Поведение оратора и его управление слушателями. Поведение оратора во время доклада

При устном публичном выступлении наибольшую трудность доставляют проблемы, связанные с тем, как себя держать, как двигаться в аудитории, как отвечать на вопросы и реагировать на какие-либо неполадки.

Организационный момент в аудитории.

Организовать выступление – дело не оратора, а организатора, но оратор должен быть также заинтересован в правильной подготовке выступления.

Советы:

– нужно позаботиться и проследить, чтобы в аудитории был свежий воздух, если душно – проветрить, даже за счет выступления;

– позаботиться о приятном фоне; самый благоприятный – темно-синий занавес из тяжелой ткани, т.к. способствует концентрации внимания слушателей на ораторе;

– позади оратора должно быть минимум мебели, каких-л. предметов (отойти подальше), не должно быть мебели по бокам (отойти вперед);

– стоять в одиночестве – все внимание будет на вас;

– нельзя иметь за спиной что-либо движущееся (людей, президиум, форточку);

– нельзя стоять среди слушателей, только перед;

– не стоять на фоне цветов, особенно красных – отвлекают и возбуждают;

– слушателям должна быть не видна входная дверь (опаздывающие, заглядывающие);

– перед началом лучше не показываться публике: не садиться на виду у всех, если предложат сесть; лучше отказаться сесть в президиум. Д. Карнеги: «Лучше

появиться в виде нового экспоната, чем старого» ;

– до объявления оратор должен вести себя как посторонний, ничего не организовывать. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете;

– взяв микрофон, не выпускайте из рук, кто-то хочет взять – не давать, пусть изложит суть вам, вы решите – давать или нет микрофон;

– никогда не объявлять ничего за администратора или организатора, даже если просят, закончите мысль, отдайте микрофон;

– начиная ни в коем случае не демонстрировать недовольство (численностью слушателей, подготовкой помещения, опаздывающими);

– никогда не делайте замечания аудитории в целом;

– никогда не начинайте с ходу, дайте аудитории время рассмотреть себя, привыкнуть, составить впечатление (1–2 мин.) (поправьте стул, трибуну; разложите записи; закройте или откройте форточку; поправьте или проверьте микрофон; подождите, пока не стихнет шум; кивните кому-либо в аудитории, даже если никого не знаете);

– идите навстречу интересам слушателей – если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончите пораньше, отпустите кого-нибудь, это настраивает аудиторию в пользу оратора;

– если все сели назад, совет Д. Карнеги: перед началом собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед. "Пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу". Но это трудновыполнимо, является насилием над аудиторией и может ее настроить против вас. Кроме того, в коллективе могут быть свои места, это займет время, следовательно, оратору лучше подойти к основной массе, если кто-то совсем в стороне, им можно предложить сменить место, т.к. им придется перейти назад, а не вперед. Оратор идет на уступки, а не ждет их;

– следите за освещенностью – свет должен быть направлен вам в лицо, оратор должен находится в самом освещенном месте зала, т.к. аудитория хочет видеть мельчайшие подробности;

– лучше стоять перед аудиторией, не скрываясь за трибуной – аудитория хочет видеть оратора в полный рост. Трибуну, эстраду, возвышение использовать как можно меньше. Искусственно возвышаясь, оратор демонстрирует официальное превосходство, что противоречит правилу интимности общения. П. Сопер: «Если слушателей менее 75 человек, то оратор должен разговаривать с ними внизу, а не с эстрады».

Расположение и движение в аудитории:

– необходимо стоять;

– в процессе выступления нужно обязательно двигаться;

Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими, движение повышает доверие и симпатию аудитории к оратору. Приближаться к слушателям: спускаться в зал, ходить по аудитории (медленно и не постоянно), ходить не перед аудиторией, а вглубь зала (на 1/3 длины аудитории), но не нужно доходить до последних рядов, т.к. передние будут чувствовать себя неуютно, будут оборачиваться. Возвращаясь обратно, не оборачиваться спиной. – наклоняйтесь к слушателям; если выступаете с возвышения – подходите к его краю, выходите из-за кафедры / стойте рядом, а не за нею.

– походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений, медленнее, чем обычно – тогда она разнообразит выступление, а не будет отвлекать от него;

– руки при ходьбе не должны быть статичными, должны двигаться;

Подбородок вверх – создает впечатление уверенности оратора. Не держать руки или руку в карманах, это показывает скрытность, неуверенность. Не раскачиваться при ходьбе – отвлекает.

– нельзя вертеть в процессе выступления мелкие предметы (ручки, ключи), лучше взять указку или мел.

Взгляд:

– если оратор смотрит на аудиторию, люди думают, что их мнения и оценка для него важны, поэтому слушают более активно и внимательно. Если смотрит мало, считают, что плохо к ним относится (даже не взглянул), пренебрегает. Смотрит много – рассматривают как вызов или демонстрацию хорошего отношения или интереса.

– взгляд не должен быть на одного, туда посмотрит и аудитория;

– смотреть на всех попеременно, не выделяя никого персонально;

– можно при формулировании мысли ненадолго отводить взгляд от аудитории;

– не глядеть в пространство – вызывает недоверие и раздражение;

– не смотреть на пол, окно, потолок, рассматривать посторонние предметы – ведет к утрате контакта;

– переводя взгляд на аудиторию, делать это медленно;

– ощущать зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи;

– смотреть дружелюбно, как на друзей, делайте вид, что рады взглянуть на каждого, что вам это приятно;

– глядя на человека, смотрите в глаза – выражение симпатии, интереса, но не долго. Длительный, интенсивный взгляд в глаза вызовет чувство беспокойства, давления.

– в большой аудитории разбейте слушателей на сектора, переводите взгляд с одного на другой, не оставляя без внимания ни один.

Чтение оратором аудитории.

Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. Это приходит с опытом, но нужно развивать в общении со знакомыми людьми, развивать наблюдательность.

О внимании к оратору говорят:

– взгляд на оратора;

– положение тела: корпус наклонен в сторону оратора, сидят на краешке стула (хотят быть ближе к оратору);

– наклон головы вбок выражает заинтересованность.

О невнимании, неудовлетворенности говорят:

– взгляд в сторону;

– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу – имитация внимания;

– голова прямая, позвоночник выпрямлен;

– голова выпрямляется, плечи опускаются и поднимаются, взгляд блуждает по сторонам – потеря мысли и внимания;

– тело подается к выходу;

– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед – несогласие;

– голова подпирается всей рукой;

– пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, пальцами по чему-л.;

– рисование на бумаге посторонних предметов;

– отсутствие движения глаз – немигающий взгляд (имитация внимания);

– легкое поглаживание носа;

– крепко сцепленные руки;

– поглаживание шеи, застегивание пиджака (у мужчин);

– поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-л. в сумочке (у женщин);

– рука дотрагивается до уха, до губ и опускается (скрываемое желание возразить, перебить).

Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. К 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свои успех: "В твоем голосе должна быть не только сила, но и напор. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено". Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо – аудитория делает вывод о неуверенности, громко – об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос.

Интонация.

1. Не должна быть монотонной, ее нужно менять на протяжении выступления.

2. Должна быть естественной, соответствовать содержанию речи, для этого говорить энергично. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей, вызывает недоверие к словам, создает комический эффект.

Темп должен быть средним, избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать).

Приемы борьбы с волнением во время выступления.

Причины для волнения.

1. Боязнь незнакомой аудитории – несколько раз произнесите вслух фразу: Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем собирались. Найдите знакомые или симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они поддержат вас.

2. Ощущение плохой или недостаточной подготовки – имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что знаете.

3. Творческая взволнованность – придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Технические приемы борьбы с волнением:

– повысьте эмоциональность речи;

– повысьте громкость;

– усильте энергичность;

– дышите ртом и носом одновременно;

– шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

– возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

– зажмите в кулак монету;

– возьмите мел, указку;

– пишите что-л. на доске, даже если это не очень нужно (тему, разделы плана, термины, цитаты);

– не извиняйтесь за мелкие оговорки – слушатели не заметят, если сами на них не укажите; меньше извиняйтесь – усиливает волнение.

Упражнение 1. Каждое нижеприведенное понятие разделите на 6-7 составляющих, т.е. проблем. Выберите из них три проблемы в рамках темы, которую вы хотели бы осветить. По каждой из этих проблем напишите свой тезис и в качестве репетиции расскажите на базе этих тезисов, какой теме будет посвящено ваше будущее выступление.

«Рыночная экономика в России»; «Студенческая семья»; «Рост разводов в современном обществе»; «Положение пенсионеров в стране»; «Реформа коммунальной сферы»; «Проблема платного здравоохранения»; «Проблема платного образования»; «Современная мода»; «Алкоголь в России»; «Современная реклама»; «Компьютер в нашей жизни».

Упражнение 2. Составьте план-конспект вашего выступления на тему «Психологическая и физическая подготовка к выступлению». Используйте правила подготовки конспекта.

Ваше мнение

Почему слушателям нравится, когда оратор выступает без конспекта?

Упражнение 3. Начните свое выступление с одного из нижеприведенных приемов. Затем продолжите, выбрав тему из предложенных.

Приемы: Обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту, противоречиям; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами; цитирование знакомого; цитирование, упоминание мнения знаменитости; исторический эпизод; ссылка на общеизвестный и общедоступный источник информации; риторический вопрос.

Темы выступлений для выполнения задания: «За что я люблю наш техникум, вуз»; «За что я люблю отдых в палатке (на байдарке, на юге, на турбазе, “дикарем”)», «Друг познается в беде».

Образец. Тема «За что я люблю свой город?».

Прием: «Обращение к событию, времени, месту».

«Каждый из нас живет в своей квартире, на улице, в районе. Но мы все с вами живем в одном городе - Воронеже, ходим по его улицам, гуляем в его парках и скверах, сидим в уютных дворах. Нам всем знакомы и близки проспект Революции, площадь Ленина, Кольцовский сквер и многие другие места, известные каждому воронежцу. Если мы уезжаем, нам всегда приятно возвращаться в свой город. Почему? Что в нем такого особенного?».

Прием: «Возбуждение любопытства».

«Я был в двух десятках городов - и больших, и маленьких, массу городов я видел по телевизору, и недавно, наконец, понял, какой город самый лучший. Как вы думаете, какой?».

Прием: «Обращение к борьбе, конфликту, противоречиям».

«Москвичи убеждены, что лучший город страны - это Москва, петербуржцы - что это Петербург. Спор между Москвой и Петербургом идет уже несколько столетий. А теперь к ним присоединился Нижний Новгород, который стал претендовать на звание "третьей столицы". Кто же прав в этом споре? Какой город самый лучший? Посмотрим на это с точки зрения воронежцев».

Прием: «Демонстрация какого-либо предмета».

«Вот у меня в руках старый значок. Ему не менее 30 лет. На нем изображен лежащий на склоне горы кувшин, из которого вытекает вода. А внизу надпись: "Воронеж". Это один из первых значков нашего города - сейчас он стал редкостью, за ним охотятся коллекционеры. У меня он сохранился случайно. Почему же сейчас мы не видим в продаже воронежских значков? Что, мы уже разве не гордимся своим городом? Разве нам нечем гордиться? Это же совершенно те так».

Прием: «Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном вами».

«У нас в семье все коренные воронежцы. Отец, дедушка и бабушка, мама, все другие мои родственники родились и выросли в Воронеже. Дедушка уходил из Воронежа на войну, потом восстанавливал разрушенный Воронеж, здесь он познакомился с бабушкой. Папа и мама тоже познакомились здесь. Мы жили в разных местах города, в разных районах, вся жизнь нашей семьи прошла здесь, в родном городе. И вся история города прошла на наших глазах. Наверно, поэтому мы все очень любим наш Воронеж. Его действительно есть за что любить».

Прием: «Цитирование знаменитости, исторический эпизод».

«Великий русский царь, реформатор России Петр I не случайно выбрал Воронеж для строительства флота - ему понравилось место, где расположен город, он поверил в возможность жителей построить для России боевые корабли. И не ошибся - корабли были построены, а Воронеж стал важным русским военным и промышленным центром. Мы можем гордиться своими предками, жившими на Воронежской земле. Но еще в большей мере мы можем гордиться нашим современным городом».

«Вчера опять по центральному телевидению показывали наш город. И это не случайно - Воронеж играет все большую роль в жизни страны. Мы можем по праву гордиться своим городом».

Прием: «Риторический вопрос».

«Кто из нас не любит свой родной город? Наверно, таких нет. А за что мы его любим? Наверно, каждый любит свой город за что-то свое, особенное, важное для него».

Упражнение 4. Предложите начало выступления, построенное на антитезе (противопоставление двух противоположных мыслей или образов); сформулируйте проблему выступления.

Образец. Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и... - Говорят, рынок дает возможность преуспеть энергичным и пропасть безынициативным. Так ли это? Давайте разберемся.

1. Обычно старикам настоящее представляется безрадостным, а... 2. В прежние века к артистам относились пренебрежительно, а... 3. Наука воздействует на наш разум, а... 4. Одним учеба доставляет радость, другим... 5. Одни люди привыкли жаловаться, что им не хватает денег, другие...

Упражнение 5. Придумайте начало к следующим концовкам

  • 1. … правильно говорят в народе: семь раз отмерь, один раз отрежь; … людским речам вполовину верь; … кто про кого за глаза говорит, тот того боится; … у кого что болит, тот о том говорит; … сперва подумай, а потом скажи; … по речи узнают человека; … слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
  • 2. … Я думаю, что на примере этой истории мы все убедились еще раз в правильности русской поговорки: петь хорошо вместе, а говорить порознь; … слово - серебро, молчание - золото; … говорить, не думая, что стрелять, не целясь; … не просящему не дают: … кто языком штурмует, немного навоюет.

