Шлем из «Джентльменов удачи» откопали на «Мосфильме. «Розовые пантеры» Александра Македонского Шлем александра македонского история происхождения

Хранится много тайн и легенд. Одной из таких таинственных страниц в истории считается тайна могилы и шлема Александра Македонского. Шлем используется авторами в качестве привлекательного элемента для сюжетов произведений разных видов искусства. Например, именно этот шлем ищут "джентльмены удачи" из одноименного фильма Александра Серого. Этот киношный "шлем" хранится в экспозиции музея "Мосфильма" и сделан из обычной пожарной каски прошлых веков.

Шлем Александра Македонского: легенды и мифы

Имя Александр по-персидски звучит как Искандер или Двурогий. И это вполне объяснимо. Ведь голову его, по преданию, должен был венчать шлем, украшенный по богам рогами барана, что, возможно, связано с древним геральдическим символом Македонии - изображением козла на знамени македонских царей.

Согласно легенде, золотой шлем Александру Македонскому подарил бог солнечного света, покровитель искусств Аполлон. Это было столь ценное сокровище, что Македонский берег его как зеницу ока: в военные походы с собой не брал и уж тем более не использовал по прямому назначению - оставлял дома. Возле хранилища оставалась сильная стража. Во время отсутствия Александра в стране шлем выполнял функцию оберега для государства и его жителей. Незадолго да смерти, во время индийского похода, полководец столкнулся с яростным сопротивлением индийских вельмож и их войска. Он послал в Македонию посыльных, чтобы те привезли шлем, в надежде на его чудодейственную силу. Однако шлем не смог защитить даже самого себя: по дороге в войско послы Александра Македонского были ограблены разбойниками. Случилось это в местности под названием Пятигорье, расположенной на Минераловодской наклонной равнине в северной части района Кавказских Минеральных вод.

Разбойников догнали и подвергли страшным пыткам. Даже на краю жизни те предпочли молчать и так и не выдали, куда спрятали шлем. Предполагают, что он был сокрыт в одной из подходящих расщелин. Шлем так и не нашли, и Александр был вынужден уйти из Индии. До сих пор неизвестно, где хранится шлем Александра Македонского, а историки продолжают его искать.

Тайна Александрия Египетская

В 2017 году минуло 2340 лет со смерти знаменитого полководца древности. Но до сих пор неизвестно, где он похоронен. Главным претендентом считаться местом упокоения полководца считается Александрия.

После смерти тело 33-летнего Александра Македонского было забальзамировано египетскими жрецами, специально вызванными для обряда, и на два года оставлено в дворцовых покоях. Унаследовавший трон Птолемей не выполнил завещание Македонского похоронить его на зеленой земле оазиса Сива в египетской пустыне, ведь он находился за границами государства. А Александр Македонский для всех сограждан олицетворял крепкую и могущественную власть. Птолемей велел захоронить и воина в усыпальнице в Александрии, тем самым сделав город местом паломничества огромного количества народа.

Существует версия, что первоначально траурная процессия была направлена Птолемеем в свои владения - в Мемфис, но жрец храма воспротивился погребению Александра в Мемфисе, предрекая несчастья и кровопролитные сражения в случае ослушания. Вот тогда и продолжился путь тела великого полководца древности в землю Александрийскую.

В правление римского императора усыпальница была замурована. В результате Александрия перестала быть "городом городов". Гробница была так хорошо спрятана, что найти ее никто не смог. Однако существует версия, что она располагается под мечетью пророка Даниила на улице Александра Македонского.

Траурная колесница в описаниях прошлого

В Александрию Александра Македонского перевозили в мраморном саркофаге, на колеснице, созданной великим инженером Филиппом. Согласно Птолемею, траурная колесница, влекомая вперед 64 мулами, продвигалась по тут же прокладываемым дорогам, ведь перед ней шло целое "войско" строителей. За колесницей двигалось само войско полководца: пехотинцы, колесницы, конница, даже воины на боевых слонах.

А вот Флавий Арриан утверждал, что в колесницу были впряжены 8 мулов. И сделана колесница была из золота, с золотыми ободами и спицами. А мулы были украшены золотыми коронами, колокольчиками и ожерельями.

Саркофаг: история и вымысел

По описаниям Птолемея, саркофаг располагался под балдахином между колоннами из слоновой кости, украшавшими колесницу. Балдахин же был выполнен в виде звездного неба и украшен драгоценными камнями. На крышку саркофага, выполненную Филиппом из золота, положили оружие полководца и троянский щит. По воспоминаниям Флавия Арриана, балдахин изнутри был убран рубинами, карбункулами, изумрудами. Внутри его висели четыре картины, изображавшие разные воинские подразделения армии Македонского на марше: колесницы, кавалерию и флот. Под балдахином стоял золотой трон, убранный цветами, которые менялись каждый день. А саркофаг, по мнению Арриана, был золотым.

