Приемы воспитания звуковой культуры речи. Звуковая культура речи для детей дошкольного возраста

Прежде всего следует заметить, что индивидуальное семанти­ческое поле не статично, а имеет динамику. Ряд объективны) и субъективных факторов и определяет эту динамику в различные направлениях, как в сторону расширения, так и сужения. Нас ин­тересует лишь первое, поэтому рассмотрим лишь те тенденции, ко­торые с этим связаны. Начнем с объективных факторов. Когда к нам приходит студент или ученик, он уже владеет определенным семантическим полем. Нам надо знать, что лежит в его основе. Здесь большую роль играет возраст, социальная среда, образова­ние, профессия, особенности психики, даже пол. Индивидуальное семантическое поле тесно взаимосвязано- с информационным запа­сом. Слово «дерево» у ботаника, биолога-генетика, краснодерев­щика, лесника, сказочника и первоклассника будет иметь различ­ное семантическое поле. Мы принимаем своих учащихся такими, какие они есть. Но в дальнейшем мы можем построить работу над новой лексикой таким образом, чтобы объем семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке увеличился ка­чественно и количественно.

«Природа», «Человек и его окружение», «Праздники», «Страны и путешествия», «Книги».

Во многих, но, к счастью, не во всех учебниках активная лек­сика к каждой из перечисленных тем живет лишь в одном парагра­фе и при переходе к новой теме исчезает из поля зрения практи­чески полностью. А между тем их так легко объединить! Ведь говоря о природе, можно говорить и о книгах (книги как источник познания природы, книги как отражение природы, природа как ис­точник вдохновения писателей, поэтов, музыкантов и художников, времена года и их отражение в творчестве людей искусства и т.д.). Говоря о природе и разных странах, каждый также найдет что ска­зать, не повторяя товарища. Здесь можно рассуждать о разнооб­разии флоры и фауны, о том, как они связаны с культурой страны и ее бытом, национальной кухней, природным календарем, священ­ными животными; этот список можно продолжать до бесконечно­сти. А сколько интересных проблем для обсуждения можно найти на стыке тем «Природа и праздники», «Природа и человек» и т.д.



Как в мозаике, здесь одни и те же краски-слова будут каждый раз включаться в новые узоры, то сливаясь в крупные формы, то распадаясь на мелкие фрагменты, но двух одинаковых узоров-про­изведений у разных людей найти будет практически невозможно.

Однако успех творения зависит в первую очередь от того, ка­кую речевую задачу поставит учитель. Наш известный ученый А. Р. Лурия (Лурия Александр Романович (1902-1977)-психолог, один из основателей нейропсихологии).

в своих психосемантических исследованиях доказал, что характер речевой установки способен в корне изменить харак­тер и объем семантического поля. Таким образом, следующим фактором, влияющим на положительную динамику семантическо­го поля, можно считатьпроблемный характер речевой установ­ки. Речевая установка может сузить высказывание до однослож­ного ответа, и она же в состоянии объединить смежные семантические поля в обобщенное семантическое поле и обеспе­чить творческий отбор всей ранее изученной лексики примени­тельно к новой речевой задаче. Чем выше уровень проблемности, тем интереснее задание и вариативнее ответы. Как можно объединить семантические поля слов «животные» и «музыкаль­ные инструменты» с помощью речевой установки? Например, можно сказать следующее: «Нам предстоит написать зоологичес­кую симфонию, не саму музыку, но небольшое либретто к ней. Каких животных вы бы выбрали в качестве главных персонажей, как определили бы их роли и каким музыкальным инструментам отдали бы их партии?» Или так: «Давайте вспомним, в каких ли­тературных произведениях мы встречали животных, играющих на музыкальных инструментах, кто на чем играл, что обусловило вы­бор именно этих животных и музыкальных инструментов?» А то и так: «Можно ли в жизни встретить животных, играющих на му­зыкальных инструментах, и если да, то каких и где?» А теперь представьте, какие семантические группы слов могут быть актуа­лизированы в ответах, будет ли ответ ученика отражать его ин­дивидуальное семантическое поле и, в свою очередь, способство­вать его дальнейшему развитию и обогащению за счет связей с другими семантическими подсистемами.



