Посадские люди в 16 веке. Страницы истории

Посадские люди , торгово-ремесленное население рус.(русский) городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова посад и встречается в источниках с 40-х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 вв.(века) Слой П. л. возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 вв.(века) П. л. чаще всего именуют «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «чёрных» людей. П. л., поддерживая политику великих князей, направленную на свержение монголо-татарского ига и объединение русских земель, вели борьбу против усиления феодального гнёта (восстания в Москве 1382, 1445, Новгороде 1418, 1446-47, и др.). Во 2-й половине 15 - 1-й половине 16 вв.(века) численность П. л. сильно возросла. Одним из основных источников этого роста была конфискация в городах, присоединённых к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд П. л. Возникали также новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых правительство также зачисляло в сословие П. л. В это время четко определились повинности П. л. в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений, и в службах. П. л. составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 70-80-х гг. 16 в. правительство выделило из П. л. немногочисленную группу купцов и, объединив их в привилегированные корпорации гостей , гостиную сотню и суконную сотню , использовало для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть П. л. - купцов, средних и мелких торговцев, товаропроизводителей, ремесленников и людей, кормившихся работой и подаяниями (нищенством), - осталась в «чёрных» тяглых общинах. Они в 16-17 вв.(века) делились на П. л. «лучших», «середних» и «молодших», а иногда и «самых молодших».

Рост налогов и повинностей, экономические трудности, порожденные Ливонской войной 1558-83 и опричниной , а затем польской и шведской интервенцией начала 17 в., нанесли тяжёлый удар посадам. П. л. покидали общину и записывались в служилые люди, «закладывались» (см. Закладничество ) за крупных духовных и светских феодалов или бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены общины упорно боролись против светских и церковных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с П. л. на городском рынке. Опустение посадов вызвало тревогу правительства. В 1600-02 оно начало возвращать «закладчиков» в общину «по старине» и приписывать к ней различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины П. л., стремясь вернуть их и прикрепить к определённым посадам. В середине 17 в. произошли крупные городские восстания в Москве, Новгороде, Пскове и др. городах, в ходе которых П. л. требовали от правительства уничтожения в городах слобод и дворов беломестцев и облегчения финансового гнёта. Правительство удовлетворило эти требования и ликвидировало все принадлежавшие феодалам городские дворы и слободы, приписав их население к посадам. В итоге «Посадского строения» 1649-52 численность П. л. возросла с 31,5 до 41,6 тыс. дворов. Торгово-промышленная деятельность в городах была объявлена монополией П. л.

Во 2-й половине 17-18 вв.(века) рост численности П. л. происходил главным образом за счёт приписки в посады бывших казённых ремесленников, служилых людей и др. категорий горожан. В 20-е гг. 18 в. насчитывалось П. л. около183 тыс. чел. мужского пола, в 40-е - около 212 тыс., в 60-е - около 228 тыс. В 20-е гг. правительство назвало П. л. купечеством , но старое название П. л. оставалось более распространённым. С зарождением в России во 2-й половине 17 в. капиталистических отношений среди П. л. усилилось имущественное и социальное расслоение. Верхушка П. л. начала вкладывать капиталы в создание промышленных предприятий, возросло число П. л., продававших свою рабочую силу. Дальнейшему развитию капиталистических отношений препятствовало господство феодально-крепостнической системы, в частности рост налогового и служебного бремени, ложившегося на посады, и процесс этот происходил замедленно. П. л. боролись против усиления феодально-крепостнического гнёта. Городские восстания произошли в Москве в 1662, 1682 и 1771, в Астрахани в 1705-06, часть П. л. участвовала в крестьянских войнах 17-18 вв.(века) С целью расширения социальной опоры самодержавия, а также в фискальных интересах правительство в 1775 разделило П. л. на гильдейское купечество и мещанство . По Жалованной грамоте городам 1785 П. л. стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория П. л. слилась с мещанами.

