Риски социализации. Нарушения социализации

1

В статье определены особенности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации. Проанализированы основные нормативные документы, актуализирующие исследование изучаемой проблемы. Обоснована авторская позиция в определении понятия «риски социализации обучающегося», дана содержательная характеристика проблемных областей личностно-средового взаимодействия обучающегося и социума. Охарактеризована основная идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации - создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» – «Социальное общение» – «Социальная практика») при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением. Определены основные позиции педагога при минимизации рисков социализации обучающегося (фасилитатор, модератор, ментор, мотиватор).

социализация

обучающийся

образовательная организация

минимизация проблемных областей личностно-средового взаимодействия.

1. Авдеева И.Н. Смысловые установки учителя-фасилитатора: базовое содержание и пути формирования // Мир психологии. – 2013. – № 3. – С. 177–190.

2. Белова Е.С. Педагогическая поддержка социализации студента вуза: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2015. – 212 с.

3. Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Технология педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 26. – С. 66–70.

4. Максимова С. Г. Анализ риск-аспектов социального поведения населения Алтайского края / С.Г. Максимова, Г.С. Авдеева, Н.П. Гончарова, О.Е. Ноянзина, Д.А. Омельченко, М.И. Черепанова, Н.Ю. Кайзер // Известия АлтГУ. – 2011. – № 2-2. – С. 231–235.

6. Пак Л.Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. – Оренбург: Оренб. ин-т экономики и культуры, 2013. – 312 с.

7. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. – М., 2010. – 180 с.

8. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы как проблема общей педагогики / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 133 с.

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. – М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 367 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды: в 2 т. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 456 с.

Динамичные изменения в основных сферах современного общества определяют многоаспектную направленность реформирования системы образования и обусловливают трансформацию социального заказа постиндустриального социума в контексте развития личностных качеств, социальных знаний, моделей поведения, жизненных установок подрастающего поколения в целях их успешной социализации. В современном обществе востребована социализирующаяся личность, оптимально адаптирующаяся в изменяющихся областях социальных и образовательных реалий, ценностно самоопределяющаяся в рамках выбора жизненной траектории в ходе изменений функционала основных социальных институтов, активно действующая и преобразующая окружающую действительность в соответствии с прогрессивными влияниями инновационного социума.

Социализация подрастающего поколения является особо значимым социальным результатом образовательной политики государства и общества, проблематика изучения которой актуализируется в контексте анализа основополагающих документов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обозначена необходимость облегчения социализации в контексте освоения молодым поколением знаний и норм в сфере социальных отношений и рыночной экономики. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. подчеркнута важность расширения возможностей подрастающего поколения для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны. В Проекте «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» уточняется значимость и востребованность успешной социализации молодежи в целях обеспечения единства постиндустриальной экономики и общества XXI в. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» отмечена необходимость модернизации образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.

В этой связи особое значение в педагогической науке и практике приобретает научное обоснование содержания педагогического обеспечения социализации обучающегося в образовательной организации, определяющего минимизации рисков личностно-средового взаимодействия молодого человека и реалий постиндустриального социума. Однако необходимо отметить, что современный обучающийся проходит путь социализации в новых условиях социальной действительности, которые характеризуются: нестабильностью, неопределенностью, нескончаемыми переменами и рискогенностью; кризисом российской образовательной системы в контексте дефицита позитивного воздействия на обучающихся институтов социализации (Д.И. Фельдштейн ); нарастанием интолерантности в обществе; рассогласованностью ценностного мира, дисперсией базовых и производных ценностных ориентиров, коммерциализацией культуры, западным влиянием на молодых людей, воздействием средств массовой информации, обусловливающих смешение должного и сущего, незаконного и законного (А.А. Савенков ); существенными различиями в образе жизни, образовании, профессии, семейной дестабилизации; невостребованностью социокультурного опыта, накопленного предыдущими поколениями в современных реалиях действительности и т.д. Экстремальность современной ситуации ведет к возникновению множества рисков социализации обучающихся как обстоятельств, связанных с вероятностью наступления событий, которые могут повлечь за собой негативные последствия для молодых людей и общества (влияющие, ограничивающие, осложняющие протекание социального становления личности и угрожающие реализации ее жизненных возможностей). Риски социализации обучающихся обусловлены не только объективным воздействием внешней среды, которая существует независимо от волеизъявления субъектов образования, но и их субъективным решением, определяющим необходимость выбора способов действий из множества имеющихся альтернативных вариантов .

Индикаторами рисков социализации обучающегося служат следующие признаки: нарушение коммуникации в системе отношений «обучающийся - педагог», «обучающийся - сверстники», «обучающийся - социальные институты»; низкий уровень социальных достижений молодого человека, значительно расходящийся с его потенциалом; деформация чувства собственного достоинства; потребительская психология; переживание личностью эмоционального стресса; несформированность эмпатии, ослабление чув-ства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других; наличие кризисных жизненных ситуаций; поведение личности, отклоняющееся от социальных норм и требований; расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях (образовательная программа «Социализация и воспитание»). Последствия вышеозначенных рисков обуславливают нарушение позитивной социализации, характеризующейся понятиями социального исключения (У. Уилсон) и «дефектом социализации» (Е.В. Руденский), обуславливающими онтологическую неуверенность обучающегося, его хроническую неуспешность, психологическую инкапсуляцию, социальный инфантилизм, отчуждение от нормативов функционирования в обществе, агрессивность, деперсонализацию, дереализацию, дезинтеграцию, деиндивидуализацию, эскапизм, гетерономию, фрустрированность и личностную тревожность, личностную аномию, анапсиоз, т.е. выталкивание молодого человека в за пределы «нормального» общества .

В связи с вышеизложенным актуализируется проблема поиска средств, методов, форм минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации в рамках оказания ему помощи, направленной на осознанное осмысление ценностных конструктов окружающей действительности, осознание себя, своего предназначения и путей самореализации в современной социальной структуре общества, редукции негативных последствий личностно-средового взаимодействия (трудности в общении, учебе, деятельности) . Оптимальность протекания процесса социализации обучающегося значима в контексте успешного функционирования и развития современного общества, так как в этом ракурсе постиндустриальный социум приобретает новых субъектов, обладающих инновационными компетенциями (способность работать в коллективе, действовать рискованно и ответственно, использовать инновации, быть профессионально и социально мобильным, способным к сохранению и передаче культурного наследия общества и т.д.).

