Революционное народничество в россии. Народничество - революционная идеология

П.Н. Ткачев - идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Весной 1874 г . началось “хождение в народ ”, цель которого - охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. вновь создана народническая подпольная организацияЗемля и воля ”, видными участниками которой выступали С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации “поселения в городе”, в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Однако и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. “Земля и воля” строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю ” (1879 - 1882 гг.) и “Черный передел ” (1879 - 1884 гг.). Чернопередельцы (среди наиболее активных членов - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Г.В. Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Народовольцы (в состав Исполнительного комитета “Народной воли” входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.М. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу . Они считали, что убийство царя и наиболее влиятельных членов правительства должно привести к захвату власти революционерами и осуществлению демократических преобразований. “Народная воля” подготовила 7 покушений на царя Александра II. 1 марта1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. Главные организаторы и исполнители убийства повешены по приговору суда. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80 - 90-е гг. XIX в. усиливается реформистское крыло в народничестве, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная из разрозненных народнических групп в 1901 г. нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров).

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Его идеология основывалась на системе взглядов об особом, "самобытном", пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого "русского социализма" были сформулированы на рубеже 40-50-х годов XIX в. А. И. Герценом. Поражение революций 1848^1849 гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Сопоставляя судьбы России и Запада, Герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в России и основной "ячейкой" его станет крестьянская поземельная община. Крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское самоуправление явятся, по Герцену, основой построения социалистического общества. Так возник "русский (или общинный) социализм" Герцена. "Русский социализм" Герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название "крестьянского социализма". Его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного самоуправления, независимого от местных властей, демократизации страны. "Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли - вот основной вопрос революции", - писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии были восприняты народниками, поэтому его называют основоположником, "предтечей" народничества. Однако программа преобразований, выдвинутая Герценом и впоследствии воспринятая народниками, в реалии привела бы не к социализму, а создала бы наиболее благоприятные, свободные от всяких крепостнических нут, условия для развитие капитализма.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль "товарищеской формы производства" параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.

В 70-е годы XIX в. преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, "действенное") народничество. Сам термин "народник" появился в литературе в середине 60-х годов XIX в., но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Периодические издания были наводнены материалами о бедственном положении народа, придавленного тяжелыми налогами и страдающего от недостатка земли. Появились и монографические исследования. Наиболее значительным из них, которое привлекло к себе всеобщее внимание, был опубликованный в 1869 г. большой труд публициста и ученого-экономиста В. И. Берви-Флеровского "Положение рабочего класса в России" ("рабочим классом" он считал не только собственно рабочих, по весь трудовой люд, и главным образом крестьянство).

Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х - начале 70-х годов XIX в., когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа. При атом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть решено революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

На рубеже 60-70-х годов XIX в. сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

М. А. Бакунин (1814-1876) происходил из просвещенной семьи тверских дворян и получил блестящее образование. В молодости он вместе с В. Г. Белинским и Т. Н. Грановским участвовал в философском кружке Н. В. Станкевича. В 1840 г. Бакунин уехал в Берлин, где сблизился с И. С Тургеневым, выступал в зарубежной печати с публицистическими статьями революционно-демократического характера. В 1844 г. за отказ возвратиться в Россию он был судом заочно лишен всех прав состояния и приговорен к каторжным работам. Живя в 1844-1847 гг. в Париже, Бакунин печатался во французской радикальной прессе, сблизился с Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1848 г. он принял участие в Пражском восстании, а в 1849 г. был одним из руководителей Дрезденского восстания. После разгрома восстания Бакунин был приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением, которое отбывал в одной из австрийских тюрем. В 1851 г. он был выдан австрийскими властями царскому правительству. Проведя 6 лет в Шлиссельбургской и Петропавловской крепостях, Бакунин с целью добиться замены тюремного заключения ссылкой написал "Исповедь", в которой подробно рассказал о своем участии в революционных событиях в Европе. В 1857 г. по повелению Александра II Бакунин был отправлен в сибирскую ссылку, откуда в 1861 г. бежал через Японию и Америку в Лондон, где сотрудничал в "Колоколе" Герцена, установил связи с представителями западноевропейской демократии. В 1864 г. Бакунин вступил в I Интернационал, а в 1868 г. в Женеве создал анархический "Международный альянс социалистической демократии". Он активно выступал против К. Маркса, проповедуя свои анархические идеи, за что в 1872 г. был исключен из I Интернационала.

Бакунин является одним из наиболее видных теоретиков анархизма, принципы которого наиболее полно были изложены им в книге "Государственность и анархия" (1873). Источником всех "зол" он считал "государственность". Любая государственная власть, будь то монархия или республика, даже самая демократическая, рассматривалась им как "источник эксплуатации и деспотизма". Власть действует развращающе и на ее носителей, и па тех, кто ей подчинен: одни становятся деспотами, другие рабами. Даже в демократической республике избранники народа, придя к власти, будут представлять уже не народ, а собственные интересы, станут над народом. Более того, "правительственный деспотизм никогда не бывает так силен, когда он опирается на мнимое представительство народа". Государственный социализм или авторитарный коммунизм монополизирует общественную собственность в интересах не народа, а "государственных людей, чиновников, которые будут по произволу распоряжаться общественным капиталом", т.е. именно они фактически станут его собственниками и по существу преемниками буржуазии в роли господствующего сословия.

Бакунин был против идеи завоевания политических свобод, считая их буржуазными и выгодными одной буржуазии. По его мнению, необходимо вести борьбу не за политические, а за социальные свободы. Отсюда его "аполитизм" - отказ от политической борьбы. Любой форме государства он противопоставлял принцип "федерализма", т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы. От военной опасности извне федерация может защитить себя всеобщим вооружением народа. Бакунин доказывал, что русский мужик - "социалист по инстинкту". Его надо не агитировать "за социализм", а прямо призывать к бунту. "Учить народ? - писал он. - Это было бы глупо. Народ сам лучше нас знает, что ему нужно". Революционеры должны сыграть роль искры, которая зажжет пламя народного восстания, объединит разрозненные крестьянские бунты "во всеобщий бунт".

П. Л. Лавров (1823-1900) был сыном богатого псковского помещика. Необычайно одаренный, он блестяще окончил Артиллерийскую академию и вскоре стал ее профессором. Еще в 40-е годы он увлекся социалистическими идеями, изучая произведения Фурье, Сен-Симона и Оуэна. В 50-60-х годах Лавров сотрудничал в "Современнике" и "Отечественных записках", принимал участие в студенческом движении 1861 г., был связан с революционным подпольем - с первой "Землей и волей" и с ишутинской организацией. В 1866 г. в связи с покушением Каракозова на Александра 11 Лавров был арестован и по приговору суда отправлен в вологодскую ссылку, которую сначала отбывал в Тотьме, затем в Кадникове. В ссылке Лавров написал свои знаменитые "Исторические письма", которые были опубликованы в 1868-1869 гг. в газете "Педеля" под псевдонимом П. Миртов, а в 1870 г. изданы отдельной книгой.

