Работает ли станция парк культуры. Станция "Парк культуры"

Станция метро "Парк культуры" (Кольцевая линия) расположена в самом центре Москвы. Как среди коренных москвичей, так и среди людей, бывающих в столице эпизодически, трудно найти тех, кому она не знакома. Это неудивительно, так как речь идёт об одной из старейших станций Московского метрополитена, вступившей в строй вместе с Кольцевой линией. Но не следует забывать и о том, что со станции "Парк культуры" начиналось. Она открылась в далёком 1935 году как конечная станция

Символ своего времени

Название для станции было выбиралось из нескольких вариантов, таких как мост" и "Чудовка". Но определяющим фактором стал находящийся на противоположном берегу культуры. Метро находится от него на значительном удалении, но считалось, что именно к этому объекту будет направлен основной поток пассажиров. На протяжении долгого времени станция называлась "Парк культуры имени Горького". Принципиальные изменения в схеме метрополитена произошли в 1950 году, с пуском в эксплуатацию Кольцевой линии метрополитена, одной из станций которой является "Парк культуры". Метро получило целую сеть пересадочных узлов, расположенных вдоль всего Садового кольца. И станция "Парк культуры" стала пересадочной, соединив собой Кольцевую и Сокольническую линии метрополитена. Сейчас есть много нареканий в адрес такой схемы, ее нерациональности, но в то время такое решение было полностью оправдано.

В архитектурном отношении станция является прекрасным образцом своей эпохи и стоит в одном стилистическом ряду с другими станциями Кольцевой линии. Именно таким эффектным имперским великолепием, по замыслу Сталина, и должна была отличаться Москва. Метро "Парк культуры" даёт весьма наглядное представление о подобной стилистике. Это пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения. Весьма удачно решено сочетание двух станций разных линий, радиальной и кольцевой. Они не противоречат одна другой, несмотря на разделяющие их 15 лет. В отделке использованы контрастные сорта мрамора и скульптурные мраморные барельефы в стиле на тему отдыха трудящихся в парке.

Интересно отметить, что и полное отрицание этого стиля, и нелепые попытки ему подражать успеха не имели. В московском метрополитене, особенно в периферийной его части, есть тому немало свидетельств. Видимо, эпоху повторить невозможно.

На поверхности земли

Станция метро "Парк культуры" давно и органично вписалась в московскую действительность. Её вестибюли выведут нас на Крымскую площадь и Зубовский бульвар, неподалёку находится старинная улица Остоженка с самой дорогой недвижимостью центра Москвы. В этом месте всегда многолюдно, как в вестибюлях и переходах, так и на поверхности земли. Нескончаемый поток пассажиров направляется в разные точки города через пересадочную станцию и к центру города по Остоженке. Немало людей движется через Крымский мост в исторический Парк культуры. Метро выполняет ту задачу, ради которой и строилось в тридцатые годы прошлого века.

Станция расположена на пересекающихся линиях - Сокольнической и Кольцевой - метрополитена Москвы. Открытие ее было в 1935 году, а в состав станций Кольцевой линии она вошла в 1950 году. Расположена на территории р-на Хамовники в центральной части г. Москвы.

Именно во время ввода ее в эксплуатацию были сданы и большие части других станций, относящихся к 1-му пусковому участку. Тогда, в конце 20 века, станция «Парк культуры» (метро) входила в состав участка «Парк культуры» — «Курская».

Происхождение названия

Множество названий предлагалось для станции, даже когда она была еще только в проекте: "Крымская", "Крымский мост", "Остоженка", "Чудовка" и многие другие.

Окончательно на выбор конечного названия повлияло расположение вблизи станции Центрального парка, названного в честь писателя М. Горького, хотя и расположен «Парк культуры» (метро) на противоположном берегу Москвы-реки. В самые первые периоды работы метрополитена станция имела одноимённое название с парком ("Парк культуры им. Горького").

Из истории создания станции

Как уже было отмечено выше, самая 1-ая линия метрополитена столицы была открыта в мае 1935 года. Проходила она от «Сокольников» до «Парка Культуры», с небольшим ответвлением на станцию «Смоленскую» (это Арбатская линия, которая в 1937 году дошла до станции «Киевской», и при этом стала пересекать по мосту Москву-реку).

