Самоназвание китая. Почему китай назвали "китаем" и "поднебесной"

» на правление. Соответственно, точным переводом является «Центральная страна» или «Центральное государство».

Термин «чжунго » не используется в истории Китая постоянно. Он имел разнообразный культурный и политический подтекст в зависимости от эпохи .

Название China используют для Китая в Центральной Европе , в частности в португальском, испанском, английском, немецком и румынском языках. В польском используется Chiny . Название Kina используется преимущественно в Северной Европе , в частности в Дании, Норвегии и Швеции , а также в сербохорватском языке . В Греции используется название Κίνα .

История

Китай - одна из древнейших цивилизаций мира. Она стоит в одном ряду с цивилизациями шумеров Тигра и Евфрата , индийцев Инда и египтян Нила . Особенностью китайской цивилизации является то, что она развивалась изолированно от других цивилизационных центров. Её достижением стала, в первую очередь, логографическая система письма, которая используется сегодня в странах Восточной Азии .

Доисторический период

Археологические находки показывают, что древние люди вида Homo erectus заселили территорию современного Китая между 2,24 млн - 250 тыс. лет назад. В местности Чжоукоудянь вблизи Пекина были найдены останки так называемого синантропа , которые датируются 550-300 тыс. лет назад. Синантропы умели изготавливать простые каменные орудия и добывать огонь.

Приблизительно 70 000 лет назад новые люди современного вида Homo sapiens заселили Китайскую равнину, вытеснив синантропов и их потомков. Наиболее ранние остеологические подтверждения существования современных людей на территории Китая (человеческие останки со стоянки Люцзян) датируются 67 тысячелетием до н. э.

Государственность Китая имеет очень длинную историю. Легенды, возникновение которых историки относят к третьему тысячелетию до нашей эры , донесли до нас имена первых трёх властителей и пяти императоров Китая.

Согласно современной историографии, первой династией Китая была Ся . Некоторые китайские ученые считают, что доказательством её существования служат раскопки городских поселений и могил вблизи Эрлитоу в провинции Хэнань . Эта археологическая культура датируется периодом от 2070 до 1600 до н. э. В поселениях найдены мастерские для производства бронзовых сосудов, керамика, штампы с простейшими иероглифами. Большинство западных учёных отрицает существование этой династии.

Древние государства на территории Китая

Первой исторически достоверной династией считается династия Шан (другое название Инь), которая контролировала территории равнины реки Хуанхэ в Восточном Китае между XVIII и XII столетиями до н. э. Её уничтожил один из западных вассальных родов, который основал династию Чжоу , которая правила с XII до V века до н. э. Центральная власть новой династии ослабла в связи с возрастанием политической и экономической мощи удельных правителей, которые создали в середине VIII века до н. э. ряд формально независимых государств. С V по II века до н. э. эти государства постоянно воевали между собой, однако в 221 до н. э. были объединены Цинь Ши Хуан-ди в единую империю. Новая династия Цинь просуществовала несколько десятилетий, но именно она сформировала Китай как имперское образование.

Период господства династии Хань продолжался с 206 до н. э. по 220 годы. В этот период началось формирование китайцев как единого этнического сообщества.

Средневековые государства на территории Китая

После дезинтеграции Китая в III-VI веках в связи с нападениями кочевников с севера, империя была объединена династией Суй в 580 году. VII-XIV века, время господства династий Тан и Сун , считаются «золотым веком» Китая. Именно в этот период произошло большинство научных открытий и достижений в культуре. В 1271 году монгольский правитель Хубилай объявил начало новой династии Юань . В 1368 году, в результате антимонгольского восстания, началась новая этнически китайская династия Мин , которая правила Китаем до 1644 года.

Империя Цин

Последней императорской династией Китая стала династия Цин , которую начали завоеватели Китая маньчжуры . Она была свергнута революцией в 1911 году.

Как и большинство китайских режимов, правление Цин было авторитарным . Часто использовались жёсткие методы для обеспечения стабильности власти. Во время господства маньчжурской династии Цин этнических китайцев-ханьцев заставляли носить долгую косу, как у маньчжуров, в знак верности новой династии.

В XVIII веке технологически мощный Китай проводил активную политику покорения народов Центральной Азии , которых китайцы издревле считали «варварами». Однако в XIX веке он сам стал жертвой «варваров Запада» - колониальной политики стран Западной Европы и США . Наиболее разрушительную роль для цивилизации Китая сыграли Опиумные войны , в результате которых к 1860 году Китай окончательно попал в экономическую зависимость от Великобритании и Франции.

Республиканский Китай

1 января 1912 года с падением династии Цин была создана Республика Китай (другое название Китайская Республика). Сунь Ятсен , лидер Национальной Партии Гоминьдан , был провозглашён первым президентом. Вскоре его сместил с этой должности бывший генерал цинских войск Юань Шикай , который провозгласил себя новым императором, однако его империя умерла вместе с ним.

После Юань Шикая Китай оказался де-факто раздробленным на ряд провинциальных правительств, хотя де-юре международная общественность признавала центральной только Пекинскую власть. В 1927 году партия Гоминьдан под командованием Чан Кайши смогла объединить страну. Столица была перенесена в город Нанкин . Поскольку националисты захватили власть и создали однопартийное правительство, в стране появилась мощная оппозиция - коммунисты . Продолжалась борьба между правительственными войсками и красными партизанами, которая ослабляла Китай и тормозила проведение демократических реформ.

Китайско-японская война 1937-1945 годов на некоторое время объединила националистов и коммунистов против общего врага. Но после капитуляции Японии в 1945 году, государственная сокровищница Республики оказалась пустой. Это стало причиной взаимных обвинений Гоминьдана и Компартии Китая, которые привели к гражданской войне . Победа коммунистов вынудила правительство Республики Китай перебраться на остров Тайвань , где она существует и сегодня.

«Два Китая»

С победой в гражданской войне Коммунистическая партия Китая провозгласила себя правопреемницей Республики Китай и 1 октября 1949 года основала новое государство - Китайскую Народную Республику (КНР).

В 1997 году КНР вернула себе территорию Гонконг от Великобритании и в 1999 году территорию Макао от Португалии .

Современность

Хотя правительство Китайской Республики не отказалось от своих претензий на Китай, Тибет и Внутреннюю Монголию , оно всё больше идентифицирует себя как правительство острова Тайвань . Политические круги Китайской Республики пребывают в постоянной диалектической борьбе относительно вопроса провозглашения независимости острова. КНР считает Тайвань неотъемлемой частью своего государства, а потому постоянно пытается вытеснить представителей Китайской Республики из разных международных организаций, усиливая его изоляцию.

На сегодня 23 государства, включая Ватикан , продолжают признавать Китайскую Республику официальным Китаем. В противовес этому, большинство правительств мира рассматривают КНР как законного представителя Китая.

Территория

Историческое деление Китая

Административные единицы высшего уровня Китая изменялись в зависимости от правящей династии или правительства. К этим единицам относят, в первую очередь, края и провинции. Среди единиц нижнего уровня существовали префектуры, подпрефектуры, департаменты, командирства, уезды и округа. К современным административным единицам относят города уровня подпрефектуры, города уровня округа, населённые пункты и городские общины.

Большинство китайских династий размещали свою резиденцию в сердце Китая, его этнически китайской части - долине реки Хуанхэ . Эти династии расширяли свои владения за счёт иностранных территорий Внутренней Монголии, Маньчжурии , Синьцзяна , Тибета, Вьетнама и Кореи . Хотя последняя манчьжурская династия Цин, наследниками которой считают себя КНР и Республика Китай , включила в Китай большинство вышеупомянутых земель, сам Китай имеет определённые древние границы - Великая китайская стена на севере, Тибетское плато на западе и джунгли Индокитая на юге.

На востоке, вдоль побережья Жёлтого и Восточно-китайского морей находятся аллювиальные равнины, которые плотно заселены. На севере, на краю плато Внутренней Монголии можно увидеть травянистую степь. Юг Китая покрыт холмами и невысокими горами. В центрально-восточной части расположены дельты Хуанхэ и Янцзы . Большинство пахотных земель находятся вдоль этих рек. Южная провинция Юньнань является частью так называемого субрегиона «Большой Меконг», в который входят Мьянма , Лаос , Таиланд , Камбоджа и Вьетнам .

