Прямая мечтаний. Прям мечта

Доктор из Лхасы Лобсанг Рампа

«Доктор из Лхасы» – прямое продолжение знаменитой книги «Третий глаз». Во второй книге доктор Рампа на примерах из своей жизни доказывает, что смертный человек может настолько овладеть своим умом и телом, что становится способен вынести нечеловеческие испытания. Настоящая книга представляет собой продолжение жизнеописания весьма необычного человека. В его тело вселился дух тибетского ламы из монастыря Потала, причем это воплощение произошло так основательно, что автор книги фактически сам стал ламой. На протяжении Второй Мировой войны…

Проект Россия. Выбор пути Автор неизвестен

Assassin’s Creed: Brotherhood Оливер Боуден

Assassin"s Creed: Brotherhood - это роман по мотивам одноимённой игры. Роман является прямым сиквелом другой книги - Assassin"s Creed: Renaissance того же писателя, Оливера Боудена. На это раз Эцио отправляется в некогда великий Рим. В городе процветает нищета, коррупция и жестокость. Но грядут перемены! Эцио Аудиторе да Фиренце восстановит Рим и уничтожит семью Борджиа!

Зачем нужны мужчины Лилия Малахова

Мужчина – разрушитель и творец одновременно, охотник и жертва, властитель и раб своей сути. Чего он заслуживает – любви или ненависти? Кто он и зачем пришел в этот мир? Могла ли природа обойтись без мужчин? Зачем нужны мужчины? В этой книге приоткрыта завеса многих тайн мужского «Я». Оказывается, мужской пол необходим нам. Он – двигатель эволюции и научно-технического прогресса, истории и культуры. Возможно, что без мужчин мы так и остались бы всего лишь обезьянами, научившимися прямо ходить. Эта книга станет для вас источником не только интересной,…

Проект Россия. Выбор пути Undefined Undefined

Никто не знает, откуда берутся книги серии «Проект Россия». Неведомый источник продолжает хранить молчание. Все потенциальные авторы открещиваются от авторства. Кремль говорит «не знаем». Запад говорит «не знаем». Узнаваемые фигуры говорят «не знаем». Аналитики строят различные версии, но в итоге тоже вынуждены сказать «не знаем». Никто ничего толком не знает. Никто не может объяснить причину популярности этой в прямом смысле таинственной книги. Но факт остается фактом, она пользуется спросом, не характерным для такого рода литературы. В конце…

Наследники по прямой. Книга первая Вадим Давыдов

«Наследники по прямой» – повествование о страшном и прекрасном времени, о любви, о ненависти, о войне и мире, – сказочная энциклопедия неслучившегося, авторский портрет великой эпохи, чей пафос и смысл уже почти никому не понятен; панорама великой мечты, навсегда канувшей в пустыне жизни.

Наследники по прямой. Книга вторая Вадим Давыдов

"Наследники по прямой" – повествование о страшном и прекрасном времени, о любви, о ненависти, о войне и мире, – сказочная энциклопедия неслучившегося, авторский портрет великой эпохи, чей пафос и смысл уже почти никому не понятен; панорама великой мечты, навсегда канувшей в пустыне жизни. Всех желающих высказаться и обсудить прочитанное приглашаю на Форум – http://dixi.fastbb.ru/

Наследники по прямой. Книга третья. Вадим Давыдов

"Наследники по прямой" - повествование о страшном и прекрасном времени, о любви, о ненависти, о войне и мире, - сказочная энциклопедия неслучившегося, авторский портрет великой эпохи, чей пафос и смысл уже почти никому не понятен; панорама великой мечты, навсегда канувшей в пустыне жизни. Всех желающих высказаться и обсудить прочитанное приглашаю на Форум - http://dixio.3dn.ru/forum

Психоделический опыт. Руководство на основе… Тимоти Лири

Книга "Психоделический опыт" в некотором смысле уникальна. Ее авторы - три Гарвардских профессора, Ральф Метцнер, Ричард Олперт и Тимоти Лири, - обнародовали совершенно оригинальный взгляд на психоделическую проблему и проблему личностной трансформации. Именно они стали пионерами "психоделической революции" и стояли у истоков нового, трансперсонального, направления в психологии. По мнению авторов книги, психоделический препарат является лишь одним из компонентов психоделической сессии. Не менее важны психологическая и моральная подготовка…

