Под педагогической технологией понимают совокупность. Педагогическая технология

Ученые педагоги и учителя-практики разных стран постоянно ищут пути повышения эффективности преподавательского труда. Рассмотрим типичные картины традиционной методики обучения.
Учитель объясняет учебный материал всему классу. Все 30 учеников как бы одинаково его воспринимают. А каков «конечный результат», т.е. качество его усвоения учениками? Заранее можно сказать: самое разное. Одни учащиеся правильно, осмысленно, без ошибок и полно усвоили урок, другие - с ошибками и неполно. Учитель работал одинаково, а результат разный. А нельзя ли добиться того, чтобы все учащиеся усвоили изучаемый материал хотя бы на «хорошо»? Что для этого надо сделать? И здесь учитель может обратиться к педагогической технологии.
К поиску новых подходов приводит исследователей ряд причин и обстоятельств.
- Учебный материал огромен, в то время, как сроки школьного обучения ограничены. Следовательно, дефицит времени побуждает искать пути активизации и интенсификации учебного процесса.
- учитель одновременно работает с большой группой учащихся. У него нет возможности уделить внимание каждому настолько, чтобы именно ему, индивидуально, помочь в учении. Стало быть, нужны какие-то другие, особые формы организации учебного процесса; надо изобретать и привлекать новые средства обучения, высвобождающие преподавателя от рутинных, хотя и необходимых элементов работы.
- в век научно-технического прогресса учитель уже перестал быть главным, основным носителем и транслятором новой информации в области образования. Эту роль в не меньшей (а, может быть, даже в большей!) мере теперь выполняют средства массовой информации (СМИ): пресса, радиоэлектронные средства, кино, многочисленная литература разнообразной тематики. Было бы неразумно, если бы учитель не использовал широкие возможности СМИ для учебных целей. А каковы пути и приемы привлечения СМИ в учебно-воспитательный процесс? Их надо найти, изучить и использовать.
- В последние 2-3 десятилетия наука получила новые данные о резервах и неиспользованных возможностях физического, интеллектуального и социального развития человека, начиная с младенчества. В качестве примера можно указать на возрождение в нашей стране генетики, подсказывающей пути выявления, обучения и воспитания талантливых и одаренных детей, особой организации воспитательной работы с детьми, имеющими дефекты в физическом и интеллектуальном развитии. Явление акселерации в развитии детей и подростков за последние 30 лет изучалось физиологами, психологами, педагогами, социологами и генетиками. Полученные исследователями данные позволили сперва сократить срок начального обучения на целый год (60 - 80-е годы), а затем на целый год раньше прежнего приступать к систематическому обучению - с 6 лет вместо 7 (с 1984 г.).
Идея поэтапного формирования умственных действий, изученная исследователями-психологами П.Я. Гальпериным. Н.Ф. Талызиной, повлияла на поиск новых методик учебной работы. Резервы интенсификации обучения уже в начальных классах подсказывают и данные по исследованию проблем развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Названные и другие причины побуждают педагогов искать новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Начиная с 60-х годов, в школах бывшего Советского Союза увлеченно внедряли липецкий опыт, затем - технические средства, программированное обучение, алгоритмизацию обучения, проблемное обучение, оптимизацию обучения. Широко проявили себя педагоги-новаторы со своими идеями и практическим опытом, повышающим эффективность учебного и воспитательного процесса.
В зарубежной педагогике в 70-80-е годы, а в нашей стране - на десятилетие позже, стали широко и интенсивно заниматься разработкой инженерного, технологического подхода к обучению; он со временем перерос в педагогическую технологию.
