Поведение человека влияние среды. Влияние городской среды на поведение человека

Поведение человека в естественной среде. Характеристика научных теорий влияния среды на человека.[ ...]

Среда социальная - культурно-психологический (информационный, в том числе политический) климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом самими людьми и слагающийся из влияния людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия. Воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном (жильем, пищей, одеждой, другими потребительскими товарами), гражданские свободы (совести, волеизъявления, передвижения, места проживания, равенства перед законом и т. п.), степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения, бандитским нападением, воровством, неизбежным хроническим или неожиданным заболеванием, распадом семьи, ее незапланированным ростом или сокращением и т. д. и т. п.); моральные нормы общения, свободу самовыражения, в том числе трудовой деятельности (максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания); возможность свободного общения с лицами сходного этнического и культурного уровня, т. е. создания и вхождения в эталонную для человека социальную группу (с общностью интересов, жизненных идеалов, поведения и т. п.); возможность пользоваться культурными и материальными ценностями (театрами, музеями, библиотеками, товарами и т. д.) или сознание обеспеченности такой возможности; доступность или сознание доступности общепризнанных мест отдыха (курортов и т. п.) или сезонной (временной) перемены типа жилища (вплоть до туристской палатки); обеспеченность социально-психологическим пространственным минимумом, позволяющим избежать нервно-психического стресса от перенаселения (оптимальная частота встреч с другими людьми, в том числе знакомыми и родными); комфорт сферы услуг (отсутствие или наличие очередей, качество обслуживания и т. п.).[ ...]

Штенбах Х.Э. Влияние городской среды на поведение человека. - СПб., 1997.[ ...]

Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек обладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и сохраняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными особенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказывает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.[ ...]

Известно, что особую важность в определении поведения имеет нервная система. Несомненно также значение гормональной системы, ибо у высших животных, включая человека, гормоны принимают участие не только в репродукции, но и-в детерминировании индивидуального темперамента, реакций ца стресс. Животные, половое поведение которых является «осознанным», к гормонам чувствительны только в определенное время (сезон), в другое время гормональный стимул не вызывает у них никакого ответа. Напротив, у человека способность к репродукции не зависит от сезона, поэтому гормональное влияние в половом поведении является меньшим. Как нервная, так и гормональная системы в конечном итоге находятся под генетическим контролем (природы). Поэтому поведенческий потенциал человека, вероятно, детерминируется генетически, но этот потенциал может быть реализован только в условиях определенной среды (воспитания).[ ...]

В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фактор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ориентировочной деятельности (получение удовольствия при решении неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).[ ...]

Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый индивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Существует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с некоторой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем достижения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в прошлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возможность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуации, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается проблем поведения его в среде социальной.[ ...]

Химические вещества, попадающие в организм из внешней среды, могут изменять ход подобных нейрохимических процессов, влияя на количество вещества в каком-либо звене процесса или изменяя уровень активности энзима в каком-либо звене процесса. Возможно также влияние на процесс проникновения трансмиттера или на его возвращение в пресинаптическую мембрану. При исследовании связи биохимических процессов и поведения человека химические вещества, влияющие на изменение биохимических процессов, оценивают также по происходящему вследствие этого изменению поведения.[ ...]

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Можно говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие стороны жизни.[ ...]

Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепенное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентирует условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматривается как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил природы, которые находятся вне его контроля.[ ...]

В последнее время стало понятно, что одна только медицина не может справиться с растущей патологией у населения. Доля влияния здравоохранения на здоровье человека составляет 10-15%, в то время как условия и образ жизни составляет более 50% этого влияния. В связи с этим возрос интерес к здоровому образу жизни, как среди специалистов, так и широких кругов населения. Происходит осознание тезиса: искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать ее. Становится ясно, что болезни современного человека обусловлены, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Здоровый образ жизни необходимо рассматривать как основу профилактики заболеваний.[ ...]

Агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачева (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков человека. Вместе с тем хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений - хулиганства, пьянства, сквернословия. В Москве криминогенная обстановка ухудшается от центра к периферии, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей.[ ...]

Думается, что данный проект является одной из эффективных форм работы по изучению природы родного края и его экологического состояния. В ходе работы происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного исследования, развиваются наблюдательность и интерес к исследовательской работе в различных областях знаний. Учащиеся также могут видеть отрицательные последствия влияния человека на природную и окружающую среду, что побуждает их в дальнейшем к правильному экологическому подходу в своей будущей профессиональной деятельности и приучает к правилам поведения в природе.

Мы привыкли винить в провалах недостаток силы воли или нехватку таланта, а причинами успеха считать упорный труд, старательность и твёрдость характера. Конечно, все это важно. Но если вы проанализируете факторы, влияющие на поведение людей, то поймете, что мотивацию и талант часто переоценивают .

В большинстве случаев, гораздо важнее среда, в которой находится человек. В своей статье Джеймс Клир рассказывает, почему все происходит именно так и как создать подходящую среду для успешного достижения целей.

Роль формы континентов в истории человечества

В знаменитой книге «Ружья, микробы и сталь» (Guns, Germs, and Steel) исследователь Джаред Даймонд акцентирует внимание на том, что материки имеют разную форму. Этот (на первый взгляд не особо важный) факт существенно повлиял на историю человечества.

Например, протяженность Америки и Африки с севера на юг больше, чем с запада на восток. А Евразия наоборот, вытянута с востока на запад. Когда начало распространяться сельское хозяйство, фермеры Евразии получили в свое распоряжение более выгодные земли, вытянутые вдоль одной широты. Условия схожи (количество солнечных дней в году, осадки, сезонные изменения погоды), поэтому успешно вырастив то или иное растение в одном регионе, его можно было успешно культивировать и в других частях континента.

А вот жителям Америки и Африки пришлось столкнуться с менее благоприятными условиями. Климат совершенно разный (сравните, например, погоду в Канаде и Флориде). В каждом климатическом поясе приходилось выращивать свои растения. Из-за этого сельское хозяйство на материках развивалось в несколько раз медленнее, чем на территории Евразии.

Поскольку продуктов питания в Европе и Азии было в избытке, их население увеличивалось быстрыми темпами. Огромное количество людей позволяло создавать более сильные армии и разрабатывать новые технологии.

Конечно, на ход истории влияли и другие факторы. Но можно с уверенностью сказать, что форма континентов - важная причина того, что именно европейцы пришли к власти и смогли подчинить себе племена Северной и Южной Америки, а не наоборот.

Окружающая среда и ее влияние на поведение людей

Представьте себе фермера, который пытается вырастить помидоры в условиях канадской зимы. Он может быть самым талантливым в мире, но это не улучшит конечный результат. Снег не заменит растению почву.

Нет никаких свидетельств того, что европейские или азиатские крестьяне были более знающими, умелыми или мотивированными, чем их собратья в других уголках мира. Тем не менее, они смогли поднять сельское хозяйство в 2-3 раза быстрее.

Чтобы добиться успеха в сжатые сроки, вы должны находиться в среде, которая этому способствует, а не мешает.

Как создать благоприятную среду для изменений

Есть три стратегии, которые действительно работают.

  • Автоматизируйте правильные решения

Создайте среду, которая будет принимать решения за вас.