Лавров разделял тезис Бакунина о "социальной революции", которая "выйдет из деревни, а не из города", рассматривал крестьянскую общину как "ячейку социализма", но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда различие между "бунтарской" и "пропагандистской" тактикой Бакунина и Лаврова.

У Лаврова был свой взгляд на исторический процесс. Главным движущим фактором развития цивилизации он считал силу научного познания и передовых идей. Носителем этих знаний и идей является передовое меньшинство населения - интеллигенция. Следовательно, ей должна принадлежать и роль преобразующей силы общества. Но своим образованием интеллигенция обязана тяжкому труду народа и должна оплатить этот долг служением ему.

"Исторические письма" Лаврова были очень популярны, ибо отвечали на самые злободневные вопросы, волновавшие тогда молодежь. Это была ее "настольная книга, книга жизни, революционное Евангелие, философия революции". Молодые люди, вдохновленные идеей служения народу, не расставались с этой "небольшой, истрепанной, истертой книжкой". Как вспоминал видный деятель народнического движения Н. С. Русанов, "она лежала у нас под изголовьем, и на нее падали при чтении ночью паши горячие слезы идейного энтузиазма, охватившего нас безмерною жаждою жить для благородных идей и умереть за них".

В 1870 г. при содействии известного революционного народника Германа Лопатина Лаврову удалось бежать из ссылки за границу. Он участвовал в Парижской коммуне 1871 г., был членом I Интернационала, издавал журнал "Вперед!", который оказал громадную услугу народничеству 70-х годов. Лавров оставил огромное литературно-публицистическое наследие и считается "ветераном революционной теории".

П. К. Ткачев (1844-1885) был выходцем из небогатых дворян Псковской губернии. Он считается идеологом "заговорщической" тактики в русском народничестве, теоретиком "русского бланкизма" - последователем французского коммуниста-утописта Огюста Бланки. Ткачев был блестящим пропагандистом, талантливым публицистом и литературным критиком. Он рано примкнул к студенческому движению. В 1861 г. за участие в студенческих волнениях его исключили из Петербургского университета, а в 1869 г. он был арестован по делу Нечаева. По освобождении в 1872 г. из тюремного заключения Ткачев был выслан на родину под надзор полиции, но в следующем году бежал за границу, где сначала сотрудничал в журнале Лаврова "Вперед!", а в 1875-1881 гг. издавал свой журнал "Набат".

Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при "диком невежестве" крестьянства, его "рабских и консервативных инстинктах" ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры ("висит в воздухе"). Надо именно сейчас нанести удар по "всеми покинутому правительству", от которого отвернулись недовольные реформой 1861 г. и крестьяне, и помещики. "Не готовить революцию, а делать се", - таков тезис Ткачева. Для этого необходима крепко сплоченная и строго законспирированная организация. Идеи Ткачева впоследствии нашли свое воплощение в тактике "Народной воли".

Русское народничество возникло в ту пору, когда капитализм только утверждался в России. Народники первыми поставили вопрос о "судьбах капитализма" в России. Но видя его "язвы" (рост социального неравенства, разорение деревни, появление неимущего пролетариата), они относились к нему резко отрицательно. Поэтому их борьба шла как бы па "два фронта" - против остатков крепостничества и против нарождавшегося капитализма.

Основные программные положения народников сводились к следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем; 2) главной движущей силой революции должно стать крестьянство; 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но и откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма; 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община; 5) организующей силой крестьянской революции явится "революционная партия" (имелась в виду революционная организация народников).

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое "хождение в народ" летом 1874 г. Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на "всеобщий бунт". Толчком к походу "в народ" послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. К тому же, как полагали народники, здесь были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г., недовольных условиями реформы. Всего народнической "летучей пропагандой" было охвачено 37 губерний.

Однако пропагандистов ожидало горькое разочарование. Они не знати настроений и психологии мужика, не имели опыта ни пропагандистской работы, ни конспирации. Мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но воспринимал настороженно, а порой и враждебно призывы бунтовать против царя. Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых выдавали сами крестьяне. Аресту подверглись в 26 губерниях более 4 тыс. человек. Из них к дознанию были привлечены 770 пропагандистов. 193 человека в 1877 г. предстали перед судом, который проходил более трех месяцев. Суд приговорил 28 подсудимых к каторге от 3 до 10 лет, 32 - к тюремному заключению до трех лет, 39 - к ссылке, остальные были оправданы.

"Хождение в народ" в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи. Не привлекала крестьян и идея "социальной революции". Участники "хождения в народ" признавали, что результат их пропаганды оказался "почти неуловим". Свой неуспех они объясняли абстрактностью пропаганды, препятствиями, чинимыми властями, кратковременностью пребывания в деревне. В итоге народники пришли к выводу, что надо заменить "летучую пропаганду" планомерной, систематической работой в деревне: поселиться в ней и начать с бесед о повседневных, насущных, бытовых нуждах крестьян, исподволь внушая им в доступной для них форме свои идеи.

Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Они работали также учителями и врачами. Это было "второе хождение, в народ", теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видела тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям. Таких рабочих народники рассматривали в качестве посредников между интеллигенцией и крестьянами.

Пропаганду среди рабочих поставил себе задачей оформившийся в феврале 1875 г. в Москве народнический кружок под названием "Всероссийская социально-революционная организация" (иначе ее называют "группой москвичей"). Ее участники приступили к пропаганде среди рабочих Москвы, Тулы, Серпухова, Иваново-Вознесенска. Но вскоре организация была раскрыта властями. Перед судом предстали 50 человек. На суде, состоявшемся в 1877 г., один из активных деятелей кружка, ткач Петр Алексеев, произнес знаменитую речь (текст ее был заранее подготовлен членами кружка), закончив ее словами: "Поднимется мускулистая рука рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!"

Успех "второго хождения в народ" также был невелик. Только немногие выходцы из народа нашли общий язык с революционерами, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций, как, например, крестьянин Андрей Желябов, рабочие Степан Халтурин и Петр Алексеев.

Неудачи "хождений в парод" выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации, с четкой структурой и разработанной программой действий. Такая организация была создана к концу 1876 г. Первоначально она именовалась "Северно-революционной народнической группой", а в 1878 г. получила название "Земля и воля" - в честь "Земли и воли" 60-х годов.

