Пример задания 15.1 огэ. Подготовка к ОГЭ: Сочинение.15.1

Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию Л.С.Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

Абсолютно справедливо и верно мнение известного писателя Л.С. Сухорукова, который писал: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Речь человека, употребляемые им слова и выражения позволяют составить представление о его характере, воспитании. К сожалению, сегодня все больше используется в речи грубых слов и жаргонизмов. И это явление является неоспоримыми свидетельством низкой культуры человека и недостатках в воспитании.

В предложенном нам тексте в предложениях 17 герой употребляет слова «физиономия» и «смазал», в 26 предложении из его уст вылетает грубое «кретин». Воспитанные люди стараются не употреблять в своей речи таких выражений.

Отец мальчика, судя по тексту, является сильным, уравновешенным и воспитанным человеком. Говоря о полученных оценках сына, он делает замечания в шутливой, нейтральной форме (предложения 10 и 11). Оценивая неприятный эпизод с дракой в предложениях 18-21, (поступок, прямо скажем, не красящий главного героя), отец тоже старается смягчить свои слова. В приведенных диалогах четко прослеживается стремление взрослого достичь своих целей в воспитании. Одобряя неблаговидные поступки, отец пытается заставить своего сына задуматься о том, правильно ли тот поступает.

И в конце текста в 36 и 37 предложениях, когда мама произносит: «Значит, любовь, и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – Мы очень рады». Эта короткая фраза позволяет судить о правильном подходе к воспитанию, о моральном климате в семье. Употребление же именно коротких фраз и предложений характеризует маму как человека, не любящего слишком много говорить, она — человек действий.

Принимая во внимание эти описания, проанализировав их, можно сказать, что только через общение с собеседником мы получаем представление об уровне его воспитания, характере, уме.

Как работать с сочинением-рассуждением на лингвистическую тему?

Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему (задание 15.1) состоит из четырех разделов:

  • вступление, в котором формулируется тезис;
  • основная мысль текста, которую необходимо раскрыть;
  • описание с примерами из текста, позволяющее обосновать первую часть высказывания;
  • описание, трактующее вторую часть цитаты с грамматическими примерами из контрольного текста;
  • вывод.

В первом абзаце следует привести цитату, на основе которой будет писаться сочинение. Используйте, например, такие клише, как

  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания…
  • Я согласен(-сна) с …
  • Не могу не согласиться с …
  • Я разделяю точку зрения писателя…
  • Я поддерживаю мнение лингвиста…

Выразите свое отношение к тому, о чем пишете.

Во второй части сочинения поясните, как вы понимаете цитату, подкрепите свое мнение примерами из текста. То же самое надо сделать и с третьим абзацем сочинения:

  • В подтверждение этого текста приведу пример…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению.
  • В качестве примера можно привести предложение … текста.
  • Проиллюстрировать это …. явление можно на примере … предложения текста.
  • Рассмотрим … предложение. В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… . это подтверждает вывод о том, что… .
  • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №… .
  • В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как…

Вывод о правильности суждения делаете на основании своего сочинения. В приведенном выше сочинении – это вывод о культуре поведения, воспитании:

  • Нам удалось доказать, что…
  • Мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…*

*Клише из пособия Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2014: учебно-методическое пособие/Под ред.Н.А.Сениной. – Ростов на/Д:Легион-М, 2013.

Исходный текст для анализа:

(1)Меня ждали шестнадцать лет… (2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай. (4)Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

(5)Говоря по-честному, гордостью нашей семьи должна быть сестра Людмила: она кандидат наук, работает в архитектурной мастерской.
(6)А гордятся все в доме мной. (7)Это несправедливо.

(8)Чтобы замаскировать эту несправедливость, отец хвалит меня как бы в шутку. (9)Даже за тройки, принесённые из школы, меня не ругают.

– (10)Вот ведь способный какой, а! (11)Совсем вчера не учил уроков, у телевизора сидел, а на тройку ответил!

(12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

– (13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. – (14)Всё помнит, будто вчера читал… (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал!

(16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

(22)Вот до чего доводит любовь!