В западной части Китая на севере находится большая аллювиальная равнина, а на юге - известняковое плоскогорье, покрытое холмами средней величины. В этой части Китая расположены Гималаи , с самой высокой в мире горой Эверестом . Северо-запад покрыт пустынями, такими как Такла-Макан и пустыня Гоби , которые постоянно разрастаются. В течение тысячелетий горы провинции Юньнань служат природной границей, которая отделяет Китай от Бирмы , Лаоса и Вьетнама.

Климат Китая разнообразен. Северная зона, которая включает Пекин , характеризуется очень холодными зимами. Центральная зона, которая включает Шанхай , умеренная. Для южной зоны, которая включает Гуанчжоу , характерен субтропический климат.

В связи с частыми засухами и несовершенным хозяйствованием часто случаются пылевые или песчаные штормы весной. Ветер разносит пыль в восточном направлении, до Тайваня и Японии . Шторма иногда достигают Западного побережья США . Вода, эрозия грунтов и загрязнение окружающей среды Китая перерастают из внутренних китайских проблем в международные.

Общество

Демография

Население Китая (КНР и Республики Китай) составляет 1390 миллионов человек в 2012. Это одна пятая часть всего населения Земли . Хотя в КНР проживает более 100 этносов, коммунистическое правительство признаёт только 56. Наибольшей этнической группой Китая являются ханьцы (собственно китайцы) - 91,9 %. Она неоднородна и делится на ряд этнографических групп, большинство из которых - это бывшие самодостаточные этносы, ассимилированные китайцами-ханьцами.

«Разговорный китайский» или «байхуа » - письменный стандарт для путунхуа, который используется официально с XX века. До этого стандартом письменного языка был классический китайский язык «вэньянь », по образцу средневековой латыни . Этот язык является до сих пор обязательным для изучения в высшей школе.

Китайские языки основаны на иероглифической письменности, в то время как языки чжуан, тибетский , уйгурский и монгольский имеют собственные алфавиты.

Религия

Благодаря «культурной революции» 62 % населения КНР (797,7 миллионов человек) называют себя атеистами. Однако для значительной группы материковых китайцев религия играет очень важную роль, особенно буддизм , даосизм и конфуцианство (в последнее время и католичество - более 50 млн).

КНР - атеистическое секулярное государство, однако в нём позволяется следование религиозным практикам, которые признаны правительством. То есть, существует возможность реализовать, хотя и ограниченно, право свободы совести. Даосизм и буддизм, вместе с моралистическим конфуцианским кодексом были основными религиозными учениями Китая в течение 2 тысячелетий, поэтому даже коммунистическое правительство не может пренебрегать этой традицией.

В середине февраля 2006 года группа экспертов по правам человека из Объединённого Королевства Jubilee Campaign опубликовала 140-страничный материал, состоящий из секретных документов, нелегально переданных сотрудниками Министерства общественной безопасности Китая в Комитет по расследованиям религиозных гонений. Ранее свидетельства о садистских преследованиях верующих в КНР просачивались сквозь информационные барьеры довольно часто, но упомянутый документ - это первый случай, когда в распоряжении ошеломлённых исследователей оказались официальные документы, по которым стало возможно судить о размахе антирелигиозной деятельности нео-маоистов, их методологии и планах.

Согласно этим документам, правительство Китая занимается планомерным исследованием «культов», которые способны стать «подкрадывающейся угрозой нашей безопасности и защиты». Под ними подразумеваются все религиозные организации, не зарегистрированные органами общественной безопасности, кроме четырнадцати зарегистрированных и, по мнению партийного руководства, «миролюбивых и безопасных». В составе же «подкрадывающейся угрозы», кроме местных культов, оказались общины католиков и протестантов, решившие не присоединиться к «патриотическим» религиозным организациям, которые контролирует атеистическая власть, нелегальные буддистские и прочие религиозные группы. За такого рода «угрозу национальной безопасности КНР» верующие - христиане, мусульмане и прочие, рискуют оказаться в пожизненном заключении либо быть казнёнными.

Культура

Каллиграфия Мифу (Династия Сун )

События XIX-XX столетия вынудили китайцев задуматься над необходимостью отказа или сохранения собственной цивилизационной модели. Западники обещали Китаю «светлое будущее» при условии тотальной вестернизации и ставили в пример Японию . Политика насаждения демократии в традиционном китайском обществе потерпела поражение - частично из-за авторитарной «традиции» управления, а частично из-за внутренних и внешних войн.

Китайское общество сохраняло средневековые традиции до начала в КНР так называемой «культурной революции ». Её целью было реформирование китайского села, пропаганда новых коммунистических ценностей, создание новой передовой китайской культуры, «не ограниченной конфуцианскими догматами». В результате «революции» многие культурные деятели были репрессированы, а большинство традиций - ликвидированы как «регрессивные практики» или «феодальные пережитки». Было проведено реформирование иероглифической письменности, что сделало недоступными для будущих поколений тексты произведений, которые писались их предшественниками. Однако с 1980-х годов «культурная революция» была прекращена, а коммунистическое правительство взяло курс на формирование «патриотично настроенной нации», начав реставрацию традиций.

На Тайване подобных культурных реформ не проводили, уважая традиции письменности и чиновничества. Значительная часть бюджета Республики Китай шла на подготовку специалистов в области культуры.

Система письма

Китайская иероглифика насчитывает свыше 50 тысяч знаков. Она изменялась и имела разные стили написания. Первые знаки появляются на костях для гадания за 2 тысячелетия до н. э. Каллиграфия, умение красиво писать иероглифы, считается в Китае вершиной искусства. Большинство священных текстов буддизма, даосизма и конфуцианства написаны от руки.

Книгопечатание развивалось со времени правления династии Сун. Академии учёных, которые занимались изданием и переписыванием классики, традиционно спонсировались государством. Члены императорской семьи нередко принимали участие в учёных советах.

Экзамены

Одной из основных черт традиционной китайской культуры были государственные экзамены. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Последние имели высокий социально-экономический статус. Люди гуманитарных занятий - писатели, философы, учёные - были людьми «первого сорта» в Китае. Государство их всецело поддерживало.

Наука

Технологические открытия Китая были следующими:

  • Доменная печь (сталь)
  • Фейерверк и ракета

- Каковы главные заблуждения китайцев о русских и наоборот? Ну, например, мы, русские, считаем, что китайцы трудолюбивы, при этом у них низкий уровень бытовой культуры.

Заблуждения, говорите? После развала Советского Союза в Китае было создано четыре института по изучению «старшего брата» - так китайцы называли Советский Союз. В русском отделении государственного информагентства «Синьхуа» работает около сотни человек (для сравнения: в «ИТАР-ТАСС» в Пекине работают всего 4 человека). В Китае есть отдельный канал на русском языке «ССTV русский». При этом сейчас в Китае никто повально русский не учит, как это было раньше. Просто китайцы привыкли все внимательно и детально изучать (такие телеканалы есть у них и на английском, испанском, французском).

Мне кажется, результаты переговоров между нашими странами ясно демонстрируют, что мы китайцами изучены. Посмотрите, каким оказался 30-летний газовый контракт, подписанный с ними два года назад. Эксперты всего мира говорят, что цена сильно занижена. Удивляются, как китайцам это удалось. А просто Китай - рачительный хозяин, каждый юань вкладывается с умом. И вкладывается только туда и тогда, когда ситуация для китайцев наиболее выгодная.

По поводу трудолюбия китайцев. В 1991 году мне на глаза попалась книга «Китай», там были потрясающие фотографии работающих китайцев, и, вглядываясь в эти морщинистые крестьянские лица, я представлял их самой трудолюбивой нацией. Но в XXI веке Китай вступил в эру белых воротничков: работа по расписанию, строго оплачиваемая переработка, обязательный отпуск. Ровно в 18:30 половина нашего офиса в Гуанчжоу, все китайские сотрудники, встают и уходят. И неважно, есть у них незаконченные важные дела или нет. Вот я общаюсь с руководителями крупных заводов и предприятий, уже входящих в ТОП-500 мировых компаний (представляете, всего за 30 лет они добились такого успеха!), людьми очень спокойными и рассудительными, и они говорят мне, что Китай уже не тот: «становится ленив и демократичен».