Например, купите тарелки меньшего размера, если хотите похудеть. Ученый Брайан Вансинк из Корнельского университета доказал, что люди съедают на 22% меньше, просто заменив тарелку диаметром 30 сантиметров на тарелку диаметром 25 сантиметров. А приложения, автоматически блокирующие доступ к социальным сетям, помогут вам в борьбе с прокрастинацией, успешно заменив подкачавшую силу воли.

  • Встраивайте полезные привычки в поток ежедневных дел

Несколько лет назад сеть магазинов «PetSmart» изменила процесс оплаты. Когда покупатель проводил картой по считывающему устройству, на экране появлялось предложение пожертвовать деньги фонду, спасающему бездомных животных. Это позволило собрать около 40 миллионов долларов за год!

Вы можете применить аналогичную стратегию, вплетая полезные привычки в поток своих ежедневных дел.

Хотите играть на музыкальном инструменте? Поставьте его в центре своей гостиной. Планируете начать ходить в спортзал? Шансы на регулярные занятия возрастут, если клуб расположен по пути с работы домой.

Применяйте эту хитрость как можно чаще.

  • Исключите любое негативное влияние

Крестьяне не могли убрать барьеры, сдерживающие развитие сельского хозяйства в их регионе, но вы-то можете! Например, одна из японских компаний, производящих телевизоры, усовершенствовала пространство на заводах таким образом, чтобы избежать лишних поворотов и наклонов рабочих.

Вам под силу, скажем, сделать процесс перехода к здоровому питанию проще, не покупая вредную еду или убрав ее в самый дальний угол своего холодильника.

Всегда помните о влиянии окружающей среды

Мы склонны обвинять окружение, когда дела идут плохо . Потеряв работу, человек сетует на состояние экономики. Проиграв на соревнованиях, утверждает, что виновато нечестное судейство. Опоздав на работу, ссылается на пробки.

Но, добиваясь успеха, мы забываем о влиянии среды. Занял высокую позицию в компании? Исключительно из-за таланта и привлекательности. Победил в турнире? Только благодаря блестящей технике. Прибыл на встречу заблаговременно? Лишь потому, что организован.

Важно помнить, что среда оказывает на нас как негативное, так и позитивное влияние. Люди, которые с легкостью придерживаются полезных привычек, извлекают преимущества из окружающей среды, что очень им помогает. А то, что мы называем отсутствием силы воли, чаще всего является индикатором неудачной среды.

Чтобы добиться успеха с легкостью, сначала обеспечьте себе благоприятное окружение.

Начало 20 в. - Г.Зиммель использовал для описания города термин «перенасыщенная среда », отмечая, что городская среда затрудняет восприятие людьми новых импульсов, поскольку они растрачивают свою энергию на решение мелких, частных проблем среды.

Теоретические концепции жизни в городе

n Город с позиции теории «места поведения» Р.Баркера (эффекты сверхукомплектования / перенаселенности)

n Город с позиции теории ограничения поведения (эффекты выученной беспомощности) (Прохански и соавт., 1970)

n Город с позиции теории перегрузки (С.Милграм)

n Город как источник стресса

n Эклектическая модель городской среды (П.Бэлл и соавт., 2001):

Психологические механизмы , позволяющие адаптироваться к перегрузкам в городской среде (Милграм):

  1. Каждой входящей единице информации отводится меньше времени, в результате чего контакты с окружающими минимизируются или же пресекаются.
  2. Пренебрежение информацией, не являющейся первоочередной. При этом «несущественность» информации оценивается априорно, в результате чего может быть пропущена и релевантная информация.
  3. При социальных операциях ответственность может перекладываться на других участников. Латане и Дарли (1969) экспериментально подтвердили – чем больше число наблюдателей, тем меньше вероятность, что кто-то из них вмешается в происходящее.
  4. Система блокирует доступ информации на самом входе. В качестве системы выступает сам субъект, поведение которого затрудняет для окружающих взаимодействие с ним.
  5. Интенсивность входной информации снижается с помощью фильтрующих устройств (допускаются поверхностные формы участия во взаимодействиях).

Милграм обращает внимание на еще два момента:

1) в городе больше уважения к праву других на уединение – в силу того, что добиться физического уединения трудно,

2) потребность в оказании помощи в большом городе возникает слишком часто, поэтому неучастие становится нормой.

Исследование, проведенное Альтманом с соавторами, показало, что в маленьких городках незнакомцам разрешают зайти в дом позвонить гораздо чаще, чем в большом городе (в одном городке – в 5 раз чаще, в трех других – более чем в 2 раза). При этом везде женщин пускали более часто, чем мужчин. Объяснение, которое дает Виллена таким результатам, опирается на феномен социальной идентичности, в данном случае – городской идентичности. Для жителя большого города преступление в его собственном городе – более частое явление, чем для жителя маленького городка, то есть дело не в расстоянии, на котором произошел инцидент, а в принадлежности к одной социальной группе с пострадавшими.

Город представляет собой саморазвивающуюся систему, относительно стабильное функционирование которой обеспечивается действием социальных норм. Наряду с юридически оформленными и закрепленными нормами жизнь горожанина регулируется так называемыми «резидуальными правилами » (Шефф, 1960). Это нормы, регулирующие рутинную жизнь человека, но остающиеся некодифицированными и неэксплицированными. При этом:

1) большинство людей согласны с этими правилами,

2) правила незаметны, пока не происходит их нарушение.

Отталкиваясь от последнего положения, Гарфинкель предложил методический прием для изучения резидуальных норм – через их нарушение. Этот прием был успешно реализован в ряде исследований, в частности – Милграмом для анализа норм поведения в метро, Манном и Тэйлором для исследования такого социально-психологического феномена, как очередь.

В ходе естественного эксперимента, проведенного в вагонах метро, экспериментаторы-студенты просили сидящих пассажиров уступить им свое место. Результаты оказались неожиданными – более чем в половине случаев место уступали без всяких возражений. Даже когда обращение звучало следующим образом: "Извините, не уступите ли мне местечко, мне неудобно читать стоя" – почти в 42% случаев просьба выполнялась. Наибольшее сопротивление в ходе эксперимента возникало у самих экспериментаторов – им было до такой степени сложно обращаться к сидящим людям с необоснованной просьбой, что у них возникали вегетативные расстройства: головокружения, тошнота, слабость и т.п.

Аналогичные затруднения испытывали люди, получившие задание вторгнуться в очередь (иногда им требовалось около получаса на «моральную подготовку»), хотя в самой очереди на такое вторжение реагировали фактически один-два человека из тех, перед которыми «внедрялся» в очередь экспериментатор, и происходило это реже, чем в половине случаев. Реакции «пострадавших» редко включали физическое воздействие (в 10% ситуаций вторжения), в основном это было словесное или мимическое выражение недовольства.

Таким образом, резидуальные нормы регулируют пространственное поведение горожан, обеспечивая их «естественные права» в пределах публичных территорий.

Образ города.

Автором одной из первых работ, анализирующих пространственные представления о городе и те процессы, через которые человек познает среду и ориентируется в ней, был С. Троубридж (1913). Его исследование показало, что плохая ориентация некоторых людей в окружающем их городском пространстве связана с грубыми нарушениями локализации объектов в “умственных образных картах”. Тем самым было доказано безусловное влияние пространственных представлений на повседневное поведение человека.

