Самые интересные психологические эффекты. Эффекты психологии

Сегодня расскажем Вам о самых интересных и необычных психологических эффектах из социальной психологии. Так же советуем ознакомиться с . Звучит сложно, но на деле все довольно просто, например эффект Ромео и Джульеты можно также назвать «назло всем врагам» или «плевать, а мне ещё сильнее хочется» (С В. Высоцкий «Наводчица»).

9 Психологических эффектов

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их.

«Эффект Контекста»

Наш мозг может иногда сделать два совершенно противоположных вывода из одной информации. Эффект «контекста» свидетельствует, что среда, окружение в котором находится эта информация, воздействует на отношение к информации и на манеру её обработки. Простой пример: если опустить одну руку в горячую воду, вторую в холодную, а потом обе руки опустить в воду тёплую. Невозможно определить температуру тёплой воды потому, что для одной руки она будет как кипяток, а для другой она будет ледяной.
И это иллюзия…


«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь – следовательно, никто не помогает.

«Эффект Ложного воспоминания»

Наш мозг с первого взгляда « считывает » только суть, например с предупреждающей надписи, но не видит и не запоминает деталей, таких как например, ошибка в правописании. И воспоминание о надписи через некоторое время будет связано с сутью, а не с формой. После запоминания мозгом сути процесс невозможно остановить и сразу перестроить. Например при мимолётном взгляде на надпись « Остарожно краска » первыми возникают две реакции:
1. Обойти, чтобы не испачкаться.
2. Потрогать пальцем и убедиться высохла ли краска.
И через две минуты возникает вопрос не было ли написано слова « свежая » после слова « осторожно », но не возникает мысли о том, что слово « осторожно » написано с ошибкой.

«Эффект Труднодостижимости»

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу. Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник. Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое “приписывание” ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик. Среди студентов хорошо известен миф: “вначале студент работает на зачетку, а потом она на него”. Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал “эффект ореола” и он все старался “натянуть” ответ студента на “отлично”.

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) - влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности. Примеры:

Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Если вам понравилось статья «Интересные психологические эффекты», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

Психологический эффект — это часто повторяющиеся явления, возникающие во время взаимодействия человека с человеком и человека с обществом. Эффекты подобного рода на самом деле являются стабильными и легко обнаруживаются. Есть даже группа самых распространенных психологических эффектов, которые нередко становятся частью нашей жизни, иногда даже без нашего ведома.

Эффект плацебо

Согласно определению «плацебо» — это вещество, не являющееся лекарственным препаратом, но используемое в качестве такового. Целебный эффект «плацебо» связан с верой пациента в то, что он принимает лекарство, а не «пустышку». Другими словами, весь эффект сводится к самовнушению человека. Правда некоторые «осложнения» могут вызвать особые психологические качества пациента, его индивидуальные характерные черты, а также вера в медицину.

Эффект Веблена

Экономически необоснованный повышенный спрос, а также демонстративное потребление товаров высокой ценовой категории. Дорогая вещь, как правило, подчеркивает статус его пользователя, потому на его покупку не скупятся. Феномен Веблена сегодня часто встречаемый, особенно в среде молодых людей, для которых социальный статус имеет большое значение. Одна из главных особенностей эффекта Веблена – чем выше цена, тем выше спрос.

Эффект Зейгарник

Занимательный психологический феномен, согласно которому человек гораздо лучше запоминает внезапно прерванное занятие, чем то, которое было завершено. В 192О-ых годах были проведены эксперименты с участием школьников и студентов. Ученикам испытания предоставили ряд заданий, и время от времени решение данных задач прерывали. По окончанию экспериментов подводились итоги, где результатом всегда был больший процент запомненных незавершённых заданий, чем завершённых.

Холодное чтение

К холодному чтению, как правило, обращаются экстрасенсы и гадалки, которые стремятся создать впечатление того, что знают о человеке больше, чем это есть на самом деле. Делается это посредством анализа физических и внешних данных: пола, возраста, одежды, расовой, религиозной и сексуальной принадлежности, уровня образования и прочих данных. Метод строится исключительно на догадках, однако большинство из них бывают верными.

Эффект Пигмалиона

Он же эффект Розенталя – феномен уникальный и абсолютно необъяснимый. Заключается в том, что человек, убеждённый в достоверности определенной информации, подсознательно будет вести себя таким образом, чтобы получить подтверждения своей веры. Другими словами, если человек верит в паранормальные явления, он чаще замечает странности и сталкивается с необъяснимыми явлениями.

Эффект Барнума/эффект Форера

Феномен также именуется эффектом субъективного подтверждения, заключается в том, что человек верит в описание своей личности, которое на самом деле имеет обобщённый характер и может быть применено в отношении других людей.

Эффект аудитории

Эффект аудитории — это влияние, которое оказывает аудитория на деятельность человека присутствием других людей. Влияние может иметь и положительный, и отрицательный эффект. В результате ряда исследований, была обнаружена закономерность, согласно которой человек, который выполняет знакомую ему работу, при наличии аудитории улучшит свой результат, и наоборот, при выполнении сложной и мало знакомой работы, присутствие других людей результаты ухудшает.