Ваше мнение

Можно ли оратору добиться, чтобы все его выступления всегда слушали внимательно?

Упражнение 6. Закончите фразы, данные ниже.

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В.Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9 Ф.Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Упражнение 7. Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7.С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Ваше мнение

Как вы могли бы охарактеризовать ораторскую индивидуальность ваших преподавателей? В чем, по вашему мнению, ваша индивидуальность как оратора?

Задания по теме «подготовка к публичному выступлению».

Какие утверждения правильные?

Опытные лекторы предпочитают выступать экспромтом.

Опытные лекторы предпочитают выступать по плану-конспекту.

Заучивание выступления наизусть - лучшая форма подготовки.

Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

При подготовке выступления надо сначала почитать по теме.

При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать.

Надо обсуждать основные мысли выступления со знакомыми до выступления.

Наиболее эффективна подготовка к выступлению за один раз - это обеспечит целостность выступления.

Тема выступления должна быть увлекательной и не раскрывать основной проблемы.

  • 10. Тема выступления должна явно или скрыто содержать вопрос, на который будет дан ответ.
  • 11. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так

как это будет отвлекать их внимание.

Слушатели должны ощущать структуру выступления, они привыкли к трехчастной композиции.

План выступления оратору лучше написать на доске.

Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих...

Важную информацию надо располагать в начале фразы.

Важную информацию надо располагать в середине фразы.

Важную информацию надо располагать в конце фразы.

Задавая вопросы, мы приобретаем опыт публичных выступлений.

Надо репетировать выступление целиком.

Выступление лучше репетировать перед зеркалом.

Задания по теме «Начало выступления»

Какие утверждения правильные?

Оратор должен позаботиться о свежем воздухе в аудитории.

Лучше выступать на ярком фоне.

Лучше выступать с трибуны.

Лучше выступать стоя рядом с трибуной.

Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

Эффективно выступление на фоне букета с цветами.

Если впереди есть свободные места, всех слушателей с задних рядов надо пересадить вперед.

Если слушатели сели в задние ряды, надо подойти к ним.

Оратор может сидеть за столом во время выступления.

  • 10. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть развернутым.
  • 11. В высокообразованной аудитории вступление должно быть

развернутым.

Зачин нужен в малоподготовленной аудитории.

Зачин нужен в тех случаях, когда аудитория не знает лектора.

В завязке обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

В зачине обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

Возбуждение любопытства - универсальный способ привлечения внимания.

17. Обращение к конфликту, борьбе - универсальный способ привлечения внимания.

18. Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в любой аудитории.

Изложение во вступлении целей и задач выступления эффективно в компетентной аудитории.

Эффективно начинать выступление с шутки.

Задания по теме «Поведение оратора в аудитории».

Какие утверждения правильные?

  • 1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
  • 2. Около 25 % информации в публичной речи передается через зрительный канал.

Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.

Позиция советчика - лучшая ораторская позиция в любой аудитории.

Позиция советчика - лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.

  • 7. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.
  • 8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.
  • 9. Очки снижают доверие к оратору.
  • 10. Энергичным должно быть выступление от начала до конца.
  • 11 Энергичными должны быть отдельные части выступления.
  • 12. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.
  • 13. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.
  • 14. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.
  • 15. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.

Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.

Смотреть надо на отдельные секторы зала, не задерживая взгляд на отдельных людях.

Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.

  • 19. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.
  • 20. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.

Наилучший темп речи в публичном выступлении - средний.

Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

Когда вы взойдете на кафедру, на вас устремится множество глаз. Поэтому внешний облик оратора, его поведение имеет перво­степенное значение для настроения аудитории, для установления кон­такта и восприятия выступления.

Взойдя на кафедру, не забудьте сообщить название темы доклада. Можно это сделать с помощью следующих слов «Уважаемые коллеги, Вашему вниманию предоставляется доклад на тему…». Закончить доклад целесообразно словами «Это все что мне хотелось сообщить Вам по данной теме. Спасибо за внимание». Эти слова как бы подводят итог вашему выступлению и помогают избежать той неловкой паузы, которая образуется, когда вы произносите последние слова своего выступления.

Волнение пройдет вскоре после того, как вы начнете говорить, а так как первые фразы вы заучили, то основная забота состоит в том, чтобы не выпалить их сразу, а произнести членораздельно и достаточно громко. Кстати, начинать можно с не­большой акцентированной паузы. Вообще, чтобы знать как вы укладываетесь в отведенное для вашего доклада время, необходимо чтобы перед вами лежали часы. Тогда это позволит вам регулировать темп вашего выступления. Не делайте страшного лица, напротив, подарите слушателям легкую улыбку. Вообще же театральность, всякие маски нарочитой торжественности или строгости, веселья или развяз­ности - неуместны.

Многие полагают, что оратор должен стоять на кафедре неподвиж­но. Большинство выступающих страшится сойти с места. Одни держатся за конспект, другие - стесняются, а многие просто не знают, что выходить из-за кафедры можно и что это совсем не плохо.

Целесообразно делать это при каждой возможности. Нужно ходить не только возле доски, если вы пользуетесь ею, чтобы всем было видно написанное, но и подходить вплотную к тому плакату, на который вы ссыла­етесь, а то и просто сойти с кафедры, постоять или неторопливо пройтись и произнести несколько фраз на ходу. Это уже высший класс, полезный для дела - выступление оживляется. Известно, что В.И.Ленин часто выходил из-за кафедры к слушателям и большая часть его выступлений проходила в движении.

Еще одной распространенной ошибкой студентов во время доклада является, то что они так увлекаются пояснениями к изображенным на доске иллюстрациям, что поворачиваются спиной к аудитории. Другой распространенной ошибкой является использование указательного пальца вместо указки. Если указка отсутствует, то в качестве нее может быть использована ручка, карандаш, кусок мела и т.п.

2.8.3 Об ораторском искусстве

Работа докладчика требует специальных знаний, кропотливого сбора материалов и его глубокого анализа, тщательной подготовки выступления, продумывания, как высказать мысли понятными фразами, логично, аргументировано.



Такая речь должна быть грамматически правильной, четкой, живой и достаточно громкой, идти в спокойном повествовательном тоне. Конечно, талант и одаренность оратора ценились и будут це­ниться всегда. Выражение им личных чувств - воодушевления, искрен­ней увлеченности - делают выступление особенно интересным. У од­них это все от рождения, другие достигают того же систематической работой над собой.