Принципиально значимая идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации — создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» - «Профессиональное общение»» - «Социальная практика»), при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением (ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие, оказание помощи), его успешной интеграции в социум.

Минимизация рисков социализации обучающегося отражает необходимость реализации следующих положений обеспечения социализирующей направленности образовательного процесса в контексте:

Целенаправленного осуществления социального обучения, позволяющего обогатить совокупность знаниевых конструктов молодого человека об окружающей действительности - при использовании интерактивных методов и форм обучения (социальных практик, образовательно-информационных занятий, информ-интернет-клубов, специально организованных ситуаций-событий, ситуаций-оценок, ситуаций-проблем, ситуаций-иллюстраций, ситуаций-упражнений; социальных дискуссий, творческих встреч-диалогов, интеркультурных объединений), обеспечивающих накопление социального опыта проектирования осмысленного жизнедействования по отношению к многообразным областям личностной и социальной действительности ;

Реализации потенциала социально-воспитательной деятельности образовательной организации (приоритетными направлениями которой являются гражданско-правовое, патриотическое, нравственно-эстетическое, пропаганда здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции, научно-исследовательское, развитие самоуправления), обеспечивающего формирование у обучающегося инициативы, социальной активности, творческой самостоятельности, гражданской ответственности, устойчивой социально-нравственной позиции, активизирующего процесс социальной ориентации личности, ее востребованности в обществе, продуцирующего устойчивую гуманистическую позицию общения и национального самосознания;

Использования ресурсов социума (баз практик, образовательных учреждений и учреждений культуры, административных органов, социальных и воспитательных организаций, общественных и социально-политических движений и организаций и т.п.) как системы социальных отношений и взаимодействий, определяющих усвоение обучающимися ценностных конструктов образовательной и коммуникационной сферы, овладение способами социально значимой деятельности, обеспечивающих поиск выбора проектирования продуктивных видов отношений обучающегося к другим, социальным реалиям, самому себе.

При этом минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации отражает значимость :

Организации психолого-педагогической безопасности образовательного процесса (конструирование безопасной психологической атмосферы принятия обучающегося; построение благоприятных отношений в различных сферах образовательной деятельности и социального взаимодействия; проектирование ситуаций успеха; эмпатийное восприятие; безоценочность по внешним стандартам; формирование уверенности в собственных силах);

Установки на реализацию гуманного отношения к обучающемуся, принятие самобытности его внутреннего мира, отказа от авторитарных методов и форм принуждения и навязывания, способов унижения его достоинства;

Оказания своевременной «развивающей помощи» в контексте осознания ближних, средних и дальних задач редукции социальных и личностно-образовательных рисков в рамках подбора оптимальных средств и методов самоанализа, самоорганизации, самовоспитания, поиска осмысления жизненного бытия; создание условий, которые обеспечивают круг обогащающего общения, общественной активности, самоактуализации обучающегося и определяют накопление его социального опыта, развитие самостоятельности мышления, потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;

Формирования значимых характеристик обучающегося: рефлексивности в контексте глубокого знания личностных особенностей, достоинств и недостатков, установления их соответствия духовно-нравственному мировосприятию; ответственности - как проявления внутренней силы в достижении оптимальности принятия решений, их эффективного выполнения на основе системы общественных и личных требований; уверенности в себе - в рамках адекватной оценки собственных сил и способностей, веры в возможность преодоления и минимизации проблемных областей социализации; самообладания — владения собой, управления эмоциями, поступками; вариативности — многомерного подхода к оценке современной действительности и принятия адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепции — умения подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир и конструировать продуктивные взаимоотношения; эмпатии — сопереживании проблемам других, эмоциональной оценки событий .

Образовательный процесс эффективно осуществляется в рамках минимизации рисков социализации обучающегося лишь в случае его направленности на осмысление молодым человеком социокультуры общества, формирование полифонического нравственно-экологического мировоззрения и мировосприятия, развитие социальных умений избирательного и сознательного выбора конструирования траектории жизнедеятельности в аспекте нравственности, творчества, ответственности и инновационного мышления.

В качестве ведущего фактора минимизации рисков социализации обучающегося рассматривается организация адресного, своевременного и комплексного социально-педагогического влияния на все сферы личности молодого человека (мотивационную, когнитивную, операциональную). Необходимо отметить, что результат минимизации рисков социализации выражен не столько в определенных социальных умениях, качествах, свойствах, характерных поведенческих способах, сколько в виде личностных новообразований, которые перестраивают проектирование связей и отношений молодого человека с окружающей действительностью и позволяют сформировать его социальную и личностную жизнеспособность.

При этом для минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации педагог должен выступать как фасилитатор (инициатор, содействующий и редуцирующий возникающие проблемы в сфере познания, социального взаимодействия, социальной практики), модератор (раскрывающий личностный потенциал и резервные возможности молодого человека), ментор (наставник, помогающий оценить важность социального становления как необходимого фактора достижения успешности в разнообразных областях действительности), мотиватор (стимулятор, ориентирующий обучающегося на достижение акме-вершин и необходимость самосовершенствования в течение всей жизни) . Педагог в контексте оптимальности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации реализует концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагога: «Презумпция приемлемости» (в контексте приоритетности признания права молодого человека на избираемые им поведенческие способы); «Достоинство различия» (в рамках осознания и принятия индивидуально-поведенческих и ценностно-содержательных различий субъектов взаимодействия); «Толерантность к неопределенности» (в контексте принятия потенциальной многозначности перспектив социального становления и способов самореализации обучающегося); «Работа в пространстве возможностей» (в рамках понимания образования и процесса социализации как динамичного пространства возможностей); «Совместное раздумывание» (в контексте приобщения к «групповому» осмыслению обновленного уровня осознанной личностной активности); «Методическая вариативность» (в рамках свободного выбора методических приемов, средств влияния и способов организации взаимодействия субъектов образования); «Контекстное взаимодействие» (в контексте актуализации в сознании обучающегося процессов рефлексивного осознания личного пространства возможностей, помощь в расширении контекста жизненной ситуации) .

