Приемы установления и поддержания контакта с аудиторией. Оратор и его аудитория: привлечение, поддержка внимания, методы воздействия

Наладить связь между выступающим и аудиторией, установление контакта с публикой. Такова задача оратора. Только в этом случае все сказанное вами выслушают, запомнят и правильно воспримут. Если же должного эффекта добиться не удастся, то приемы, потраченные на репетицию речи, пропадут даром.

Для достижения контакта между оратором и слушателями существуют несколько составляющих.

  • Интеллектуальное сопереживание. Оратор и аудитория должны быть заинтересованы в поисках решения одних и тех же проблем, вести совместную деятельность. Добиться, чтобы аудитория не упускала нить рассуждений, логические мостики во время лекции.
  • Эмоциональное сопереживание. Оратор и его аудитория должны переживать похожие эмоции. Отношение выступающего к предмету, о котором он рассказывает, должно быть достаточно эмоциональным, чтобы этот настрой передался слушателям и спровоцировал ответную реакцию.

Делаем вывод, что для появления контакта между аудиторией и выступающим необходимо наличие двух составляющих – общей мыслительной и чувственной деятельности.

Как узнать, налажен ли контакт

Самые верные способы определить, налажено ли взаимодействие оратора и аудитории – наблюдать за ее реакцией на построение речи. Важно, обращать внимание на детали. Ведь даже абсолютная тишина во время произнесения речи не гарантирует нахождение на одной волне.

Дело в том, что оратора могут воспринимать, не дыша, опасаясь упустить хотя бы слово, либо организовать «вежливое молчание».

При последнем сценарии слушатели не нарушают порядок, но и не воспринимает оратора, не трудятся совместно над подготовленными им тезисами, приемы воспринимаются равнодушно. Тишина вызвана лишь желанием не мешать.

Поэтому ключевыми факторами для налаживания контакта считается заметная реакция на тезисы, когда внимание выражается действиями, заметными невооруженным взглядом – это заинтересованная поза, внимательный взгляд, едва заметные кивки, поддержания уместным смехом и рукоплесканиями.

О контакте между аудиторией и докладчиком судят и по тому, как держится оратор. Отсутствие ошибок в речи, частое обращение к собравшимся, вовлечение их в диалог, все это верные приметы того, что нужный подход найден, внимание удается удержать. Если же докладчик выступает неуверенно, не откликается на изменения настроения в зале, часто сбивается, значит, решить свою главную задачу ему не удалось.

Необходимо помнить, что зачастую докладчик налаживает контакт лишь с определенной частью аудитории. К тому же количество человек, вовлеченных в интеллектуальное и эмоциональное сопереживание, не постоянно и меняется в зависимости от всевозможных факторов.

Фактор, влияющий на установление контакта с аудиторией

Для поддержания контакта между докладчиком и слушателями во время речи, необходимо учитывать приемы для привлечения интереса.

Актуальность обсуждаемой темы, пожалуй, самый важный из них - установление взаимосвязи между докладчиком и слушателями. Также важно, чтобы освещение проблемы было небанальным, содержало нестандартные подходы к ее решению. Содержание речи во многом служит определяющим фактором для успешного установления взаимосвязи.

Большую роль во взаимопонимании играет харизма докладчика. Известность выступающего, его популярность, сложившееся о нем представление в обществе могут сыграть ключевую роль в установлении, так как заинтересовать аудиторию с первых слов едва ли не самое главное.

Особенности аудитории

Докладчику нужно понимать, насколько однородна аудитория, перед которой нужно произнести речи. Об этом судят по нескольким признакам:

  • Возраст.
  • Национальность.
  • Уровень образования.
  • Увлечения по профессии.
  • Настроение.

Естественно, чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание. Еще один важный фактор – количественный состав. Малым числом слушателей легче управлять, но тогда докладчик должен досконально знать предмет, которому посвящена основная часть его речи. Диктовать с бумажки будет особенно неуместно и вызовет только отрицательную реакцию между слушателями.