Лит.: Черепнин Л. В., Образование Русского централизованного государства в XIV-XV вв.(века), М., 1960; Города феодальной России. Сб. ст., М., 1966; Смирнов П. П., Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в., т. 1-2, М. - Л., 1947-48. См. также лит.(литературный) при ст. Город .

Посадское население - это сословие, которое сформировалось примерно в XV-XVI вв. в средневековой Руси. Данным термином называлась категория людей, которая проживала в пригородах и занималась торговлей, промыслами и ремеслом. По своему юридическому статусу они формально оставались свободными, так как не были лично зависимыми, как, например, крепостные крестьяне, однако были вынуждены нести в пользу государства ряд повинностей. В данной работе будет дана краткая характеристика этого сословия, которое играло важную роль в социально-экономической жизни страны.

Формирование

Посадское население возникло вместе с развитием городов. Расцвет последних на Руси падает на XVII век - время формирования Именно в этот период, по определению большинства историков, торговля и ремесло начинают играть видную роль в экономической жизни страны.

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление

Она управлялась выборным кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника - человека, который ведал сбором налогов.

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством

Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей - от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.

Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма. Главным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник - широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Быт

Посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя - своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища

Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба - простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам - у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки - клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу - то есть в сторону улицы. в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.

Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям. С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податным сословием. Составляя, с юридической точки зрения, единое сословие, отличавшееся от других сословий своим наследственным правовым статусом, с социально-классовой точки зрения посадский люд не представлял собой единого целого. В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики, банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадская масса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировался рабочий класс. Петр I, создавая военно-промышленный комплекс как основу военной мощи страны, активно способствовал формированию русской буржуазии. Это происходило в форме предоставления буржуазным элементам дополнительных сословных привилегий. Уже в первые десятилетия XVIII в. образуются в крупных городах магистраты, а в остальных - ратуши и бурмистерские палаты как органы самоуправления посадских общин. Возглавлял эту систему органов посадского самоуправления Главный магистрат, действовавший на правах государственной коллегии.

Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины города решали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадского населения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством, поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платила подати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистрат распределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовал перед верховной властью о нуждах посадского населения.

Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население на разряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизи городов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Они согласно Регламенту “между гражданами не числятся”, не подлежат посадскому тяглу и не входят в систему посадского самоуправления. Остальное население регламент Главного магистрата делит на “регулярных граждан” в составе двух гильдий и “подлых людей” или чернорабочих. Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдии относились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники (ювелиры); ко второй - мелочные торговцы и ремесленники. Гильдии собирались на гильдейские собрания и имели своих старейшин, ремесленники объединялись в цехи, полноправными членами которых были только мастера, но они имели в своих домах подмастерьев и учеников.

Развитие общероссийского рынка во второй половине XVIII в., отмена внутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. Достаточно сказать, что численность населения Москвы достигла 400 тыс чел., а Петербурга-свыше 200 тыс чел. Возникали многочисленные новые города. Доля городского населения в общем населении страны возросла с 3,2 % в начале века до 4,1 % в 80-е годы XVIII в. В городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство. Все это вызвало необходимость определенного пересмотра правового статуса городского населения, которое теперь нызывают мещанами (от польского слова “место” -город). Этот пересмотр был осуществлен с изданием в 1785 г. Жалованной грамоты городам.

Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разряду причислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”, даже если они принадлежат к иным сословиям - дворянству, чиновничеству или духовенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от1 до 5 тыс. руб. Третий разряд-ремесленники, записанные в цехи. Четвертый-иностранцы и иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. К пятому разряду относились “именитые граждане”-крупнейшие капиталисты с капиталом от 50 тыс руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие городские службы в качестве городских голов, бургомистров, членов совестных судов, членов магистратов. Сюда же была отнесена интеллигенция, т.е. лица, имевшие академические или университетские дипломы. Наконец, шестой разряд составляли посадские люди, т.е. давно поселившиеся или родившиеся в данном городе и занимающиеся ремеслом. Над основной массой посадского люда возвышались купечество и именитые граждане (второй и пятый разряды), иностранцы (четвертый разряд) - все эти привилегированные разряды были освобождены от городского “тягла”, рекрутского набора и телесных наказаний. И конечно, первый разряд-дворянство, чиновничество, духовенство. Новшество в Жалованной грамоте городам состояло в том, что к “градскому обществу” впервые были причислены дворяне, чиновники и духовенство, жившие в городах, а также интеллигенция с университетскими и академическими дипломами.