Но тут есть вот какой момент. Вспомните кризис 2008 года. Почувствовав огромную зависимость от экспорта и с большими усилиями удержав национальную экономику на плаву, правительство КНР приняло решение развивать внутренний спрос как противовес экспорту. Каждый потраченный юань есть кирпичик в фундамент стабильности китайской экономики. А для этого государство дает гражданам свободное время, гарантируя 8-часовой рабочий день и национальные праздники. Дальше идите тратьте деньги в китайских ресторанах, торговых центрах, парикмахерских, парках. Короче говоря, развивайте национальную экономику.

То есть это не лень - это государственная установка.

Теперь о культурном уровне китайцев. Государственное управление по туризму издает памятки о том, как себя вести за рубежами родины: не харкать, не ходить в майках в галереи и театры... Да, проблема есть. Китайцы за границей ведут себя также, как и дома: в общественных местах могут чесать пузо, задрав майку, это для Китая нормально.

- Как они воспринимают Россию сегодня?

Декларируют дружбу. Но воспринимают Россию как зависимую от Китая страну. Вообще интерес к нашей стране глубокий. Знаете, я заметил, что китайцы активнее и быстрее осваивают русский язык, чем русские китайский. Наши туристы в Китае изъясняются на пальцах. Знают только «хао бу хао» («хорошо или нет»), кричат «куня» (от китайского «гунян», обращение к девушке). А когда в китайском приграничном супермаркете раздается крик: «Дуся, я, …, не это просила! Ты в кого же такая тупорылая?», от этого мурашки по коже бегут. Нам бы, к слову, тоже не помешало издать памятку по поведению за границей.

- А насколько сложно русскому выучить китайский язык?

Ну, знание языка - это ведь не просто знание слов и конструкций. Это понимание, ощущение культуры, истории, традиций. Я учил китайский в Институте стран Азии и Африки при МГУ, уже 17 лет учу, живя в Китае, но я лишь прикоснулся к этому языку. О чем рассуждать, если 70% китайцев, порой, встречая в газете сложные речевые обороты, не могут их прочитать.


- Что они еще не научились делать? Или могут скопировать один в один что угодно?

Мое мнение: китайцы уже давно всесильны в вопросах копий. Но теперь есть еще кое-что: лет десять назад китайцы разослали своих сыновей на обучение в разные страны мира, в самые важные институты. Мне приятно, что в этом списке был и наш МГУ.

Да, кстати, МГУ не умеет себя продвигать в Китае, великолепный вуз, великие традиции образования, об этом говорят сами китайцы, но ректор Садовничий не уделяет должного внимания имиджу МГУ в Китае. Если он увидит это интервью, готов прилететь к нему на личную встречу и за 10 минут рассказать, что и как нужно делать для привлечения китайских студентов… Так вот, МГУ, Гарвард, Оксфорд, Сорбонна. Их китайские выпускники уже вернулись домой, подкованные, прочувствовавшие западную цивилизацию. Они сейчас перенимают дела отцов. И теперь мы с вами являемся свидетелями того, как китайцы не просто что-то копируют, они это улучшают.

Они преодолели комплекс ущербной нации: опиумные войны позади, оккупация Японией забыта. Китайцы диктуют условия.

- То есть и вправду Китай в скором времени станет главным местом силы на планете в смысле экономики и влияния на мировые процессы?

Бывший госсекретать США Киссинджер недавно выпустил книгу, в которой честно пишет о Китае. Пока у страны нет возможности диктовать мировую волю. Глыба внутренних проблем не позволяет этого делать. У любой медали всегда есть оборотная сторона, и я, находясь в Китае, как раз вижу эту сторону. Я бывал в сельских районах, где до сих пор XIX век, где один проводной телефон на всю деревню, звонить можно строго по графику.

Китайцы - огромные популисты. И в какой-то степени я считаю, что они действуют правильно, демонстрируя миру свои успехи и оставляя в тени способы достижения этих великих целей. Народ все стерпит. Я думаю, что в ближайшие 20 лет Китай перейдет на инерционное развитие и будет решать внутренние проблемы. Их масса. И надо отдать должное руководству Китая: они понимают, какие проблемы стоят и встанут перед страной. Создаются целые институты по изучению той или иной проблемы. Любые тактические задачи решаются здесь и сейчас. И если решение не находится, создается институт стратегического изучения.


- Чему нам стоит у них поучиться: борьбе с коррупцией, пробками?..

Нам надо брать с них пример в спорте - вот главный мотивирующий элемент. Во время Олимпиады-2008 в Пекине много говорили о допинге. Кроме того, принимающая сторона всегда имеет преимущества. Но победителей не судят, а китайцы свою Олимпиаду выиграли. Обратите внимание на тот патриотический посыл, тот импульс, который был дан полуторамиллиардному Китаю. Страна слилась в едином порыве. Путин сделал правильный ход, организовав Олимпиаду в Сочи, где мы продемонстрировали силу и характер. И триумфально победили. Китайцы ни слова не сказали о допингах - я ежедневно читал китайскую прессу. Напротив, они остались в восторге от нашей хитрости - русские взяли корейца, американца, но выиграли! Ценность спортивных побед китайцы принимают и уважают.

- Насколько дешевая в Китае жизнь в сравнении с Россией?

Она дороже. С ходу скажу - в два раза. Экономический рост Китая сказывается и на цене обыкновенной капусты. Если жителям крупных китайских городов объявить наши цены, приток туристов в Россию увеличился бы в десятки раз. Мои знакомые китайцы и так норовят ехать в Россию путешествовать, развиваться.


- Каково отношение китайцев к детям, старикам, чужестранцам?

Лаовай, заморский черт - так китайцы относятся к инородцам. Они готовы перенимать, совершенствоваться, а дальше - свободен.

Институт семьи в Китае священен. Я сижу в ресторане, деловые переговоры (Колесов - гендиректор компании Optim Consult (Гуанчжоу). - «Нация») . Приходит семья, в которой разрешено рожать только одного ребенка, им нужен стол на 8 персон. Это мама, папа, ребенок, две бабушки, два дедушки, нянька. Получается классическая система восьмерки, счастливого числа для китайцев. Маленького императора, как называют единственного ребенка в китайских семьях, кормят и обхаживают старики, мама и папа лишь ведут разговоры и упиваются счастьем собственных родителей. Дедушка 80 лет подскакивает и учит няньку 40 лет, что его внуку нужно класть лапшу палочками по-иному. Только сядет на место - вскакивает бабушка, учит, как вытирать ему рот салфеткой. Если ребенок ляпнет едой на себя, никакого крика, подскакивает полстола, чтобы за ним прибрать. С одной стороны, это преемственность поколений, это уважение, а с другой - потворство. Весь клан работает на самого молодого, пока его родители зарабатывают деньги, их родители лелеют будущее рода. Главное - не перегнуть палку, не избаловать.

- Надо ли нам бояться, что Сибирь и Дальний Восток станут китайскими?

Я считаю, что русскому народу ничего бояться не надо. Вспомните оборону острога Хабаров, когда Ерофей Павлович, приведя с собой три сотни казаков, отбивался от полчищ чжурчженов, китайцев и еще ряда племен. Когда наши казаки шли в атаку со словами «Лихо, братья, лихо», рубили врагов, наводили страх и без единой потери возвращались в острог. Я сейчас изучаю тему заимствования русских слов в китайском языке. Поверьте, тема глубокая. Скажу о том, что на поверхности: в китайском есть слово «лихай» - сильный, и у меня есть аргументы, что это слово как раз и появилось от великой силы русских казаков, которые обороняли Сибирь и Дальний Восток.

Так что войны не будет - будет экономическая экспансия. Китайские овощи, фрукты, гаджеты, игрушки уже захватили наши прилавки. Звезды эстрады не стесняются говорить о том, что их вещи сделаны в Китае. Вот это и есть экспансия.


- Чего мы не знаем, но что нам обязательно нужно знать о китайских традициях и этикете?