Технология (от греч. techne- искусство, мастерство, умение, и logos - слово, учение) - учение об умении, мастерстве что-то делать. Это понятие давно уже широко используется в производственных процессах. Привычны понятия технологии изготовления конкретных деталей машин и агрегатов, технологии выпечки хлеба, технологии изготовления обуви и т.п. В каждом производственном процессе сырье, материалы и полуфабрикаты имеют сходные или почти одинаковые характеристики. Поэтому процессу их обработки присущи единообразные, монотонные процедуры. Однако сложный процесс производства можно расчленить, разделить на несколько или даже множество простых операций. Тогда каждая отдельно взятая операция будет доведена до совершенства: меньше времени будет на нее затрачено, повысится качество выполненной операции. Итак, процесс производства конкретного продукта усовершенствован. В то же время, поскольку расчлененные процессы монотонны, и дело становится рутинным, нетворческим, можно какие-то операции (или даже все) передать машинам, технике. А рабочий будет только управлять этой обрабатывающей машиной. Инженерная мысль приводит к рационализации производства: к экономному расходованию средств, совмещению операций, ритмичности; все это обеспечивает точный, предсказуемый, заранее заданный результат. Получается изделие с нужными параметрами.
Мы привели схематическое описание производственной технологии, потому что понятие и термин «технология» присущи именно производственному процессу. Естественно, возникает вопрос: а нельзя ли такой же инженерный подход применить к педагогическому процессу, хотя бы в обучении?
Первые попытки такого подхода в нашей стране были в конце 50-х - начале 60-х годов. Тому способствовало стремление внедрять в учебный процесс технические средства, в частности визуальную, аудио- и аудиовизуальную аппаратуру. К тому времени за* рубежом получили распространение бихевиоризм (Дж. Уотсон, Г. Эббингауз, Э. Торндайк), необихевиоризм (Э. Толмен), уточняющая его концепция Б.Ф. Скиннера (американский психолог) об оперантном подкрепляемом научении. Получили развитие математическая теория информации (К.Э. Шеннон, американский инженер и математик) и кибернетика- наука об управлении, связи и переработке информации (Н. Винер, 1948). Советские психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения (Л.Н. Ланда). Философы и социологи разработали концепцию системного подхода в исследовании социальных и природных явлений и процессов. Эта идея также была подхвачена психологами и педагогами.
Электронная техника развивается с большими возможностями ее использования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.
Сначала 60-х и по 1966 год на основе нового закона об образовании в СССР старшие классы общеобразовательной средней школы стали одновременно и профессиональными. В связи с этим обучение было продлено на один год. Наряду с учителями общеобразовательных дисциплин по профессиональному обучению в школах, а также в учебно-производственных мастерских стали работать инженеры различных профилей: механики, энергетики, технологи и др. В первую очередь специалисты этого профиля увидели отсталые, косные способы и приемы учебной работы профессиональных учителей. Эти приемы десятилетиями, а некоторые- веками традиционно сосуществовали в школе. И теоретики, и практики стали искать пути рационализации учебного процесса. Так появляется и распространяется вширь программированное обучение в учебных заведениях всех уровней и разных типов. В программированном обучении возможно стало широко использовать технические средства для подачи информации, тренировки и контроля знаний учащегося. Развивается и безмашинное программирование, появляются учебные пособия, составленные по принципу программирования, в том числе - по педагогике (И.Е. Шварц).
Для программированного обучения характерен контроль. Его развитию способствовало и то, что в 70-е годы в советскую школу «вернулись» тесты, в свое время осужденные, а по сути, запрещенные. Все названные обстоятельства оказались благоприятными для реализации технологического подхода к учебно-воспитательному процессу, для разработки теоретических вопросов педагогической технологии и проведения ее в жизнь. К настоящему времени опубликованы монографии, брошюры и статьи по проблемам педагогической технологии (см. литературу в конце лекции).
