Профессор и доцент: это ученые звания или должности в вузе? Ученые степени и звания: кто есть кто.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 1994 года утверждено Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий.

В Россиисистема на данный момент смешанная: частично применяется новая система с выпуском бакалавров (4 года) и магистров (6 лет), частично старая с выпускомдипломированных специалистов(5 лет). Применяется унаследованная отСоветского Союзасистема германского образца, в которой существуют две степени:

    кандидат наук,

    доктор наук.

В настоящее время ученая степень как кандидата, так и доктора наук присуждается диссертационным советом. Однако, если для получения диплома кандидата наук достаточно положительного решения совета, то для получения диплома доктора наук необходимо также наличие положительного заключения экспертного совета соответствующего направленияВысшей аттестационной комиссиейприМинобрнауки России. Лица, которым ученые степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертациюи защитить её на заседании диссертационного совета, созданного привузе,НИИили другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским, ветеринарным и юридическим наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского, ветеринарного или юридического образования соответственно. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п.

До конца 2013 г. в Российской Федерации присваивались учёные звания доцента по кафедре и профессора по кафедре в высших учебных заведениях, доцента по специальности и профессора по специальности в научно-исследовательских учреждениях. Учёные звания доцента и профессора по специальности присваивались также лицам, занимающим должности научных сотрудников в высших учебных заведениях (то есть занимающимся в основном научной, а не научно-педагогической деятельностью). Учёное звание доцента присваивают, как правило, кандидатам наук, а учёное звание профессора - как правило, докторам наук.

С декабря 2013 года введены учёные звание профессора и доцента без указания «по кафедре» или «по специальности», ранее существовавшие звания к ним приравниваются. Одновременно с этим усложняется сама процедура получения учёных званий. Так, одним из обязательных условий для присвоения учёного звания профессора теперь является наличие на протяжении не менее чем трёх лет учёного звания доцента. Ранее учёное звание профессора могло присваиваться лицам, не имевших до этого учёного звания вообще.

Учёные звания как по кафедре, так и по специальности присваивались Министерством образования и науки России, исходя из заключения Высшей аттестационной комиссии. Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. До 2006 года в РФ (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Не следует путать учёные звания доцента и профессора (а также старшего научного сотрудника и другие, перечисленные ниже) с должностями в вузах и НИИ, имеющими аналогичные наименования. Как правило, учёное звание присваивается после определённого времени работы на соответствующей должности (при выполнении ряда других необходимых условий), однако звание присваивается пожизненно и сохраняется за его носителем и при смене должности, места работы, после ухода на пенсию. Например, преподаватель, имеющий учёное звание доцента, может занимать должность профессора, профессор по званию может работать деканом или старшим научным сотрудником и т. п.

Наличие учёного звания (как и учёной степени) даёт право на определённую законом надбавку к должностным окладам (ставкам) для служащих ряда силовых федеральных органов и для военнослужащих-контрактников (10 % за звание доцента, 25 % за звание профессора), для сотрудников прокуратуры (5 % и 10 %, соответственно).

В научной сфере и высших учебных заведениях существует квалификационная система, которая позволяет установить научную иерархию научно-педагогических кадров - ученые степени и звания. В нашей стране присуждение учёных степеней и званий доцента и профессора несколько отличается от других стран. Как правило, учёное звание «доцент» присваивают а «профессор» - докторам наук, хотя есть и исключения. В других странах ученые степени различаются весьма значимо по требованию к квалификации, названию, процедурам присуждения и утверждения.

Для того чтобы получить ученые степени, надо сначала написать и защитить диссертацию, а это довольно объемный научный труд, который может содержать от 150 до 500 страниц научного текста. Можно ли не писать диссертацию на много листов, но на вполне законных основаниях успешно защититься? Можно, хотя это будет не совсем просто. Диссертация на соискание степени доктора наук может быть выполнена в виде научного доклада, в котором должно быть представлено краткое изложение результатов исследований. Такой доклад должен быть подкреплен большим количеством ранее опубликованных научных работ, которые имеют серьёзное значение для науки. Кроме того, соискатель должен быть хорошо известен научной общественности своими исследованиями и открытиями в своей сфере деятельности.

Слово «ученый» как и множество других в нашем стареющем лексиконе, не успевающем трансформироваться и следовать за жизненными переменами в обществе, давно потеряло изначальный смысл. По логике «ученый» означает «обученный», «насыщенный знаниями». Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля ученый - это тот, «кого учили, выучили», а ученость есть «состояние, качество ученого человека, основательное знание наук, полное изучение их».

Ныне же, говоря «ученый», мы понимаем под этим человека, творящего науку, создающего, открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию. По большому счету смысл слова «ученый» становится более доходчивым, когда оно дополнено эпитетами «сложившийся», «известный», «выдающийся», «с мировым именем».

Такие эпитеты поневоле наводят испуг, окружают термин «ученый» ореолом недоступности для рядового смертного, учившегося «чему-нибудь и как-нибудь». Не следует отчаиваться и воспринимать, скажем, смысл словосочетания «известный ученый» буквально, как известный всей стране, а то и миру. Ведь можно обладать известностью в гораздо меньшем масштабе, например в пределах института, университета, а то и факультета. А можно и вообще руководствоваться распространенным поведенческим рецептом: «Главное - не быть, а казаться!» Казаться, называться ученым намного проще, чем быть им по существу. Этим повсеместно пользуются люди, которым носить мантию ученого в виде степени и звания гораздо важнее, чем быть истинным ученым.

С позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но не забывайте еще одну важную истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек». Тем более в обществе, занимающем не последнее место в мире по уровню формализма, бюрократизма. Итак, хотите считаться ученым - предъявите справку о том, что вы и есть ученый. Такими справками являются дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Так что вначале предстоит разобраться в этих самых степенях и званиях, наличие которых подтверждается документально уполномоченными на то органами научной власти.

Поведаем о системе ученых степеней и званий. Согласно утвержденному единому реестру ученых степеней и званий в России введены две ученые степени : первичная - кандидат наук и более высокая - доктор наук . Каждого кандидата наук можно считать, следуя меткому выражению В. Высоцкого, «кандидатом в доктора». Но в отличие от кандидатов в члены КПСС, которые через год сплошь становились членами, далеко не каждый кандидат наук проникает затем в доктора. Только, примерно, каждый десятый. Остальные так и остаются на всю жизнь кандидатами. И период кандидатского стажа составляет не год, а обычно от 5 до 25 лет. Кандидатов, как и вино, надо определенное время выдерживать, поэтому на тех из них, кто стремится получить ученую степень доктора наук, не побывав до этого несколько лет в кандидатах наук, смотрят косо решающие их научную судьбу престарелые доктора наук, ходившие в кандидатах много лет.

В принципе ученая степень присуждается на основании публичной защиты диссертации соискателям соответствующей степени. О том, что есть диссертация и что такое ее защита, сказано в последующем изложении.

Формально, согласно установленным правилам, ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом , т. е. специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей ученой степени. А вот ученая степень доктора наук присуждается только Высшей аттестационной комиссией (ВАК) на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук на диссертационном совете, уполномоченном принимать к защите докторские диссертации (докторском совете). Докторские советы обладают правами принимать к защите и докторские, и кандидатские диссертации. Но и в процессе получения ученой степени кандидата наук ВАК обойти не удается. Заветный кандидатский диплом можно получить только после контрольной проверки в ВАК аттестационного дела, представляемого туда на рассмотрение диссертационным советом после защиты.

Итак, ученая степень и диссертация связаны теснейшими узами. Чтобы обрести ученую степень кандидата или доктора наук, надо вначале подготовить и защитить диссертацию, а это как-никак объемный научный труд, содержащий от 100 до 350 страниц текста. Можно ли не писать многолистную диссертацию и все же на законных началах заполучить ученую степень? Оказывается можно, хотя и не совсем просто. Согласно положению о присуждении ученых степеней докторская диссертация может быть выполнена в виде научного доклада , представляющего краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок. В положении о такой возможности сказано следующим образом: «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук в виде научного доклада представляет собой краткое обобщенное изложение результатов проведенных исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов». Доклад должен быть подкреплен совокупностью ранее опубликованных соискателем в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Редко кто из соискателей идет по такому нетривиальному пути. Надо иметь много публикаций, быть известным еще до присуждения ученой степени и идти непроторенным, а значит, и более рискованным путем.

Получив некие первичные сведения об ученых степенях, перейдем к ученым званиям . В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие звания:

а) доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения;

б) профессор по специальности или по кафедре.

Система ученых званий более запутана, чем система ученых степеней. И не только потому, что различают звания по специальности и по кафедре, но еще и потому, что степени как бы только научные, а звания - они и научные и педагогические, преподавательские. Ученые степени присуждает по сути только ВАК, а всяческие научные звания - и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук. Не ставя своей целью систематизировать склонные к тому же изменяться сведения об ученых званиях, мы касаемся их лишь в стремлении разграничить понятия «ученая степень» и «ученое звание», предотвратить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении.

Говоря об ученых званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от ученого звания , которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата. Но можно обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат и работать в должности управдома, а то и вообще не работать. Об этом приходится писать не только из чувства сожаления к профессорам со званием, работающим, увы, не профессорами, а в должности чуть пониже. Дело еще и в том, что работающим в должности профессора, но не имеющим такого ученого звания, свойственно именовать себя профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны - полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Надо знать, что наряду с подкрепляемыми аттестатами званиями «доцент», «профессор» существуют чисто должностные звания, не связанные непосредственным образом с присвоением ученого звания. В то же время, чтобы занимать в научно-исследовательском или учебном учреждении должность научного сотрудника (младшего, просто научного, старшего, ведущего, главного), желательно, а иногда и обязательно обладать учеными степенями и званиями. Ученые звания устанавливаются для научных и научно-педагогических кадров по критериям государственной системы аттестации.

Ученое звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность и работникам высших учебных заведений за научно-педагогическую деятельность.

Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

Лицам, которым присвоены ученые звания, выдаются соответствующие аттестаты , которые, по аналогии с дипломом кандидата или доктора наук представляют официальные «справки» о причастности к миру ученых.

Возникает правомерный вопрос: «Зачем и кому нужны эти хитрые двойные признаки, двойное измерение учености: по степеням и званиям?» Самый естественный ответ звучит, на наш взгляд, так: «Все существующее в мире разумно. Значит, так надо. Что же касается хитростей, то в науке без хитростей нельзя. Без знаний иногда можно, а без хитростей никак нельзя».

Так что лучше не тратить попусту мыслительную энергию, а окончательно разобраться в том, чем отличаются ученые степени от ученых званий. Ибо в целом, как ясно из предыдущего изложения, система ученых степеней и званий настолько запутана, что, попытавшись разобраться во всех деталях, запутываешься еще более.

1. Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности. Порядок и процедура «присуждения» и «присвоения» различаются. Желающий получить ученую степень соискателя доказывает наличие у него оснований к тому на «суде» в виде диссертационного совета, принимающего первичное решение о присуждении искомой степени на основании защиты диссертации. Ученое звание присваивается уполномоченными на то органами на основании ходатайства, свидетельствующего, что претендентом на ученое звание выполнены необходимые для этого условия.

Крайне желательно, сказал бы, даже обязательно не смешивать слово «присуждаются» , относимое только к ученым степеням, со словом «присваиваются» , относимым только к ученым званиям. Это часто встречающаяся ошибка, присущая, увы, даже тем, кто уже стал ученым. Подобная ошибка свидетельствует либо о лингвистической неаккуратности, либо о низкой научной культуре. В обыденной жизни точно так же смешивают слова «представить» и «предоставить», имеющие, разный смысл. Кстати, если в отношении научного работника возбуждено ходатайство о присвоении ему ученого звания, то принято говорить, что он представлен к ученому званию. А вот к ученой степени не представляют, ее, как ясно из предыдущего изложения, присуждают уполномоченные диссертационные советы либо специальные комиссии по результатам защиты диссертаций.

2. О наличии ученой степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии ученого звания - аттестат доцента, профессора. Так что справки называются по-разному.

3. Обычно присвоению ученого звания старшего доцента предшествует присуждение ученой степени кандидата наук, а присвоению звания профессора - присуждение ученой степени доктора наук, т. е. надо вначале получать степени, а затем адекватные им звания, в связи с чем чаще всего степень приобрести сложнее, чем звание, которое при наличии степени через несколько лет получить относительно несложно.

Отсюда ясно, что для получения звания желательно иметь степень. Желательно, но не обязательно. Имеется возможность получить звание без степени, для этого надо быть, как говорит положение об ученых званиях, высококвалифицированным специалистом и занимать в течение некоторого времени соответствующую научную должность. В современном научном неофициальном лексиконе научного работника, педагога, которому присвоено звание профессора при отсутствии у него ученой степени доктора наук, принято называть «холодным» профессором. Такой профессор не лишен возможности защитить диссертацию и превратиться в «горячего».

Еще раз подчеркнем, что, говоря об ученых званиях , следует отличать их от должности . Можно занимать должность доцента, профессора, не имея соответствующего ученого звания. Разница между имеющим звание и занимающим должность примерно такова, как между постоянным владельцем автомобиля и водителем, не являющимся владельцем. Звание дается навсегда, пожизненно, а должность - на определенный период. Правда, частенько встречаются случаи, когда у тебя есть, а должность занята лицом без звания, хоть ты по званию доцент, а вынужден работать ассистентом. Наука - это хитрая штука, в ней многое возможно. Звание - одна из таких возможностей.

Диапазон научных должностей шире диапазона ученых званий. Так, на два ученых звания приходится целый набор должностей. В высших учебных заведениях это ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор. В научных организациях - младший (мне), просто научный, старший (сне), ведущий, главный научный сотрудник (последних в шутку называют гнусами). К тому же есть и высокие должности заведующих кафедрами, отделами, лабораториями, секторами и еще более высокие - ректоры, проректоры, директора. В общем чего-чего, а научных должностей у нас хватает. Любой, обладающий такой должностью, вправе считаться ученым.

Следует упомянуть об ученых, точнее, научных званиях, начинающихся словами «заслуженный», «почетный», но они предназначены не для начинающих ученых, а для заканчивающих свой научный путь. Заслуженным деятелям науки и почетным докторам диссертации обычно ни к чему, они их либо имеют, либо не больно в них нуждаются.

Никак нельзя пройти мимо званий члена-корреспондента и действительного члена (академика) Академии наук . На первый взгляд кажется, что это тоже не для молодых, хотя Андрей Дмитриевич Сахаров стал членом-корреспондентом Академии наук СССР в 28 лет, а академиком - в 32 года. И вообще, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, как и аспирант, не мечтающий стать академиком. Шансы примерно равны, но в перспективе у аспирантов они выше, ибо число академических вакансий в последние годы стало резко увеличиваться в связи с ростом числа самих академий.

Опять-таки, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимы дополнительные разъяснения. Ныне научные академии в России образуют целую пирамиду, в вершине которой находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук, в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых науки. Даже великому преобразователю Н.С. Хрущеву не удалось заменить Академию наук совокупностью отраслевых академий. Говорят, что тогдашний президент Академии наук А.Н. Несмеянов сказал Хрущеву: «Никита Ceргeeвич, Академию создал сам Петр Великий и не вам ее закрывать». А Л.И. Брежнев и иже с ним не смогли добиться исключения из Академии наук вольнодумца А.Д. Сахарова.

Величие Российской Академии наук (РАН) определяется тем, что в ее состав входят самые выдающиеся ученые, генералы и даже маршалы от науки. Но какую-то роль играет и факт получения пожизненной ренты в виде «стипендий». До рыночных реформ академикам кроме доходов по труду платили 500 руб. в месяц, а членам-корреспондентам - 300 руб., что примерно вдвое превышало средний уровень заработной платы в Советском Союзе. В условиях квазирыночной российской экономики академические «стипендии» вначале резко «похудели», но, начиная с 2002 г., вновь существенно увеличились и достигли двух - трехкратного уровня средней месячной заработной платы рядового российского работника. Не ахти какой уровень с учетом инфляции, но поток стремящихся стать членами-корреспондентами и действительными членами РАН не иссякает. Ведь есть и кое-какие другие стимулы кроме денежной подкормки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук, Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, а в РАЕН деньги вправе платить только сама Академия.