Хорошо, если своим выступлением вы кого-то заинтересуете, увлечете, может быть, в чем-то убедите или переубедите. Но убеж­дение слушателей достигается не столько чувствами, сколько доказательными, разумными доводами. По­этому слова, докладчика должны быть преимущественно значащими, адек­ватными существу вопроса, произноситься просто, без театральности.

Есть особенности более существенные для практики. Это общая устремленность к объективности и доказательности, с рациональным дроблением целого на четко анализируемые элементы, предметность, точность, однозначность и сжатость выражения мысли за счет ис­пользования понятийного аппарата, известных терминов, установив­шихся рациональных форм, оборотов и аббревиатур, не явных, но подразумеваемых и домысливаемых поло­жений и подробностей, удаление вспомогательных и неинформативных слов, использование многих обычных слов в специальном смысле, и все это в органической связи с цитатами, математическим аппаратом, условными обозначениями и символами, графическим и табличным материалом.

Опытный докладчик излагает свои доводы неторопливо, а в особо сложных местах делает паузы, чтобы слушатели успевали все понять, а если нужно, то и записать. Докладчик расчетливо чере­дует трудный материал с более простым, сознательно идет на пов­торы, приводит дополнительные объяснения формул и графиков, тер­пимо относится к уточняющим вопросам сместа по ходу изложения.

Заметим, что использование иллюстративных материалов не только улучшает понимание вопроса и экономит время, ноеще и подключает к слуху зрение, что способствует прочности усвоения (напомним, что примерно 60% относится к визуальному типу и только 2% к аудиальному).

Чтобы полноценно передать аудитории трудную для восприятия информацию очень важно внутреннее органическое желание докладчика вести рассказ не вообще, в пространство, а людям, сидящим в ауди­тории, как собеседникам. Личная заинтересованность, искреннее уст­ремление к слушателям передается очень, легко. Больше того, тут же устанавливается обратная связь и докладчик ощущает, как его воспри­нимает зал. На однойиз страниц "Скучной истории" А.П.Чехов срав­нивает аудиторию с многоголовой гидрой, которую докладчик должен по­бедить и очень тонко повести за собой, уговорив все сто пятьдесят голов!

Условиями образования обратной связи являются лич­ная увлеченность выступающего предметом сообщения, глубокое владе­ние материалом. Когда такой специалист говорит и одновременно думает о существе вопроса, то внешне он может казаться абсолютно спокойным. Речь течет плавно, на лице - ни тени волнения, а то и улыбка. Но в действительности выступающий находится в сильнейшем напряжении. Отдельные "головы" выступающий может быть и видит, но не различает и разго­вариваеткак бы с одной коллективной головой, с аудиторией. И ауди­тория увлекается.

Для начинающих докладчиков можно посоветовать один простой прием. Так как невозможно поддерживать зрительный контакт с большим количеством людей, составляющих аудиторию, то можно выделить из нее одного внимательно слушающего человека или небольшую группу людей и поддерживать визуальный контакт с ними. Это позволит вам отслеживать реакцию аудитории на ваше выступление.

Говорить надо ясно и заботиться о понимании. Мы уже отмечали, что желательно делить доклад на части, отдель­ные вопросы. Вообще нужно как-то выделять, подчеркивать окончание одного подраздела и начало следующего. Одна­ко внутри такого подраздела желательная насыщенность информацией и предельная последовательность изложения. Предупреждайте слушателей о подходе к трудномуили особо важному вопросу. При каждой возможности следует переходить от описания объектов в статике к динамике, процессам, эволюции, функциональным взаимосвязям, тогда слушателю интересно, понятно и он следит за мыслью докладчика, не отвлекаясь.

Иногда понимание совсем нового материала происходит постепен­но по мере привыкания и повторных рассмотрений тех же вопросов с различных точек зрения.

Некоторые докладчики с целью привлечения внимания аудитории при­меняют развлекательные материалы, не имевшие прямого отношения к теме доклада. Рассказывают всякие истории, анекдоты. Здесь очень важно соблю­дать меру, притом минимальную, особенно в отношении юмора.

Падение интереса провоцируется неоправданными повторами, длин­нотами, многословием при объяснении какой-то трудности, сообщением банальных истин, уже известных данных, плохо аргументированными или бездоказательными положениями, плохой подготовкой к выступлению, небрежно исполненными иллюстративными материалами, а также замедленным темпом речи, ее вялостью, обилием специальных терминов.

Кстати, слишком быстрая или бурная речь тоже нехорошо: слушатель не успевает осмысливать сказанное и постепенно отклю­чается от восприятия доклада.

Поддержанию внимания слушателей способствуют все мероприятия, направленные на нарушение монотонности. Нужно равномерно распределять демонстрацию иллюстративных материалов, время от времени можно обращаться к кому-нибудь из слушате­лей с вопросами («Все понятно?», «Я не ошибся?» и т.д.), менять темп и громкость речи, больше перемещаться у доски, выходить к слушателям из-за кафедры.

План

1. Эффективность ораторской речи.

2. Ораторское искусство.

3. Личные качества оратора.

4. Основные навыки и умения оратора.

5. Пять основных этапов подготовки публичной речи.

6. Структура устного публичного выступления.

7. Написание и овладение текстом выступления.

1. Самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи – это контакт со слушателями .По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателем. В результате чего возникает эта общность? Прежде всего, на основе совместной мыслительной деятельности, т.е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Если оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые называют интеллектуальным сопереживанием . Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению. Возникает вопрос: как определить, удалось установить контакт или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но как различна, бывает эта тишина! Одних ораторов слушают, затаив дыхание, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором . Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбку, смех слушателей, но этот смех прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во время выступления других ораторов тоже сидят молча, но не потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина . Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с оратором, а думают о своем, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушателями положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головы, улыбок, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющей установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, он не видит своих слушателей, никак не реагирует на их поведение. Оратору порой удается установить контакт только с частью слушателей, а не со всей аудиторией. Можно сказать, что контакт – это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления оратора . Конечно, каждый выступающий должен стремиться установить со своими слушателями полный контакт, устойчивый от начала до конца речи. А для этого необходимо учитывать целый ряд факторов. На установление контакта оратора со слушателями влияют, прежде всего, актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Именно интересное содержание в значительной степени определяется успехом ораторской речи, является залогом установления контакта между оратором и аудиторий.

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, как человек, у которого слово с делом не расходится, человек, не бросающий слов на ветер, выступающий «не ради красного словца», то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору.

Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступить. Рассмотрим основные особенности аудитории . Прежде всего, важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким же признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция слушателей на выступление, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями. Оратору нужно учиться управлять настроением аудитории, уметь, если надо, изменить его.

На установление контакта между оратором и аудиторией влияют и некоторые особенности психологии слушателей . Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувствовали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию – оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор ‒ такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживаний оратора. Значит, ему надо уметь скрывать свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А.С. Макаренко учил педагогов-воспитателей: «Настроение, у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет… Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными». Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слушателей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой».