Новое пробивает себе дорогу не без труда. Педагогическая технология не исключение. Это видно хотя бы из краткого обзора научной и учебной педагогической литературы. Так, И.М. Кантор в монографии, посвященной понятийно-терминологической системе педагогики, вслед за В.И. Загвязинским дал достаточно резкую негативную оценку педагогической технологии как термину. Подобное увлечение, по его мнению, ясно обнаруживает «свою нецелесообразность на деле, в лучшем случае не ведя вперед, не способствуя развитию педагогической теории, в худшем - засоряя ее систему понятий и выхолащивая часть педагогического содержания в ней»1. В учебных пособиях по педагогике под ред. Ю.К. Бабанского (1988), И.Ф.Харламова (1990, 1996, 1997), по воспитательной работе под общ. ред. Л.И. Рувинского (1989), И.А. Зязюна (1989) о педагогической технологии нет ни слова, хотя о педагогической технике материал есть. В учебном пособии «Педагогика в понятиях и определениях» (сост. Г.И. Железовская, Саратов. 1991), лексической базой которого послужил частотный словарь (411 терминов), педагогической технологии также не повезло: о ней даже не упоминается.
Следует отметить большой вклад В.П. Беспалько в разработку теории и практики педагогической технологии, его труды по теории педагогических систем и собственно - педагогической технологии. И, наконец, последнее десятилетие знаменательно публикацией литературы разных авторов по педагогической технологии (В.В. Гузеев, В.В. Гринкевич, М.В. Кларин, В.Ю. Питюков, А.И. Уман, П.М. Эрдниев и др.). Педагогическую технологию как учебную дисциплину изучают теперь студенты педагогических специальностей многих вузов. Все сказанное делает актуальным осмысление «педагогической технологии» как понятия и соответствующего термина науки педагогики.
Если под педагогической технологией понимать только совокупность (ансамбль, систему) методов и приемов учебно-воспитательной работы, то в этом значении педагогический процесс без технологии не обходился ни в исторически отдаленном прошлом, не обходится и сейчас, хотя этот термин и не используется, а первоначально официальной наукой воспринимался негативно. Но дело в том, что педагогическая технология как понятие включает в себя и другие признаки, не вошедшие в систему методов.
Обратимся к содержанию, т.е. признакам этого понятия, которые свойственны ему и только ему: необходимо, чтобы по ним педагогическую технологию можно было отличить от других, родственных и близких понятий. По нашему мнению, к специфическим признакам педагогической технологии, отличающим ее от традиционных и других учебно-воспитательных методов, относятся диагностичность цели и результатов учебно-воспитательного процесса. Подчеркнем, что это - существенный признак, который позволяет отличить это понятие от других. Кроме этого, есть еще такие признаки: предсказуемость итогов работы, точная последовательность операций и действий. Эта последовательность может быть циклической, т.е. повторяющейся по кругу. Еще признак - гарантия достижения результатов заданного уровня (или качества), воспроизводимость этих результатов. Названные особенности обеспечивают важнейший интегрирующий признак - управляемость учебно-воспитательным процессом.
Коль скоро учебный и воспитательный процесс становятся диагностичными, можно заранее заложить в его цель предсказуемый уровень, достижение которого можно контролировать по этапам работы (текущий контроль) и по ее завершении (итоговый контроль). Слабость традиционных методик в том, что, как правило, не определены, в частности, уровень усвоения, ступень абстракции, степень сформированности умений и навыков. Имея диагностичную цель в соответствии с педагогической технологией, учитель ведет учебное и воспитательное занятие в точной последовательности операций и действий. Он контролирует продвижение к цели, вносит соответствующие коррективы и добивается гарантированного результата. Таким образом, учебно-воспитательный процесс, технологично построенный, становится управляемым.
Итак, педагогическая технология к настоящему времени уже вполне сложилась как понятие науки педагогики.
Генезис сущности (история становления) педагогической технологии - интересный и самостоятельный вопрос. Изобразим его схему. Нам она представляется такой: замысел внедрить инженерный подход (назовем условно такое начало «инженерной педагогикой») -> технические средства в учебном процессе -> алгоритмизация обучения -> программированное обучение -> технологический подход -> педагогическая технология (дидактический аспект) -> поведенческая технология (аспект воспитания). Не все составляющие педагогической технологии к настоящему времени одинаково развиты. Особенно сложна разработка технологии воспитания, хотя и здесь положено начало (И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Л.Ф. Спирин, Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко и др.).
