Презентация профессиональная компетентность учителя физкультуры. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии в свете перехода на фгос второго поколения


Понятийный аппарат Компетенция (от лат. competentia – «принадлежность по праву») – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность в образовании – уровень образованности. (О.Е. Лебедев) Компетентность в педагогике – способность действовать в ситуации неопределённости.


Уровни образовательных компетенций: - ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; - общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; - предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (А.В.Хуторский)


Компоненты ключевых компетенций для педагога - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи, - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,


Компоненты ключевых компетенций для педагога - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия, - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально- эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),


Компоненты ключевых компетенций для педагога - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.


Характеристики профессиональной компетентности 1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность. 2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами. 3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.


Компетенции специалиста по физической культуре и спорту: - общепрофессиональная (общенаучные и исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;


Общеотраслевая (образовательные и физкультурно- спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого- педагогическую) и физкультурно-спортивную научно- практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;


Специальная (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям а) учителя ФК и тренера, б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом, в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту.


Общепрофессиональные компетенции Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах. Исследовательские -связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности


Общеотраслевые компетенции Образовательные: Общетеоретические - научная сфера компетентности: история и философия образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности, естественно-научные основы педагогической деятельности. Общепедагогические - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии. Общепсихологические - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения.


Общеотраслевые компетенции Физкультурно-спортивные: Общетеоретические - научная сфера компетенстности: история и социология ФК и С, экономика и менеджмент ФК и С, правовые основы ФК и С Отраслевые - научная сфера компетентности: теория физической культуры и спорта, содержание и виды ФК-С деятельности, научные основы школьного курса, основы воспитательной деятельности в ФК и С, педагогика ФК и С, психология ФК и С.


Специальные компетенции (педагогические) Целеполагающие: Ориентационные: предполагают ориентирование учащихся/воспитанников в нравственных ценностях. Развивающие: предполагают развитие мышления, воображения, умений, речи и т.д. учащихся. Мобилизующие: активизация внимания учащихся, развитие у них устойчивого интереса к учению, в т.ч., к занятиям ФК и С. Информационные: предполагают поиск, отбор и структурирование предметной и методической информации.


Специальные компетенции (педагогические) Организационно-структурные: Конструктивные: включают конструирование урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д. Организаторские: организация информации в процессе ее подготовки, деятельности и поведения учащихся. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений и организация взаимодействия между участниками образовательного процесса. Гностические: включают исследование и диагностика отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности.


Специальные компетенции (рекреационные) Гностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно- рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху. Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы.


Специальные компетенции (рекреационные) Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения, способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха. Организаторские: непосредственная реализация физкультурно- рекреационных замыслов.


Специальные компетенции (управленческие) Проектировочные (связаны с анализом, планированием и прогнозированием деятельности). Конструктивные (относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий). Мобилизационные (относятся к области мотивации и стимулирования деятельности подчиненных, коллектива). Коммуникативные (относятся к сфере конструирования деловых взаимоотношений и организации связей с внешней средой). Организаторские (относятся к рациональной организации деятельности, ее контролю и координированию).

Формирование профессиональной компетентности учителя технологии в свете перехода на ФГОС второго поколения

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа».

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.

Какой он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника , занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по федеральным государственным образовательным стандартам.

Предмет изменений

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности

Основные компетенции современного учителя:

    Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

    Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

    Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

    Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

    Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

    Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

    Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.

    Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.

    Уметь организовать понятийную работу обучающихся.

    Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

    Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Р.С. Наговицын

Подготовка будущих педагогов в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиления инновационных педагогических технологий, которые должны применяться в обучении студентов. На основе комплексного изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлена классификация программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через развитие физкультурно-оздоровительной компетентности. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов с помощью внедрения мобильного обучения позволит реализовать обучающие технологии, отвечающие современным запросам молодежи и направленные на инновации, креативность, инициативы и интересы преподавателя и студентов.

Ключевые слова: мобильное обучение, физкультурно-оздоровительная

компетентность, таксономия, физкультурный и здоровый образ жизни, программное обеспечение, модель.

Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям. В рамках профессиональной педагогической подготовки эта задача приобретает стратегическое значение, так как будущий педагог должен уметь создавать условия для развития воспитательно-образовательного пространства. Таким образом, работа по подготовке будущих педагогов в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиления инновационных педагогических технологий, которые должны применяться как в обучении студентов, так и в реализации их практической подготовки. Научно-педагогические исследования показывают, что получение новых образовательных результатов невозможно в рамках применения традиционных подходов к формированию профессиональной квалификации педагогов. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки, включая и физкультурно-оздоровительную деятельность будущих специалистов. Проблемная ситуация определяется существующими в настоящее время противоречиями между:

Осознанием обществом настоятельной необходимости гармоничного физического развития личности и поддержания здоровья через формирование физкультурного и здорового образа жизни студентов и отсутствием организационно-педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся;

Несовершенством традиционной методической базы по формированию физкультурного и здорового образа жизни студентов и широкими возможностями формирования физкультурно-оздоровительной компетентности молодежи на основе внедрения инновационных и нетрадиционных физкультурно-оздоровительных технологий, отвечающих современным запросам молодежи, направленных на гуманизацию учебнооздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов преподавателя и студентов;

Возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике потенциала формирования физкультурнооздоровительной компетентности студентов .

В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих специалистов, ведущих физкультурный и здоровый образ жизни на основе сформированности у них физкультурно-оздоровительной компетентно сти.

Цель исследования: формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих педагогов на основе внедрения информационных технологий, представленных мобильным обучением, в учебный процесс для формирования физкультурного и здорового образа жизни подрастающей молодежи.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов будет эффективным, если:

Будет разработана технология мобильного обучения, основанная на составлении комплекса специального программного обеспечения, направленного на формирование физкультурного и здорового образа жизни обучающихся;

Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будет осуществлено с помощью междисциплинарного подхода к обучению, а именно на учебных дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обусловливает и необходимость соблюдения единого подхода к разработке содержания обучения и учета междисциплинарных связей. Оно проектируется на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей.

Анализ научно-методической литературы, в частности, теорий классификаций и систематизации, позволил нам определить образовательную технологию Б. Блума как приоритетную для нашего исследования. Таксономия Б. Блума объединяет конкретные результаты обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка). В ней предлагается система уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента.

1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений. Обучающийся знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание. Показателем способности понимать значение

изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую - его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Обучающийся: понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Обучающийся: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Обучающийся: выделяет

скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Обучающийся: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Обучающийся оценивает: логику построения материала в виде письменного текста; соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев .

Анализ компетенций учебных дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», построенный на основе определения элементов педагогических технологий по классификации и систематизации Б. Блума, позволил нам представить модель физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся (рис. 1).

Современные подходы по организации педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня подразумевают широкое использование информационных технологий, в том числе мобильного обучения - обучения, независимого от времени, места и содержания учебного предмета. Компьютеризация учебного процесса повышает роль средств обучения и в отличие от традиционных форм организации учебного процесса такие средства превращаются в универсальные, что позволяет совершенствовать их на основе общих принципов, опираясь на концептуальные подходы к обучению.

Физическая культура Безопасность жизнедеятельности Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Возрастная анатомия, физиология и гигиена

ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОК - 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК - 9 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК - 11 Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК - 1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ПК - 11 Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ОК - 11 Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК - 4 Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности ПК - 2 Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОК - 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учеб-но-воспитатель-ном процессе и внеурочной деятельности

Физкультурно-оздоровительная компетентность обучающихся________________

Знание: методов физического воспитания и самовоспитания для повышения

адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; основ своей профессиональной деятельности, включая воспитание и духовно-нравственное развитие личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях по разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.____________________________________________________

Продолжение рис. 1

Применение: средств укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; воспитания и духовно -нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; использование результатов своей профессиональной деятельности, методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Анализ: видение ответственности за результаты своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; анализ влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; выявление необходимости воспитания и духовнонравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; проведение разработки современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и осознание мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Синтез: комбинирование методов физического воспитания и самовоспитания для

повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; составление содержания воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, развития культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, схемы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; предложение разработки современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности; распределение ответственности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости и мотивации к осуществлению своей будущей профессии.