Таким образом, минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации обуславливает: обогащение социального опыта молодого человека в контексте расширения спектра взаимодействия с социумом путем включения в активное освоение и преобразование окружающей действительности; развитие активной, ответственной жизненной позиции обучающегося, его умения ответственно находить пути решения и осмысливать их последствия; формирование умений устанавливать и поддерживать продуктивные взаимоотношения с другими; повышение нацеленности на успешность в разнообразных сферах социальной и образовательной практики; сохранение устойчивой социальности (воспроизводство ценностных конструктов, нормативов социума, которые поддерживает современный социум и институт образования), создание предпосылок для вхождения обучающегося в открытое информационно-образовательное пространство и реалии рыночной экономии знаний, инноваций, лидерства.

Библиографическая ссылка

Пак Л.Г., Харитонова Е.В. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26304 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Подходы к изучению социализации

  1. Субъект-объектный подход : интернализация, принятие, освоение, адаптация. Но не учитывает, что человек может влиять на нормы среды и свои с ней взаимоотношения.

Основоположник: Э. Дюркгейм , 19 век. «Воспитание – это ежеминутно испытываемое ребенком давление социальной среды, стремящейся сформировать его по своему образцу и имеющей своими представителями и посредниками родителей и учителей». Воспитание должно обеспечить определенное количество однородности среди членов общества. Признание за обществом активного начала и его приоритета в процессе социализации.

Т.Парсонс : «социализация – это интернализация культуры общества, в котором ребенок родился, как освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли.

  1. Субъект-субъекный подход: активную роль играет не только общество, но и сам человек

У.И.Томас и Ф.Знанецкий: социальные явления и процессы необходимо рассматривать как результат сознательной деятельности людей.

Дж.Мид: символический интеракционизм, концепция обобщенного другого – тоже что и зеркало, но человек старается посмотреть на себя чужими глазами; значение игры в усвоении норм

Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействиями с разными условиями жизни. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление – это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Составляющие процесса социализации:

  • Стихийная социализация. Происходит на протяжении всей жизни в процессе взаимодействия с обществом. Она протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо сегментами (школа, армия), а также и в ситуации принудительного взаимодействия с некоторыми сегментами (тюрьма).
  • Относительно направляемая социализация . Происходит в процессе и в результате взаимодействия человека с государством и гос.органами, которые в совокупности осуществляют управление обществом. Отличается от стихийной и контролируемой: стихийная социализация – это взаимодействие с отдельными частями общества с непреднамеренным характером.
  • Относительно социально контролируемая социализация – это воспитание, которое можно определить как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей организаций и групп, в которых оно осуществляется. Воспитание – это сочетание семейного, религиозного, социального, контрсоциального, коррекционного воспитания.
  • Самоизменения человека: — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных усилий человека, направленных на изменения себя. Это связано с: желание соответствовать ожиданиям и требованиям общества, противостоять требованиям общества и эффективно решать проблемы, избегать и преодолевать опасности социализации, приближение образа реального я к образу желаемого я. Усилия могут быть направлены как на внешность, так и на внутренность. Это может быть самосовершенствованием, самостроительством, саморазрушением

Отличие стихийной социализации и воспитания:

  1. Стихийная социализация – это процесс непреднамеренных взаимодействий и взаимовлияний
  2. Стихийная социализация – это непрерывный процесс
  3. Стихийная социализация имеет целостный характер, т.е. постоянное влияние среды на человека, а воспитание – частичный, т.е. у разных агентов воспитания разные цели и средства.

Стадии социализации:

  1. До 60-х гг. 20 в.
    • Первичная – социализация ребенка
    • Маргинальная – подростки
    • Устойчивая или концептуальная – с 17 до 25 лет
  2. После 60-х
  • Первичная
  • Вторичная
  1. Г.М.Андреева
  • Дотрудовая
  • Трудовая
  • послетрудовая
  1. Мудрик А.В.
  • Детство:
    • младенчество (0-1)
    • раннее детство (1-3)
    • дошкольное детство (3-6)
    • младший школьный возраст (6-10)
  • Отрочество:
  • Младший подростковый возраст (10-12)
  • Старший подростковый возраст (12-14)
  • Молодость:
  • Ранний юношеский возраст (15-17)
  • Юношеский (18-23)
  • Молодость (23-30)
  • Зрелость
  • Ранняя зрелость (30-40)
  • Поздняя зрелость (40-55)
  • Пожилой возраст (55-65)
  • Старость
  • Старость (65-70)
  • Долгожительство (свыше 70)

Факторы (условия) социализации:

Фактор – это одно из необходимых действующих условий того или иного процесса.

  • Мегафакторы (космос, планета, мир)
  • Макрофакторы (страна, этнос, государство)
  • Мезофакторы (типы поселения, субкультуры)
  • Микрофакторы (семья, соседство, группы сверстников, организации)

Все факторы тесно переплетены между собой и их влияние взаимосвязано. Нельзя выделить один абсолютизирующий фактор.

Агенты социализации:

Микрофакторы влияют на человека через агентов социализации – лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Агенты различны в различных возрастах ребенка

Типы агентов социализации

По характеру влияния (могут сочетаться в одном человеке):

  • Опекуны (лица, осуществляющие уход)
  • Аторитеты
  • Дисциплинаторы и учителя-наставники

По семейной принадлежности:

  • Родители и другие члены семьи
  • Неродственники (соседи, друзья и тд)

По своему возрасту:

  • Взрослые
  • Сверстники
  • Старшие или младшие партнеры

Средства социализации

Средства социализации различны и изменяются в зависимости от возраста. К средствам можно отнести метод вскармливания, язык агентов социализации, бытовые и гигиенические умения агентов, элементы духовной культуры, и тд.

К средствам социализации также относятся позитивные и негативные формальные и неформальные санкции принятые в обществе.

