Родительское собрание "Ваш ребёнок- третьеклассник".

3 класс

Родительское собрание №1

Тема: «Ваш ребёнок - третьеклассник»

Повестка собрания:

1.Психологические и физиологические особенности детей-третьеклассников, обозначить проблемы характера для данного возраста;

2.Учебный план на 3 класс, результаты входных контрольных работ;

3.Разное: выборы родительского комитета, составление перспективного плана работы родительского комитета и развития детского коллектива на новый учебный год;

Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется …

Януш Корчак

Мы возлагаем слишком большие надежды на способности своих детей.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей.

Учитель. Добрый вечер, дорогие родители. Я снова рада приветствовать вас в нашем классе, который за лето мы общими усилиями подготовили к новому учебному году. Помогли этим летом сделать косметический ремонт в классе – подкрасить стены и пол Светлана Леонтиевна и Ольга Владимировна. Большое им спасибо. И за приобретение рабочих тетрадей к новому учебному году мы конечно благодарим Марию Анатольевну.

Учебный год начался не только у ваших детей- третьеклассников, но и у вас, так как девятилетний ребёнок не справляется ещё полностью самостоятельно выполнением домашнего задания по предметам, он нуждается в контроле со стороны вас, родителей.

Повестка нашего первого в этом учебном году собрания такая:

Первое на чём хочу остановиться коротко -это психологические и физиологические особенности детей девятилетнего возраста;

Третий вопрос- это вопросы разного характера, но также связанных с жизнью классного коллектива.

Время идёт вперёд, дети ваши взрослеют. Они уже совсем не похожи на тех малышей, какими пришли в первый класс.

Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?

К третьему году обучения адаптация у девятилетних детей к школе завершена, и начинается у них безоблачное детство младшего школьника. К социальной ситуации дети уже приспособились, а до подростковых драм ещё далеко . Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся.

У детей с 9 до 12 лет включительно наступает, по мнению психологов, – среднее детство . В этом возрасте происходят физиологические изменения у девочек, а затем и у мальчиков, возникает гормональная перестройка организма. Этот возраст сопровождает резкая смена эмоций, появляется интерес к противоположному полу, формируются межполовые взаимоотношения. Вслед за физиологическими изменениями меняется также поведение подростков: появляется вспыльчивость, отдаление от родителей и сближение со сверстниками. Друзья становятся для подростка самыми важными, а авторитет родителей заметно снижается.

Не у всех детей процесс созревания идет с одинаковой скоростью. Это связано с индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой, семейными особенностями и т. д.

Итак, какие они, эти загадочные девятилетки?

1.Ранимые и трепетные, но пока ещё по-детски беззащитны.

2.Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас до обидного точно.

3.Начинают проявлять знаки внимания к противоположному полу, влюбляются и дружат

4.Постоянно играют в разные роли на сцене, видимой им одним.

5.Всё более внимательно присматриваются к другим людям, могут проявить чудеса сострадания, то наоборот поразительное эгоистическое упрямство.

6.У них особый интерес к теме справедливости

7. Начинают чаще проявляться любопытство к «взрослым», запретным темам.

8.Дети девяти лет способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.

Что же нужно третьекласснику?

    Пространство для того, что идёт из его души: страхи, опасения, желания, вопросы. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров «ни о чём».

    Структура . Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции . Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.

    Чтение хорошей литературы . Рекомендуется читать рассказы наших советских, российских авторов. Найдётся немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в неё.

    Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям . Дети нуждаются в уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.

    Искренность со стороны взрослых . Только при этом условии дети могут получить доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы). Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди, имеющие душу.

    Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.

2 вопрос.

Учебный план на 3 класс, результаты входных контрольных работ;

Учебная неделя третьеклассников состоит из 26 часов у коми группы и из 25 часов у русской группы, также как и во втором. Небольшое изменение произошло, в расписании в этом году, нет урока информатики, этот час я взяла на уроки литературного чтения. Уроков литературного чтения в неделю 3 часа. И этот предмет в этом году веду сама. Уроки окружающего мира в третьем классе авторы разделили на две части –первая «Человек и природа» (по средам) и вторая «Моё Отечество» (по четвергам), на котором идёт знакомство детей с прошлым, настоящим и будущим нашей страны. Ведёт предмет –как и в прошлом году Наталья Геннадьевна. По обеим частям есть рабочие тетради, по которым ребята получают задания на выполнение дома, есть уже случаи, когда ребята приходили без домашнего задания.