Я слышал про этикет в арабских странах, где считается недопустимым видеть ступни другого человека, а женщины не могут сидеть за одним столом с мужчинами. В Китае иначе - здесь допустимо все, что не запрещено. Изначально нужно быть воспитанным человеком. Помните, как наш президент укрыл пледом первую леди Китая? Сколько же спекуляций тогда развели! Но нужно помнить, что наш президент - мужчина, и он проявил себя таковым, выказав этим жестом заботу и уважение, и ничего больше об этом думать не нужно.

Если китаец пожмет вам руку левой рукой, это не проблема, у них просто не развита культура рукопожатия. Если вас похлопают по плечу или кинут в вас сигаретой, приглашая покурить, - это нормально для Китая, больше того - это уважение.


На вопрос как китайцы назвали свою страну? заданный автором Дарина Желдакова лучший ответ это Поднебесная империя
А вообще - название не одно. Это всем известно. А вот еще:
Чжунго (Срединное царство) - так называли свою страну китайцы, полагая, что находится она в центре мира. Покровительствовал ей небесный дракон - могучее существо, обитающее попеременно во всех стихиях, поэтому другое название страны - Поднебесная. Долгое время Срединное царство было закрыто от внешнего мира Великой Китайской стеной, отдаленно морями и океанами. Но шли по Великому Шелковому пути караваны и отголоски легенд об огромной таинственной и фантастически богатой империи дости¬гали Европы и рождали у предприимчивых людей страстное желание увидеть эту заморскую землю.
Источник:

Ответ от Ѐимма Тленшиева [активный]
КИТАЙ-го?род - исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушений в XIX-XX веках сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города. Китай-город начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой.
В. И. Даль. «Китъ. м. нем. смазка, замазка, цемент, всякого рода замеска, служащая для склейки и спайки разных веществ».
В. И. Даль. «Кита, китина, китица, кить. //китье, астрх. кульки с землею и камнями, погружаемые, для устоя, под учугом. Китъ м. влд травяная веревка, которою утягивают сенные ометы».
В. И Даль: «Учуг м. татр. волж. забойка, перебойка, сплошной частокол, тын поперек реки для непропуска и улова рыбы».
Из словарных статей В. И. Даля мы видим, что китъ, кить, китА, кИтина, кИтица, астрх. кИтье - это строительные материалы, служащие для скрепления каменных, кирпичных построек, то есть для строительства крепостей.
Кит – китА - Китай - Крепость.
В основе топонима Китеж то же слово - «китъ».
Китай-город был построен на месте нынешнего Кремля, и в нем НЕ ПРОЖИВАЛИ КИТАЙЦЫ. Страна Китай получила русское название (с немецкими корнями), потому что отгорожена колоссальной КИТайской крепостной стеной. Название Китай в наше время сохранилось только в России. Сами китайцы называли себя народом хань.
Еще один народ, который получил русское название, - немцы, т. е. немые (в слове «немцы» наблюдаем перенос ударения с последнего слога на первый: немцЫ- нЕмцы). Подавляющее большинство русских не понимали немецкий язык, поэтому прозвали их немыми. Немцы самих себя называют германцами, но за ними закрепилось и второе, нелестное по сути, русское наименование; отрицательная эмоциональная окраска наименования германцев немцами утратилась.
Становится понятной этимология Читы. Город расположен на берегах небольшой речки Читы. Ее можно было легко перегородить для ловли рыбы учугом (частоколом), укрепленным китьем (кульками с землею и камнями), т. е. плотиной, которая в старорусском языке называлась плотбищем.
Чита была построена на месте селения Плотбище. Самое древнее упоминание о поселении на месте современной Читы содержится в письме полномочного посла Фёдора Головина в декабре 1687 года воеводе нерчинскому Власову: «На плотбище, на усть Читы реки от подрядных людей для прокормления Великих Государей соправителей Ивана V и Петра I ратных людей хлеб приять».
Кита – Чита (плотбище, запруда) – Плотина.


Ответ от Вровень [мастер]
Китай.


Ответ от расспросить [гуру]
Термин "Китай" восходит к слову "кидане", названию народности, населявшей соседние с Китаем северовосточные территории.
Оригинальное название Китая - Центральное или Срединное государство (Чжун Го) ,
либо Поднебесная (Тянь Ся) .
Европейский термин "China" является транскрипцией названия последней китайской династии Цин. По китайской традиции исторический процесс строится, исходя из периодов правления той или иной династии. Первая династия именовалась Ся (XXI - XVI в. до н. э.) , последняя династия - Цин (1644-1911 г. н. э.) .
Чжунго (Срединное царство) - так называли свою страну китайцы, полагая, что находится она в центре мира.
Покровительствовал ей небесный дракон - могучее существо, обитающее попеременно во всех стихиях, поэтому другое название страны - Поднебесная.
Долгое время Срединное царство было закрыто от внешнего мира Великой Китайской стеной, отдаленно морями и океанами. Но шли по Великому Шелковому пути караваны и отголоски легенд об огромной таинственной и фантастически богатой империи достигали Европы и рождали у предприимчивых людей страстное желание увидеть эту заморскую землю. Среди первых европейцев, побывавших в Китае, был знаменитый венецианец Марко Поло, оставивший в своих записках полуфантастический образ удивительной страны, еще больше раззадоривший путешественников.
Эпоха великих географических открытий чуть приоткрыла завесу таинственности, покрывавшую Поднебесную империю и оказалось, что именно Китаю мир обязан, по словам английского философа Френсиса Бэкона, четырьмя главнейшими изобретениями человеческой цивилизации - бумагой, книгопечатанием, компасом и порохом.
В конце XVIII века парусники Ост-Индской компании уже вовсю возили из Китая в Европу бесценный полупрозрачный фарфор, переливающиеся всеми цветами радуги нежнейшие шелковые ткани, ароматный чай, изысканную лакированную мебель, свитки с картинами и старинными письменами, а ученые кинулись изучать Полднебесную и даже создали целую науку - синологию, которая благополучно существует и поныне, потому что за 5 тысяч лет своего существования Китай накопил безмерно огромный слой знаний и культуры.
Почему Китай называют “Поднебесной страной”?
Ответ на этот непростой вопрос следует искать в далекой истории этого древнейшей и загадочной страны. Китайцы – очень самобытный народ и по сей день, имеющий интересную богатейшую историю. Ещё задолго до рождения Конфуция небо у древних китайцев почиталось особо и символизировало нечто божественное, светлое, чистое, священное. Недаром Китай часто именуют “срединной страной”, что подразумевает именно нахождение Китая в центре Поднебесной.
Поднебесная – понятие у китайцев также довольно размытое и абстрактное, но именно с ней они связывают начало и зарождение древнейшей китайской цивилизации и своей богатейшей культуры. Однозначного ответа на вопрос: Почему Китай называют “Поднебесной страной” нет, но все исследователи этого вопроса сходятся во мнении, что Небо для китайцев олицетворяет особое духовное начало, первоисточник всего живого, на котором основана их вера и религия, традиции и обряды. И по сей день небо у китайцев – особая категория!

Древнейшая цивилизация подарила миру «Четыре великих изобретения» и сохранила множество загадок. При близком знакомстве, привычное для россиян наименование в корне не соотносится с тем, как китайцы сами называют Китай. Великая держава прошла историю длиной пять тысяч лет и имеет рекордное количество названий.

Как китайцы называют свою страну

Сами жители традиционно используют два самоназвания страны – Чжунго и Хань. Термин «Чжунго» уходит корнями в важные вехи истории. «Хань» созвучно наименованию основной народности государства. Этническая группа ханьцев занимает первое место среди народов планеты.

«Чтобы завоевать уважение жителей КНР, ознакомьтесь с историей государства»

Два исконных варианта названия страны имеют значительный смысл для могущества нации. Исторически прижившиеся наименования заложили прочную основу, объединяющую огромное государство.

Чжунго

Непривычное россиянам Чжунго переводится как «zhong» – центр и «guo» – государство, нация. Что образует термин «центральная империя». Часто встречается вариант перевода — «Срединное государство». Так или иначе, термин Чжунго долгие годы стоял в основе культурной концепции. Он обозначает единую великую нацию.