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит оратор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает начальник доклад, выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т.е. смотрит куда угодно, только не на слушателей. Форма преподнесения материала существенно влияет на взаимоотношения оратора и аудитории.

2. Термин ораторское искусство латинского происхождения (oratora от лат. говорить), его синонимом является слово ритори­ка (гр. rhetorike ) и русское красноречие . Ораторским искусством владеют, прежде всего, профессионалы публичной деятельности: политики, адвокаты, прокуроры, лекторы. Их называют ораторами (от лат. orator orare ‒ говорить).

Слово «оратор » применяется в двух значениях: 1) выступаю­щий с публичной речью; 2) человек, умеющий говорить публично, обладающий даром красноречия. Из этого следует, что ораторское искусство не должно быть только достоянием профессионалов. Этим искусством обязан овладеть каждый, кто по роду своей деятельности так или иначе связан с устной публичной речью: государственный и общественный деятель, руководитель коллек­тива, преподаватель школы или вуза и т. д.

Ораторское искусство нужно там, где существует необхо­димость публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость, где необходимо убедить, определенным образом настроить аудиторию, сформировать у нее политические, нравственные, коммерческие установки и т. д. Ораторское искус­ство ‒ это умение обосновать ту или иную точку зрения, отстоять позицию, доказать правильность выдвигаемых идей и положений и др. Навык владения этим искусством ‒ это важный фактор профессиональной компетенции, залог карьерного роста в узко­профессиональной и общественной сферах жизнедеятельности. Известный политический деятель и оратор Марк Туллий Цицерон писал: «Есть два вида искусства, которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно ‒ это искусство хорошего полководца, другое ‒ искусство хорошего оратора». В наше время существуют и другие виды искусства, которые способны обеспечить почет и уважение в обществе. Но искусство хорошего оратора по-прежнему помогает человеку добиваться высоких целей и занять высокое место в социальной иерархии.

Как отмечалось выше, в понятие «оратор» вкладывается два смыс­ла. Первый ‒ оратором называется любой человек, выступающий с публичной речью. Второй ‒ человек, обладающий даром крас­норечия, т.е. умеющий говорить красиво, образно, выразительно, иными словами, человек, обладающий ораторским искусством. Эти два смысла термина «оратор» находятся в тесной взаимосвязи. Второй смысл термина «оратор» предполагает его качественную характеристику. Исходя из этого смысла, можно предположить, что есть плохие ораторы, не владеющие ораторским искусством, и есть хорошие и даже выдающиеся ораторы, которые прекрасно или в совершенстве владеют этим искусством.

Из чего складывается ораторское искусство? Какими качес­твами должен обладать оратор, чтобы эффективно воздейство­вать на аудиторию?

Первое, несомненное качество ‒ это высокая культура речи . Ораторское искусство ‒ это, прежде всего, искусство вла­дения словом. Оратор воздействует на слушателей своим крас­норечием, высокой речевой культурой, словесным мастерством. Хороший оратор в своем публичном выступлении использует все требования культуры речи: правильность, точность, чистоту, доходчивость, логичность, богатство, разнообразие, выразитель­ность, уместность.

3. Наряду с этим основным качеством оратор для эффектив­ного речевого воздействия должен обладать еще целым набором личных качеств. Специалисты по риторике называют следующие личностные качества оратора : обаяние, естественность, артистизм, уве­ренность в себе, объективность, неподдельная заинтересован­ность в теме выступлений.

Обаяние - это умение расположить к себе, вызывать чувс­тво симпатии и доверия к своей личности. Обаяние достигается многими личностными характеристиками оратора. Значитель­ную роль здесь играют высокие интеллектуальные и нравствен­ные качества оратора. Если оратор известен как человек рассуди­тельный, способный объективно оценивать реальность, если он отличается принципиальностью, если его слова не расходятся с делом, если он искренен и доброжелателен по отношению к ауди­тории, то и аудитория будет испытывать к нему чувства симпа­тии и доверия.

Немаловажное значение для завоевания расположения аудитории имеет и умение держаться перед аудиторией . Оратор должен стремиться всегда быть самим собой, быть естественным,гармонизировать со своей речью. Речь человека должна соответс­твовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту.

С этими двумя качествами неразрывно связан и артистизм . Оставаясь самим собой, сохраняя чувство меры, оратор, вместе с тем, должен обладать умением «подать себя», искусно предста­вить аудитории свою личность и те идеи, которые он хотел бы донести до слушателей. Определенная игровая установка являет­ся необходимым компонентом хорошей ораторской речи.

Оратор также должен уметь вести за собой слушателей . У него должна быть выработана психологическая волевая установка на воздействие. Если ты выступаешь, то выступай так, чтобы люди тебе поверили, пошли за тобой в твоих поисках нужных решений. Этого невозможно достичь без чувства уверенности в себе : трудно доверять человеку, который сам в себе сомневается. Уверенность оратору помимо волевой установки придают также хорошее зна­ние предмета речи, убежденность в правоте своей позиции, осно­вательная подготовительная работа над текстом перед началом выступления.

Доверие к речи оратора, ее эффективность, в значительной мере зависит от того, насколько аудитория уверена в объектив­ности позиции оратора . Объективность проявляется в непред­взятом, всестороннем рассмотрении вопроса, аргументированном изложении не только своей точки зрения по нему, но и мнения своих оппонентов.

Существенным условием успеха выступления является также неравнодушие оратора , его неподдельная заинтересован­ность в том, чтобы избранная тема была правильно осмыслена и доказательно раскрыта перед аудиторией.

Для успеха ораторской деятельности личностные качества оратора должны быть дополнены специальными знаниями, навы­ками и умениями .

Знания образуют фундамент публичной речи. Оратор обя­зан хорошо знать предмет своей речи, разбираться во всех тон­костях рассматриваемой проблемы, глубоко понимать теорети­ческие основы и располагать необходимой фактологической базой. Иными словами, быть профессионалом в этой сфере знания.

Однако для того, чтобы быть хорошим оратором, одних профессиональных знаний недостаточно. Ораторское искусство неотделимо от общей культуры человека. Оратор должен быть высоко эрудированным человеком , т.е. начитанным, осведомлен­ным в области литературы и искусства, науки и техники, разби­раться в политике и экономике, уметь анализировать события, происходящие в своей стране и за рубежом, и т. д.

4. Успешная ораторская деятельность невозможна без специальных навыков и умений . С точки зрения психологии, навык ‒ это хорошо освоенный способ действия, способ действия, доведенный до автоматизма, позволяющий выполнять его наилучшим образом, с наибольшей эффективностью. По мнению специалистов к основ­ным навыкам оратора относятся следующие:

Навык отбора литературы;

Навык изучения литературы;

Навык составления плана выступления;

Навык написания текста речи;

Навык самообладания перед аудиторией;

Навык ориентации во времени.

