Презентация на тему "А.А. Блок"

Класс: 11

Презентация к уроку















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с атмосферой, в которой вырос А. Блок; показать, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока; показать особенности поэтики стихотворений автора.

Оборудование : презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворений, их разбор.

Ход урока

1. Слово учителя : (слайд №1).

Тема нашего урока “ А.А.Блок: жизнь, творчество, личность”. Сегодня мы познакомимся с атмосферой, в которой вырос великий поэт, рассмотрим, как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока, увидим особенности поэтики его стихотворений.

“Был Пушкин и был Блок... Все остальное - между!” Эти слова Владислава Ходасевича очень точно выразили чувства многих современников поэта. В этой фразе не только ощущение значения Блока для русской поэзии, но и чувства несомненного его родства с великим девятнадцатым веком русской литературы. В своём творчестве Блок сумел соединить русскую классику и новое искусство.

(слайд №2).

В молодые годы Блока часто сравнивали с Аполлоном, в зрелые - с Данте. "Лицо Александра Блока, - писал М. А. Волошин, - выделяется своим ясным и холодным спокойствием, как мраморная греческая маска. Академически нарисованное, безукоризненное в пропорциях, с тонко очерченным лбом, с безукоризненными дугами бровей, с короткими вьющимися волосами, с влажным изгибом уст, оно напоминает строгую голову Праксителева Гермеса, в которую вправлены бледные глаза из прозрачного тусклого камня. Мраморным холодом веет от этого лица. ...Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности... но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт, так как он ближе всего стоит к традиционно-романтическому типу поэта - поэта классического периода немецкой истории".

В качестве эпиграфа к нашему рассказу о Блоке мы возьмём его собственное высказывание о своём творчестве: “Если вы любите мои стихи, преодолейте их яд, прочтите в них о будущем.”

И действительно, читая сегодня стихи Блока, мы узнаём в них наше время, нашу страну.

2. Детство. (слайд №3). Рассказ учащихся.

В 1755 году немецкий медик Иоганн Фридрих Блок переселился из Германии в Россию, превратившись в лейб-хирурга Ивана Леонтьевича Блока. Он дал начало новой дворянской фамилии, которая теперь прочно связалась в нашем сознании с великой русской поэзией, - с книгами, стихотворениями, поэмами и статьями, названия которых звучат столь знакомо: “Стихи о Прекрасной Даме”, “Незнакомка”, “На поле Куликовом”, “Соловьиный сад”, “Двенадцать”, “Народ и интеллигенция”, “Крушение гуманизма”, “О назначении поэта”... Но когда в 1909 и в 1915 годах Блока попросят написать “Автобиографию”, он начнет рассказ о своих предках не с этой, германской, своей родословной.

“Семья моей матери причастна к литературе и к науке”. За этой фразой не только гордость потомка известнейшего рода Бекетовых, но и эхо семейной драмы, начало которой во времени, предшествовавшем появлению будущего поэта на свет.

Отец поэта, Александр Львович Блок, был человек незаурядный. Он родился в Пскове, в семье правоведа, чиновника Льва Александровича Блока. Его мать, Ариадна Александровна (урожденная Черкасова) была дочерью псковского губернатора. Гимназию Александр Львович окончил в Новгороде, с золотой медалью. Поступив на юридический факультет Петербургского университета, он обратил на себя внимание профессоров: ему прочили блестящую будущность.

Позже от бабушки и тетки со стороны матери поэт узнает, что в молодости при случайной встрече его отец своим “байроническим” обликом произвел сильное впечатление на Достоевского (отголоски этого семейного предания прозвучат в поэме “Возмездие”). Знаменитый писатель вроде бы даже вознамерился сделать Александра Львовича прототипом одного из своих героев.

Но помимо “байронической” или “демонической” внешности, Александр Львович обладал и другими, более важными качествами: оригинальный ум, редкая, до самозабвения любовь к поэзии, к музыке (сам прекрасно играл на рояле). После себя он оставил два сочинения: “Государственная власть в европейском обществе” и “Политическая литература в России и о России”, примечательные уже тем, что в них можно найти сходное с сыном ощущение России: то, что Александр Львович пытался изложить как ученый-публицист, Александр Блок с предельной остротой выразил в стихотворении “Скифы”.