1Q82. Книга перша Харукі Муракамі

«1Q84» - новий роман Муракамі - побачив світ у Японії 28 травня 2009 року, й увесь його стартовий наклад був розкуплений ще до кінця дня. Незвична назва твору - пряма алюзія на роман-антиутопію Джорджа Орвелла «1984». Віра і релігія, кохання й секс, зброя і домашнє насилля, вбивство за переконанням і суїцид, втрата себе й духовна прірва між поколіннями батьків і дітей - усе це майстерно переплетено у детективному сюжеті роману, де події відбуваються у двох паралельних реальностях: Токіо 1984-го і Токіо, за висловлюванням головної героїні Аомаме, «незрозуміло…

1Q84. Книга друга Харукі Муракамі

«1Q84» - новий роман Харукі Муракамі - побачив світ у Японії 28 травня 2009 року, й увесь його стартовий наклад був розкуплений ще до кінця дня. Незвична назва твору - пряма алюзія на роман-антиутопію Джорджа Орвелла «1984». Віра і релігія, кохання й секс, зброя і домашнє насилля, вбивство за переконанням і суїцид, втрата себе й духовна прірва між поколіннями батьків і дітей - усе це майстерно переплетено у детективному сюжеті роману, де події відбуваються у двох паралельних реальностях: Токіо 1984-го і Токіо, за висловлюванням головної героїні Аомаме,…

1Q84. Книга третя Haruki Murakami

«1Q84» - новий роман Харукі Муракамі - побачив світ у Японії 28 травня 2009 рокуй увесь його стартовий наклад був розкуплений ще до кінця дня. Незвична назва твору - пряма алюзія на роман-антиутопію Джорджа Орвелла «1984». Віра і релігія, кохання й секс, зброя і домашнє насилля, вбивство за переконанням і суїцид, втрата себе й духовна прірва між поколіннями батьків і дітей - усе це майстерно переплетено у детективному сюжеті роману, де події відбуваються у двох паралельних реальностях: Токіо 1984-го і Токіо, за висловлюванням головної героїні Аомаме,…

Книга 3. Пути. Дороги. Встречи Георгий Сидоров

Представляем 3-ю книгу эпопеи «Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации» - «Пути. Дороги. Встречи». Цель книг - научить читателя самостоятельно мыслить и понимать, что хронологические процессы на планете Земля - управляемы. Автору удалось убедительно показать, что процессы на планете Земля управляются не только посредством религии, идеологии и экономических рычагов воздействия, но и более серьёзными силами, использующими методы из области психологии и Тайного знания. Автор показал влияние древней цивилизации на…

Новая книга о штрафбатах Юрий Рубцов

В последние годы штрафные части Красной Армии стали одним из главных козырей в шулерской колоде «либеральных» историков-ревизионистов, готовых на любую гнусность, лишь бы принизить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Все рекорды исторических «ляпов», нелепых домыслов и прямой лжи побил телесериал «Штрафбат», старательно протаскивающий мысль, что штрафники-де «выиграли войну» (хотя на самом деле численность штрафных частей не превышала 1,24 % от численности советских Вооруженных сил). Эта книга, основанная не на пропагандистских…

Очень полезная книга Федотова Юлия

Никому не дано предугадать, как сложится его жизнь. Вот, к примеру, Иван Васильевич Степной, студент-почвовед… разве знал он заранее, что однажды по собственной, прямо скажем, глупости угодит в совершенно чужой мир, да не один, а в компании двух нелюдей, непростые взаимоотношения которых можно определить как «хищник - жертва»? Что придется ему якшаться с ожившими удавленницами и сумасшедшими магами, сражаться с плотоядными чудовищами и благородными героями, избавлять от проклятий королевские замки, свататься к принцессам, разыскивать одни…

Зеленая книга Муаммар Аль-Каддафи

«Зёленая книга» – это оригинальный труд, отразивший в интересной форме думы и чаяния народов Востока, своеобразие и глубину их мудрости, специфику культуры и быта. Сформулированные и изложенные в книге идеи развития общества получили название «третьей мировой теории». Интерес к «Зёленой книге» обусловлен не только её содержанием, но в значительной мере личностью самого автора – Муаммара Каддафи, одного из наиболее выдающихся политических деятелей арабского мира.

Книга про еду Иоанна Хмелевская

Если человек талантлив, то во всём. Пани Хмелевская - не исключение. Мало того, что пишет отличные и очень смешные детективы, слывёт грозой всех европейских казино, так ещё и кулинарка она редкая. Ну мало ли на свете женщин, умеющих готовить, возразите вы. Всё верно, но если уж женщина священнодействует у плиты, то, как правило, совершенно серьёзно: брови нахмурены, взгляд сосредоточен, какие уж тут шутки. У Хмелевской всё наоборот - готовка для неё лишь повод вволю посмеяться, рассказать невероятную историю, припомнить уморительный случай из собственной…

Ольга Вовчук

Страх сопровождает нас всю жизнь. Он предупреждает об опасности, не даёт вляпаться в неприятности и это здорово. Плохо, когда страх не даёт вляпаться во что-то приятное - в работу на фрилансе, например.