Какие основные (главные) темы рассматриваем в третьем классе по основным предметам?

Русский язык - по языку у нас есть сквозные темы, которые есть в каждом классе со 2 по 4-ый, такие темы как правописание безударных гласных в корне слова, состав слова. Только из года в год пополняются эти темы новыми знаниями. В этом году будем изучать большой раздел русского языка «Части речи».

Хотелось бы ваше внимание обратить на то, что домашнее упражнение состоит из нескольких заданий, которое ребёнок должен выполнить не частично, а целиком. Чаще напоминайте о том, что прежде чем написать домашнее задание нужно пропустить две строчки. Писать красиво, аккуратно. В домашнем задании часто встречается звуковичок, нужно выполнить звуковой разбор слова, схему разбора всем ребятам давала, кому-то сама на учебник скотчем приклеила, чтобы не потерялась. Очень сильно путаются, необходима тренировка, которой не хватает нам на уроках.

Количество тетрадей в этом году по русскому языку заведено четыре, три из них на уроки русского языка, и ещё отдельная тетрадь по развитию речи, на запись изложений, сочинений, на работу с текстом. Нам надо уже думать о том, что ждёт в конце 4 класса, а это

Математика. Основной темой по математике во втором классе была «Табличное умножение и деление». Две четверти- 3 и 4 были связаны с этой темой. К концу учебного года табличное умножение - деление не знали- 8 человек, до сих пор они же и не знают, 11 ребят допускают ошибки, т.е. до автоматизма не доведено ещё, и только 5 (пятеро) таблицу усвоили, знают. Таблица ребёнком должна быть усвоена, сейчас возможности изучить её есть разные. Много специальных игр в интернете для заучивания табличного умножения, продаются специальные электронные таблицы. Но без знания табличного умножения -внетабличное умножение и деление, которое скоро начнём учить, ребёнку конечно не справится.

В 3 классе основные темы –это внетабличное умножение и деление, сложение и вычитание в пределах 1000.

Литературное чтение . Основная работа отводится на работу с текстом. Тексты по объёму большие, на уроке нет возможности читать, ребята получают задание на дом прочитать текст. Работают по содержанию текста только одна группа ребят, те которые читают и понимают содержание текста.

Сентябрь – непростой период перехода от длительного отдыха к строго регламентированному учебному процессу. За три месяца каникул у организма ребёнка выработался особенный режим. Свобода от уроков, от выполнения домашнего задания, от заучиваний.

Конечно, вам, родители, следует учитывать, что организм ребенка не может сразу перестроиться, биологические часы – сложный механизм, требующий бережного отношения. Психологи советуют родителям за 10–14 дней до нового учебного года начинать переводить детей на новый режим. Будить ребёнка как обычно к школе, в течение дня заниматься, повторять правила, решать задачи, примеры, повторять таблицу умножения и деления. Ребёнок никогда сам не сядет самостоятельно заниматься, если родители вместе с ним не сядут.

Родительское собрание

«Ваш ребенок - третьеклассник» (слайд 1)

Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого. (слайд 2)

Абрахам Брилл

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Но вместе с тем перед родителями встают новые задачи. Решить которые родителям одним не под силу. Ведь родительство - самая трудная жизненная задача: здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность, зато каждый в своём ребёнке находит себя, и встречи эти порой бывают болезненными.

Есть разные семьи: и многодетные, и такие, в которых только один взрослый и один ребенок. Они могут различаться по национальности и уровню образования родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребёнка с точки зрения психологов? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей - ведь все мы когда-то были детьми?

Если ребёнка сравнить с молодым деревцем, то семья - это та почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие - в оранжерее, третьи - на скудной каменистой почве, четвёртые - за высокой стеной, пятые - на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Семья - это те контексты, в которых человек воспринимает мир: представления о справедливости, о конечном смысле человеческой жизни, о Боге. Семья - это первые опыты диалога с миром или … их отсутствие.

