рекомендации учителя-логопеда Сысоевой О.В. В чем польза чтения и что читать для саморазвития

Сложные скороговорки. Нужны ли они детям?

Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки - безценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей - это в первую очередь игра, а не обучение.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага - правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг - чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку - своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки - близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з"]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.

Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.

Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком

Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.

Для звуков [с], [с"]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).

Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.

Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.

Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Популярные скороговорки.

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

От топота копыт пыль по полю летит

На дворе трава, на траве дрова;

Раз дрова, два дрова, три дрова -

Не руби дрова на траве двора.

У нас на дворе-подворье

Погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

Сшит колпак не по-колпаковски,

Вылит колокол не по-колоколовски;

Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,

Надо колокол переколоколовать - перевыколоколовать.

Пришёл Прокоп - кипел укроп.

Ушёл Прокоп - кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

В четверг четвёртого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у бобра - лучше всякого добра.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

Дефекты, связанные с произношением слов, всегда были и остаются проблемой многих людей. Часто говорят: «Каша во рту!» - это значит, что человек говорит настолько неразборчиво, что понять его трудно. Бороться с этой напастью необходимо с самого раннего детства. Существует много разнообразных методов, и один из них - применение скороговорок для развития речи.

Коснемся определения термина

Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно - в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию - повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости - пример аллитерации).

Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.

В чем польза скороговорок

Ответ на этот вопрос очевиден, но тем не менее его тоже стоит обсудить. Если заниматься проговариванием скороговорок с детства, велик шанс свести к минимуму возможные проблемы с речью и произнесением тех или иных букв. Скороговорки (или, как их называют иначе, чистоговорки) помогают научиться говорить правильно и четко, не шепелявя, не картавя, не проглатывая окончаний. Их оттого и зовут чистоговорками, что они дают возможность овладеть чистой речью.

Кому обязательно нужно владеть четкой речью?

Вне зависимости от того, есть ли у человека «каша во рту» или нет, он должен владеть правильной, ясной и понятной речью, если это предполагает его профессия. Например, учитель или диктор - они разговаривают в течение всего рабочего дня, и очень важно, чтобы их правильно понимали как в девять утра, так и в пять вечера.

К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.

Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто

Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд - можно найти именно то, что нужно.

В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:

  • Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
  • Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
  • Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.

Когда скороговорки бесполезны

Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть - это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками - руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза - отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку - но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера - вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт - прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап - смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом - интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения - пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении - можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

Русские скороговорки для развития речи

Среди миллиардов существующих на свете скороговорок есть всякие. В том числе и сложенные русскими. К этой категории допустимо отнести, например, такие:

  • Архип осип, Осип охрип.
  • Подарили Вареньке на день рождения валенки.
  • Ехал грека через реку, видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап.
  • Бобы у бобыля, у бобыля бобы.
  • Был бык тупогуб.
  • Жуткая жирная жужелица жужжит и кружится - и так далее.

Скороговорки для взрослых

Необходимо понимать, что среди чистоговорок есть своя «иерархия». Они четко подразделяются на категории по возрасту. Конечно, среди них много универсальных, но имеются и такие, которые подойдут только взрослым людям - например потому, что их содержание пошлого характера или они элементарно очень трудны для детского восприятия. Так или иначе, ниже представлено несколько примеров скороговорок для развития речи взрослых. Одна из них, пожалуй, наиболее известна - это скороговорка про хороводоводов и прочих из этой приятной компании. Примечательна она тем, что при желании ее можно продолжить до бесконечности.

  • Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».
  • Загубленная гусеница, запудренная пудреница. Запуганная пуговица, запутанная путаница - и так далее.

Еще одна скороговорка, которая подходит только для взрослых, поскольку детям запомнить ее наизусть невозможно (да что говорить, трудно это сделать и взрослым даже с самой цепкой памятью), называется «Лигурия» и по праву считается самой длинной скороговоркой. Зачастую используют ее сокращенный вариант, но даже в нем она занимает несколько абзацев. Полностью же длина этой чистоговорки, повествующей о лигурийском регулировщике, собравшей в себе некоторые более короткие и давно известные всем скороговорки, - около страницы.

Скороговорки для развития речи для детей

Чистоговорки, подходящие ребятишкам по своей сложности и своему содержанию, тем не менее тоже «фильтруются». Те из них, что подойдут для малышей трех лет, уже могут оказаться бесполезными для семилеток, и наоборот. Занимаясь с детками, важно помнить одно простое правило: ребенку не должно быть скучно. Он должен получать удовольствие от занятия, ему должно быть интересно и весело. А если крохе скучно, сложно и непонятно - радости тут маловато, а следовательно, и пользы особой не будет тоже.