Хань

Второе распространенное самоназвание КНР — Хань. Этимология ведет к одноименной императорской династии, прогремевшей Великой эпохой расцвета. Она просуществовала дольше любой другой империи древнейшего государства.

Эта могущественность и сейчас отражается в названии.

Хань самая значительная по численности этническая группа в мире. Они составляют 1/5 населения земли, то есть каждый пятый человек на планете является ханьцем.

China

Популярная в настоящем надпись «made in China» — еще один вариант употребления названия Китая. Термин «China» впервые встречается в 16 веке в работах португальского путешественника Ричарда Идена. Этимология слова China теряется в веках и прочерчивает путь до нашей эры, до времен санскрита и древнейших индуистских писаний.

«Во множестве иностранных языков Китай называют по имени правящих династий древней цивилизации»

По утверждению ряда историков, значение china тесно связано с именем правящей династии Цинь, объединившей древнее государство и начавшей . Именно этот вариант называния получил распространение в английском, немецком языках и Центральной Европе.

Производные названия China в разных языках:

  • Кийна;
  • Кива;
  • Тсин;
  • Джина;
  • Чин и другие.

Китай и Катай

Этноним «кидани» является источником появления еще одного варианта обозначения КНР. Древние кочевые племена кидани досаждали народам Восточной Азии и в описаниях путешественников фигурировали на английском написании как «catai» или «cathay». В русской транскрипции это произносится как катай. В очерках путешественника Марко Поло термин Хитай и Катай используется при описании Северного Китая, находящегося во власти кочевых племен.

Почему «синология»?

Наука, открывающая путь к секретам Китая, называется совсем не китаеведеньем, а синологией. Причиной появления загадочного названия служит термин «sina», что тоже является названием страны. Сина — греческое и римское обозначение древних земель восточной части Азии.

«Наука по изучению Китая зародилась в Российской империи еще во времена Петра Первого».

Варианты Сина, Тина, Шина произошли от династии Цинь. Правители Цинь совершили кардинальные повороты в Период сражающихся Царств и увековечили имя в названии государства.

Страна шелка или Серика

В древних Греции и Риме широкое распространение получило название Серика или Сирика, от латинского serico – «шёлк». Эксклюзивное ремесло по производству удивительной ткани многие столетия было подвластно только Китаю. Люди этого государства получили прозвище seres – шелковые люди. Часть ученых относят происхождения термина «сина» не к династии Цинь, а именно к шёлку.

Как правильно называется Китай

Официальное название государства на русском звучит как «Китайская народная республика». На китайском языке правильным является наименование Чжунго или Zhonghua Renmin Gongheguo. Это настоящее имя КНР, используемое народом и ассоциируемое с государственностью.

Аналогом понятий «русский», «немецкий», «итальянский» в КНР предстает термин «хань» или «ханьцы» по имени основного народа страны.

Происхождение слова Китай

Привычное для россиян обозначение «Китай» в реальности имеет татарско-тюркские корни. Китаями, хитаями, катаями и киданями в разных диалектах называли могущественное племя кочевников из Маньчжурии. Откуда долгие годы они диктовали порядки в части Восточной Азии.

По сей день в казахском, киргизском, татарском языках эта страна обозначается как «Кытай».

Почему Китай назвали Китай

Название страны Китай в славянских языках произошло от известной в Европе словоформы «Катай». Именно это название древней страны фигурировало в «Книге о разнообразии мира» итальянского купца и путешественника Марко Поло. Подконтрольные воинственным кочевникам китаям или киданям земли Северного Китая приобрели со временем их имя.

Великая земля стала называться в иностранном языке как племя воинствующих кочевников, а не так как было принято в самой стране. Эта случайность укоренилась в веках до настоящего времени.

От кого произошли китайцы

В реальности такого народа как «китайцы» не существует. Правильное называние жителей КНР – ханьцы или ханьжэнь. Народность хань по численности превосходит любые другие этносы в мире и составляет более 1, 3 миллиарда человек.

«При общении с жителями КНР называть их «китайцами» категорически неприемлемо».

Первые летописные записи о происхождении китайцев – ханьцев связаны с их легендарным предком Желтым императором. Правитель Хуан-ди — прародитель китайцев, создатель даосизма и ряда важных интеллектуальных традиций.

По современным научным свидетельствам, предки хань переселились с разнообразных земель, включая Древний Египет и Монголию.

Как переводится Китай на разные языки

Отличительным оттенком развития китайской цивилизации является то, что она формировалась в изолированности от остальных древних цивилизаций. Откуда и происходит ключевая черта обособленности от мира, которая отразилась в названиях Китая.

Древние варианты названий:

  • Тянься;
  • Хуася;
  • Сихай;
  • Шэньчжоу;
  • Табгач;
  • Манги;
  • Морокоши и другие.

Старейшее имя «Тянься» переводится как Поднебесная, где «тянь» — небо», а «ся» — внизу. Это название происходит из традиционной концепции правления. Император, сын неба, правитель всего мира «под небом», а не только отдельного государства.

Историческое имя Китая «Хуася» имеет значение «грандиозное великолепие». Составная частица «ся» происходит от древней легендарной династии Ся.

Еще одно название Китая «Сихай» означает «четыре моря». Древняя страна очерчивала свои границы четырьмя морями. Два из которых, в современности вовсе не моря, а озера – Байкал и Цинхай.

Что означает Китай на славянском языке

Группы славянских языков переводят Китай в разных вариантах Кина, Кийна, Цейна, Хайтай. Всё это одно и то же название, распространившееся на обозначение целой страны.

Еще одна любопытная теория утверждает, что «Китай» — древний русский термин. Его правильно начальное написание — «Кий-Тай». Где «кий» — стена из дубин», а «тай» — окончание или вершина. Таким образом, «кий-тай» — законченная стена или крепость. В качестве аргументации приводится «Китай-город» в Москве, который, по утверждению историков, назван так вовсе не из-за китайцев, а мощной крепостной стены.

Сколько диалектов в китайском языке?

Китайский язык засвидетельствован и обозначен Книгой рекордов Гинесса одним из самых трудных в мире. Разновидностей его языковых вариаций великое множество.

Диалектные группы китайского языка:

  • традиционная типология:
  • северные диалекты
  • хакка
  • неквалифицированные, общепризнанные:
  • аньхойский
  • цзинь
  • пинхуа

Во время крупных войн коренные жители, владеющие редкими диалектами, использовались наподобие «живых шифровальных машин». Их говор был абсолютно непонятен с точки зрения традиционного китайского языка и неподвластен чужестранным переводчикам.

Заключение

Этимология названия древней цивилизации, развившейся в могущественное государство, открывает завесы массы исторических тайн. Происхождение термина «Китай» ярким примером доказывает как «чуждое» понятие укореняется в веках. Многонаселенная, шумная, неповторимая страна каждым названием рисует новый портрет, переливающийся особым национальным колоритом.

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских ученых, ее возраст может составлять пять тысяч лет. Имеющиеся письменные источники охватывают период не менее трех с половиной тысяч лет. Первым китайским государственным образованием, реальность существования которого подтверждена не только археологическими находками, но и письменными источниками, является государство династии Шан (商朝 Shāng cháo), также называемое Инь (殷代 Yīn dài). Оно существовало в среднем течении Желтой реки Хуанхэ с 1600 по 1046 год до Р.Х.

Главным названием Китая является Чжун-го (中國 Zhōng guó), что означает «Срединное государство» (中 zhōng - средний, центральный; 國 guó - государство/держава). Равнозначным вариантом перевода на русский язык является «Срединное Царство». На мой взгляд, китайское слово 國 «го» можно сопоставить с немецким Reich, которое имеет широкую смысловую нагрузку - империя, держава, царство (часто как метафора: например, «царство теней/грез»), государство, мир, область, сфера; как прилагательное - обильный, щедрый, богатый. По-немецки дореспубликанский Китай называется das Reich der Mitte.