Иногда, мы, помня обиды и боли собственного детства, порою ужасаемся, понимая, что по отношению к собственным детям ведём себя точно так же неправильно, как вели себя с нами наши родители.

Мифы о девятилетних.

Отечественные и зарубежные психологи подробно описали некоторые возрастные кризисы - тяжёлое для родителей время, когда характер детей не просто меняется, но нередко становится просто невыносимым. Помимо подросткового, выделяют также кризисы трёх- и семилетнего возраста. Для последнего характерно то, что дети резко меняют свой образ жизни, причём не по своей воле. Меняется всё - от режима дня до отношения со стороны взрослых. Настоящий шторм в море семейной жизни. Но вот адаптация к школе завершена, и начинается безоблачное детство младшего школьника. К социальной ситуации дети уже приспособились, а до подростковых драм ещё далеко.

Вальдорфские педагоги описали резкую перемену, совершающуюся в этой душе в возрасте примерно девяти лет. Давайте внимательно присмотримся к этому замечательному возрасту, ивы обнаружите много неожиданного: один за другим развеются мифы, известные по учебникам общей и возрастной психологии.

Миф1: (слайд 3)

Девятилетних детей, третьеклассников считают цельными, гармоничными и доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.

Реальность: (слайд 4)

Многие из них - довольно злые критики. Именно на девятом году жизни начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками. Но и в более позднем возрасте можно заметить их удивительную чёрствость и безапелляционность, склонность к прямолинейным решениям, этакую «двухмерность» мышления. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое справедливость, но ещё ничего не слыхали о милосердии».

Миф2: (слайд 5)

Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учёбе, ведь учёба - это их ведущая деятельность, как утверждают многие психологи.

Реальность: (слайд 6) У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12 лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей. Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учёбе, формирует в целом позитивное отношение к себе.

Итак, какие они, эти загадочные девятилетки? (слайд 7) Ранимые и трепетные, они пока ещё по-детски беззащитны. Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности. Как объяснить все эти противоречия? Да и противоречия ли это?

О душе и личности ребёнка. (слайд 8)

Проблема в том, что по отношению к детям нас обычно волнуют два аспекта: хорошо ли нам с ними, и хорошо ли они адаптировались к миру. Другими словами, нас интересует внешняя сторона. Но ведь у детей есть ещё и внутренний мир, есть их душа, живущая по своим законам! Пришло время приоткрыть некоторые её тайны.

Детям доступ к душе широко открыт. Их душа ещё не защищена сильным «Я», она уязвима и ранима, но ей свойственны и сила чувств, и впечатлительность, и фантазии, и желания. Немецкий антропософ Рудольф Штайнер (слайд 9) называл детей маленькими ангелами, которые год за годом всё ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Вы уже, наверное, догадались, почему так происходит? Да, примерно в девять лет мозг ребёнка созревает настолько, что готов начать мыслить по законам формальной логики. Дети начинают воспринимать и пытаются осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорошо сформировавшимся рассудком.

Плюсы и минусы развивающегося интеллекта. (слайд 10)

У девятилетних школьников в самом пике развития находится стадия конкретных операций. Это означает, что они начинают видеть ситуацию не только «со своей колокольни», но и с учётом перспективы и мнений других людей. В этом возрасте им уже известно также об обратных действиях (если 3 + 5 = 8, то 8 - 3 = 5), о стабильном характере данных законов (2 х 2 = 4 всегда, а не только по пятницам). Вместе с тем, мышление детей по-прежнему характеризуется приземлённым, конкретным, практическим подходом к решению проблем. Они упорно цепляются за воспринимаемую и легко интерпретируемую реальность.

До девяти лет дети воспринимают всё окружающее весьма необъективно, их картина мира оставляет место для чудес, но зато сущность происходящего они понимают лучше, поскольку сами напрямую соединены с этим миром. Для детей младше девяти лет характерен в той или иной степени развитый анимизм - им нетрудно представить себя камнем, деревом, кошкой или другим человеком. После девяти лет они утрачивают эту способность - на смену эмоциональной открытости приходит логика. И первым выводом о том, что в мире, раньше таком целостном и непротиворечивом, есть непримиримые противоречия. Это новое ощущение тревожит ребёнка, его психодинамика начинает работать «на выживание», включая защитные механизмы.