(23)А мне вовсе не нравится, что дома меня все восхваляют.
(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика? (28)Хотя на самом деле всего на полголовы.

(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!

(32)Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. (33)Я сказал об этом родителям.

– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! – воскликнул отец.

– (36)Значит, любовь и забота не сделали тебя эгоистом, – заключила мама. – (37)Мы очень рады.

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..

(По А.А. Алексину)*

* АлексинАнатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности. (Из Открытого банка ФИПИ)

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна


С 2.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».


Сочинение-рассуждение 1


Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так. Нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова он назвал не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Приведу примеры из текста.


Чтобы передать, что чувствовали дети, державшиеся близко друг к другу, автор использует разговорное слово «жмутся» (предложение 2).


А для определения состояния бедной матери, у которой отняли самое дорогое, письма погибшего сына, в предложении 52 писатель употребляет градацию: «Он угас, умер, погиб…» Эта стилистическая фигура усиливает смысловое и эмоциональное значение того, что чувствовала пожилая женщина.


Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(126 слов)


Сочинение-рассуждение2

Поэт В. Шефнер писал:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Как эти стихотворные строки ярко подтверждают высказывание К. Г. Паустовского! Наше точное, эмоциональное русское слово может не только обозначить какой-то предмет, явление, но и «может убить»…

Вспомним 53 предложение текста, где говорится о состоянии бедной матери, у которой отняли самое дорогое, что осталось от погибшего на войне сына. После этого « ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…» А слепая и глухая душа человека равноценна его нравственной смерти.

Страшно то, что «убили» несчастную мать маленькие дети. Мальчик, понимавший, что нельзя брать письма, допустил их кражу, испугавшись угроз девочки. Вот она, уничтожающая сила слова!

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». (150 слов)

Сочинение-рассуждение 3


Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Обратимся к тексту.


Так, в предложении 12 автор использует слово «пошушукались». Он мог бы выбрать среди синонимов этой группы «поговорили», «пошептались», «посоветовались»,но останавливается на разговорном слове «пошушукались», обозначающем «шептаться, говорить друг с другом по секрету». Делает писатель это для того, чтобы четче и ярче изобразить описываемое.


В предложении 43 он, называя детей, использует книжное слово «делегация». Оно, казалось бы, совсем не подходит к этому тексту. Можно бы написать «ребята», «группа детей», «посланцы школы», но К. Г. Паустовский, чтобы показать некоторую официальность визитеров, выбирает именно это слово.


Таким образом, могу сделать вывод, что используемые автором синонимы помогают ярче, эмоциональнее, точнее выразить мысль.(125 слов)


Сочинение-рассуждение 4


Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Как захочет автор назвать тот или иной предмет, действие, так и назовет, какое слово ему больше подходит из синонимического ряда, то и выберет. Обратимся к тексту.

В предложении 5 нахожу многозначное слово «почин». У него есть более современные «одежки»- синонимы: «начинание», «инициатива». Но автору важно показать, насколько бездушно, «официально-нечеловечески» подходят школьники к порученному делу, и он использует явно незнакомое и непонятное детям слово «почин».


И в речи бабушки Анны Федотовны в предложении 28 присутствует официальное слово «документ». Так она называет самое дорогое, что осталось от сына, его письма. Но, общаясь с так не по-детски настроенными детьми, пожилая женщина тоже начинает пользоваться словами, не свойственными ее речи.


Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(145 слов)


Сочинение-рассуждение 5


Эту фразу я понимаю так. Слово – душа языка, его богатство и гордость. Особенно богат на слова мой родной русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромна в языке армия синонимов, антонимов, фразеологизмов. Остановлюсь на последних.

В предложении 7 нахожу фразеологизм «выпалил все одним духом ». Он выступает в роли синонимичного выражения, обозначающего «очень быстро, моментально». Но устойчивое сочетание в тексте звучит явно ярче, экспрессивнее.


В предложении 24 автор использует фразеологизм «вклинилась в разговор ». У него тоже есть синоним «перебивая, вмешаться в чужой разговор». Данный фразеологизм характеризует бесцеремонное поведение девочки. В этом тексте он используется в качестве изобразительного средства языка.