Происхождение этого названия относится к временам государства династии Западная Чжоу (西周 Xī Zhōu), существовавшей в 1046–770 г. до Р.Х. примерно на тех же землях, что предыдущее Царство Шан. Топоним написан на ритуальном бронзовом сосуде хэ цзунь (何尊 hé zūn), который был найден в районе современного города Баоцзи (провинция Шэньси) и сейчас хранится в тамошнем музее; он имеет возраст не менее 2,700 лет. Топоним использовался в древние времена до объединения Китая в Империю, относясь к более развитому культурному пространству в долине Хуанхэ и отличая его от отсталых периферийных племен. В тексте название Чжун-го впервые появилось в «Книге истории» Шу-цзинь (书经 Shū jīng).

На протяжении истории понятие Чжун-го имело разные интерпретации: означало либо центральную столицу (местопребывание Императора), либо центр цивилизации, либо центральное государство. В более поздний период официальными названиями Китайского государства стали правящие династии (чао 朝 cháo). Название конструировалось по следующей схеме: слово «Да» (大 Dà, то есть «великая») - династия - слово «Диго» (帝国 Dì guó, то есть «божественная держава», или «Империя»). Например: при маньчжурской династии Цин - Да-Цин-диго; при ее предшественнице Минской династии - Да-Мин-диго; при монголах - Да-Юань-диго и т.д. Более употребительным был вариант без приставки «ди»: Да-Цин-го и т.д. Следует подчеркнуть, что названия китайских династий не имели отношения к родовым фамилиям правителей. Как правило, это были термины или характеристики: так, Цзинь означает «золото»; Юань означает «первичный»; Мин означает «ясный»; Цин означает «чистый».

В Средние Века Чжун-го являлось культурной дефиницией, относящейся к территории проживания этнических китайцев на Великой Китайской равнине. Однако династия Цин вернула название Чжун-го в официальные правительственные документы. Оно фигурировало в тексте Нерчинского трактата 1689 года, впервые установившем границу между Китаем и Россией. «Срединное Царство» (по-маньчжурски «Дилимбай гурун») стало означать все земли под властью Цинских Императоров. Этот топоним использовался параллельно с Да-Цин-го. В 1759 году, когда была присоединена Джунгария, Цинское правительство подчеркнуло, что эта территория включена в состав Китая - Срединного Царства. Цинские Императоры декларировали принцип «центральное и периферийное - одна семья» / «внутреннее и внешнее - одна семья»: 中外 一 家 zhōng wài - yī jiā / 內外 一 家 nèi wài - yī jiā. Тем не менее, система управления периферийными землями вполне разумно отличалась от той, что была принята в центральной части.

В конце XIX века китайский реформатор Лян Цичао предложил отказаться от названия «Срединное государство», которое он считал безликим; однако выдвинутый им японский вариант «Сина» был отвергнут обществом как иностранный. Цинское правительство также отвергало западное название «Чина». В конце XIX - начале XX века постепенно стало внедряться китайское самоназвание Чжун-хуа (中华 Zhōng huá), то есть буквально «Срединное цветущее». Студенты, организовавшиеся в 1919 году в антияпонское Движение 4 Мая, популяризировали название Чжун-хуа, обозначая им весь полиэтничный китайский народ. Это название стало своего рода аналогом западного понятия «нация» в контексте Китая. Появившаяся после ликвидации монархии использовала в своем официальном названии именно словосочетание Чжун-хуа. Так же как затем и Китайская народная республика.

Употреблялся также целый ряд литературных и поэтических названий Китая. Например:

1. Тянь-ся (天下 Tiān xià), то есть «Поднебесная». Это название полюбилось иностранцам и часто применяется до сих пор.

2. Сы-хай (四海 Sì hǎi), то есть «4 моря» - отголосок древнего представления о том, что Китай окружен со всех сторон морями. Западное море - это озеро Кукунор (Цинхай); восточное море - это Восточно-Китайское море; северное море - это озеро Байкал; южное море - это Южно-китайское море.

3. Цзяншань (江山 Jiāng shān), то есть «Реки и горы». Использование этого названия обычно сопряжено с китайской образной фразой «управлять реками и горами», то есть проводить политику во всем мире.

4. Цзючжоу (九州 Jiǔ zhōu), то есть «Девять районов»: Цзи (冀 Jì), Янь (兗 Yǎn), Цин (青 Qīng), Сюй (徐 Xú), Ян (揚 Yáng), Цзин (荊 Jīng), Юй (豫 Yù), Лян (梁 Liáng), Юн (雍 Yōng). Символическое представление Китая, дошедшее со времен древних династий Ся и Шан. На представленной схематичной карте маркерами–ориентирами служат реки Хуанхэ (север) и Янцзы (юг, а также Желтое море (восток) и залив Бохайвань (северо-восток)

5. Шэньчжоу (神州 Shén zhōu), то есть «Божественная земля». Происходит с тех же времен, что Цзючжоу. Считалось, что весь мир делится на 9 частей (8 направлений света и центр); в средине находится Шэньчжоу, в свою очередь подразделяемый на 9 районов. 9 - священное число в Китае

6. Далу (大陆; pinyin: dàlù), то есть «Основная страна»; Нэйди (内地 nèidì), то есть «Внутренняя земля». Обычно означает Китай без Гонг-Конга, Макао и Тайваня.

7. Хуа-ся (华夏 Huá xià): «хуа» означает «роскошный» или «цветущая красота», а «ся» - «великолепный», «величественный» [в контексте церемоний, обрядов, этикета и т.д.]. Эти два слова происходят от традиционных нарядов китайцев Хань, а также конфуцианской концепции ритуалов.

Самоназвания китайцев

Сами себя обитатели Китая называют в единственном числе Чжун-го жэнь, во множественном числе Чжун-го жэнь минь (中国人 Zhōng guó rén - китаец; 中国人民 Zhōng guó rén mín - китайский народ); а также Хань жэнь (汉人 Hàn rén), то есть «Ханьские люди» - по династии, царствовавшей со II века до Р.Х. по начало III века от Р.Х. Зарубежные китайцы называются хуацяо (华侨 huáqiáo), то есть «заморские китайцы»; или хуаи (华裔 huáyì), то есть буквально «китайцы по происхождению».

Русское и европейские названия Китая

Русское название Китая произошло от названия династии Ляо (辽 Liáo; 907–1125 г. от Р.Х.) в государстве киданей, владевшей также и частью северного Китая; отсюда и монгольское название китайцев - «китат». В старой западной традиции существовал топоним Cathay, тоже восходивший именно к этому этнониму.

Используемое в европейских языках название Китая (к примеру, в английском - China; в греко-римской традиции Sinae) происходит, как предполагается, от этнонима Chīnaḥ или Cīna (перенятый персами как Chīn), который встречается в индийской литературе («Махабхарата» - V век до Р.Х., «Ману-смрити» - II век до Р.Х., «Пураны»). По наиболее распространенной версии, выдвинутой в XVII веке долго прожившим в Китае итальянским иезуитом Мартино Мартини, это слово происходит от названия династии Цинь (秦 Qín); существовала с 778 до Р.Х. по 221 до Р.Х. в эпоху формального правления династии Чжоу в периоды Весны и Осени и Сражающихся Царств, а затем правила Империей Цинь в 221 до Р.Х. - 206 до Р.Х. Однако некоторые китайские и индийские исследователи считают, что слово Chīnaḥ происходит от Царства Чу (楚 Chǔ), существовавшего в Южном Китае во время периода «Весны и Осени» Чуньцю (722–481 гг. до Р.Х.) и периода «Сражающихся Царств» Чжаньго (481–221 до Р.Х.). Первоначально это Царство было известно под названием Цзин (荆 Jīng). Так или иначе, впервые топоним China и связанное с ним название народа этой страны было зафиксировано в 1516 году в журнале португальского путешественника Дуарте Барбозы, который в 1555 году был переведен в Англии.

Императорский титул

Составляющие титула: «хуан» и «ди»

Со времен первой достоверной династии Шан, последовавшей за эпохой Ся, правители Китая обычно пользовались титулом Ван (王 Wáng) - аналогом можно ориентировочно назвать западные титулы Великий Князь или Король. Разделение Китая на множество враждующих государств (период Сражающихся Царств, V–III вв. до Р.Х.) привело к тому, что каждый из правителей стал именоваться Ваном, и титул потерял свою значимость. В 221 году до Р.Х. Китай был объединен под властью энергичного правителя Ин Чжэна, основавшего Императорскую династию Цинь и принявшего новый титул - Хуанди. Этот титул является в полном смысле Императорским; он просуществовал как действующий до 12 февраля 1912 года, дня отречения от престола последнего Императора Пу И (династия Цин). В 1636 году Абахай, основатель маньчжурской Императорской династии Цин, к позаимствованному у Китая титулу Хуанди присоединил его монгольский аналог - титул Богдыхан (Богд хаан, то есть «Священный Государь»).