Городское самоуправление по Жалованной грамоте отличалось крайней сложностью и громоздкостью. Органами городского самоуправления являлись “собрание городского общества”, общая городская дума и шестигласная дума.

“Общее градское собрание” - общегородское собрание, в котором участвовали все городские граждане без различия разрядов, имевшие по возрасту и имущественному цензу право голоса. Оно собиралось раз в три года и проводило выборы городского головы, бургомистров, членов магистрата и совестного суда, выслушивало предложения губернатора, рассматривало дела о приеме и исключении из состава городских обывателей. Вследствие высокого имущественного ценза вход в это собрание был закрыт не только городским низам, но и купцам третьей гильдии.

Следующий орган - “общая городская дума”. Она рассматривала текущие дела и собиралась несколько раз в год. Ее члены избирались каждым из 6 разрядов городских обывателей раздельно, но в одну общую думу. В ее работе участвовали и дворяне, избиравшиеся от разряда домовладельцев. Но главную роль в этих городских думах, как правило, играли купцы. Наконец, постоянно действовавшими органами повседневного управления текущими делами городов являлись так называемые шестигласные думы. Они состояли из городского головы (председателя) и шести гласных (депутатов) от всех 6 разрядов городских жителей - по одному от каждого разряда. Но наряду с шестигласной думой как исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления продолжали существовать и магистраты, члены которых избирались “общим градским собранием”. Магистраты выступали прежде всего как судебные органы по делам горожан (прежде всего гражданским искам). Но они обладали и контрольными функциями по отношению ко всем остальным органам городского самоуправления. Хотя их компетенция в законе определялась широко, в действительности магистраты были бессильны. Их бюджет формировался за счет небольших отчислений от казенной продажи вина и был ничтожен. Даже в московской думе он не превышал 10 тыс. руб. в год и в основном расходовался на содержание органов самоуправления, а на благоустройство шли крохи (15-20 %). Кроме того, органы самоуправления были подчинены государственным властям в лице полицмейстеров (в больших городах) и городничих (в малых). Последним подчинялась полиция, через посредство которой проводились в жизнь решения городских органов самоуправления. От губернаторов и полицмейстеров зависело проведение в жизнь решений городских самоуправлений.

Посадские люди поса́дские лю́ди

в Русском государстве торгово-промышленное население городов. Термин происходит от слова «посад». В XIV-XV вв. посадскими людьми именовались «люди горожане». Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1570-80-х гг. из посадских людей выделены торговые люди, которые были объединены в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. В 1775 разделены на гильдейское купечество и мещан. По Жалованной грамоте городам 1785 посадские люди - горожане одного из 6 разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом. Постепенно слились с мещанами.

