповые занятия. Делайте все, что в ваших силах, чтобы узнать как можно больше.

    Рассмотрите возможность медикаментозного лечения, в большинстве случаев СДВГ оно необходимо. СДВГ – это расстройство, вызываемое химическим/электрическим дисбалансом активности мозга. Как и в случае с любым другим заболеванием, вы не сможете избавиться от этого синдрома, лишь только захотев этого. Необходимо медикаментозное лечение. Будьте терпеливы и постоянно общайтесь со своим лечащим врачом. Чтобы подобрать правильное лекарство и верно рассчитать дозу, может потребоваться год, но это время стоит результатов, которые вы получите. Если вы решили не принимать лекарственные препараты, то пересматривайте эту возможность каждые 12 месяцев, ведь симптомы СДВГ могут, как ослабевать, так и усиливаться. Помимо того, с течением времени могут изменяться и требования окружающих к человеку, страдающему СДВГ, например, по мере перехода в старшие классы, домашняя работа становится сложней.

    Исключите из рациона вредную пищу. Перестаньте пить газировку, есть конфеты, покупать еду на вынос и фаст-фуд. Не пейте энергетические напитки и старайтесь не потреблять в пищу еду с добавлением красителей, ароматизаторов, консервантов, усилителей вкуса и других добавок. Такая еда содержит химикаты, которые нарушают уже и без того нарушенный химический баланс в мозгу человека, страдающего СДВГ, от чего справиться с синдромом становится только сложнее.

    Установите структурированный режим. Детям и взрослым с СДВГ необходима система, режим и последовательность. Станьте более организованным. Составьте себе ежедневный и еженедельный режим, повесьте его на стену на большом плакате и следуйте ему. Составьте режим для таких вещей, как приемы пищи, домашняя работа и сон, для вещей, которые вы делаете каждый день. Отметьте цветами учебники, чтобы у каждого предмета был свой цвет, так будет проще брать на каждый урок правильный учебник. Исключите из жизни хаотичность.

    Увеличьте физические нагрузки. Упражнения и физическая активность улучшают функцию мозга. Люди с СДВГ ежедневно должны хотя бы по 30 минут заниматься интенсивными физическими упражнениями, например, кататься на велосипеде, плавать, танцевать, кататься на коньках и т.д. Даже 30 минут Wii fit или Kinect на Xbox будут полезны.

    Введите систему вознаграждений. Дети с СДВГ легко привлекают внимание своим плохим поведением, и им очень тяжело привлекать его хорошим. Им требуется больше внимания, чем другим детям, и они делают все, чего бы это ни стоило, чтобы привлечь его. Зачастую они делают это за счет плохого поведения. Упростите ситуацию, обращайте на них свое внимание, когда они делают что-то правильно. Составьте таблицу результатов и начисляйте баллы, если ребенок был вежлив, подождал своей очереди, сел за домашнюю работу, делал задание, завершил задание, следовал указаниям, не ссорился с братьями и сестрами и т.д. Баллы можно обменять на привилегии, такие как просмотр телевизора, время за компьютером, видеоигры, лакомство и т.д. Предложите им много вариантов, чтобы были маленькие награды, которые можно быстро заработать, и большие, на которые нужно копить баллы. Очень важно, чтобы ребенок не был избалован, ведь иначе он будет чувствовать, что привилегии бесполезны, и не будет стараться. В школах можно использовать эту же систему. Взрослые с СДВГ также должны использовать систему вознаграждений, предлагать себе бонусы за завершенные задания и приближение к цели.

    Измените рацион так, чтобы было больше белков и меньше углеводов. Исследования показали, что при такой диете мозг человека с СДВГ функционирует лучше. Также необходимо пить много воды.

    Запишитесь в спортивную секцию. Некоторые виды спорта задействуют различные группы мышц, что улучшает функцию мозга у детей с СДВГ. Такие виды спорта, как гимнастика, боевые искусства, фигурное катание и танцы требуют работы разных мышц и могут существенно улучшить ситуацию. Таким спортом необходимо заниматься по меньшей мере 2-3 раза в неделю.