Титул Хуанди (皇帝 huángdì) объединил в себе две принципиально важных для Китая составляющих «хуан» и «ди», которые раньше использовались раздельно.

Слово «хуан» (皇) буквально означает «сияющий», «великолепный», «высочайший». Оно является эпитетом Неба. Тянь - верховное божество китайцев эпохи Чжоу. В дальнейшем Тянь стало одной из главных категорий китайской культуры и философии, выражающее понятия: 1) верховного божества, высшей божественной силы; 2) природы, естества, естественности, натуральности; 3) небосвода как носителя астрономических и метеорологических объектов и явлений; 4) неба как основополагающего структурного элемента космоса (соответствует времени) и оппозиционного земле (соответствует пространству), а также входящего в мирообразующую триаду «небо–земля–человек».

Слово «ди» (帝) является кратким обозначением Шанди (上帝 Shàngdì), верховного божества и легендарного родоначальника народа Шан-Инь. Именно к Шанди обращались просьбы и молитвы иньцев об урожае, военных успехах, благополучном разрешении от бремени супруги правителя–Вана и т.п. В дни торжественных жертвоприношений в память умерших Ванов, которые в загробном мире считались божествами (ди) и стояли рядом с их первопредком Шанди («Высшим ди»).

Попутно отмечу, что у китайских Императоров было множество «дополнительных» титулов, все сводились к общему смыслу Император/Государь/Повелитель: Хуаншан (皇上 Huáng Shàng) - Высочайший Божественный; Тяньцзы (天子 Tiān Zǐ) - Сын Неба; Шэншан (聖上 Shèng Shàng) - Священный Божественный; Чжуцзы (主子 Zhǔ Zi) - Божественный Сын; и многие другие. Еще одним типичным обращением было Ваньсуйе (万岁爷 Wànsuìyé), то есть «Владыка десяти тысяч лет». Оно происходило от пожелания Императору десяти тысяч лет жизни (кстати, слово 岁 «суй» означает год в контексте жизни, а не календарный отрезок, который обозначается словом 年 nián). Добавлю, что от китайского слова «ваньсуй» произошло знаменитое японское «банзай».

Обращаться к Императору династии Цин полагалось Бися (陛下 Bì Xià), что соответствует обращению «Ваше Императорское Величество». Сам Император в отношении себя использовал слово Чжэнь (朕 Zhèn), что обычно переводится как монаршее «Мы».

Краткие сведения по престолонаследию в Китае

Наследник трона Срединного государства назывался Тайцзы (太子 Tài Zǐ), то есть Верховный сын. Традиционная конфуцианская концепция устанавливала твердый принцип агнатической (патрилинейной) примогенитуры, которая в Европе была известна как Салическая система престолонаследия. При ней женщины полностью исключаются из линии престолонаследия. Однако в Китае случилось одно исключение, о котором в следующем разделе.

Примогенитура в Китае существенно осложнялась издревле существовавшей Императорской многоуровневой полигамией, которая сохранилась до конца Монархии. Система Императорских супруг–консортов была сложной, часто аморфной. Приведу ее в варианте эпохи последней династии Цин, когда полигамия стала максимально упрощенной и упорядоченной.

● Императрица (皇后 Huánghòu Хуанхоу) - только одна.

● Императорская знатная супруга–консорт (皇貴妃 Huáng Guìfēi Хуан Гуйфэй) - только одна.

● Знатная супруга–консорт (貴妃 Guìfēi Гуйфэй) - только две.

● Супруга–консорт (妃 Fēi Фэй) - только четыре.

● Императорская наложница (嬪 Pín Пинь) - только шесть.

● Знатная особа/дама (貴人 Guìrén Гуйжэнь) - неограниченное количество.

● Служительница (англ. Attendant) Первого класса (常在 Chángzài Чанцзай; буквально «постоянная») - неограниченное количество.

● Женщина на выбор (англ. Choice Lady), или Служительница Второго класса (答應 Dāyìng Даин; буквально «согласная») - неограниченное количество.

● Служительница (官女子 Guān nǚ zǐ Гуань Нуцзы; буквально «государственная [принадлежащая власти] женщина») - неограниченное количество; обычно этот статус даровался служанкам, которых выбирали стать младшими наложницами.

Вопреки некоторым легендарным представлениям, число жен у Императоров Китая не было «астрономическим». В династии Цин максимальное число консортов было у Императора Канси - 79. А у Гуансюя - лишь 3.

Титул наследного принца давался старшему сыну старшей по рангу жены Императора. Феномен полигамии часто приводил к проблемам и конфликтам, в том числе у чужеземных династий, завоевывавших Китай и перенимавших его традиции. Например, Император Син-цзун династии Ляо (правил 1031–1055) был сыном наложницы низкого ранга, что привело к дворцовым катаклизмам и стало началом упадка этого государства.

Если старший сын Императора умирал, еще не став новым Монархом, то титул передавался его сыну, что было одним из самых сложных аспектов престолонаследия. Император династии Мин Чжу Юаньчжан (правил под девизом Хунъу) в 1395 году издал специальный указ–инструкцию, в котором четко зафиксировал этот порядок, так как его старший сын Чжу Бяо умер в 1392 году. В дальнейшем Императором стал Чжу Юньвэнь (правил как Цзяньвэнь), сын Чжу Бяо. Однако четвертый сын Чжу Юаньчжана, Чжу Ди (имел княжеский титул Янь-вана), восстал против Цзяньвэня (при этом распространяя легенду, будто борется не с Цзяньвэнем, а с его дурными сановниками - классическими «плохими боярами») и в 1402 году захватил власть. Цзяньвэнь, предположительно, погиб с женой и сыном во время пожара в его дворце. Чжу Ди стал Императором с девизом Юнлэ и первым делом принялся вырезать всех сторонников погибшего Монарха, вычеркивая отовсюду его имя и меняя в записях годы правления «Цзяньвэнь» на продолжение эры «Хунъу» в попытках снять сомнения в законности своего права на власть. Историк Фан Сяожу был казнен, а род его «вырезан в десяти поколениях» (в состав десятого поколения входили также его ученики и учителя), за отказ написать представление к инаугурации Юнлэ. Перед смертью Фан Сяожу написал своей кровью иероглиф 篡 (cuàn цуань), означающий «узурпатор».

Надо отметить, что в Китае народное сознание довольно спокойно относилось к подобным переворотам, поскольку считалось, что если Император терял власть, значит, он лишился благосклонности богов. Кстати, правление Юнлэ было одним из самых блистательных периодов в истории Китая.

Титул Вдовствующей Императрицы и единственная в истории Китая женщина–монарх

Особый статус существовал у вдовы Императора - Хуантайхоу (皇太后 Húang Tài Hòu); в более старшем поколении - Великая Вдовствующая Императрица Тайхуантайхоу (太皇太后 Tài Huáng Tài Hòu). Многие Вдовствующие Императрицы исполняли должность регентов при малолетних детях. Часто они сосредотачивали в своих руках огромную власть и активно влияли на ход государственных дел. Одной из самых знаменитых Вдовствующих Императриц была Цыси (1835–1908), которая в 1898 году отстранила от власти Императора Гуансюя и пресекла попытки реформ в Китае.

Уникальное место в истории Китая принадлежит У Цзэтянь (624–705). Необычность ее царствования заключалась в том, что она приняла мужской титул Хуанди и была формально единственной женщиной за всю четырехтысячелетнюю историю Китая, обладавшей верховным титулом.