Ну, а на третьем уровне в так называемый переходный период от административно-распорядительной к рыночной экономике в России возникло столько негосударственных, общественных академий, академиков и членов-корреспондентов, что числа им несть. Сам стал академиком сразу двух академий. Но в этих академиях денежку государственную не платят и даже, наоборот, чтобы стать их участником надо вносить вступительный взнос как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента Академии или действительного члена.

Так что если хочешь разобраться в действительном величии звания академика, то надо прежде всего выяснить, в какой Академии он состоит. Об этом вновь испеченные академики многочисленных рукотворных академий говорят неохотно, называя себя с пафосом академиками, членами-корреспондентами без указания, какая академия имеется в виду.

Попадание в самый верхний слой элиты требует особого искусства и везения. Хотя формально в члены-корреспонденты и академики избирают, но, чтобы стать ими, надо быть избранным в другом смысле слова. У членкоров и академиков своя масонская ложа, свои законы продвижения, которые, пожалуй, одним им только и ведомы. Ни диссертации, ни научные труды не играют здесь решающей роли, хотя ученая степень нужна. Гораздо важнее попасть «в струю» и получить поддержку от членов ложи. Чем выше уровень Академии, тем, естественно, сложнее в нее попасть.

Нет сомнений в том, что ожесточенная конкуренция (десять и более докторов наук претендуют на одно место члена-корреспондента РАН), стремление получить научную квартирку на самом высоком этаже, поближе к солнышку, обусловлены каким-то сверхмощным побудителем. Длинные языки злословят по поводу пожизненной ренты, получаемой из государственного кармана при наличии академического звания в дополнение к другим доходам. И еще о возможности получить затем новую должность. Рвущиеся к вершине утверждают, что делают это из чистой любви к науке, чтобы их несомненные научные заслуги получили общественное признание, а сами они - экономическую независимость, свободу научного творчества.

И еще об одной любопытной детали. В России появилось множество негосударственных учебных академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и диссертационные советы. Самые «храбрые» из них иногда отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии, присуждая ученые степени не то что кандидата, а даже доктора наук без участия ВАК, как это принято за рубежом в совершенно иных условиях. После защиты таким быстро «испеченным» ученым тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Остается лишь еще сказать дипломированным таким образом кандидатам и докторам наук: «Гуляй, Вася, по научной стезе, ну и получить, естественно, вознаграждение за услуги».

Таково одно из последствий поспешной либерализации российской науки и образования. Хотелось бы все же напомнить «умельцам», что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Ознакомившись с российской системой ученых степеней и званий, любопытный читатель вправе поинтересоваться, а как там у них, «за бугром», т. е. за рубежом, в этом отношении. Сами понимаете, что у них не может быть такой строгой и стройной системы, как у нас. Там ведь кто чего хочет, то и делает. И правительство в это дело не вмешивается, и Высшей государственной аттестационной комиссии нет, и положений, и инструкций поменьше нашенских. Правда, и самодисциплина там, как правило, выше и самоответственность тоже. Университеты, обладая возможностью самостоятельно присуждать «собственные» ученые степени, не разбрасывают их направо и налево, не превращают в предмет купли-продажи, кумовства. По крайней мере делают это редко, в порядке исключения.

В итоге, со степенями и званиями там слишком просто, не то, что у нас. Сплошной примитивизм, скучно даже. Ни кандидатов, ни доцентов. Правда, доктора и профессора есть. Но их доктор - это что-то вроде отечественного кандидата. Поэтому кандидаты наши, вырвавшись за рубеж или вступая в контакты с иностранными учеными на родной земле, тут же называют себя докторами. Хотя у них там начинающих ученых кличут бакалаврами и магистрами, последние даже должны готовить диссертацию.

Наши попытки воспроизвести подготовку бакалавров и магистров в России пока не увенчались шумным успехом.

Полного набора наших научных званий у них опять же таки нет. Зато профессора бывают разных рангов: младшие, просто профессора и старшие или полные (не по комплекции, понятно, а по полноте знания и признания заслуг).

Зачем людям нужны ученые степени и звания

Проблема цели жизни, человеческих устремлений и потребностей, их распределения по степени значимости, важности занимала и будет вечно занимать умы людей. Столь же очевидно, что, несмотря на все усилия философов и социологов, эту проблему никому и никогда не удастся решить до конца. Соответственно, не приходится искать исчерпывающий ответ на вопрос: «Зачем и почему люди стремятся приобрести ученые степени и звания, затрачивая на это массу времени, усилий и средств?» В конце концов, раз человек что-то ищет, значит, это ему нужно. Потребность есть то, в чем нуждаются люди, и надлежит больше думать не о природе такой потребности, а о том, как ее удовлетворить более полным образом при меньших, ограниченных затратах. Но все же понять смысл желаний страждущих приобрести ученую степень нужно и можно, даже необходимо, ибо от желаний зависит мера усердия, с которой соискатель добивается своей цели.

Согласно представлениям американского социолога и психолога Абрахама Маслоу иерархически выстроенные человеческие потребности образуют своеобразную «пирамиду», состоящую из пяти ступеней, уровней. Расположенные по рангу потребности образуют следующую структуру.