Эффект последовательности

Воздействие эффекта последовательности проявляется в том, что люди могут различным образом реагировать на одни и те же условия в зависимости от последовательности выполнения заданий. Если, например, в ходе какого-либо эксперимента, исследователь меняет порядок его составляющих, то и адаптация испытуемого к этому эксперименту будет проходить хуже или лучше. По этой причине в психологии учёными принято проводить многие исследования по одной наиболее эффективной схеме.

Эффект Хоторна

Согласно феномену Хоторна, когда человек сознает свое участие в эксперименте, то это приведет к искажённому, вероятнее всего, лучшему результату. Хоторн пришел к выводу, что человек, знающий о своем участии в эксперименте будет действовать гораздо более эффективно, проявит сосредоточенность, нежели в обычных условиях. Эффектом Хоторна также часто называют явление, в котором любая инновация приводит к улучшению результатов, т.к. она вызывает у людей энтузиазм.

Эффект доктора Фокса

Эффект доктора Фокса заключается в том, что выразительность и импрессивность человека, предоставляющего информацию, может быть для воспринимающего гораздо важнее, чем сама информация, которую он преподносит. Талант рассказчика может завуалировать собой плохое качество, вымышленность, бесполезность и бессодержательность информации. Но в то же время человек, который эту информацию получил, будет уверен в том, что действительно узнал много нового и чему-то научился.

Эффект первого впечатления

Смысл эффекта первого впечатления заключается в том, что люди при знакомстве с другими людьми и их оценке часто придают значение впечатлению, которое у них возникает в первые минуты общения. Бывает даже так, что при дальнейшем общении все последующие впечатления и сведения представляются неверными и отбрасываются. Первое впечатление может быть сформировано преднамеренно или непреднамеренно. На первое впечатление влияют такие особенности человека, как его внешний вид, манера держаться и разговаривать, уверенность или неуверенность в себе, голос, взгляд и т.д.

Эффект очевидца

Эффект очевидца (он же эффект свидетеля или синдром Дженовезе) проявляется в том, что люди, которые оказались свидетелями каких-либо чрезвычайных ситуаций, не пытаются помочь тем, кто пострадал, оставаясь в стороне. Интересно то, что чем больше свидетелей, тем меньше вероятность, что кто-нибудь поможет, т.к. каждый из них считает, что помочь должен кто-то другой. А если очевидец один, то и вероятность его помощи существенно увеличивается.

Эффект ореола

Сутью эффекта ореола или хало-эффекта является следующее: если человек произвёл хорошее впечатление, то впоследствии люди будут ему «приписывать» другие хорошие качества, которых на самом деле может и не быть. Если же человек произвёл плохое впечатление, то в дальнейшем люди будут неосознанно стараться видеть в нём плохие качества, независимо от общей характеристики его личности. Эффект ореола часто проявляется в визуальной оценке: если человек красив внешне, то он воспринимается умным, образованным, приятным в общении и т.д. Если же человек обладает не очень привлекательной внешностью, то и оценка его будет противоположной.

«Эффект Ромео и Джульетты»

Увеличение привлекательности двух людей друг для друга, возникающее в результате попыток их родителей или других разлучить их….

«Эффект Очевидца»

Феномен, заключающийся в том, что, когда нужна помощь, чем большее количество людей присутствует, тем менее вероятно, что кто-то из них окажет помощь. Ранее это рассматривалось как признак дегуманизации, происходящей в городской среде. Сейчас уже известно, что этот эффект является общим для всех. По существу, чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь - следовательно, никто не помогает.

«Эффект Труднодостижимости»

В социальной психологии - феномен, состоящий в том, что люди, избирательные в своих социальных выборах, более желанны, чем те, кто более доступен. Это тонкий эффект. Многие, кто действует в манере "труднодостижимости", как бы незаметно просто отваживают от себя других людей, уменьшая свою социальную желанность.

«Эффект Пигмалиона»

(Pygmalion effect) Термин Э. П. взят из пьесы Джоржда Бернарда Шоу.

Он используется как синоним самоосуществляющегося пророчества. Роберт Розенталь и Ленор Джекобсон впервые использовали это понятие в своей книге, в которой описывались влияния ожиданий учителей на поведение учеников. Оригинальное исследование состояло в манипулировании ожиданиями учителей и оценке их влияний на показатели IQ школьников. 20% случайно выбранных школьников из 18 различных классов описывались учителям как обладающие необычайно высоким потенциалом учебных достижений. Ученики младших классов, в отношении которых были сформированы высокие ожидания учителей, обнаружили значительный прирост в общих показателях IQ и показателях способности к рассуждению (reasoning IQ) в сравнении с др. учениками в своей школе.

