Правила о е после шипящих окончаниях. Гласные после шипящих и ц

Путаница с «о» и «ё» в корне слова возникает у многих. Это одно из правил русского языка, которое легко запомнить, но даже при этом большинство людей ошибается при написании таких слов. Чтобы запомнить правило про О и Ё после шипящих в корне слова, нужно разобрать особенности их употребления.

«О» пишут тогда, когда в корне под ударением или без него после шипящих эту гласную невозможно проверить подбором однокоренного слова с «Е».

  • Шоколад. При подборе однокоренных слов «о» сохраняет свою позицию: шоколадный, шоколадка.
  • Шокировать – шок, шоковый, шокотерапия.

Важно различать корни -жог- и –жёг-: они имеют разные лексические значения. В глаголах используется «ё»: «Петр внезапно ожёг руку, когда наливал чай». В существительных в корне употребляется «о»: «Ожог Марина лечила самостоятельно с помощью масел и мазей».

«О» пишется также в некоторых иноязычных словах: шоссе, шофер, шовинизм и всех производных от них.

Обратите внимание! В словах «тушёнка», «сгущёнка», «ночёвка» пишется «ё». В этих случаях нужно смотреть на слова, с которыми они соотносятся. В этом случае это глаголы «тушить», «сгущать», «ночевать». Поэтому «ё» в этих словах относится не к корню, а к суффиксу.

«Ё» в корнях слов после шипящих

«Ё» в корне слова пишется в случаях, если при изменении формы слова на ее месте возникает «е».

  • Шёпот. Если изменить слово на глагол, то получится слово «шептать». В корне слова возникает «е», поэтому в существительном используется «ё».
  • Шёл. Если изменить слово на другие формы, например, «пришедший», в корне слова возникает буква «е», поэтому в прилагательном правильно употреблять «ё».

Если при изменении числа слова или падежа, ударение смещается на другой слог, то в корне слова тоже пишут «ё».

Например:

  • жёлоб – желоба;
  • жёрнов – жернова;
  • печёнка – печень.

Эти два условия – ударение и чередование «ё» с «е» помогают выбрать, какую букву писать в корне после шипящих.

«Ё» в корнях слов после шипящих

Запомнить эти правила можно с помощью простых рифмованных «запоминалок».

Например:

  • О или Ё писать? Не знаешь!

Тогда слово изменяешь!

Если «ё» сменила «е»,

То отбросьте «о» вообще!

  • Если изменяя слово, в корне получаешь «е»,

То писать в нем «ё» свободно можешь быстро, налегке!

  • Гласные о и е после шипящих

Путают детей и взрослых разных,

Но если слово можно изменить,

И букву «ё» на «е» там изменить,

Не надо долго думать и гадать,

А все же «ё» уверенно писать!

  • Не забудешь «о» иль «ё» писать,

Если правило простое будешь знать.

Если слово изменив, получишь «е»,

То забудь про «о» и «ё» пиши скорей.

Как запомнить правило

Для тех, кто любит последовательность действий при выборе написания, существует порядок действий, которые нужно выполнять для того, чтобы не ошибиться.

Алгоритм выбора буквы при сомнениях включает такие шаги:

  1. Записать слово, определить букву, которая вызывает сомнения.
  2. Определить, не принадлежит ли слово к
  3. Подобрать к слову несколько однокоренных.
  4. Проанализировать изменения в корне слова: изменяется буква или нет?
  5. Если буква изменилась на «е», значит в первой форме слова нужно писать «ё», если изменений не происходит, то в корне после шипящих нужно писать «о».

Интересный факт! Часто вместо «ё» употребляют «е». Многие лингвисты утверждают, что это грубая орфографическая ошибка. Но на самом деле употребление «ё» имеет факультативный характер: она является обязательной в словарях, текстах, где ударение имеет значение, в книгах для школьников, учебниках для иностранцев. В остальных случаях ее употребление необязательно.

Корешок, петушок, пушок, ремешок, гребешок, дружок, кружок, лужок, пирожок, снежок, сапожок, творожок, рычажок, утюжок, флажок, шажок, барашек, воробышек, горошек, орешек, хлебушек, овражек.

Башмачок, воротничок, значок, кушачок, хомячок, крючок, пятачок, сучок, старичок, родничок, сундучок, червячок, язычок, ярлычок, дождичек, комочек, кусочек, ножичек, чулочек, ящичек, внучек, звоночек, замочек, платочек.

Горшечек, мешочек, дружочек, кружочек, лужочек, крючочек, клочочек, пучочек сучочек, стручочек.

Бумажонка, книжонка, одежонка, рубашонка, старушонка, девчонка, лавчонка, ручонка, собачонка, шапчонка, юбчонка, реченька дороженька, доченька.