На продольной стенке саркофага был высечен рельеф, повествующей о победоносном сражении Александра Македонского с персидским войском во главе с Дарием III. Битва была такой яростной, что вокруг колесницы Дария скопились груды тел погибших греков и персов. Самый разгар этой схватки и высечен на саркофаге с особой достоверностью в передаче облачения воинов, в динамике и экспрессии.

Могила в пустыне?

Присоединение Александром Македонским к своей империи Египта проходило без особых проблем, так как его войско воспринималось освободителем египетского народа от персов. За восемь лет до смерти полководец совершил путешествие вдоль Нила, вглубь египетской пустыни, где обнаружил оазис Сива. Трехсоткилометровое путешествие оставило войско без воды, войско чуть не погибло. С трудом добрались путешественники до зеленого островка жизни, где среди зелени возвышался храм бога Амона. В храме жрецы не только благословили Александра Македонского, но и назвали его сыном Амона. Это вдохновило Александра на новые походы и свершения, а также на решение быть захороненным на земле этого оазиса у храма.

В 1990 году греческие ученые отправились в Сиву и обнаружили там удивительный подземный погребальный комплекс, на рельефах которого увидели изображение личного символа Александра Македонского, а на стелах - письмена, нанесенные от лица Птолемея, или им самим, сообщающие о погребении Александра Македонского в Сиве, согласно завещанию. Храм и гробница были обнесены стеной. Здесь были обнаружены изображения львов, которые обычно использовались в погребальных обрядах Греции. Да и все остальное мало общего имело с египетской культурой и более походило на македонские сооружения и изделия.

Сохранившиеся старинные монеты изображают Александра Македонского с головным убором в виде головы льва и двумя бараньими рогами, что соотносится с описанием легендарного шлема. В Эрмитаже шлем Александра Македонского существует в основном в изображениях на старинных монетах.

Копия легендарного шлема

История золотого шлема Александра Македонского будоражит умы людей, будит воображение художников. Современными ювелирами была создана его точная копия. За основу было взято изображение с его саркофага. Изготавливали ее в течение 5 месяцев сразу три мастера из многокомпонентного сплава, в основе которого - медь и цинк. Толщина листа - 1,5 мм. Все завитки выколачивались деревянными молотками. Это очень тяжелый ручной труд.

Анфас шлема сделан в виде морды льва. Весь шлем первоначально покрывается слоем серебра, а затем золота. Серебряным остается только нос, который покрывают специальным лаком, чтобы серебро не стиралось. Шлем Александра Македонского инкрустирован камнями (тигровым глазом, сапфирами или муассанитами), горным хрусталем и слоновой костью.

Шлем предполагает размер для ношения 58, но неизвестно, соответствует ли этот размер точным размером головы Александра Великого.

Шлем достаточно износоустойчив. При постоянном ношении он будет сохранен в течение пяти лет.

Квинт Курций Руф, Флавий Арриан и Плутарх, живописуя подвиги знаменитого царя Александра Македонского, стыдливо молчат о его походе в Самару. Гордится и впрямь было нечем – великий полководец понес большие потери и едва не потерпел самое позорное в своей жизни поражение из-за неграмотности подчиненных…

Преследуя по пятам убегавшего от него после поражения при Гавгамелах царя Дария Ахеменида, великий завоеватель получил сведения лазутчиков о том, что перс с небольшой группой приближенных добрался через Тегеран и Ереван до Сочи, где купил билеты в плацкартный вагон на поезд «Адлер – Самара». Совершив форсированный марш-бросок в Анталью, македонский царь посадил отряд своих отборных телохранителей-гетайров на самолет до Курумоча, который и доставил их всех в самарский аэропорт.
Несмотря на то, что летели Александр и его свита лоукостером, казны у них хватило после перелета на такси только до Красной Глинки. Тут они высадились и сразу были атакованы племенами диких туристов, отбиваясь от которых, отряд дошел до ТЦ «Поляна». Там местный сторож старик Фрунзе натравил на них своих барбосов, после жестокого и кровавого сражения с которыми место получило название Барбошиной поляны (или поляны Фрунзе).
Далее Александр маршировал по улице Ново-Садовой, подвергаясь постоянному обстрелу со стороны обитателей коттеджей и элитного жилья, которые палили из травматов, гладкоствола и охотничьих арбалетов, а при попытках догнать их и сурово им отомстить скрывались верхом на квадроциклах. А возле университета македонцам вообще пришлось свернуть в Загородный парк и прятаться за деревьями, чтобы избежать сражения с многочисленной толпой веселящихся студентов, отмечавших народный праздник «Уход с пары».
Короче говоря, до железнодорожного вокзала добрались лишь сам Александр и несколько его наиболее стойких друзей. При попытке лейтенанта полиции Гордеева спросить у них документы «как у лиц подозрительной южной национальности» они завязали слишком бдительного стража порядка в узел и прорвались на перрон как раз к моменту прибытия поезда «Адлер – Самара».
Каково же было возмущение царя, когда он узнал, что никакого Дария Ахеменида среди пассажиров не было – только Дарик Ахменидян с братьями, племянниками и троюродными кузенами, которые привезли свежий урожай урюка и кураги для продажи на Центральном рынке. Удрученный царь, чтобы не попасть в руки сослуживцев завязанного узлом лейтенанта Гордеева, тут же, на перроне, обменял свой золотой шлем на билеты на поезд «Москва – Андижан» и срочно отбыл в южном направлении, не теряя надежды перехватить Дария где-нибудь в Средней Азии…

