Привет народ родимый герой труда. Тема: Стихи о Родине


Подобный материал:
  • Щекина Таисия Дмитриевна, моу сош №4 г. Новый Оскол Белгородской области нетрадиционные , 38.46kb.
  • Задачи: 1 формирование у подростков чувства патриотизма, любви к родному краю, формирование , 169.93kb.
  • «Использование народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей учащихся , 109.7kb.
  • Бахтина Ирина Владимировна, учитель физики моу «сош №3» г. Новый Оскол Белгородской , 398.97kb.
  • Белгородской области , 99.74kb.
  • И г. Шебекино Белгородской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя , 141.89kb.
  • Старый Оскол Белгородской области, e-mail: st-sh30@yandex ru Для того чтобы урок , 46.78kb.
  • Отчёт о проведении финального этапа VI международной Олимпиады по основам наук в Белгородской , 230.34kb.
  • Постановление правительства белгородской области от 29 августа 2011 г. N 326-пп Белгород , 61.89kb.
  • , 49.01kb.
Тема: Стихи о Родине. С. Дрожжин «Привет»

Учебные задачи:

Воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории;

Познакомить с понятием «стихотворение» (жанр)

Расширять читательский опыт.

Учебные умения:

Выделять слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине;

Высказывать свое отношение к Родине.

Учебный материал: Сихотворение С. Дрожжина «Привет»

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

*-Дорогие ребята! Сегодня у нас первый урок литературного слушания. Сегодня мы берём в руки новый учебник- Литературное слушание для первого класса.

А кто знает, как надо обращаться с учебниками?

(Их надо беречь. Надо обвернуть. Нельзя рисовать и писать в книге. Нельзя бросать портфель с книгами. Между страницами надо положить закладку, чтобы лишний раз не листать страницы. Нельзя загибать страницы.)

Знакомство с учебником «Литературное слушание»

Светличная Наталия Ивановна

Приложение 7

*Работа над стихотворением*

Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет» (стихотворение читает учитель)

*Беседа после слушания (вопросы к тексту)

К кому обращается С. Дрожжин?

*Формирование читательских умений с применением моделирования.

(Учитель учит детей работать шаг за шагом: взять листок бумаги и вместе с учителем составить модель обложки к этому стихотворению)

Возьмём лист бумаги и покажем, что я вам читала. Скажите, дети, что я вам читала? Покажите руками. Договоримся, когда мы с вами читаем стихотворение, будем рисовать треугольник. Вот так.

(Каждый ребёнок рисует на своем листке)

Покажите

(Дети показывают свои работы)

О чём это стихотворение?

(Дети высказывают свои варианты ответов)

Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся, если мы будем читать о Родине, то закрашиваем красным цветом.

(Все закрашивают красным цветом)

Почему вы закрасили красным цветом?

(Дети объясняют свои ответы)

Светличная Наталия Ивановна

Приложение 7

А кто написал это стихотворение о Родине? Вы не знаете, а я вам скажу. Это стихотворение написал С. Дрожжин. Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели. Вот так (учитель показывает, как надо делать)

Какое слово здесь «спряталось»? прочитаем. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия автора. Как вы думаете. Какой заголовок выбрал для его стихотворения поэт?

(Дети подбирают варианты заголовков)

Поэт Дрожжин озаглавил свое стихотворение « Привет». Почему? Послушайте (Учитель читает стихотворение. Выделяя голосом слова: «Привет тебе, мой край родной...»)

Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок.

Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем.

(Дети вместе с учителем читают слово «Привет»

Мы познакомились со стихотворением Дрожжина «Привет». Хотите ещё послушать?

*Повторное слушание стихотворения.

*Физкультминутка

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

Соберём в корзинки

Ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся

По команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парту тихо сесть!

*Работа с произведением:

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

Светличная Наталия Ивановна

*Словарная работа.

Учитель проводит работу над такими словами: леса, река, поля.

Дети объясняют значения слов: край родной, народ родимый.

*Упражнение в чтении.

Чтение задания в учебнике:

Привет тебе, мой край родной!

Родина Россия Русь

*Выполнение заданий в тетради «Литературное чтение»

1.Раскрась так, чтобы этот рисунок подходил к стихотворению. (Самостоятельная работа учащихся)

2.подчеркни слова или буквы, которые ты знаешь.