Таким образом, могу сделать вывод, что прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».(135 слов)


Сочинение-рассуждение 6


Прав был К. Г. Паустовский, утверждавший, что «…нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Прав потому, что русский язык очень богат. Многие слова в нем используются не только в прямом, но и переносном смысле. На этом свойстве языка основываются изобразительные средства: эпитеты, метафоры, олицетворения, которые помогают писателю достигнуть большей выразительности. Обратимся к тексту.

Так, в предложении 36 говорится о том, что мальчик зашептал «горячо и непонятно». Перед нами эпитеты, выраженные наречиями. Они помогают писателю передать волнение и страх подростка.


В предложении 53 нахожу ярчайшую метафору: «…их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа…». Какие волнующие слова, характеризующие состояние бедной матери!


Таким образом, могу сделать вывод, что слово может не только назвать предмет или действие, но и передать любое состояние человека. Об этом писал поэт Я. Козловский:


Слова умеют плакать и смеяться,


Приказывать, молить и заклинать,


И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

ОГЭ: задание 15.1 Сочинение на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 г.Москвы Королева Ольга Олеговна

Задание 15 принято называть в народе «сочинением». Это не совсем верно. Сочинять вам ничего не придётся. Надо элементарно ответить на поставленный вопрос, приводя в качестве доказательств цитаты из текста, по которому вы отвечали на тестовые вопросы. Объём ответа равен вашему изложению: 70-90 слов.

А что если я напишу больше? - спросите вы. Пишите. Пишите. На свой страх и риск. Баллов вам за лишний объём никто не прибавит. А вот количество ошибок увеличится. сами подумайте: сколько раз вы рискуете даже элементарно сделать описку в 70 словах и сколько в 170? - А что если я напишу сочинение на 69 слов? - неутомимо допытываетесь вы. Пишите. Пишите. Ничего страшного. Слова ваши считать никто не будет. Главное, чтобы недосчёт слов не был большим и в глаза не бросался. При малом количестве слов с вас снимут по баллу за все критерии грамотности. При очень малом количестве слов, за грамотность вам поставят по нулям.

Для задания 15.1 слово «сочинение» тоже звучит чересчур громко. Потому что сочинение - это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему». С первым словом разобрались, переходим ко второму - «лингвистическое»… Это значит - «о языке».

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании 15.1. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ . От этого и будем плясать.

« Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ». Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало - переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут - просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

« Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ». То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

« Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ». То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» - писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

« Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ». А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо - это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо - это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще « ы ». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь рассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

« (1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. - Сегодня ночью мы отдохнем, - объявил Гэндальф, - ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) - А куда мы пойдем потом? - спросил Фродо. (6) - У Хранителей есть только две дороги, - ответил Гэндальф, - назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он.(10) - Вернуться… - нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: - …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором - признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону.

Так что же самое трудное в написании сочинений? 1. Подобрать нужные слова и не повторяться. 2. Написать красиво, а не коряво. Что нужно для устранения пункта 1? Знание синонимов. Что нужно для пункта 2? Знание средств выразительности

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь. Вечер - сумерки Путники - Хранители - Они Радостно - весело

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору, сравнение, олицетворение. Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался» Сравнение: « Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер» Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Примеры готовы. Осталось написать сочинение. Начнём с введения: « Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание.

Дальше первый аргумент и второй. « И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: « Баразинбар дышал вниз холодом - дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Всё, осталось перейти в выводам. « Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ». Вы будете удивлены, но в этом маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться?

Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям. С1К1. Доказано ли утверждение К.Г.Паустовского? 2 балла - правильно понял и доказал. 1 балл - понял не совсем правильно, но доказал. 0 баллов - вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

С1К2. Примеры. 3 балла - привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла - 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл - 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов - нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла - всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл - малость с абзацами начудили. 0 баллов - абзацев нет вообще, или написан полный бред.