Наиболее распространённым защитным механизмом является избегание. Ребёнку нравится процесс использования логических схем для объяснений. Замечали ли вы, как они любят схемы, планы, карты, классификации? Они со знанием дела перечисляют марки автомобилей, названия музыкальных групп, различные торговые бренды, столицы государств, т.е. воспринимают мир списками, сериями. Благодаря усвоенным логическим способам мышления они отмечают, что наблюдаемые ими явления весьма противоречивы. Оказывается, не все люди доброжелательны, не все взрослые справедливы, добро не всегда побеждает зло, хорошие люди (и даже дети!) погибают, а родители иногда считают правильным и справедливым совсем не то, что кажется верным для детей. Они тонко подмечают те особенности родительского поведения, которые сами родители стараются не замечать. Кажется, что они нас не слушают, но при этом удивительно точно копируют нас… Чем больше внимания получает та или иная сфера жизни ребёнка, чем больше диалогов происходит между ним и взрослым, тем скорее преодолевается стадия примитивных схем.

Девятилетние дети пока не могут вообразить, как ситуация выглядит со стороны и что подумает сторонний наблюдатель, а также как это внешнее мнение подействует на её участников. Видение более широкого контекста появляется только после 10 лет, и его хорошо учитывают взрослые, но не дети. Именно поэтому между девятилетками и взрослыми так часто возникает непонимание.

Влюблённость как форма жизни. (слайд 11)

Да, дети 8-10 лет влюбляются. Переживания, обмен номерами телефонов. На первый взгляд, здесь пока ещё много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний - это всё настоящее. Но всё же любовь пока второстепенна. Дружба - вот настоящая тема отношений. Девятилетний ребёнок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно относится к его чувствам. Друзья для него - это уже не просто знакомые, с которыми он проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и разделяющие его интересы. Появляется представление об обязательствах в человеческих отношениях, и дети начинают оценивать действия друг друга. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им достаточного уважения. Дети учатся различать тёплые чувства и уважение. Теплота и эмоциональная близость, связанная с совместными играми, получением удовольствий, разговорами, шутками, смехом и толкотнёй - это всё не то, что уважение. Уважение требует дистанции.

В разговоре со взрослыми могут позволить откровенность, но между собой девятилетками стараются вести себя более степенно, проявляют большую осмотрительность в выражении своих оценок и мнений. Они становятся более застенчивыми, значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников. Такое поведение связано с возникающей в этот период потребностью занять определённое положение в группе сверстников. При этом успехи в учёбе у третьеклассников становятся менее значимыми и отходят на второй план.

Что же нужно третьекласснику? (слайд 12)

Пространство для того, что идёт из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать, как можно старательнее вынося себя со своими мнениями за скобки. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров «ни о чём».

Структура . Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.

Чтение хорошей литературы . Чёрно-белые схемы присутствуют не только в недостаточно развитом сознании девятилетнего ребёнка, но и в большей части голливудской кинопродукции, с её извечным противостоянием героев и злодеев. Такие произведения, по сути, усугубляют тяжесть протекания кризиса. Рекомендуется читать рассказа наших советских авторов. Найдётся немало хороших книг, не упрощающих жизнь, но и не подрывающих веру в неё.

Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям . Дети нуждаются в уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.

Искренность со стороны взрослых . Только при этом условии дети могут получить доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы). Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди, имеющие душу.

Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и развитие мыслительных операций, более интенсивное развитие получает вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: "Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим".

(слайд 13)

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть своим вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми..

(слайд 14)

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый "вклад" в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

Педагог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, "перепутанные линии", поиск скрытых фигур и многие другие.

Для успешности в учебе необходимо также развивать память младших школьников.

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.
В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью".

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание должно быть уделено обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения..

Теперь обратимся к такой важной проблеме, как развитие у школьников интереса к чтению . "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", - считал философ Д.Дидро.