Когда я думала об удалённой работе, в голове крутилось:

  • «Я ничего не умею, у меня нет опыта»;
  • «Я не найду работу»;
  • «Я не смогу заработать фрилансом на жизнь»;
  • «Я провалюсь»;
  • «Я боюсь разочароваться в себе и своей мечте».

Страх мешает действовать рационально. Чтобы с ним справиться, сделайте процесс, который вас пугает, максимально прозрачным и понятным. Разберёмся, что для этого нужно.

Определите реальные причины ухода на фриланс

Возьмите лист бумаги и расчертите его на четыре части. Поочерёдно выпишите все плюсы и минусы работы в офисе. Затем тоже самое проделайте с работой на фрилансе. Будьте честными перед собой и выписывайте на бумагу любые мелочи.

Ваш список должен быть больше. Пройдите по каждому пункту и оцените его вес. Решите, на сколько важна для вас корпоративная страховка или живое общение с людьми. Если готовы отказаться от этого без сожаления, переходите к следующему пункту. Это поможет реально оценить положение дел и понять, действительно ли вы готовы стать фрилансером.

Визуализируйте

Почаще представляйте свою работу на фрилансе. Кари Чаплин, автор книги «Хэндмейд: придумай и сделай бизнес своими руками», предлагает упражнение на визуализацию: «Представьте, что вы просыпаетесь дома в обычный рабочий день… У вас уже нет финансовых проблем… Вы выбираетесь из кровати, начинается обычное утро…»

Цель упражнения - прожить обычный рабочий день в своём воображении, представить всё до мелочей и потом вспомнить, что вы при этом чувствовали и ощущали.

Ещё одно полезное упражнение на визуализацию - карта желаний. Возьмите ватман и стопку старых журналов. Вырежьте картинки и фотографии, которые вызывают у вас приятные эмоции. Это прообразы ваших желаний и мечтаний. Расположите изображения в виде коллажа и приклейте их на ватман.

Повесьте её на самом видном месте в доме. Когда проходите мимо, представляйте будущую жизнь, в которой будет интересная удалённая работа с классными заказчиками, путешествия и море позитивных эмоций. Это поможет снизить чувство тревоги и перестать бояться перемен.

Проведите аудит

Проанализируйте свои расходы и сопоставьте их со своими желаниями и нуждами. Страх неизвестности не будет так сильно довлеть, если иметь чёткое представление о своём финансовом состоянии. Для этих целей выберете и загрузите на телефон приложение для планирования бюджета. Оно отследит основные траты и определит обязательную сумму ежемесячного заработка.

Ещё один инструмент предлагает Тимоти Феррис, автор книги «Как работать по четыре часа в неделю». Он называется «прямая мечтаний».

Фишка подхода в том, что планирование бюджета исходит не оттого, сколько денег потребуется на необходимые нужны, а оттого, сколько нужно зарабатывать, чтобы ни в чём себе не отказывать. Чтобы создать «прямую мечтаний», выберите четыре заветные мечты. Определите затраты на их исполнение и запланируйте соответствующий месячный доход.

Затем определите шаги для каждого из мечтаний и сделайте первый шаг немедленно. Феррис пишет, что если итоговая сумма внушает робость, не стоит пугаться. Когда вы откажетесь от категории «иметь» в пользу «делать», цифры начнут уменьшаться и уже не будут казаться недостижимыми.

Составьте план действий

Путь всегда легче, если в кармане есть карта, с которой можно свериться. Используйте для этого майндмэпы. В отличие от обычных списков дел, майндмэпинг позволяет создать наглядную детальную карту процесса и в десятки раз увеличить эффективность его выполнения.

Мой черновик ментальной карты

У ментальных карт есть клёвая особенность. Когда вы напишете один пункт, в голове автоматически родится следующая идея. Это делает план действий максимально полным и полезным и не даёт забыть о важных мелочах. Готовую карту можно видоизменять и дополнять на любом этапе работы.

Изучите статистику

Всегда спокойнее, если знаешь среднюю температуру по больнице. Исследование на базе биржи Fl.ru показало, что количество женщин-фрилансеров постоянно растёт. С 2010 года их доля увеличилась с 33% до 42%. Вырос процент фрилансеров, для которых удаленная работа - основной источник дохода, таких 34%.