Поэтому, выбирая детские скороговорки для развития речи, следует ориентироваться на следующие критерии: возраст малыша (для самых маленьких отбирать самые простые и смешные, для тех, кто постарше - посложнее) и те звуки, которые необходимо тренировать. Не стоит подсовывать ребенку все подряд, «лишь бы занимался». Скороговорки для развития речи и дикции детей надо использовать разумно, процесс должен давать результат, желаемый не только родителями, но и самим малышом.

Занимаясь с ребятишками младше шести лет, следует подбирать детские скороговорки для развития речи, тренирующие один конкретный звук - «с», «щ», «р» и так далее. Если у крохи проблемы с произношением нескольких звуков, стоит найти побольше различных упражнений на каждый из них, но брать такие, в которых повторяется сразу два, три и так далее проблемных звука, не стоит. Подобные задания на говорение хорошо подойдут для развития речи детей 7 лет. Скороговорки, кстати, рекомендуют вводить в лексикон малыша как можно раньше - тогда он быстрее начнет понимать разнообразные звуковые сочетания и сам сможет без проблем повторять их. В таком случае к семилетнему возрасту ребенок уже совершенно спокойно овладеет всеми звуками родного языка.

  • У Прокопа нет укропа.
  • У щучки чистые щечки.
  • Купила кружку с клюшкой кошка для кукушки.
  • Хваленая халва в хлеву.
  • Тимуров двор зарос травой и так далее.

Для малышей

По сравнению со скороговорками для развития речи для детей 7 лет, «малышовые» чистоговорки более простые. Использовать подобные допустимо в занятиях с детками даже двухлетнего возраста.

  • Коля колом бьет в колокол.
  • Полип к липе прилип.
  • Купила мамуся маску Марусе.
  • Папа пилил пилой пень.
  • Дядя Дима делил дыню и так далее.

Длинные и трудные

Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 - с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса - и тому подобное).

Возможность самостоятельного составления чистоговорки

Данные выражения затем и придуманы народом, дабы каждый имел возможность сочинять их. Это легко можно сделать в процессе одной очень интересной игры в веселой компании. Необходимы как минимум четыре человека. Играющие договариваются о звуке - например, звук «р», - с которого станут начинаться все слова в будущей скороговорке. А дальше на листочке пишутся вопросы: кто (нужно написать имя, прозвище, кличку и так далее), что сделал, где, почему (при варианте игры с большим количеством человек, чем четверо, можно включить фантазию и придумать еще дополнительные задания).

Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:

Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.

Складывая из этих ответов фразы, можно получить самые нелепые скороговорки, но они тем не менее будут тренировать произношение звука «р», а кроме того, изрядно повеселят своих создателей и их друзей.

  1. На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
  2. Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
  3. Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
  4. Еще одно название скороговорок - языковертки (в настоящее время не используется).
  5. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.

Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!

Правильная и четкая речь позволяет добиться успехов в карьере. Четкая артикуляция необходима всем людям, но особенно важна она для дикторов, актеров и публичных людей. Скороговорки для развития дикции делают речь понятной, артикуляцию правильной. Как правильно выбрать скороговорки?

Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.

Скороговорки бывают короткими и простыми – их используют для занятий с детьми. Дикторам и публичным людям нужно осваивать длинные и сложные трудноговорки. Детские и взрослые скороговорки часто отличаются только смыслом, поскольку проблемы с речью не зависят от возраста. Самые длинные и сложные скороговорки предназначены для проработки сразу 3–5 сложных звуков.

Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.

При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.

Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляция учит правильно ставить язык и губы, направлять поток воздуха. Гимнастика готовит артикуляционный аппарат к проговариванию сложных скороговорок.

Заниматься нужно ежедневно по 3–5 минут. Упражнения выполнять сидя, спина прямая, мышцы расслаблены. Гимнастику проводить перед зеркалом, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений. Каждое упражнение выполнять до легкого напряжения лицевых мышц.

Основные упражнения:

  • Широко улыбнуться, обнажить верхние и нижние зубы, удерживать положение 10 секунд.
  • Вытягивать губы вперед, дуть на невидимую пушинку.
  • Чередовать первое и второе упражнение в быстром и медленном темпе. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
  • Раскрывать и закрывать рот в широкой улыбке.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
  • Открыть рот, высунуть язык, вытягивать кончик – язык становится узким.
  • Чередовать широкий и узкий язык в медленном и быстром темпе.
  • Поднимать кончик языка за верхние передние зубы.
  • Фиксировать язык за нижними передними зубами.
  • Перемещать язык вверх-вниз, на 2 секунды фиксировать за верхними и нижними зубами.
  • Опустить кончик языка, отодвинуть его вглубь рта. Поочередно приближать язык к правым и левым передним резцам.

Такая гимнастика – самая лучшая практика для освоения основных правильных положений губ и языка.