Исследование структурной организации образа города впервые было предпринято американским архитектором К.Линчем в 1960 г. Для того, чтобы экстериоризовать ментальный образ города, вывести его из сферы субъективного опыта, Линч использовал рисуночный метод. Своих респондентов он просил нарисовать город, так, чтобы этот рисунок мог помочь другому человеку составить себе представление: о городе в целом – в одном случае, об отдельных маршрутах – в другом.

В результате проведенного исследования Линч выявил основные элементы образа города :

  • Пути – коммуникации, по которым осуществляется перемещение из одной точки городского пространства в другую. Это линейные элементы, примером которых служат улицы, тропинки, переходы, линии метрополитена, речные пути, фуникулеры и т.п.
  • Узлы – локальные элементы, пересечения путей; места, в которых происходит изменение направления движения. Это перекрестки, транспортные развязки, станции пересадки в метрополитене, станции метро при переходе от наземного к подземному транспорту и наоборот и т.д.
  • Районы – протяженные пространственные элементы образа города; места, имеющие однородную структуру, отличающую их от окружения. Районы могут различаться по своим размерам, значению, степени структурированности. Районы как элементы образа города не совпадают с административным районированием, поскольку задаются не формальными, а субъективными критериями.
  • Границы – линейные элементы, основная функция которых – ограничение одних районов от других. В качестве границ могут выступать улицы, реки, ограждения и т.д.

· Ориентиры – точечные элементы образа города, позволяющие субъекту определить свое местонахождение. Линч рассматривает два вида ориентиров: локальные – позволяют сориентироваться в рамках незначительного замкнутого пространства, дистантные – заметные на значительном расстоянии. К локальным ориентирам могут быть отнесены небольшие строения, вывески и т.п., к дистантным – преимущественно высотные сооружения, такие как колокольни, маяки, телебашни и др.

Исследования К.Линча показали, что первейшим условием комфортабельной и приятной для жизни городской среды является высокая степень ее представимости. В основном это обеспечивается наличием безошибочно узнаваемых опорных пунктов.

С. Милграм провел исследование психологических карт Парижа, Бостона, Нью-Йорка. При изучении визуального образа Нью-Йорка Милграм демонстрировал респондентам фотографии, сделанные в разных точках города, и просил опознать точный район, точный микрорайон, дать точное название улицы. Оказалось, что ядром наглядно-визуально образа Нью-Йорка является Манхэттен – он чаще других районов правильно идентифицировался (даже в сравнении с районом проживания респондентов), редко путался с другими районами. Милграм отмечает, что возведение в микрорайонах легко узнаваемых монументов, украшение зданий запоминающимися декоративными элементами, использование различной окраски домов – все эти приемы помогают улучшить узнаваемость городской среды и, тем самым, повысить степень ее комфортабельности.

Теория защищающего пространства (О.Ньюман и соавт.)
Защищающее пространство:

n должно иметь четко обозначенные и ясно опознаваемые границы

n не должно быть проходной зоной

n должно предоставлять владельцам возможность вести неформальное наблюдение за происходящими в нем событиями

n будет способствовать формированию локальных социальных связей среди жителей

Территориальные признаки защищающего пространства (Р.Тэйлор и соавт., 1980)

n Признаки защиты (символические и реальные барьеры)

n Признаки принадлежности (территориальные маркеры, сообщающие о «занятости» места)

n Признаки децивилизации (физические и социальные признаки ухудшения состояния места)


Опорный конспект к лекции 8-9. Экосберегающее поведение

n Психология экосохранения: основные задачи и проблемы/направления исследований

n Понятие экологически значимого поведения

n Теории экологически значимого поведения

Основные практические задачи психологии экосохранения:

n Способствовать поддержанию психологической связи человека с природным окружением

n Продвигать идеи экологически устойчивого развития

n Продвигать экосберегающее поведение



Экологический след человечества - отражает потребление человечеством ресурсов биосферы.

Это площадь (в гектарах) биологически продуктивной территории и акватории, необходимой для производства используемых нами ресурсов и поглощения и переработки наших отходов

Несущая способность экосистемы –

предельная численность популяции, которая может поддерживаться в рамках данной экосистемы на протяжении неопределено большого числа поколений (У. Каттон)

Экологический след субъекта – мера воздействия субъекта на среду обитания ,

Экологически значимое поведение – термины-синонимы:

n экологически значимое поведение (environmentally significant behavior)

n экологически дружественное поведение (environmentally friendly behavior)

n экологически ответственное поведение (environmentally responsible behavior) или экологически ответственные действия (responsible environmental action)

n проэкологическое поведение (proenvironmental behavior)

n поведение сохранения(conservation behavior)

n экологически устойчивое (жизнеспособное) поведение (environmentally sustainable behavior)

n экологически ориентированные формы поведения

n экологически целесообразное поведение

n экологически релевантное поведение

П.Стерн с коллегами (P. C. Stern, T. Dietz, T. Abel, G. A. Guagnano, L. Kalof)

Критерии экологически значимого поведения:

объективный (объективные последствия: «степень, в которой оно изменяет доступность сырья или энергии, получаемых из окружающей среды, или изменяет структуру и динамику экосистем или биосферы как таковой»)

субъективный (проэкологические намерения субъекта)

Курсовая работа

по биологии

Экология человека. Человек в экстремальных условиях.

10 э/ю класс

Ученик: Жариков Юрий

Учитель: Борис Светлана Ивановна

Черноголовка, 2000.

Введение

Экология Человека

Природный ландшавт

Звук и шум

Загрязнение окружающей среды

Ионизирующее излучение

Человек в экстремальных условиях

Заключение

Список литературы

1.Введение.

Понятие “Экология” было предложено Эрнстом Геккелем в 1866 году как
название раздела биологии, изучающего вопросы взаимодействия организмов
и окружающей среды. Возникновение науки “Экология” стало возможным
благодаря накоплению достаточного количества сведений о многообразных
живых организмах и особенностях их образа жизни. Ученые стали понимать,
что взаимоотношения живых организмов с окружающей средой подчиняются
определенным закономерностям. Сейчас понятие “Экология” приобрело
широкое значение. Возникли новые направления, отражающие условия
существования и развития различных объектов, явлений, процессов.
Предметом исследования экологии человека являются все стороны
жизнедеятельности человека, вопросы сохранения и развития здоровья людей
с учетом взаимосвязи его с окружающей природной и социальной средой.
Среди естественных наук экология впервые включила в себя интересы
человека и превратилась из чисто естественной биологической в
социальнобиологическую науку.

2.Экология человека.

Возникновение и развитие человека происходило в определенной природной
среде. Она формировала малые и большие человеческие расы, культурные
типы древних людей. Человек – биосоциальное существо. Он вышел из
природы, но и остался в ней. Он рождается, мужает, стареет и умирает по
ее законам, хотя и видоизмененным социальными условиями жизни. Из
природы, или видоизменяя ее, человек получает пищу, воду, воздух, все
остальное, необходимое для его жизни. На него действуют космические
излучения, солнечный свет, климат, погода. Умирая, человек своим телом
входит в природный биологический цикл. Люди преобразуют природу и
оказываются под воздействием не только чисто природной среды, но и той,
которая создана ими самими. Этот огромный комплекс взаимосвязей человека
и окружающей его среды исследует экология человека.