Гетайры (др. греч. ἑταῖροι - «друзья») входили в аристократическое окружение македонских царей. Они составляли совет и свиту правителей в мирное время и дружину - во время войны. Сохранение в Македонии этого института обеспечила архаичность социально-экономического и политического уклада жизни. Большинство македонских гетайров были аристократами и крупными землевладельцами, которых царь держал при своем дворе в целях обеспечения лояльности с их стороны. В начале правления Филиппа II (царствовал в 359-336 годах до н. э.) его гетерия состояла из 800 человек. Он увеличил численность гетайров до 3 500, принимая в их ряды не только македонских аристократов, но и знатных чужеземцев, поступавших к нему на службу. Из числа гетайров назначались офицеры македонской армии, военачальники и наместники провинций.

В армии Филиппа и Александра (царствовал в 336 до н. э. - 10 июня 323 до н. э.) гетайры составляли привилегированный отряд тяжеловооруженной кавалерии. Отправляясь на Восток, Александр оставил Антипатру 1 500 гетайров, а остальных 1 800 взял с собой. Его гетайры были разделены на 8 отрядов (ил) по 230 всадников в каждом. Первая, «царская ила», или по-македонски «агема», представляла собой отряд удвоенной численности, во главе которого сражался сам царь. Известны названия нескольких ил: Боттиэи, Амфиполя, Антемусии, Аполлонии. Названия отражают территориальный принцип комплектования отрядов.

Командовал гетайрами Филота, сын Пармениона, после его смерти этот пост занял ближайший друг царя Гефестион, позже его сменил Пердикка. Отборную царскую агему возглавлял Клит. Во время Персидского похода Александра его гетайры действовали как ударная сила против персидской конницы и против пехоты, атакуя с копьями наперевес и нанося удар, решающий судьбу сражения. В армиях преемников Александра существовали аналогичные отборные отряды кавалерии гетайров, в составе которых служили царские родственники, друзья и приближённые.

В новом интерактивном спецпроекте Warspot предлагает ознакомиться с реконструкцией внешнего облика, оружия и снаряжения македонского гетайра эпохи Филиппа и Александра.


Вооружение и части снаряжения гетайра обозначены значками-маркерами. Чтобы ознакомиться с историей и описанием интересующего элемента, щёлкните по соответствующему маркеру.

Шлем

Ксенофонт, признанный авторитет в военном деле IV века до н.э., рекомендует для вооружения всадников беотийский шлем, который, по его словам, защищает голову и не мешает зрению. Этому описанию соответствует ряд художественных изображений, которые можно связать с эпохой Александра Великого. В 1854 году на дне Тигра был найден подобный шлем - возможно, он был утерян при переправе через реку македонским воином самого Александра или одного из его ближайших преемников.


Беотийский шлем, найденный в реке Тигр и ныне хранящийся в музее Ашмолы в Оксфорде

Беотийский шлем имеет самый широкий ареал распространения: от Средней Азии до Ближнего Востока. Его носили как простые воины, так и правители, чьи изображения в таком шлеме нередко встречаются на монетах. Хронология использования беотийского шлема охватывает большую часть эпохи эллинизма. На поздних этапах, во II-I веках до н.э., появляются смешанные модели шлемов, в которых, тем не менее, отчётливо распознаются основные элементы беотийского прототипа.


Македонский воин (Гефестион?) в беотийском шлеме. Сидонский саркофаг

Форма шлема напоминает беотийский войлочный колпак с широкими полями. Вероятно, отсюда и происходит его название. В отличие от близкого по форме пилоса, беотийский шлем имеет больший размер полей и крутой угол их сгиба. В передней части шлема он составляет около 130 градусов и образует широкий козырёк, который дает лицу владельца шлема хорошую защиту от ударов сверху. По бокам и сзади этот угол наклона несколько меньше. Характерной узнаваемой чертой шлема являются боковые вогнутые складки, предназначенные, в том числе, для придания полям необходимой жёсткости. Следов крепления подкладки к основе шлема не обнаружено - возможно, она приклеивалась изнутри. Первоначально беотийский шлем носился без нащёчников. Позже, при появлении смешанных форм шлемов, для крепления шарниров, на которых подвешивались нащёчники, над боковыми полями делались две пары отверстий.


Воин в беотийском шлеме, поверх которого он носит венок из золотых листьев.Фрагмент мозаики с изображением битвы при Иссе

Изготавливали шлем из бронзового листа около 1,5 мм толщиной, отбивая его по каменной форме. Вес шлема составлял примерно 1 кг. Беотийский шлем из Тигра простой и лаконичной формы лишен украшений, хотя такие шлемы могли покрывать оловом или серебром либо расписывать яркими красками. Судя по изобразительным памятникам, на некоторых шлемах - возможно, в качестве знака отличия - носились венки, изготовленные из листьев или из тонкой металлической фольги.