Как привлечь аудиторию

Психологическая особенность слушателей заключается в том, что во время выступления они одновременно и зрители. Они уделяют внимание не только тому, о чем повествует оратор, но и как выглядит, как себя ведет, какие наглядные пособия для подтверждения своей точки зрения способен предоставить.

Приемы удержания внимания – внешний вид выступающего должен соответствовать окружающей обстановке, быть опрятным и приятным взгляду. В одежде не может быть ничего отвлекающего. Иначе обсуждению такой детали зрители могут уделить больше внимания, чем самому предмету обсуждения.

Важно следить, куда направлен взгляд оратора. Если выступающий опускает глаза в пол, часто смотрит в окно или обращается к аудитории кратко, с отсутствующим взглядом, успеха он не добьется. Необходимо установить зрительный контакт, когда оратор плавно переводит взгляд с одной части аудитории на другую во время речи. Это создаст впечатление отличного зрительного контакта со слушателями.

Аудитория и методы воздействия на нее

Чтобы гарантировать связь между оратором и слушателями, важно знать, что такое эффект аудитории. Этот эффект доказывает изменение поведения человека при выполнении работы из-за присутствия стороннего наблюдателя, в нашем случае зрителя. Яркий пример – спортсмены, которые демонстрируют лучшие результаты не в одиночестве на тренировке, а на крупных соревнованиях в присутствии большого количества зрителей.

Так и хороший оратор чувствует себя не до конца готовым до начала выступления, пока не выйдет перед публикой и не почувствует связь между собой и собравшимися. В этом случае, если подготовка проведена плодотворно, то эффект аудитории вам обеспечит успех. Главные приемы, направленные на удержания интереса, которыми необходимо пользоваться.

Важно также знать методы воздействия на аудиторию и активно пользоваться ими.

  • Считайтесь с мнением других. Для слушателей важно уважение их ценностей, их представления о жизни. Поймите, что дорого для аудитории, проявите интерес к этому, тогда люди вас выслушают и обратят внимание на основные тезисы и выводы.
  • Оратор и его аудитория должны соответствовать друг другу. Это хорошие способы привлечения внимания. Старайтесь даже внешне походить на своих слушателей. Если это студент оденьтесь стильно.
  • Прочувствуйте аудиторию. Задавайте вопросы, отвечайте на реплики из зала, конечно, корректные. Если вы проявите искренний интерес, то слушатели обязательно на это откликнутся.
  • Предлагайте решения и выводы только после того, как удалось расположить слушателей к себе. Ведите их за собой после того, как они вам поверили и стали вам доверять.
  • Не уставайте поддержать интерес слушателей. Помните, что человек способен концентрироваться не более получаса. Чтобы не потерять аудиторию, через равные промежутки времени используйте комплимент, обмен мнениями, экскурс в историю или личный опыт.

Старайтесь по-новому подавать информацию, это необходимо, чтобы поддержать интерес. На это влияют презентации, видеоролики, аудиосопровождение. Эффект аудитории сыграет в вашу пользу. Смотрите в глаза слушателям и не бойтесь ошибиться. Это безошибочные приемы. Если вы добьетесь результата в публичных выступлениях перед публикой, то вам по плечу будет любая работа.

Оратор и его аудитория. Приемы установления контакта

Орамтор («я говорю») -- тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия и/или владеющий ораторским искусством.

Оратором часто называют человека, обладающего даром красноречия. Слово оратор появилось в русском языке в XVIII в. Оно происходит от латинского глагола orare `говорить". В.И. Даль подобрал следующие синонимы и синонимические выражения к этому слову: вити?я, краснослов, речистый человек, мастер говорить, краснобай.

Образцом мастера ораторского искусства считается Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский политический деятель и писатель, сторонник республиканского строя.

Как известно, Цицерон ставит вопрос: что формирует оратора - врожденные ли данные (ingenium), или знание теории красноречия (ars), а также упражнения (exercitationes)? Этот вопрос уже не впервые рассматривался в античной теории красноречия; с развитием ораторских школ его ставили и греческие теоретики, например Исократ, со школой которого был хорошо знаком Цицерон; но этот вопрос был весьма актуален и в условиях развития римского красноречия. В Риме с начала I в. до н. э. действовали школы ораторского искусства; латинские риторы, которые сначала подверглись гонению со стороны аристократически настроенного оратора Красса (Об ораторе, III, 93 и сл.), брали за основу обучения традиционную сухую риторику и учили декламировать бессодержательные речи, не обращая внимания на то, обладают ли ученики ораторскими способностями.