Но литературное наследие Александра Львовича оказалось меньше его дарования. “Свои непрестанно развивавшиеся идеи, - писал поэт об отце в той же “Автобиографии”, - он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его”. Не менее выразительна и характеристика отца поэта, данная его учеником Е. В. Спекторским: “Александр Львович был убежден, что у каждой мысли есть только одна действительно соответствующая ей форма выражения. Годами переделывая свой труд, он и искал эту единственную форму, преследуя при этом сжатость и музыкальность (ритмичность, размеренность). В процессе этой бесконечной переработки он стал в конце концов превращать целые страницы в строки, заменять фразы отдельными словами, а слова - знаками препинания”, не замечая, что “его работа становится все более и более символистическою, еще понятною для ближайших учеников, но для широкого круга непосвященных уже совершенно недоступною”. Есть какая-то напряженность в облике Александра Львовича Блока. Талант мыслителя историко - философского склада и талант стилиста у Александра Львовича не дополняли друг друга, но сталкивались между собой. Ту же напряженность мы находим и в его поведении. Близких людей он и страстно любил, и жестоко мучил, ломая жизнь им и себе. 8 января 1879 года - день венчания Александра Львовича Блока и Александры Андреевны Бекетовой. Став приват-доцентом в Варшавском университете (в то время часть Польши вместе с Варшавой входила в состав Российской империи), отец будущего поэта увозит молодую жену с собой. Осенью 1880 года Александр Львович приезжает с Александрой Андреевной в Петербург. Ему предстоит защита магистерской диссертации. Состояние Александры Андреевны, ее усталость, измученность, рассказы о деспотическом характере мужа поражают родных. Скоро ей предстоят роды. По настоянию Бекетовых Александра Андреевна остается в Петербурге. Александр Львович, с блеском защитив диссертацию, уезжает в Варшаву. Какое-то время он пытается заново расположить к себе жену. Однако эти попытки остались безуспешными. 24 августа 1889 года по указу Священного Синода брак Александра Львовича и Александры Андреевны был расторгнут. После Александр Львович был женат еще раз, но и этот брак, от которого у него осталась дочь, оказался непрочным.

(Слайд №4).

Будущий поэт рос вдали от отца. Александра Львовича он видит лишь изредка, их сдержанное общение - в письмах. Оценить отца по достоинству поэт сумеет лишь после его смерти. В кругу Бекетовых Саша Блок - любимец и баловень, но печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью, отсутствием твердой опоры в жизни.

Когда мать Блока второй раз выходила замуж, - ее супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух, человек добрый, мягкий, - то надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали. Да и за беззаветной любовью бабушки и теток скрывалось напоминание о безотцовщине. Тема “возмездия” (как и одноименная поэма Блока) выйдет из этой его “отлученности” от семейного очага, сквозь которую он увидит трагедию всей России.

Александр Александрович Блок появился на свет 16 (по новому стилю - 28) ноября 1880 года. Он родился в тревожное время: через несколько месяцев после его рождения, 1 марта 1881 года, народовольцы убивают Александра П. Это событие стало для России предвестием будущих потрясений. Но ранние годы поэта - счастливые годы. В дневнике его бабушки Елизаветы Григорьевны Бекетовой после тревожных записей о покушении на государя сказано и о крошечном внуке: “Сашура становится главной радостью жизни”. В воспоминаниях тетки Марии Андреевны признание: “С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи. В доме установился культ ребенка”.

Дед, бабушка, мать, тетки - самые близкие ему люди. Об отце в “Автобиографии” он скажет глухо, с напряжением: “Я встречался с ним мало, но помню его кровно”. О Бекетовых пишет легко, спокойно, с подробностями.

Ему было чем гордиться. Бекетовы - среди друзей и знакомых Карамзина, Дениса Давыдова, Вяземского, Баратынского. В их роду можно встретить землепроходца, актера, стихотворца, журналиста, библиофила, героя Отечественной войны 1812 года... Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

Его дед - знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет: “.. .мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий. Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушевки, вида, неизвестного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник...”

Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова - дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была и переводчиком с нескольких языков, давшим русскому читателю сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Бичер-Стоу, Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Руссо, Гюго, Бальзака, Флобера, Мопассана и многих других известнейших ученых и писателей. Об этих переводах Блок с достоинством скажет: “...ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль - образный, язык - точный и смелый, обличавший казачью породу. Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими”. Елизавета Григорьевна встречалась с Гоголем, Достоевским, Толстым, Аполлоном Григорьевым, Полонским, Майковым. Она не успела написать свои воспоминания, и Александр Блок мог впоследствии перечесть только краткий план предполагаемых записок и вспомнить некоторые бабушкины рассказы.

Мать Блока и тетки поэта тоже были писательницами и переводчицами. Через них русский читатель познакомилсяся с произведениями Монтескье, Стивенсона, Хаггарта, Бальзака, Гюго, Флобера, Золя, Доде, Мюссе, Бодлера, Верлена, Гофмана, Сенкевича и многих других.

Перу тетки Екатерины Андреевны Бекетовой (в замужестве Красновой) принадлежит стихотворение “Сирень”. Положенное на музыку Сергеем Рахманиновым, оно стало известным романсом. Мария Андреевна Бекетова войдет в историю русской литературы как автор мемуаров, связанных с жизнью и творчеством Блока. Мать будет играть в жизни поэта исключительную роль. Именно она станет первым его наставником и ценителем, ее мнение для Блока будет значить очень много. Когда Саша Блок начнет выпускать свой домашний литературный журнал “Вестник”, мать станет “цензором” издания.

Дед, бабушка, мать, тетки... Узкий круг близких людей. И уже в детские годы ощущается самодостаточность для него именно этого круга. Из детей Блок будет особенно дружен с двоюродными братьями Феролем и Андрюшей, детьми тетки Софьи Андреевны (в девичестве Бекетовой), которая была замужем за родным братом отчима поэта Адамом Феликсовичем Кублицким-Пиоттух. Но для своих игр он в товарищах не нуждался. Силой воображения он мог оживить обычные кубики (деревянные “кирпичики”), превращая их в конки: лошадей, кондукторов, пассажиров, предаваясь игре со страстью и редким постоянством, все усложняя и усложняя выдуманный им мир. Среди особых пристрастий - корабли. Он рисовал их во множестве, развешивая по стенам комнаты, одаривая ими родных. Эти корабли детского воображения “вплывут” в его зрелые стихи, став символом надежды.

Замкнутость и необщительность в характере маленького Блока проявлялась самым неожиданным образом. От француженок, которых ему пытались нанимать, он так и не научился французскому языку, поскольку, как позже заметит Мария Андреевна Бекетова, Саша “уж и тогда почти не разговаривал даже и по-русски”.

Когда в 1891 году будущий поэт поступит в петербургскую Введенскую гимназию, то и здесь со своими одноклассниками будет сходиться трудно, даже к наиболее близким товарищам не испытывая особой привязанности. Его постоянные увлечения гимназических лет - сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник”, который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров. Его троюродного брата Сергея Соловьева, который в это время познакомился с Блоком, “поразила и пленила в нем любовь к технике литературного дела и особенная аккуратность”: “Вестник” был изданием образцовым, с вклеенными иллюстрациями, вырезанными из других журналов.

Но важную роль в развитии поэта сыграли не только близкие ему люди и не только увлечения, но и его дом.

В Санкт-Петербурге, столице Российской империи, пройдет почти вся жизнь поэта. Петербург отразится в его стихах. И все-таки Александр Блок не стал только лишь столичным поэтом. Петербург - это была гимназия, которая вызывала в нем страшные воспоминания: “Я чувствовал себя, как петух, которому причертили клюв мелом к полу, и он так и остался в согнутом и неподвижном положении, не смея поднять голову”. Петербург - это казенные квартиры, “место жительства”. Домом для Блока стало небольшое имение Шахматово, которое в свое время купил его дедушка Андрей Николаевич Бекетов по совету друга, знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева. В первый раз будущего поэта, шестимесячного, сюда привезла мать. Здесь он жил почти каждое лето, а иногда с ранней весны до поздней осени.

3. Годы учёбы. Начало творческого пути. (слайд №5).

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности - учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале “Новый путь” состоялся творческий дебют Блока - поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел “Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета”, в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл “Стихи о Прекрасной Даме” .