Верблюжонок, медвежонок, ежонок, моржонок, лягушонок, мышонок, пастушонок, грачонок, зайчонок, галчонок, сычонок, барсучонок, волчонок.

I. 1. На переезде послышался рожок стрелочника. (Кат.) 2. В полдень дождь перестал, и, что белый пушок, на осеннюю грязь начал падать снежок. (Ник.) 3. Вмиг тогда мой петушок приподнимет гребешок, закричит и встрепенется (П.) 4. На лугу во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек. (Пришв.)

II. 1. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. (Пауст.) 2. Старичок покачнулся вперед, заговорил. (М. Г.) 3. Лошадку ведет под уздцы мужичок. (Н.) 4. Дима вел научные наблюдения что-то все время записывал в свой дневничок. (В. Кологривов.) 5. На бору, на яру стоит мужичок - красный колпачок. (Загад.) 6. Дедушка и внучек вытащили шаланду на берег. (Кат.) 7. Это был дикий безлюдный кусочек берега, и здесь Петя чувствовал себя очень хорошо, спокойно и немного грустно. (Кат.) 8. Варюша купила махорки, завязала ее в мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. (Пауст.) 9. Каждый комочек Лева разминает руками, каждый малейший камешек показывает профессору. (Пришв.)

III. 1. В это время в толпе партизан показался пастушонок. (Фад.) 2. Талая вода проникла в глубь снега и разбудила сидящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка. (Пришв.) 3. Получив шлепок, медвежонок кубарем откатывался в сторону. (Усп.) 4. Восемь дней Юлька наблюдала в окно за жизнью скворчонка. (Песк.) 5. Повадился ко мне на подоконник летать желторотый молодой грачонок. (Пришв.) 6. Молоко у зайчих такое сладкое, густое, что зайчонок раз насосется - потом несколько дней сыт. (В. Бианки.)

IV. 1. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. (Т.) 2. Старик мирно спал под деревом на опушке, подложив под голову мягкую шапчонку. (Фад.) 3. Дина его тянет ручонками за рубаху изо всех сил, сама смеется. (Л. Г.)

V. 1. Кругом белым-бело, деревья до самого малого, чуть приметного сучонка убраны снегом. (Наг.) 2. Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Загад.)

Выпишите слова: 1) с о - е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных в одну колонку; 2) с е - о после шипящих в корне в другую.

1. При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою. (В. Жук.) 2. Человек может стать другом, товарищем и братом другого человека лишь при условии, когда горе другого человека становится его личным горем. (Сухомл.) 3. Плавунчик закружится в луже, как волчок, возмутит воду, закружит водяных жуков в водоворот и хватает их потом как с блюдечка. (Сл.) 4. Всем бы лисонька хороша была, хозяюшка, да разбойница лиса… любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. (Уш.) 5. Вершины тополей шумели под холодным ветром, бледный рожок месяца одиноко висел в черном небе. (Н. Дубов.) 6. Черная лохматая собачонка рычит на нас, но не лает. (Ю. Гр.) 7. Солнышко серп нагревает, солнышко очи слепит, жжет оно голову, плечи, ноженьки, рученьки жжет. (Н.) 8. Шорохи и разряды усилились, голос походил на ниточку. (Дем.) 9. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались. (Пол.) 10. Зеленый язычок листа весна задорно показала. (И. Груздев.) 11. Долго и тихо падает на землю сухой желтый листочек. (С.-М.) 12. Счет времени был окончательно потерян. (Боч.) 13. Земляной заяц - самый большой из всех тушканчиков, ростом с зайчонка. (Сл.) 14. Весной я вышел с ночевкой на глухариный ток. (Пришв.)

АДМИРАЛ Ф. П. ВРАНГЕЛЬ

Из всех адмиралов русского флота Фердинанд Петрович Врангель был самым удивительным. Он участвовал в кругосветном плавании Головнина, был начальником экспедиции, что искала для России новые земли у берегов Чукотки. Четыре года плавал он у северных берегов Азии. Впервые в истории русской географии его экспедиция проводила навигационные, геомагнитные, климатические исследования. Сто пятнадцать астрономических пунктов на северных берегах поставил Ф. П. Врангель (А. Алдан-Семенов.) (64 сл.)

1. Буквы е - и окончаниях имен существительных.

2. Буквы и - ы после ц.

3. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

Смел и бесстрашен удод против сильной медведки, но беззащитен и робок даже перед воробьями. Он мирно уживается в соседстве с любыми птицами. В тысячной колонии розовых скворцов, черных стрижей и… воробьев непременным поселенцем бывает и удод.

Но если семье скворцов приглянется обжитое удодами дупло, то пересмешники выгоняют из него хозяев и выбрасывают яйца. А удоды не могут и не пытаются возвратить отнятое жилье. Хорошо, что этим птицам для гнезда годится любое пустое место с крышей над головой.