Существуют следующие типы ораторов

Рационально-логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

Эмоционально-интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

Философский. Ораторы-«философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Аудиторией в античные времена называли публику, слушающую речь оратора или пришедшую в театр.

Психологией выделилено три группы мотивов , которые побуждают людей слушать лекции ораторов: интеллектуально-познавательные мотивы; мотивы морального плана (обязаны присутствовать ); мотивы эмоционально-эстетического плана (нравится оратор ).

Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.

Оратор должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, то есть заниматься систематическим риторическим самообразованием.

Ему следует создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Оратору необходимо также овладеть техникой речи , которая предполагает правильное дыхание во время говорения, хорошо поставленный голос, четкую дикцию (отчетливое произнесение звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.

Оратор должен постоянно повышать культуру письменной и устной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Следует следить за собой.

Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.

Основная задача оратора - установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

Как установить контакт с аудиторией

Чтобы почувствовать радость от общения с аудиторией, "встречный ток", как говорил К.С. Станиславский, удовлетворение оттого, что сказанные слова возымели действие, нужно не только иметь, что сказать и знать, как строить выступление. Главное - желание общаться со слушателями и уверенность в том, что это получится. Тогда и речь будет доходчивой, и глаза будут искать ответный отклик в глазах, устремленных навстречу, и доводы найдутся именно те, которые нужны в данный момент. А после выступления наступит ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения и окрыленности.

Успех речи во многом зависит от того, удастся ли сразу же найти подход к слушателям, установить с ними контакт.

Что может мешать установлению контакта? Чаще всего возникновение барьеров восприятия. ораторский искусство лекция аудитория

Чтобы не возник барьер установки, когда предвзятое отношение к выступающему мешает объективно воспринимать его слова, желательно еще до выступления создать у слушателей благоприятное мнение о себе, положительную установку. Если вас некому представить, придется начать выступление с саморекламы, конечно, без неуместного хвастовства.

Очень важно продумать свой имидж. Внешний вид, манера держаться, интонация первых фраз должны импонировать собравшимся. Способствует этому соблюдение такта. В деловом красноречии неопытный оратор порой начинает выступление решительным, безапелляционным тоном. Но кому же захочется во что-то вникать "под давлением"?

Чтобы слушатели воспринимали сказанное, оратор должен установить с ними личностный контакт . Доброжелательное, уважительное отношение вызывает, как правило, ответные чувства.

Если накануне выступления произошло какое-то из ряда вон выходящее событие, которое расстроило или, наоборот, возбудило людей, если вы общаетесь с аудиторией в неудачное время, например в конце напряженного рабочего дня, когда все устали, может возникнуть барьер отрицательных эмоций. Понимая, что это не исключено, нужно заранее узнать обстановку и продумать форму установления эмоционального контакта со слушателями. Возможно, вначале придется посвятить несколько слов произошедшему накануне событию, которое произвело такое впечатление, а может быть, поднять настроение собравшихся забавной историей. Во всяком случае подходить к своей теме можно лишь после того, как у слушателей появилось рабочее настроение.

Теперь уже от предварительной подготовки оратора будет зависеть, не появятся ли познавательные барьеры, возникнет ли познавательный контакт , при котором только и возможно интеллектуальное взаимодействие.

Важнейшее условие возникновения познавательного контакта - интерес к теме выступления. Интерес неизменно вызывает внимание и тем самым - контакт с оратором. Говорят, что внимание - ворота познания, а открывает их ключик по имени интерес. Чтобы его пробудить и начинают с продуманного заранее введения в тему, стараясь установить личностный и эмоциональный контакт с аудиторией.

По каким признакам можно судить о том, что контакт установлен?