С1К4. Введение - мысль - заключение. 2 балла - если все вышеперечисленное есть. 1 балл - всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов - начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ? тест Вопрос 1 Что произойдёт, если вместо двух вы напишете три аргумента? Ваше сочинение не будет оцениваться Вы получите дополнительный балл Вы сделаете лишнюю работу, которая останется без оценивания У вас снимут один балл

Вопрос 2 Каков должен быть объём сочинения? Не важно Ровно 70 слов До 70 слов В пределах 70 слов

Вопрос 3 Каким способом нельзя приводить примеры-аргументы из текста? Косвенной речью без кавычек Указать номер предложения, в котором находится пример Переписать в кавычках предложение целиком Переписать в кавычках часть предложения, в которой находится пример

Вопрос 4 Какие аргументы надо приводить в своём сочинении? 2 аргумента из жизни или художественной литературы с подтверждающим высказывание языковым явлением Можно и 1 аргумент из прочитанного текста, подтверждающий языковое явление из высказывания 2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением 2 аргумента из прочитанного текста по этической проблеме высказывания

Вопрос 5 За какие критерии вы получите 0 баллов, если совершенно не поняли тему высказывания и писали сочинение наобум? СК3 и СК4 СК1 и СК3 СК2 и СК3 СК2 и СК4 СК1 и СК2

Вопрос 6 Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4? 2 4 3 1 5

Вопрос 7 Какая часть сочинения не является обязательной? Введение Эпиграф Заключение Основная часть

Вопрос 8 Что вы должны сделать с высказыванием о языке? Заменить на более подходящее высказывание Вспомнить текст, из которого оно было взято Опровергнуть примерами из текста Подтвердить примерами из текста

Вопрос 9 Какое высказывание вам придётся доказывать? Любое высказывание К.Паустовского Любое высказывание о роли языка Высказывание о проблемах современного общества Высказывание политиков о предвыборной кампании

Вопрос 10 Чтобы получить максимум по СК2, нужно не только привести 2 примера из текста, но и... разобрать их как части речи или члены предложения привести третий пример дать толкование данных слов по словарю Даля объяснить, как эти примеры связаны с темой высказывания

С теорией закончили. Пора переходить к упражнениям по написанию сочинений.

Использованные материалы http:// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru

Для задания 15.1 слово «сочинение» звучит чересчур громко. Потому что сочинение - это процесс творческий, работа воображения. Вам же придётся кивнуть головой в знак согласия с высказыванием о языке и выдернуть из текста, по которому вы работали, 2 примера в подтверждение высказывания. Работа носит название «сочинение на лингвистическую тему» С первым словом разобрались, переходим ко второму — «лингвичтическая»… Это значит — «о языке».

Рассуждать вам придётся о том, с помощью чего мы общаемся: язык, речь. На сайтах и в методичках вам предлагают заучить разные названия языковых средств и их функций. Если вы, доучившись до 9 класса, их так и не знаете, то даже не беритесь: голова лопнет. 🙂 Пользуйтесь логикой. Читайте, как это сделать в задании С2. Для начала разберёмся с требованиями. Итак, чего от вас хотят. «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». Сначала его надо понять. «Жизнь и сознание» из головы выкидываем, обращаем внимание на ключевые слова, которые понимаем так: русским словом можно передать ВСЁ. От этого и будем плясать. «Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование ».

Расшифровываю: вас просят подтвердить слова Паустовского о величии русского слова примерами из двух предложений текста. Если мыслей в голове мало - переписывайте предложения целиком в кавычках. Так наберёте объём до 70 слов. Если мысли идут - просто указывайте: «Примером тому может служить предложение 2».

«Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале ».

То есть пишите на полном серьёзе, без шуток и жаргона.

«Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского ».

То есть ваше сочинение можно начать так (если уж совершенно нет времени и сил думать): «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» — писал К.Г. Паустовский. С этим высказыванием нельзя не согласиться»…

«Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком ».