Как же помочь ребенку стать читателем?

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.

Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующие полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся, как правило, вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.

Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому в случае явных затруднений следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.

Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?

Советы родителям (слайд 14)

Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает - он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.

Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.

В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.

Наши разговоры нередко с детьми бедны, поэтому ещё раз посоветуем: каждый день вслух читайте хорошую книгу. Это сильно обогатит ваше духовное общение.

Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.

23.06.2014 г.

На многих сайтах практикующих учителей

есть масса интересных и познавательных

статей психологов, в частности,

и о третьеклассниках.

А я на сайте, как-то всё наоборот делаю -

уже давно не преподаю в школе,

пишу с Еленой Нефедовой учебники,

учебные пособия, читаю лекции

учителям и родителям, провожу семинары,

а пишу здесь Вам обо всём с точки зрения

обычного практикующего учителя.

Вот такой парадокс.

Уважаемые родители, бабушки и дедушки ребёнка-третьеклассника!

О проблемах практически всех третьеклассников в наше время

Меняется время, меняются программы, меняются дети - меняются проблемы… В чём проблемы почти у всех современных третьеклассников? Попробую Вам объяснить. Ещё меньше 10 лет назад во всех школах России в большинстве начальных школ была программа 1-3, а сейчас везде (за крайне редким исключением) программа 1-4.

Небольшое отступление. Меня на просторах великого Интернета почему-то периодически обвиняют в том, что программу 1-4 ввела я! J! Во-первых, не я. Во-вторых - лично мне больше по душе программа 1-3.

Что означают эти цифры? Раньше ребёнок проходил всю программу начальной школы за 3 года, а теперь за 4 года. Много времени добавили на первый класс. Чтобы Вы смогли понять причины проблемы, я опишу то, что происходит по программе 1-4 до начала третьего класса.

1 КЛАСС - в наше информационное время первоклассники, в своём подавляющем большинстве, уже умеют читать, писать (печатными буквами), считать. Отметки первоклассникам учителям ставить не разрешают. Лично я - ЗА отметки или оценки хотя бы наклейками со всякими, цветным печатями, звездочками и солнышками. Домашних заданий официально давать нельзя. Лично я - ЗА домашние задания с первого класса. Многие опытные и сильные учителя дают рекомендации по закреплению той или иной темы дома. Выполнение этих заданий официально не обязательно, но лично я Вам настоятельно советую их выполнять, чтобы избежать больших проблем в будущем.

Итак, первоклассник видит, что в школе проходят долго-долго то, что он проходил и изучал уже лет с трёх-четырех и, слава Богу, уже давно выучил. Конечно, сам материал даётся в школе и глубже, и шире. Но этого ребёнку не понять. Ходит малыш в школу с полной уверенностью, что школа - это очень легко и просто. Он всё знает, домашних заданий нет, отметок нет. Из устных оцениваний учительницы, типа молодец или постарайся - ребёнок искренно помнит исключительно то, что он молодец. Родители счастливы - ребёнок с удовольствием учится в школе.

2 КЛАСС - во втором классе начинаются первые тревожные звоночки. Появляется всё больше и больше новых тем по русскому и математике, увеличивается объём письма на уроках, больше приходится читать (а учебники для второклассников пишутся для детей, читающих словами, а не по слогам, как многие второклассники, особенно сразу после лета). Со второй половины года появляется не только домашняя работа, но и первые официальные отметки в дневниках… И вот, почти сразу после январских праздников родители видят, что их второклассник - почему-то как-то не блещет знаниями. Для многих наступает суровая правда жизни - в дневнике и электронном журнале стоят преимущественно тройки и четверки.

3 КЛАСС - а вот уже в третьем классе, уважаемые родители, начинается совсем уже настоящая школьная жизнь. Школьная жизнь - с настоящими отметками, ежедневными домашними заданиями, проектами (они были и раньше, в 1-2 классах, но сейчас всё вместе успевать стало намного тяжелее). Школьная жизнь наступает и с новыми темами по русскому, математике, окружающему миру, и с углублениями ранее пройденных тем; с ещё большим увеличением объёма письма на уроках и дома. Чтения от третьеклассника ждут уже практически беглого, поэтому тексты в учебниках по литературе (чтению) и окружающему миру - тоже всё длиннее и насыщеннее информацией.