Уровень дохода удалённых сотрудников стал выше. Если в 2010 году фрилансер в месяц зарабатывал до 30 тысяч рублей, то в последние годы - 38 тысяч рублей и больше. Опрос предпринимателей показал, что 42% владельцев бизнеса регулярно обращаются за услугами к удалённым сотрудникам.

Мы в этом каждый месяц убеждаемся в школе Helppy , где предложений от работодателей больше, чем потенциальных исполнителей. Если кто-то из выпускников курса не работает, в большинстве случаев потому, что не откликается на все вакансии.

Напоследок факт, который окончательно избавит вас от страхов и сомнений. Эйчар-компания TINYpulse провела исследование и выяснила, что сотрудники, которые работают удалённо, чувствуют себя счастливее и продуктивнее офисных работников.

Ничего не бойтесь!

«! Вы когда-нибудь составляли прямую мечтаний ? Лично я даже не слышала ничего подобного, пока не наткнулась на книгу О. Н. Азаровой «Тайм — менеджмент за 30 минут» . «Составлять прямую мечтаний очень увлекательно, хотя и непросто. Причем, чем труднее покажется Вам этот процесс, тем сильнее Вы в нем нуждаетесь», — пишет автор. Выполните следующие действия, чтобы разобраться в этой методике.

1. Прежде всего ответьте на вопросы: «А если бы были в сто раз умнее всех людей в мире? Чем бы Вы занялись, если бы наверняка знали, что возможность неудач в любом деле полностью исключена?»

Постройте 2 прямые мечтаний . Одну на 6, другую на 12 месяцев, потом составьте список из 5 вещей, о которых мечтаете. Список должен содержать то, что хотите иметь (в том числе и материальные блага), далее, кем хотели бы стать и чем заниматься. Обязательно в таком порядке.

Некоторым людям трудно сформулировать свои под перечисленные категории. Тогда подумайте о том, что Вам точно не хочется, и запишите противоположное. Не озадачивайтесь по поводу того, что не сможете достичь этого сразу. Пока это не имеет существенного значения. Предложенное упражнение направлено на .

Не обманывайте себя, не укоряйте, записывайте то, что укрепить ваше самоуважение. В этом нет ничего зазорного.

2. Многие жалуются на множество препятствий на пути к , но сами не могут четко сформулировать свою . Подумайте над такими вопросами:

  1. чем бы я стал заниматься, если бы на счете в банке у меня была достаточно большая сумма денег, намного больше, чем надо для обычного человека
  2. ради чего бы я проснулся утром пораньше с особым удовольствием?
  • то, что делать каждый день
  • место, где я мечтаю побывать
  • то, чем я планирую оставить память о себе
  • то, чему я всегда мечтал научиться делать

3. Вернитесь к теме «кем бы я хотел стать» и подумайте, что требуется для осуществления мечтаний .
Каждой из данной категории подчините мечту из списка «занятия». Тем самым Вы получите руководство к действию. Какие задачи надо выполнить, чтобы стать тем, кем хотите.

4. Выберите четыре , которые, на ваш взгляд, способны полностью изменить Вашу жизнь.
На первой прямой мечтаний (6 месяцев) отметьте любым значком самые важные мечтания. Затем повторите этот же процесс для прямой мечтаний в 12 месяцев.

5. Определитесь с затратами на осуществление этих .
(более подробно о подсчете читайте в названной книге). Может быть, что ожидаемая сумма затрат окажется меньше, чем Вы думали сначала. Она будет снижаться еще больше, если Вы научитесь отказываться от категории «иметь» в пользу списка «делать». Но даже если затраты на осуществление всех мечтаний вызывает у вас чувство робости, не пугайтесь. Шагайте дальше.

6. Для каждого из 4 определите три шага. Первый выполните немедленно.
Цель данного этапа: выбрать необходимые средства, высвободить время и придать ускорение этим действиям. Они должны быть простыми и конкретными — на сегодня, завтра и послезавтра.

Те действия, которые следует выполнить сейчас, сделайте немедленно. Обычно с ними можно управиться за 5 -10 минут, если же нет, сделайте хотя бы то, что тоже поможет сдвинуть дело с мертвой точки.

Завтра — это значит никогда. Каким бы маленьким не был первый шаг, сделайте его немедленно!

Альберт и Елена

Мечтать не вредно, гласит народная мудрость. Несмотря на ироничность этой поговорки, в ней очень точно выражено общее наше отношение к одному из самых светлых и дорогих каждому сердцу понятий – к мечте.