Определите, какие микросистемы и поля входят в семантическое поле слова «лошадь» у данного ученика. Привожу дословно выска­зывание шестиклассника на конкурсе, организованном издателями кембриджских учебников для школ: «Это млекопитающее, которое живет с человеком уже много веков, хотя оно не было среди пер­вых одомашненных животных. Пещерные люди его не знали и не использовали, так же как и древние ацтеки. Однако у древних гре­ков, чья цивилизация старше, чем цивилизация ацтеков, это жи­вотное использовалось широко, и не только в бытовых целях. Оно участвовало даже в Олимпийских играх».

Начинающему учителю будет полезно потренироваться в со­ставлении проблемных речевых установок, объединяющих раз­личные группы изученной ранее лексики. Это поможет не толь­ко вашим студентам, но и вам самим в актуализации вашего словаря.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Посмотрите на данную карту-схему изучения темы «Природа» уче­никами 5 класса школы с углубленным изучением английского языка. Попробуйте сформулировать несколько речевых установок, направленных на соединение смежных семантических групп и ми­крополей.

Обеспечение постоянной актуализации выученной лексики и ее максимальная ротация являются тем последним фактором, ко­торый обеспечивает увеличение семантического поля. Действи­тельно, гораздо проще увеличивать активный словарь не за счет механического привнесения новой лексики, а за счет творческого применения уже изученной в новых контекстах. Формирование разветвленного и устойчивого семантического поля значительно повышает как образность речи, так и ее мотивированность, так как в этом случае учащемуся есть ЧТО сказать. Заметим, что ак­тивный словарь - это та лексика, которой человек постоянно пользуется в устном речевом общении, т. е. те слова, которые на­ходятся «на кончике языка», как говорят англичане. Если слово долго не употребляется, то оно переходит в пассивный словарь, т. е. может быть узнано при чтении и аудировании, но не исполь­зуется в речи. Границы между ними очень подвижны, могут ме­няться в зависимости от ряда условий, о которых уже было ска­зано ранее (факторы, определяющие объем семантического поля). Все вышесказанное помогает нам ответить на вопрос:

КАК ЛУЧШЕ ОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С НОВЫМ СЛОВОМ И КАКИЕ СПОСОБЫ СЕМАНТИЗАЦИИ ИМЕЮТСЯ В АРСЕНАЛЕ УЧИТЕЛЯ?

Называя шесть наиболее распространенных способов семантизации, следует отметить, что их выбор зависит от особенностей самого слова, характерных особенностей группы обучаемых, а так­же лингвистической и профессиональной компетенции учителя.

1. Использование наглядности. Как известно, наглядность бывает разная. Можно использовать предметную наглядность, т. е. те предметы, которые находятся в аудитории или могут быть у учителя и учеников. Можно привлечь изобразительную нагляд­ность и наглядность действием, звуковую и контекстуальную. Критериями для выбора определенного вида наглядности являют­ся: доступность, простота и целесообразность. Надо ли учителю непременно покупать игрушечную мебель, рисовать замысловатые картинки с ручками и пеналами, потолком и полами, если все это можно показать если не пальцем, то простым движением руки? Здесь вспоминается один смешной случай из педагогической прак­тики студентов. Практикант знакомил учеников со словами по те­ме «Одежда» только через картинки. Когда дошла очередь до кар­тинки с варежками, молодой учитель окрестил их перчатками и заставлял детей повторять это слово, глядя на картинку. На во­прос, зачем он это делал, учитель объяснил, что картинки с пер­чатками не нашел. Дело было осенью, перчатки и шарф лежали в портфеле и периодически выпадали, когда учитель открывал его в поисках ручки и затерявшихся картинок. Часто вместо того, что­бы изобразить глагол действием, учитель пытается найти или на­рисовать картину, где, как правило, разные персонажи выполня­ют различные действия. Это не всегда эффективно, так как изображенные действия можно назвать разными словами, что при­ведет к путанице. При использовании изобразительной наглядно­сти, или, проще, картинок, надо быть уверенным в однозначнос­ти трактовки. Так, если вы хотите ввести слово «дерево» с помощью картинки, то это не может быть береза или дуб, ел­ка или клен. Дерево на картинке должно быть собирательным образом, без индивидуальных признаков того или иного вида, точ­но так же как картинка с попугаем или воробьем не может быть использована для семантизации слова «птица». Используя изоб­разительную наглядность, учитель должен убедиться в том, что предлагаемая картинка хорошо видна всем учащимся, что она эс­тетично выполнена, иначе, говоря медицинским языком, она не столько лечит, сколько калечит. Поэтому сегодня на уроках мно­гие учителя переходят на использование видеонаглядности, где со­четаются действие и звук, наглядность предметная и ситуативная, где с помощью стопкадра можно наглядно выделить тот момент, предмет, выражение чувства и т.д., которые необходимо семанти­зировать. Но если у вас нет видео, огорчаться не стоит. В вашем арсенале остаются и другие способы.