Навык отбора литературы традиционно был связан с уме­нием пользоваться каталогами (алфавитным, систематическим, предметным), библиографическими изданиями, справочной лите­ратурой. Систематический просмотр каталогов в библиотеке, биб­лиографических изданий, библиографических указателей в пос­ледних номерах журналов, справочников, систематическое попол­нение личной библиотеки позволял выработать у оратора навык отбора литературы, который, в конечном счете, позволял ускорить процесс подготовки к выступлению и сделать это выступление эффективным.

Традиционные формы отбора литературы применяются и внаше время. Однако в связи с широким распространением компьютеров появились большие возможности использования для отбора литературы всемирной информационной системы ‒ Интернет. Грамотное использование этого богатейшего источника информации существенно расширило информационные ресурсы оратора.

Навыки изучения литературы складываются из умения опре­делить из отобранной литературы те источники, которые подлежат наиболее внимательному изучению, сделать нужные выписки (кон­спект), осмыслить и систематизировать изученный материал.

Навык составления плана выступления предполагает уме­ние его структурирования, композиционного расчленения. План ‒ это взаимное расположение частей, краткая программа выступ­ления. Выработка навыков составления плана предполагает раз­личные уровни подготовки плана: предварительный план, рабо­чий план, основной план. Основной план в четкой форме содержит основные композиционные элементы текста.

Навык написания текста речи формируется в результате систематического, кропотливого труда по составлению письменно­го текста своих выступлений. Создание письменного текста речи является необходимым условием становления начинающего орато­ра. Работа над письменным текстом активизирует мыслительную деятельность оратора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли. Работая над письмен­ным текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее удачные слова и выражения, исключить стилистические ошибки. К готовому письменному тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать своим коллегам, спе­циалистам, родным, знакомым, обсудить его и внести коррективы в соответствии с высказанными замечаниями и мнениями.

Полный текст затем может быть переработан в подробный конспект речи, подробный план речи или просто план речи.

Навык самообладания перед аудиторией сводится к умению преодолевать стартовое волнение, «взять себя в руки» в начале выступления, не поддаваться на провокации и не терять контроля над самим собой, если кто-то в аудитории путем постановки про­вокационных вопросов, реплик или иных действий попытается вывести оратора из эмоционального равновесия с целью снижения эффекта или полного срыва выступления. Обретению этого навы­ка способствует регулярная практика публичных выступлений, а также серия психологических тренингов, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе.

Навык ориентации во времени предполагает контроль оратора над временными параметрами выступления, а также за настроением аудитории. Оратор должен уметь уложиться в отве­денное для выступления время, высказать за этот период основные положения речи, дать возможность аудитории задать интересую­щие ее вопросы и ответить на эти вопросы. Если время выступле­ния заранее не установлено, то оратор должен по реакции аудито­рии уметь определить, готова ли аудитория слушать выступление дальше или она устала, не воспринимает высказываемых положе­ний и пора «закругляться».

Из приобретенных знаний и навыков складываются умения оратора. Оратор должен уметь:

Самостоятельно подготовить выступление;

Доходчиво и убедительно излагать материал;

Отвечать на вопросы слушателей;

Устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией.

Самостоятельная подготовка выступления залог успеха оратора. Подготовленный другими людьми текст, даже лучши­ми, чем оратор, специалистами в этой области знания или сфере общественной жизни, остается чужим. Чтобы текст хорошо звучал, чтобы он оказывал эффективное воздействие на аудиторию, он дол­жен быть «своим», лично выстраданным, пропущенным через твои разум и чувства. Лучше всего самому готовить текст своего выступ­ления. Если же по роду своей деятельности для этого нет необхо­димого времени, то следует все же провести некоторую подготови­тельную работу по интериоризации текста выступления, перевода его в личностный план, личные мысли, положения, выводы.

Умение доходчиво и убедительно излагать материал бази­руется на хорошем знании предмета речи, владение таким требо­ванием культуры речи, как понятность и логичность, способность использовать различные виды аргументации.

Умение отвечать на вопросы слушателей - одна из харак­теристик хорошего оратора. Оратор не должен избегать отвечать на неудобные для него вопросы. Ответы на вопросы должны быть точными в соответствии с тем содержанием, которое вкладывает в них автор вопроса. Они также должны быть краткими, но доста­точно аргументированными. Следует также заботиться о коррект­ной форме ответа на вопросы. Ответ не должен оскорблять чувства автора вопроса.

Умение устанавливать и поддерживать контакт с аудиторией является одним из главных качеств оратора. Специалисты счита­ют, что постоянный контакт с аудиторией - это ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Установление контакта с аудиторией зависит от ряда факторов, оратор должен учитывать эти факторы и целенап­равленно работать в этом направлении. Повседневная подготовка оратора создает фундамент ораторской деятельности. Однако каждое выступление по тематике, цели, характеру аудитории и т.д. имеет свои особенности и требует специальной подготовки.

5. В риторике выработаны общие методические установки, которыми должен руководствоваться оратор при подготовке публичной речи. Классическая риторика выделяет в этом процессе пять основных этапов :

1) нахождение, изобретение мысли (инвенция) ‒ формирова­ние темы и цели выступления;

2) расположение изобретенного (диспозиция) ‒ деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение;

3) словесное выражение (элокуция) ‒ отбор языковых средств;

4) запоминание;

n. Поговорка - «по одежке встречают, по уму провожают» верна только применительно к продолжительному общению, а встреча с аудиторией таковым не является.

Первое впечатление 1. Сильное, яркое, хорошо запоминается. 2. Может быть далеко от истины, ошибочно. 3. Устойчиво (долго хранится). 4. Оцениваются и запоминаются индивидуальные качества оратора. 5. Основа первого впечатления зрительный образ. 6. Не будет шанса второй раз произвести первое впечатление.

n В первую очередь запоминают оратора, во вторую - что он сказал. n Информация привязана к личности оратора: n понравился оратор – нравится то, что он проповедует.

Индивидуальность оратора n В ораторе аудитория хочет видеть личность, . n Д. Карнеги: «Самое драгоценное для оратора - его индивидуальность, лелейте ее и берегите» . n Индивидуальность ораторской манеры важнейший фактор, который побуждает слушать оратора. Запоминается личность, а вместе с личностью – её идеи.

Риторические позиции оратора в ходе выступления n 1. Информатор n изложение материала, сопровождающееся предупреждением о n n n n возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация. 2. Комментатор аудитория основное знает, но ждет дополнительных сведений и оценок. 3. Собеседник оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных» , обращается к аудитории с просьбой высказать мнение, широко использует вопросы. 4. Советчик слушатели хорошо подготовлены в базовой области, оратор лишь «расставляет акценты» . 5. Эмоциональный лидер в аудитории приподнятое настроение, оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В этой позиции оратор чувствует себя свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.