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ

ПОСА́ДСКИЕ ЛЮ́ДИ, в Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод). Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Термин «посадские люди» (посажане) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440-х годов. Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 веков. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси (см. ДРЕВНЯЯ РУСЬ) имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 веков обычно называют посадских людей «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей.
Во второй половине 15 - первой половине 16 веков численность посадских людей сильно возросла. Этому способствовала политика московских великих князей, которые проводили конфискации в городах, присоединенных к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд посадских людей. В это же время возникали новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых зачислялось в сословие посадских людей. Определились повинности посадских людей в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 1570-1580-х годах из общей массы посадских людей была выделена купеческая верхушка, которая объединялась в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Эти купеческие корпорации использовались правительством для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть посадских людей - купцов, торговцев, ремесленников, людей, кормившихся работой по найму и подаяниями, - осталась в «черных» тяглых общинах. В 16-17 веках посадское население делились на «лучших», «середних», «молодших», а иногда и «самых молодших» людей.
Рост налогов и повинностей, экономические кризис, порожденный Ливонской войной (1558-1583) и опричниной, а затем Смутой начала 17 века, нанесли тяжелый удар посадам. Посадские люди покидали общину, записывались в служилые люди, «закладывались» за крупных духовных и светских феодалов, бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены посадских общин боролись против крупных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с посажанами на городском рынке. Упадок посадов вызывал тревогу правительства. В 1600-1602 годах были предприняты попытки возвращения закладчиков в общину. В посадское сословие записывали различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины посадских людей, стремясь вернуть их обратно. В середине 17 века в ходе городских восстаний в Москве, Новгороде, Пскове посадские люди требовали уничтожения в городах белых слобод, облегчения финансового бремени. Правительство пошло навстречу этим требованиям. В итоге Посадского строения (1649-1652) численность посадских людей возросла с 31,5 до 41,6 тысяч дворов. Торгово-ремесленная деятельность в городах была объявлена монополией посадских людей.
Во второй половине 17 - 18 веках численности посадских людей увеличивалась за счет приписки в посады бывших казенных ремесленников, служилых людей. В 1720-х годах насчитывалось около183 тысяч посадских людей мужского пола, в 1740-х - около 212 тысяч, в 1760-х - около 228 тысяч. В 1720-х годах все посадское население официально стали называть купечеством, но старое название «посадские люди» оставалось более распространенным. Во второй половине 17 века среди посадских людей усилилось имущественное и социальное расслоение. В 1775 году посадских людей разделили на гильдейское купечество и мещанство. По Жалованной грамоте городам (1785) посадскими людьми стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория посадских людей слилась с мещанами.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "посадские люди" в других словарях:

    Посадские люди сословие средневековой (феодальной) Руси, в обязанностях которого было нести тягло, то есть платить денежные и натуральные подати, а также выполнять многочисленные повинности. Тяглое население было разделено по чёрным… … Википедия

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, торгово промышленное население русских городов. Термин происходит от слова посад. В 14 15 вв. П. л. именовались люди горожане. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности ипр.).В 1570 80 е гг. из … Русская история

    Торгово ремесленное население русских городов и части поселений городского типа (посадов, слобод) … Юридический словарь

    ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Современная энциклопедия

    В Русском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан … Большой Энциклопедический словарь

    ЛЮДИ, людей, людям, людьми, о людях. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Посадские люди - ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ, в Российском государстве торгово промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 разделены на купечество и мещан. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Черные посадские люди в Московском государстве так назывался торгово промышленный класс, который, выделив из своей среды гостей (см.) и торговых людей гостинной и суконной сотни (см. Сотни) в привилегированный разряд полуслужилых людей, составлял … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Торгово ремесленное население рус. городов и части поселений городского типа (посадов, слобод). Термин «П. л.» («посажане») происходит от слова Посад и встречается в источниках с 40 х гг. 15 в. Но в исторической литературе П. л. принято… … Большая советская энциклопедия

    Посадские люди - торг. ремесленное нас. рус. г. и ч. пос. гор. типа (посадов, слобод). На У. формирование П. нас. нач. в процессе освоения края и возникновения городов в XVI в. Категория П.Л. складывалась из переселенцев с посадов сев. Поморья, крест. округи,… … Уральская историческая энциклопедия

Книги

  • Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. , Л. Н. Семенова. В монографии исследуется воздействие реформ первой четверти XVIII в. на культуру, быт и нравы русского общества. В центре внимания основные классы населения - крестьяне, посадские люди,…

Поса́дские лю́ди - в Русском государстве торгово-ремесленное население городов части поселений городского типа (посадов, слобод). Посадские люди несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности). Термин «посадские люди» (посажане) происходит от слова «посад» и встречается в источниках с 1440-х годов.

