Походы Махмуда Газневи принесли народом Индии неисчислимые бедствия. Завоеватель индии махмуд газневи

Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду ﷺ и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии. Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка ﷺ и фикха. Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия» и «Аль-Када ва аль-абтал»

- (970 1030), правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии … Современная энциклопедия

- (970 1030) правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Сев. Индию … Большой Энциклопедический словарь

- (970 1030) даровитый подководец, могущественныйгосударь Азии. Во всех его походах главнейшею его целью былониспровержение язычества и распространение ислама, за что его глубокочтят мусульмане. Его память и доныне живет в Персии и Индии,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Махмуд Газневи - (Mahmud of Ghazna) (969 1030), мусульм. правитель династии Тазневидов в Афганистане и Хоросане. Совершил 17 походов в Сев. Индию, существенно ослабив мощь местных гос в и подготовив почву для захвата субконтинента мусульманами. Покорил Персию,… … Всемирная история

Махмуд Газневи - (970 1030), правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (970 1030), правитель государства Газневидов с 998; при нём государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Северную Индию; воевал в Средней Азии. * * * МАХМУД ГАЗНЕВИ МАХМУД ГАЗНЕВИ (970 1030), правитель государства Газневидов … Энциклопедический словарь

Махмуд Газневи - Махмуд Газнийский (969 1030) правитель (султан) Афганистана, Пенджаба, части Ср. Азии и части Персии в 998 1030; крупнейший представитель династии Газневидов … Древний мир. Энциклопедический словарь

Махмуд Газневи - МАХМУ́Д ГАЗНЕВИ́ (970–1030), правитель гос ва Газневидов с 998; при нём гос во достигло наиб. могущества. Совершил 17 походов в Сев. Индию; воевал в Ср. Азии … Биографический словарь

Махмуд Газневи - () правитель государства Газневидов с 998 г. При нём государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Персии, Средней Азии, Индии … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Ямин ад дауле Абу ль Касим (970 30.4.1030, Газни), султан (в 998 1030) государства Газневидов (См. Газневиды), виднейший представитель династии. Отличался большой энергией и волей, талантливый полководец и дальновидный политик. В то же… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Утраченное Просвещение Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана , Старр С.. "Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум" . Книга притчей Соломоновых, 4:7 Об авторе Стивен Фредерик Старр (S. Frederick Starr) - исследователь,…
  • Утраченное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана , Стивен Фредерик Старр. `Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум`. Книга притчей Соломоновых, 4:7 Об автореСтивен Фредерик Старр (S. Frederick Starr) - исследователь,…