Новая революционная организация заявила о себе политической демонстрацией 6 декабря 1876 г. на площади у Казанского собора в Петербурге ("казанская демонстрация"), на которую собрались до 400 студентов, курсисток, молодых рабочих. Сначала в Казанском соборе был отслужен молебен "во здравие" находившегося в сибирской ссылке Чернышевского. Затем студент-технолог Георгий Плеханов произнес страстную речь с призывом к борьбе с деспотизмом, а молодой рабочий Яков Потапов поднял над толпой красное знамя с надписью "Земля и воля". Полиция разогнала демонстрацию, подвергнув избиению ее участников (а заодно и переодетых шпиков, приняв их за демонстрантов). До 30 участников демонстрации были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу и в ссылку. Плеханову удалось скрыться.

Членами-учредителями "Земли и воли" были Г. В. Плеханов, М. А и О. А. Натансоны, О. В. Антекман, братья А. Д. и А. Д. Михайловы. Позднее в нее вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, Д. А. Клеменц, С. М. Кравчинский (известный писатель Степняк-Кравчинский), Л. А. Тихомиров (впоследствии стал ренегатом). В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. Руководил ею "Центр", или "Администрация". Он избирался "основным кружком", который в числе 30 человек составлял ядро организации. Остальные члены подразделялись на несколько групп по характеру своей деятельности. Группа "деревенщиков" (наиболее многочисленная) вела работу в деревне, "рабочая" группа - среди рабочих, "интеллигентская" группа - среди студентов. Особо были выделены "дезорганизаторская" группа (в обязанность которой входили "разведка" и добыча сведений из карательных учреждений, привлечение на свою сторону чиновников и военных, а позднее и совершение террористических актов) и так называемая небесная канцелярия, в которой изготовлялись поддельные паспорта, виды на жительство и т.п. Вся организация состояла из пятерок. В. И. Ленин в организационном плане называл "Землю и волю" "превосходной".

В провинции были образованы отделения общества -территориальные "общины", автономные в своих действиях. Главная задача их состояла в подготовке предстоящего крестьянского восстания и руководстве им на местах. В 1878-1879 гг. издавались нелегальные газеты "Земля и воля" и "Листок Земли и воли".

При создании "Земли и воли" была принята и ее программа, основными положениями которой были: передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования ею, введение мирского самоуправления, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главным тактическим методом борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных. Среди рабочих и крестьян велась и большая культурно-просветительская работа: в деревне распространялись популярные брошюры: "Хитрая механика" ("механика" ограбления правительством народа), "Царь-голод", рассказы о вожаках народных восстаний Разине и Пугачеве. В программе "Земли и воли" нашла отражение и бакунинская идея отказа от захвата политической власти. Последняя обусловливалась также неудачей "хождения в парод" и вынесенным из этого убеждением, что народные массы индифферентны к характеру политического строя и их нельзя поднять на борьбу во имя достижения политических свобод. Проблема террора как средства революционной борьбы тогда еще не ставилась. Она выдвинулась только в 1879 г. и заняла важное место в деятельности "Народной воли". Совершавшиеся до этого террористические акты были вызваны жестокими действиями царских сатрапов, являлись актами мести (например, выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в 1878 г.) или самозащиты и не были еще направлены против царя.

"Земле и воле" удавалось наладить "разведку" в высших карательных органах. В январе 1879 г. по заданию "Земли и воли" на службу в III отделение поступил Н. В. Клеточников, который получил доступ к секретным материалам. После замены III отделения в 1880 г. Департаментом государственной полиции Клеточникову удалось перейти туда в качестве заведующего секретной частью 3-го делопроизводства, ведавшего полицейским сыском и дознаниями. В течение двух лет Клеточников доставлял революционерам сведения о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, доносах, облавах, о засылаемых в организацию шпионах, показаниях арестованных, об именах многих агентов полиции. В конце января 1881 г. деятельность его была раскрыта. Суд приговорил Клеточникова к смертной казни, замененной "вечной каторгой". До отбывания ее он был заточен в Петропавловскую крепость, где через два года скончался, не выдержав жестокого тюремного режима.

В 1877 г. группа "Южных бунтарей", связанная с "Землей и волей", но действовавшая независимо от нее, предприняла попытку создать тайную крестьянскую организацию и с ее помощью поднять крестьян на восстание. Был избран Чигиринский уезд Киевской губернии (отсюда эта попытка получила название "Чигиринского заговора"), где в 1875 г. происходили массовые волнения бывших государственных крестьян, недовольных малыми земельными наделами. Здесь народники решили использовать наивный монархизм крестьян. Я. В. Стефанович выступил в роли "царского уполномоченного" и побудил крестьян передать с ним их жалобу царю. В конце 1876 г. он привез крестьянам в ответ на жалобу напечатанные в подпольной типографии "Высочайшую тайную грамоту", устав крестьянского общества "Тайная дружина" и текст "Обряда святой присяги", якобы утвержденные царем. К середине 1877 г. удалось вовлечь в "Тайную дружину" до 2 тыс. крестьян. Восстание было намечено начать 1 октября 1877 г., однако в июне организация была раскрыта полицией. К дознанию было привлечено до тысячи крестьян. Суду были преданы 44 человека, в том числе Стефанович и его помощники Л. Г. Дейч и И. В. Бохановский, которые сумели бежать из тюрьмы до суда. Из числа подсудимых четверо крестьян были приговорены к каторге на разные сроки, остальные оправданы.

В 1879 г. в "Земле и воле" выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Исполнительный комитет "Земли и воли". 2 апреля 1879 г. один из его членов А. К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II, когда тот совершал прогулку на Дворцовой площади. Сделав несколько выстрелов в царя из пистолета, Соловьев промахнулся и был схвачен на месте. Вскоре он был повешен. Прокатилась волна арестов среди народников. Свернули свою деятельность народнические "поселения" в деревне.