Но в исторической литературе посадскими людьми принято называть городское торгово-ремесленное и промышленное население России 10-18 веков. Слой посадских людей возник в процессе превращения городов Руси в центры экономической жизни. В городах Древней Руси имелись ремесленники более 60 различных специальностей. Ремесленно-торговое население городов создавало свои территориальные и профессиональные объединения (сотни, «концы» в Великом Новгороде; на Руси существовали и организации ремесленников типа цехов). Источники 14-15 веков обычно называют посадских людей «люди горожане», «гражаньские людие» и выделяют среди них купцов и «черных» людей.

Во второй половине 15 - первой половине 16 веков численность посадских людей сильно возросла. Этому способствовала политика московских великих князей, которые проводили конфискации в городах, присоединенных к Москве, собственности удельных князей и, частично, монастырей. Зависимое от удельных князей и монастырей городское население большей частью переводилось в разряд посадских людей. В это же время возникали новые центры городского типа (посады, слободы, рядки), население которых зачислялось в сословие посадских людей. Определились повинности посадских людей в пользу государства: промысловые налоги, торговые пошлины, участие в общегородских работах, в особенности по возведению укреплений. Посадские люди составляли общину во главе с земскими старостами, которые отвечали за выплату ими налогов и их раскладку между членами общины. В 1570-1580-х годах из общей массы посадских людей была выделена купеческая верхушка, которая объединялась в привилегированные корпорации гостей, гостиную сотню и суконную сотню. Эти купеческие корпорации использовались правительством для выполнения финансово-торговых поручений. Большая часть посадских людей - купцов, торговцев, ремесленников, людей, кормившихся работой по найму и подаяниями, - осталась в «черных» тяглых общинах. В 16-17 веках посадское население делились на «лучших», «середних», «молодших», а иногда и «самых молодших» людей.

Рост налогов и повинностей, экономические кризис, порожденный Ливонской войной (1558-1583) и опричниной, а затем Смутой начала 17 века, нанесли тяжелый удар посадам. Посадские люди покидали общину, записывались в служилые люди, «закладывались» за крупных духовных и светских феодалов, бежали из городов на окраины государства. Оставшиеся члены посадских общин боролись против крупных феодалов, которые захватывали земли посадов и поселяли на них своих зависимых людей. Эти люди не платили государственных налогов и конкурировали с посажанами на городском рынке. Упадок посадов вызывал тревогу правительства. В 1600-1602 годах были предприняты попытки возвращения закладчиков в общину. В посадское сословие записывали различные группы городского населения «по торгам и по промыслам». Правительство царя Михаила Федоровича провело ряд сысков покинувших общины посадских людей, стремясь вернуть их обратно. В середине 17 века в ходе городских восстаний в Москве, Новгороде, Пскове посадские люди требовали уничтожения в городах белых слобод, облегчения финансового бремени. Правительство пошло навстречу этим требованиям. В итоге Посадского строения (1649-1652) численность посадских людей возросла с 31, 5 до 41, 6 тысяч дворов. Торгово-ремесленная деятельность в городах была объявлена монополией посадских людей.

Во второй половине 17 - 18 веках численности посадских людей увеличивалась за счет приписки в посады бывших казенных ремесленников, служилых людей. В 1720-х годах насчитывалось около183 тысяч посадских людей мужского пола, в 1740-х - около 212 тысяч, в 1760-х - около 228 тысяч. В 1720-х годах все посадское население официально стали называть купечеством, но старое название «посадские люди» оставалось более распространенным. Во второй половине 17 века среди посадских людей усилилось имущественное и социальное расслоение. В 1775 году посадских людей разделили на гильдейское купечество и мещанство. По Жалованной грамоте городам (1785) посадскими людьми стали называть горожан одного из шести разрядов, занимавшихся промыслами и ремеслом, но по имущественному положению они не были отнесены к первым пяти разрядам. Постепенно эта категория посадских людей слилась с мещанами.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...