    Очень четко давайте указания детям и взрослым с СДВГ. Старайтесь использовать меньше слов, чем меньше вы говорите, тем больше люди с СДВГ запомнят. Говорите понятно и давайте одно указание за раз. Сначала привлеките внимание человека с СДВГ, затем, если вы чувствуете, что это необходимо, попросите, чтобы он повторил то, о чем вы его попросили.

    Никогда не игнорируйте плохое поведение, таким образом, вы даете понять ребенку с СДВГ, что все в порядке, ведь им и так сложно думать о последствиях своих действий. То, что последствий совсем нет, лишь усугубляет ситуацию. Игнорирование поведения человека с СДВГ может лишь ухудшить его, пока оно полностью не выйдет из-под контроля. Вместо этого действуйте быстро и пресеките проблему на корню.

    СДВГ – это синдром дефицита внимания и гиперактивности, который проявляется плохой концентрацией внимания, чрезмерной импульсивностью и активностью.

    Как родителям определить СДВГ у ребенка?

    Причины развития СДВГ у детей:

    • наследственность;
    • тяжелая беременность матери;
    • наличие тяжелых хронических заболеваний у ребенка;
    • перенесенные в младенчестве или раннем детстве опасные инфекционные заболевания.

    Третья часть детей с данным диагнозом «перерастают» это состояние. Достоверно определить СДВГ у ребенка может только специалист (психиатр, психолог или невропатолог) с помощью специальных методик. Однако только родители (или педагоги) могут обратить внимание на нетипичное поведение ребенка и придать этому серьезное значение.

    До момента достижения 3-5 лет родители редко могут самостоятельно определить нарушения концентрации или чрезмерную активность у ребенка. Начиная с момента посещения детского сада, родители (или воспитатели) могут заметить у ребенка сложности с концентрацией внимания.

    Особенности поведения детей с СДВГ:

    • Детям с СДВГ трудно играть в развивающие или , концентрировать внимание на задании.
    • Ребенок с СДВГ не в состоянии начать задачу и довести ее до конца , он часто начинает задачи и бросает их, переключаясь на что-либо другое.
    • Проявлениями гиперактивности у детей являются частые активные движения ребенка. Он не может спокойно сидеть на месте, а стремится встать и куда-то уйти или убежать. Ему трудно тихо играть и вести себя спокойно.
    • Импульсивный ребенок не может спокойно дождаться своей очереди, перебивает других и не дает им сказать свою мысль до конца, выкрикивает на уроках, вмешивается в занятия других детей, много разговаривает не по делу. Проявления импульсивности у детей более четко заметны в позднем дошкольном или раннем школьном возрасте.

    Особенно часто у детей встречается гипердинамический синдром. Ак­тивные, шумные, подвижные дети - их часто называют «шуст­риками» - привлекают к себе внимание всех, кто их видит и слышит. Основные признаки этого синдрома - двигательная расторможенность, чрезвычайная подвижность, неспособность к точным движениям, отвлекаемость, невнимательность, неуме­ние сосредоточиться на чем-либо. Пребывая в постоянном дви­жении, гиперактивный ребенок обязательно обо что-нибудь сту­кается, набивает синяки и шишки - и тут же о них забывает, поглощенный без остатка возможностью лично участвовать в бы­стротекущем процессе жизни. Он может выйти из помещения группы и даже с территории детского сада, забраться в неизвест­но куда идущий троллейбус. (Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. пособие Под ред. Токарь О.В., Зимаревой Т.Т., Липай Н.Е. Источник )

    Если у родителей или педагогов появились подозрения, что у ребенка СДВГ, то стоит некоторое время понаблюдать за ним в разной обстановке (дома, в детском саду, на улице), а потом делать соответственные выводы.

    Диагностические критерии СДВГ по классификации DSM- IV (1994)

    СДВГ классифицируется на 3 типа:

    • СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности.
    • СДВГ с преобладанием нарушения концентрации внимания.
    • Смешанный тип, который включается в себя все три симптома (гиперактивность, импульсивность, невнимательность).

    Таблица для определения типа СДВГ у детей.