Привет край поля

Родной леса река

3.Прочитай.

Моя Родина – это мой дом, мой двор, моя семья и мои друзья.

Дом Родина мама

Рябина лес берёза

3.Подведение итога урока.

Что вы сегодня слушали?

О чём это стихотворение?

Кто написал это стихотворение?

Покажите заголовок и прочтите его?

Светличная Наталия Ивановна

Приложение 8

Урок в первом классе

Тема: Е. Серова «Мой дом». Пословицы о Родине.

Учебные задачи:

Учить слушать и слышать читаемое произведение;

Обогащать читательские опыт первоклассников;

Дать представление о пословицах и стихотворению;

Учить определять тему.

Учебные умения:

Воспринимать текст произведения;

Различать пословицу и стихотворение;

Определять жанр и тему;

Работать с «заместителями» произведений;

Моделировать первую страницу обложки.

Учебный материал: пословицы, стихотворение Е. Серовой « Мой дом».

Пословицы о Родине

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Жить – Родине служить.

Родина –мать. Умей за нее постоять!

Мой дом Е. Серова

У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моем.

Только есть потолок-

Голубой – голубой,

Только много дорог

Знай шагай по любой!

Очень дом мой огромен –

От песков и до льдин!

Хорошо, что я в доме

Живу не один…

Светличная Наталия Ивановна

Приложение 8

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверка готовности детей к уроку.

2.Работа над новым материалом.

1.Беседа.

Но сначала давайте определим, что такое Родина? Послушайте, что писал об этом Константин Ушинский:

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет кости наши».

А как вы понимаете слово РОДИНА?

Как еще называют Родину? (отечество, мать) Почему?

2.Слушание стихотворения Е.Серовой «Мой дом»

(стихотворение читает учитель)

3.Беседа после слушания.

О каком доме идёт речь в стихотворении?

Почему дом назван удивительным?

4.Формирование читательских умений с применением моделирования.

(Дети под руководством учителя составляют обложку к этому стихотворению)

Скажите, дети, что вы слушали?

Если это стихотворение, то с помощью какой фигуры мы это обозначим? (треугольником)

Нарисуйте треугольник в центре своего листа.

О чём это стихотворение?

Если это стихотворение о Родине, то как мы покажем это на обложке? Правильно, стихотворение о Родине мы покажем красным цветом.

А кто написал это стихотворение? Давайте покажем на нашей работе, что это стихотворение написала Е.Серова

Светличная Наталия Ивановна

Как называется данное стихотворение? Давайте укажем название стихотворения в нижней части работы.

5.Повторное слушание стихотворения.

Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

И снова зима, снова лютая стужа.

И в нашем лесу стало тихо – послушай.

6. Работа с произведением.

7.Работа над иллюстрациею в учебнике стр. 4.

8.Словарная работа.

Дети читают и объясняют значения слов: небо, деревья, земля, трава.

9.Выполнение заданий в тетради.

Раскрась рисунок. Покажи свое отношение к стихотворению.

Прочитай. В каких странах живут дети? Как дети относятся к другу? Расскажи.

Алька живёт в Москве. У него есть друзья. Оксана, Том и Брайн.

Оксана приехала с Украины, а Брайн и Том живут в Америке. Они сейчас гостят в Москве. Алька, Оксана, Том и Брайн – друзья. Они учатся в 1 классе.

Рассмотри рисунок. Укажи членов семьи. Раскрась рисунок.

10.Беседа с учащимися о членах из семей.

11.Работа с пословицами о Родине.

3. Подведение итогов урока.

С каким произведением вы сегодня познакомились?

Чему учит нас это стихотворение.


Урок 1 СТИХИ О РОДИНЕ.

С. ДРОЖЖИН «ПРИВЕТ» Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с хрестоматией и рабочей тетрадью, для формирования умений: слушать стихотворения (С. Дрожжин «Привет»), пользоваться условными обозначениями - «заместитель» жанра, тема (А - стихотворение, тема о Родине - красный цвет), отвечать на вопросы по содержанию, называть фамилию автора и заголовок произведения, выделять главную мысль, слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине, высказывать свое отношение к Родине; воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории. Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость слушания литературных произведений; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимают красоту природы России и родного края на основе слушания произведений о Родине;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, составляют несложные монологические высказывания о героях, владеют приёмами понимания прослушанного произведения; коммуникативные - описывают объект: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять недостающими данными готовую модель.