1. Потребность в самореализации, самоутверждении.
2. Потребность в уважении со стороны других и в самоуважении.
3. Потребность в общении, дружбе, любви.
4. Потребность в безопасности и помощи.
5. Физиологические потребности.

Рассмотрим, как связано удовлетворение перечисленных потребностей с наличием у человека ученой степени и ученого звания. Удовлетворять свои физиологические потребности ученый может полнее, если после успешной защиты диссертации, присуждения ученой степени или присвоения ему ученого звания увеличатся доходы и доступ к материальным благам.

Безопасность ученого несколько выше, чем рядового гражданина; вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты, преступные группировки. Молодым аспирантам-мужчинам дают отсрочку от призыва в армию, так как они проходят учебу. Кандидатов наук вообще не призывают в армию силком. Более или менее именитых ученых прикрепляют к специальным поликлиникам, об их здоровье государство заботится немножечко больше в сравнении с неостепенными, хотя в квазирыночной России эта возможность поблекла.

Вхождение в клуб ученых, несомненно, развивает общение и дружбу; между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные кланы, встречаются на конференциях, семинарах, мероприятиях, проводимых домами ученых, всяческими научными обществами и фондами. Ученые часто выезжают за границу и общаются с зарубежными коллегами. С удовлетворением потребностей в любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, любовь аспиранток к своим научным руководителям - рядовое событие.

Уважение к ученым со стороны окружающих, как уже упоминалось, проистекает из исторических российских традиций и хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих делать деньги, но в известной мере все еще наблюдается. А вот потребность в самоуважении после получения ученых степеней и званий заведомо удовлетворяется в высокой степени. Сам не замечаешь, как начинаешь себя по-настоящему уважать, с достоинством относиться к себе.

Ну и, конечно же, написание и защита диссертации, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий есть одна из высших форм самореализации, самовыражения. В этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели.

Ученые живут относительно долго, во всяком случае подольше, чем люди, занятые многими другими видами целесообразной деятельности. По экспертным оценкам, степень кандидата и звание доцента продлевают жизнь на два-три года в сравнении с неостепенными, доктора и профессора живут подольше примерно на пять-семь лет, члены-корреспонденты и академики - на восемь-десять. Отсутствие детальной и достоверной статистики не позволяет подтвердить высказанную гипотезу более надежными цифрами. И детишек своих ученые легче пристраивают, чем успешно продляют жизнь в своих детях. Это следует учитывать, стремясь к первой форме счастья - увеличению продолжительности жизни, продлению ее в своем потомстве и обеспечению хорошей жизни своему потомству.

В отношении счастья обогащения ученые - тоже не последние люди. Конечно, по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться с удачливыми предпринимателями, олигархами, высшей номенклатурой. Даже академик вряд ли выиграет соревнование. Но с рабочим, служащим, инженером, врачом, учителем кандидат наук потягаться может. И по доходам, и по денежным накоплениям, и по имуществу. Машину и садовый участок, иногда даже скромную дачу ученая степень способна обеспечить. Не сразу, конечно.

В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и приработка. Увы, время, когда кандидат, доцент получал гарантированную прибавку к зарплате в размере от 50 до 200 руб. в месяц, доктор наук - от 100 до 400 руб. (а рубль был по ценности близок к доллару), ушло в прошлое. Впрочем, понемножечку, оно вроде бы возвращается. Многое зависит от умения использовать степени и звания как орудие добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень - продвижение по службе в должности - завоевание положения, позволяющего получать доходы - получение самих доходов».

Не приходится скрывать, что спрос на научно-интеллектуальный продукт, наблюдавшийся в бывшей стране Советов, значительно упал; зачастую научный, духовный продукт остается невостребованным системой и обществом. В то же время отдельные виды научного, образовательного, информационного продукта высоко ценятся на современном российском рынке товаров и услуг. Есть возможность сбывать их за рубежом по доступной цене.

Не будем делать поспешные, скоропалительные, односторонние выводы о провале идеи материального, денежного счастья на научной почве. Ведь платят все-таки. Свободное время, которого у ученого намного больше, чем у других работников, тоже ведь стоит денег, его вполне можно использовать на дополнительную коммерческую деятельность. И в конце концов, если вы решаетесь выращивать и продавать цветы, торговать импортными сигаретами, а может быть, даже нефтью, газом или металлами, то ученая степень и звание никак не помешают, а кое в чем еще и помогут. Ученые степени и порождаемый ими научный имидж - прекрасное, исключительно полезное дополнение к искусству коммерции, а то и подкрепление.

Пусть даже наука - не лучший, не самый эффективный способ материального обогащения, но это надежный путь к духовному богатству. Следует признать, что наука, как и искусство, предоставляет в этой части неисчерпаемые возможности. Познание сокровенных тайн мироздания и само приобщение к миру людей, творящих науку, возводящих величественное, никогда не завершаемое Здание Знаний, дарит необыкновенные, ни с чем не сравнимые ощущения, особые чувства. Личная сопричастность к пополнению сокровищницы Вечной Науки возвеличивает человека, служит мощным источником самоутверждения, достижения известности, приближения к славе. Недаром же сто членов Парижской Академии естественных наук считаются бессмертными.

В народе ученых, по аналогии с писателями, художниками, артистами, многие считают благородными, интеллигентными, интеллектуально одаренными или даже самыми умными людьми. Вспоминается, с каким глубоким почитанием относилась к ученым моя мама. В глухом украинском селе, где прошло мое детство, об ученых степенях и званиях, конечно, представления не имели, слыхом не слыхивали. Слово «ученый» ассоциировалось с понятием «образованный». Мать, каким-то чудом закончившая гимназию в Одессе, считалась чуть ли ни самой ученой на деревне. Отец же, с трудом закончивший два класса приходской школы, в пику матери любил поговаривать: «Если все станут грамотными, кто будет свиней пасти?»