В "Земле и воле" возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также о целесообразности политической борьбы. Сторонники террора весной 1879 г. образовали внутри "Земли и воли" свою тайную организацию под названием "Свобода или смерть". Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд состоялся 18-24 июня 1879 г. в Воронеже. Накануне его открытия сторонники террора и политической борьбы собрались в Липецке, чтобы определить свою линию поведения. На съезде развернулась острая борьба между Андреем Желябовым, сторонником террора, и Георгием Плехановым, который настаивал на продолжении прежней пропагандистской работы в деревне. Большинство приняло сторону Желябова, и Плеханов покинул съезд. Землевольцы еще пытались сохранить единство организации, приняв компромиссное решение продолжать работу в деревне, но вести и политическую борьбу, применяя террористические методы. На петербургском съезде общества 15 августа 1879 г. спорящие стороны поняли несовместимость своих принципов и договорились разделить "Землю и волю" на две организации - "Народную волю" (в нее вошло большинство членов "Земли и воли") и "Черный передел", стоявший на прежних землевольческих позициях. Основателями и руководителями "Народной воли" стали А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, А. Ф. Фроленко. "Народная воля" закрепила и развила организационные принципы "Земли и воли". Это была строго централизованная организация. Ядро се составили профессиональные революционеры, вошедшие в Исполнительный комитет, который направлял деятельность местных отделений и групп. "Народная воля" существенно расширила численность своих членов (до 2 тыс. человек) и именовала себя "партией". В 1879- 1883 гг. она объединяла до 25 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 городах, имела 10 подпольных типографий в России и одну за границей, издавала газеты "Народная воля", "Листок Народной воли", "Календарь Народной воли", "Рабочую газету", прокламации, брошюры для народа. Она вела достаточно широкую для того времени пропаганду и в рабочей среде, особенно в Москве и Петербурге, даже участвовала в организации и проведении рабочих стачек (этим занималась "Рабочая группа"). Понимая важность привлечения на свою сторону армии в момент восстания, "Народная воля" образовала в своем составе "Военную группу" из числа примкнувших к народовольцам офицеров.

Отказавшись от бакунинского нигилистического взгляда на политическую борьбу, народовольцы поставили своей целью захват власти. Деятельность "Народной воли" знаменовала собой переход к прямому наступлению на самодержавие. Видя в самодержавии самостоятельную политическую силу, которая стоит над классами и сама создает классы и сословия, народовольцы полагали, что достаточно свалить его, и социальный переворот будет обеспечен. Более того, остановится развитие "насаждаемого" самодержавием капитализма. "Теперь или никогда, - говорили они, - теперь время еще не упущено, но дальше - народное дело затормозится на века". "Народная воля" не отказывалась от надежд на народную революцию, но полагала, что сначала необходимо захватить власть путем заговора меньшинства, а затем его поддержит народное восстание. На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, "дезорганизует" правительство и послужит сигналом к народному восстанию.

Основными программными требованиями "Народной воли" были: созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и народного представительства, свобода слова, вероисповедания, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, замена постоянной армии "народным ополчением", переход земли, фабрик и заводов в "собственность народа" - с передачей их в пользование крестьянским и рабочим "общинам", предоставление "угнетенным народам" России права "отделиться или остаться в общерусском союзе". Эти программные принципы пропагандировались в народовольческих печатных органах.

  • 28 августа 1879 г. Исполнительный комитет "Народной воли" вынес смертный приговор Александру II. Подготовкой цареубийства были заняты 50 народовольцев, которые разделились на "боевые группы". Началась настоящая "охота" на царя. 19 ноября 1879 г. под Москвой был взорван царский поезд, но царя в нем не оказалось (он следовал другим поездом). Степан Халтурин, нанявшись столяром в Зимний дворец, 5 февраля 1880 г. устроил взрыв в царской столовой, по царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Всего же на царя, начиная с выстрела Каракозова, было совершено 8 неудачных покушений. Власти приняли энергичные меры к выявлению и аресту террористов. После взрыва в Зимнем дворце были схвачены наиболее видные члены Исполнительного комитета "Народной воли", занятые подготовкой покушений на царя: А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, Т. А. Квятковский, А. И. Баранников. Остававшиеся на воле начали лихорадочную подготовку к новому покушению на императора.
  • 27 февраля 1881 г. был арестован главный организатор готовившегося убийства Александра II Андрей Желябов. Подготовку покушения на царя возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. руководимая ею группа террористов подстерегла царскую карсту на берегу Екатерининского капала. Н. И. Рысаков бросил бомбу, которая разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Затем бомба, брошенная И. И. Гриневицким, смертельно ранила императора и самого террориста.

Убийство Александра II вызвало страх и растерянность в верхах. Ожидали "уличных волнений". Сами народовольцы рассчитывали, что "крестьяне возьмутся за топоры". Но крестьяне восприняли акт цареубийства революционерами иначе: "Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю". Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятельность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскоре большая часть Исполнительного комитета "Народной воли" была арестована. Лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, А. Д. Михайлов и другие "первомартовцы" были казнены. Последовавшая волна репрессий обескровила "Народную волю". Поданным исследователей, за 1881 1882 гг. разного рода репрессиям (смертная казнь, каторга, ссылка, отдача под надзор полиции) подверглись до 6 тыс. человек, как народовольцев, так и подозреваемых в связи с ними. Однако "Народная воля" продолжала свою деятельность и в последующие годы. Последним актом ее борьбы явилась неудачная попытка покушения на Александра III 1 марта 1887 г. Готовившие покушение народовольцы, среди них - Александр Ульянов, были схвачены, преданы суду и повешены. Новые репрессии довершили разгром "Народной воли".

Народническая организация "Черный передел", возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью "пропаганду в народе" для подготовки "аграрного переворота". Ее члены вели пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа "Черного передела" во многом повторяла программные положения "Земли и воли". "Черный передел", как и "Земля и воля", в организационном отношении строился по принципу "федерации кружков". Основная часть организации (40 человек) находилась в Петербурге. Ее кружки существовали в Москве, Казани, Киеве, Минске, Харькове, Одессе и других городах, но они были слабо связаны с центром. К концу 1879 г. организация уже имела свою типографию. В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов "Черного передела". В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П. Б. Аксельроду, который попытался активизировать ее деятельность. В Минске была создана новая типография, которая выпустила несколько номеров газет "Черный передел" и "Зерно", но в конце 1881 г. она была выслежена полицией. Последовали новые аресты. После 1882 г. "Черный передел" распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к "Народной воле", остальные прекратили свое существование.

С разгромом "Народной воли" и распадом "Черного передела" в 1880-х годах завершился период "действенного" народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах XIX в. значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, "легального") народничества. Его представители выступали за социально-политические реформы, проповедовали теорию "малых дел" - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя улучшения материального положения народных масс. Некоторые видные деятели либерального народничества, как, например, Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, внесли существенный вклад в изучение социально-экономической жизни пореформенной России. Па рубеже XIX-XX вв. возникают и радикальные неонароднические кружки и организации, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников.

Вступление на престол Александра II, ослабление цензурного гнета, некоторая либерализация правительственного курса по сравнению с николаевским временем, слухи о предстоящих преобразованиях и, в первую очередь, подготовка отмены крепостного права - все это возбуждающе действовало на русское общество, особенно на молодежь.