Природный ландшафт. Одна из сторон использования природных ресурсов
человеком – отдых на лоне природы. Космос, погода планеты являются очень
важными факторами, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Но и
такие местные факторы, как ландшафт, картина природы, местность могут
также действовать на наше физическое и эмоциональное состояние. После
пребывания в квартире, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда
чувствуете облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто
чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое
влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но
и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в
целом.

Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии -
через форму, цвет, звук. Информация, усваиваясь, оказывает существенное
влияние на организм и поведение человека. Так, эстетически
привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное
отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами:
радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания
включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости,
желания и потребность действовать.

Звук и шум. Человек всегда жил в мире звука. Еще в давние времена рев
зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев,
журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич
помогал устрашать неприятеля. Из всех живущих существ только человек в
полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника,
носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим
помощником. Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как
тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой
ландшафт много шумов. Шум оказывает особое, отрицательное влияние на
умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение
жизни. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов
болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета,
например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность
ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто
лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум
действует угнетающе на человека - утомляет, раздражает, мешает
сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство
облегчения и покоя.

Уровень шума в 20-30 децибел (ЦБ) практически безвреден для
человека. Это естественный шумовой фон, без которого невозможна
человеческая жизнь. Для “громких звуков” допустимая граница составляет
примерно 80 децибел. Звук в 130 децибел уже вызывает у человека болевое
ощущение, а в 150 - становится для него непереносимым. Звук в 180
децибел вызывает усталость металла, а при 190 - заклепки вырываются из
конструкций. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”.
Звон колокола медленно убивал человека.

Шум мешает нормальному отдыху и восстановлению сил, нарушает сон.
Систематическое недосыпание и бессонница ведут к тяжелым нервным
расстройствам. Поэтому защите сна от шумовых раздражителей должно
уделяться большое внимание.

Загрязнение окружающей среды. До 85% всех заболеваний современного
человека связаны с неблагоприятными условиями окружающей среды,
возникающими по его же вине – шум, курение, загрязнение окружающей среды
и т.д.

Большинство экологически негативных последствий деятельности людей
проявляется в изменении атмосферы - ее физического и химического
состава. Техногенные воздействия на атмосферу стали причиной таких
глобальных изменений, как “парниковый эффект”, разрушение озонового
слоя, выпадение кислотных дождей. Именно загрязнение атмосферы в
наибольшей мере истощает адаптационные возможности человеческого
организма. Атмосфера обладает мощной способностью к самоочищению от
загрязняющих веществ. Движение воздуха приводит к рассеиванию примесей.
Пылевые частицы выпадают из воздуха на земную поверхность под действием
силы тяжести и дождевых потоков. Многие газы растворяются во влаге
облаков и с дождями также достигают почвы. Воздух очищается от пыли и
газа в кронах лесных деревьев. Под воздействием солнечного света в
атмосфере погибают болезнетворные микробы. Но в настоящее время объем
ежегодно выбрасываемых в атмосферу вредных веществ в мире резко возрос и
составляет многие миллионы тонн. Это превышает пределы способности
атмосферы к самоочищению. Особенно неблагоприятно складывается
экологическая обстановка в городах, где сосредоточены крупнейшие
промышленные объекты.

Загрязнение атмосферы может принять опасный характер в течение
какого-то определенного времени на той или иной территории. Это может
произойти как в результате аварийных ситуаций, так и вследствие
изменения погодных условий. При изменении температур туман, загрязненный
дымом, прижимается к поверхности земли, образуя так называемый “смог”,
вызывающий раздражение слизистых оболочек глаз и верхних дыхательных
путей, а также обострение заболеваний легких. Описаны случаи, когда это
приводило к трагическим последствиям - повышению смертности больных
детей и стариков.

Ионизирующее излучение. Ионизирующее излучение любого вида и
происхождения (не обязательно связанного с авариями атомных реакторов)
становится в наше время грозной опасностью для человечества. И чем
дальше, тем больше, т.к. уровень радиационного загрязнения биосферы хотя
и медленно, но повышается. Ионизирующие излучения - это любые
излучения, взаимодействие которых со средой приводит к образованию
положительно и отрицательно заряженных частиц, называемых ионами.
Наибольшую долю естественного фона (около 70%) ионизирующих излучений
составляют природные источники, в то время, как доля источников, которые
связаны с приборами медицинских учреждений - 29%, а всех остальных м
около 1%. Несмотря на такое соотношение, общественность волнуют именно
остальные источники. Авария на ЧАЭС не изменила фон в среднем по стране.
Но для жителей районов, непосредственно затронутых катастрофой, величины
и соотношения доз радиации от разных источников существенно отличаются
от средних по странe. Ионизирующая радиация, как и другие постоянно
действующие физические и химические факторы окружающей среды, в
определенных пределах необходимы для нормальной жизнедеятельности. Таким
благоприятным воздействием на человека обладают малые дозы ионизирующей
радиации, свойственные природному радиационному фону, к которому за
миллионы лет эволюции адаптирована жизнь на нашей планете. Известно, что
воздействие ионизирующей радиации в очень малых дозах стимулирует
развитие и рост растений. Десятки тысяч больных улучшают состояние
своего здоровья на всемирно известных курортах с источниками минеральных
вод, обладающих повышенным содержанием радона. Оздоровительный эффект
достигается путем кратковременного дозированного облучения больных
радоном и дочерними продуктами его распада на уровне повышенного
природного радиационного фона. Малые дозы вызывают активацию
восстановительных процессов, благодаря чему ускоряется выздоровление. В
нашем столетии человечество подвергается воздействию ионизирующего
излучения от искусственных источников, создаваемых для медицинских,
научных, технических и военных целей. Опасность для человека могут
представлять главным образом подобные техногенные источники. Радиация -
явление потенциально опасное, поэтому облучение человека подлежит
контролю и нормированию. Нельзя допускать необоснованного воздействия
радиации. Основной принцип радиационной защиты заключается в обеспечении
как можно более низкого, разумно достижимого уровня воздействия..
Источниками опасного для жизни излучения могут быть испытания ядерного
оружия, аварии на АЭС, некоторое специальное оборудование.

Это далеко не полный перечень тех факторов, от которых во многом зависит
жизнь и здоровье всех живущих на Земле людей. Однако, даже из
приведенных данных понятно, что на всех этапах исторического развития,
начиная с первобытнообщинного строя, от человека требовалась
исключительная выносливость и сила, чтобы справиться с теми испытаниями,
которые выпадали на его долю во взаимоотношениях с природой.

3.Человек в экстремальных условиях.

Экстремальными условиями считаются опасные условия среды, к которым
организм не имеет должных адаптаций. Человек, как и любой другой живой
организм, приспособлен к жизни в определенных условиях температуры,
освещенности, влажности, гравитации, излучений, высоты над уровнем моря
и т.д. Эти свойства выработались у него в процессе эволюционного
развития. Попадая в экстремальные условия, человек может адаптироваться
к ним до определенных пределов. Например, большинство людей на Земле
живет на высоте до 3000 м над уровнем моря. Около 15 млн. человек – на
высоте до 4800. Но на высоте выше 5500 м человек не может жить
постоянно. У него резко ухудшается здоровье, происходит стремительное
развитие болезней, что может привести к неминуемой гибели, если не
вернуться к привычным условиям жизни. Это связано с очень низким
парциальным давлением вдыхаемых и выдыхаемых газов, большим перепадом
дневных и ночных температур, повышенной солнечной радиацией, а также
высокой плотностью высокоэнергетических тяжелых частиц. Основную
проблему для человеческого организма в таких условиях представляет
перенос атмосферного кислорода к клеткам. Примером могут служить
альпинисты — покорители высокогорных вершин. 8- тысячники Гималаев
они могут покорять только в кислородных масках и находиться на такой
высоте можно не более часов.