Попробуем теперь разобраться в движущих силах, побуждающих к написанию и защите диссертаций россиян, живущих в условиях затянувшегося переходного периода от советской социалистической к рыночной капиталистической экономике. О том, что такие побудители есть, свидетельствует жизнь. После явной рецессии конца 90-х годов XX в. в России самого начала XI в. наблюдается подъем интереса к защите диссертаций и приобретению ученых званий. Чем он обусловлен и на кого распространил свое действие?

Увеличивается количество молодых прагматиков, не считающих науку лучшей, выгодной сферой деятельности в условиях современной жизни, но понимающих, что запас научных знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но вполне может сгодиться. Занимаясь предпринимательством, участвуя в более или менее выгодном деле или планируя такое участие, стремясь утвердиться в составе среднего класса, подобные юноши и девушки понимают в то же время, что поступить в заочную аспирантуру, стать соискателем, защитить диссертацию полезно для укрепления своего статуса, положения в обществе, в жизни. Они не ждут от ученой степени сиюминутных выгод, преимуществ, но верят, что со временем все это придет. Что ж, этой когорте соискателей ученой степени не откажешь в дальновидности.

Еще одна категория лиц, стремящихся обрести ученую степень, - часть «новых русских», обретших приличное денежное состояние и положение, удостоившихся чести стать достойными членами среднего класса россиян и в то же время ищущих пути и способы подкрепления своего положения во имя надежного будущего. Эти энергичные люди ищут дополнительные зоны приложения своих усилий и вложения имеющихся у них средств. Одной из таких сфер оказывается наука, точнее, получение ученой степени. Простой расчет или чисто интуитивные представления убеждают таких претендентов на ученую степень, что вложения в научное дело, представляющие не столь уж значительную часть имеющихся у них ресурсного потенциала, сил, энергии, времени, денег, заведомо окупятся. А если даже и не окупятся в денежном измерении, то потери не столь уж существенны, вполне терпимы. Даже сам факт долговременного, а то и пожизненного приобщения к науке посредством обретения ученой степени служит для таких людей достойным вознаграждением, окупает затраченные ресурсы.

Следующая группа россиян, страждущих приобщиться к ученой степени кандидата и доктора наук, а затем по возможности стать и профессором, - именитые и состоятельные граждане среднего возраста, всплывшие на волне рыночных реформ и занявшие весьма приличное, иногда даже совсем высокое положение в обществе. Это активные, динамичные, толковые, разбирающиеся в своем деле люди, имеющие, правда, к науке весьма косвенное отношение, находящиеся с ней, как любят говорить политэкономы, в опосредованной связи. Будучи здравомыслящими представителями своего класса, они понимают, что под луной ничто не вечно, солнце имеет обычай заходить за тучи, в любой момент теплое место может стать горячим и придется его покинуть. Вот тогда-то ученая степень да еще вкупе со званием может оказаться весьма кстати, а приличная должность на кафедре университета или в солидном научно-исследовательском институте - не позорной, а даже достойной для карьеры на закате лет и сил.

Главная трудность для этих уважаемых людей - сочинить и защитить диссертацию. Научных трудов у них бывает маловато, а то и совсем нет, исключая разве статьи в газетах, каковые научными работами не считаются. Диссертацию писать некогда, да и не очень хочется, к тому же даже самые говорливые из них - литераторы не ахти какие. Приходится прибегать к услугам консультантов, специалистов. В условиях российской полурыночной экономики, когда даже в газетах несложно отыскать рекламу «Диссертация под ключ», проблема решается несложно - были бы, как говорится, деньги. К тому же так как заказчики чаще всего люди, неплохо знающие дело, то к написанной другой рукой диссертации они легко приобщаются, более или менее свободно ее защищают после некоторой подготовки и интенсивного натаскивания. А уж далее ВАК их трудно отловить, хотя в последние годы предпринимаются попытки поставить рогатки и заслоны на пути этих мужественных рвущихся в науку людей. Их аттестационные дела, авторефераты, а то и диссертационные работы экспертные советы ВАК контролируют с особой тщательностью. Самих «мучеников» часто вызывают «на ковер» в ВАК, где они должны предстать один на один с квалифицированными экспертами и доказать личное участие, новизну своих исследований, обоснованность и приложимость результатов своей работы.

И наконец, еще об одной категории соискателей, заслуживающих самого глубокого уважения, выстрадавших свою диссертацию годами упорного ожидания своего часа и кропотливого труда. Речь идет о тех преподавателях институтов и университетов, работниках научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, которые, не обладая могучим талантом и пробивной силой, капля за каплей откладывают крупицы собственных наработок или найденных в научной литературе идей и годами, а то и десятилетиями строят свой скромный диссертационный домик. Большинство из таких соискателей удовлетворяются кандидатской степенью, но встречаются и более неугомонные, которые к 50 годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60 даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками.