Основными чертами символистской лирики Блока становятся

  • Музыкальность;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов

(слайд № 6)С этого момента начинается работа над первым сборником стихов, который состоял из 3-ёх томов. (работа со схемой слайда). Блок раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии:

“...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - “трилогия вочеловечения”

(от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..)”.

4. Обратимся к 1-й книге (слайд №7). В неё вошли следующие циклы стихов:

  • “Ante Lucem” (“До света”)
  • “Стихи о Прекрасной Даме”
  • “Распутья”
  • Прекрасная Дама - “Царица чистоты”, “Вечерняя Звезда”, средоточие всего Вечного и Небесного.

Центральной книгой этого сборника становится цикл “Стихи о Прекрасной Даме ”.Традиционная романтическая тема любви-служения получила в “Стихах о Прекрасной Даме” то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, “лунную” символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т.д.) Нужно здесь отметить, (слайд №8) что Любовь Дмитриевна Менделеева, ставшая к этому времени женой поэта, была неземным образом, являвшимся поэту.

Обратимся к одному из стихотворений цикла “Вхожу я в тёмные храмы” (чтение наизусть подготовленным учеником).

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения?
  • Какова цветовая гамма стихотворения?
  • Прорисован ли облик Прекрасной Дамы?

5. (слайд №9).

Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема “стихии” (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. Циклами, вошедшими во второй сборник, стали

  • “Пузыри земли”,
  • “Разные стихотворения”,
  • “Город”,
  • “Снежная маска”,
  • “Фаина”.

6. (слайд №10). Обратимся к стихотворению “В ресторане”. (чтение подготовленного ученика). Обратите внимание на пейзажный штрих: петербургская заря, желтые фонари на желтом, северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире. Всё это говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью.

Между лирическим героем и девушкой из ресторана пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Красота погублена, поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

7. (слайд №11) В 1907 году Блок неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема “народа и интеллигенции”, ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл “На поле Куликовом”, соединяют образы родины и любимой.(чтение стихотворения “Река раскинулась...”)

В стихотворении "Река раскинулась..." несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, надо сказать, в свое время оно многим показалось шокирующим - ведь А.Блок называл свою страну "О, Русь моя! Жена моя!". Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены.

8. (слайд №12).

После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: мир - народам, земля - крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: "Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира..."

Поэма А.Блока "Двенадцать" была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь: полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон.

9. (слайд №13)

Вслед за “Двенадцатью” было написано стихотворение “Скифы”. Противопоставляя “цивилизованный” Запад и революционную Русь, поэт от имени революционной “скифской” России призывает народы Европы положить конец “ужасам войны” и вложить “старый меч в ножны”. Стихотворение завершается призывом к единению:

В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!

В русской истории А.Блок увидел залог будущих успехов и подъёма страны.

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит,глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!

Так завершилась “трилогия вочеловечения”. Так завершился трудный путь поэта, путь, исполненный великих художественных открытий и свершений.

10. (слайд №14). В последние годы жизни 1918 -1921 гг. Блок как поэт замолкает. Много работает в учреждениях культуры, созданных новой властью. Пишет статьи “Интеллигенция и революция” (1918 г.), “Крушение гуманизма” (1919 г.), стихотворения “Без божества, без вдохновенья” (1921 г.), “О назначении поэта” (1921 г.). Последнее стихотворение “Пушкинскому дому” обращено (как и статья “О назначении поэта”) к пушкинской теме.

11. (слайд №15).

Путь Блока - жертвенный путь. Он единственный воплотил в жизни идею “богочеловечества”, художника, отданного на заклание. Но он пришел в мир тогда, когда жертва не может стать для остальных искуплением, она может быть лишь свидетельством грядущих катастроф. Блок это чувствовал, он понимал, что его жертва не будет востребована, но предпочел гибель “вместе со всеми” спасению в одиночестве. Он умирал вместе с Россией, его родившей, его вскормившей. Быть может, всего точнее о том событии, которое произошло 7 августа 1921 года в 10 часов 30 минут, сказал Владислав Ходасевич: “Он умер оттого, что был болен весь, оттого, что не мог больше жить. Он умер от смерти”.

Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением В.Лазарева

Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока.
Встреч разуму и свету встреч
В порыве мощном и глубоком.
Звучи же, вписываясь равно
В мир городов и деревень,
В ноябрь туманный, в тёплый август,
И в тяжкий, и в счастливый день.
...И не отринуть, не отречь
Строку от Родины и сроков.
Звучи, звучи, живая речь
Поэта Александра Блока!

12. Домашнее задание

1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.

Александр Александрович Блок

Презентацию подготовила

Солдатенкова И.В.

учитель начальных классов

МОУ СШ №80

Г.Ярославль


А.А. Блок - один из самых известных поэтов

Серебряного века.


  • Отец – профессор Варшавского университета
  • Мать – переводчица, писательница
  • Дед - учёный-ботаник, ректор петербургского университета Андрей Николаевич Бекетов

  • А.Блок, мать поэта, А.Н.Бекетов (дед) и др. Шахматово, 1894

А. Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери, бабушки, теток. “Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин...” и “благоуханная глушь маленькой усадьбы”.


«Место, где я хотел бы жить, - Шахматово». (А.Блок.)


ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ТАК

В доме Бекетовых стихи любили и ценили. Их писали в семье, кто в шутку, кто всерьез, почти все. По признанию поэта, проба пера относится приблизительно к пятилетнему возрасту. Маленький Саша сочинял небольшие стишки, рассказики, которые аккуратно, печатными буквами, переписывал в альбомы. Почти все детские «сборники» мальчик посвятил матери.


Лет в девять Саша стал «выпускать» ежемесячный журнал «Корабль», который умещался в обычной тетради. Позже, в 94-97-х годах, «являлся редактором» домашнего рукописного «Вестника», в издании которого участвовала вся родня.

Но серьезно Александр стал относиться к творчеству только к восемнадцати годам. На тот момент в его «копилке» было уже около восьмисот стихотворений


СТИХИ О ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».


В следующих поэтических сборниках Блока, «Город», 1908, и «Снежная маска», 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме.

Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России.


Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время.

Он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы «Родина» и «Скифы».

Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма «Двенадцать», 1920


Презентация «Блок» – это отличный материал для проведения школьных занятий. Доклад структурирован в зависимости от ключевых моментов жизни и творчества поэта, богат изображениями и знаменитыми стихотворениями. Лирика Блока – это достояние страны, которым гордится каждый населяющий ее житель, а, чтобы привлечь внимание школьников, необходимо построить урок в соответствии с современными технологиями.

Александр Александрович Блок гордился Россией, восхвалял ее независимо от того, что творилось кругом. Презентация о биографии Блока предлагает визуально сопровождать урок о великом поэте двадцатого века. Его слог до сих пор чарует своей мелодичностью и проникновенностью. Чтобы полностью захватить внимание учеников, особенно воспринимающих зрительно новую информацию, в процессе обучения рекомендуется прибегать к презентациям. Жизнь и творчество Блока представлены в удобном виде, с акцентами на биографии и поэзии. Это поможет разнообразить уроки по литературе и всецело охватить программу обучения.

Вы можете просмотреть слайды на сайте сайт или скачать презентацию на тему «Блок» в формате PowerPoint по ссылке ниже.

Биография Блока
Детство и семья
Родители писателя
Развод родителей

Детский дебют
Школа
Первая любовь
Блок в театре

Встреча с дочерью Менделеева
Возвращение в Петербург
Учёба
Предложение руки и сердца

Литературный дебют
Начало века
Фото
Призыв в армию

Служба
Смерть
Похороны

Слайд 2

Значение в культуре

Александр Блок – один из талантливейших поэтов «Серебряного века» русской литературы. Его творчество высоко оценили и современники, и потомки. Критик В. Ходасевич говорил о поэте: «Был Пушкин и был Блок. Все остальное – между».

В. Ходасевич

Слайд 3

Детство Блока

Родился 16.11.1880 г. в семье Александра Блока и Александры Бекетовой. С 9 лет воспитывался отчимом – офицером Францем Кублицким-Пиоттухом. Учился в Введенской гимназии и Петербургском университете.