В тринадцатилетнем возрасте У Мэй попала наложницей в гарем Императора Тай-цзуна и вскоре получила титул Цайжэнь (才人 Cái rén - талантливая). В 650 году она стала наложницей Четвертого класса; в 655 году - Императрицей, в 674 году присовокупив к титулу Хуанхоу титул Тяньхоу (天后 Tiān hòu, то есть Небесная Государыня). С 683 года У - Вдовствующая Императрица; в 688 году добавился титул Шэнмушэньхуан (聖母神皇 Shèng Mǔ Shén Huáng, то есть Священная Мать Божественная Властительница). Наконец, 19 октября 690 года она стала Императором Хуанди под именем У Цзэтянь. Л.Н. Гумилев в книге «Древние тюрки» писал: «Буддисты немедленно написали сочинение, доказывающее, что У - дочь Будды и должна наследовать империю у династии Тан. В благодарность за поддержку, императрица издала указ, повелевавший во всех городах страны строить буддистские храмы».

Историк Сыма Гуан в XI веке не использовал ее новых титулов и принципиально называл ее «Вдовствующая Императрица», выражая тем самым несогласие с процедурой узурпации трона и смены династии.

Легендарная история Китая: Три Властителя и Пять Императоров

Свержение в XI веке до Р.Х. династии Шан-Инь племенным союзом Чжоу привело к смешению понятий «Шанди» и «Тянь». Оба обозначения имеют корни в китайской мифологической истории, предшествующей эпохам Ся и Шан. Это три Властителя (三皇 Sān Huáng - Cань Хуан) и Пять Императоров (五帝 Wŭ Dì - У Ди).

Три Властителя

♦ Фу-си (伏羲 Fú Xī), иначе Пао-си или Бао-си (庖牺 Páo Xī), храмовое имя Тай-хао (太昊 Tài Hào) - первый правитель Китая, божество–повелитель Востока. Совершенномудрый государь, который изобрел Восемь Триграмм Книги перемен (И цзин), придумал музыку и измерительные инструменты, научил людей приручать диких зверей и заниматься шелководством. Согласно принятой конфуцианской модели летоисчисления, Фу-си правил с 2852 по 2737 год до Р.Х.

♦ Шэнь-нун (神农 Shén Nóng), храмовое имя Янь Ди (炎帝 Yán Dì) - изобрел плуг и сельскохозяйственный календарь, покровитель земледелия; от него происходит китайская фармакология.

♦ Хуан-ди (黃帝 Huáng Dì) - Желтый Император, основатель даосизма и первопредок всех китайцев. От него происходят письменность, музыка, использование колеса и телег, арифметика и медицина.

Пять Императоров

♦ Вышеупомянутый Желтый Император Хуан-ди как исторический персонаж: первый легендарный Император древнейшего периода истории Китая. Традиционно временем его жизни в Китае называют период около 2600 года до Р.Х. Ему приписывается изобретение топора, лодки и весла, ступки и пестика, лука и стрел, платья и туфель, а также разделение земли на наделы.

♦ Чжуань-сюй (顓頊 Zhuānxū) - внук или правнук Хуан-ди. Внес свой вклад в названный его именем единый календарь и в астрологию, провел религиозную реформу против шаманизма, поддержал патриархальную систему (в отличие от предыдущей матриархальной) и под страхом наказания запретил близкородственные браки. По легенде, ему помогал дракон Фэй-лун.

♦ Ку (喾 Kù), также известный как Гаосинши (高辛氏 Gāo xīn shì) - сын двоюродного брата Чжуан-сюя, которому наследовал престол. Идеальный правитель, мягко наставлявший народ и учивший его многим практическим вещам.

♦ Яо (堯 Yáo), «Высоченный» - второй сын и наследник Ку. Cумел остановить мировой потоп, усмирил бунт духов ветров, положил начало китайской астрономии. В китайской традиции Яо известен как воплощение личной скромности, заботы о подданных и жертвенности.

♦ Шунь (舜 Shùn) - советник и зять Яо, которому наследовал престол. Великий воитель; при нем китайцы стали пользоваться оружием из железа. Шунь в Китае считается реформатором музыки и календаря, символом сыновней любви, преданности и почтительности. Шуню приписывают авторство Книги истории Шу-цзин, входящую в состав конфуцианского Пятикнижия. К этой книге восходят Двенадцать Символов, или Двенадцать Орнаментов (十二章), которые легли в основу китайской национально-государственной эмблемы в 1912–1928 годах.

■ Иногда в число Пяти Императоров иногда включают Шао-хао (少昊 Shǎo Hào), по легенде - сына феи и планеты Венера, племянника Желтого Императора (другие легенды считают сыном Хуан-ди). Хуан-ди назвал его богом Западных Небес. Шао-хао правил Царством Восточного Рая, где обитали разумные птицы. Благодаря ему в Китае появилась 25-струнная лютня.

■ К числу Пяти Императоров также иногда относят Юя Великого (大禹 Dà Yǔ), который наследовал Шуню. Свои дарования и энергию Юй проявил при Императоре Яо, когда ему удалось вернуть воды, затопившие землю во время Великого Потопа, в прежние границы. Затем ему было поручено произвести деление Китайской Империи на 9 провинций, что он успешно выполнил. За большие услуги, оказанные Юем в деле устройства государства, Император Шунь сделал его регентом, а затем назначил его своим наследником. Вступив на престол, Юй положил начало упомянутой выше легендарной династии Ся.

Нефритовый Император

В китайской мифологии есть также Нефритовый Император (玉皇 Yù Huáng Юй-хуан, или 玉帝 Yù Dì Юй-ди) - верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит Небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его Небесное Царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.

Почитание Нефритового Императора приобрело общенациональный характер при Императорах династии Сун (960–1279 гг. от Р.Х.). Они разделяли идеалы даосизма и признанием этой фигуры стремились уравновесить всеобщее почитание Конфуция.

С веками Нефритовый Император стал одним из наиболее узнаваемых персонажей китайской культуры.

Император Цинь Шихуанди

Ин Чжэн - тот, кто объединил в своем титуле «хуан» и «ди» и стал первым Императором реальной истории Китая - был в высшей степени примечательной фигурой. В историю он вошел как Цинь Шихуанди (秦始皇帝 Qín Shǐ Huáng-dì). В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай, завершив период Сражающихся Царств, и в 221 году до Р.Х. под именем Цинь Шихуан («Шихуан» буквально означает «Первый Властитель») основал первую (исторически достоверную) Императорскую династию Цинь.

Цинь Шихуан усмирил своеволие гунов (князей или, по западной аналогии, герцогов); провел реформу административного устройства Китая; построил сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами; ввел единую денежную систему, а также систему мер и весов; унифицировал иероглифическую письменность; построил канал Линцюй в бассейне реки Янцзы, что позволило охватить речным транспортом огромные территории Южного Китая. Шихуанди очень много путешествовал по Китаю и первым из китайских правителей вышел на морской берег.

В знак единения страны были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние Царства. Только северная часть этих стен была сохранена, ее отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая Китайская Стена отделила Срединное Государство от варваров–кочевников. По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек.

Наряду с великими достижениями правление Хуанди знаменовалось великим расточительством. Сразу после объявления себя Императором он стал строить свою гробницу со знаменитой терракотовой армией. Он начал строить огромный дворец, названный по имени любимой наложницы Эпан, который не был завершен. Через 4 года после смерти Шихуанди Сян Юй, военачальник восставшей против Циней армии, был так поражен нечестивой роскошью Эпана, что велел его разрушить.

Вопиюще бессмысленной деятельностью в период правления Шихуанди были поиски эликсира бессмертия по его указанию. Конфуцианские ученые видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, Император велел закопать 460 из них живыми в землю.

Наконец, самым чудовищным деянием Шихуанди было решение сжечь все книги, за исключением тех, что сообщалии о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из Императорского собрания и хроники Циньских правителей. К счастью, воля Императора отчасти не была исполнена.

Такова сложная диалектика истории. Закончу повествование об Императоре Цинь Шихуанди цитатой из рассказа аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Стена и книги»:

Несокрушимая стена, сейчас и всегда бросающая свой узор теней на земли, <…> и сама - тень Императора, приказавшего почтительнейшему из народов сжечь свое прошлое.

Последние материалы раздела:

Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников
Ол взмш при мгу: отделение математики Заочные математические школы для школьников

Для учащихся 6-х классов: · математика, русский язык (курс из 2-х предметов) - охватывает материал 5-6 классов. Для учащихся 7–11 классов...

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...