Панцирь

На мозаике, изображающей битву при Иссе, на Сидонском саркофаге, надгробных стелах и других памятниках второй половины IV века до н.э. македонские всадники, как правило, носят доспехи. Среди них чаще всего представлены традиционные льняные доспехи, усиленные бронзовой чешуей и металлическими накладками. По археологическим находкам известны также цельнометаллические бронзовые, реже железные доспехи воинов Александра.


Александр в льняном доспехе. Мозаика, изображающая битву при Иссе

Подобные доспехи представляют собой двустворчатый панцирь, состоявший из нагрудной и наспинной частей. Они скреплялись друг другом на боках и плечах при помощи шарниров и ременных завязок. Большинство панцирей имеет укороченную форму, защищая корпус своего владельца лишь до пояса. Несколько панцирей из южной Италии, относящихся ко второй половине IV века до н.э., имеют полную длину, закрывая нижнюю часть живота и верхнюю часть бёдер. Об их принадлежности всадникам свидетельствует очень широкая нижняя часть панциря, позволяющая владельцу без особого труда сидеть на лошади.


Двустворчатый панцирь IV века до н.э. южноиталийского происхождения из коллекции А. Гуттмана

Форма панциря соответствует анатомии человеческого тела, точно воспроизводя рельеф грудных и брюшных мышц. Ксенофонт советовал всадникам подгонять доспех под свои размеры:

«Панцирь нужно сделать по своей мерке, потому что хорошо лежащий панцирь держится всем телом, слабый - только на плечах, а слишком узкий скорее узы, чем вооружение».

Чтобы предохранить поверхность металла от коррозии, его покрывали тонким слоем олова. Зеркальный блеск металла создавал иллюзию серебра. Однако из описаний известны доспехи, которые покрывались серебром и даже золотом.

Сарисса

Основным оружием македонской кавалерии Александра Великого была сарисса - копьё длиной от 4,5 до 6 м. Древко сариссы выстругивалось из плотной и вязкой древесины кизила. На одном конце крепился наконечник, на другом - бронзовый или железный подток, позволявший на привале втыкать сариссу в землю. Согласно расчётам, вес сариссы составлял 6,5 кг.


Македонский всадник, вооружившись сариссой, атакует персидского пехотинца. Фреска из могилы Кинча (конец IV - начало III века до н.э.)

На мозаике, изображающей битву при Иссе, Александр держит сариссу одной рукой за середину древка. Существовало лишь два способа хвата: поднятой вверх согнутой в локте рукой (в этом случае удар наносился сверху вниз) и рукой, опущенной параллельно бедру (удар наносился по прямой или снизу вверх). Чтобы изменить положение оружия, его необходимо было взять в обе руки, поэтому любая манипуляция с ним в ходе боя была крайне затруднительна.

Македонская кавалерия, вооруженная сариссами, могла эффективно действовать как против тяжеловооруженной конницы, так и против пехоты. Из-за тяжести древка удару сариссы не могли противостоять ни щит, ни доспех. Как показывают эксперименты, всадник практически не мог на скаку извлечь сариссу из тела убитого противника. Поэтому македонской кавалерии приходилось ломать оружие после первого удара и затем браться за меч.

Копис

Копис представляет собой однолезвийный меч с длиной клинка 80-90 см. Перекрестье имеет общий торец со спинкой, другим своим концом асимметрично нависая над лезвием. Рукоять, обычно оформленная в виде птичьей головы, образовывает полукольцо для защиты кисти руки. В наиболее роскошных экземплярах при изготовленни рукояти использовались костяные накладки и золотые аппликации. Массивная толщина обуха - до 8 мм - обеспечивала высокую прочность клинка при ударе.


Копис IV века до н.э., найденный на полуострове Халкидика в Греции

Изогнутая вперед форма клинка, расширяющаяся в последней трети, прекрасно приспособлена для нанесения рубящего удара. Неслучайно Ксенофонт в своем сочинении о коннице рекомендует вооружать всадников именно изогнутым кописом, которым можно рубить противника сверху наотмашь, а не прямым мечом, которым обычно кололи. По словам греческого историка Диодора, «нет щита, шлема или кости, которые могли бы противостоять удару такого меча» .


Копис в ножнах, рельеф второй половины III века до н.э. Археологический музей, Стамбул

Носили копис на левом боку в деревянных, обтянутых кожей ножнах, подвешенных к плечевой портупее.

Хитон

Македоняне носили хитон греческого покроя. Он представлял собой доходившую до колен широкую рубаху с короткими или длинными рукавами, и носили его, низко подпоясав с широким напуском. Хитон окрашивался в различные цвета и мог украшаться вышивкой.