Махмуд Газневи (Mahmud of Ghazni) (Абу-ль-Касим Махмуд, октябрь 971? – 30.04.1030) – второй правитель династии Газневидов в Афганистане и в восточном Иране, ревностный и фанатичный мусульманин-суннит, блестящий полководец, прозванный «мечом державы», и государственный деятель. Сын основателя династии Газневидов, эмира Себук-тегина (ок. 940 – 997), бывшего раба-тюрка, выдвинувшегося в военачальники при Алп-тегине, наместнике иранских Саманидов в провинции Хорасан. Наместником Хорасана назначил Себук-тегина саманидский эмир Нух в 994 г. в награду за помощь при усмирении восстания в Афганистане и Трансоксиане (Средняя Азия). Себук-тегин из верности, а скорее из благоразумия, признал себя вассалом Саманидов, но зависимость эта была только номинальной, так как он был могущественнее своего сюзерена. В 997 г. Себук-тегин умер, завещав власть старшему сыну Исмаилу, однако Махмуд в ходе междоусобной войны старшего брата сверг и занял трон в Газни. Махмуд отказался также признавать над собой власть слабого правителя Саманидов и получил грамоту (маншур) на правление в Хорасане и Газне непосредственно от багдадского халифа аль-Кадира, «распоряжевшегося тем, что ему более не принадлежало». Расправившись или усмирив соседних князьков и вождей в Афганистане, Белуджистане, Гургандже, Хорезме и Систане, Махмуд во главе лучшей в халифате армии, совершил ряд завоевательных и карательных походов в Индию. Семнадцать раз между 1001 и 1026 гг. Махмуд спускался в равнины Индостана, сея смерть и разрушения. Все эти военные набеги имели характер священной войны с «неверными» (газават), истинной целью их были грабеж и «разрушение идолов», что составляло обязанность правоверного мусульманина. Махмуд не закрепился на завоеванных территориях, как это позднее сделал , основав в Индии династию Великих Моголов, а всякий раз возвращался в Газну, свою столицу, вывозя из Индии пленников-рабов и богатую добычу из индусских храмов, бывших хранилищем несметных богатств, в том числе из богатейшего храма в Самнатхе. Фанатичный, коварный, жестокий по отношению к «неверным» (индусам и еретикам-шиитам), он был жаден до богатства. Считается, что Махмуд вывез из Индии сокровищ, – драгоценных камней, золота и серебра – более чем на три миллиарда динаров, в дополнение к сотням тысяч рабов. Рассказывают, что индийцы готовы были предложить огромный выкуп за сокровища храма в Самнатхе, но Махмуд отказался принять выкуп, сказав, что «хочет остаться в истории как сокрушитель идолов, а не продавец сокровищ». Произнося эти слова, он ударил своей булавой, с которой не расставался (к слову, булава была настолько тяжела, что не каждый мог пустить её в ход; долгое время булава Махмуда лежала на его могильной плите), «идола», и из него посыпались драгоценные камни, золотые и серебряные монеты и украшения. Его единственным территориальным приобретением в Индии был Пенджаб (1021 г.), а Гуджарат только покорно принял раджу (князя), назначенного им. Махмуд присоединил к своим владениям Трансоксиану с двумя её богатейшими городами Бухарой и Самаркандом. Он умер в апреле 1030 г., оставив власть своему сыну Мухаммаду, которого через пять месяцев сместил с трона и ослепил второй сын Махмуда – Масуд. Махмуд Газневи был талантливым полководцем и правителем, особенно боеспособной он создал кавалерию, которую сам же и возглавлял в походах. Он не только знал, как грабить Индию, но и как у неё учиться, а также разумно распоряжался награбленными богатствам: прежде всего он не жалел средств на свою гвардию и наемную армию. Основанная Махмудом империя Газневидов простиралась от Лахора до Самарканда и Исфахана, от Персидского залива до Аральского моря. Однако после смерти Махмуда сельджуки, разбив в сражении около Мерва Масуда, сына Махмуда, захватили все иранские и трансоксианские владения Газневидов. Махмуд оказывал покровительство учёным и литераторам, собрав при своем дворе в Газне блестящее общество талантов (числом около 400), среди них поэты и литераторы Фирдоуси, Фаррухи, ученые Авиценна, и аль-Фараби, мемуарист и летописец Утби, оставившие записки о царствовании Махмуда. Столица империи Газна превосходила едва ли не все города того времени на Востоке своими дворцами, медресе и мечетями, садами и фонтанами. Махмуд построил в городе водопровод, основал университет, библиотеку и музей редкостей. Царствование Махмуда Газневи оставило значительный след в истории всего Востока. Именно он заложил основы восточно-мусульманской государственной милитаристской административной системы. Случаи смертной казни в правление Махмуда случались сравнительно редко (если исключить религиозные мотивы), по той причине, что султан считал, что «царь в минуту гнева может отнимать у подданного только то, что может возвратить в минуту милости». Махмуд Газневи, особенно почитаемый на мусульманском Востоке до сих пор, является героем легенд, анекдотов и занимательных историй, многие из которых касаются его отношений со своим любовником рабом Маликом Аязом, с которым в последние годы жизни почти не расставался. Джавахарлал Неру о Махмуде Газневи: «Человеком, поднявшим меч, был Махмуд Газневи, который пришел в Индию жечь и убивать. Газни сейчас – небольшой город в Афганистане. Вокруг Газни в десятом веке сложилось государство. Номинально среднеазиатские государства были под властью багдадского халифа, но, как я уже говорил, после смерти власть халифов ослабела и наступило время, когда империя распалась на ряд независимых