А вот это важные слова. Пускай вы привыкли, что учителя морщатся при виде тетрадей с вашим почерком, но экзамен НАДО писать красиво и разборчиво. Почему? Потому что при проверке ваше лицо - это не паспорт, не аттестат, даже не багаж знаний. Ваше лицо - это почерк. Допустим, я проверяю вашу работу. Я вас лично не знаю. Но пишете вы аккуратно, красиво, глаз радуется. И тогда ошибки, допущенные вами, кажутся незначительными и случайными, и судят вас не так строго. Или другая ситуация: я проверяю работу и совершенно не понимаю: это буква «а», «о» или вообще «ы». Кривой-косой почерк меня начинает раздражать, и я более строго подхожу и к содержанию работы, придираюсь к вашим аргументам и построению предложений. Ну вы меня поняли…

Итак, вы подготовились и начинаете писать…

Текст для примеров может быть абсолютно любым. Ведь порассуждать о языке можно на основе любого русскоязычного текста. Мы так вообще сейчас с вами возьмём начало 4 главы «Братства кольца».

«(1) Только под вечер, в пасмурных сумерках, остановились усталые путники на отдых. (2) Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер. (3) Гэндальф пустил свою баклагу по кругу, и все Хранители отхлебнули здравура. (4) После ужина они устроили совет. — Сегодня ночью мы отдохнем, — объявил Гэндальф, — ибо штурм перевала дорого дался каждому из нас… (5) — А куда мы пойдем потом? — спросил Фродо. (6) — У Хранителей есть только две дороги, — ответил Гэндальф, — назад, в Раздол, или вперед, к Огненной горе. (7) Когда Гэндальф упомянул о возвращении, лицо Пина радостно просветлело, а Мерри и Сэм весело встрепенулись. (8) Но Боромир с Арагорном остались бесстрастными, а Гимли и Леголас выжидательно промолчали. (9) Фродо понял, что все его спутники хотят, чтобы первым высказался он. (10) — Вернуться… — нерешительно начал Фродо, потом преодолел нерешительность и закончил: — …Мы можем, по-моему, только с победой. (11) Или с позором — признав свое поражение. (12) Я предлагаю пробиваться вперед ».

Сначала подберём примеры того, что русский язык может передать ВСЁ. Задумайтесь: если это так, то почему вам трудно писать сочинение? Потому что вы владеете не всеми ресурсами языка. Согласитесь, что писатель может передать русским языком ВСЁ, а Колян с соседнего подъезда может передать мало чего, и он идёт за помощью к жаргону. Так что же самое трудное в написании сочинений?

1. Подобрать нужные слова и не повторяться.

2. Написать красиво, а не коряво.

Что нужно для устранения пункта 1?

Знание синонимов.

Посмотрим, как Джон Толкин справился со всем этим. Заменял ли он в тексте слово на синоним? Найди, а потом проверь.

Вечер - сумерки

Путники - Хранители - Они

Радостно - весело

Теперь поищем средства речевой выразительности. Найдите метафору.

Метафора: «дышал вниз холодом», «штурм перевала дорого дался»

Сравнение: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер»

Олицетворение: «лицо Пина радостно просветлело»

Примеры готовы. Осталось накатать сочинение.

Начнём с введения:

«Высказывание К.Г. Паустовского я понимаю так: при помощи русского языка можно передать абсолютно всё, потому что возможности его безграничны ». Если слов кажется вам мало, впишите сюда и само высказывание. Дальше первый аргумент и второй. «И одной из главных причин величия языка является его богатейший словарный запас. Он позволяет говорить об одном и том же, и при этом не повторяться. Ведь существует множество синонимов у каждого слова. Так, например, в представленном тексте герои названы то «путниками», то «Хранителями», то личным местоимением «они» (предложения 1,3,4). Помогают создать яркую картину событий, чувств, настроений и средства речевой выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения. И в данном тексте они также представлены: «Баразинбар дышал вниз холодом — дул порывистый ветер». Сравнение придаёт красочность описаниям ».

Всё, осталось перейти в выводам. «Как мы убедились, опираясь на приведённые примеры, русский язык действительно может передать абсолютно всё. Главное, научиться им правильно пользоваться ».