Конечно, по поведению слушателей: выражение их лиц, позы, реплики, а то и вопросы свидетельствуют о различной реакции. Задача оратора - внимательно следить за всеми сигналами обратной связи, добиваясь заинтересованности, вопросов, несогласия-только не равнодушия, скуки. Поэтому ни одно хорошее выступление не воспроизводит подготовленный текст. Оно творится на глазах у слушателей, вместе с ними! Именно ощущение сотворчества, сопереживания и дает высочайшую удовлетворенность обеим сторонам. Главное требование - развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова и манеры постоянно приспосабливаются к слушателям.

Весь секрет успеха выступления - говорить со слушателями, а не при них

Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть что сказать, гораздо сильнее естественного страха перед выступлением. А если волнение все же велико, сосредоточьтесь на своих ощущениях и, если есть возможность, скажите вслух:

"Я знаю то, чего не знают слушатели!

Я хочу им об этом рассказать!"

А чтобы окончательно снять напряжение, походите; разомните кисти; рассмотрите себя в зеркале; "помычите", чтобы подготовить голосовой аппарат; подышите глубоко, с удовольствием, минуты две; оглядите еще раз материалы, которые вам понадобятся во время выступления.

Для того чтобы вызвать интерес и к себе, и к теме выступления, надо постараться с первых минут завладеть вниманием слушателей.

Таким образом, ораторское искусство - это мастерство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Умение владеть ораторским искусством становится неотъемлемой частью для специалистов любого уровня. Ораторское искусство необходимо в университет при ответе на устном экзамене или при научном докладе (ораторское искусство сыграло большую роль в популяризации науки). При этом ораторское искусство - это, в первую очередь, работа над собой. Говорят, Демосфен, великий оратор, свою первую речь не сумел произнести до конца. Его освистали, люди не захотели его слушать. Это его жестоко уязвило. Тогда он сбрил с головы половину волос и бороды - так он не мог показаться среди людей, и заперся в доме. Он набрал камней в рот, делал и упражнения. Для развития дыхания он поднимался в гору, декламируя стихи.

Цицерон также в совершенстве овладел ораторским искусством. К нему прислушивалась не только толпы людей, но и правители. Ораторское мастерство помогло Цицерону реализовать свои амбиции, и добиться высот в карьере. Цицерон, будучи превосходным оратором, написал несколько трудов, в которых он описал основные тезисы ораторского искусства. Речи Цицерона основывались на глубоком исследовании теоретических вопросов риторики, изложенном, в частности, в диалоге «Об ораторе», перечисляются основные требования к оратору. Техника ораторского мастерства Цицерона в основном позаимствована у греков. Один раздел в теории красноречия затрагивает ритм речи и рекомендует точность, сдержанность и изящество, избегая при этом многословия. Кроме того, Цицерон устанавливает пять основных критериев удачной речи: inventio - нахождение подходящего материала; dispositio - его расположение; dictio - стиль; actio - исполнение; memoria - запоминание. Именно ему принадлежит высказывание: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении».

С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. Для этого оратор постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.

Список используемой литературы

  • 1. Дератани Н.Ф. К вопросу об исторической обусловленности образа оратора у Цицерона // Цицерон. 200 лет со времени смерти. Юбилейный сборник статей. М., 1959. С. 55-71.
  • 2. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.
  • 3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять

на людей, выступая публично. - М. , 1995.

  • 4. Ножин Е. А. Основы советского ораторского искусства. - М. , 1981.
  • 5. Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.
  • 6. Андреев В И. Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.
  • 7. Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М.:1987.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.


Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Деловая риторика
(речевая культура делового общения) Учебное пособие Ульяновск 1999 УДК 808.2 ББК 4р(075) М48

Риторика как наука и искусство
Термины «риторика» (греч. retorike), «ораторское искусство» (лат.orator

Предмет, объект, цель изучения деловой риторики
С давних времен, наряду с академическим, духовным, дипломатическим, военным, общественно - политическим, социально - бытовым, судебным, выделяют деловое красноречие. В России X1X - начала XX веков

Деловое общение и его виды
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение

Вопросы
1.Каковы предпосылки зарождения риторики? 2.В чем состоит основная задача древнегреческого ораторского искусства? 3.Назовите известных вам теоретиков красноречия. 4.Чем о