Механизмы социализации

Г.Тард считал механизмом – подражание. У. Бронфенбреннер – прогрессивную взаимную приспособляемость между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями среды. Н.Смелзер – имитация, идентификация, чувство стыда и вины. В.С.Мухина – идентификация и обособление. А.В.Петровский – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В.Мудрик обобщил и выделил следующие универсальные механизмы социализации.

  1. Психологические механизмы
    • Импринтинг – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Происходит преимущественно в младенческом возрасте, или травматический опыт в любом возрасте, яркий впечатляющий образ в любом возрасте может оказаться запечатленным.
    • Экзистенциальный нажим – влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком и неродными языками, а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в социуме и необходимые для выживания в нем.
    • Подражание – произвольное или непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми, а также предлагаемыми средствами СМК.
    • Идентификация – (отождествление) эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.
    • Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы и ценности. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами.
  2. Социально-педагогические механизмы
  • Традиционный механизм – (стихийной социализации) усвоение человеком норм, эталонов, и тд, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Общественные нравы (традиции, обычаи и тд), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этносах, конфессиях, социальных слоях, которые включают в себя просоциальные, асоциальные и антисоциальные элементы. Усвоение неосознанное, запечатлением. Зачастую традиции или нормы могут противоречить тому «как надо» и «как правильно».
  • Институциональный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующую функцию попутно, параллельно со своими основными (производственные, общественные клубы, СМК и тд). В процессе взаимодействия человека происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.
  • Стилизованный механизм – действует в рамках определенной субкультуры (комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста, профессионального или культурного слоя и тд). Но субкультура не сама по себе влияет на индивида, а члены группы, в рамках их ролей относительно субъекта – подражание и идентификация.
  • Межличностный механизм – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами – идентификация, подражание. Этот механизм выделяют отдельно, потому как конкретный человек может оказывать влияние, противоречащее нормам группы.

Человек как субъект – активная роль самого человека. Но человек может быть еще и жертвой социализации – конформизм, отчужденность, диссидентство, правонарушение. Человек, как объект социализации должен обладать определенным локус-контролем – это склонность человека видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно в своей среде, либо в самом себе.

Типы локус-контроля:

  • Интернальный – человек принимает ответственность на себя, объясняя происходящее в жизни своим поведением, поступками и тд
  • Экстернальный – человек приписывает ответственность за свою жизнь внешним факторам – судьбе, другим людям и тд.

Типология жертв неблагоприятных условий социализации:

  • Реальные жертвы – инвалиды, психосоматические дефекты и отклонения, сироты, или дети из неблагополучных семей.
  • Потенциальные жертвы – пограничные психические состояния, мигранты, дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнем, метисы и тд
  • Латентные жертвы – люди, которые не смогли реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств их социализации.

Социализация человека зависит от окружающих его условий. В зависимости от них он может превратиться в жертву обстоятельств. Последствия такой негативной социализации различны. Их необходимо изучать, знать и учитывать, обеспечивая предупреждение и преодоление последствий.

В результате изучения главы 11 студент должен:

знать

  • понятие, сущность и содержание социально-педагогической виктимологии;
  • основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение;
  • существо трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

уметь

  • учитывать основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • учитывать возникновение трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимость оказания ему социально-педагогической помощи;

владеть

  • способами учета предпосылок превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации;
  • способами учета предпосылок возникновения трудной (виктимной) жизненной ситуации для ребенка и необходимости оказан ия ему социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание

В социальной педагогике проблемы, связанные с неблагоприятной социализацией человека, изучает виктимология.

Под социально-педагогической виктимологией понимается отрасль знания, изучающая реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, их развитие и воспитание, а также предупреждение и преодоление последствий десоциализации.

Таким образом, виктимология как отрасль социально-педагогического знания изучает:

  • – понятие социально-педагогической виктимологии, его сущность и содержание;
  • – человека как субъекта или объекта социально-педагогической виктимизации;
  • – социально-педагогическую виктимизацию как процесс десоциализации человека;
  • – виктимогенные факторы (опасности) процесса социализации человека в зависимости от возраста, пола, среды воспитания (семья, приемная семья, интернатное учреждение), других характеристик;
  • – общие и специальные цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности по профилактике десоциализации, минимизации ее негативных последствий;
  • – общие и специфические, цели, содержание, принципы, формы и методы социально-педагогической деятельности но стимулированию социального развития, социализации людей различного возраста с физическими, психическими, социальными отклонениями, профилактике вторичных отклонений, их минимизации, нивелирования, компенсации и коррекции на междисциплинарном уровне;
  • – типы виктимных людей различного возраста, сензитивность того или иного пола, возраста к тем или иным виктимогенным факторам и опасностям;
  • – социально-педагогические и психологические рекомендации по профилактике виктимизации;
  • – причины восприятия человеком себя как жертвой социализации, прогнозируя его дальнейшее развитие и возможности оказания помощи в коррекции самовосприятия при необходимости ресоциализации;
  • – возможности предупреждения и преодоления различных видов виктимизации в повседневных условиях социализации человека.

Человек (группа людей) выступает и субъектом, и объектом виктимизации.

Субъект виктимизации – это человек (группа), отличающийся (отличающаяся) своими виктимными (довлеющими, дезорганизующими, разрушающими) возможностями влияния на конкретного человека. Субъект способствует виктимизации (социальной деформации, десоциализации). Он выступает в роли виктимизатора (виктимизирующего; посягателя на благополучие социализации другого). Его целенаправленные действия вводят объект в состояние жертвы, результатом которого является дезадаптация и негативная десоциализация. Позиция виктимизатора носит внешний деструктивный характер.

Роли виктимизатора и жертвы могут быть:

  • – ярко выражены (определены): например, при неуставных отношениях между военнослужащими; захвате заложников; целенаправленном насилии одного человека над другим);
  • – внешне не выражены (неярко выражены): например, совместная деятельность людей, испытывающих психологическую несовместимость, когда один психологически подавляет другого, делает его замкнутым, неспособным сосредоточиться, активно проявить себя в деятельности.