Вы будете удивлены, но в моём маленьком сочинении уже больше 70-ти слов. Так что чего уж там бояться? Теперь почувствуем себя в роли проверяющих и оценим сочинение по критериям.

С1К1. Доказал ли я утверждение К.Г.Паустовского?

2 балла - правильно понял и доказал.

1 балл - понял не совсем правильно, но доказал.

0 баллов - вообще не понял, или не доказал, или доказал с помощью бытовых рассуждений (вроде того: «Да, язык может передать многое, вот у меня мама как начнёт ругаться за двойку на экзамене, так чего только не услышишь!»)

С1К2. Примеры. 3 балла - привели 2 примера, и оба из текста, и оба в тему. 2 балла - 1 пример в тему, а второй не в тему. 1 балл - 1 пример, но его роль не указана (то есть просто написали, а не пояснили, что вы этим хотели сказать) 0 баллов - нет примеров из текста. С1К3. Логика 2 балла - всё логично, есть абзацы (как минимум, их три), мысль не скачет от Адама и до наших дней. 1 балл - малость с абзацами начудили 0 баллов - абзацев нет вообще, или написан полный бред. С1К4. Введение — мысль - заключение. 2 балла - если все вышеперечисленное есть. 1 балл - всё есть, но где-то проскочило неожиданное предложение и получилось оно не к месту. 0 баллов - начали с конца, закончили началом. В общем, полный кавардак и хаос. Как вы поняли, можно написать четко и ясно хоть о том, как вы у бабушки летом в деревне отдыхали и получить по критериям 3 и 4 максимум баллов, если написано всё логично. Так что не отчаивайтесь и, главное, пишите, не бросайте часть 15.1 в виде пустого листа. А вот критерии 1 и 2 за «бабушку» не получить… тут придётся подумать о языке.

Всё ли вы правильно поняли из того, что прочитали? Проверьте себя небольшим тестом, а потом переходите к практике.

Что ты знаешь о сочинении ОГЭ?

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%. Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Сколько минимум абзацев должно быть, судя по критериям СК3 и СК4?

Что вы должны сделать с высказыванием о языке?

Заменить на более подходящее высказывание

Подтвердить примерами из текста

Опровергнуть примерами из текста

Вспомнить текст, из которого оно было взято

Какие аргументы надо приводить в своём сочинении?

2 аргумента из прочитанного текста с подтверждающим высказывание языковым явлением

Как писать сочинение 15. 1
Как писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему?
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях , например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Как может быть сформулировано задание?
В задании в каждом варианте будут разные высказывания о языке.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты? ! Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание в демоверси?
Обратите внимание на то, что в формулировке задания С2 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания , т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
3. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста , аргументируя свой ответ;
4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст ;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15. 1
Шаг 1.
Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.


Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3.
Составляем план сочинения
Предлагаю 3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2

1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.


! Помните о том, что каждый пункт плана - это новый абзац . Таким образом, минимальное количество абзацев в экзаменационном сочинении - 3.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.


Пишем сочинение по плану 2.

Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его смысл
Не забудьте о логическом переходе к аргументам! В приведённых ниже примерах этот переход выделен красным цветом.
К.Г.Паустовский сказал : "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Вместо глагола "сказал" можно употребить другие: утверждал, рассуждал, отмечал, считал и т.д.
Можно обойтись и без цитирования , например:
Язык - одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал , что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.

или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том , что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Попробую доказать это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Другие варианты
формулировки последнего предложения данной части:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста...

Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из прочитанного текста
Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

примеров должно быть 2;
примеры должны быть из прочитанного текста ;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте .
Например:
Аргумент 1.

Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33) (приведен пример из текста) , которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса (объяснено его значение) . Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1 (приведен пример из текста) . Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк- , который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых ", "во-вторых " и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.


Шаг 6. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что...
Например:
Таким образом , приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Примерный образец экзаменационного сочинения:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской . Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини .
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный , т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения .

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

Ниже вы можете скачать клише сочинения 15.1

Как писать сочинение 15. 2
Как писать сочинение - рассуждение по заданному тексту? (Задание 15.2)
Рассмотрим основные правила и приёмы (клише) выполнения задания 15.2 .
1. Что представляет собой сочинение по заданному тексту?
Это сочинение-рассуждение о смысле представленного текста или отрывка текста. Главная задача - написать не пересказ (!), а собственное мнение.
2. При написании сочинения-рассуждения необходимо придерживаться следующей схему построения высказывания:
1) вступление - тезис, ваше мнение по заданной проблеме;
2) основная часть - аргументы;
3) заключение - вывод.
3.
Шаг 1. Пишем вступление.
Здесь не обойтись без клише:
Смысл последних строк текста заключается в...
Автор данного текста/ФИО автора привлекает читателя к размышлению над вопросом...
Я считаю, что автор использует... в тексте, чтобы передать/обратить внимание на...
По моему мнению, в данном отрывке содержится главная мысль текста, заключающаяся в следующем: ...
Смысл данного отрывка ("Можно процитировать") я понимаю так: ...

Ваша задача - объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.
Шаг 2. Пишем основную часть.
Сразу оговоримся, чего следует избегать:
- пересказа текста;
- подбора аргументов (примеров из текста), не относящихся к проблеме;
- излишней "воды".
Вы должны доказать истинность, справедливость представленной цитаты.
Алгоритм работы над аргументами:
1) прочитайте текст ещё раз, определите тему (о чем) и основную мысль (для чего) текста;
! Напоминаю: как правило, основная мысль и заключена в представленной цитате.
2) сформулируйте идею своими словами (не цитируя);
3) найдите примеры (фрагменты текста: слова, словосочетания или предложение), подтверждающие данную мысль;
4) своими словами объясните, как каждый пример подтверждает/ соотносится с определённой вами проблемой.

Вам необходимо привести 2 аргумента и хотя бы по 1 примеру на каждый аргумент.
Примеры можно оформлять следующими способами:
- цитирование (если предложение небольшое), тогда не забывайте про кавычки;
- указание номера предложения (если оно длинное) либо цитирование с заменой опущенных слов многоточием.
Примеры должны соответствовать аргументам!
Клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению...
Справедливость этого тезиса можно доказать на примере... предложения текста.
Предложение (№) подтверждает мысль о том, что...
В доказательство собственных выводов приведу пример из... предложения текста: "Пример".

Шаг 3 . Вывод.
Задача вывода - подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль.
Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию, ёмким.
Клише:
В заключение отмечу, что...
Итак, ...
Следовательно, ...
Таким образом, действительна верна мысль о том, что...

ВАЖНО!
- Объём сочинения должен быть больше 70 слов.
- Пишите сочинение аккуратно, все исправления должны быть только в черновике!
- Ваше сочинение - 3 или 4 абзаца: вступление, аргументы (один или два абзаца), вывод.

Ниже вы можете скачать примеры сочинений 15.2.

41 цитата из Открытого банка заданий ОГЭ с ссылками на готовые сочинения

1. А веринцев А.А.: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств , располагая их в определённой последовательности» .

4. Б услаев Ф.И. : «Вся сила суждения содержится в сказуемом . Без сказуемого не может быть суждения» .

Комментарий к цитате №1 (от Беспаловой Т.В.): Существуют два организующих центра двусоставного предложения - подлежащее и сказуемое, соотносительные между собой. Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. Основной центр предложения заключён именно в сказуемом.

Комментарий к цитате №2: Сказуемое — это главный член предложения, который связан с подлежащим особой связью и имеет значение, выраженное в вопросах что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? и др.

Комментарий к цитате №3. Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим.

7. В алгина Н.С. считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения , заострить внимание на важных деталях, показать их значимость » .

8. В алгина Н.С.: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» .

11. В алгина Н.С.: «Современная русская пунктуация - это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощноесмысловое и стилистическое средство » .

12. В етвицкий В.Г.: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» .

13. Виноградов В.В.: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки , воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».

14. В иноградов В.В.: «Все средства языка выразительны , надо лишь умело пользоваться ими» .

15. В иноградов В.В.: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка , в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано» .

Последние материалы раздела:

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....