Теоретически станция «Парк Культуры» (метро) была предназначена для перевозки пассажиров в направлении парка отдыха им. Горького, хоть и оказался он расположенным в отдалении. Только впоследствии эта особенность метро (удаление от парка) была замечена.

Перед собой главный архитектор И. Е. Рожин выдвинул основную задачу — облегчить зрительно довольно массивную конструкцию огромных пилонов станции (она глубокого заложения). Следует отметить, что такая проблема практически всегда стоит перед каждыми новыми строительными работами в метрополитене.

Рожиным было предложено прорезать внутри каждого из пилонов арку профилированную, визуально делящую очень массивные опоры на четыре колонны угловые, на которых и лежит сам свод (так видится пассажирам).

«Парк культуры» (метро) Кольцевой линии: описание

По техническим характеристикам эта станция пилонная глубокого заложения (до 40 метров) с 3-мя сводами. Размер зала основного — 9,5 м в диаметре.

Мраморные пилоны серого цвета оформлены 26-ю замечательными барельефами (работа С. М. Рабиновича) из мрамора белого цвета, представляющими картину отдыха советской молодёжи. Причем 12 из всех барельефов, расположенных в боковых залах, дублируют такие же барельефы, находящиеся в центральном зале. Выходит, что непродублированными остались лишь только два из них. Удивительно красивый лепной орнамент украшает потолок.

Метро «Парк культуры» (Кольцевая линия) украшен большей частью с использованием мрамора и гранита. Стены путевые покрыты снизу лабрадоритом, а сверху - черным мрамором. Потолок декорирован великолепным орнаментом лепным. Весь пол выложен плитами из гранита серого и чёрного цветов таким образом, что все это представляется взору красивым ковровым орнаментом. Зал центральный освещается шестигранными великолепными люстрами. Присутствует и темно-красный цвет, например в оформлении цоколя (мрамор салиэти).

Станция метро «Парк культуры» имеет пассажиропоток только по входу более 32 тыс. человек.

Недалеко от самой станции от путей основной Кольцевой линии есть ответвление к линии Сокольнической. Также на местном перегоне (между «Парком культуры» и «Киевской») есть пункт техобслуживания для поездов.

Станция метро Сокольнической линии

Построенная открытым способом станция 1-ой очереди представляет собой архитектурное произведение Г. Крутикова.

Станция метро "Парк культуры" (линия Сокольническая) — трёхпролётная, с колоннами и с глубиной залегания до 10,5 метров. Сооружены здесь в два ряда по 23 штуки квадратные колонны, покрытые мраморовидным желто-коричневым известняком. Между ними расстояние 7 метров.

Облицовка стен путевых выполнена из белой керамики, а полы выложены черным гранитом. Также в отделке станции использовались серый, белый мрамор и красная плитка метлахская. Освещение выполнено центральными люминесцентными лампами.

Вестибюли

Метро "Парк культуры" (Москва) имеет южный и северный вестибюли, по-своему прекрасные. Южный украшен 4-мя барельефами, размещёнными на своде потолка. Через данный вестибюль можно выйти в город на бульвар Зубовский и на Комсомольский проспект.

Северный, украшенный панно из мозаики с изображением великого писателя Максима Горького, выводит на улицу Остоженку.

Любопытный факт представляет то, что сокращение первоначального названия станции произошло в 1980 году перед началом московской летней Олимпиады-80 в связи с тем, что наименования приходилось объявлять и на английском языке.

Таким образом, с тех самых времен станция так и осталась с тем сокращенным названием — «Парк культуры».

Существует поверие, что кольцевой структуре метро мы обязаны астрологам. Это они сказали, что метро нужно разделить на 12 секторов, четко соответствующих количеству знаков зодиака. Сталин не сильно во все это поверил, однако решил согласиться с этим планом и кольцевых станций стало именно 12. Знаки зодиака соответствуют станциям метро следующим образом: Козерог — "Новослободская", Водолей — "Проспект Мира", Рыбы — "Комсомольская", Овен — "Курская", Телец — "Таганская", Близнецы — "Павелецкая", Рак — "Добрынинская", Лев — "Октябрьская", Дева — "Парк Культуры", Весы — "Киевская", Скорпион — "Краснопресненская", Стрелец — "Белорусская".