Пускай реальность будет самой что ни на есть беспросветной, пускай жизнь сложилась совсем не так, как хотелось, пускай весь мир идет на тебя войной, и уже потеряно все, что только можно было потерять – все это можно пережить, если у человека остается мечта. Она способна вытащить из самой унылой безнадеги, она поднимает нас над буднями и открывает новые горизонты, пронизанные светом надежды на лучшее. Это ее веками воспевали поэты всех народов, к ней стремились в своих благородных порывах самые чистые и бескорыстные сердца.

И вдруг, придя в Церковь, человек сталкивается с крайне негативным отношением к этому понятию, вплоть до прямого отождествления мечты с нечистой силой: «мечтания бесовские». Для многих это обстоятельство становится серьезной преградой на пути воцерковления и может даже совсем отвратить человека от дальнейшего изучения христианской веры.

Как и в большинстве случаев подобного рода, проблема здесь возникает из-за различного понимания и употребления одного и того же слова в просторечье и в церковном обиходе. Дело в том, что у слова «мечта» в русском языке существует множество смысловых оттенков, которые, в конечном счете, и определяют значение этого слова в каждом случае.

Например, когда к мечтательности склонен ребенок, это обычно воспринимается как положительное качество. Но вот словосочетание «великовозрастный мечтатель» – явно сомнительный комплимент. Одно и то же слово применительно к различным возрастным категориям приобретает прямо противоположный смысл. И в разговоре о причинах негативного отношения к понятию «мечта» в христианстве сначала нужно внимательно посмотреть: какие же вообще смыслы этого слова существуют в русском языке.

Прежде всего мечта это – заветная цель, сокровенное желание, исполнение которого должно (по мнению мечтателя) принести счастье. Диапазон таких мечтаний чрезвычайно широк: тут и общий для девушек всех времен и народов «принц на белом коне», и надежды на славу – «мечтаю стать кинозвездой», и карьерные упования – «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и еще много-много всяких вещей, о которых можно говорить довольно долго.

Для современного человека такая мечта по большей части является неким «воспоминанием о будущем», возможностью хотя бы мысленно вырваться за пределы сегодняшнего своего существования и посмотреть – как же оно там будет, потом? Правда, «потом» это целиком и полностью создано фантазией самого мечтателя, но тут уж деваться некуда: более совершенного способа проникнуть в свой завтрашний день человек пока еще не придумал.

С тем же успехом можно мечтать и о своем прошлом, заново проживая в мыслях те его эпизоды, которые нас почему-либо не устраивают. Ведь в мечтах запросто можно сказать совсем другие слова, совершить другие поступки, и вообще – оказаться куда более умным, смелым и благородным, чем это было на самом деле. Этот вариант мечтательности тоже довольно широко распространен, но в отличие от первого он связан, главным образом, с негативными переживаниями и является своеобразной попыткой «исправить» прошлое хотя бы в таких мысленных спектаклях, где ты являешься уже не просто исполнителем одной из ролей, но еще и режиссером-постановщиком, а также — драматургом.

Есть и другие значения, в наше время ставшие малоупотребительными. Например, использовал слово «мечта» для определения того, что сегодня принято называть – ассоциативным мышлением:

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Еще одно такое устаревшее значение можно увидеть у того же Пушкина в поэме Полтава:

…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может
(Какая страшная мечта!)
Моим отцом я проклята…

Здесь «мечта» употреблена уже в качестве предположения, гипотетической возможности. Сегодня вряд ли кому-то придет в голову изъяснятся подобным образом, хотя всего лишь два столетия назад подобное словоупотребление не вызывало у читателя вопросов.

А ведь церковно-славянский язык, на котором сформулированы все вероучительные истины христианства, возник гораздо раньше, чем язык Пушкинской поэзии. И поэтому многие слова, которые пришли в нашу речь из тех далеких времен, сегодня воспринимаются исключительно в их современном значении, даже если они и употреблены в церковной литературе. С «мечтой» произошла именно такая история.

Дело в том, что слово «мечтание» на церковно-славянском языке означает буквально – «призрак», некий образ, не имеющий ничего общего с реальностью. В принципе, к этой категории можно было бы отнести плоды тех самых мысленных путешествий в прошлое и будущее, закрыв тем самым все дальнейшие вопросы. Но это было бы слишком простым и поверхностным решением проблемы.

Внимательно рассмотрев современные смыслы слова «мечта», нетрудно сделать вывод: все они предполагают некое свойство человеческого сознания, причем свойство – творческое, способное создавать целые миры, никогда ранее не существовавшие. А одним из основных утверждений христианского учения о человеке, да и вообще обо всем сотворенном мире, является тезис преподобного Максима Исповедника: нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению. Следовательно, и все свойства человека сами по себе – хороши, поскольку вложены в него Богом ради неких вполне благих целей.