Так мы подошли к определению понятия «педагогическая технология». Естественно, дефиниции у разных авторов не совпадают. Одна из них принадлежит ЮНЕСКО, другая- Комиссии по технологии обучения США. По нашем мнению, педагогическая технология - это система знаний, совокупность методов, приемов и необходимо последовательных операций субъекта по воздействию на объект, из которого складывается учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение диагностичной цели. В данном рабочем определении, мы считаем, отражены важнейшие черты педагогической технологии:
1 - диагностичная цель (или система целей);
2 - строгая последовательность педагогических операций (учебно-воспитательные приемы, методы, действия);
3 - гарантия ее достижения;
4 - управляемость учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время можно считать перспективным ряд педагогических технологий: алгоритмическое, проблемное, модельное, контекстное, модульное, компьютерное обучение. У педагогов-практиков нашли широкую поддержку индивидуальные педагогические технологии современных педагогов-новаторов (вспомним, например, «эффект соленого огурца» В.Ф. Шаталова).
Что же составляет психологическую и философскую основу педагогической технологии? Сначала назовем бихевиористскую (от англ. behaviour - поведение) концепцию «стимул-реакция»- S- R, которая признает научение методом «проб и ошибок» (Дж. Уотсон, Э.Л. Торндайк, 1874-1949). Бихевиористы сводят психику к различным формам поведения. Поведение, по их мнению, представляет совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Та или иная реакция на стимул вырабатывается путем многократных повторений методом проб и ошибок. Основные выводы бихевиористы сделали на основе наблюдений над животными: кошками, собаками, крысами и т.д. и перенесли их (выводы) на поведение человека, не видя принципиальной разницы в поведении людей и животных. Важным являлось только то, что есть стимул и соответствующая реакция животного или человека на него. Бихевиористскую теорию в модернизированном виде развивает также американский психолог Б.Ф. Скиннер (род. в 1904 г.). В отличие от своих предшественников Б. Скиннер не отрицает роли человеческой активности, которая достигается системой подкрепления и проходит по формуле «стимул - реак-ция - подкрепление», или S - R - Р. Между стимулом S и реакцией R необихевиористы (Э. Толмен, К. Халл) вводят промежуточные переменные- так на зываемые факторы, которые объясняют качественную сторону психических процессов, обеспечивающих взаимосвязь S и R.
Если опустить детали, то педагогическая технология в дидактическом аспекте, хотя ее разработчики об этом явно и не говорят, исходит именно из того, что и у Скиннера: обобщенное действие разбивается на ряд операций, которые поддаются диагностике, внешнему контролю. Правильно выполненные операции подкрепля-ются, поощряются. Система поощрений ведет к достижению целей. А так как сами операции составляют часть действия, то в сумме достигается и обобщенная цель действия.
Необходимо сказать, что отработанная система педагогической тех-нологии обеспечивает безусловно хорошие результаты при формирова-нии умений и навыков. В последнее время в печати и в устных выступлениях некоторых критиков встречается негативное отношение (и оценка) к выработке умений и навыков в учебном процессе; даже приклеили пренебрежительный ярлык «пресловутые ЗУН-ы, т.е. знания-умения-навыки», которым противопоставляются «творческая мыслительная деятельность» и развитие познавательных способностей ученика. Полностью принимая утверждение о необходимости развивать познавательные и творческие способности школьника, нельзя согласиться с игнорированием формирования умений и навыков: без последних невозможно никакое творчество, никакое развитие умственных способностей. Достаточно сказать, что навыки свободного чтения, грамотного письма, культуры речи, элементарных вычислений (например, таблицы умножения), техника владения музыкальным инструментом, однозначное владение научной терминологией и номенклатурой и т.п., с которыми повседневно имеет дело школьник, совершенно необходимое условие его творческой работы. Это все - действия и операции, сознательно доведенные до автоматизма. И безукоризненное владение ими- слагаемое успеха в творческом деле в любой области.