Нам понадобилось прибегнуть к краткому анализу и классификации разных категорий соискателей не только, чтобы убедить вас, что не иссяк порох в пороховницах охотников за учеными степенями и званиями. Дело еще и в том, что, определив свою собственную классификационную группу, соискатель намного облегчит решение задачи о выборе рационального (в пределе даже оптимального) способа достижения поставленной цели. А в нашем многополярном и мультивариантном мире осуществление обоснованного, правильного выбора способа действий - это уже полдела, а то и больше. Если даже ваш выбор связан с необходимостью опереться на других - в том нет ничего зазорного. Даже великий Ньютон писал, что он смог достичь успехов в науке, только опираясь на достижения своих предшественников, имея в виду, например, Галилея. А уж нам, простым грешным, тем более без содействия никак не обойтись.

Если вы решили работать преподавателем, то вам необходимо ориентироваться в должностях на кафедрах вузов: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, знать, в чем состоит между ними разница, и, каким требованиям должен отвечать кандидат на каждую должность, чтобы представлять, к чему нужно быть готовым.

Если вы уже имеете опыт научно-педагогической деятельности, возможно, защитили кандидатскую диссертацию, но сомневаетесь в верности понимания, что есть должность, ученая степень, ученое звание, разъяснения в этой статье вы также найдете.

Если вы просто проявляете праздную любопытность, кто выше: профессор или доктор наук? Тоже ищите ответ в статье.

Как устроиться на работу преподавателем в вуз?


+ Улучшить диплом

Если вы хотите в последующем работать преподавателем, а до окончания профильного вуза еще есть достаточно времени, то не теряйте его зря и поработайте над своими оценками. Это звучит банально, но на практике оказывается правдой: работодатели действительно смотрят на оценки в дипломе, и чем выше они, тем больше возможностей трудоустройства для вас открывается, а троечники оказываются никому не нужны.

Если диплом уже получен, и ничего уже изменить нельзя, то, к сожалению, мне не известны факты того, чтобы в вузе работали преподаватели с тройками по профильным дисциплинам (Вы знаете такие случаи? Поделитесь ими в комментариях!).

+ Составить резюме, снабдив его фотографией

Готовое резюме обязательно должно быть с фотографией, так работодателю будет легче объединить и запомнить как одно целое: вас, ваше резюме и собеседование с вами. Представьте, у него / нее в столе может лежать куча бумажек, достав какое-то резюме, ему / ей будет сложно вспомнить человека, собеседование с ним, и произведенное на него / нее впечатление, при наличии фотографии - вопрос снимается.

+ Лично связаться с завкафедрой

Если вы уверены в своем желании найти работу преподавателем и имеете готовое резюме, следующим шагом будет поиск контактов завкафедрой вуза, где вы хотели бы работать, потому что именно она / он, а не какое-то другое должностное лицо вуза, осведомлена, есть ли у нее / его свободные ставки, либо, когда они освободятся. Зная фамилию, имя, отчество, рабочий телефон завкафедрой, нужно связаться с ней / ним, и, в случае вакансии, вас пригласят на собеседование.

При этом разговор с завкафедрой по телефону повышает шансы назначения собеседования по сравнению с отправкой резюме по мейлу.

Подумайте, зачем вам трястись пару недель в ожидании возможного отклика работодателя на ваше резюме, а работодателю совершать лишние телодвижения в виде поиска встречи с вами? Вам лучше сразу получить ответ: «да, у нас есть вакансии, приходите на собеседование», либо: «нет, и не предвидятся», и двигаться дальше, искать другие варианты решения проблемы, как устроиться преподавателем в вуз. Работодателю же, в его позиции, обычно не приходится «бегать» за кадрами, в вузе, как правило, немного вакансий, и именно кандидату, желающему устроиться на работу, пристало проявлять бО льшую инициативу.

+ Выбрать удачное время

Успешно устроиться на работу преподавателем вуза поможет удачно выбранное время поиска работы.

Обычно нагрузка между преподавателями распределяется на УЧЕБНЫЙ год, а он стартует 1 сентября. Начинают предварительно распределять нагрузку весной.

Как известно, учебный год разделен на 2 семестра, и преподаватели чаще всего увольняются, читай: освобождаются места, в начале семестра.

Из вышесказанного вытекает, что примерно в мае, июне завкафедрой будет примерно знать нужны ли ему / ей будут новые преподаватели на следующий учебный год. => лучше связаться с завкафедрой в мае, июне.

Но в любом деле частно оказывается не так, как планируется, так и здесь: какой-то преподаватель нашел другую работу и решил уволиться, делает он это обычно с начала 1 семестра, реже - с начала 2 семестра. => мониторить вакансии можно в конце августа, начале сентября, конце декабря, январе.

Бывает, что и в середине года кто-то куда-то уходит, тогда завкафедрой приходится понервничать, чтобы хоть кого-то найти, а в разгар учебного года это очень сложно, все устроены и работают на своих местах. Вот здесь-то он / она открывает папочку с накопленными резюме кандидатов, и ваша фотография в резюме может сослужить вам хорошую службу: он / она одного смутно припомнит, другого еле-еле, а вас вспомнит и пригласит на собеседование!

Как проходит конкурс на замещение вакантной должности преподавателя вуза?

Я отвечу. По первому пункту: информацию о действительно свободных местах на кафедрах университетов не подают ни на биржы труда, ни публикуют в интернете; по второму пункту: размещение объявлений о конкурсе на замещение вакантных должностей в университете - это формальность, выполнение требований процедуры проведения конкурса, а на каждый пост уже есть реальное лицо, которое сейчас претендует, а чуть ранее занимало эту должность, у него просто истек срок трудового договора.