2. Семантизация с помощью синонимов/антонимов. Зная слово "beautiful" («красивый»), учащиеся могут легко догадаться о значении слова "ugly" («безобразный, уродливый»), если им понятно, что та­кое антоним. Правда, здесь есть одна сложность. В языке редко встре­чаются полные синонимы. Как правило, каждый из синонимов имеет определенный оттенок значения, а значит, свою коннотацию и упо­требление. Часто это связано с историей языка, источниками заимст­вования слов. Именно здесь нам открывается прекрасная возможность для формирования как социолингвистической, так и социокультурной компетенции учащихся, вовлечение их в серьезную и увлекательную работу с изучаемым языком в стране лингвистики.

Хотелось бы привести пример одного из уроков, после которо­го учитель с сожалением сказал, что весь план урока пошел на­смарку, но при этом он сам и все его учащиеся ушли с урока вдох­новленными на анализ языковых явлений и их связи с историей страны, как родной, так и изучаемого языка. Все началось с без­обидного слова «особняк», которое в английском языке имеет французский корень ("mansion"). Учитель объяснил, что синони­мом данному слову может быть слово «дом» ("house"), но при этом необходимо добавить - «большой и богатый дом». Ученики зароптали и высказали неудовольствие тем, что в языке так мно­го «лишних» слов. И тут учитель доступно объяснил историю это­го слова. Напомнив о норманнском завоевании Англии, о том, что французский язык был господствующим языком правящих классов на протяжении нескольких столетий, он показал, как взаимодей­ствовали два языка. Иногда французское заимствование полно­стью вытесняло английское слово, именно поэтому около 70% словарного запаса в английском языке имеет французскую осно­ву. При этом из 70% имеющихся в словарях французских заимст­вований лишь 20% активно используются в речи, а остальные вы­сокой частотностью не обладают. А иногда все было наоборот, но часто оба слова уживались в языке, сохраняя свой оттенок зна­чения. Так, английское слово "house" («дом») имеет много значе­ний и очень высокую частотность употребления, в то время как французское "mansion" используется в очень узком значении. Здесь учитель попросил ребят объяснить, почему так произошло. Ответы были однозначными - богатые норманны жили в больших и роскошных домах, отсюда и современный смысл. Загоревшись лингвистическими изысканиями, учащиеся попросили привести еще несколько примеров подобных заимствований. Вспомнив по­словицу "Saxons breed it - Normans eat it", учитель привел при­меры с названиями животных и мяса этих животных. Название са­мого животного имеет англо-саксонский корень, а название мяса этого животного - французский: pig - pork, sheep - mutton и т. д. Беседа завершилась выводом о том, что в любом современ­ном языке можно найти многочисленные заимствования из других языков, но контекст их употребления в различных культурах мо­жет быть различным. И еще один важный вывод сделали ученики на этом уроке. Как оказалось, период норманнского завоевания Англии почти совпал с периодом татаро-монгольского завоевания России и в судьбе народов наших двух стран в это время, как и в судьбе развития языков, были общие моменты.

Способ ознакомления с новой лексикой посредством синони­мов и антонимов тесно связан с использованием известных уча­щимся способов словообразования.

3. Семантизация с использованием известных способов сло­вообразования. Этот способ семантизации позволяет ввести сло­во в определенную парадигму, что способствует установлению бо­лее прочных парадигматических связей данного слова, а также повторению уже изученных слов, которые входят в эту категорию. Здесь имеются в виду:

1) суффиксально-префиксальный способ словообразования,

2) словосложение,

3) конверсия.

Каждый из этих способов имеет и ряд потенциальных сложно­стей для учащихся, которые учитель может предвидеть и снять еще до появления ошибок.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Какие потенциальные ошибки учащихся вы можете предвидеть, ес­ли Семантизация строится на имеющихся аналогиях с использова­нием

Отрицательных префиксов/суффиксов im-/in-/un-/dis-/-less и т. д.;

Словосложения;

Конверсии.