Сценарий урока

    Организационный момент. Знакомство с хрестоматией.

Личностные УУД: смыслообразование - мотивация учебной деятельности.

Дети, в школу собирайтесь, Петушок пропел давно! Попроворней одевайтесь, - Смотрит солнышко в окно!

А. Шибаев

    Сегодня у нас первый в этом году урок литературного слушания. Как вы думаете, что вы будете делать на этом уроке? (Предположения детей.)

    Каждый урок литературного слушания - это интересная встреча с новым произведением. Рассмотрите учебную хрестоматию. Откройте в конце книги содержание.

Учитель знакомит детей с названиями разделов.

    Учебная хрестоматия укажет вам путь к Королеве. Угадайте, кто это?

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней - Станешь вчетверо умней.

(Книга.)

    Книги... Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики.

    1. Введение в тему урока.

Работа по серии картинок «Откуда пришла книга». Регулятивные УУД: понимают цель и смысл задания.

    Назовите правила обращения с книгой.

ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

    Берите книгу чистыми руками.

    Не перегибайте книгу - от этого выпадают страницы.

    Не кладите в книгу карандаши и другие предметы, от этого рвётся переплёт.

    Не загибайте страницы, пользуйтесь закладками.

    Не читайте книгу во время еды.

    Чтобы книга дольше служила, оберните её.

- Почему с книгой надо обращаться бережно? (Дети по серии картинок составляют рассказ «Откуда приита книга».)

Примерный рассказ.

Все книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами - тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке. Здесь их погрузят на специальные суда - лесовозы.

Голубая дорога реки приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше опилки варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, сушат, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

Книгу будет писать писатель. Он должен много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книжка была красочной, необходимо поработать еще профессионалам-художникам.

Книгу печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.


Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цеху подготавливают бумагу, в другом - краски. В каждом цеху - машины. Книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выхолит уже с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь - сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.

Потом книга попадает в книжный магазин, в библиотеку.

Регулятивные УУД : принимают позицию слушателя в соответствии с поставленной задачей.

Я всех людей, что трудятся над книгой, Люблю, и уважаю, и ценю. А книги - у меня их очень много - На книжной полке бережно храню. Покамест книгой сделается книга, Огромный путь она пройти должна. И сколько знаний требуется разных, Труда, забот, чтоб родилась она! Пока бумагу сделают, ребята, Положится большой, тяжелый труд. Писатель на бумаге пишет книгу, Потом ее в редакцию несут. За книгой этой - сколько дней рабочих, Ночей бессонных, помыслов живых... Писателям я очень благодарен, За труд упорный уважаю их. Вот рукопись готова. И редактор Прочтет ее. Потом отдаст в печать. За каждое словечко в этой книге Перед народом надо отвечать! Проворная печатная машина И день и ночь печатает листы... Но ведь листы - они еще не книга, Ее такой читать не станешь ты! Ее подклеить нужно и обрезать, В хороший переплет переплести, Упаковать, на поезде отправить

И по стране огромной развезти. И станет жить в народе книга эта, Беседуя с читателем своим. Источник радости, источник жизни, света... Люби ее! Читать давай другим!

К. Мухаммади

Вывод учителя: вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в источник знаний. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.

    й ученик. «Кто много читает, тот много знает», - говорит народная пословица. И это так. Книги учат нас любить Родину, рассказывают о лучших людях.

    й ученик. Книга - наш помощник в труде. Рабочий читает книги о технике, чтобы лучше управлять станком, врач - по медицине, чтобы лучше лечить, учитель - по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей.

Учитель. Чтобы знать и понимать все то, о чём в книге написано, надо читать вдумчиво, не спеша, не пропуская страниц. Книги надо беречь! Они живут рядом с нами в шкафах и на полках.

В нашей школе есть библиотека. Она открыта и работает для вас. В библиотечном царстве-государстве много книг и журналов, интересных фильмов, электронных справочников.

III. Постановка целей урока.

Демонстрация слайда.

Учитель. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. (Ю. Яковлев.)

Личностные УУД: воспринимают речь учителя.

    Много произведений посвящено России - нашей Родине. Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением.

Учитель читает стихотворение.