государств. Именно об этом периоде мы сейчас и говорим. Раб-тюрок по имени Сабук-тегин основал в 975 году государство в районе Газни и Кандагара. Он совершил также набег на Индию. В то время раджей в Лахоре был человек по имени Джайпал. Джайпал предпринял очень рискованный поход в долину Кабула против Сабук-тегина и был разбит. Махмуд наследовал своему отцу Сабук-тегину. Он был блестящим полководцем и отличным предводителем конницы. Из года в год он совершал набеги на Индию, грабил, убивал, увозил с собой огромные сокровища и уводил множество пленных. Всего он предпринял семнадцать набегов, и только один из них, на Кашмир, оказался неудачным. Другие были успешными, он стал грозой для всего севера Индии. Махмуд доходил до Паталипутры, Матхуры и Самнатха. Из Стханешвары он увел, как рассказывают, двести тысяч пленных и вывез несметные богатства. Но самые большие сокровища он захватил в Самнатхе: там находился один из больших храмов, где столетиями накапивались жертвоприношения. Рассказывают, что при приближении Махмуда тысячи людей искали убежища в храме в надежде на то, что свершится чудо и бог, которому они поклоняются, защитит их. Но чудеса случаются редко, разве что в воображении верующих; Махмуд ворвался в храм и ограбил его, при этом погибло пятьдесят тысяч человек, ожидавших чуда, которое так и не случилось. Махмуд умер в 1030 году. К этому времени весь Пенджаб и Синд находились под его властью. Махмуд считается одним из великих вождей ислама, который отправился распространять ислам в Индии. Большинство мусульман восхищается им, большинство индусов ненавидит. В действительности он едва ли был религиозным человеком. Он, конечно, был магометанином, лишь между прочим. Прежде всего он был воином, и притом блестящим. Он явился в Индию завоевывать и грабить, как, к несчастью, это делают солдаты, и поступал бы так же, к какой бы религии он ни принадлежал. Интересно, что он, оказывается, угрожал мусульманским правителям Синда и пощадил их только после того, как они подчинились ему и выплатили дань. Он угрожал смертью даже багдадскому халифу, требуя от него уступки Самарканда. Мы поэтому не должны впадать в широко распространенную ошибку и считать Махмуда чем-то большим, нежели удачливым солдатом. Махмуд увел с собой в Газни множество индийских архитекторов и строителей и построил там красивую мечеть, которую назвал Небесной невестой. Он очень любил сады. О Матхуре Махмуд оставил мимолетное свидетельство, из которого видно, какой это был большой город. В послании к своему наместнику в Газни Махмуд говорит: “Здесь (в Матхуре) есть тысячи зданий, столь же прочных, как вера правоверных; вряд ли город этот мог стать таким, как сейчас, без того чтобы на это не были израсходованы миллионы динаров, и вряд ли можно построить другой такой же город меньше чем за двести лет”. Рассказывают, что [эпическая поэма] “Шахнаме” была написана по просьбе Махмуда, который обещал заплатить Фирдоуси по золотому динару (монете) за каждое двустишие. Фирдоуси, очевидно, не был поклонником краткости и сжатого изложения. Он написал чудовищно длинное произведение. Когда он представил многие тысячи своих двустиший Махмуду, то труд его удостоился похвалы, но Махмуд пожалел о своем опрометчивом обещании щедро оплатиь этот труд. Он попытался заплатить Фирдоуси гораздо меньшую сумму, однако тот страшно разгневался и отказался от всякой оплаты». (…) В Средней Азии из многочисленных орд авантюристов и завоевателей, прошедших по её земле, всё ещё помнят о четырёх людях – , или Александре Македонском, султане Махмуде [Газневи], Чингисхане и » (Дж. Неру, «Взгляд на всемирную историю», т. 1, М., Прогресс, 1981). Говорят, что у султана Махмуда [Газневи] было некрасивое лицо; оно было желтое. Когда опочил его отец Себуктегин, он начал царствовать и ему подчинился Хиндустан; однажды ранним утром он сидел в отдельных покоях на молитвенном коврике и совершал намаз, – а перед ним были положены зеркало, гребень и стояли два придворных гуляма, а в покои вошел его вазир Шамс ал-Куфат, Ахмед сын Хасана, приветствовал его в дверях покоя. Махмуд сделал знак головой, чтобы тот присел. Освободившись от чтения молитв, Махмуд облачился в каба, надел на голову кулах, взглянул в зеркало, поглядел на свое лицо, улыбнулся и спросил Ахмеда сына Хасана: “Знаешь, о чем я сейчас думаю?” Ответил: “Вдадыка лучше знает”. Сказал: “Опасаюсь, что люди не любят меня из-за того, что мое лицо некрасиво. Обычно народ более любит государя с красивым лицом”. Ахмед сын Хасана сказал: “О владыка! соверши одно дело и тогда тебя полюбят более, чем жену и ребенка, более, чем свою душу и по твоему приказу пойдут в огонь и в воду”. Спросил: “Что надо сделать?” Сказал: “Сочти золото за врага и тотчас народ сочтет тебя за друга”. Махмуду понравилось, и он сказал: “В этих словах тысяча смыслов и полезностей”. Потом он отверз свои руки для даров и благодеяний, миряне полюбили, стали превозносить его, он совершил великие деяния, одержал большие победы; он пошел в Самнатх, захватил его, двинулся на Самарканд, пришел в Ирак. Однажды он сказал Ахмеду сыну Хасана: “С тех пор, как я отнял руки от золота, и тот и этот мир достались мне в руки”. До него не было наименования султан. Махмуд был первым лицом, который во времена ислама назвал себя султаном, а уж после него это стало обычаем. Он был справедливым государем, любил науку, был щедрым, неусыпным, с чистой верой, воителем. Прекрасно время, когда правит правосудный государь.

Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду ﷺ и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва ) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии . Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка ﷺ и фикха . Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия » и «Аль-Када ва аль-абтал »

Подготовили Алибек Абдурахманов и Насир Сулейманов

Махмуд Газневи
محمود غزنوی
Старинный французский рисунок с надписью «Султан Махмуд Газневидский Афганский Император»
Эмир Государства Газневидов
998 - 1030
Предшественник: Сёбук-тегин
Преемник: Мухаммад Газневи
Вероисповедание: Ислам
Род: Газневиды
Имя при рождении:
Отец: Сёбук-тегин
Супруга: Кёвсери Джахан
Дети: Месуд Газневи, Мухаммед Газневи, Абдуррашид Газневи

Махму́д Газневи (узб. Mahmud Gʻaznaviy ; перс. محمود غزنوی ‎) или Йамин ад-Даула Махмуд (полное имя - Йамин ад-Даула ва Амин ал-Милла ва Низам-ад-Дин ва Насир ал-Хакк Абу-л-Касим Махмуд ибн Сёбук-тегин ) (2 октября (09711002 ) - 30 апреля ) - эмир и падишах государства Газневидов с 998 года . При нём государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Северную Индию . Крупнейший представитель тюркской мусульманской династии Газневидов .

Биография

Махмуд Газневи происходил из знатных гвардейцев-гулямов , служащих при дворе Саманидов . Пересёк Гиндукуш и обосновался в Газни , где объявил себя основателем новой династии в 998 году . В результате ряда завоевательных походов под флагом священного джихада против неверных подчинил своей власти Восточный Иран , южную часть Средней Азии , Хорезм . Прославился опустошительными походами на Индию .