Если выразиться образно, то в школу ваш ребёнок идёт по-настоящему именно в третьем классе.

1) Летом повторяйте с ребёнком школьную программу по русскому хотя бы по
15 минут в день - все пройденные правила и орфограммы.

Орфограммы 1-ого и 2-ого класса

  1. Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
  2. Имена собственные: город М осква, пёс Ш арик.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща , чу до, щу ка, ши ло, жи ть
  4. Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночк а, птенч ик.
  5. Мягкий знак показатель мягкости согласного: день , день ки.
  6. Правописание слов с удвоенными согласными: шосс е, алл ея
  7. Разделительный мягкий знак: деревь я
  8. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз , глаз ки - глаза.
  9. Проверяемые безударные гласные в корне слова: ле са - лес, пя тно - пятна
  10. Написание предлогов со словами: у м оря, к г ороду.
  11. Словарные слова: ко рова.

Можете ознакомиться со списком новых орфограмм,

Которые ученики проходят в 3-ем классе

(Ещё надо грамотно писать слова с орфограммами, пройденными в 1-2 классах, но на которых не выделяются уроки для повторения в 3-ем классе. Это орфограммы: точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения, написание предлогов со словами, имена собственные; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; сочетания чк, нч, чн, щн)

Орфограммы конца года 3-его класса

  1. Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова поход ка, ход - ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  2. Правописание слов с удвоенными согласными: терр аса, колл екция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  3. Проверяемые безударные гласные в корне слова: потя желел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  4. Словарные слова: па льто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  5. Разделительный Ь: вь юга, вь ёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
  6. Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъ ехал
  7. Правописание слов с непроизносимыми согласными: прелест ный - прелесть
  8. Сочетания СН - ЗН: чудесн о - чудеса, алмазн ый - алмаз
  9. Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем , жаворонком , степью , (вижу) жеребёнка .
  10. Правописание окончаний имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.: по моркови , по морковке.
  11. Сложные слова: верто лёт, земле трясение.
  12. Неизменяемые приставки на А и О: за шёл, по дход.
  13. Написание суффиксов: мале нький, бели зна, высо та, бабушк а.
  14. Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь , луч.
  15. Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч в И.п.: синяя , синее , синий , синие.
  16. Родовые окончания глаголов: солнце встало , девочка встала , ученик встал, ребята встали.
  17. Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): по ехал.
  18. НЕ с глаголами: не в идел, нег одовал.

2) Сравните, уважаемые взрослые, список орфограмм, пройденных за 1 и 2 класс, с количеством орфограмм, которые Ваш ребёнок должен узнать в 3-ем классе. Я показала примерные масштабы увеличения школьной нагрузки к 3-ему классу на примере тем, которые проходят дети на уроках по русскому языку.
По математике, по литературе (чтению), по окружающему миру - в третьем классе тоже не только много нового, но и во многих случаях усложнение уже пройденного в 1-2-ых классах.

3) Перед 3-им классом летом по математике повторите все правила за 2-ой класс, обязательно таблицу умножения, разные типы и виды задач.

4)Чтение книг летом обязательно каждый день. Скорость чтения для комфортной учебы Вашего ребёнка должна быть не менее 50-60 слов в минуту. Более подробно о скорости чтения вы можете прочитать

5)Родители, надеюсь, я смогла Вас убедить, что за 3-ий класс Ваш ребёнок должен на школьных уроках узнать, усвоить и уметь применять много нового. Не обижайтесь на свою учительницу из-за того, что она, по Вашему мнению, много задаёт на дом. Просто у Вас и у Вашего ребёнка началась серьёзная школьная жизнь. Сохраняйте мир в семье. Не ругайте своего малыша. Помогайте ему преодолевать все трудности школьной жизни.
В третьем классе очень насыщенная программа. Соблюдайте режим дня. Учитесь ценить время. Начиная с этого учебного года, оно будет у Вас на вес золота.