Еще одним видом экстремальных условий является влажность. Высокая
влажность характерна для тропических лесов. Лесные заросли почти не
пропускают света, преграждая путь ультрафиолетовым лучам. Здесь жарко и
влажно, как в теплице. Средняя температура +28С (колебания в пределах
3-9С), средняя относительная влажность 95% ночью и 60-70% днем. Ветры в
лесах очень слабые. Воздух насыщен углекислым газом и полон запахов,
испарений, микроскопических волосков, чешуек и волокон. Уровень
испарений здесь в 3 раза выше средних показателей планеты в целом.
Примером адаптации к таким экстремальным условиям могут служить размеры
людей, живущих в тропических лесах. Они ниже ростом и весят меньше тех,
которые живут на открытых местах. Их средний вес 39.8 кг при росте 144
см. Для жителей саванны эти показатели равны 62.5 кг и 169 см. По
сравнению с представителями других групп населения потребление кислорода
при физической нагрузке, объем легких и частота пульса у них выше
среднего.

Температура окружающей среды представляет собой важнейший и зачастую
ограничивающий жизненные возможности экологический фактор и вид
экстремальных условий, который практически каждый человек в течение
жизни может испытать на себе. Мы живем и комфортно себя чувствуем в
довольно узком интервале температур. В природе же температура не
постоянна и может колебаться в довольно широких пределах (+60…. – 60С).

Резкие колебания температуры – сильные морозы или зной – неблагоприятно
действуют на здоровье людей. Однако существует много приспособлений для
борьбы с охлаждением или перегревом.

Возьмем, к примеру, экстремальные условия Севера. Акклиматизация
эскимосов (а они и сейчас живут в условиях ледникового периода)
основывается на вазомоторно-нервных регуляциях. Звери на севере
приспосабливают свой организм к пониженной отдаче энергии. У некоторых
это вызывает даже необходимость зимней спячки. Люди в тех же
обстоятельствах реагируют повышенной отдачей энергии. Это требует
развития способности добывать себе достаточное количество пищи, а также
влияет на выбор еды. Она должна быть максимально полезной человеку.
Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку она должна
содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например,
происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого
подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле
самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает
сидящему рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается
ничего, а единственной зеленью у эскимосов является заквашенное
содержимое оленьих желудков, представляющее собой переваренные
лишайники.

Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко
не все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или
Антарктиды) и приспособиться к ним.

Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения.

Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе,

привели к катастрофическим последствиям и сопровождались
человеческими жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при
температуре –57С школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны
чистопородных домашних лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как
обычно.

Невесомость - это относительно новый вид экстремальных условий,
возникший в результате освоения человеком космических пространств.
Перед первым полетом человека в космос некоторые ученые утверждали, что
он не сможет работать в состоянии невесомости и, более того, полагали,
что психика нормального человека не выдержит встречи с невесомостью.
Полет первого космонавта опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости
начинает проявляться с нарушения деятельности вестибулярного аппарата,
внутреннего уха, зрения, кожной и мышечной чувствительности. Человек
испытывает ощущение, будто он совершает полет головой вниз. Как
выраженность, так и продолжительность этих симптом индивидуальна. По
мере увеличения срока пребывания в невесомости они ослабевают но, как
правило, вновь возникают в первые часы и дни после возвращения на Землю
в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет гидростатического
давления крови, а поэтому начинается действие реакций, вызванных
невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови: из нижней
части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене
веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того,
появляются симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную
систему. Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в
условиях действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей
кальция и фосфора изменяется прочность скелета, особенно в
продолжительных полетах. И тем не менее в условиях невесомости человек
может приспособиться к отсутствию гравитации и гидростатическому
давлению крови.

Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных
ситуаций, могут возникать и критические ситуации, связанные с жизнью
человека в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей
истории человечество прошло через периоды рабства, крепостного права,
мировых войн. Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни –
являются причиной серьезных, порой непереносимых страданий для многих
людей. В таких условиях возникают острые физические, психические и
социальные стрессы создающие угрозу для жизни. здоровья и благополучия
людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях
центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней
секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными
железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние
практически на каждую клетку организма.

Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные
явления.






Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм
постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к
определенным факторам окружающей среды и таким образом получает
возможность жить в условиях, ранее не совместимых с жизнью, и решать
задачи, ранее неразрешимые.

Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего
времени. В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях
погибли 22 млн. человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное
происшествие можно отнести к экстремальным условиям. Но бывают случаи,
когда во время ДТП люди действительно попадают в экстремальную
ситуацию. Например, 22 июля 1970 года в Дели паводковой волной с шоссе
в ближайший овраг было смыто 25 автобусов, 5 такси и один военный
автомобиль. Лишились жизни большое количество людей, Причиной смерти
было не только само ДТП, но и паника, возникшая среди людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские
катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками.

2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку от Салерно в Италии остановился
поезд с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек.
Когда 22 октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с
рельсов скорый поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням
человек. Самой крупной железнодорожной катастрофой была авария
экспресса на мосту восточнее Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года:
поезд рухнул в реку, погибли 1172 человека. На утонувшем пароме
«Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238 человек. И другие факты.

В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в
первую очередь социальное. С развитием новых современных видов
транспорта возникают и новые проблемы.

В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности
и повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе
человек – машина. Мы привыкли к эффективности техники и мало принимаем
во внимание возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит
подобная беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых работают с высоко
токсичными микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и
искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек
постепенно приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным
факторам окружающей среды и таким образом получает возможность жить в
условиях, ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в
экстремальных ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной
деятельности, соответствующее ситуации поведение и продолжение рода.
Однако нужно помнить, что продолжительные, интенсивные, многократно
повторяющиеся нагрузки вызывают реакции, приводящие в конечном счете к
подрыву физического здоровья.

Список используемой литературы.

И.М.Мамедов, И.Т.Суравегина. Экология (учебное пособие). 9-11 классы.

В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов. Биология.

Й.Дворжак. Земля, люди, катастрофы.

Б.Т.Величковский и др. Здоровье людей и окружающая среда (учебное
пособие).

РЕФЕРАТ
по дисциплине:
на тему: «Влияние окружающей среды на психическое здоровье человека»

1. Проблемы психического здоровья человека - связь с факторами окружающей среды 4

2. Природные ритмы и поведение человека 6

3. Влияние погодных условий и антропогенного на психику человека 10

3.1. Влияние погодных условий на поведение людей 10

3.2. Влияние антропогенных факторов на психику человека 11

4. Влияние ландшафта на психику человека 15

Введение
Проблема отношения человека и окружающей среды - это одна из наиболее сложных проблем общества: человек - биосоциальное существо. Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду. В процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы. Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой обычно наиболее явно выявляются два аспекта. Один из них, наиболее изученный и постоянно дополняемый, – это влияние окружающей природы на человека, на его физические и психические функции, его здоровье и благополучие. Второй аспект – это влияние человека на среду и отражение этого влияния, преображающего, окультуривающего, но порой приводящего к деградации среды в сознании человека, т. е. осознание и осмысление антропогенного воздействия. Оба эти аспекта тесно связаны с поведением человека. Для нас представляет интерес такой вопрос, как зависимость поведения человека, его психического состояния от влияния окружающей среды. Многие авторы, обсуждая психологические аспекты поведения человека в различных условиях среды, используют термин «психологическая экология», включая в него, в основном, вопросы влияния на психику человека экстремальных факторов природной среды.