Фреска с росписи фасада македонской гробницы в Айос Афанасиос

Захватив богатства Персии, Александр раздавал своим приближённым драгоценные ткани и одежды, окрашенные пурпуром и шафраном. Возможно, одежда определённого цвета соответствовала более высокому или низкому рангу её владельца, как это практиковалось при дворе Ахеменидов. Остатки пигмента, обнаруженные на фигурах македонских воинов Сидонского саркофага, позволяют восстановить фиолетово-пурпурный цвет их хитонов и пурпурный же с белой или жёлтой каймой цвет их плащей. На фресках пурпурные хитоны царских приближённых часто встречаются в сочетании с жёлтыми плащами и с пурпурной каймой. Там же встречаются и другие цветовые сочетания.

Сапоги

Всадник обут в высокие кожаные сапоги на шнуровке, известные по многочисленным изображениям. Как правило, греческие художники изображали такие сапоги в качестве атрибута путешественников, охотников и воинов.

Статуя Гефестиона, командира конницы гетайров Александра, одетого в хитон и кавалерийские сапоги. Статуя, датируемая I веком до н.э., была предназначена для его мемориала в Александрии. Национальный музей археологии, Афины

Для всадников их ношение имело дополнительный смысл, поскольку служило средством защиты голеней как от колючего кустарника, которым изобилует Греция, так и от оружия противника. Кроме того, высокие кожаные голенища должны были защищать кожу от едкого конского пота.

Лошадь

Македонская конница имела отличную военную репутацию еще задолго до эпохи Филиппа и Александра. Лошади, на которых ездили гетайры, в среднем были 1,34 м в холке, имели широкую грудь, точёные шеи, небольшие головы и стройные ноги. Их породу значительно улучшила привнесенная после 339 года до н.э. скифская кровь: Филипп II, одержав победу над скифами, захватил в качестве трофея 20 000 породистых кобылиц. После Персидских походов Александра македоняне завладели множеством породистых лошадей из конюшен Великого царя.


Бронзовая статуя лошади и мальчика-наездника, III-II века до н.э. Национальный музей археологии, Афины

Как и греки, македоняне предпочитали ездить на нехолощёных жеребцах. Этому есть убедительные свидетельства в сохранившихся до наших дней образцах изобразительного искусства. Для управления горячими, норовистыми животными использовали уздечку с трензелем и шпоры, которые подвязывались к сапогам или просто на ногу. Лошадей не подковывали.

На мозаиках и фресках лошади имеют серую, красно-гнедую и вороную масть. Знаменитый Буцефал Александра Македонского был вороной масти с белой звездой на лбу.

Ксенофонт упоминает, что продал своего боевого коня за 1 250 драхм. В среднем в Афинах IV века до н.э. цена боевого коня колебалась между 700 и 1 000 драхм. Дневной заработок рабочего в то время составлял одну драхму.

Чепрак

Македонские всадники не пользовались сёдлами. Как правило, на спину лошади клали чепрак, который удерживался на месте с помощью широкой подпруги.


Лошадь с накинутой на спину шкурой пантеры, выполняющей роль чепрака для всадника. Стела III-II веков до н.э. Национальный музей археологии, Афины

Чепрак представлял собой простой прямоугольник из войлока или стёганой ткани. В некоторых случаях эту роль исполняла наброшенная шкура, как можно видеть на скульптурах и мозаиках эллинской эпохи. Главной задачей чепрака было беречь кожу на бёдрах всадника от едкого конского пота. Ксенофонт советует всадникам использовать толстый стёганый чепрак, «который обеспечивает наезднику устойчивую посадку и не даёт натереть лошади спину» . Одновременно он упрекает персов в том, что те покрывают лошадей множеством попон, словно постель, из-за чего персидские всадники сидят мягко, но неустойчиво.

Едва придя к власти, македонский царь Филипп II (отец Александра) реорганизовал македонскую армию, так что после его смерти великий завоеватель получил в свое распоряжение великолепную военную машину, которую продолжал совершенствовать. Из племенного ополчения Филипп, с помощью наемных военачальников-иностранцев, создал дисциплинированное войско, главной частью которого, как и во всех греческих государствах, была тяжеловооруженная пехота построенная в плотный строй – фалангу.

Филипп сформировал также мощную тяжеловооруженную конницу, которая стала ударной силой армии. Сначала это были примерно 600 гетайров (hetairos), буквально - «товарищей». Выходцы из знатных македонских семей, а затем и со всей греческой земли, получали территории, отобранные у врагов царя, и пополняли ряды гетайров, число которых в царствование Александра еще умножилось (в начале похода в Персию – около 1800 человек). Филипп же дал гетайрам тяжелые доспехи - панцири и шлемы. Имелись также и щиты гоплитского типа, но они применялись только если гетайры сражались в пешем строю, что не было редкостью.

Гетайры были обучены маневрированию на поле боя, умели перестраиваться и изменять направление атаки (что было необычно для того времени), это позволяло наносить быстрые удары во фланг и тыл вражеского боевого порядка. Для таких перестроений требовалось жесткое управление лошадью, поэтому применялись строгие удила, эпизодически применялись также и шпоры. Обычно на коня садились только для боя, марши совершали пешком для лучшего сбережения копыт.