Цените время

Вот и Ваш ребёнок перешёл в третий класс. Как незаметно пролетело 2 года школы. Поверьте, оглянуться не успеете - промелькнёт ещё через пару лет прощальным звонком начальная школа, стремительно промчатся годы средней школы… Поэтому к каждому школьному дню относитесь с уважением и ответственностью. Вдумайтесь. Этот день, когда по этим 5 предметам учителя объясняют (повторяют, контролируют) именно эти т емы Вашему ребёнку - пройдёт и не вернётся. Зато потом, особенно в 9 и 11 классах, читая вопросы ГИА, ЕГЭ, Ваш ребёнок вспомнит: «О! Вопрос по фонетике! А это же мы проходили ещё в 3-ем классе!». Правильно, проходили. А если ребёнок не был мотивирован на учёбу и её ценность взрослыми, прослушал, не вник, не понял, то…, поймите, уважаемые родители, эти 5 часов этого дня ПРОХОДИТЬ С РЕБЁНКОМ ЛИЧНО ВАМ или через лет пять РЕПЕТИТОРУ за ВАШИ ДЕНЬГИ. Поэтому цените каждый школьный день. Чтобы потом не догонять каждый из тех учебных дней, который прошёл без должного внимания и почтения.

а 12 (любого, не первого) сентября?

Подобные вопросы родителей потихоньку начинаются со 1-2 класса, растут с 3 класса и, как водится, пик сезона J! (для учителей начальной школы) - это 4 класс.

Дорогие родители, сами понимаете, что это вопрос риторический по содержанию, но обязательный по форме. Ну ЧТО Вам ответит учительница? Конечно, отпустит. Вздохнёт грустно. В крайнем случае, расскажет Вам языком человеческим про Вашу безответственность. И про то, что догонять материал придётся. Давайте я Вам, людям, которые уже 2 года школьных с ребёнком прошли, перешли в 3-ий класс, уже понимающим такой термин, как КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОПРЕДЕЛЕННУЮ ТЕМУ, переведу Ваши периодические задержки с каникул с человеческого языка на простой язык математики. Разбираю минимально. Только основные предметы. Допустим:

  • «Догоним! Пропущена 1 неделя!». 1 неделя = 5 часов математики+ 4 часа русского языка+4 часа чтения+1 час окружающего мира.
    Итого часов: 5+4+4+1 = 14 сумма пропущенных часов с БЕСПЛАТНЫМ репетитором в лице учителя.
    К каждому уроку даётся домашняя работа, это ещё плюс по 1 часу к каждому предмету. Поэтому умножаем сумму попущенных часов на 2 .
    Итого: 14х2 = 28 пропущенных часов, из которых, повторюсь, 14 часов - с БЕСПЛАТНЫМ РЕПЕТИТОРОМ.

Это 28 пропущенных часов, в течение которых, одноклассники Вашего ребёнка получили ЗНАНИЯ, нужные и Вашему ребёнку. Теперь уже лично Вам надо найти ВРЕМЯ - а это (если забыли J!) ЦЕЛЫХ 28 ЧАСОВ, чтобы узнать и выучить с ребёнком то, что пропустил. Третьеклассник на такой подвиг ещё не способен. Только вместе со взрослым.
А ДВЕ НЕДЕЛИ - ЭТО 56 ЧАСОВ……. И так далее…

  • ПЕРВАЯ очень распространенная ошибка родителей:
    - сам (сама) дома объясню за час то, что они в классе жуют 4 часа.

Не получится

1) Далеко не факт, что Вы сумеете объяснить ребёнку, даже, что 2х2=4. ЗНАТЬ, что 2х2=4 и УМЕТЬ это объяснить - ОГРОМНАЯ РАЗНИЦА. Причем, под словом «объяснить» я подразумеваю не ту ситуацию, когда Вы проговорили объяснение ребёнку, спросили, понял ли он, а он в ответ кивнул и убежал играть. Хотите узнать - понял ли? Напишите 4-5 схожих заданий, выйдите из комнаты на
3 минуты, вернитесь, проверьте.

2) Учитель потом спросит теми же словами, какими всё объяснялось всему классу.

3) Если на тему дано 4 часа - за 1 час можно с ней познакомиться, но не отработать.