Задания
1.Используя словари и энциклопедии, («Русский язык. Энциклопедия» (М. , 1998), «Языкознание. Большой энциклопедический словарь» (М. 1998), Ахманова О. С. «Словарь лингвистических терминов» (М. , 19

Понятие о языке и речи
Слова «язык» и «речь» многозначны, иногда они соотносятся как синонимы. По представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним. Язык

Виды речи
Письменная Устная Монологическая Диалогическая Выделяют следующие виды речи: Внешняя Внутренняя Мысль

Речевая деятельность. Культура речевой деятельности
У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная - речевая деятельность. Без нее невозможна никакая другая, она предшествует, сопрово

Виды речевой деятельности
Различают четыре вида речевой деятельности: два из них производят текст - говорение, письмо, а другие - слушание (аудирование) и чтение - осуществляют восприятие. Таковы составляющие системы нашего

Техника звучащей речи
Голос человека производит определенное впечатление на окружающих, служит инструментом воздействия. По характеру речевого звучания мы судим о темпераменте, мироощущении говорящего. Звуковое оформлен

Вопросы
1.Приведите примеры искусственных знаковых систем. 2.Что такое уровневое представление о системе языка? 3.Какая речь преобладает в современной жизни - письменная или устная?

Задания
1.Почему представление о языке как о системе закрепляется за словом «язык», а не «речь»? Объясните это, опираясь на этимологию (См. : Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М. , 1996;

Понятие о тексте
Текст (от лат. textus - «ткань, сплетение, соединение») возникает и существует только в процессе общения; это речевая единица, воплощение коммуникативного акта; это последовательность вербальных зн

Типы текста
Столетия развития языка, мышления выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения задач, которые ставит перед собой говорящий. Поэтому издавна

Композиция текста
Композиция (лат. compositio - «составление, сочинение») - это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей текста. Наиболее распространенно

Стили текста
Любой текст можно отнести к тому или иному стилю. Под стилем (от греч. stulos - «палочка для письма») обычно понимают разновидность литературного языка, выполняющую определенную фу

Функциональные стили
«Лицо» каждого стиля определяют доминирующие стилевые черты, характерные языковые средства. Отличительные коммуникативные качества научного

Задания
1.Определите, в каком из писем (жанр разговорной речи) используются характерные признаки книжного стиля: а) «Дорогая Любаня! Вот уже и весна скоро, в скверике, где мы с тобой познакомились

Понятие о литературном языке
Русский национальный язык представляет собой совокупность разнообразных явлений, таких, как литературный язык, территориальные и социальные диалекты (жаргон), просторечие. Литературный язык

Культура речи и речевая культура
Известный лингвист Е. Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общен

Правильность речи
Правильность речи - это соблюдение действующих норм русского литературного языка. Говорящий должен владеть литературным произношением и ударением, то есть знать орфоэпические правила. Расс

Коммуникативная целесообразность речи
К качествам «хорошей» речи относятся те, которые определяют ее коммуникативную целесообразность. Это точность, выразительность и богатство (иногда к коммуникативным качествам относят также чистоту,

Фигуры переосмысления (тропы)
1.Метафораперенос значения по сходствуВсе новые волны молодежи приходят в университет...2.Метонимияперенос по смежностиИз министерства пришла бумага... (т. е. официальный документ)3.Синекдохапере

Поздравления
Поздравляю вас...Позвольте вас поздравитьС праздникомПримите мои поздравленияС праздником васРазрешите вас поздравить Ситуации речевого этикета незамкнуты, открыты, среди них выделяют так

Вопросы
1.Чем различаются и как между собой связаны понятия: культура речи, речевая культура, культура речевой деятельности, культура общения, общая культура? 2.Какие из слов выходят за рамки совр

Задания
1.Читайте тексты, соблюдая орфоэпические нормы. 1.Я товарищей встречал, Различал их за квартал (В. Берестов). К плетню растерянно приникший, Я услыхал в тени вет

Словари и справочники
1.Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. - М., 19993. 2.Граудина Л. К. , Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. - М. , 1976.