Россия, Русь - куда я ни взгляну, За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы.

Н. Рубцов

Звучит русская лирическая музыка. Учитель показывает слайды с иллюстрациями.

    Необозримая ширь полей. Звон колосьев тугих. Разливы могучих рек. Это Россия.

Вы смотрите в спокойное небо, бредёте лесными тропами, сидите у прохладной воды. Это Россия.

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Это Россия.

Сотни радостных глаз. Людское море. Это тоже Россия.

Коммуникативные УУД: воспринимают текст.

    Если вы внимательно слушали, то сами сможете определить тему нашего урока. Как думаете, что будем читать и о чём?

IV. Работа по теме урока.

    1. Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».

Познавательные УУД: понимают содержание текста.

    Понравилось стихотворение? Какие картины рождались в вашем воображении во время чтения? Какое слово повторяется в этом стихотворении? Кому или чему говорит «привет» автор стихотворения? (Родному краю.) А что такое родной край? (Родной край - это место, где мы родились, где живём.)

У каждого из вас есть такое родное место, где живете вы и ваша семья, ваши друзья и родственники. У героя стихотворения родной край - любимое место с темными лесами, с великой рекой и неоглядными полями. Посмотрите на иллюстрацию на странице 3. Что на ней изображено? (Девочки идут по дороге, впереди бежит собака, солнце светит.) Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?

    Формирование читательских умений с применением моделирования.

Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные УУД: применяют модели для получения информации о литературном произведении.

    Сегодня вы научитесь выстраивать модель произведения, с которым познакомились. Выполнять будем вместе.

Для моделирования обложки у каждого ученика должен быть лист бумаги и цветные карандаши. Учитель работает на доске, дети - на своих листах.

    Возьмите лист бумаги и покажите, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой вертикально.) Договоримся: когда мы читаем стихотворение, в середине будем рисовать треугольник. Вот так.

Каждый ребенок рисует на своем листке.

    Покажите. (Дети показывают свои работы.)

    О чем это стихотворение? (Высказывания детей.) Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок треугольника на модели красным цветом. Почему вы закрасили красным цветом? (Высказывания детей.)

    У этого стихотворения есть автор. Это стихотворение написал Спиридон Дрожжин. Фамилию автора договоримся показывать красной рамочкой в верхней части модели. Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.) Какое слово здесь «спряталось»? Прочитайте. Поставьте пальчик и вместе со мной читаем: Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт? (Дети подбирают варианты заголовков.) Поэт Дрожжин озаглавил свое стихотворение «Привет». Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу синюю рамочку. Это заголовок. (Показывает на белом листе.) Получается вот такая модель. Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем. (Дети вместе с учителем прочитывают слово «Привет».)

Регулятивные УУД: осуществляют контроль деятельности.

    Каким изобразил родной край поэт С. Дрожжин? Хотите еще послушать?

3.Словарная работа.

Познавательные УУД". воспроизводят информацию по памяти или обращаются за помощью к учителю.

    Что значит «неоглядные поля»? (Очень большие.) Как вы понимаете слова «великая река»? (Тоже большая.) Великая река длинная, широкая, многоводная.

Что означает выражение «тёмный лес»? (Дремучий.) Герой стихотворения говорит так: «Привет тебе, народ родимый, // Герой труда неутомимый // Среди зимы и в летний зной...» К кому он обращается? (К народу.) Как вы думаете, почему поэт говорит о людях?

Вывод: поэт обращается к «родимому народу», то есть к тем людям, которые живут и трудятся рядом с ним. Трудятся и зимой, и летом. Трудятся без отдыха, то есть неутомимо.

    Отработка навыка чтения.

    1. Дыхательная гимнастика.

    Прочитайте гласные звуки на одном выдохе: а-э-о-ы, о-у-ы-а, а-э-ы-у, о-у-а-ы.

    Прочитайте слоги на одном выдохе: ма-мя-ла-ля, па-пя-та-тя, ба-бя-да-дя.

    Прочитайте чистоговорку:

Ва-фа-ва - в лесу живет... (сова).

Вы-фы-вы - в саду росли... (сливы).

Фа-ва-фа - платье новое из... (шкафа).

Фе-ве-фе- подушка на... (софе).

    1. Работа над интонацией.