Будут ли это ошибки на уровне формы, значения или употреб­ления?

Данные английские слова могут обеспечить определенную под-,сказку: die, inexperienced, present, advise, blackbird, impolite, mean­ingful.


4. Можно просто перевести слово, что также вполне оправ­дано, если в дальнейшем предполагается активная тренировка дан­ного слова в различных контекстах или данное слово не представ­ляет большого интереса с точки зрения перечисленных способов семантизации, если с помощью перевода мы наиболее точно пере­даем значение данного слова. Перевод часто используется на стар­шем этапе обучения в школе. (Как вы думаете, почему?) Однако иногда требуется не просто перевод, а перевод-толкование. Это

особенно необходимо при семантизации безэквивалентной лекси­ки, а также лексики с определенным фоновым значением.

_________________________________ ЗАДАНИЕ

Продолжите список безэквивалентной лексики:

Субботник, комсомолец, ГУЛАГ; marshmallows, casseroledish, pot-luck dinner.

Объясните особенности данной фоновой лексики:

Маниловщина, dinner, trick or treat, How do you do?, to entertain, to go shopping.

5. Можно не переводить слово самому, апопросить одного или всехучащихся найти слово в словаре/разных словарях,

включая одно- и двуязычные словари, словари синонимов и т. д., организовав конкурс на быстроту и правильность перевода. Такой способ особенно хорош в аудитории, где учащиеся не знакомы с различными типами словарей, еще плохо ориентируются в систе­ме их построения, не умеют работать с алфавитом, не понимают, что одно и то же слово может иметь несколько значений и пере­вод зависит от контекста. С помощью этого способа мы можем решить несколько важнейших задач обучения иностранному язы­ку, а главное, при его постоянном и направленном использовании мы сможем сформировать навык самостоятельной работы, сделать

наших учащихся со временем независимыми пользователями, сместить акцент с «учить» на «учиться».

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Какое из данных слов вы бы предложили найти учащимся само­стоятельно в словаре и почему? Как возраст и уровень языковой компетенции учащихся может повлиять на ваш выбор?

Unit, affection, tender, concern, desire, equal, to provide, to exist, to argue, to share, to keep.

6. Однако самым сложным для учителя и самым важным для практического овладения языком можно назвать такой способ се­мантизации, какразвитие языковой догадки через контекст.

Приемы здесь могут быть самыми разными, от дефиниции на ино­странном языке до составления небольших образных и понятных ситуаций с использованием новых слов. Но, как и при использо­вании наглядности, здесь также важно, чтобы контекст употреб­ления слова был «прозрачным», т. е. однозначным, понятным или легко выводимым. Если этого достигнуть с данными словами нель­зя, то надо или отказаться от этого способа семантизации, или попытаться соединить его с другими из перечисленных здесь спо­собов.

__________________________________ ЗАДАНИЕ

Что необходимо добавить к следующим дефинициям, чтобы смысл слова стал понятен? Возможно ли здесь соединение не­скольких способов семантизации, если да, то каких?

Market - We buy food at the market.

Look for - I am looking for my pen.

Clothes - In the morning we put on our clothes.

Задайте вопросы, чтобы проверить правильность понимания этих слов, минуя перевод. Попробуйте затем спровоцировать их употребление самими учащимися, создавая различные кон­тексты употребления.

Еще раз хочется подчеркнуть, что нет плохих или хороших способов ознакомления с новой лексикой. Все зависит от само­го слова, его формы, значения и употребления, от тех труднос­тей, которые оно потенциально может представлять для учащих­ся. Вы можете максимально снять их уже на первой стадии знакомства со словом, а ведь всем известно, что переучивать труднее, чем учить. Мой сын долго озвучивал английское слово «огурец» как [кукумбер]. Именно так он прочитал его самосто­ятельно и долго не хотел расставаться с полученным с таким тру­дом знанием.

Но в свое время еще П. Хэкболдт говорил о том, что роль вы­бора способа семантизации методистами сильно преувеличена. Го­раздо важнее то, как это слово будет отрабатываться и в какие "контексты нам удастся его включить. Именно от характера трени­ровки зависит прочность запоминания слова.