    Критерий В виде каких признаков может проявляться при СДВГ? Что может указать родителям на СДВГ у ребенка?
    Невнимательность 1. Не может сконцентрировать свое внимание на деталях. Несерьезно относится к заданиям. Не придает никакого значения своим ошибкам.

    2. Ребенку очень трудно сконцентрировать все свое внимание на задании или игре.

    3.Во время разговора ребенок не обращает внимания на то, что к нему обращаются.

    4. Не следует никаким инструкциям. Ему очень тяжело сесть и выполнить до конца уроки, домашнюю работу или какие-либо обязанности. При этом ребенок прекрасно понимает суть задания и не протестует.

    5. Ребенку тяжело организовать любую работу без посторонней помощи.

    6. Старается избегать выполнения работы (как умственной, так и бытовой домашней).

    7. Часто теряет различные мелкие вещи (канцелярские принадлежности, игрушки и др.).

    8. Очень легко отвлекается от работы, если замечает посторонние раздражители.

    9. Бывает забывчивым касательно бытовых мелочей.

    Если у ребенка в течении полугода проявляется 6 и более признаков невнимательности, которые характерны для СДВГ, то это может указывать на СДВГ у ребенка.
    Гиперактивность и импульсивность 1. Ребенок не может себя нормально вести. Сидя на стуле, он постоянно крутится, делает движения руками, ногами.

    2.Покидает свое место, когда его покидать нельзя или не разрешено.

    3. Проявляет чрезмерную двигательную активность в несоответствующих ситуациях. Пытается куда-то бежать, что-то подвигать, куда-то залезть.

    4. Не может вести себя тихо на досуге. За ним нужен постоянный тщательный присмотр взрослого.

    5. Находится в постоянном движении как будто «заведенный».

    6. Много болтает.

    7. Очень трудно дожидается своей очереди в разных ситуациях.

    8. Дает ответ (часто несоответствующий) не дослушав вопрос до конца.

    9. Мешает другим. Вмешивается в их деятельность, когда этого делать нельзя.

    Если у ребенка в течении полугода проявляется 6 и более признаков гиперативности и импульсивности, то это может указывать на СДВГ.

    Исходя с вышеперечисленных признаков, наблюдая за ребенком в течение 6 месяцев, необходимо систематизировать все проявления его характера. Диагностировать СДВГ может только специалист с профильным образованием (психиатр, психолог или невропатолог).

    • Если у ребенка присутствуют проявления всех приведенных в таблице признаков, то ставится диагноз смешанной формы СДВГ .
    • Если у ребенка за полгода наблюдений в основном проявлялись признаки невнимательности, а гиперактивность и импульсивность не так ярко выражались, то диагноз будет « СДВГ с преимущественным нарушением внимания» и, наоборот, при преобладании гиперактивности ставят диагноз «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности» .

    Для уточнения диагноза СДВГ дополнительно проводят:

    • изучение истории здоровья от момента рождения;
    • психологическое обследование;
    • лабораторные и инструментальные исследования по показаниям педиатра;
    • неврологический осмотр;
    • обследование эндокринолога и назначение гормональных анализов;
    • изучение родословной.

    Методики коррекции СДВГ и эффективные методы лечения у детей

    • Подход и метод лечения СДВГ должен быть индивидуальным для каждого ребенка. В первую очередь применяется немедикаментозная терапия , которая включает в себя психотерапию, педагогические методы коррекции поведения, поведенческую терапию . Целью немедикаментозного лечения является улучшение концентрации внимания ребенка на заданиях, развитие терпения, обучение корректному поведению в разных ситуациях и др.
    • В случаях, когда немедикаментозная терапия не дает желаемого эффекта, дополнительно к ней назначаются медикаментозные препараты психостимулирующего действия . Назначение психостимуляторов детям должно проводиться очень осторожно и только специалистом с высшим медицинским образованием, поскольку неправильное применение таких препаратов вызывает привыкание и ухудшает психическое состояние ребенка.