«Эффект Зейгарник»

(англ. Zeigarnik effect) - мнемический эффект, состоящий в зависимости эффективности запоминания материала (действий) от степени законченности действий. Назван по имени открывшей его в 1927 г. ученицы К. Левина - Б. В. Зейгарник.

Суть феномена состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Это объясняется той напряженностью, которая возникает в начале каждого действия, но не получает разрядки, если действие не закончилось. Эффект преимущественного удержания в непроизвольной памяти прерванной, неоконченной деятельности используется в педагогике и искусстве.

Эффект Ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: "вначале студент работает на зачетку, а потом она на него". Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал "эффект ореола" и он все старался "натянуть" ответ студента на "отлично".

Эффект аудитории

(эффект Зайонца, эффект фасилитации) — влияние постороннего присутствия на поведение человека.

Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один из факторов, угрожающих внутренней валидности.

Примеры:

Мужчина пытается показать себя в лучшем свете перед женщиной (и наоборот)

В присутствии посторонних человек может переживать сильные эмоции, волноваться, смущаться и т. д.

Поведение и мысли человека наедине с собой и в компании зачастую разительно отличаются.

Фото: Daniel Zedda flickr.com/astragony

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда мы говорим, что наши действия - это результат только наших решений, мы немного лукавим. Ведь мозг постоянно ухитряется обманывать нас, искажая восприятие реальности.

сайт собрал 10 психологических эффектов, которые управляют нашим поведением, даже если мы об этом не догадываемся.

Этот синдром основывается на реальном эксперименте : если поместить лягушку в воду комфортной для нее температуры и включить постепенный нагрев, то лягушка потратит все силы на стабилизацию температуры тела и, когда вода закипит, не сможет выпрыгнуть и умрет. Если же поместить лягушку в емкость с кипящей водой, то она выпрыгнет сразу.

Так и люди, попадая в неприятную, но неопасную для жизни ситуацию, предпочитают терпеть постоянные мелкие неудобства, пока они не истощат их эмоционально. Болезненные отношения с близкими, ненавистная работа - все это ловушки , в которые мы сами себя загоняем из-за нежелания что-либо менять.

Зачастую наш мозг цепляется за старые представления , уже прочно укрепившиеся в массах, и отрицает новые, достоверные данные. Классический пример: долгое время люди не принимали тот факт, что Земля круглая (кстати, такие люди до сих пор существуют). Информация о том, что Земля плоская, была более «комфортной» для мозга, ведь все новое, как известно, пугает.

В повседневной жизни многие из нас бывают крайне консервативны: нам сложно расстаться с устаревшей информацией и даже чувствами , утратившими свою актуальность.

Когда дела идут совсем плохо, порой мы не хотим узнавать лишние подробности наших неприятностей -подобно страусу , зарывающему голову в песок. Мы игнорируем негативную информацию, предпочитая вовсе не думать о проблеме. Например, мы радуемся, что преподаватель еще не проверил наше экзаменационное задание, потому что не хотим знать результат. А вдруг он плохой?

Как ни парадоксально это звучит, но тот факт, что мы не можем распознать когнитивные искажения у самих себя, - это тоже искажение. Эффект слепого пятна - именно тот случай. Люди склонны замечать ошибки в поведении других, но игнорировать собственные (даже самые очевидные). Согласно исследованиям , каждый человек хоть раз испытывал на себе действие этого эффекта.

Часто мы переоцениваем значимость доступной нам информации , особенно когда принимаем решение. Например, человек, отстаивающий свою дурную привычку, будет говорить, что знает кого-то (совсем не обязательно лично), кто выкуривал по 3 пачки сигарет в день и дожил до 100 лет. Мозг исключает вероятность того, что этот пример если и не выдуман, то уж точно уникален. Человек автоматически распространяет удачный пример на свою ситуацию и считает, что ему волноваться не о чем.

Когда у нас что-то получается в новой для нас сфере деятельности, наше представление о собственных способностях, как правило, искажается , а самооценка становится завышенной. Именно поэтому новички дают «ценные» указания более опытным сотрудникам, но при этом не замечают собственных ошибок .По мере получения опыта человек начинает понимать, как много он еще не знает в своей области, и его когнитивное искажение меняет знак на «минус»: самооценка сильно занижается.

Исследование показало, что если поставить людей перед выбором снизить до нуля небольшой риск или значительно уменьшить огромный, то большинство выберет первый вариант (даже если он будет контрпродуктивным). Свести и так низкую вероятность авиакатастроф к нулю или резко уменьшить колоссальное число автомобильных аварий? Нулевой риск зачастую выглядит привлекательнее для нашего мозга .

Представьте, что вы решили накопить на машину. В какой-то момент, скажем, за пару недель до покупки, вы осознаете, что у вас скоро наберется нужная сумма денег, и переживаете сильнейшие эмоции: мысленно вы уже совершили покупку . Именно поэтому эмоции будут не такими сильными, когда вы действительно станете обладателем заветной машины. Возможно, вы даже почувствуете разочарование.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...