Важное место в армии Александра занимала фессалийская конница . Фессалия – одна из областей Греции, связанная с Македонией союзными отношениями, фессалийцы издревле славились как наиболее искусные наездники в греческом мире. По численности фессалийская конница примерно равнялась коннице гетайров.

Еще одной важной частью македонской кавалерии были продромы (prodromoi) или разведчики - всадники фракийской легкой конницы. Функции продромов, как показывает их наименование, заключались в разведке пути перед армией. При надобности их объединяли с легкой пехотой или подразделениями тяжелой конницы. Вооружались они кроме ксистона (рубящего меча; другое название - махайра) также дротиками (легкими копьями, которыми можно было не только колоть, но и метать их). Панцирей и щитов как правило не имели. Предполагается, что цветом подразделения продромов был розовый, использовавшийся для туники и основного поля плаща.

Говоря о македонской фаланге, следует признать, что искусство ее применения именно в армии Александра было доведено до совершенства, не достигавшегося более ни до, ни после, что и обусловило в значительной степени его победы.

Воины фаланги – фалангиты – подразделялись на педзетайров и гипаспистов

Поскольку теперь, при наличии мощной конницы, македонская пехота не нуждалась в высокой мобильности, появилась возможность усилить ее вооружение. Поэтому педзетайры (пешие гетайры) имели панцири и бронзовые щиты, давно забытые в остальной Греции, что давало им преимущество в бою. Однако не все фалангиты вооружались одинаково. Воины первых рядов могли носить бронзовые панцири и поножи, и более массивные щиты, воины занимавшие места ближе к середине строя – льняные панцири, более легкие щиты меньшего размера и не имели поножей, а стоявшие в последних рядах могли вовсе не иметь панцирей и даже шлем заменять шляпой. Зато длина тяжелого копья – сариссы – увеличивалась соответственно в каждой последующей шеренге (всего шеренг было 16) и в 5-й - 6-й шеренгах могла достигать 4-5 метров а возможно и более, так что перед щитом воина первой шеренги находились наконечники копий 4-5 его товарищей стоявших в ряд за ним в затылок. Такие длинные копья, понятно, приходилось держать обеими руками, поэтому щит подвешивался на ремне через плечо. Каждый воин вооружался также и прямым мечом-ксифосом для ближнего боя.

Следует иметь в виду, что превосходство македонской фаланги на поле боя не было обусловлено только некоторыми преимуществами в вооружении и снаряжении. Главным преимуществом была дисциплинированность и хорошая обученность фалангитов,

Гипасписты (hypaspistes – по-гречески означает «щитоносец»). Считается, что это подразделение было первоначально сформировано из личных оруженосцев гетайров, которые, естественно, всюду следовали на поле боя за своими хозяевами. Затем этот род пехоты предназначался для того чтобы заполнять разрыв в боевом порядке, когда гетайры при очередной стремительной атаке вырывались вперед. В этом случае гипасписты бегом следовали за гетайрами, прикрывая их тыл и развивая успех прорыва. Естественно, их снаряжение было облегчено по сравнению с остальными воинами фаланги, будучи вооружены более короткими копьями, такими же мечами, шлемами и щитами они не имели панцирей, зато единственные из всей пехоты носили обувь. Иногда для быстроты передвижения гипаспистов сажали на лошадей за спину конникам.

Значительную часть пехоты составляли контингенты союзных греческих государств. После победы над персами многие из этих воинов продолжили службу Александру уже не как союзники, а как наемники. Греческая наемная пехота была снаряжена по традиционному спартанскому образцу: бронзовые гоплитские щит и шлем, однако панцирь и поножи отсутствовали. Воины были вооружены обычными для пехоты копьем и мечом-ксифосом и носили красную эксомиду (exotnis) – хитон со спущенным правым рукавом.

Воины легкой пехоты в македонской армии именовались псилами (psiloi). В их число входили токсоты (toxotoi), то есть лучники, и аконтисты (akontistai), то есть метатели дротиков. Предполагается что те и другие носили небольшой бронзовый щит – пельту (pelte) , который не стеснял движений при использовании метательного оружия и в то же время позволял при необходимости вступить в ближний бой.

Соматофилаки – «хранители тела» - подразделение, охранявшее царскую палатку. Формировалось из наиболее преданных царю знатных людей. Кроме выполнения своих прямых обязанностей, многие из них назначались командовать частями армии или правителями захваченных областей (сатрапами).

Интересно что Александр ввел у себя в армии обязательное бритье, официально – чтобы лишить противника возможности в рукопашном бою схватить воина за бороду, а неофициально многие считали что это было связано с отсутствием бороды у него самого – ведь будущий великий правитель стал царем всего в 20 лет с небольшим!

Реконструкция внешнего вида воинов македонской армии.