^ 1. Проблемы психического здоровья человека - связь с факторами окружающей среды
Проблема сохранения психического здоровья населения является одной из наиболее актуальных. Признается, что наряду с генетическими факторами, большое значение в развитии тех или иных психических расстройств как длительных, так и временных, преходящих, имеют внешние факторы – психосоциальный стресс, негативные события жизни и другие факторы среды, в том числе физические и химические. Здесь мы переходим к такой проблеме, как роль ухудшения качества среды в провоцировании психических расстройств, или к проблемам экологической психиатрии.

Представления об экологической обусловленности ряда нарушений психического здоровья, являющиеся предметом рассмотрения экологической психиатрии, развивались исходя из признания и все более глубокого изучения роли внешних факторов в патогенезе психических расстройств. На X Всемирном психиатрическом конгрессе в Мадриде в 1996 г. экологически обусловленные нарушения психического здоровья были отнесены к новым проблемам психиатрии, что свидетельствует о важности этой проблематики.

Патогенез экологически обусловленных психических расстройств обоснованно связывают с концепцией стресса Г. Селье, введенной в медицину и в физиологию в 30-х годах XX века, которая рассматривает стресс как неспецифическую реакцию человеческого организма, возникающую в ответ на повышенные требования среды, и дает ей определение «адаптационный синдром». Такое определение приемлемо для стрессов, вызванных самыми различными причинами, и характеризует механизмы адаптации разнообразных живых систем. Стресс как у животных, так и у человека является неспецифической нейрогуморальной реакцией организма, осуществляемой путем мобилизации нервной и гуморальной систем для адаптации к предъявленным требованиям среды.
В связи с представлениями о стрессе большое значение приобретает трактовка такого понятия, как «экстремальность среды обитания». Среда обитания человека является источником «стрессорных» воздействий. Это прежде всего факторы воздействия физического и химического стрессов.

Факторы физического стресса связаны с нарушениями светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня . Как правило, отклонение от норм этих факторов характерно для городской или производственной среды, где чаще всего и в наибольшей степени нарушаются условия, к которым эволюционно адаптирован человеческий организм.

Факторы химического стресса чрезвычайно многообразны. В последние годы синтезировано более 7 тыс. различных веществ, ранее чуждых для биосферы, - ксенобиотиков (от греч. xenos - чужой и biote - жизнь). Редуценты в естественных экосистемах не справляются с таким количеством чуждых веществ, для разложения которых в природе не существует специализированных биохимических механизмов, поэтому ксенобиотики представляют собой опасный вид загрязнений. Организм человека также не справляется с этими чужеродными искусственными веществами, ибо не имеет средств их детоксикации.

Наряду с физическими и химическими факторами, определяющими степень экстремальности среды, большое значение имеют психологический и информационный факторы (осознание степени экологической опасности или безопасности). Экологическая психиатрия занимается изучением психологических и психиатрических последствий техногенных и природных катастроф, изучением природной цикличности состояния психического здоровья населения, в т.ч. распространенность аффективных расстройств, анализ влияния экологического загрязнения на психическое здоровье населения.

^ 2. Природные ритмы и поведение человека
Изучением поведения человека, его психического состояния от влияния окружающей среды занимаются такие дисциплины, как классическая экология, экология человека, экологическая психология и социальная экология, а также психологическая (поведенческая) география.

Наиболее общие позиции в этом плане занимает психологическая (поведенческая) география, рассматривающая социологические и психологические аспекты восприятия человеком окружающей природы, ландшафтов, природных явлений в том числе катастрофических (Дж. Голд, 1999).

Рассмотрим связь естественных циклических изменений в природе и поведения человека. Несмотря на то, что сущность человека и его поведение определяются его социальной составляющей, нельзя забывать о биологической (прежде всего, нейробиологической) основе поведения человека в условиях окружающей среды.

Известно, что базовые циклические поведенческие реакции человека, его настроение и субъективное самочувствие, многие проявления работоспособности, активности неразрывно связаны с суточным ритмом, прежде всего, ритмом сна и бодрствования. В свою очередь, этот ритм сформировался в результате многих миллионов лет адаптации к условиям внешней среды, в частности естественной смены светлого и темного времени суток. Помимо этого, существует ряд других ритмов, которые также влияют на состояние человека. Наличие циркадианного (околосуточного) ритма поведенческой активности человека является наиболее ярким и заметным проявлением связи поведения и природных циклических явлений.

С точки зрения экологии человека, имеет большое значение соблюдение физиологического режима сна, т. е. цикл сон-бодрствование. Нормальное протекание этого цикла является важным компонентом здорового образа жизни и эффективной адаптации к среде.

С развитием цивилизации жизнь и экология человека претерпели значительные изменения. Изменились режимы труда, теперь человек может трудиться по ночам. Вся дальнейшая жизнь человечества, со всеми атрибутами цивилизации – технологиями, круглосуточными потоками информации, конвейерными безостановочными производственными процессами, транспортными потоками, не зависящими от времени дня и ночи, предусматривает посменную работу персонала, в том числе в ночное время.

Одним из принципиальных положений современного подхода к построению организаций и развитию бизнеса является приоритетность производственных потребностей и вторичность потребностей персонала. Это касается в первую очередь сна. Т.е. в глобальном масштабе, особенно в развитых странах, потребность человека во сне удовлетворяется не полностью. В то же время потребность в сне индивидуальна, существует физиологически обоснованная норма сна (7 – 7,5 ч), однако как показывает статистика, она повсеместно не выполняется или нарушается. В самых разных странах, причем в большей степени в более развитых, огромное количество людей недосыпает. Последнее влечет за собой трудно поддающееся учету число производственных ошибок, аварийных ситуаций, возникающих у людей стрессов и прочих последствий, для здоровья и жизни людей.

Циклическая поведенческая зависимость человека от природы, от окружающей среды проявляется и во многом другом. Так, настроение человека, состояние его аффективной сферы во многом зависят от сезона года. Это ярко проявляется в виде так называемых сезонных депрессий (аффективных расстройств), характерных особенно для северных стран. Под этим понимают депрессивные состояния, с большим постоянством возникающие у определенной части населения с началом осени, достигающие максимума своих проявлений зимой и прекращающиеся с наступлением весны.

По современной классификации эти расстройства психического здоровья относятся к одному из подтипов больших депрессивных расстройств. По данным медицинской статистики, в США диагноз сезонного аффективного расстройства ставится ежегодно как минимум 6 % населения, в дополнение к этому еще от 10 до 20 % населения имеют так называемые субсиндромальные проявления этого расстройства (т. е. отдельные симптомы присутствуют, но диагноз не ставится ввиду недостаточности критериев).

Данное расстройство психического здоровья привлекает большое внимание медицинской науки, поскольку имеет неблагоприятные последствия в социальной и медицинской сфере (снижение работоспособности, повышение обращаемости к врачам, увеличение преждевременная смерть вследствие суицида).