Реальный пример виктимизирующего влияния учителя на ребенка – ученика начальных классов приводит Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) в статье "Трудные дети". Он подчеркивал, что есть дети, отличающиеся особенно большой чуткостью. Их возбуждает школьная суета – беготня, шум, особенно крик учителя, даже когда он не относится к нему. От крика ученик цепенеет. Страх настолько сковывает ребенка, что он не слышит даже собственного имени. Речь учителя теряет для него смысл, он не может понять, о чем тот говорит. Бывает, что 15–20 минут урока выпадают из сознания ученика. Он продолжает механически делать то, что делал до того времени, когда страх оглушил, ошеломил его сознание. Время от времени крик учителя обращается непосредственно к нему. Если бы учитель знал, что в те мгновения, когда он приближается, у мальчика дрожат ноги!

Объект виктимизации – это человек, подвергшийся (подвергающийся в данный момент) воздействию тех или иных факторов, условий, ситуаций, действий посягателя, неблагоприятно сказавшихся (сказывающихся) на его социализации и определяющих его дезадаптацию и десоциализацию (приведшие к дезадаптации и десоциализации). Он становится жертвой социализации виктимным (виктимизированным) человеком.

Определенная категория людей по своему состоянию и своеобразию имеет склонность стать жертвой тех или иных жизненных обстоятельств, ведущих к дезадаптации, социальным отклонениям, десоциализации. Они чаще всего становится объектом виктимизации.

Как правило, таких людей отличают социальные или иные отклонения, негативная, агрессивная среда жизнедеятельности, отношения со специфической, чаще всего преступной, средой, исполнение определенной роли в преступлении (соучастник – свидетель), а также личностные качества (азартность, корыстолюбие), особенности характера (агрессивность, вспыльчивость) и поведение (наглость, трусость), создающие благоприятную внутреннюю среду для виктимизации. В то же время среди них есть люди, индивидуальные особенности которых могут приводить к тому, что вполне благополучный человек считает себя неудачником, несчастным, относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Такое состояние является наиболее благоприятным для виктимизации.

В литературе выделяют следующие виды виктимности:

  • личностную – как совокупность социально-психологических свойств личности, определяющих ее предрасположенность стать жертвой неуспешности в чем-либо, быть подверженной влиянию человека деструктивного характера;
  • групповую – как деструктивное воздействие группы на своих членов. Оно может иметь место в толпе, детской "стае", а также различных молодежных и других неформальных негативных объединениях, несущих в себе деструктивный потенциал и проявление;
  • всеобщую – определяемую существованием в обществе преступности, которая объективно ставит любого человека в положение потенциальной жертвы.

Жертв виктимизации достаточно много. Их условно подразделяются на реальных, потенциальных и латентных, которые включают различные типы (категории) людей.

Реальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии их своеобразия уже находятся в состоянии, характеризуемым как десоциализации. К этой группе относят:

  • – людей с инвалидностью;
  • – с ограниченными возможностями;
  • – с психико-соматическими дефектами и отклонениями;
  • – социальных сирот, детей улицы.

Потенциальные жертвы виктимизации – это люди, которые в следствии определенных причин могут иметь негативные последствия социализации. К этой группе относятся:

  • – дети, подростки, юноши с пограничными психическими состояниями и акцентуациями характера;
  • – дети с депрессивной позицией, делающей их уязвимыми. С ними постоянно что-то случается – то на них падает сосулька, то назначают "козлами отпущения" в детском саду или школе. Череда неудач складывается в пессимистическую линию жизни. Человек как бы старается наказать себя за грехи, гнет которых он принял от родителей, посредством внешних и внутренних сил;
  • – дети мигрантов, людей, вынужденных переезжать из страны в страну, из региона в регион и т.д.;
  • – дети, родившиеся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным и культурным уровнями;
  • – метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса;
  • – дети, воспитывающиеся в государственных и негосударственных учреждениях, в приемных и попечительских семьях, условия которых не соответствуют потребностям их социального развития и социализации.

Латентные жертвы виктимизации – это те, кто не смог реализовать заложенные в них задатки в силу объективных обстоятельств социализации. Это могут быть нормально развитые люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или негативной для социализации среде жизнедеятельности, противодействовать влиянию которых они не в состоянии. К данной группе относятся высокоодаренные люди, условия социализации которых, недостаточны для развития и реализации заложенной в них одаренности, о чем ни они, ни их близкие даже не подозревают.

Названные группы жертв не всегда представлены в чистом виде. Часто первичные дефекты, отклонения от нормы или какое-то объективное обстоятельство (неблагополучная семья, сиротство, инвалидность) вызывают вторичные изменения в развитии человека, формируют неадекватное или ущербное отношения к миру и себе. Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных факторов. Например:

  • – инвалидность и неблагоприятная среда жизнедеятельности;
  • – многие дети-сироты, выпускники детских домов (в большинстве своем – это социальные сироты, т.е. не имеющие родителей или близких родственников) становятся изгоями общества (по данным статистики до 30% среди них становятся бомжами, до 20% – правонарушителями, до 10% – заканчивают жизнь самоубийством).

Таким образом, социально-педагогическая виктимологии позволяет понять существо явления, виды и особенности проявления виктимизации. Необходимо раскрыть наиболее характерные факторы, влияющие на этот процесс и возможности его профилактики и преодоления.

  • См.: Сухомлинский В. А. Трудные дети // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия / сост. Л. В. Мардахаев. М., 2003. С. 375–376.

Реальность такова, что каждое общество без исключения сталкивается с определенными опасностями, которые таит в себе окружающий мир. Они имеют различные источники происхождения, отличаются по своему характеру и интенсивности, но их объединяет то, что в случае их игнорирования последствия могут быть катастрофическими. Даже самая незначительная на первый взгляд социальная угроза может привести к народному бунту, вооруженным конфликтам и даже к исчезновению страны с карты Земли.

Определение понятия «опасность»

Чтобы понять, что это такое, необходимо в первую очередь дать термину определение. «Опасность» является одной из основополагающих категорий науки о безопасности жизнедеятельности. Кроме того, следует отметить, что большинство авторов сходятся во мнении, что угрозы наряду со способами защиты от них являются предметом изучения той же науки.

Согласно С. И. Ожегову, опасность - это возможность наступления чего-то плохого, какого-либо несчастья.