А1. Александр в одежде старшего офицера гетайров

Образ заимствован с «мозаики Александра» в Помпеях (см. ниже). На мозаике туника и плащ изображены пурпурно-серыми, но основой служила картина возрастом в несколько столетий, и краски на ней выцвели. Плащ на мозаике поврежден, но при сопоставлении с фигурами на «Саркофаге Александра» его край реконструируется как желто-золотой. Зеленое поле на панцире и зеленая кайма покрывала из шкуры на лошади, видимо, указывают на илу (кавалерийское подразделение из 200 всадников). Обычно царь сражался в беотийском шлеме (как у соседней фигуры), но на мозаике его предпочли изобразить без головного убора, несомненно в художественных целях.

А2. Всадник конницы гетайров

Образ заимствован с «Саркофага Александра». Обычно гетайры носили белые панцири, как на рис. А1, но, возможно, они не были столь богато украшены. Вместо греческой подстилки для сидения на лошади (см. далее рис. C1) использована персидская. Цвет каймы покрывала и пояса должен, видимо, указывать на илу.

B1. Гетайр в одежде для охоты

Образ заимствован из сцены охоты с «Саркофага Александра». Этот гетайр снял с себя панцирь и заменил ксистон (кавалерийское копье) на более короткое охотничье копье. Кайма покрывающей лошадь шкуры в данном случае красная - возможно, в соответствии с цветом илы (подразделения всадников). Возможно что покрывало в виде шкуры леопарда было привилегией офицеров.

B2. Один из «царских детей»(?) в одежде для охоты

Образ заимствован с мозаики из Пеллы, изображающей двух юношей на охоте. На других мозаиках с охотничьими сценами можно встретить похожие плащи, однако полностью белого цвета, а охотники вооружены кописами (короткими рубящими мечами; другое название - ксифос) и топорами. На голове мужчины - не традиционная македонская каусия (кавсия), а белая шляпа от солнца.

B3. «Личный гетайр» в одежде для охоты

Цвета одежды этой фигуры реконструированы по изображению на «Саркофаге Александра». Известно, что эллинистические цари жаловали своим придворным и «друзьям» плащи как знак особого расположения. По всей видимости, этот охотник - «личный гетайр» Александра.

С1. Фессалийский всадник в одежде для охоты

Образ заимствован из сцены охоты с «Саркофага Александра». На мужчине надета только нижняя туника с короткими рукавами, а верхняя туника отсутствует. Характерный фессалийский плащ темно-пурпурного цвета с белой каймой. Шерстяное покрываю на лошади окрашено в пурпурный и желтый цвета: пурпурный (того же темного оттенка, что и плащ) по-видимому был цветом фессалийской конницы, а желтый - цветом илы. Сбруя коричневая, а не темно-красная, как у гетайров.

С2. Офицер фессалийской конницы

Нарисованный, а скорее сделанный из серебра лавровый венок на шлеме беотийского типа, видимо, был знаком ранга: на это же указывают и браслеты. Кромка плаща на саркофаге отсутствует и реконструирована по образцу С1. Расцветка панциря и его деталей реконструирована путем сопоставления наиболее авторитетных источников, однако нельзя полностью гарантировать ее точность ввиду недостатка информации.

D1. Всадник конницы продромов

Образ заимствован из степной росписи «гробницы Кинха» близ Науссы. Фигура изображает всадника легкой конницы в характерной на конец правления царя Филиппа одежде. Александр, по всей вероятности, заменил у кавалеристов показанный здесь фригийский шлем беотийским, а вместо изображенного здесь ксистона (легкое кавалерийское копье) ввел сариссу (более тяжелое и длинное пехотное копье). Поскольку кромка туники на оригинальном изображении была повреждена, ее пришлось реконструировать па основе имеющихся данных. Части шлема также плохо сохранились, однако можно предположить, что свисающая из-под шлема лента принадлежит подшлемнику.

D2. Пехотинец в лагерной одежде

Образ заимствован из сцены охоты с «Саркофага Александра». На оригинальном изображении мужчина представлен в одном плаще, обернутом вокруг руки. Эфаптида - военный плащ, который использовался в тяжелой пехоте. Прямоугольный кусок ткани накладывали на левое плечо и оборачивали вокруг руки. Туника и каусия реконструированы по имеющимся данным; белый цвет каусии является догадкой. Синий цвет ленты, поддерживающей меч в ножнах, был, вероятно, цветом пехоты. Топор реконструирован по охотничьей сцене с мозаики из Пеллы.

D3. Педзетайр (пеший гетайр – солдат отборного подразделения пехоты) в одежде для охоты

Образ реконструирован по полуобнаженной фигуре из сцены битвы с «Саркофага Александра». Туника педзетайра предположительно была пурпурной; цвет эфаптиды взят непосредственно с саркофага. Это офицер или старший солдат; перья на его шлеме восстановлены па основе имеющейся дополнительной информации.

Е1. Гипаспист

Образ заимствован с «Саркофага Александра». Верхняя часть шлема в оригинале разрушена и здесь реконструирована на основе имеющихся данных, В центре бронзового щита на саркофаге расположен темно-пурпурный медальон, однако эмблему прочитать было невозможно. Башмаки подобны тем, которые носили всадники,

Е2, ЕЗ. Неопределенное подразделение (союзная конница?)