На примере изучения причин этого состояния легко проследить современные представления о влиянии природных факторов на поведение человека. По современным представлениям, ключевым фактором возникновения сезонных депрессий является укорочение светового дня, свой вклад в развитие этих состояний вносят также генетическая предрасположенность, нарушения обмена некоторых нейромедиаторов мозга, разбалансировка циркадианных ритмов. Сезонные депрессии заметно более выражены по мере продвижения из тропических в средние широты и далее на север, наиболее подвержено им население нордических стран. Эти состояния особенно выражены среди пожилых людей и подростков, причем считают даже, что среди подростков в большей степени, поскольку в их поведении симптомы сезонной депрессии часто скрываются под маской симптомов отклоняющегося поведения, что затрудняет выявление этого расстройства.

Роль сезонности в поведении человека иллюстрируется не только ухудшением настроения с наступлением осени, но и весенним подъемом активности и сопутствующим обострением психических расстройств. В своей знаменитой и некогда очень популярной книге «Гениальность и помешательство» Чезаре Ломброзо приводит множество примеров повышения творческой активности выдающихся писателей, поэтов, композиторов и ученых в весенний период года. Этот факт хорошо известен из творчества многих авторов, неоднократно отмечавших благотворное влияние весны на поэтическое настроение, работоспособность, способность творить и генерировать новые идеи.

В то же время психиатрам также хорошо известно, что весна является периодом наиболее частого обострения психических расстройств. Биологическая причина данного явления усматривается в изменениях нейроэндокринной регуляции в организме, повышении напряжения стресс-реализующих систем.

Одной из проблем современности является проблема самоубийств, которая имеет ярко выраженный междисциплинарный характер, и следовательно, является одной из проблем экологии человека.

Самоубийство является глобальной проблемой общественного здоровья (в мире совершается ежегодно до 1 млн. самоубийств) и актуальной медико-социальной проблемой в большинстве развитых стран. Например, в США уровень самоубийств составляет 15 на 100.000 населения, в Германии - 18 на 100.000 чел. Наиболее высокие уровни (порядка 40 на 100.000) наблюдаются в странах Балтии, в Российской Федерации и Беларуси.

Применительно к такому сложному и многогранному явлению, как самоубийство, исследователи отмечают, как одну из причин, естественную природную цикличность, в качестве провоцирующего сезонного фактора выступает весенний период. Уровень завершенных суицидов, по разным данным, в апреле примерно на 20-30 % выше, чем в среднем в году. Несмотря на различия, наблюдаемые в разных странах, многие авторы считают, что для всего западного мира высокий уровень завершенного суицида в апреле-мае является характерной чертой суицидального поведения.
^ 3. Влияние погодных условий и антропогенного загрязнения окружающей среды на психику человека
3.1. Влияние погодных условий на поведение людей

Ряд авторов обращает внимание на роль погодных условий в провоцировании депрессии, агрессии и соответственно аутоагрессии. Вообще существует отдельная большая проблема – влияние погоды на физическое состояние, вегетативные функции и настроение людей. Данная проблема рассматривается отдельной наукой - медицинской климатологией. Имеются обширный экспериментальный материал и многочисленные медико-биологические наблюдения, позволяющие выделить так называемые метеотропные реакции человеческого организма, т.е. комплекс вегетативных, эмоциональных и поведенческих изменений, связанных с погодными условиями.

Метеотропные реакции человеческого организма могут быть нормальными и патологическими, отражающими повышенную чувствительность некоторых людей на изменения погодных условий. Эти реакции являются апериодическими. Они, как давно замечено, связаны в основном с переменами погодных условий, т. е. с моментами контрастности таких показателей, как барометрическое давление, температура, влажность, электромагнитные возмущения.

Основные проявления метеореакций у человека связаны с вегетативной нервной системой организма и затрагивают колебания артериального и венозного давления, изменения влажности и температуры кожных покровов, изменения нейроэндокринной регуляции и различных видов обмена веществ. К факторам, которые непосредственно оказывают влияние на организм, относятся магнитные поля, атмосферное давление, температура, скорость движения и относительная влажность воздуха, плотность кислорода (его весовое содержание в воздухе).

Особенно хорошо исследован такой аспект этой проблемы, как изменения температуры внешней среды и связь жаркой погоды, особенно в городах, с агрессивностью. Ведущий автор по данной проблеме Леонард Берковиц (2002) указывает на исследования, в которых было выявлено, что массовые беспорядки в США в период борьбы чернокожего населения за свои права (конец 60-х, начало 70-х годов) всегда имели связь с высокой температурой внешней среды.

Однако нас с позиций экологии человека особенно интересует возможная роль антропогенного загрязнения как фактора, влияющего на поведение человека.
^ 3.2. Влияние антропогенных факторов на психику человека
Бурное развитие производственных сил, вызванное НТР, сопровождается стремительным ростом отрицательного антропогенного воздействия на окружающую среду, «биосферу», что приводит к деградации биосферы и, соответственно, на человека.

Основными антропогенными источниками опасных и вредных факторов окружающей среды являются технологическое оборудование и технологические процессы промышленных предприятий. Промышленные загрязнения составляют группу биотических факторов, которая включает физические, химические, биологические и психофизиологические факторы. Эти факторы влияют на все элементы биосферы.

Рост промышленного производства сопровождается непрерывным ростом воздействия производственной среды на биосферу. Считается, что каждые 10-12 лет объем производства удваивается, соответственно также возрастает объем выбросов в окружающую среду: газообразных, твердых и жидких, а также энергетически. При этом имеет место загрязнение атмосферы, водного бассейна и почвы.

О катастрофическом масштабе промышленных загрязнений свидетельствует практика. Так, от сжигания различных видов топлива в атмосферу ежегодно поступает до 150 млн.т. углекислого газа. Растущее содержание в атмосфере углекислого газа создает «парниковый эффект» и нежелательные климатические изменения, т.е. происходит потепление климата. А это, как было ранее отмечено, может привести к увеличению агрессивности в поведении людей.

На поведение человека, вызывающее стрессовое состояние, большое влияние оказывает шум, возникающий в окружающей среде, в результате работы производственных объектов. Громкий постоянный шум неминуемо вызывает нежелательные физиологические и психологические реакции. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку, приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. У людей довольно скоро возникают в шумной обстановке чувство утомления, душевного опустошения, разбитости. Особенно вредное влияние шум оказывает на нервно-психическую деятельность организма.

Наиболее важным примером неблагоприятного влияния служит радиоактивное загрязнение. Иллюстрацией этого положения является тот факт, что аварии на атомных электростанциях и другие техногенные аварийные события, сопровождающиеся радиоактивным загрязнением, произошедшие в ХХ в., имели значительные психологические и медицинские последствия. Причем порой именно психологический компонент оказывался тем фактором, который определял вовлечение в стрессовую ситуацию больших контингентов населения.

Из всех перечисленных техногенных катастроф чернобыльская авария 1986г, безусловно, выделятся по масштабности событий и степени социально-психологических последствий для населения. Во многих сообщениях делается вывод, что чернобыльская авария привела у пострадавших к росту уверенности в наличии заболеваний и психологическому стрессу. Квазиэпидемиологические исследования общей популяции находят повышенный уровень дисстресса у пострадавших от аварии на ЧАЭС по сравнению с контрольной группой. Исследования выявили высокий уровень соматических жалоб, тревоги, депрессии, симптомов посттравматического стрессового расстройства у ликвидаторов аварии.