1. А теперь о станции "Парк культуры". Станция открыта в 1950 году в составе участка "Парк культуры" — "Курская". Название дано по расположенному вблизи ЦПКиО им. Горького.

2. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием "Парк культуры имени Горького". Пилонная станция глубокого заложения (глубина — 40 метров) с тремя сводами. Автор проекта — Игорь Евгеньевич Рожин. Диаметр центрального зала — 9,5 метров. Около станции от путей Кольцевой линии ответвляется соединительная ветвь к Сокольнической линии. На перегоне «Парк культуры» — "Киевская" находится пункт технического обслуживания поездов.


Не сохранившийся вестибюль станции "Парк культуры им. Горького". Был перестроен в 1949 году. Фото с сайта oldmos.ru.

3. Имеется наземный вестибюль, объединённый с вестибюлем станции Сокольнической линии и служащий также переходом между двумя станциями. Вестибюль украшен четырьмя штукатурными барельефами работы скульптора Г. И. Мотовилова, размещёнными на потолочном своде. Выход осуществляется на Крымскую площадь и Зубовский бульвар. Равно как и станция, вестибюль был закрыт с 5 февраля 2011 по 28 апреля 2012 г.г. (вход и выход пассажиров Сокольнической линии осуществлялся через собственный вестибюль).

4. Несмотря на достаточную отдалённость от вызывавшего в те времена гордость москвичей «Центрального Парка Культуры и Отдыха им. Горького» (ЦПКИО им. Горького), станция, теоретически, была предназначена именно для трансфера пассажиропотока в направлении парка. Впоследствии особенность удаления парка от станции метро была замечена, и, вследствие того, неоднократно предлагались варианты переименования станции — «Крымская», «Чудовка», «Крымский мост».

5. Главный архитектор станции И. Е. Рожин поставил перед собой определённую задачу — зрительно облегчить массивную конструкцию пилонов станции глубокого заложения. Необходимо упомянуть тот факт, что такая проблема стояла практически перед каждым архитектором глубоких станций московского метро, и зачастую эта задача решалась не с той лёгкостью, с которой хотелось бы. Рожин прорезал внутри каждого пилона профилированную арку, визуально разделяющую массивные опоры на четыре угловые колонны, на которых, как кажется пассажиру, и лежит сам свод. В случае, если бы станция была бы облицована светлым мрамором, говорят специалисты, дизайн получился бы ещё более легким, и станция не была такой серой. Однако, реализовать таковую задумку не получилось, и для облицовки пришлось использовать мрамор марки «лопота», а для путевых стен — сочетанием марок мрамора «садахло» и чёрного «габбро». Цоколь пилонов оформлен тёмно-красным мрамором «салиэти».

6. Пилоны облицованы серым мрамором, пол выложен гранитными плитами серого и чёрного цветов, составляющими ковровый орнамент. Центральный зал освещается люстрами шестигранной формы. Как не странно, но в отличии от других станций люстры сохранены.


Фото с сайта oldmos.ru.

7. Пилоны украшают 26 барельефов из белого мрамора работы С. М. Рабиновича, изображающие отдых советской молодёжи; 12 барельефов, расположенных в боковых залах, дублируются такими же барельефами в центральном зале. Представлю 4 из барельефов станции. Потолок декорирован лепным орнаментом.

8. Путевые стены покрыты чёрным мрамором и лабрадоритом в нижней части.

10. С 5 февраля 2011 года по 28 апреля 2012 года станция была закрыта для входа и выхода пассажиров. Помимо замены эскалаторов, в вестибюле были заменены турникеты и обновлено техническое обеспечение помещений для дежурных, произведён косметический ремонт потолков, пола и стен; обновлены барельефы и прочие элементы декора. На самой станции отшлифована часть пола перед эскалаторным ходом, добавлены новые станционные указатели (с подсветкой), а также заменена электрика, включая системы аварийной тревоги.

"Осторожно, двери закрываются, следующая станция "Киевская".

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...