От нигилизма к народничеству

В конце 50-х гг. среди демократической дворянской и разночинской молодежи получает распространение нигилизм. Отвергая дворянские предрассудки и официальную идеологию, отрицая общепринятые ценности (идеалы, моральные нормы, культуру), нигилисты изучали естественные науки, чтобы, став врачом, агрономом, инженером, приносить конкретную пользу людям. Тип нигилиста запечатлен И. Тургеневым в образе Базарова (роман «Отцы и дети»).

Студенческие волнения начала 60-х гг., вызванные повышением платы за обучение и запрещением студенческих организаций, привели к массовым исключениям из университетов. Исключенные, как правило, высылались под надзор полиции. В это время в сознании оппозиционно настроенной к правительству молодежи получает широкое распространение идея «возвращения долга народу». Юноши и девушки покидали города и устремлялись в деревню. Там они становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами, волостными писарями.

Одновременно молодежь пыталась вести среди крестьян пропагандистскую работу. Но, услышав про революцию или социализм, те нередко выдавали «смутьянов» местным властям.

Сущность народничества

В первой половине 70-х гг. народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией. Родоначальниками его были А. Герцен и Н. Чернышевский. Они-то и сформулировали основные теоретические положения народничества. Народники считали, что в России основной социальной силой является не пролетариат, как на Западе, а крестьянство. Русская же крестьянская община - готовый зародыш социализма. Поэтому Россия может непосредственно перейти к социализму, минуя капитализм.

В революционном народничестве сложились три основных направления: бунтарское, пропагандистское и заговорщическое. Теоретиком бунтарского направления был Михаил Бакунин, пропагандистского - Петр Лавров, заговорщического - Петр Ткачев. Они разработали идеи социального переустройства России и тактику революционной борьбы каждого из этих направлений.

Михаил Александрович Бакунин, революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества


Петр Лаврович Лавров, философ, социолог и публицист. Внес большой вклад в идеологию революционного народничества. Участник освободительного движения 60-х гг.


Петр Никитич Ткачев, публицист, один из создателей идеологии революционного народничества. Участник революционного движения 60-х гг.

М. Бакунин считал, что русский крестьянин является «революционером по инстинкту» и «прирожденным социалистом». Поэтому главная цель революционеров заключается в том, чтобы «взбунтовать» народ. Во второй половине 70-х гг. идеи Бакунина получили развитие в трудах П. Кропоткина, который утверждал, что к революции требуется серьезная подготовка и революционеров, и народа.

В этом с ним был солидарен П. Лавров, который считал, что ни народ, ни интеллигенция не готовы к немедленной революции. Для этого нужна длительная подготовительная работа по просвещению народа. Веру в особую роль интеллигенции Лавров соединял с верой в возможность крестьянской «социалистической революции».

П. Ткачев не верил в революционность народа, в его способность к социальному перевороту. Он утверждал, что главное - это захват политической власти. Для этого следует создать конспиративную политическую организацию революционеров и начать борьбу с правительством, чтобы овладеть системой управления государством. Только после захвата власти следует переходить к социальным преобразованиям.

Несмотря на разницу в предлагаемых формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа.

До конца 70-х гг. сторонники Бакунина сосредоточили все силы на подготовке крестьянской революции. Предпринятое весной 1874 г. массовое «хождение в народ», в котором участвовало до 3 тыс. чел., закончилось неудачей. Поднять восстание нигде не удалось, а проповедь социалистических идей успеха не имела. Полиция устроила настоящую «охоту» за пропагандистами. В 37 губерниях было арестовано и привлечено к дознанию 770 человек.

Земля и воля

Неудача не охладила народников. В 1876 г. они создают тайную революционную организацию «Земля и воля», отличавшуюся сплоченностью, дисциплиной и надежной конспирацией. Члены организации вели пропаганду социалистических идей среди рабочих и интеллигенции, а также среди крестьян, поселяясь в деревнях на длительное время. Но крестьяне оставались глухи к народнической пропаганде. Это вызывало разочарование «пропагандистов». К осени 1877 г. в деревнях почти не осталось народнических поселений. В «Земле и воле» назревал серьезный кризис. Неудача пропаганды в крестьянских массах и репрессии властей толкнули наиболее активных и нетерпеливых народников к террористической борьбе с царизмом.


В 1879 г. в «Земле и воле» произошел раскол на «деревенщиков», которые отстаивали старые методы работы в деревне, и «политиков» - сторонников террористической деятельности. Соответственно возникли две новые организации: «Черный передел» и «Народная воля». Если чернопередельцы организовывали длительные народнические поселения в деревне, то народовольцы пошли по другому пути. Своей главной задачей «Народная воля» считала политический переворот и захват власти.

Цареубийство

Выдвинув лозунг борьбы за политические свободы, созыв Учредительного собрания, народовольцы отдали все свои силы подготовке и проведению террористических актов против царя. Было организовано пять покушений, но все они заканчивались неудачей. При шестом покушении, 1 марта 1881 г., Александра II убили.

Но надежды революционеров на подъем массовой освободительной борьбы не оправдались. Вожаки «Народной воли» и активные участники покушения (Андрей Желябов, Софья Перовская, Николай Кибальчич и др.) были арестованы и казнены. Начиная с 80-х гг., революционное народничество вступило в полосу кризиса.

Александр III

Политическая реакция. После убийства Александра II на престол вступил его второй сын Александр. Он сразу же выступил с Манифестом об укреплении самодержавия, что означало переход к реакции. Однако этот переход осуществлялся постепенно. В первые месяцы своего правления царь вынужден был маневрировать между либералами и реакционерами. Боясь покушений на свою жизнь, Александр III не рискнул переехать в Зимний дворец, а отсиживался в Гатчинском дворце под Петербургом (за что и получил ироническое прозвище «гатчинского пленника»). И только убедившись в слабости революционных сил и в том, что России немедленная революция не грозит, перешел к откровенно реакционной политике.


Контрреформы

Самодержавие сурово расправилось с народовольцами. С помощью шпионажа и провокаций большинство революционных народнических кружков и организаций было разгромлено.

Первым советником нового царя стал обер-прокурор Синода К. Победоносцев, его бывший учитель, который не одобрял преобразований Александра II, считая их «преступной ошибкой».

Переход к неприкрытой реакции сопровождался расширением прав администрации и усилением полицейского произвола. Были существенно расширены права губернаторов. Конституционные проекты больше не рассматривались. Закрылись наиболее прогрессивные журналы и газеты, усилилась власть дворян над крестьянами, пересматривались отдельные реформы 60-70-х гг. Значительно урезанными оказались права земских и городских органов самоуправления, судебных учреждений, ограничена автономия (самостоятельность) университетов. Возросла плата за обучение. С 1887 г. в гимназии перестали принимать детей не из дворян.