Первое вторжение в Индию предпринял в 1001 году , когда против него выступил лахорский раджа Джайпал . В битве под Пешаваром 28 ноября 1001 индийское войско было разгромлено, а сам Джайпал покончил жизнь самоубийством. После этого вплоть до 1026 года Газневи совершил еще 16 походов на Индию. В результате этих походов мусульмане овладели богатствами всего Джамно-Гангского двуречья, а также княжества Анхилвара (современный Гуджарат). Армия Махмуда Газневи разрушала храмы, захватывала накопленные сокровища, собирала дань с покорённых областей и уходил обратно. Территория, подвергшаяся экспансии Махмуда Газневи, огромна - от Сомнатха на западе до Канауджа (на Ганге) на востоке. Канауджское государство в результате этих нашествий распалось. Однако непосредственно в состав своего государства Газневи включил лишь Пенджаб и Кашмир .

Десятки тысяч захваченных ремесленников, впоследствии доставленных в столицу Газневидов - город Газни - украсили его большим числом архитектурных сооружений и других произведений искусства. В царствование Газневи широкое распространение получил суфизм .

Во внутренней политике Газневи стремился укрепить султанскую власть, создать сильный и централизованный административный аппарат, подавить сепаратистские настроения. Нередки были расправы над слишком влиятельными землевладельцами, сопровождавшиеся конфискациями имущества и казнями. Военной опорой была гвардия гулямов , набиравшаяся из представителей разных народностей, и отряды газиев , добровольцев, формировавшиеся из разорившихся крестьян и ремесленников.

Насильственное ослабление частного землевладения вкупе с необходимостью содержать значительную армию привело к росту нищеты в городах и деревнях и вооружённым восстаниям, особенно многочисленным в последнее десятилетие правления Газневи. После его смерти борьба за престол между его преемниками привела к ослаблению Газневидского государства и захвату его впоследствии сельджукидами .

Напишите отзыв о статье "Махмуд Газневи"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Махмуд Газневи

– Всё о войне, – через стол прокричал граф. – Ведь у меня сын идет, Марья Дмитриевна, сын идет.
– А у меня четыре сына в армии, а я не тужу. На всё воля Божья: и на печи лежа умрешь, и в сражении Бог помилует, – прозвучал без всякого усилия, с того конца стола густой голос Марьи Дмитриевны.
– Это так.
И разговор опять сосредоточился – дамский на своем конце стола, мужской на своем.
– А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!
– Спрошу, – отвечала Наташа.
Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери:
– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски грудной голос.
– Что тебе? – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.
Разговор притих.
– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.
Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.
– Казак, – проговорила она с угрозой.
Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.
– Вот я тебя! – сказала графиня.
– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.
Соня и толстый Петя прятались от смеха.
– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.
– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна.
Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.
– Марья Дмитриевна? какое мороженое! Я сливочное не люблю.
– Морковное.
– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!
Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.
Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное. Перед мороженым подали шампанское. Опять заиграла музыка, граф поцеловался с графинюшкою, и гости, вставая, поздравляли графиню, через стол чокались с графом, детьми и друг с другом. Опять забегали официанты, загремели стулья, и в том же порядке, но с более красными лицами, гости вернулись в гостиную и кабинет графа.

Раздвинули бостонные столы, составили партии, и гости графа разместились в двух гостиных, диванной и библиотеке.
Граф, распустив карты веером, с трудом удерживался от привычки послеобеденного сна и всему смеялся. Молодежь, подстрекаемая графиней, собралась около клавикорд и арфы. Жюли первая, по просьбе всех, сыграла на арфе пьеску с вариациями и вместе с другими девицами стала просить Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что нибудь. Наташа, к которой обратились как к большой, была, видимо, этим очень горда, но вместе с тем и робела.
– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…

Последние материалы раздела:

Кислотные свойства аминокислот
Кислотные свойства аминокислот

Cвойства аминокислот можно разделить на две группы: химические и физические.Химические свойства аминокислотВ зависимости от соединений,...

Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков
Экспедиции XVIII века Самые выдающиеся географические открытия 18 19 веков

Географические открытия русских путешественников XVIII-XIX вв. Восемнадцатый век. Российская империя широко и вольно разворачивает плечи и...

Система управления временем Б
Система управления временем Б

Бюджетный дефицит и государственный долг. Финансирование бюджетного дефицита. Управление государственным долгом.В тот момент, когда управление...