Мечтание осуждается Церковью именно как неправильный способ употребления естественной и изначально доброй способности души к абстрактному мышлению, к созерцательной деятельности ума. Иными словами, литературное творчество и виртуозное вранье какого-нибудь мошенника «на доверии» имеют в основе своей один и тот же источник – способность ума к моделированию житейских ситуаций. Но в первом случае эта способность употреблена для раскрытия перед человеком темных закоулков его души и призыва к покаянию, во втором – для банального выуживания денег из незадачливой жертвы.

И христианство, осуждая мечтание, призывает человека прежде всего к отказу от такого недолжного использования интеллектуальных способностей, к дисциплине ума и сердца, к наведению порядка в той сфере, которая не подвластна никому, кроме самого человека – в сфере его мысли.

писал:

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».

Вот здесь-то и кроется одна из опасностей мечтательного склада ума. Ведь мечты тоже являются результатом мыслительной деятельности человека.

Рожденные нашим воображением картины могут услаждать нас или пугать, огорчать или радовать. Но в любом случае мы способны управлять ими, придавать им ту или иную направленность, наслаждаться их созерцанием, или в негодовании отвергать их, как только они возникнут у нас в сознании. Этот процесс выбора отношения к мечтам происходит в нас постоянно, и наивно было бы полагать, будто столь важная часть нашей жизни не нуждается в определенной дисциплине и упорядочении.

Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мечтания, о которых стыдно рассказывать даже самому близкому человеку. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге – главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мечтами подготовили себя к реальным злодеяниям.

Человек может быть внешне вполне благопорядочным и законопослушным, но в душе носить ад самых чудовищных фантазий. В большинстве случаев они так и остаются лишь в мыслях таких «мечтателей». Но даже если их фантазии и не вырвались наружу в виде реального преступления, они все равно калечат человека, выжигая его изнутри.

Видный деятель Русского Зарубежья говорил об этом так:

«…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: «Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!» Или иначе: «Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?» Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ….Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Для борьбы с этой бедой православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за своим внутренним миром, разработали целую систему «опознания» таких разрушительных фантазий. Сначала в сознании появляется так называемый «прилог» - мысль о грехе, не имеющая визуального наполнения. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы собеседовать с ней. Это у отцов называется «сочетание». Потом человек уже услаждается греховным помыслом, представляет себе мысленно, как он мог бы совершить грех - это называется «сосложение». Следующий этап называется – «пленение», когда привычка получать наслаждение от греховных мечтаний настолько захватывает человека, что он не может противиться ей, даже если очень этого захочет. И лишь после этого человек в реальной жизни совершает нечто такое, о чем и сам потом может горько пожалеть.

Остановить это течение от мысли о грехе к самому греху можно на любом этапе, за исключением пленения. Лучше всего, конечно же, отбросить сам прилог, саму мысль о грехе сразу после ее появления. Но для этого необходимо постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и сопоставление с . Такое устроение души святые отцы называют «трезвением». А вот противоположное устроение, когда мысли человека парят бесконтрольно, в Церкви как раз и называют – мечтательностью.

И даже в тех случаях, когда человек просто валяется на диване и мечтает, скажем, о туристической поездке на Фиджи, все равно такое времяпровождение невозможно назвать полезным, не только с церковной, но и с любой другой разумной точки зрения. Мечтатель как бы откладывает жизнь «на потом», и совсем не дорожит своим настоящим. Проецируя в будущее все, что связано в его представлении со счастьем, такой «диванный» мечтатель рискует никогда не достичь этого счастья. Привычка жить в мире грядущих радостей и свершений постепенно отрывает его от реальности все больше и больше, и, в конце концов, может привести его душу к совершенно плачевному состоянию. Тогда, даже попав на вожделенные Фиджи, он все равно будет мечтать о чем-то еще, потому что уже разучился жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

Есть еще одна форма мечтания, от которой предостерегает Церковь. Это – мнительность. Диапазон ее проявлений весьма широк: от банальных подозрений супруга в несуществующих изменах, до серьезных психических расстройств. При канцерофобии (боязни злокачественных новообразований – прим. ред.) , например, человек годами мечется по клиникам и целителям, пытаясь излечить онкологическое заболевание, которого у него нет и никогда не было. И очень обижается на врачей, которые пытаются убедить его в том, что он здоров.

Последовательность рассуждений мнительного человека очень точно передает известный анекдот о семейной ссоре: «Рыбка ты моя! – Рыбка? Это значит – пиранья. А пиранья значит – зубы. А зубы – собака. Ой, мама, он меня сейчас сукой обозвал!»