Полет удода легок. За кормом летает далеко и никогда не ищет его возле гнезда.

На Верхнем Дону удод выводит птенцов раз в лето, на Нижнем - дважды. Из года в год возвращается в одно место, но для гнезда ищет новое убежище. (По Л. Семаго.) (118 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих в окончаниях существительных.

2. Разделительные ъ и ь.

КТО КАК КУСАЕТ

…Давайте заглянем на реку: что там делается, кто кого кусает и зачем? Всем известная кусака - это щука. Рот у нее большой, и в нем полно мелких и острых зубов. Растут они в несколько рядов на верхней челюсти и нижней, все направлены назад - ужас! Только без таких зубов щуке не прожить, ведь ловит она скользкую рыбу в твердой чешуе, трудно ее удержать в пасти…

У судака, у окуня пасть поменьше, да и зубов тоже не так густо.

У усатого сома-нодкоряжника пасть здоровенная и зубастая, но зубки совсем мелкие, как будто терка. (М. Молюков.) (93 сл.)

2. Проверяемые согласные в корне.

Половина человечества питается рисом. Рис выгоден: в тропиках можно трижды в год собирать урожай. Пока зерно поспевает, уже готовится рассада для нового посева. И так ежегодно. Для риса не страшна и засуха: он растет в воде. Его корни пронизаны целой сетью воздухоносных каналов. С помощью таких каналов хорошо проветривается все растение.

Рис теплолюбив. Поэтому его выращивают главным образом на его родине - в странах Юго-Восточной Азии: в Индии, Мьянме, Индонезии, Вьетнаме, Китае, Японии. Рис сеют также и в России в Приморском крае, в низовьях Волги и Кубани, в Казахстане, на юге Украины. В этих районах достаточно жаркое для этого растения лето, а воду на орошение берут из рек, Старые районы рисосеяния находятся и в Средней Азии. (Из кн. «Что такое? Кто такой?».) (116 сл.)

1 Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Соединительные о - е в сложных словах.

3. Чередующиеся гласные в корне.

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили и отцы, и деды наши. Родиной мы зовем ее потому что в ней мы родились; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Велика наша родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она на одиннадцать тысяч верст, от севера к югу на шесть тысяч. Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и Азии.

В России две столицы: Санкт-Петербург и Москва, множество разных городов, а селам и деревням - так и счету нет. Живет в России много различных племен и народов, и кормит она более ста миллионов человек.

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина. (К. Ушинский.) (139 сл.)

1. Буквы е - и в падежных окончаниях существительных.

2. Большая буква в собственных наименованиях.

ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ

1. Составьте словосочетания, ставя слова в дательном или предложном падеже.

Лотерея - история, оранжерея — гарантия, статуя - география, Мария - Марья.

Лекторий - санаторий, зной - профилакторий, иней - дендрарий.

Затишье - напряжение, здоровье - поглощение, предгорье - полоскание, приморье - увядание, зимовье - снаряжение.

Лошадь - лошадка, тетрадь - тетрадка, кровать - кроватка, ель - елка.

Бюллетень - мозоль, рояль - шинель, прорубь - картофель.

2. Перестройте предложения в словосочетания с родительным падежом.

Образец. Работа окончилась - окончание работы.

Уборка продолжалась. Праздновалась победа. Учеба возобновилась.

3. Составьте словосочетания, поставив данные слова в дательный или предложный падеж.

Экскурсия, столица, пшеница, суша, мельница.

4. Вставьте подходящие по смыслу существительные с о - е после шипящих в окончаниях.

Пирог начинили мясным … (фаршем). Перед крыльцом стоял воз с тяжелой … (поклажей). Рабочих кормили украинским … (борщом).

5.Перестройте предложения так чтобы, существительные на шипящей стояли в творительном падеже единственного числа.

Плющ обвивает беседку. Свеча освещает комнату. Врач принял больного. Туча закрыла все небо.

6. Замените слова и сочетания слов одним существительным с шипящим на конце.

Мелкие деньги (мелочь), неправда (ложь), глухое место (глушь), содействие (помощь), певозделаншдл земля (пустошь).

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

К ЛЮДЯМ ЗА ПОМОЩЬЮ

Михаил Григорьевич Юхлин - охотиик-эвенк. Однажды он услышал в своей избушке, как кто-то ломится через кусты. Схватил карабин, притаился. И видит, выходит на поляну медведица, медвежонка толкает.

Мать медвежонка лапой легонько поддала, а сама в кусты, через ручей перебралась и ушла в чащу. А медвежонок сел на задние лапы, переднюю держит на весу и взвизгивает. Пришел охотник поближе. Смотрит, лапа у медвежонка вздулась, нарыв на всю подошву, заноза синеет.