Упражнения для артикуляции

Скороговорки направлены на совершенствование произношения согласных звуков. Но научиться говорить скороговорки правильно нельзя без знания основ артикуляции гласных звуков. Эти правила научат произносить звуки четко, что облегчит проговаривание сложных звуковых сочетаний в трудноговорках.

Правила артикуляции гласных звуков:

  • Звук «а». Раскрыть рот в виде широкого кольца, между зубами поместить 2 сложенных друг на друга пальца. Нижние зубы прикрыть губой, верхние – открыты. Вдох – задержка дыхания – на выдохе очень тихо произнести звук.
  • Звук «у». Вытянуть губы вперед хоботком. На выдохе произносить звук максимально долго.
  • Звук «о». Губы сложены в кольцо, немного вытянуты вперед и растянуты. Между зубами поместить большой палец. Воздух должен проходить в щель между зубами, не упираться в нёбо и зубы.
  • Звук «ы». Поместить между зубами мизинец, губы растянуты, нижняя челюсть немного выдвинута вперед. Воздух проходит четко между зубами.
  • Звук «и». Между зубами поместить кончик мизинца. На выдохе произносить звук. Воздух должен проходить четко между зубами, в противном случае будет слышно посвистывание.

Как заниматься

Чтобы результаты занятий были заметными, нужно соблюдать следующие правила:

  • проговаривать скороговорки регулярно – ежедневно 2–5 раз по 10 минут;
  • напоминания – распечатать на листе по 3– 5 скороговорок, развесить на видных местах;
  • перемены – скороговорки следует менять каждые 10 дней, чтобы не происходило привыкания артикуляционного аппарата.

Не следует сразу пытаться произнести скороговорку быстро. Нужно каждое слово медленно и ритмично проговорить, понять смысл трудноговорки. Темп наращивать постепенно, старясь произносить фразу на одном дыхании. Особое внимание уделять четкому произношению окончаний – согласные звуки активизировать, а не утяжелять.

Перед началом занятий делать легкую разминку. Трижды произнести звук «г», «к». Затем с полуоткрытым ртом произнеси гласные «а», «о», «э» – каждый звук по 3 раза. Прополоскать рот воздухом, чтобы расслабить мышцы.

Помощниками для улучшения дикции станет зеркало и диктофон. Перед зеркалом следует беззвучно произносить скороговорку, следя за артикуляцией. Потом проговорить трудноговорку шепотом, при этом все звуки должны быть понятны и слышны.

На диктофон нужно записывать каждое занятие. Это позволит услышать, как улучшается дикция, на какие моменты обратить внимание.

В дальнейшем произносить скороговорки нужно в движении – танцевать, приседать. Это поможет разнообразить занятия, научит удерживать темп и дыхание.

Как правильно читать скороговорки, чтобы стать диктором

Чтобы научиться говорить быстро, сначала нужно научиться говорить четко медленно. При ознакомлении со скороговоркой нужно самые сложные слова повторить несколько раз – нужно добиться их легкого и свободного звучания.

Неверно произносить трудноговорку бессмысленно по слогам – это утяжеляет речь, делает ее неестественной. Каждую фразу нужно произносить в 2–3 темпах. Дикторам с медленной речью проговаривать скороговорки нужно медленно, быстро и очень быстро. При быстром темпе речи проговаривать фразы нужно медленно и быстро.

На начальном этапе гласные звуки произносить тихо, согласные – четко и звонко. Постепенно громкость звучания нужно увеличивать, читать скороговорку в полную силу. Голову при этом наклонять из стороны в сторону, язык придвигать к губам – это упражнение дает эффект тихих гласных звуков. Можно произносить скороговорку через зажатый пальцами нос – это улучшает дикцию.

Начинают занятия с односложных, коротких скороговорок, постепенно переходя к длинным и сложным трудноговоркам.

От топота, от топота, от топота,

От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт,

Пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю,

Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит.

От топота копыт пыль по полю летит,

Пыль по полю летит от топота копыт.

Первую часть длиной скороговорки произносить полунапевно, постепенно повышая тональность голоса до наивысшей точки. Вторая часть произносится на понижении – от высокой тональности к самой низкой. В конце в средней тональности еще раз произнести 2 последние строчки скороговорки.

Скороговорки можно комбинировать, составлять из них сложные и длинные смысловые комбинации. Скороговорка описывает какое-то действие или событие. Задача начинающего диктора донести суть скороговорки.

Сложные скороговорки

  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  • Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  • В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  • Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  • Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  • Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  • Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  • Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  • Я - вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Звук «р»

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро – я принес домой перо.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар – слышу как гудит комар.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир – папа выпил весь кефир.

Научиться говорить четко и правильно – сложная задача. Для достижения результатов нужно выучить 200 скороговорок для развития дикции – простых и сложных, длинных и коротких. Заниматься следует несколько раз в день, практикуя четкое произношение различных звуков.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....