СИСТЕМА ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Мы уже частично рассмотрели вопросы, связанные с формиро­ванием семантического поля учащихся и возможностями влияния на его динамику. Рассмотрим более конкретно систему лексиче­ских упражнений, построенную по принципу «от простого к слож­ному», т. е. от уровня слова, словосочетания, предложения до уров­ня сверхфразового единства.

Семантическое поле - совокупность языковых единиц, объединенная каким-то общим (интегральным) семантическим признаком; иными словами – имеющая некоторый общий нетривиальный компонент значения. Первоначально в роли таких лексических единиц рассматривали единицы лексического уровня – слова; позже в лингвистических трудах появились описания семантических полей, включающих также словосочетания и предложения.

Одним из классических примеров семантического поля может служить поле цветообозначений, состоящее из нескольких цветовых рядов (красный розовый розоватый малиновый ; синий голубой голубоватый бирюзовый и т.д.): общим семантическим компонентом здесь является "цвет".

Семантическое поле обладает следующими основными свойствами:

1. Семантическое поле интуитивно понятно носителю языка и обладает для него психологической реальностью.

2. Семантическое поле автономно и может быть выделено как самостоятельная подсистема языка.

3. Единицы семантического поля связаны теми или иными системными семантическими отношениями.

4. Каждое семантическое поле связано с другими семантическими полями языка и в совокупности с ними образует языковую систему.

У поля выделяется ядро , которое выражает интегральную сему (архисему) и организует вокруг себя остальные. Например, поле – части тела человека : голова, рука, сердце – ядро, остальные - менее важные.

В основе теории семантических полей лежит представление о существовании в языке некоторых семантических групп и о возможности вхождения языковых единиц в одну или несколько таких групп. В частности, словарный состав языка (лексика) может быть представлен как набор отдельных групп слов, объединенных различными отношениями: синонимическими (хвастать – похваляться), антонимическими (говорить – молчать) и т.п.

Элементы отдельного семантического поля связаны регулярными и системными отношениями, и, следовательно, все слова поля взаимно противопоставлены друг другу. Семантические поля могут пересекаться или полностью входить одно в другое. Значение каждого слова наиболее полно определяется только в том случае, если известны значения других слов из того же поля.

Отдельная языковая единица может иметь несколько значений и, следовательно, может быть отнесена к разным семантическим полям . Например, прилагательное красный может входить в семантическое поле цветообозначений и одновременно в поле, единицы которого объединены обобщенным значением "революционный".

Наиболее простая разновидность семантического поля – поле парадигматического типа , единицами которого являются лексемы, принадлежащие к одной части речи и объединенные общей категориальной семой в значении, между единицами такого поля связи парадигматического типа (синонимические, антонимические, родо-видовые и др.) Такие поля нередко также именуются семантическими классами или лексико-семантическими группами. Примером минимального семантического поля парадигматического типа может служить синонимическая группа, например группа глаголов речи . Это поле образуют глаголы говорить, рассказывать, болтать, трепаться и др. Элементы семантического поля глаголов речи объединены интегральным семантическим признаком "говорения", но их значение не тождественно .


Лексическая система наиболее полно и адекватно отражается в семантическом поле – лексической категории высшего порядка. Семантическое поле – это иерархическая структура множества лексических единиц, объединенных общим (инвариантным) значением. Лексические единицы включаются в определенное СП на основании того, что они содержат объединяющую их архисему. Поле характеризуется однородным понятийным содержанием своих единиц, поэтому его элементами обычно являются не слова, соотносимые своими значениями с разными понятиями, а лексико-семантические варианты.

Всю лексику можно представить в виде иерархии семантических полей разного ранга: большие семантические сферы лексики делятся на классы, классы – на подклассы и т.д., вплоть до элементарных семантических микрополей. Элементарным семантическим микрополем является лексико-семантическая группа (ЛСГ) – относительно замкнутый ряд лексических единиц одной части речи, объединенных архисемой более конкретного содержания и иерархически более низкого порядка, чем архисема поля. Важнейшим структурирующим отношением элементов в семантическом поле является гипонимия – его иерархическая система, основанная на родо-видовых отношениях. Слова, соответствующие видовым понятиям, выступают как гипонимы по отношению к слову, соотносящемуся с родовым понятием – их гиперониму, и как согипонимы по отношению друг к другу.