Яркий поэтический образ эпохи 80-х гг. дал Александр Блок в поэме «Возмездие»:

"В те годы дальние, глухие
В сердцах царили сон и мгла:
Победоносцев над Россией
Простер совиные крыла,
И не было ни дня, ни ночи,
А только тень огромных крыл:
Он дивным кругом очертил
Россию..."

Контрреформы представляли собой попытку восстановить власть государства над формировавшимся гражданским обществом.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

Основные даты:

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Герцен А.И.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.


Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

- «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

- «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

1. Ликвидация самодержавия революционным путём.

2. Движущая сила революции – крестьянство, базис социализма – крестьянская об­щина.

3. Россия перейдёт к социализму, минуя капитализм.

4. Организующей силой крестьянской ре­во­люции явится «революци­онная партия» (организация).

5. Интеллигенция находится в «неоплат­ном» долгу перед народом.

«Бунтарская» анархистская тактика М. А. Бакунина. Михаил Бакунин (1814–1876) – теоретик анархизма . В 1861 г. он бежал с каторги за границу. В Лон­доне он сотруд­ничал с А. Герценом. В 1864 г. Бакунин вступил в I Ин­тернационал К. Маркса, где создал оппозиционную Марксу группи­ровку За это был исключён из Интернационала. Государст­венную власть он рассматривал как «источник эксплуатации и деспо­тизма». Баку­нин доказывал, что русский мужик – «социалист по ин­стинкту». «Учить народ? – писал он. – Это было бы глупо. Народ сам и лучше нас знает, что ему надо». Револю­ционеры должны сыграть лишь роль искры, которая воспламенит крестьянский бунт.

«Пропагандистская» тактика П. Л. Лаврова. Пётр Лавров (1823–1900) в 1866 г. за принадлежность к кружку Ишутина был сослан в Вологодскую губернию. В 1870 г. он бежал за границу, участвовал в Парижской Коммуне, издавал журнал «Вперёд!». В «Исторических письмах» Лавров писал, что интеллигенция находится в неоплатном долгу перед народом. Лавров отверг тезис Бакунина о готовности крестьянства к революции. Интеллигенция должна вести пропаганду в народе.

«Заговорщическая» тактика П. Н. Ткачёва. Пётр Ткачёв (1844–1886) являлся теорети­ком «русского бланкизма» – последователем французского ком­муниста О. Бланки́ и якобинцев. В 1871 г. он был осуждён по делу С. Нечаева, но бежал за границу, где издавал журнал «Набат». Ткачёв полагал, что самодержавие не имеет социальной опоры, «висит в воздухе», а пе­реворот в России произведёт не массовая крестьян­ская револю­ция, а узкая группа революционе­ров-заговорщиков. Ткачёв – автор статьи «Терроризм как единственное средство нравствен­ного и общест­венного возрождения России». Он скончался в эмиграции в психиатрической больнице Парижа. По мнению историков, идеи Ткачёва использовал В. И. Ленин при захвате власти большевиками в 1917 г.

«Хождение в народ» 1874 г. Первой крупной акцией революцион­ных народников стало массовое «хождение в народ» («летучая про­паганда»). Свыше 2 тыс. пропагандистов, вдохновлённых идеей Бакунина поднять народ на бунт, устремились в Нижнее Поволжье, где, как они полагали, были живы тра­диции Ра­зина и Пугачёва. Однако пропагандисты не знали настроений и психологии крестьянства. Крестьяне охотно слушали разговоры об отмене пода­тей, о разделе помещичьей земли, но на­стороженно воспринимали при­зывы бунтовать против царя. Часто крестьяне сдавали пропагандистов в полицию. Аре­сту подверглось свыше тысячи человек, 193 из них предстали перед судом («Процесс 193-х»).


Оседлая пропаганда. Народники заменили «летучую про­паганду» планомерной, системати­ческой работой – «оседлой пропагандой». Молодые люди, оставив университеты, обучившись ремёс­лам, учительскому или врачебному делу, поселялись в деревне. Это было «второе хождение в народ». Народники вели пропаганду и среди городских рабочих, в кото­рых видели тех же крестьян, временно ушедших на фаб­рики, но более грамотных и более восприимчивых к революционным идеям. Например, в г. Иваново-Вознесенске в 1874–1875 гг. действовала группа пропагандистов «Неумелые ткачи ». Успех такой пропаганды был невелик.

«Земля и воля» 1876–1879 гг. Неудачи «хождений в народ» привели к созданию централизованной революционной организации – «Земли и воли». (Это была вторая «Земля и воля», в отличие от первой, 1860-х гг.). «Земля и воля» заявила о себе в 1876 г. «казанской демон­стра­цией » из 400 человек под красным знаменем у Казанского собора в Петербурге. Студент Г.В. Плеханов произнёс яркую речь, призвав к борьбе с деспотизмом. Поли­ция ра­зогнала демонстрацию.

Учредители «Земли и воли»: А. и Т. Михайловы, Г. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, Н. Морозов, С. Степняк-Кравчин­ский и др. Численность – до 150 членов. Руководил ею «Центр» («Администра­ция»). Землевольцы создавали поселения-коммуны, чтобы убедить крестьян в преимуществах коллективного хозяйства. Революционеры подразделялись на несколько групп. Группа «деревенщиков» вела работу в деревне, «ра­бочая группа» – среди рабочих, «интеллигент­ская группа» – среди студен­тов. «Дезорганизаторская группа» занималась разведкой и террористическими ак­тами. Так называемая «не­бесная канцелярия» изго­товляла поддельные паспорта. Организация состояла из пятёрок. Каж­дый революционер знал только членов своей пятёрки. Революционеры распространяли нелегальную газету «Земля и воля», брошюры «Царь-голод», «Хитрая механика», о Разине, Пугачёве и др.

Начало террора. Раскол «Земли и воли. В 1878 г. Вера Засулич стреляла в петербургского градоначаль­ника Фёдора Трепова . В. Засулич, первая женщина-террористка в России, была оправдана судом присяжных. В 1878 г. С. М. Степняк-Кравчинский заколол кинжалом-стилетом шефа жандармов Н. В. Мезенцева . В 1879 г. Г. Гольденберг застрелил харьковского губерна­тора Д. Н. Кропоткина.

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась на две органи­зации:

1. «Чёрный передел » – сторонники мирной пропа­ганды (Георгий Плеханов, Вера Засулич, Павел Аксельрод, Лев Дейч, Осип Аптекман и др.)

2. «Народная воля » – сторонники террора (Александр Михайлов, Андрей Желябов, Николай Морозов, Софья Перовская (1853–1881), Вера Фигнер, Степан Халтурин, Герман Лопатин и др.).