    Прочитайте с различной интонацией:

О-о-о! - с восторгом, удивленно, жалостливо;

Э-э-э! - растерянно;

У-у-у! - с удивлением;

А-а-а! - нежно.

    1. Дифференцированные задания.

Упражнения в чтении по учебнику.

Все эти слова похожи по своему значению. Что обозначают все эти слова? (Место, где человек родился, где он живёт.) Мы живём в России. Родной край - частица Родины, самый дорогой уголок для каждого человека.

V. Обобщение.

Регулятивные УУД: анализируют собственную работу.

    Что вы сегодня слушали? Расскажите по готовой модели.

    Почему стихотворение Спиридона Дрожжина называется «Привет»? (За словом «привет» стоит дружеская интонация,

которая включает в себя разные оттенки отношения поэта к родному краю: любование, восхищение, уважение, радость.)

    Какими словами вы можете выразить свое отношение к родному краю, к месту своего рождения?

    Как называется наша страна? Как называются люди, живущие в нашей стране? Какой город является столицей России?

VI. Итог урока.

Коллективное чтение стихотворения Дрожжина «Привет».

Коммуникативные УУД: используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

    Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему? (Дети обосновывают свои ответы.)

    Я хочу закончить наш урок словами Ю. Яковлева.

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Для самостоятельной работы (по.выбору детей): найти книгу со стихами о Родине, выучить одно стихотворение; выполнить рисунок «Наша Родина»; с помощью родителей записать стихотворение о Родине в тетрадь.

Велика и могуча наша Россия. Её просторы бескрайни. И условия жизни в разных уголках страны настолько разнообразны, что иногда просто поражают.И каждый житель нашей многострадальной страны беспорно любит свою родину. Но любовь эта бывает настолько разная, что иногда бывает достойна и пера поэта. Что мы и попытались продеманстрировать в данном разделе.

Наш край (А. Пришелец)

То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!

От морей до гор высоких,
Посреди родных широт —
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд —
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.

Детство наше золотое!
Всё светлей ты с каждым днём
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!

Необъятная страна (В. Степанов)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Край родной (М. Пожарова)

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.

Привет тебе, мой край родной (С. Дрожжин)

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!

"Я покинул родимый дом..." (С.А. Есенин)

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге,
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

Подмосковье (Давид Самойлов)

Если б у меня хватило глины,
Я б слепил такие же равнины;
Если бы мне туч и солнца дали,
Я б такие же устроил дали.
Все негромко, мягко, непоспешно,
С глазомером суздальского толка -
Рассадил бы сосны и орешник
И село поставил у проселка.
Без пустых затей, без суесловья
Все бы создал так, как в Подмосковье.

С. Дрожжин. «Привет»

Учебные задачи:

Воспитывать чувство причастности к своему народу, стране, ее истории;

Познакомить с понятием «стихотворение» (жанр);

Расширять читательский опыт.

Учебные умения:

Выделять слова и предложения, говорящие об отношении автора к Родине;

Высказывать свое отношение к Родине.

Учебный материал: стихотворение С. Дрожжина «Привет» 1 .

Привет

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

С. Дрожжин

1 Тексты произведений включены в пособие, чтобы помочь учителю при подготовке к уроку.

Комментарии к уроку

1. Слушание стихотворения С. Дрожжина «Привет».

2. Беседа после слушания (вопросы к тексту).

3. Формирование читательских умений с применением моделирования.

Учитель учит детей моделированию, шаг за шагом объясняя и показывая, как составить модель обложки к стихотворению. Пример фрагмента этого этапа урока:

Учитель: Возьмем лист бумаги и покажем, что я вам читала. (Дети берут листочки и кладут их перед собой.)

Учитель: Договоримся: когда мы читаем стихотворение, будем рисовать треугольник Д.

Каждый ребенок рисует на своем листке.

Учитель: Покажите.

Дети показывают свои работы.

Учитель: О чем это стихотворение?

Дети высказывают свои варианты ответов.

Учитель: Правильно. Это стихотворение о Родине. А как это показать на модели? Давайте договоримся: если мы читаем произведение о Родине, то закрашиваем значок на модели красным цветом.

Все закрашивают красным цветом.

Учитель: Почему вы закрасили красным цветом?

Дети объясняют свои ответы.