Этапы подготовки и проведения публичного выступления
Публичное выступление -это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как докла

Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступ

Доклад и речь как жанры делового общения
Доклад - это развернутое сообщение на определенную тему с целью сформировать мнение слушателей по затронутым вопросам, определить характер дальнейших практических действий. В докла

Вопросы
1.Что надо учитывать при определении темы выступления? Каковы функции названия ораторской речи? Чем отличается выступление в однородной, немногочисленной аудитории от выступления

Задания
1.Составьте предполагаемый портрет аудитории, перед которой вы хотели бы выступить с темой: «Профессия - менеджер». 2.Какие жесты используют телеведущие? Составьте, по результатам наблюден

Типы речевых актов в деловом общении
В современной теории коммуникации принято выделять 3 класса речевых актов, в зависимости от ожидаемой реакции адресата: вопросы, побуждения и сообщения. Если со стороны собеседника не пред

Бизнес - аргументация. Методы убеждения собеседника
Очень крупные сделки чаще всего заключаются на таких условиях, которые были лучше поддержаны аргументацией. В качестве ее объектов в деловом мире выступают цена, условия поставки, качество, сроки,

Психологические типы собеседников
П. Мицич в книге «Как проводить деловые беседы» (М. , 1983) приводит классификацию возможных типов собеседников и соответствующие варианты поведения. «Вздорный человек («ни

Невербальные средства делового общения
В русской разговорной литературной речи, функционирующей во многих ситуациях служебного общения, словесные и несловесные средства выражения очень тесно связаны. Параллельно с языком используются ми

Пространственные нормы делового общения
Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками и объем пространства коммуникации. Для ведения конструктивного диалога надо установить расстояние приблизительно в 1

Вопросы
1.К какому классу речевых актов относятся обещание, разрешение? 2.На какой стадии делового контакта вы будете использовать закрытые, открытые, переломные вопросы? 3.В чем преимуще

Задания
1.Проследите за изменениями в строении реплик - стимулов и установите, какой ответ прогнозирует говорящий в каждом случае: 1)Вы готовы организовать работу базы в выходные дни, если это буд

Деловой разговор и его виды
Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникаци

Этапы подготовки и проведения деловой беседы
Выделим 3 этапа подготовки и проведения данного вида речевого общения ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Планирование, оценка собеседников и обстановки1.У

Цель и задачи переговоров
Если в процессе общения возникают противоречия, то устранить их можно только 2 способами. Первый способ - негативный. Это конфликт. Второй - позитивный: переговоры. Без них было бы невозможно мирно

Этапы подготовки и проведения переговоров
Структурные элементы каждого этапа переговорного процесса можно представить в виде таблицы: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Сбор информации.1.Представл

Вопросы
1.В учебных пособиях зарубежных авторов часто приводится ситуация: «Две сестры спорят о том, как разделить апельсин. Каждая приводит аргументы, обосновывающие, что она должна получить если

Задания
1.Попробуйте взглянуть на проблему и предмет коммерческих переговоров глазами оппонента. Представьте, что вы ведете разговор о сдаче в аренду торговой площади. Восстановите рассуждения арендатора.

Цели и задачи общения с представителями прессы
Как справедливо утверждает известный американский имиджмейкер Лиллиан Браун, бизнесмен и пресса нужны друг другу. Деловому человеку средства массовой информации необходимы, если надо быстро распрос

Этапы подготовки и проведения интервью
К этапам данного вида общения относим: ДокоммуникативныйКоммуникативныйПосткоммуникативный1.Определение (совместно с интервьюером, круга проблем разговора1.Приветствие. Уст

Этапы подготовки и проведения служебного телефонного разговора
По подсчетам исследователей, на телефонные разговоры тратится до 27% рабочего времени делового человека. Какие действия он совершает, осуществляя этот вид дистантного общения?