Оба образа заимствованы с «Саркофага Александра». Шлем фигуры ЕЗ аналогичен лежащему возле фигуры на саркофаге; тот, который лежит рядом с фигурой Е2, также взят с саркофага. Башмаки на ногах воинов заставляют предположить, что оба они всадники, вероятно из союзной конницы, но их можно отнести и к соматофилакам (личная охрана царя).

F1. Педзетайр

Образ заимствован с «Саркофага Александра». По оригиналу цвет наплечников и птеригов определить нельзя. На основе имеющихся дополнительных сведений реконструирован также и гребень шлема. Голова Силена (?) с груди воина могла быть повторена и на пурпурной оборотной стороне щита как опознавательная эмблема таксиса (пехотного подразделения). Панцирь не типичен, тем не менее красная туника не позволяет нам предположить, что воин принадлежит к элитному подразделению.

F2. Греческий наемник на персидской службе

Образ заимствован с «Саркофага Александра». Фигура одета в красную эксомиду с открытым правым плечом, которая была в это время обычной одеждой греческого наемника. Воин потерял бронзовые шлем и щит-гоплон. Панцирей наемники не носили.

F3. Офицер педзетайров

Образ заимствован с «Саркофага Александра», на котором он предположительно изображает офицера. Бронзовые поножи посеребрены и подбиты красным материалом; подвязки также красные. Шлем отличает золоченая полоса на гребне, перья реконструированы. Цвет наплечников в оригинале не ясен. На прислоненном к стене щите изображена эмблема подразделения - голова неустановленной богини.

G1. Старший солдат педзетайров

Образ заимствован с «Саркофага Александра». Возможно, изображает кого-то из офицеров или старших солдат фаланги. На это указывают, в частности, бронзовые поножи, которые носили командир ряда или полуряда. Шлем с перьями (реконструированы) не имеет золоченой полосы на гребне. Украшающая шлем белая спираль может указывать на чин гиперета (старшины подразделения); точные очертания этого символа неизвестны.

G2. Педзетайр

Пурпурная туника (в соответствии с фигурой на «Саркофаге Александра») может указывать на принадлежность к элитному подразделению.

G3. Слуга

Образ заимствован с «Саркофага Александра». В оригинале расцветка одежды этой фигуры сильна повреждена. Темно-пурпурная полоса на тунике различима, но общий цвет одежды не ясен. Представляется, что он был светло-пурпурным или красным. Статус этого слуги установить не удалось, однако он вполне может быть молодым македонцем.

Практически каждого воина в походе сопровождал слуга, если воин был богат и знатен - несколько слуг, а если он был кавалеристом – также и конюх, который обычно тоже имел коня.

H1. Аконтист

Не сохранилось ни одного хорошего изображения легкого пехотинца армии Александра. Тем не менее одна фигура с «Саркофага Александра» со значительной долей вероятности может быть прочитана как изображение представителя аконтистов и, таким образом, использована в качестве основы для реконструкции внешнего облика легких пехотинцев. Фигура с саркофага вполне может изображать и спешенного всадника, однако если все-таки это образ пехотинца, то перед нами представитель именно легкой пехоты, так как на него надета не эфаптида (длинный военный плащ в который можно было завернуться целиком), характерная для воинов тяжелой пехоты, а македонский плащ, закинутый за левое плечо, чтобы освободить обе руки. Фигура изображена обнаженной; вполне возможно, что легкая пехота шла в бой лишь в плащах, но, с другой стороны, передача обнаженной натуры могла быть лишь эстетическим приемом, поэтому к нашему изображению мы добавили еще и тунику. На ноги легкого пехотинца вполне могли быть надеты башмаки.

Н2. Неизвестное подразделение (соматофилак?)

Образ заимствован с «Саркофага Александра». В оригинале фигура обнажена (но снабжена щитом и шлемом). Золотая окантовка гребня шлема и перья (реконструированы) указывают на офицера или старшего солдата, хотя поножи и панцирь отсутствуют. Туника может иметь длинные рукава или представлять собой эксомиду, ее цвет может быть как пурпурным, так и красным. Медальон на щите изображает Александра в одежде персидского царя.

НЗ. Союзный греческий гоплит

Образ заимствован с «Саркофага Александра». В руках у гоплита бронзовый щит, на котором может быть изображена эмблема города, приславшего данное подразделение. На голове воина изображена только повязка, однако в ногах лежит его шлем.

Костюм воина армии Александра , эллина, македонянина или фракийца, составляла прежде всего короткорукавная рубаха – хитон . Поверх него надевался длиннорукавный (по северной моде) верхний хитон (его полы подворачивались под пояс). Македоняне носили хламиду македонского типа: плащ в виде полукруга, переброшенного через левое плечо и скрепленного на правом плече; у такого плаща всего два угла, свисавших спереди и сзади соответственно. Край плаща свисал на уровне колен по прямой линии между этими двумя углами. По замечанию Александра, его отец (царь Филипп) «обрядил вас [македонян] в плащи (хламиды ) вместо козлиных шкур».

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...