Руководство по усвоению учебного материала

Цели:
- ознакомиться с изменением понятия «технология» в педагогике;
- изучить причины использования технологий в образовательном процессе.

Задание 1. Прочитайте соответствующий текст. Ответьте на вопросы: Как изменилось понятие «технология» в педагогике? Каковы причины технологического подхода к организации образовательного процесса? Что понимают под педагогической технологией? Выделите в тексте определения образовательной технологии и укажите, чем данные определения дополняют друг друга. Какое определение технологии ближе, понятнее Вам? Почему? Ответ аргументируйте.

Задание 2. Назовите отличия образовательных технологий с позиций психологии. Проанализируйте используемый (-ые) Вами способ(-ы) организации учения школьников с данных позиций.

Задание 3. Составьте схему данного текста.

Напоминаем: Вы можете использовать известные Вам схемы «Паучок» или «Генеалогическое дерево».

Понятие «технология» в педагогике

На первый взгляд личностно-ориентированный подход, определяемый нами в качестве ведущего в сфере образования, и технологический подход противоречат друг другу. Действительно, первый подход предполагает обращение к внутреннему миру ученика, его ценностям, взглядам. А в технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. И тогда возникает вопрос - разве можно четко описать внутренний мир обучаемого и способы его использования в образовательном процессе? Как поступить в этой ситуации?

Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен быть ориентирован на ученика. А это означает, что в нем в соответствии с синергетическим подходом имеют право на существование спонтанность, неопределенность, нелинейность. Можно ли говорить о технологичности образовательного процесса и тут же сразу делать оговорки по поводу синергии субъектов? С целью ответа на поставленные вопросы обратимся к определению понятия "технология" и, в частности, понятию "образовательная технология".

В словаре иностранных слов дается следующее определение технологии . В переводе с греческого Techne - искусство, мастерство, умение и - логия - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объекта.

В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

Технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов (М. Чошанов).

Педагогическая технология - есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов (П. Митчелл).

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса ().

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса ().

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей ().

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Из приведенных определений можно вычленить следующие признаки технологии: процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся; совокупность приемов, методов; проектирование и организация процесса; наличие комфортных условий. Однако, на наш взгляд, здесь не полно учитывается управленческий аспект.

С позиции управления образовательный процесс представляет собой сочетание управленческой деятельности учителя и самоуправления ученика в целостном управленческом цикле как взаимодействия участников образовательного процесса. Отмеченное дает нам основание для следующего определения понятия «образовательная технология».

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся , что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых, в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью . В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание на создание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Любая образовательная технология включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления); критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Итак, современную технологию характеризуют следующие позиции:

    технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передача знаний, умений и навыков; технологии развивающей педагогики); технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации , оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения; поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь, они постоянно совершенствуются, стремясь удовлетворять развивающиеся потребностям человека и общества. Мы регулярно узнаём о внедрении новых технологий в производство и телекоммуникации. Однако использование технологий не ограничивается технической сферой. Существуют и развиваются социальные технологии, посредством которых осуществляется управления отдельными людьми и социальными группами, чтобы организовать их совместную деятельность, повысить их активность в общественной жизни, формировать их мировоззрение, расширять знания и опыт, внедрять в сознание определённую идеологию и т.д. Особым видом социальных технологий являются педагогические технологии, посредством которых осуществляется воспитание и обучение, развитие личности человека.

Исторически понятие технология возникло в связи с техническим прогрессом и, согласно словарным толкованиям, технология (techne- искусство, ремесло, logos- понятие, учение) - это совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов. Технология предполагает также искусство владения процессом, в результате чего персонализируется (человек, владеющий той или иной технологией, может, например, сказать: «Я хорошо владею этой технологией», «Я ещё не совсем освоил эту технологию», «Мне больше нравится работать по этой, а не по той технологии»).

Технологический процесс всегда предусматривает определенную последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) и соблюдением определённых условий. К числу существенных признаков технологии относят стандартизацию, унификацию процесса и возможность его воспроизведения применительно к заданным условиям.

Под педагогической технологией первоначально понималась технизация учебного процесса, использование технических средств обучения. Сегодня педагогические технологии выделились в особый, относительно самостоятельный раздел педагогики.

Как происходит технологизация процесса

Любая технология основана на идее полного управления процессом и создаётся следующим образом.

1. Весь процесс от начала (постановки цели) до конца (получения результата) делится на отдельные действия, которые необходимы для результата, соответствующего поставленной цели.