Такая дефиниция является весьма условной и не раскрывает всей комплексности рассматриваемого понятия. Для всестороннего анализа необходимо дать термину более глубокое определение. Опасность в широком смысле можно трактовать как реальные либо потенциальные явления, процессы или события, которые действительно могут нанести вред каждому отдельному индивиду, определенной группе людей, всему населению конкретной страны или мировому сообществу в целом. Этот вред может выражаться в виде материального ущерба, разрушения духовных и нравственных ценностей и принципов, деградации и инволюции общества.

Термин «опасность» не нужно путать с «угрозой». Несмотря на то что это родственные понятия, под «угрозой» понимается открыто высказанный замысел какого-либо лица навредить физически или материально другому лицу либо обществу в целом. Таким образом, это опасность, переходящая из стадии вероятности в стадию реальности, то есть уже действующую, существующую.

Объект и субъект опасности

Рассматривая опасности, необходимо принимать во внимание взаимодействие их субъекта, с одной стороны, и объекта - с другой.

Субъектом является ее носитель или источник, в качестве которого выступают индивиды, социальная среда, техническая сфера, а также природа.

Объекты, в свою очередь, это те, на которых распространяется угроза или опасность (личность, общественная среда, государство, мировое сообщество).

Следует отметить, что человек может быть одновременно и субъектом, и объектом опасности. Более того, на него возлагается обязательство по обеспечению безопасности. Другими словами, он является ее «регулятором».

Классификация опасностей

На сегодняшний день насчитывается около 150 наименований потенциальных опасностей, и это, по мнению некоторых авторов, далеко не полный список. Для того чтобы разработать наиболее эффективные мероприятия, которые бы предотвратили или, по меньшей мере, снизили бы их негативные последствия и отрицательное влияние на человека, целесообразно провести их систематизацию. Классификация опасностей - это одна из центральных тем обсуждения специалистов. Тем не менее, многочисленные горячие споры вплоть до настоящего времени не принесли ожидаемых результатов - общепринятую классификацию так и не удалось разработать.

Согласно одной из наиболее полной типологии, существуют следующие виды опасностей.

В зависимости от природы происхождения:

  • естественные, обусловленные стихийными явлениями и процессами, особенностью рельефа, климатическими условиями;
  • экологические, обусловленные любыми изменениями, происходящими в природной среде, которые негативно сказываются на ее качестве;
  • антропогенные, возникающие в результате деятельности человека и его непосредственного влияния на среду обитания путем использования различных технических средств;
  • техногенные, возникающие в ответ на производственно-хозяйственную деятельность людей на объектах, относящихся к техносфере.

По интенсивности различают:

  • опасные;
  • очень опасные.

По масштабу охвата выделяют:

  • локальные (в пределах конкретной местности);
  • региональные (в пределах конкретного региона);
  • межрегиональные (в пределах нескольких регионов);
  • глобальные, затрагивающие весь мир.

По длительности отмечают:

  • периодические или временные;
  • постоянные.

По восприятию органами чувств человека:

  • ощущаемые;
  • не ощущаемые.

В зависимости от количества людей, подверженных опасности:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • массовые.

Что можно сказать о классификации социальных опасностей

Социальные опасности, или как их еще называют общественные, неоднородны по своему характеру. Однако существует одна особенность, которая их всех объединяет: они несут в себе угрозу для огромного количества людей, даже если с первого взгляда кажется, что направлены они непосредственно в адрес конкретной личности. Например, человек, принимая наркотики, обрекает на страдания не только себя, но и своих родных, близких и друзей, вынужденных жить в страхе из-за «порока» небезразличного и любимого ими человека.

Угрозы многочисленны, что обуславливает необходимость их упорядоченности. Общепринятой классификации на сегодняшний день не существует. Вместе с тем одна из наиболее распространенных типологий отмечает следующие виды социальных опасностей.

  1. Экономические - нищета, гиперинфляция, безработица, массовая миграция и др.
  2. Политические - сепаратизм, чрезмерное проявление национализма, шовинизм, проблема национальных меньшинств, национальные конфликты, экстремизм, геноцид и др.
  3. Демографические - рост огромными темпами населения планеты, незаконная миграция, достигающая в настоящее время ужасающих масштабов, перенаселение в одних странах, с одной стороны, и вымирание наций, с другой, так называемые социальные болезни, к которым относятся, к примеру, туберкулез и СПИД и др.
  4. Семейные - алкоголизм, беспризорность, проституция, домашнее насилие, наркомания и др.

Альтернативная классификация социальных опасностей

Их можно классифицировать и по ряду других принципов.

По природе бывают социальные опасности:

  • воздействующие на человеческую психику (случаи шантажа, вымогательства, мошенничества, воровства и др.);
  • относящиеся к физическому насилию (случаи бандитизма, рэкета, террора, разбоя и т. д.);
  • порожденные хранением, употреблением и распространением наркотических или иных психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя, табачной продукции, запрещенных курительных смесей и т. п.);
  • возникающие преимущественно в результате незащищенных половых актов (СПИД, венерические заболевания и др.).

По полу и возрасту различают опасности, характерные для:

  • детей;
  • подростков;
  • мужчин/женщин;
  • людей преклонного возраста.

В зависимости от подготовки (организации):

  • спланированные;
  • непроизвольные.

Знать виды опасностей важно. Это позволит своевременно принять меры для их предотвращения или быстрой ликвидации.

Источники и причины возникновения социальных опасностей

Здоровью и жизни людей могут угрожать не только природные опасности, но и социальные. Уделять внимание следует всем видам, так как их игнорирование может привести к плачевным последствиям. Источники опасности принято еще называть предпосылками, главными из которых являются различные происходящие в обществе и экономического характера. Эти процессы, в свою очередь, не спонтанны, а обусловлены действиями человека, то есть его поступками. Те или иные поступки зависят от уровня интеллектуального развития человека, его предубеждений, нравственных и моральных ценностей, совокупность которых в конечном итоге определяет и вырисовывает его линию поведения в семье, группе и социуме. Неправильное поведение, а вернее девиантное, является отклонением от нормы и создает реальную угрозу для окружающих. Таким образом, можно утверждать, что несовершенство человеческой природы - один из важнейших источников социальных опасностей.