Оценка: эффективности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; логики воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; рефлексия по разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности._

Рис. 1. Модель физкультурно-оздоровительной компетентности

обучающегося

Примечание: ОК - общекультурные компетенции; ОПК - общекультурные

компетенции; ПК - профессиональные компетенции

Согласно опросу студентов в ракурсе интересующей нас проблемы, ведущее место занимает мотивация (чтобы было интересно и можно было рассказать друзьям); мобильность (чтобы можно было учиться в любом месте, а лучше всего не ходить в школу); индивидуальность (чтобы можно было учиться в любое время). Перечисленные выше подходы позволяют нам предположить, что технологии мобильного обучения могут быть применены для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции будущих педагогов. Следует признать, что в настоящих условиях добиться идеального конечного результата не удастся. Теория решения изобретательских задач нас учит, что система сама (за счет ресурсов) выполняет нужное действие. В нашем случае информационно -педагогический ресурс - «опыт доступный для восприятия обучающимся» должен сам проникнуть в информационное поле обучающегося. Сегодня это описание наиболее точно отражается в концепции мобильного образования .

Стремление к созданию современных электронных образовательных средств в духе концепции мобильного обучения наблюдается во всем мире. При этом принцип един: за счет электронных средств целенаправленно создается образовательное пространство, отвечающее некоторому запросу (общества или государства). В нем, как нам кажется, происходит формирование у обучающихся качеств и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание - все, что так необходимо современному человеку.

В образовательной модели мобильного обучения информационные технологии используются для создания среды, в которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один». Концепция подразумевает использование специально разработанного устройства, которым учащиеся и учителя могут пользоваться и в школе и дома. Наличие Интернета является обязательным компонентом этой учебной модели. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет учителю свободу обеспечивать учащихся он-лайн приложениями по мере образовательных возможностей .

При исследовании комплекса программных продуктов, представленных в App Store Downloads on iTunes в категории «Здоровье и фитнес», мы насчитали более 40 тысяч приложений, что, естественно, требует классифицирования.

Под обучающими программами, предназначенными для формирования представлений о физкультурном и здоровом образе жизни,

мы понимаем электронные педагогические средства как часть информационно-педагогического ресурса, предназначенного для передачи учебной информации, контроля знаний обучающихся и формирования навыков в рамках развития представлений о здоровом образе жизни обучающихся. Система обучающих программ для студентов педагогического вуза должна быть построена на реализации требований федерального образовательного стандарта по представленным в модели предметам и ориентирована на получение новых образовательных результатов, предполагающих формирование представленных выше компетенций. Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ: тренировочные и контролирующие; наставнические; имитационные и моделирующие; развивающие игры .

Рассматривая обучающее программное обеспечение для реализации формирования физкультурного и здорового образа жизни, мы предлагаем следующую классификацию:

Программное обеспечение для организации режима обучающегося;

Программное обеспечение справочного характера;

Программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся;

Программное обеспечение, моделирующее работу преподавателя-тренера.

На основе изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлена классификация программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через формирование физкультурно-оздоровительной компетентности по систематизации уровней обучения Б. Блума (рис. 2.).

Выводы. Мобильное обучение, которое представлено авторским комплексом программного обеспечения, поэтапно будет внедряться в учебный процесс вуза. В содержание учебных дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» будут введены модули по формированию физкультурнооздоровительной компетентности обучающихся с помощью мобильных устройств с комплексом программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни студентов. Разработанная инновационная технология позволит решить заявленные в исследовании противоречия и достичь цели исследования.

Уровни учебных целей по Б. Блуму

Модуль программного обучения

Программное обеспечение справочного характера

Моя последняя сигарета От Mastersoft Mobile Solutions

iBrush От JAGLABS, Inc.

Я хочу... От Dmitry Klimkin

Я здоров! От Dmitry Klimkin

Tupperware CIS От iD EAST

Программное обеспечение для организации режима обучающегося

Умный будильник Smart Alarm Clock FREE

In Shape Free: Фитнес. Диета. Массаж.

8-ALARM От 8-Alarm

Timer Flo От Kian Tan

ИМТ+жира калькулятор От michael heinz

Программное обеспечение, моделирующее работу тренера

Подтягивания 20+ Lite От michael heinz

Sports Tracker От Sports Tracking Technologies Ltd

Отжимания на брусьях 100+ Lite От michael heinz

Running, Virtual

Jog, Walk, Trainer От

Tracking and Moves Pty

Программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся

Кардиограф

Weight Recorder От Travis Luke

iHealth BPM От ANDON HEALTH Co., LTD

WiScale От WiThings, S.A.S.