Дело в том, что это происходит согласно принятой в университетах практики, ввиду следования Положению о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденному Министерством образования и науки РФ (крайнее - в 2015 году):

" 1. Настоящее Положение <…> определяет порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, и заключения с ними трудовых договоров на неопределенный срок или на определенный срок не более пяти лет .
3. Заключению трудового договора на замещение должности педагогического работника в организации, а также переводу на такую должность предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующие должности (далее - конкурс)."

// garant.ru

Практика показывает, что с преподавателем заключается трудовой договор на срок до 5 лет (это может быть, как 1 год, так и 3 года, либо другая цифра до 5), случаи утверждения бессрочных договоров мне неизвестны, это происходит, возможно, с именитыми профессорами (если вам известны обстоятельства, примеры, когда заключают с преподавателями бессрочные договора, расскажите в комментариях).

Так вот, чтобы занять определенную должность на кафедре, нужно пройти по конкурсу, а значит подтвердить свое соответствие этой должности. Конкурсы позволяют держать преподавателей в тонусе, заставляют их развиваться, так как подходящий кандидат - это обычно преподаватель, отвечающий следующим требованиям: прошедший повышение квалификации, опубликовавший научные статьи, выпустивший учебно-методические пособия, имеющий стаж работы, и другое.

Среди этапов проведения конкурса можно выделить следующие: заполнение соискателем пакета документов, отчет кандидата перед членами кафедры, на которой он претендует продолжать работать, утверждение кандидата на заседании конкурсной комиссии института / университета, утверждение кандидатуры ученым советом института / университета - это вкратце.

Должности в университете по возрастанию

Самая низкая должность преподавателя вуза - ассистент . Он, точно так же как другие преподаватели, ведет практические или семинарские занятия, но не может быть допущен к чтению лекций. Зарплата у ассистента самая низкая, но и требования к кандидату на эту должность минимальные - стаж работы от 1 года, а после окончания аспирантуры - отсутствует условие наличия стажа.

Следующая должность в университете по возрастанию - старший преподаватель . Преподаватель в этой должности также не допускается к чтению лекций. Но требования к работнику, претендующему на нее, достаточно высоки: и стаж работы не менее 3-х лет и, в случае наличия степени кандидата наук - стаж работы также необходим. Вдобавок, кандидат на должность должен представить результаты ведения научно-исследовательской и методической работы: наличие опубликованых научных статей, выпуск учебно-методических пособий.

Для подавляющего большинства преподавателей, не защитивших кандидатскую диссертацию, а значит, не имеющих степени кандидата наук, должность старшего преподавателя - это потолок развития на кафедре в вузе.

Должность доцента на кафедре в университете дается при наличии ученой степени кандидата наук (то есть успешной защиты кандидатской диссертации) и стажа научно-педагогической работы, то есть работы в вузе преподавателем, не менее 3-х лет или ученого звания доцента.

Старший преподаватель и доцент, разница, как мы видим, заключается в следующем:

Старший преподаватель - должность ниже доцента.

Наличие степени кандидата наук является главным условием для претендента на должность доцента.

Необходимый научно-педагогический стаж работы представляется основным требованием для претендента на должность старшего преподавателя.

Должности преподавателей в университете включают также такую, как профессор , до нее может дослужиться только преподаватель, имеющий ученую степень доктора наук (а значит, защитивший докторскую диссертацию), или ученое звание профессора, а также стаж работы от 5 лет.

Разница между доцентом и профессором состоит в следующем:

Должность доцента ниже должности профессора.

Наличие ученой степени кандидата наук (или ученого звания доцента) является главным условием для претендующего на должность доцента.

Ученая степень доктора наук (или ученое звание профессора) представляется необходимым требованием для претендента на должность профессора.

Должность и степень

Теперь вы знаете, какие должности могут занимать преподаватели на кафедре, но я упоминала также такое понятие, как ученая степень - стоит остановиться на нем подробнее.

Ученых степеней в России две: кандидат наук и доктор наук.

Чтобы получить степень кандидата наук , нужно поступить в аспирантуру, по окончании которой защитить кандидатскую диссертацию - научное исследование, посвященное определенной проблеме.

Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты?

Степень доктора наук присуждается после успешной защиты докторской диссертации, написанной во время обучения в докторантуре. В докторантуру можно поступить только уже имея ученую степень кандидата наук.

Доцент это должность или ученая степень? Доцент и кандидат наук, в чем разница?

Таким образом, отвечая на вопрос: доцент это должность или ученая степень, - можно сказать, что доцент - это должность, занимаемая преподавателем на кафедре, имеющим обычно ученую степень кандидата наук.

Доцент и кандидат наук, в чем же разница? Отличие доцента от кандидата наук в том, что, как вы уже знаете, доцент - это должность преподавателя на кафедре вуза, а кандидат наук - ученая степень, присуждаемая ему в результате успешной защиты кандидатской диссертации.

Чем отличается доктор наук от профессора? Кто выше профессор или доктор наук?

Доктор наук и профессор - разница в том, что доктор наук - это ученая степень, присуждаемая исследователю, защитившему докторскую диссертацию. А профессор - должность преподавателя на кафедре университета, которую может занимать, в подавляющем большинстве случаев, преподаватель, имеющий степень доктора наук.

Ответить на вопрос: кто выше профессор или доктор наук, на мой взгляд, невозможно, потому что эти понятия относятся к разным системам ранжирования научных работников.

Профессор - является должностью, самой высокой на кафедре: ассистент -> старший преподаватель -> доцент -> ПРОФЕССОР.

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию - получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот - наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 - членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента - 3 года, для профессора - 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений - повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...