Риторические позиции коммуникативного самоубийства которых рекомендуется всячески избегать: n наставник (оратор нравоучителен, категоричен); n трибун (преувеличенный пафос), n проситель («потерпите, я скоро закончу»). Только выступления, длящиеся не более одной минуты, можно проводить с одной позиции; подавляющее большинство выступлений занимая поочередно разные позиции, но перед выступлением нужно продумать, какие из них, где и когда вы будете занимать.

Внешний вид оратора n Привлекательная, Внешность - в пределах нормы. Излишняя привлекательность отвлекает от содержания, снижает доверие к материалу. n Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно; очень модно одетые женщины оцениваются отрицательно. n Костюм (платье) не должны плотно облегать фигуру. n Лучше без украшений, убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда должна соответствовать возрасту оратора, несоответствия в ту и другую сторону раздражают.

Снижают доверие к оратору: n одежда ярких, насыщенных цветов; n слишком модная одежда (несерьёзность); n избыток украшений; n кокетливые детали женской одежды (кружева, воланы и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.

Манера выступления П. Сопер: манера выступления важнее, чем внешность оратора - манера заставляет забыть о внешности. Что не должен делать оратор: : n выглядеть: уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.); избыточно возбужденным; n демонстрировать беспомощность, нерешительность; n ни в коем случае нельзя извиняться за свою миссию («извините, что задерживаю вас» , «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

Энергичность изложения. Физическая бодрость, подвижность. Выступление должно быть энергичным от начала до конца. Это передается слушателям, держит их в напряжении и повышает доверие к информации. Д. Карнеги советовал: «Будьте энергичны. Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы. Ничем не умеряйте вашу энергию» . Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме.

Уверенный внешний вид n Уверенность передается аудитории, она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. n «Имейте уверенный внешний вид - он действует на слушателей положительно» (П. Сопер). n Подбородок держать выше; стоять прямо, не наклоняясь; смотреть в глаза слушателям. n «Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. . . Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты» (Д. Карнеги).

Расположение в аудитории n Оратору лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Стоять нужно перед аудиторией, а не посреди нее. n Трибуны, возвышения, эстраду по возможности использовать как можно меньше. n Возвышаясь искусственно над аудиторией, оратор демонстрирует ей свою официальность, своё превосходство, что противоречит правилу «интимности общения» , которое эффективно в публичном речевом воздействии. n Если слушателей менее 75 человек, следует разговаривать с ними внизу, а не с возвышения, считает П. Сопер.

Движение n Нельзя стоять в одной позе, необходимо двигаться. Неподвижным n n ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии. Ходить надо не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей - в таком случае неуютно тем, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала и при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом» . Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека - только в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлекает от него. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор.

Приближайтесь к слушателям n Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя), наклоняйтесь к слушателям. n Если вы выступаете с возвышения подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней, либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею.

Взгляд оратора n Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, а это заставляет их слушать более активно и внимательно. n Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится («даже не взглянул!»), пренебрегает нами.

Взгляд n n n Смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. В большой аудитории разбить слушателей на секторы и переводить взгляд с одного на другой, не оставляя без внимания ни одного из секторов. Не выступать, глядя в «пространство» , это вызывает недоверие и раздражение слушателей. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно.

Позы n Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки n n n раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее выразительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Подбородок должен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного «выставлена» , живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать локти к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности; Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительней. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним, это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Это демонстрация агрессивности; данную позу называют иногда «позой самца гориллы» .

Жесты n Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). n Открытые позы и жесты, то есть демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. n Руки слегка разведены, они не должны быть неподвижными. Движения рук - в сторону слушателей: ладони раскрыты к слушателям (ладони должны быть им видны). n Риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению.

Жестикуляция n Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам. n Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными. n Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же) - это раздражает аудиторию. n Жестикулируйте обеими руками.

n Нельзя теребить одежду, украшения, дотрагиваться до n n часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности, а такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной. Не делайте резких, порывистых движений локтями. Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца Не шевелите открыто пальцами. Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности.

Громкость, темп и интонация n Голос выступающего должен быть энергичным и отражать энергию выступающего. В голосе должен быть напор, в нем должно чувствоваться усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. n Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Необходимо иметь в виду, что если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко - о его агрессивности. И того, и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно» . Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите громче обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно.

Интонация К интонации выступления предъявляются следующие требования. n Во-первых, она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. n Во-вторых, интонация должна соответствовать содержанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично - и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к его словам. n Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп. n Следует избегать больших пауз - они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. n Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.

Приемы борьбы с волнением во время выступления n Оратор может иметь три причины для волнения: n 1. Боязнь незнакомой аудитории. n В таком случае рекомендуется несколько раз наедине произнести n n n вслух фразу: «Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать» и после этого выходить на трибуну. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем вы собирались - это тоже хорошо помогает справиться с волнением. Найдите знакомые или просто симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они вас поддержат. 2. Ощущение плохой, недостаточной подготовки. В этом случае вы сами виноваты. Но что-то можно сделать: имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что вы знаете достаточно твердо, что у вас написано в конспекте. 3. Творческая взволнованность (сумею ли хорошо выступить? поймут ли? как выступить наилучшим образом?). Подобная взволнованность придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Приёмы борьбы с волнением n n n n n повысьте эмоциональность речи; повысьте громкость речи; повысьте энергичность и темп речи; дышите ртом и носом одновременно; шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног; возьмитесь за стул, трибуну, край стола; зажмите в кулак монету; возьмите мел, указку; пишите что-нибудь на доске, даже если это и не очень нужно (тему, разделы плана, отдельные термины, цитаты);

Сосредоточиться на содержании n Сосредоточьте усилия на содержании, на смысле выступления. Форма как бы отступает на второй план, идет за содержанием, это облегчает оратору его задачу. «Не беспокойтесь о том, как вы выглядите, позабудьте о личных ощущениях: сосредоточьтесь на одном - донести ваши мысли до слушателя» (П. Сопер). n Не извиняйтесь за мелкие оговорки, их слушатели не зафиксируют, не придадут им значения, если вы сами на них не укажете; вообще, меньше извиняйтесь - извинение усиливает волнение.

Реакция оратора на организационнотехнические неполадки и помехи 1. Шум из соседнего помещения или с улицы, чужие голоса – игнорировать, говорить громче, подойти ближе, послать слушателя с просьбой устранить помеху. Если шум продолжается и аудитория обращает на него внимание - прокомментировать, лучше в юмористическом плане.

2. В дверь заглядывают посторонние. n Попросить слушателя повесить записку «Лекция» или выйти и сказать, чтобы не заходили. n Если заглядывающие обращаются к вам с просьбой кого-либо позвать или отпустить, лучше сделать паузу и сказать: «Пожалуйста, не мешайте нам, мы работаем» и затем продолжить свою речь.