Рис. 2. Классификация программного обеспечения для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции

Физкультурно-оздоровительная компетентность, которая включает в себя совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, представлена в рамках

таксономии Б. Блума на основе системы уровней обученности. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся на основе внедрения мобильного обучения позволит реализовать обучающие технологии, отвечающие современным запросам.

Список литературы

1. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: автореф. ...дис. д-ра пед. наук. Набережные Челны, 2012. 42 с.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Академия, 1999. 811 с.

3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001. 816 с.

4. Понятие мобильного обучения. URL: http: //wiki.vspu.ru/workroom (дата обращения: 11.02.2013).

5. Создание среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» для 21 века: информационное руководство программы Intel «World Ahead Education» / Корпорация Intel, 2008. 32 с.

6. Таксономия Блума. URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/

01_03_01_04.htm (дата обращения: 12.02.2013).

7. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода): автореф. .дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2009. 51 с.

Наговицын Роман Сергеевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Удмуртия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко

THE FORMATION OF PHYSICAL AND HEALTH COMPETENCE OF FUTURE PEDAGOGUES ON THE BASIS OF MOBILE LEARNING

The preparation of future pedagogues in the constantly shifting conditions of education demands the intensification of innovative pedagogical technology that must be applied in students’ education. On the basis of a complex study of the variety of mobile learning tools, we have clearly identified software for effective development of physical and healthy lifestyle among students through the development of physical and health competence. The formation of physical and health competence of students, supplemented by mobile learning, allows them to effectively utilize the training technology that meet modern demands and are orientated to the innovations, creativity, initiatives and interests of both teachers and students.

Key words: mobile learning, physical and health competence, taxonomy, physical and healthy lifestyle, software, model.

Nagovicyn Roman Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, Assoc., [email protected], Russia, Udmurtia, Glazov, Glazovsky State Pedagogical Institute the name of V.G. Korolenko


Мониторинг

Планирование курса общей психологии

Темы Психика и мозг.
Сроки Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь-февраль Март-май
Творческие работы Кластер по теме Сообщение «Современные направления психологии», «Перспективы развития психологии» Словарь Кластер по теме. Проект «Стадии развития психики». Словарь Кластер по теме Словарь Кластер по теме. Структура моего характера. Программа саморазвития. Словарь
Задания для учебной практики Использование МНИ в педагогической деятельности учителя Наблюдение и анализ занятия по теме «Структура деятельности». Составление плана-конспекта и проведение занятия по организации какого-либо вида деятельности. Составление плана-конспекта и проведение развивающего занятия. Изучить личностные особенности школьника. Написать психологическую характеристику на ребенка (или на себя).
Форма аттестации Зачет в форме защиты портфолио или контрольная работа.

Психология

Словарь основных понятий в общей психологии

Психология -

Субъективность

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Методы научного исследования

Сенсорный

Перцептивный

Интеллект

Сознание

Инстинкт

Интериоризация

Экстериоризация

Нервы центростремительные

Нервы центробежные

Возбуждение

Торможение

Деятельность

Средства
Действия

Операция

Психофизиологические функции

Внимание

Ощущение
Восприятие

Речь
Мышление

Воображение

Личность

Фазы развития

Периоды развития

Темперамент

Характер

Способности


Деятельность

Схема плана - конспекта урока (занятия)

Конспект открытого урока по ___________________________ (указать предмет), проведенного (когда, кем, где) ____________________________________________________________________________________________________________________________________



Тип урока (по цели):

Ожидаемый результат: (предметный, метапредметный, личностный)

Оборудование:

Цель наблюдения:

Ход урока.

Какими видами деятельности заняты дети на уроке?

Какую деятельность выполнял учитель?

Была ли согласованность деятельности учителя и учащихся?

Какие результаты достигнуты на уроке?

Выделите в конспекте структуру деятельности.

Какие познавательные процессы (ППП) развивались на уроке? Как ППП управлял учитель?

Деятельность

План характеристики на ученика

1. Биографические данные.

3) возраст (полных лет),

2. Индивидуальные особенности.

1) темперамент,

2) характер,

3) способности (общие (уровень развития ППП) и специальные),

4) возможности (уровень развития познавательных психических процессов),

5) эмоционально-волевая сфера личности,

6) интересы, направленность личности.

Например.