В семантическое поле как таковое входят слова разных частей речи. Поэтому единицам поля свойственны не только синтагматические и парадигматические, но и ассоциативно-деривационные отношения. Единицы СП могут входить во все типы семантических категориальных отношений (гипонимии, синонимии, антонимии, конверсии, словообразовательной деривации, полисемии). Разумеется, не каждое слово по своей природе входит в любое из указанных семантических отношений. Несмотря на большое разнообразие в организации семантических полей и специфику каждого из них, можно говорить о некоторой структуре СП, которая предполагает наличие его ядра, центра и периферии («передавать» - ядро, «дарить, продавать» - центр, «построить, очистить» - периферия).

Слово предстает в СП во всех его характерных связях и разнообразных отношениях, реально существующих в лексической системе языка.

мастер класс


Мастер-класс
«Семантическое поле»
Цель:
Познакомить педагогов с технологией работы по расширению и обогащению активного словаря воспитанников в процессе формирования «семантического поля»
Задачи:
-Познакомить с приёмами активизации и обогащения словаря воспитанников через уточнение значений слов признаков, действий -Учить подбирать слова с противоположным значением (антонимы) -Формировать умение подбирать слова близкие по смыслу (синонимы) - Вырабатывать способность употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. -Развивать умение самостоятельно описывать точное обозначение действий, качеств, состояний -Развивать умение объяснять смысловую связь между словами -Воспитывать познавательный интерес к содержательной стороне слова
Ход:
Система работы по расширению и активизации словаря воспитанников через формирование и расширение семантического поля является апробированной и эффективной формой речевой работы с дошкольниками. Технология работы с семантическими полями была предложена логопедами, педагогами- психологами города Екатеринбурга З.А.Репиной, Г.В. Васильевой на примере работы с младшими школьниками. Однако работу на основе технологии «семантических полей» можно адаптировать для работы с детьми дошкольного возраста. Организация семантических полей и лексических систем включает задания по формированию словообразования и словоизменения и закрепление их в словосочетаниях, предложениях. В результате такой работы ребёнок запоминает большое количество новых слов. При этом происходит систематизация значений слов и развивается грамотная, связная речь. Важно знать, что слово усваивается ребёнком быстрее и прочнее, если обучение его употреблению связано с его смыслом, а в процессе работы над словом устанавливаются ассоциативные связи.
Структура «семантического поля представлена определённым алгоритмом, который включает в себя: 1.Ядерное слово 2.Родственные или однокоренные слова 3.Слова-действия 4.Слова-признаки 5.Слова-синонимы 6.Слова-антонимы 7.Связная речь Например, на основе одного слова «рыба» можно выстроить «семантическое поле» используя технологию работы с семантическим полем.
1. Работа с ядерным словом


Методическое указание: -«Посмотрите и скажите на кого или на что похожа эта рыба?» (На экране разновидности рыб: рыба-молот, рыба-петух, рыба-попугай, рыба - пила, рыба - еж и т.д.). -Из чего состоит рыба? У кого ещё есть хвост? (иллюстрации с изображением девочки с хвостиками, попугая, лисы, кометы и т.д.)
2.Образование родственных или коренных слов от слова «рыба»
Методическое указание: -«Ответив правильно на вопрос, вы сможете разместить рыбку в аквариуме (при ответе на вопрос участники ставят картинку с изображением рыбки в «аквариум» - изображение аквариума на ватмане)  Как мы назовём маленькую рыбу? (рыбка)  Как назовём большую рыбу? (у воды росла рябина, а река текла бурлила, посередине глубина там гуляла….рыбина)  Как назовём рыбу ласково? (рыбёшка, рыбинка, и т.д.)
 Как называется котлета из рыбы? (рыбная)  Как называется суп из рыбы? (рыбный)  А жир у рыбы какой? (рыбий)  Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак)  Если эта женщина, то она..(рыбачка)  Куда ранним утром пошёл рыбак? (на рыбалку)  Как называется поселок, в котором живут рыбаки? (рыбацкий)  Какой крючок нужен для ловли рыбы? (рыболовный)  Что делает на рыбалке рыболов? (рыбачит) Без какого короткого слова не было бы этих слов? (рыба) Лексическое упражнение на слуховое внимание;
Методическое указание:
«Если услышите родственное слово к слову «рыба» хлопаем в ладоши» У рыбаков небывалый улов рыбу поймал и старик рыболов Мы рыболовную сеть соберём, рыбного супа в тарелки нальём
3. Слова- действия