«Народная воля» являлась хорошо закон­спирированной террористической организацией. Её центр – Исполнитель­ный комитет – руководил группами, дей­ствовавшими более чем в 50 городах.

Программа «Народной воли»:

1. Созыв Учредитель­ного собрания;

2. Введение всеобщего избирательного права;

3. Свобода слова, вероисповедания, печати;

4. Общинное самоуправление;

5. Переход земли, фабрик и заводов в собственность народа;

6. Право на самоопределение народам России.

В 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вы­нес смертный приговор Александру II. Смерть царя должна была дезорга­низовать правительство и стать сигналом к бунту. Началась «охота» на Александра:

Апрель 1879 г. – 32-летний революционер Александр Соловьёв пытался застрелить Алек­сандра II во время прогулки на Дворцовой площади. Царь побежал, делая зигзаги. Соловьёв бежал следом, стрелял пять раз, но ранил только поли­цейского. Соловьёв был повешен;

19 ноября 1879 г. – прокопав 40-метровый тоннель, революционеры взорвали мину под поездом в районе г. Курска, но по ошибке взорвали не царский поезд, а другой состав – с царской свитой;

5 февраля 1880 г. – народоволец С. Н. Халтурин взорвал царскую столовую в Зимнем дворце. Алек­сандр II не пострадал, так как задержался на несколько минут. Погибли солдаты охраны.

Покушения привели к многочисленным жертвам, но царь остался невредим. Тем временем полиции удалось напасть на след «Народной воли». В феврале 1881 г. был аре­стован А. И. Желябов . Руководство пере­шло к С. Л. Перов­ской . Ею были подготовлены террористы-бомбометатели («метальщики»).

«Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. После взрыва в Зимнем дворце в 1880 г. царь создал Верховную распо­рядительную комиссию во главе с министром внутренних дел Михаилом Лорис-Меликовым , получившим диктаторские полномочия. («Диктатура сердца и мысли», как писали газеты). Лорис-Меликов пытался сочетать репрессии против революционеров с уступками обществу. Было ликвидировано III Отделение, ослаблена цензура. Предусматривалось привлечь к участию в работе Государственного совета представителей земств и городских дум. Хотя предложенный проект был весьма умерен­ным, он вошёл в историю под наименованием «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Царь собирался подписать «Конституцию» в марте 1881 г.

Убийство Александра II. 1 марта 1881 г. Александр II принял М. Т. Лорис-Меликова и одобрил план новых ли­бераль­ных реформ. Министр попросил царя в целях безопасности не ез­дить в этот день на развод войск. Император согласился. Од­нако во дворец явилась великая княгиня Александра Иоси­фовна. Её сын, племянник царя, должен был предстать перед ним на том разводе войск в новом мундире. Княгиня не хотела, чтобы её сын лишился такого счастья. Александр, не желавший, чтобы его сочли тру­сом, решил ехать. На обратном пути его карета была взорвана двумя бомбами. Революционер Николай Рысаков (1861–1881) первой бомбой повредил карету. Затем Игнатий Гриневицкий (1856–1881) бросил бомбу под ноги царя. Александр II был смер­тельно ранен и вскоре скончался. Гриневицкий умер от ран в тюремной больнице.

Н. Ры­саков на допросах выдал заговорщиков. Исполнительный коми­тет «Народной воли» был арестован. 3 апреля 1881 г. были публично повешены 5 народовольцев: С. Перовская, А. Желябов, Н. Рысаков, Т. Михайлов и Н. Кибальчич (ин­женер, конструктор бомб). Другие народовольцы оказались в тюрьмах и ссылке. В 1882 г. народоволец-предатель, агент охранки С. П. Дегаев выдал остальных лидеров «Народной воли». В 1884 г. после ареста Г. А. Лопатина организация фактически прекратила своё существование.

В 1887 г. члены «Террористической фракции» партии «Народная воля» старший брат Владимира Ульянова-Ленина Александр Ульянов (1866–1887), Пахомий Андре­юшкин (1865–1887) и др. планировали убить 1 марта 1887 г. императора Александра III, но были схвачены и повешены. Группа «Чёрный передел» в 1882 г. распалась, Г. Плеханов и др. эмигрировали в Швейцарию и пришли к марксизму.

Таким образом , гибель «Народной воли» показала, что террори­стиче­ский путь развития революционного движения был тупиковым. Вместо убитого либерального им­ператора на престол взошёл более реакционный царь Александр III. Народники показали пример беззаветного служения народу, однако ошибки привели их к поражению.

В 1890-е годы действовало либе­ральное народничество , высту­павшее с теорией «малых дел» за мирные социальные преобразо­вания (Н. К. Михайловский , Н. Ф. Даниельсóн и др.). В 1902 г. народники объединилась в партию эсеров (социали­стов-революционе­ров).

Контрреформы императора Александра III (1881–1894 гг.). Александр III (1845–1894) был вторым сыном Александра II и до 20-летнего возраста не готовился быть импе­ратором. В семье его звали «бульдожкой» за угловатость и большую физическую силу. Обожавший мать цесаревич был в негодовании из-за любовной связи отца с Е. М. Долгоруковой (княгиней Юрьевской).

Период царствования Александра III был эпохой мощного подъёма России. Официальной идеологией этого времени стал консервативный патриотизм, когда обращение к национальным истокам проявилось в так называемом «русском стиле».

Ярые консер­ваторы К. П. Победоносцев и Д. А. Толстой выступали против либеральных преобразований. Победоносцев называл консти­туцию «орудием неправды и интриг», парламент – «говорильней». По его мнению, только неограниченное самодержавие обеспечит спасение России. Известна фраза Александра III: «Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?». В лексиконе царя присутст­вовали выражения «паршивый либерализм», «гни­лая интеллигенция».

Основные задачи царствования Александра III :

Сохранение самодержавия;

Корректировка реформ Александра II (контрреформы);

Восстановление роли сословий, покровительство дворянству;

Русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин;

Борьба с революционным и либеральным движениями.

В апреле 1881 г. Александр III подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Проект «Конституции» Лорис-Меликова был отвергнут, его самого отправили в отставку.

С 1881 г. по Временному положению о чрезвычайной охране власти в стране было введено чрезвычайное положение. Власть могла закрывать органы печати и учебные заведения, распускать местное само­управление, предавать жителей военному суду. Была ограничена гласность судопроизводства по политическим делам.

Временные правила о печати (1882 г.) усилили карательную цен­зуру. Радикальные и многие либеральные издания были закрыты.