Более подробно эту же схему можно наблюдать в советском фильме «Блондинка за углом», когда героиня Татьяны Догилевой в объятьях любимого мужчины внезапно начинает плакать и сквозь слезы объясняет свое поведение примерно так: «Вот поженимся мы с тобой, и родится у нас мальчик, и будет у него все, что душа пожелает, и «поступим» мы его учиться в лучший университет. И вот он поедет в деревню на картошку, и увидит там сарай с подвалом, начнет спускаться в подвал, а тут на него случайно упадет топор, лежащий на полке… И все — нет нашей кровиночки, нашего мальчика!» Несмотря на утрированную форму, здесь хорошо видно, что в основе «трагического» вывода героини лежит не что иное, как мечта. И дальнейшие ее рассуждения также относятся к сфере мечтаний, которыми она умудрилась довести себя до слез в один из самых счастливых моментов своей жизни.

Мечтательность-мнительность может превратить существование человека в кошмар и даже . А причина этому столь же проста, сколь и печальна: обладая способностью мысленно моделировать житейские ситуации, человек постепенно теряет ощущение границы между реальным миром и тем фантомом, который существует лишь в его сознании. И начинает руководствоваться в реальной своей жизни некими предпосылками и выводами из мира собственных фантазий. Результаты этого «руководства» могут быть комичными или трагическими, но об одном можно сказать с уверенностью: жизнь человеку такой «коктейль» из мечтаний и реальности отнюдь не облегчает.

Есть в русском языке такое слово – «возомнить». Означает оно как раз такое вот мечтательное представление человека о себе, о своем месте в мире, об отношениях с другими людьми. Так, Родион Раскольников после долгих мечтаний о том, как благородно он распорядится ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, вдобавок возомнил о себе, будто он имеет право распоряжаться еще и чужими жизнями.

Конечно, в жизни возомнившие люди далеко не всегда приходят к той черте, которую переступил герой знаменитого романа . Но можно изрядно себе навредить собственными мечтами-мнениями и не доходя до разбоя с двойным убийством. Например, возомнить, будто начальник недоволен твоей работой и хочет тебя уволить, довести себя этими мечтаниями до невроза, а потом, с удивлением увидеть приказ о твоем повышении, подписанный тем самым «злодеем-начальником».

Мнительность может быть, условно говоря, и «с положительным знаком». Ведь можно намечтать себе и вполне привлекательную картину жизненных обстоятельств, у которой окажется всего лишь один недостаток: она плохо соотносится с настоящей жизнью. Гениальный Пушкин всего в двух строчках сумел выразить подобный взгляд на мир через призму желаемого:

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Однако такая радость от самообмана очень быстро сменится разочарованием, жестокость которого будет прямо пропорциональна полученному удовольствию. И когда в молитвенных текстах встречается прошение к Богу «избави нас от мечтания бесовского», это вовсе не означает, будто христиане считают любую мечту – произведением нечистой силы. Вспомним: в церковно-славянском языке слово мечтание значит – призрак.

Бывает так, что аскет-подвижник возомнит о себе, будто достиг высочайших вершин святости, и тогда злые духи начинают являться ему в различных образах – ангелов, святых и даже Самого Христа. Но все это лишь – призраки, которые могут легко ввести в заблуждение человека, склонного к духовному самообману. Ведь всегда найдутся желающие обвести вокруг пальца простофилю, который и «…сам обманываться рад». И если такой подвижник поверит этим призракам, то может очень серьезно пострадать от своей доверчивости. Именно такого рода мечтания-призраки названы в христианской традиции – бесовскими. Но это совсем не значит, будто Церковь предает анафеме любую мечту вообще.

Любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже – от Бога, значит – их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.

Так, мечтою часто называют некую положительную жизненную программу на будущее – некий план собственного развития на много лет вперед с определенной целью. Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и, наконец, сам становится практикующим хирургом.

Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать, потому что она является мощным стимулом к деятельности, помогает человеку выстроить свою жизнь и определиться в выборе жизненного пути.

В конце концов, и многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. И в этом смысле словосочетание «мечтать не вредно» является совершенно справедливым.

Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты уходит в нее, прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека его настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. Тогда из путеводной звезды она становится призраком, мешающим определить правильное направление. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.

Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении.

Во что она превратится – в позитивное полагание высокой цели, или в пассивный уход от действительности? Соответствуют ли мечты человека той нравственной норме, которую он определил для себя в реальной жизни? Как не потерять ощущение границы между мечтой и реальностью? Вот вопросы, на которые христианство предлагает свои варианты ответов.