Иванова Ольга Ивановна, ж, 8 лет. Живет в полной семье, благополучной, есть младший брат. Ольга подвижная, эмоциональная, несдержанная (холерик). Общие способности развиты на среднем уровне. Успевает в основном на «4» и «5». На учебные занятия ходит с удовольствием, но не всегда внимательна и неусидчива. Много читает. Любит литературное чтение, физкультуру, окружающий мир. Увлекается спортом: легкой атлетикой, лыжами. Показывает хорошие результаты. По отношению к сверстникам внимательна, скромна, доброжелательна. В деятельности дисциплинирована, исполнительна, старательна, но не всегда доводит работу до качественного конца. Всегда откликается на просьбы.

Вопросы и задания на экзамен

Билеты: 1) теоретический вопрос (1-2),

2) представление портфолио с практическими заданиями.

Теоретические вопросы по психологии

К билетам экзамена

1. Психология как наука.

2. Из истории развития психологии.

3. Методы научного исследования в психологии.

4. Место психологии в системе наук.

5. Структура современной психологии (отрасли).

6. Общее понятие о психике. Стадии развития психики.

7. Сознание и бессознательное.

8. Нервная система как физиологическая основа психики. Строение, функции.

9. Нервная система как физиологическая основа психики. Работа нервной системы.

10. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.

11. Виды деятельности.

12. Уровни деятельности.

13. Психологическая характеристика деятельности.

14. Внимание как познавательный психический процесс.

15. Восприятие как познавательный психический процесс.

16. Память как познавательный психический процесс.

17. Речь как познавательный психический процесс.

18. Мышление как познавательный психический процесс.

19. Воображение как познавательный психический процесс.

20. Эмоции как познавательный психический процесс.

21. Воля как познавательный психический процесс.

22. Понятие о личности. Характеристики и структура личности.

23. Личность как самоуправляемая система. Образ Я. Структура, виды, этапы становления.

24. Развитие личности (факторы, фазы, периоды).

25. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент.

26. Индивидуально-психологические свойства личности. Характер.

27. Индивидуально-психологические свойства личности. Способности


Примерные практические задания к экзамену

Представление портфолио:

Структура портфолио,

Наиболее интересные работы с Вашей точки зрения…

Лист достижений

Темы Психология как наука. Из истории развития. Психика и мозг. Деятельность и познавательные психические процессы. Личность и психические свойства личности.
Сроки Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь-февраль Март-май
Представленные материалы:
Словарь
Кластер
Сообщения
Практические работы
Творческие работы
Контрольные работы
Самооцен ка
Количество баллов
Оценка
Экзамен

ПОРТФОЛИО

Практических работ

студента по психологии

ФИО студента:____________________________

Курс II, группа 221

Специальность 49.02.01 –

Физическая культура

Преподаватель:

Мартиросян Елена Евгеньевна


Введение

О себе. Психологическая характеристика

1. Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры

2. Мониторинг

3. Планирование курса психологии

4. Задания для самостоятельной работы

5. Структура портфолио:

Рабочие тетради, самостоятельные и контрольные работы, кластеры, творческие работы, сводные таблицы:

Разработка конспектов развивающих занятий (по выбору по темам: внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение);

Схема анализа занятия (урока), анализ урока (внеклассного занятия);

Исследование свойств личности, план характеристики на ученика, характеристика на ученика;

Словарь основных понятий, схема логики психологии через основные понятия науки;

Лист достижений.

6. Вопросы и задания к экзамену

Введение

Уважаемый студент! Изучая новую науку, Вы узнаете, что такое психология, что она исследует и чем занимается. Мы постараемся увидеть прикладной характер науки. Изучая темы «Деятельность и познавательные психические процессы», «Личность и психические свойства личности», «Школьная психология» начинаем исследовать свои и школьников психические процессы и свойства личности, устанавливать соответствие уровня развития детей с возрастными нормами.

Успехов в изучении психологии!


О себе


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры (ОК и ПК)

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2.1. Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий
по программам дополнительного образования в области физической
культуры.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического
воспитания.

ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Подготовил:

учитель физической культуры

Виноградов Вячеслав Александрович ,

2014г.

Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция» и «компетентность»?

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.


В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.


Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура» выделяют следующие ключевые компетенции:



Проявление ключевых компетенций в области физической культуры

Ключевые компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Социальная значимость для обучающегося

Личностная значимость для обучающегося

1. Общекультурная

Сфера культурно-историческая

Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Формирование ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий:

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Литература:

    Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.

    Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....