Зачастую причины социальных опасностей, волнений, перерастающих в конфликты, кроются в нужде или недостатке чего-либо. К ним относятся, например, патологическая нехватка денег, отсутствие адекватных условий для проживания, недостаток внимания, уважения и любви со стороны близких и родных людей, невозможность самореализации, непризнанность, постоянно усугубляющаяся проблема неравенства в обществе, игнорирование и нежелание властей понять и решить сложности, с которыми ежедневно сталкивается население страны и т. д.

Рассматривая причины социальных угроз, необходимо опираться на принцип, согласно которому «все оказывает влияние на все», то есть источники опасности - это все одушевленное и неодушевленное, угрожающее людям или природе во всем ее многообразии.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что основными источниками опасности являются:

  • процессы, а также явления, которые имеют природное происхождение;
  • элементы, составляющие техногенную среду;
  • поступки и действия человека.

Причины, из-за которых некоторые объекты страдают в большей степени, а другие не страдают вообще, зависят от специфических свойств этих объектов.

В чем заключается социальная опасность преступности?

Цифры, демонстрирующие ежегодный рост преступности в мире, просто поражают воображение и невольно заставляют задуматься о смысле жизни. Жертвой неправомерных, насильственных действий может стать каждый человек, независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и вероисповедания. Здесь скорее идет речь о случае, а не о закономерности. Осознавая всю серьезность положения и ответственность, которую несут за жизнь и здоровье детей взрослые, они пытаются максимально подробно объяснить своим чадам, в чем социальная опасность преступности, чем может обернуться небрежность, или легкомысленность. Каждый ребенок должен осознавать, что преступление - это осознанное деяние, направленное против одного человека или группы лиц. Оно является общественно опасным, а преступник, совершивший злодеяние, обязан понести соответствующее наказание.

В классическом понимании преступность является самым опасным проявлением девиантного поведения, которое наносит существенный ущерб обществу. Преступность, в свою очередь, представляет собой акт посягательства в адрес закона - это не природные опасности. Они не возникают в силу природных явлений, неподвластных человеку, а осознанно исходят от личности и направлены против нее же. Преступность «расцветает» в обществе, в котором преобладают бедные слои населения, распространено бродяжничество, растет число а наркомания, алкоголизм и проституция не воспринимаются большей частью общества как нечто из ряда вон выходящее.

Основные виды социально опасных преступлений

Преступления, бесспорно, представляют собой серьезные социальные опасности. отмечает следующие наиболее распространенные преступления, оказывающие отрицательное воздействие на окружающую среду: террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование.

Террор - насилие с применением физической силы вплоть до летального исхода.

Мошенничество - преступление, суть которого заключается в завладении чужим имуществом посредством обмана.

Разбой - преступление, целью которого является также завладение чужим имуществом. Однако в отличие от мошенничества, разбой предполагает применение насилия, опасного для здоровья или жизни людей.

Шантаж - преступление, которое предполагает угрозу разоблачения какого-либо лица с целью получения от него различного рода материальных либо нематериальных благ.

Изнасилование - преступление, которое представляет собой насильственный половой акт, во время которого жертва находится в беспомощном состоянии.

Краткая характеристика основных видов социальных опасностей

Напомним, что к социальным опасностям относятся: наркомания, алкоголизм, венерические заболевания, террор, мошенничество, разбой, шантаж, изнасилование и др. Рассмотрим эти угрозы общественному порядку подробнее.

  • Наркомания - одна из наиболее сильных зависимостей человека. Пристрастие к подобным веществам является серьезным заболеванием, практически неподдающимся лечению. Индивид, употребляющий наркотики, в состоянии такого опьянения не отдает отчет в своих действиях. Его сознание затуманено, а движения заторможены. В момент эйфории стирается грань между реальностью и сном, мир кажется прекрасным, а жизнь радужной. Чем сильнее это ощущение, тем быстрее наступает привыкание. Однако наркотики - недешевое «удовольствие». В поисках средств для приобретения очередной дозы наркоман способен на воровство, вымогательство, разбой с целью наживы, и даже убийство.
  • Алкоголизм - заболевание, наступающее вследствие пристрастия к спиртным напиткам. Алкоголику свойственна постепенная психическая деградация, сопряженная с появлением ряда специфических заболеваний. Существенно страдает периферическая и центральная нервная система. Алкоголик обрекает на мучения не только себя, но и всю свою семью.
  • Венерические заболевания - СПИД, гонорея, сифилис и т. п. Их социальная опасность заключается в том, что они распространяются с огромной скоростью и угрожают здоровью и жизни не только непосредственно больных, но и человечеству в целом. Кроме всего прочего, зачастую больные скрывают от окружающих правду относительно состояния своего здоровья, безответственно вступают с ними в половую связь, распространяя тем самым инфекцию огромными темпами.

Защита от социальных опасностей

В своей повседневной жизни человек неизбежно сталкивается с теми или иными угрозами. Сегодня мы рассматриваем социальные опасности. БЖД, то есть защита от них, является одной из важнейших функций любого государства. Чиновники, иные государственные деятели обязаны обеспечить безопасность населения, которое делегировало им право правления. В их непосредственные обязанности входит разработка и внедрение мер, а также профилактических мероприятий, целью которых является предотвращение или ликвидация различного рода опасностей. Практика показала, что игнорирование либо пренебрежение социальными угрозами приводит к тому, что ситуация в обществе значительно усугубляется, становится практически неуправляемой и переходит со временем в экстремальную стадию, приобретает черты и характеристики Повсюду подстерегают человечество социальные опасности. Примеры жизни наркоманов, алкоголиков, преступников должны всегда напоминать нам о том, что мы ответственны за происходящее вокруг и обязаны помогать по мере возможности нуждающимся и обездоленным. Лишь совместными усилиями можно сделать мир лучше.

Человек как объект, субъект и жертва социализации.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, яв-ляется объектом социализации. Об этом свидетельствует то, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями муж-чины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно уча-ствовать в социальной и экономической жизни (профессио-нальная социализация), был законопослушным гражданином (по-литическая социализация) и т.д.