3. Слушатели опаздывают, все время входят новые слушатели в аудиторию. n. Одиночных опоздавших лучше не замечать; группа - ждать, пока они сядут, пригласить пройти. n. Пошутить: «Вы извините нас, пожалуйста, что мы без вас начали» Но не показывать недовольства.

4. Душно - сделать перерыв на 10 минут, проветрить или сократить выступление. 5. Вышел из строя микрофон - объявить перерыв, найти техника, вызвать организатора. Починить невозможно спуститься в зал, подойти к слушателям и закончить выступление за 2 - 3 минуты. 6. Погас свет - поступать, как при отключении микрофона: объявить перерыв для устранения неполадки либо за 2 минуты закончить выступление.

Неполадки в деятельности оратора n Мелкие оговорки не надо исправлять - все равно поймут, не надо привлекать к ним внимание. Если это искажает смысл - «Простите, я оговорился. Я, конечно, имел в виду. . . » . Не преувеличивать ущерб, который могут нанести оговорки, сосредоточиться на выражении мысли, на ее понятности для аудитории. n Если вы заметили, что-то пропустили, продолжайте дальше, не возвращайтесь назад, закончите мысль. А потом, если без опущенного никак нельзя, - « 0 чем я еще забыл упомянуть, так это о. . . » или «Я хочу вернуться сейчас к. . . » . n Но прежде чем возвращаться, надо подумать - нужно ли это делать? Если факт не понадобился, может, он не был нужен?

Помехи в поведении слушателей n Со стороны слушателей оратор может ожидать целый ряд типовых помех, которые могут затруднить его работу. Что это за помехи?

1. Активная реакция на отвлекающие внешние факторы n Аудитория, какой бы интересной ни была лекция или выступление, не может не обратить внимания на какието неожиданные события в помещении. n «Аудитория не может противиться соблазну взглянуть на любой движущийся предмет, животное или человека» (Д. Карнеги).

1. В аудиторию залетел воробей n Во-первых, не замечать, сколько это можно. n Во-вторых, переждать «активные действия» , сделать паузу – аудитории надоест, и сами слушатели примут какие-то меры. n В-третьих, использовать метод «подключения» обратить внимание самому, прокомментировать, кратко обсудить со слушателями, а затем сказать: «Ну достаточно, вернемся к нашей работе» . Слушатели обычно воспринимают данный прием хорошо. n В-четвертых, подойти поближе к слушателям это будет мешать им отвлекаться.

2. Слушатели переговариваются Не принимать на свой счет - скорее всего, это не связано с лекцией и с оратором. Лучше не замечать как можно дольше. Подойти поближе, пристально посмотреть, некоторое время говорить, обращаясь к ним и после паузы (неожиданной), задать вопрос – «Вы согласны? Вы не согласны? » .

3. Кто-то зевает в лицо оратору Не относить это к себе - может, слушатель просто устал. Реагировать не стоит, пока не поняли, что это заметили другие и реагируют на это. В таком случае лучше сказать: «Да, что-то стало душно, воздуха не хватает. Вижу, некоторым трудно дышать - может быть, сделаем небольшой перерыв, проветрим комнату? » .

4. Слушатели встают и уходят Не показывайте, что это вас задевает. У людей могут быть разные причины для того, чтобы уйти. Не реагируйте, не делайте им замечания. Наоборот, можно сказать: «Товарищи, если кому -то нужно срочно уйти, пожалуйста, только потихоньку, выходите» .

5. Реплики несогласия с места n Реплики тривиальные - сделать вид, что не слышали или не поняли. n Настаивают на своей точке зрения - вступить в дискуссию, но формально: «Я понял нашу точку зрения. Но у меня другая, я сейчас (или несколько позже) приведу еще дополнительные аргументы» . n Возражение важное и не связано с личными амбициями - сказать: «Я вернусь к вашему замечанию, но если разрешите - немного позже» и обязательно сдержать обещание. n Несогласие высказано в резкой, категоричной форме - лучше в дискуссию не вступать: «Я понял вашу точку зрения. Ну что ж, будущее покажет, кто из нас прав» .

6. Грубые, провокационные выкрики, реплики n Люди с невысокой культурой, которые хотят показать, что оратор не так уж хорош, умен и компетентен. Хотят показать себя, выделиться, обратить на себя внимание («комплекс Моськи»). Как вести себя с такими людьми? n Разовую реплику лучше не заметить. n Если нельзя, не показывайте, что это вас задело или обидело, показывайте свое превосходство, контроль над ситуацией. Скажите: «Да!. . Ну тут уж ничего не добавить! (пауза). Ну, а мы все-таки пойдем дальше. . . » n Можно сказать иронически: «Да, я понимаю ваши проблемы. . . Но, простите, нам нужно идти дальше. . . » .

Третий прием – не ответить n «Я понял ваш вопрос. . . (хотя это был и не вопрос вообще, но это поставит нарушителя в тупик), но мы сейчас, к сожалению, не можем подробно на этой проблеме остановиться. . . » n Не надо ставить провокатора на место - это уже перебранка, ему только этого и надо. Но на любые реплики других людей отвечайте подчеркнуто вежливо и корректно - это покажет, что вы его осуждаете.

4. n Похвалить, найти в реплике рациональное зерно и использовать ее, чтобы рассказать дополнительно что-либо интересное. n Эффективен «отложенный ответ»: «Я понял вашу мысль (вопрос, идею)и отвечу вам, но если позволите - в конце, а то сейчас это нас уведет в сторону» . А в конце, когда время вашего выступления иссякло, обратитесь к аудитории: «Вот тут был еще вопрос, надо отвечать на него? » Люди крикнут: «Не надо, все ясно!» - «Ну не надо, так не надо. Благодарю за внимание» .

5. Отложить ответ n Попросить провокатора минуточку подождать. «Минуточку, я только закончу мысль. . . » Через минуты 2 - 3, не меньше, обратиться к провокатору: «Так что вы хотели сказать? Ничего? Ну, тогда мы пойдем дальше!» n Можно признать: «Да, в том, что вы говорите, есть проблема. К сожалению, мы ее сейчас не решим, об этом надо поговорить отдельно» .

6. Если реплика очень грубая n «Простите, я не понял, что вы сказали. Будьте добры, повторите еще раз погромче и помедленнее!» Как правило, второй раз в обстановке всеобщего внимания грубость он сказать не сможет. «Ну тогда идем дальше» .

Резко выраженное несогласие можно перевести в личную плоскость. n На лекции, посвященной общению в семье, слушательница возмущенно выкрикнула, «Так что же, мужу, по-вашему, и вообще никаких замечаний делать нельзя? » n «Я понимаю ваши проблемы, - ответил лектор. - Я уверен, что вашему мужу обязательно надо делать замечания» . n Ответ потонул в общем хохоте аудитории, засмеялась и задавшая вопрос слушательница, .

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...