Техника речи разговора по телефону
Когда человек говорит с кем - то по телефону, единственным средством выразить себя является его голос. Поэтому необходимо, как и при публичном выступлении, следить за техникой речи: освобождать дых

Правила ведения делового телефонного разговора
1)Рационально снимать трубку при любом звонке. Лучше всего после первого звонка. Если у руководителя есть отдельный кабинет и параллельный телефон, то трубку первой снимает секретарь. Она может дат

Вопросы
1.Почему по телефону часто задают вопросы: «Ты плохо себя чувствуешь?», «Вы спешите?». 2.Л. К. Граудина приводит в своей статье «О современной концепции отечественной риторики и культуре р

Дискуссия как вид спора
Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление п

Этапы подготовки и проведения дискуссии
Дискуссия в служебном взаимодействии - это, как правило, организованный спор: он планируется, готовится, а затем анализируется. Охарактеризуем следующие основные структурные элементы дискуссии:

Правила ведения спора
1.Начинайте возражать только тогда, когда вы уверены, что мнение собеседника действительно противоречит вашему. 2.Вначале приводите только сильные доводы, а о слабых говорите после и как б

Анализ дискуссии
Последний, заключительный этап рассматриваемого речевого жанра предусматривает тщательное осмысление процесса общения. Для этого можно использовать такие вопросы: 1.Что обсуждалось и что д

Задания
1.Сделайте письменный анализ одной из телепередач, построенной в форме дискуссии. 2.Определите свое отношение (совершенно согласен, согласен, не могу определиться, не согласен, совершенно

Совещание как вид организации делового общения группы
Деловое совещание (собрание) - устное коммуникативное взаимодействие группы людей (коллектива). В этом виде общения сочетаются различные жанры: ораторский монолог (вступительное и

Этапы подготовки и проведения собрания
Собрание - это групповое общение, которое управляется, организуется. Его успех на 90% зависит от подготовки, обдумывания структурных элементов коммуникативного этапа и последующей оценки и самооцен

Протокол совещания
Протокол совещания - это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от работников выполнения порученных им заданий. Секретарь фиксирует в пр

Пресс - конференция
Пресс - конференция - это вид взаимодействия делового человека с представителями прессы, аккредитованными своими редакторами с целью получения нужной информации. Поводы устройства пресс -

Список цитируемой литературы
1.Лихачев Д. С. О речевой культуре // Слово лектора. - 1989. - № 4. 2.Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. В 13т. - М. , 1954, т.6. 3.Якокка Л. Карьера менеджера. - М. , 199

Балтийская Государственная Академия

Рыбопромыслового Флота

Кафедра общественных наук.

Реферат по предмету Культура речи.

Тема реферата:

Оратор и аудитория. Приёмы установления контактов.

Реферат написал:Стрельников Александр Алексеевич

Реферат проверила:Чуксина

Калининград 2001
Оглавление:

1. Оратор и аудитория

Типы ораторов...............................................................................................................3

Подготовка и проведение публичного выступления(докоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативный этапы)..................................................3

Культура произнесения речи перед аудиторией......................................................11

2. Приёмы установления контакта с аудиторией

Лексико - синтаксические приёмы............................................................................13

Позы, жесты, мимика..................................................................................................15

1. Оратор и аудитория.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Типы ораторов

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Подготовка и проведение публичного выступления.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. Словесное выражение", литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

Как видно из вышенаписанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторскоекрасноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:

Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.

Оценка аудитории и обстановки.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Знание своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения - описывает следующие способы:

Способ Схематическое изображение Комментарии
Аудиторное размещение Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников
"Конференция" Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений
"Подкова" Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля
V - образное расположение Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора
"Круглый стол" Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.
"Кабаре" Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. . Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как

гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает.

Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется.

Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

Прием новизны информации, гипотез засттавляет аудиторию предполагать, размышлять.

Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

Показ практической значимости информации.

Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?).

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

Поза, жесты, мимика оратора.

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание.

Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой.

Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения

(овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний:

радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

После ораторского выступления необходим анализ. Прежде всего, для того чтобы найти, выделить и учесть в дальнейшем недостатки.

Заключение

В результате написания настоящей работы можно подвести итоги и сделать следующие выводы: овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта.

Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному

противоречию существуют две основные позиции.

Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавелизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения,

но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие – компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более

благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....