    10 полезных советов родителям детей с СДВГ: как можно и как нельзя себя вести с ребенкам

    10 советов о том, как стоит и как не стоит вести себя взрослым с детьми с СДВГ

    Как себя вести Как не стоит себя вести
    Терпеливо повторяйте свою просьбу или указание ребенку несколько раз пока он не поймет, что нужно обязательно сделать то, что требуют. Не проявляйте чрезмерной мягкости или чрезмерной жесткости к поведению ребенка. Держите себя «посредине».
    Выслушивайте ребенка, когда он с вами разговаривает. Нельзя чтобы ребенок видел ссоры или недопонимания родителей.
    Уделяйте ребенку достаточно внимания, не игнорируйте его. Не разрешайте при выполнении заданий, чтобы ребенок отвлекался на телевизор, мобильный телефон, планшет, компьютер, музыку и др. (уберите все отвлекающие факторы).
    Сделайте для ребенка строгий распорядок дня и контролируйте, чтобы он его соблюдал. Не наказывайте ребенка за гиперактивное поведение и не проявляйте к нему агрессии.
    Ограничивайте ребенку время проведения за компьютером и телевизором. Не давайте ребенку сложных заданий и поручений, которые он не сможет выполнить.
    Давайте ребенку возможность отдыхать в промежутке между заданиями, не настаивайте на срочном выполнении дела. Не давайте несколько заданий одновременно. Все должно быть последовательно.
    Придумайте систему вознаграждений за хорошее поведение и сделанные задания. Не давайте ребенку чрезмерной умственной нагрузки (например, не стоит в начальных классах отдавать его на различные кружки).
    Чаще хвалите ребенка. Не заставляйте ребенка долгое время спокойно и неподвижно сидеть.
    Помогайте ребенку приступить к началу выполнения работы, поскольку именно этот этап для него самый сложный. Не будьте инициаторами , конфликтов с ребенком.
    Поощряйте времяпровождение на свежем воздухе. Не игнорируйте указания врача или специалиста при лечении СДВГ у ребенка.

    Психологи Лютова Е, Монина Г. в своей книге «Шпаргалка для взрослых» советуют родителям при работе с детьми с СДВГ придерживаться следующих правил:

    1.Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
    2.Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
    3.Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
    4.Быть драматичным, экспрессивным родителем и педагогом.
    5.Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
    6.Посадить ребенка во время занятий рядом с педагогом.
    7.Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
    8.Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
    9.Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
    10.Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
    11.Поощрять ребенка сразу же, не откладывать на будущее.
    12.Предоставлять ребенку возможность выбора.
    13.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

    Много полезной информации по воспитанию детей с СДВГ родители найдут в книге детского психиатра, психотерапевта Олега Игоревича Романчука. Интересная цитата из этой книги:

    Вероятно, все мы хотя бы частично знакомы с этими детьми (с СДВГ) благодаря известному персонажу детского мультфильма Пете Пяточкину. В нем присутствуют типичные признаки этого расстройства - он гиперактивный, пребывает в беспрерывном движении и, по словам воспитательницы, «в этом мальчике, как в пушистом зайчике, спрятана необычайная прыгучая пружина». Именно из-за этой чрезмерной активности Петя создает постоянные проблемы вокруг себя: он сбивает ведро соседке, родители должны постоянно его контролировать, чтобы он куда-нибудь не сбежал, в детсаду он все переворачивает и не поддается контролю и управлению. В Пете присутствует также и импульсивность, типичная для детей с СДВГ, - увидев на противоположной стороне улицы собачку, он, не думая, не оглядываясь, не считаясь с опасностью и нарушая правила, перебегает улицу. А еще очевидны проблемы с вниманием - увлеченный игрой, мальчик просто не слышит воспитательницу… Мультфильм с блестящей точностью указывает на то, что может помочь Пете - мудрый педагогический подход, основанный на любви, терпении, понимании. Однако, к сожалению, в жизни изменения наступают не так быстро, как в мультфильме - и становятся следствием длительного, последовательного воспитания… («Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей» Романчук О. И.)

    Последние материалы раздела:

    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
    Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

    Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
    Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

    Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

    Кир II Великий - основатель Персидской империи
    Кир II Великий - основатель Персидской империи

    Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...