А уж принять их или отказаться – каждый из нас решает самостоятельно.

Александр Зель

Сидят такие у компьютера, смотрят. Молодой хихикает, тот, что в возрасте - солидно молчит, но по глазам вижу, что тоже хихикает. Но молча. Смотрят такооооой боян. По реакциям - молодой видел раньше, предложил старшему «заценить».

Так это же ненастоящий Макаревич.

Молодой явно обиделся, он такое шоу «принес», а тут - облом.

Всякое может быть, - многозначительно произносит старший и делает вид, что ему это все совершенно безразлично.

…Они мне напоминают героев советских фильмов из далеких 50-х. Помните, были такие «производственные романы», в которых действие разворачивалось на какой-нибудь стройке или на заводе. Главный герой - молодой, но еще не нагулявшийся парень. У него «рабочая косточка», но вот что-то или кто-то сбивает его с пути. И тут парень знакомится с правильной девушкой(комсомолкой, активисткой) и потихоньку перевоспитывается, отметая все то(или всех тех), что мешало ему строить наше светлое будущее. А рядом всегда есть такой пожилой усатый рабочий в круглых очках с железной оправой. Он, может быть, и беспартийный, но газеты читает и у него рабочая не то что косточка, а весь скелет. Он, может быть, в своих суждениях не Цицерон, но режет все правильно.

Эти, конечно, уже светлое будущее общее не строят, но строят вообще - строители. Одному за 30, другому - за 50. Молодой уже нагулялся, нашел свою правильную. Теперь «за ум взялся», как любит говорить старший.

Да, а старший начитан. Телевизору не верит, но смотрит. Газетам не верит, но читает. И вот еще интернет для себя открыл.

… Объясняю, что вроде бы как уже доказано, что ролик с выбрасыванием музыканта в мусорный бак - постановочный.

Жаль, - разочарованно говорит молодой.

Чего же?

Так ведь он же за фашистов, - не выдерживает своего многозначительного молчания и проговаривается старший.

Не верю я в эти гороскопы, но все-таки что-то скорпионье во мне есть, иначе, зачем бы я про это спросил?

А хотели бы так же кого-нибудь в бак макнуть?

На поскучневшем было лице младшего пионом расцветает улыбка.

Ну, не знаю, что бы это дало, - отвечает старший.

Ты бы его об этом лет 10 назад спросил, когда он пил, - скалится молодой.

Не пил, а выпивал. Раз в неделю. Мне сейчас нельзя, язва будет, - как бы оправдывается второй.

Угу, раз в неделю, но как ! Напьется, стукнет кулаком по столу и всех материт - от президента до ЖЭКа.

Да ведь ЖЭК еще что, а вот управляющие компании эти теперь. Вот кого в бак, - прорывается накипевшее. - Нет, ты представь, дом поделить не могут. Одни дураки к одним записались, другие - к другим. А ремонт кто будет им делать? И ведь по документам, я этим не плачу, они - моим, то есть, все должны. В доме - бардак. Конечно, у управляющих все в городе схвачено. А жалуйся, не жалуйся, там до самой Москвы каждый другого покрывает. Сволочи!

Во-от, - резюмирует младший. - А ты говоришь, в бак. Боюсь, одним баком тут не отделаемся. Гы-гы-гы.

Да я смотрю, это просто страна мечты какая-то ваша.

Украина, кто.

Да ты что, там же - фашисты.

Ну, а представьте, начальника управляющей компании - в бак. А потом - зеленкой сверху побрызгать.

И что это даст? - хмыкает старший.

А я бы попробовал, - мечтательно произносит молодой, но быстро спохватывается и зачем-то добавляет: - Для прикола.

Ну, вот смотри, - говорит второй, - сейчас с нас за квадрат на капремонт берут…

Начинается эта бесконечно длинная жалоба с управляющей компании, а заканчивается ценами на молоко. И что раньше молоко было настоящее, а сейчас из пальмового масла, и если это масло везут из-за границы, то оно и стоит дорого, а было бы молоко свое и настоящее, то никакие санкции бы ему нипочем.

Вот кого в бак надо, вот кого! - старший уже разошелся, и как десять лет назад, только без выпивки, костерит всех сверху донизу.

…Зачем я их разбередил, что меня дернуло?

В конце уже старший говорит:

Да бред это все с баками. Они сегодня побегают, душу оторвут, а завтра их скрутят и сидеть смирно посадят всех. Потому что хорошего помаленьку. А вот вместо вашего Макаревича в бак надо этого, с козлетоном, засадить. Вот кто ерунду какую-то поет вообще.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....