В 1887 г. министр просвещения И. Д. Делянов издал так называемый «Циркуляр о кухаркиных детях », согласно которому в гимназии не до­пускались дети «кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников… коих …не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Выпуск­ники реальных училищ потеряли право поступать в университеты. Уни­верситеты по уставу 1884 г. (разработан М. Н. Катковым ) были лишены автономии, подчинены надзору властей. Ректоров вновь стали назначать. Повысилась плата за обучение. Было закрыто большинство женских кур­сов.

В 1889–1890 гг. введены должности земских начальников, которые контролировали крестьянское самоуправление. В земствах увеличилась доля дворян. Имущественный ценз на выборах был повышен. Усилился контроль губернаторов над земствами.

Политика власти по отношению к крестьянам была противоре­чивой. С одной стороны, в 1881–1882 гг. были снижены выкупные платежи, издан закон о переводе на выкуп оставшихся временнообязанных крестьян, учреж­дён Крестьянский поземельный банк, кредитовавший покупку земли крестьянами. С другой стороны, выросли налоги, запрещён досроч­ный выкуп крестьянами земли, выделение их из общины.

Таким образом, в целом контрреформы Александра III были направлены на пересмотр результа­тов реформ 1860–1870-х гг.

ТЕСТ 32. Революционное движение 1860–1880-х гг. XIX в. Народничество, его основные течения и организации .

Фамилия, имя _____________________________________.

Назовите идеологов общественного дви­жения 1870-х гг.:

Консервативное направление:

Либеральное направление:

Дата создания «Земли и воли 1860-х гг.: _________ г.

В одной из прокламаций, приписываемой Н. Г. Чернышевскому, появился лозунг: «К _______________зовите Русь!».

В Петербурге студентом, урожен­цем села Иванова __________________ был организован кружок «___________________________».

Что означает термин «неча­ев­щина»:

Назовите три тактики революционных народников и их авторов:

Заполните пропуски: Дмитрий _______________совершил первое покушение на Александра II. В ______г. он стрелял в Петербурге у Летнего сада в императора, но промахнулся и был схва­чен.

Укажите дату: Хождение в народ ____________ г.

«Земля и воля» 1870-х гг. - годы деятельности: __________ - _________гг.

Учредители «Земли и воли»:

Разногласия в «Земле и воле» вызвали её раскол в ____________ г. на две органи­зации – ____________________ ______________________ (сторонники террора), и ______________________ _____________________.

Назовите лидеров обеих организаций:

Программа «Народной воли» (5):

Заполните пропуски: В Иваново-Вознесенске в 1874–1875 гг. действовала группа пропагандистов («_____________________ ткачи».

Карета Александра II была взорвана двумя бомбами, брошенными (кем?, 2 фамилии). Император был смертельно ранен и вскоре скончался. Ответ: ___________________и ____________________________.

Прочтите отрывок из программного документа и от­ветьте на вопрос о том, какой политической органи­зации он принадлежал? «...Во все времена, где бы ни поднимался русский народ, он требовал земли и воли. Земли - как общего достояния тех, кто на ней ра­ботает, а воли - как общего права всех людей рас­поряжаться своими делами...». Ответ:

Ведущий идеолог пропагандистского течения в народничестве:

1) С.Л. Перовская 2) М.А. Бакунин 3) П.Л. Лавров 4) С.Г. Нечаев 5) П.Н. Ткачев.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕСТА 32

Укажите автора текста: «Револю­ционер – человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни даже имени», он должен использовать любые средства для достиже­ния своих целей. «Нравст­венно… всё то, что способствует торжеству революции». Он [ _______________] даже пред­лагал привлечь к революционной деятельности уголовников. Он призывал: «Объеди­нимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным револю­ционером в России».

Ведущий идеолог заговорщического течения в народничестве:

1) Г.В. Плеханов 2) М.А. Бакунин 3) Н.П. Огарёв 4) П.Л. Лавров 5) П.Н. Ткачёв.

Верно утверждение: 1) А.И. Желябов - либерал-конституционалист 2) Н.И. Кибальчич - легальный марксист; 3) С.Л. Перовская - одна из руководителей «Народной Воли»; 4) Г.В. Плеханов - правый монархист

5) С.В. Воронцов – анархист.

Укажите, кто разрабатывал либеральные проекты реформ государственного управления в России в XIX в.:

А) А.П. Ермолов и М.Д. Скобелев; Б) С.С. Уваров и А.Х. Бенкендорф;

В) М.М. Сперанский и М.Т. Лорис-Меликов; Г) К.П. Победоносцев и Д.А. Толстой.

В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, называли:

Диссидентами; - еретиками; - нигилистами; - раскольниками.

Создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»;

Убийство Александра II; - баррикадные бои в Москве; - арест С. Л. Перовской; - созыв Государственной Думы; - суд над народовольцами.

Укажите годы правления Александра III: _____ - ______ гг.

Назовите три основных указа Александра III с датами:

Расположите следующие фамилии исторических личностей в хронологической последовательности:

С. Л. Перовская -В. И. Ленин -Н. М. Муравьёв -А. Н. Радищев.

Что было одним из последствий убийства импера­тора Александра II?

Переход России к конституционному правлению; -установление в России республики;

Династический кризис в России, спор о престолонас­ледии; -ужесточение внутриполитического курса.

Должности земских начальников, которые долж­ны были контролировать крестьянское самоуправление, были введены в царствование: -Александра I; -Николая I; -Александра II; -Александра III

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, правившего в XIX в., о котором идет речь.

«Воспитанник Победоносцева и знаменитого историка Соловьёва, император любил и знал русскую историю… Его радовало прозвание "мужицкий царь". Однако подданных своих он ставил невысоко и самодержавное отношение к ним выразил фразой: "Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?"… В 1892 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк… Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение института земских начальников в 1889 г.»

Ответ: ____________________.

Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Фигнер и определите, о каком разделе в нём идёт речь.

«Тут на первых же порах Квятковский, Морозов и Ми­хайлов стали жаловаться на сторонников деятельности в деревне, что они тормозят работу по террору... Ещё и ещё говорили они на ту же тему, и возражений теперь не было: главные оппоненты - Плеханов, Попов, Стефанович - отсутствовали; Перовская и я, которые в Воронеже коле­бались, стараясь сохранить единство организации, пере­стали сопротивляться, когда дело коснулось практики и петербургские товарищи открыли нам, что все средства для покушений приготовлены и остаётся только осуще­ствлять замысел, вместо того чтобы стоять на мёртвой точ­ке... Вопрос о судьбе [организации], о разделе был постав­лен наконец ребром и решён утвердительно...»

2) либералов на западников и славянофилов

3) «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный пе­редел»

4) РСДРП на большевиков и меньшевиков

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...