Слайд 4

Близкое окружение

Семья Бекетовых дала России путешественников, актеров, ученых, писателей. Дед Блока по материнской линии был знаменитым ботаником. Бабушка, мать и тетки переводили на русский язык творения мировой литературы.

Слайд 5

Внешность

Лицо поэта отличалось строгими античными чертами, спокойным и ясным выражением. У Блока были большие и усталые глаза, красиво очерченный, чувственный рот, вьющиеся волосы.

Слайд 6

Характер

Основные черты: восторженность, мечтательность, молчаливость, богатое воображение. Иногда поэта сравнивали с Гамлетом, приписывая ему благородство и идеализм.

Слайд 7

Отношения с женщинами

Впервые серьезно влюбился в 17 лет в Ксению Садовскую. Женой и музой Блока стала дочь известного химика – Любовь Менделеева. Несмотря на сильные чувства к ней, имел романы с другими женщинами.

К. Садовская

Л. Менделеева и А. Блок

Слайд 8

Начало творческого пути

В 5-летнем возрасте написал первый стих. Будучи подростком, готовил материалы для журналов «Корабль» и «Вестник». Увлекался театром, музыкой, философией. На его творчество повлияла поэзия Фета. Дебютировал в журнале «Новый путь» в 1902 г.

Слайд 9

Особенности блоковского символизма:

Патетичность и мистицизм в лирике;

Мелодичность поэзии;

Загадочность и незавершенность образов.

Слайд 10

Первый период творчества (1897 – 1904)

Публикует «Стихи о Прекрасной Даме» в духе мистического символизма. Лирика пронизана любовными переживаниями, романтизмом и преклонением перед женщиной.

Слайд 11

Второй период творчества (1904 – 1907)

В поэзии прослеживаются смешанные чувства: надежды, отчаяния, неопределенности. Основные произведения: «Нечаянная радость», «Балаганчик», «Незнакомка», «Снежная маска».

Слайд 1

Слайд 2

И вот – я стал поэт. Влюбленность расцвела в кудрях И в ранней грусти глаз. И был я в розовых цепях У женщин много раз. А. Блок

Слайд 3

Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге. Его отец, Александр Львович, был профессором права в Варшавском университете, а мать, Александра Андреевна, писательницей и переводчицей.

Слайд 4

Детство Александр провёл в основном в доме деда, известного русского ботаника - Андрея Бекетова, на лето выезжая в скромное подмосковное имение матери Шахматово.

Слайд 5

Александр Блок окончил Введенскую гимназию, после чего поступил на юридический факультет петербургского университета, однако, проучившись там три года, решил перейти на историко-филологический факультет.

Слайд 6

В 1903 году Александр женился на дочери знаменитого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева.

Слайд 7

Писать стихи Александр начал ещё в детстве, но серьезно заниматься поэзией стал лишь в начале XX века. Творческий дебют поэта состоялся в 1903 году в журнале «Новый путь». Спустя год он знакомится с Андреем Белым, ставшим одним из наиболее близких друзей поэта. Первая книга Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» - появилась накануне революции 1905 года.

Слайд 8

Важную роль в жизни и творчестве Блока сыграли события революции 1905 года. В произведениях этого периода преобладают различные стихии (вьюга, метель). Меняются и главные герои произведений, но ими по-прежнему остаются женщины. В то время поэт был уже достаточно популярен, его стихи печатали в различных журналах - «Вопросы жизни», «Весы», «Золотое руно» - и газетах «Речь», «Слово», «Час».

Слайд 9

Блок пишет сценарии для театра, а также выступает в качестве критика. С 1907 года он становится главой критического отдела в журнале «Золотое Руно».

Слайд 10

Развиваются отношения поэта с другими литераторами этого времени. Он становится постоянным посетителем «Кружка молодых», в который входят деятели искусства нового времени.

Слайд 11

В то же время Блок знакомится с актрисой театра Волоховой. Именно ей были посвящены сборники «Снежная маска» и «Фаина». За ними следуют сборники «Нечаянная радость» и «Земля в снегу», а также пьесы «Незнакомка» и «Песня Судьбы». Этот период в творчестве Блока довольно плодотворный: он не только пишет множество произведений и публикует критические статьи, но и выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе.