Учитель: А кто написал это стихотворение о Родине? Вы не знаете, а я вам скажу. Это стихотворение написал С. Дрожжин. Давайте покажем на модели. Фамилию автора договоримся показывать рамочкой в верхней части модели.

Вот так. (Учитель показывает, как надо делать.)

Поставьте пальчик и вместе со мной читаем:

Дрожжин. Это фамилия поэта. Как вы думаете, какой заголовок выбрал для своего стихотворения поэт?

Дети подбирают варианты заголовков.

Учитель: Поэт Дрожжин так озаглавил свое стихотворение: «Привет». Почему? Послушайте. (Учитель читает стихотворение, выделяя голосом слова: «Привет тебе, мой край родной...»)

Покажем на модели это слово. Нарисуем внизу рамочку. Это заголовок. (Показывает на белом листе.) Получается вот такая модель.

Какое слово здесь «спряталось»? Прочитаем.

Дети вместе с учителем прочитывают слово «Привет».

Учитель: Мы познакомились со стихотворением Дрожжина «Привет». Хотите еще послушать?

4. Повторное слушание стихотворения.

5. Работа с произведением:

Учитель: К кому обращается С. Дрожжин?

(К краю родному, к родному народу.)

Учитель: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Почему?

Дети обосновывают свои ответы.

Учитель зачитывает и записывает на доске слова: леса, река, поля.

6. Упражнения в чтении по учебнику и тетради.

7. Самостоятельная работа детей в тетради. (Эту работу можно выполнять, если есть время.)

8. Работа с произведением (итог урока):

— Что вы сегодня слушали?

— О чем это стихотворение?

(Учитель добивается полных ответов.)

— Кто написал это стихотворение? Покажите на модели фамилию автора и произнесем: «Дрожжин».

— Покажите заголовок и прочитаем: «Привет».

Мы работали со стихотворением Дрожжина «Привет».

На заметку учителю. Каждый ребенок работал на листочке (моделировал, рисовал и писал) — этот листочек является результатом его труда. К труду каждого первоклассника с первых уроков следует относиться с великим уважением. Поэтому каждый урок литературного слушания советуем заканчивать обобщением и составлением книжки- самоделки, обложку которой выполняет учитель (модель первой страницы обложки с указанием печатными буквами фамилии автора и заголовка, темы и жанра — с помощью «заместителей»), а страницами этой книги станут листочки детей. С первого урока создавайте вместе с детьми «библиотечку развития». Эта первая книжка встанет на полку в «уголке чтения».

Найти книгу со стихами о Родине;

Найти книгу о Родине;

Выполнить рисунок «Наша Родина».

Обратите внимание. Учитель должен дать детям алгоритм составления модели. Дети эту работу делают с удовольствием, но само моделирование не главное в уроке. Главное — выполнение с помощью модели задач урока — формирование первоначальных читательских умений .



Необъятная страна.

Если долго-долго-долго В
самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть.
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Г. Ладонщиков Наша
Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды
Над нами горят,
Повсюду доходит их свет!
Хорошая Родина есть у ребят,
И лучше той Родины
Нет!
(С. Михалков)

Лучше нет родного края

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
(П. Воронько)

Родная земля

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.
(Г. Ладонщиков)

Привет

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)

Родимая страна

На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.

С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
(А. Прокофьев)

Поезжай за моря-океаны

Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землёй пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля...
(М. Исаковский)

Над родной землёю

Летают самолёты
над нашими полями...
А я кричу пилотам:
«Меня возьмите с вами!
Чтоб над родной землёю
пронёсся я стрелою,

Увидел реки, горы,
Долины и озёра,
и зыбь на Чёрном море,
и лодки на просторе,
равнины в буйном цвете
и всех детей на свете!»
(Р. Босилек)

Родина

Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Край родной

Лесок весёлый, родные нивы,
Реки извивы, цветущий склон,
Холмы и сёла, простор привольный
И колокольный певучий звон.

С твоей улыбкой, с твоим дыханьем
Сливаюсь я.
Необозримый, Христом хранимый,
Мой край родимый,
Любовь моя.
(М. Пожарова)

Родная земля

Есть своя родная земля
У ручья и у журавля.
И у нас с тобой есть она –
И земля родная одна.
(П. Синявский)

Россия

Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.

И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
(П. Синявский)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

Главные слова

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!
(Л. Олифирова)

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...