  • ВТОРАЯ очень распространенная ошибка родителей:
    - фигню они какую-то проходят, учебники дурацкие, все равно эти знания в жизни не пригодятся.

Всё пригодится

1) Весь учебный план строится на преемственности от 1 класса до 4 класса, от 4-5 классов до 9 класса (грядёт ГИА), от 9 класса до 11 класса (грядёт ЕГЭ). Вы не знаете всей этой цепочки - так не судите сплеча, что ЭТО НЕ НАДО. Если учитель подаёт этот материал на уроке - значит НАДО. Смиритесь.

2) Про жизнь . Ваш ребёнок много лет будет погружен в школьную жизнь . В которой эти знания ему необходимы для комфортной жизни .

3) Если не догонять пропущенный материал, тогда целая цепочка последующих знаний по каждому предмету не сможет быть усвоена Вашим ребёнком на 100%. Образуется снежный ком, который становится все больше и больше. Ребёнок в средней школе отказывается учиться, не хочет ходить в школу, грубит, на уроках ему не интересно - потому что не понятно. А впереди ГИА. Родители бросаются к психологам. Но психолог тут не поможет. Поможет только репетитор.

4) Помните про 14 БЕСПЛАТНЫХ пропущенных ЧАСОВ в третьем классе? Беда не только в том, что 14 часов уже не помогут, так как накопилось много пробелов. Теперь эти часы еще и ПЛАТНЫЕ. В среднем, оплата 14 часов репетитора это примерно половина средней зарплаты одного из родителей.

  • «Как же догнать 28 часов, пропущенные в 3-ем классе?!». Непросто. Конечно,
    28 часов вы не потратите. Не сможете. Обычно, наиболее ответственные - тратят часов 10-12 на всё. Не с таким КПД, конечно, как в школе ребёнку профессионал объясняет. Наш совет: не поленитесь, потратьте на изучение пропущенного в учебные дни по часу + по 2-3 часа в выходные.

ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ ПРОПУСКАТЬ ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ

И В ШКОЛУ ПОСЛЕ ВСЕХ КАНИКУЛ ВСЕГДА ПРИХОДИТЬ

В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛА УЧЁБЫ

Список книг, которые помогут Вам и Вашему третьекласснику

с пользой провести лето

Математика+русский

Комплект "Все для 2 класса" (комплект книг). Издательство Клевер. (комплект многоразовых тетрадей по русскому и математике и Учебника для отличника для первого класса полностью повторяют и закрепляют всё пройденное за год. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Русский язык

  1. Летние задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Все основные правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ошибок. 2-й класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. Русский язык. 1-4 класс. Большой сборник диктантов Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Абсолютная грамотность за 15 минут. 2 класс. Шпаргалка для родителей. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  5. Все словарные слова. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  6. Все основные вопросы по русскому языку для итоговой аттестации. 2 класс. У зорова О.В., Нефедова Е.А.
  7. Полный курс русского языка: все типы заданий, все виды упражнений 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  8. 500 контрольных диктантов по русскому языку 1-4 класс (1-4) 1-3 класс (1-3). Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Математика

  1. Контрольные и олимпиадные работы по математике. 1-2 класс.
    Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Учим таблицу умножения легко и быстро. Поймай кота за хвост!
    Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. 3000 примеров по математике. Устный счет. Логические примеры. 1 - 2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Все основные вопросы по математике для итоговой аттестации. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  5. Полный курс математики: все типы заданий, все виды задач, примеров 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  6. Летние задания по математике для повторения и закрепления учебного материала. 2 класс. Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Чтение

  1. Тексты по проверке техники чтения. Учимся читать быстро. 1-4 классы.
    Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  2. Учебные тексты с вопросами и заданиями для контрольных и проверочных работ по технике чтения. 2 класс Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  3. Новый дневник юного читателя со списком полн. обязательной литературы. 1-4 классы Узорова О.В., Нефедова Е.А.
  4. Короткие интересные рассказы. Обучение детей чтению. 1-2 классы. Узорова О.В., Нефедова Е.А.


Все эти и другие книги вы можете приобрести в нашем

Последние материалы раздела:

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...