Взял Юхлин в избушке бинт, йод, медвежонка между колен зажал. Прокалил нож и вспорол нарыв, лапу вытер и йодом залил. Взвыл медвежонок от боли и убежал. А из кустов медведица вышла встречать малыша. (По М. Бубличенко.) (110 сл.)

1. Буквы о - е после шипящих в суффиксах существительных.

2. Буквы е - и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

3. Гласные и согласные в приставках.

Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки. Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача». Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.

Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются. Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо. Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.

Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам , люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах - «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.

Когда уместно писать О

Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах , к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.

Большинство из них - иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:

  • Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
  • Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» - «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
  • Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» - «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко - по отношению к человеку, с иронией.
  • Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант - Жорж, английский - Джордж).

Написание Ё в корне слова

Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры , знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:

  • Шепот - шепчет, шептать.
  • Шел, пришел - шедший, пришедший.
  • Желтый - желтеть.
  • Пшенка - пшено.

При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие , поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».

А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты». Поэт сознательно допускает ошибку , потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика. Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.

Определение правильности написания

Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:

  • Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
  • Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
  • Углежог (устаревшее название профессии).
  • Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
  • Изжога.

Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» - «поджег», «ожог» - «ожег»).

В суффиксах

И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё». Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка». Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца .

Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.

Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае. Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии. Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.

    В корне слова под ударением после шипящих пишется Ё, если можно изменить слово или подобрать родственное, чтобы буква Ё чередовалась с Е: жёлудь – желудёвый, щёлка – щель, дешёвый – дешевле.

    Буква О после шипящих в корне пишется, если при изменении слова или подборе однокоренных слов нет чередования с Е: шо`рох – шо`рохи, капюшо`н – капюшо`ном, шо`в, крыжо`вник, шовини`ст, жоке`й.

Примечание : Образования от глагола ЖЕЧЬ пишутся по-разному: в существительных и прилагательных пишется О, в глаголах –Е.

Сравните : сильный ожог – (он) ожег лицо, обвинение в поджоге – поджег дом, изжога – изжег много топлива, ожоговое отделение.

2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих

    В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных (не отглагольных) и наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения –Е: плечо`, плющо`м, чужо`й, большо`й, чащо`ба, речо`нка, камышо`вый, грошо`вый, горячо`, смешо`н; това`рищем, ста`ршего, неуклю`же, кни`жечка, гру`шевый, стра`шен.

Запомните : ЕЩЁ (непроизводное наречие).

    В окончаниях и суффиксах глаголов, страдательных причастий прошедшего времени; существительных и прилагательных, образованных от глагола, после шипящих пишется Ё: выкорчёвывать, размежёвывать, освещённый – освещён, ночёвка, тушёный, тушёнка, квашёнка.

Примечание: Буква Ё после шипящих пишется в заимствованных словах с ударным суффиксом –ЁР-: стажёр, ретушёр, тренажёр и др., а также в образованном по аналогии русском УХАЖЁР.

3. Буквы о, е после ц

После Ц под ударением пишется О, в безударном положении – Е (независимо от того, в какой части слова находится орфограмма).

Например: дворцо`вый садик, цо`кольный этаж, ехать рысцо`й, красивое лицо`, пунцо`вые щёки, танцева`ть, полоте`нцем.

Примечание: После Ц в безударном положении пишется О в русском слове цокотуха и в некоторых заимствованных словах: ге`рцог, герцоги`ня, пала`ццо, ме`ццо и др.

Запомните: Буква Ё после Ц не пишется.

Чтобы правильно применять данное правило, надо уметь определять часть речи, выделять значимые слова. Следует помнить, что у существительных и прилагательных, образованных от глагола, в суффиксах под ударением пишется Ё.

Сравните: ручо`нка образовано от существительного рука и

ночё`вка образовано от глагола ночевать.

Например: холщовый – имя прилагательное, образованное от существительного, в суффиксе под ударением пишется О; выкорчёвывать – глагол, в суффиксе пишется Ё.

Применяя правило, пользуйся данной схемой рассуждения.

Корень суффикс, окончание

Ё, если Ё//Е О, если нет черед 2. Определите часть речи

Глагол: страдат. Сущ. и прил.

Прич. прош.вр.; (неотглаг.);

Сущ. и прил., нареч.

Образов. От глаг.

под ударением без ударения

Образец рассуждения: под ударением без ударения

Справа от сцены располагались торговые лавочники, в которых можно было купить шоколад, и жареного цыпленка, и грибы прямо с кошелкой, и крыжовник за грошовую цену.

Лавчонка Шоколад

1) в суффиксе 1) в корне

2) сущ., неотглаг. 2) нет черед. с Е

3) под удар. 3) пишите О

4) пишите О

Кошёлка Грошовый

1) в корне 1) в суффиксе

2) Ё черед. с Е (кошель, 2) прилаг., неотг.

кошелёк) 3) под ударением

3) пишите Ё 4) пишите О

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....