Интересны результаты изучения психического здоровья населения, проживающего на территории, прилегающей к Семипалатинскому атомному полигону, в котором было выявлено, что наряду с ростом различных психических расстройств наблюдается резкий рост суицидального поведения. Авторы сопоставили среднегодовой индекс завершенных суицидов в целом по России за последние 20 лет (20,5 на 100.000 населения) с показателями Семипалатинского региона. Индекс самоубийств у населения, проживающего в пределах 60-километровой зоны от атомного полигона, достигал 87,7, в зоне дальности от 60 до 120 км он составил 29,1; более 120 к м - 17,3 на 100.000 населения. Таким образом, данные свидетельствуют о прямой зависимости коэффициента суицидальности населения от близости к атомному полигону.

Многие специалисты отмечают, что в понятие «радиационный стресс» в качестве важнейшего компонента входит психоэмоциональный стресс, когда осознание опасности, таящейся в невоспринимаемом органами чувств воздействии радиации, становится основным повреждающим фактором у лиц, отличающихся слабой стрессоустойчивостью.

Еще одним из экологических загрязнителей, являются электромагнитные неионизирующие излучения. Эти воздействия не являются последствиями аварийных или катастрофических явлений, не вызывают (или значительно реже вызывают) в общественном сознании чувства страха и опасений за свое здоровье. Исходя из этого, наблюдаемые эффекты в большей степени можно рассматривать как результат биологического действия на поведение человека.

Например, у людей, проживающих в непосредственной близости от линий высоковольтных электропередач и испытывающих воздействие повышенных уровней электромагнитных полей с частотой 50-60 Hz, выявляется связь между экспозицией и степенью выраженности психической нестабильности и затруднений в решении стандартных тестов, что свидетельствует об определенном биологическом действии этих неионизирующих излучений

Каковы возможные механизмы влияния электромагнитных полей и излучений различной частоты и энергии на психологическое здоровье человека? Наиболее четкие представления о таких механизмах возможны на основе концепции о стрессовом характере воздействия электромагнитных ионизирующих и неионизирующих излучений на живые организмы (Барабой В.А., Сутковой Д.А., 1997). Согласно этой концепции, любое электромагнитное излучение, среди прочих биологических эффектов, в том числе влечет за собой активизацию свободнорадикальных окислительных процессов в липидных мембранах клеток живого организма, т.е. активизацию важнейшего внутреннего атрибута стрессового состояния, каким является перекисное окисление липидов биомембран. Сопутствующие этому явлению сдвиги в гормональном гомеостазе, возникающие после облучения, воздействуя на самые разнообразные рецепторные структуры организма, могут способствовать формированию различных предпатологических и патологических состояний.

Эти данные свидетельствуют о том, что поведение и эмоциональная сфера человека зависят от природных и техногенных факторов внешней среды. Нарушения психического здоровья имеют множество причин, начиная от генетических и кончая социально-психологическими, но в их возникновение могут вносить свой вклад окружающая обстановка, степень выраженности экологического стресса.

^ 4. Влияние ландшафта на психику человека
Зависимость настроения и поведения от природных явлений проявляется не только в корреляциях с такими глобальными циклическими явлениями, как сезонность или смена дня и ночи.

Поведение и эмоции человека существенно зависят от погоды и ландшафта. Ландшафт является одним из основных факторов окружающей среды, оказывающих влияние на эмоциональное состояние человека. Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера. Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на лоне природы. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Обогащенный ландшафт, например, сочетающий горы, долины, реки или берег моря, безусловно, благотворно влияет на настроение человека. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему, положительно влияет на физическое и эмоциональное состояние человека. После пребывания в городе, человек, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствует облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в целом.

Напротив, однообразный и суровый ландшафт Крайнего Севера или экваториальных пустынь оказывает угнетающее влияние на психику. Такие условия существования рассматриваются как экстремальные. Исследования показали, что необходимы меры психологической разгрузки и специальные тренировки для нормального функционирования в условиях подобных ландшафтов. Разумеется, при этом действует комплекс факторов (ландшафт, температура, скорость движения воздуха и т. д.), так что влияние одного лишь ландшафта выделить трудно.

В медицине хорошо известно благотворное воздействие на организм обогащенных ландшафтов. В «Салернском кодексе здоровья», своеобразной краткой энциклопедии здорового образа жизни, написанной в эпоху Возрождения, есть такая рекомендация: «Утром на горы свой взор обрати, а под вечер на воды». Современное учение о лечении природными факторами (натуропатия) и курортная практика широко использует влияние ландшафта и природных красот на человеческий организм и психику.

Городской ландшафт также оказывает влияние на психику человека. И поэтому он не должен быть однообразной каменной пустыней. В архитектуре города следует стремиться к гармоничному сочетанию аспектов социальных (здания, дороги, транспорт, коммуникации) и биологических (зеленые массивы, парки, скверы).

Современный город следует рассматривать как экосистему, в которой созданы наиболее благоприятные условия для жизни человека. Следовательно, это не только удобные жилища, транспорт, разнообразная сфера услуг. Это благоприятная для жизни и здоровья среда обитания; чистый воздух и зеленый городской ландшафт.

В размещении зеленых насаждений необходимо соблюдать принцип равномерности и непрерывности для обеспечения поступления свежего загородного воздуха во все жилые зоны города. Важнейшими компонентами системы озеленения города являются насаждения в жилых микрорайонах, на участках детских учреждений, школ, спортивных комплексов и пр.

Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Заключение
Проблема экологии человека является актуальной проблемой, т.к. загрязнение окружающей среды - атмосферного воз-духа, рек, озер, морей, почвы и другие воздействия окружающей среды оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и психику человека.

Значительное влияние на здоровье и психику человека оказывают техногенные загрязнения окружающей среды. Они приводят к увеличению стрессовых состояний у людей. Наиболее важным из них является радиационное загрязнение среды, вызывающие серьезные нарушения в психике человека, вплоть до случаев самоубийства.

Также одним из воздействий, оказывающих неблагоприятное воздействие на психику человека, являются звуки и шумы большой мощности, которые поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок, стрессовые состояния.

Серьезное воздействие на самочувствие человека также оказывает климат, воздействуя на него через погодные факторы, биоритмы природы. При резкой смене погоды снижается физическая и умственная работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертных случаев, учащаются случаи депрессии, агрессии и соответственно аутоагрессии людей.

Окружающий человека ландшафт также может оказывать различное воздействие на психоэмоциональное состояние.

Все это заставляет ученых все серьезнее изучать влияние среды обитания на людей. Однако мы до сих пор не осознаем всей важности и глобальности той проблемы, которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии и, следовательно, человека. Не все пути к преодолению данной проблемы решены, и нам предстоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать и быть здоровым.

Список литературы
1. Акимова Т.А., Кузьмин A.П., Хаскин В.В.Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

2. Беттен Л. Г. «Погода в нашей жизни», Издательство «Мир», Москва, 1985г.

3. Китаев-Смык Л.А. Стресс и психологическая экология //Природа, 1989, №7,С.- 98-105.

4. Николайкин Н.И.Экология: Учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 624 с: ил.

5. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология.- М.: Издательство: Дрофа, 2004.- 416с.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....