Игра «Скажи своё слово в ракушку»
Методическое указание
:
«Назвать слово, отвечающее на вопрос: Что делает рыба? затем передать следующему игроку, игрок повторяет это слово и говорит своё слово в ракушку (морскую ракушку держит в руках) и т.д. Примерные вопросы:  Когда пузырьки поднимаются в воде, что делает рыба? (дышит)  Если у рыбы есть питание, что она делает? (питается)  Если рыба затихла за камнем, что она делает? (затаилась, прячется)  Если брызги во все стороны, что делает рыба? (плещется, резвится, играет и т.д.)  Если рыба плавает быстро, что она делает? (мчится, несётся, плывет, гонится и т. д) 4.
Слова-признаки

Игра «Аукцион слов»

Методическое указание
:
педагог проводит «аукцион», стуча молоточком по столу, произнося: «Внимание, внимание проводится аукцион, на продажу выставляется замечательная игрушка «Рыбалка». Кто назовёт большее количество слов, отвечающих на вопрос: какая рыба? забирает игру. За каждое правильное слово берёт фишку». Затем подсчитывается количество фишек Словесная игра
«Назови, одним словом»
Методическое указание: Как назовём одним словом рыбу, живущую в аквариуме? (аквариумная) Как назовём одним словом рыбу, живущую в море? (морская) Как назовём одним словом рыбу, живущую в реке? (речная) Как назовём одним словом рыбу, живущую в океане? (океаническая) Как назовём одним словом рыбу, живущую в озере? (озёрная) и т. д. 5.
Слова-синонимы
(подбор слов, близких по значению) Словесное упражнение
«Назови близкое по значению слово»

Вопросы:
Рыба уродливая - это какая? (страшная, некрасивая, безобразная, и т.д.) Рыба медлительная это какая? (тихая, несмелая, спокойная ит.д.) Рыба блестящая это какая? (яркая, золотистая, серебристая, и т.д.)
6. Слова-антонимы
(подбор слов, противоположных по значению) Если акула большая то карась… (маленький) Если водоросли лёгкие, то подводные камни ….(тяжёлые) Река широкая, а ручей (лёгкий) и т.д.
7. Связная речь
Цель: Формировать навыки составления описательного рассказа
Методическое указание: «Сейчас, составим рассказ о рыбе используя все слова, которые мы произносили во время игр. (Можно использовать колокольчик, мяч связующую нить, клубочек, передавая его друг другу) начинает рассказ педагог и передаёт эстафету следующему: - «В синем море жила рыба. А с ней по соседству жили разные рыбы. Это были: (рыба-пила, рыба-молот, рыба-ёж, и т. д.) -Рыба боялась попасть в…. (рыболовную сеть, к рыбакам на рыболовный крючок и т.д.) -За день рыба успевала так много она… (плавала, плескалась, пряталась, питалась и т.д.) -Как и другие рыбы она была… (красивая, блестящая, серебристая и т.д.) Однажды ей повстречалась акула, она не просто была большая, а была (огромная..) А рыбка наоборот (маленькая) Но так как рыба была быстрая, она вильнула хвостом и уплыла. В работе с детьми, не следует стремиться для таких словесных предложений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четыре-, пять детей и предлагать занимательные речевые игры в той последовательности, что отражено в технологии работы с семантическими полями. Процесс накопления и обогащения словаря воспитанников не ограничен временными рамками. Он может начаться в раннем дошкольном возрасте и продолжаться в старшем школьном возрасте. При этом качественное и количественное содержание его постоянно усложняется.

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Последние материалы раздела:

Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?
Кто такой Клод Шеннон и чем он знаменит?

Клод Элвуд Шеннон – ведущий американский учёный в сфере математики, инженерии, криптоаналитики. Он приобрёл мировую известность, благодаря своим...

Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем
Английский с носителем языка по skype Занятия английским по скайпу с носителем

Вы могли слышать о таком замечательном сайте для языкового обмена, как SharedTalk. К сожалению, он закрылся, но его создатель возродил проект в...

Исследовательская работа
Исследовательская работа " Кристаллы" Что называется кристаллом

КРИСТАЛЛЫ И КРИСТАЛЛОГРАФИЯ Кристаллом (от греч. krystallos - "прозрачный лед") вначале называли прозрачный кварц (горный хрусталь),...