Слайд 12

Основной темой творчества Блока становится проблема взаимоотношений народа и интеллигенции, появляется всё больше произведений, посвященных родине, при этом он соединяет этот образ с образом любимой.
Однако публицистические статьи этого периода довольно холодно были восприняты критиками. Сам поэт тоже понял, что обращение к народу через прессу у него не получилось, и постепенно стал отходить всё дальше от публицистики, вернувшись к своей любимой поэзии.
Да, ночные пути, роковые, Развели нас и вновь свели, И опять мы к тебе, Россия, Добрели из чужой земли.

Слайд 13

В 1909 году поэт посещает Италию. Итогом этой поездки стал цикл «Итальянские стихи», где отчетливо звучит мотив смерти, беспробудного сна былой высокой культуры и заменой ее ненавистной поэту бездуховной буржуазной цивилизацией.
...виноградные пустыни, Дома и люди – все гроба. Лишь медь торжественной латыни Поет на плитах, как труба.

Слайд 14

Наследство отца, полученное после его смерти в 1909 году позволило Блоку не думать о заработке на собственных произведениях и сосредоточится на долгосрочных проектах. В это время поэт полностью самоустранился от публицистической деятельности и участия в общественной литературной жизни. В 1910 году он начинает работу над эпической поэмой «Возмездие». Через год выходит сборник «Ночные часы», а позже Блок создаёт пьесу «Роза и Крест».

Слайд 15

В 1916 году Блока призывают в армию, где он служит табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском. После революции 1917 года Блок возвращается на родину и входит в состав комиссии, расследующей преступления царского правительства. Там он занимается редактированием стенографических отчётов. По итогам этого события Блоком была написана книга «Последние дни императорской власти».

Слайд 16

В постреволюционное время Блок вновь возвращается к публицистике. В газете «Знамя труда» появляется его цикл статей «Россия и интеллигенция». Вскоре появилась поэма «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Критика настороженно отнеслась к этим произведениям, как к несоответствующим необходимым представлениям о революции, однако отдавала должное его близости к народу.

Слайд 17

В 1918 начинается новый этап в прозаическом творчестве поэта. Он выступает с докладами на заседаниях Вольной философской ассоциации, а также пишет несколько фельетонов. С 1918 года он начинает сотрудничать с Театральным отделом, а позднее с Большим Драматическим театром. Также Блок становится членом редакционной коллегии издательства «Всемирная литература», а в 1920 году – председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

Слайд 18

В отличие от С. А. Есенина, чаще всего использовавшего образы растений, Блок больше внимания уделял образам стихий, в особенности ветра. Часто в творчестве поэта встречаются такие явления как метель, вьюга, буран. Сам тон стихов Блока всегда стремительный, несущийся куда-то в даль. Часто встречаются описания заката, окрашенного огненными или кровавыми красками. Даже звёзды у него не стоят на месте.
Дальше, дальше… И ветер рванулся, Черноземным летя пустырем… …Путь степной – без конца, без исхода, Степь, да ветер, да ветер…

Слайд 19

Также быстро и стремительно пронеслась и сама жизнь поэта. Он, как и многие творческие люди, сначала испытав недолгий подъём после революции, разочаровался в ней, вернее - в её результатах. Жесткие рамки, в которое стали загонять творчество, естественно, не устраивали поэта.

Слайд 20

Вскоре разочарование и депрессия перешли в психическое расстройство, и болезнь сердца. 7 августа 1921 года поэта не стало.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "А.А. Блок". Презентация на тему "Александр Блок. Жизнь и творчество" И с мутным взором колдуна

Класс: 11 Презентация к уроку Назад Вперёд Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных...

«100 лет на страже южных рубежей государства Как распределяется оборонный бюджет
«100 лет на страже южных рубежей государства Как распределяется оборонный бюджет

Сценарий воспитательного мероприятия Видеоурок « Военнослужащие на страже рубежей Российской Федерации» Дата: «__» _______ 20__г. Место...

Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны
Анна Иоанновна. Жизнь и правление. Свержение Бирона. Биография императрицы анны иоанновны Правление анны Иоанновны

Родилась в Москве 8 февраля (28 января по старому стилю) 1693 года. Она была средней дочерью царя Иоанна Алексеевича и Прасковьи Федоровны...