Следует иметь в виду, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Особенности и функции тех или иных групп и организаций обусловливают спе-цифический и неидентичный характер этих требований. Содержа-ние же требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются.

Эмиль Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, пола-гал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации. «Общество, - писал он, -может выжить только тогда, когда между его членами существует значительная степень однородности». Поэтому оно стремится сформировать человека «по своему образцу», т.е. утверждая при-оритет общества в процессе социализации человека, Э. Дюркгейм рассматривал последнего как объекта социализирующих воздей-ствий общества.

Взгляды Э. Дюркгейма во многом стали основанием разрабо-танной Талкоттом Парсонсом развернутой социологической тео-рии функционирования общества, описывающей в том числе и процессы интеграции человека в социальную систему.

Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию куль-туры общества, в котором ребенок родился», как «освоение рекви-зита ориентации для удовлетворительного функционирования в роли». Универсальная задача социализации - сформировать у всту-пающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». В результате этого следование общепринятым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Теории Э. Дюркгейма и Т. Парсонса оказали и продолжают оказывать большое влияние на многих исследователей социали-зации. До сего времени многие из них рассматривают человека лишь как объект социализации, а ее саму как субъект-объектный процесс (где субъектом выступает общество или его составляю-щие). В концентрированном виде этот подход представлен в ти-пичном определении социализации, данном в Международном словаре педагогических терминов (Г. Терри Пейдж, Дж. Б. Томас, Алан Р. Маршалл, 1987): «Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и общест-вом и развития удовлетворительных связей с другими людьми».

Человек как субъект социализации. Человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и, что важнее, субъектом социализации, усваи-вающим социальные нормы и культурные ценности, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе.

В основу рассмотрения человека как субъекта социализации легли концепции американских ученых Ч.X. Кули, У.И. Томаса и Ф. Знанецкого, Дж. Г. Мида.

Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное Я приобретает социальное каче-ство в коммуникациях, в межличностном общении внутри первич-ной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов.

Уильям Томас и Флориан Знанецкий выдвинули положение о том, что социальные явления и процессы необходимо рассматри-вать как результат сознательной деятельности людей, что, изучая те или иные социальные ситуации, необходимо учитывать не только социальные обстоятельства, но и точку зрения индивидов, включенных в эти ситуации, т.е. рассматривать их как субъектов социальной жизни.

Джордж Герберт Мид, разрабатывая направление, получившее название символического интеракционизма, центральным поня-тием социальной психологии считал «межиндивидуальное взаи-модействие». Совокупность процессов взаимодействия, по Миду, конституирует (условно - формирует) общество и социального индивида. С одной стороны, богатство и своеобразие имеющихся у того или иного индивидуального Я реакций и способов действий зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует. А с другой - социальный индивид является источником движения и развития общества.

Идеи Ч.X. Кули, У.И. Томаса, Ф. Знанецкого и Дж.Г. Мида оказали мощное влияние на изучение человека как субъекта со-циализации, на разработку концепций социализации в русле субъ-ект-субъектного подхода. Авторы десятитомной Международной энциклопедии по вопросам воспитания (1985) констатируют, что «последние исследования характеризуют социализацию как систему коммуникационного взаимодействия общества и индивида».

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на протяжении всей жизни на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он более или менее осознанно, а чаще неосознанно, ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет свои субъектностъ (позицию) и субъективность (индивидуальное своеобразие).

Человек как жертва процесса социализации. Человек не только объект и субъект социали-зации. Он может стать ее жертвой. Это связа-но с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.

Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эф-фективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способ-ность в определенной мере противостоять обществу, а точнее - части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, само-реализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социа-лизации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обо-собления его в обществе. Другими словами, эффективная социа-лизация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рас-сматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализа-ции - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или еще как-то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое модернизированное общество в той или иной мере про-дуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуци-рует жертв социализации в основном вопреки своим целевым ус-тановкам. В то время как тоталитарное общество, даже декла-рируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное не-избежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нем норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди-творцы становятся нередко жертвами социализа-ции, ибо приемлемы для него лишь как «спецы», а не как личности.

Величина, острота и проявленность описанного конфликта свя-заны как с типом общества, в котором развивается и живет чело-век, так и со стилем воспитания, характерным для общества в це-лом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также с индивидуальными особен-ностями самого человека.

Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иныхопасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно по-являются целые группы людей, становящихся или могущих стать жертвами неблагоприятных условий социализации.

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми челове-ка наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди-телей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная эко-логическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические трав-мы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нище-та семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привле-чение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ви-деосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия меж-ду идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; поте-ря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, про-ституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неу-дачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то-талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя-заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объектив-ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

  1. Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России

    Реферат >> Педагогика

    ... . Человек как объект , субъект и жертва социализации . Человек как объект социализации – пассивный участник, ему помогают проходить социализацию агенты, институты. 2 подхода в процессе взаимодействия: Субъект –> объект Субъект субъект Человека как жертву ...

  2. Жертвы насильственных преступлений социологический взгляд на проблему

    Дипломная работа >> Педагогика

    Следует считать: ”отношение к человеку как к средству, как к конечной, заранее определимой... рикошетных жертв и субъектов преступлений без жертв из совокупности объектов , охватываемых понятием ”жертва ... на ранних этапах социализации имеет доминирующее влияние...

  3. Социализация личности (11)

    Реферат >> Социология

    Воспитания. Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект , и как субъект . При этом эффективность этого... способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации . Человек , не адаптированный в обществе, также...

  4. Социализация агрессивных детей в ДОУ

    Дипломная работа >> Психология

    ... , человек первоначально приобщается к жизни в обществе как живой организм в окружающей среде. Второй уровень социализации - «субъект - объект» ... : 1) когда имеют место губительные для жертвы последствия; 2) когда нарушены нормы поведения...

Последние материалы раздела:

Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова
Поэма «Мцыри» могучее проявление таланта Лермонтова

3 «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени...

Презентация на тему
Презентация на тему "химия вокруг нас"

Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о...

Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)
Творительный падеж в польском языке (Narzędnik w języku polskim)

Творительный падеж часто изучают первым, ведь без знания правильных окончаний мы не можем рассказать о себе по-польски. Если в русском языке нам...