2. Определяются основные этапы, шаги на пути к результату. Для этого все выделенные действия выстраиваются в последовательности, которая позволяет наиболее эффективно добиваться результата. Иначе говоря, каждое действие соотносится с этапом на пути к результату (действие и входящие в него операции - это содержание этапа).

3. Для каждого этапа определяются наиболее эффективные средства и способы деятельности, а также условия, которые необходимо выполнить на том или ином этапе (например: необходимый уровень квалификации работника, качество исходного материала, временны́е рамки данного действия).

4. Проектируются промежуточные результаты, достижение которых свидетельствует о реализации одного этапа, о возможности и необходимости перехода к следующему этапу.

5. Формируется система контроля результатов - как конечного, так и промежуточных (контроль промежуточных результатов необходим для перехода от одного этапа к другому). Для контроля также подбираются наиболее эффективные средства и методы, диагностические методики.

6. Все элементы собираются в единое целое, и созданная технология внедряется в практику. Практика может выявить недочёты, нереализованные возможности; это потребует корректировки технологии для её дальнейшего совершенствования.

Внедрённая технология увеличивает эффективность процесса: обеспечивает количественный рост результата, повышение его качества, снижение его себестоимости. Об эффективности может свидетельствовать как всё перечисленное, так и что-то одно. Например, количественный рост результата при сохранении качества и себестоимости на прежнем уровне позволит удовлетворить растущий спрос на товар или услугу, а снижение себестоимости - снизить цену на производимый продукт, что при сохранении хорошего качества сделает его более привлекательным для потребителя.

Особенности педагогических технологий

Вышеизложенное относится к любой технологии, и технологии, используемые для управления педагогическим процессом, не являются исключением. Далее на рисунке «Технологизация педагогической деятельности» схематично изображено, что в ней также проектируются конечный и промежуточные результаты, осуществляется их контроль на основе соотнесения с поставленной целью, каждый этап исходя из своего содержания обеспечивается наиболее эффективными способами, средствами и перечнем условий, а также комплектуются способы и средства, необходимые для контроля результатов (нажмите картинку, чтобы увеличить изображение).

Последовательность действий - видео


Вместе с тем, педагогические технологии имеют ряд особенностей, обусловленных отличиями педагогического процесса от производства, а сферы образования - от сферы бизнеса. Главное отличие состоит в том, что объектом педагогической деятельности является личность человека, а предметом - организация взаимодействия с этим человеком. Это накладывает существенные ограничения на средства и способы осуществления процесса, предъявляет особые требования к его условиям, ведь человек - не сырьё и не заготовка для технологической обработки, во взаимодействии с ним необходимо соблюдать этические нормы, не нанести вреда физическому здоровью и психическому состоянию.

В современных определениях педагогической технологии отмечается её системность. Кроме того, определяя понятие педагогической технологии, учёные выделяют в качестве её существенных признаков описание процесса достижения планируемых результатов (И.П. Волков), содержательную технику реализации педагогического процесса (В.П. Беспалько), совокупность методов (В.М. Шепель) и средств достижения педагогических целей (М.В. Кларин), продуманную во всех деталях модель педагогической деятельности (В.М. Монахов). Согласно определению ЮНЕСКО, педагогическая технология обеспечивает оптимизацию тех или иных форм образования с учётом технических и человеческих ресурсов.

Понятие педагогическая технология включает в себя три аспекта (Г.К. Селевко).

1. Научный аспект: педагогическая технология как раздел педагогической науки, исследующий рациональные пути обучения и воспитания.

2. Процессуально-описательный аспект: педагогическая технология как описание педагогического процесса, как описанная система способов, принципов и правил, применяемых в обучении и воспитании.

3. Процессуально-действенный аспект: педагогическая технология как осуществляемая на практике система действий, как реальный педагогический процесс.


Таким образом, под педагогической технологией в разном контексте может подразумеваться наука о технологизации педагогического процесса, описание технологии педагогического процесса либо сам процесс, реализуемый с помощью технологии.

Для изучения педагогических технологий возьмём за основу следующее определение, которое является немногословным, и вместе с тем раскрывает наиболее существенные стороны педагогической технологии.

Страница 16 из 90

16. Педагогические технологии

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

– разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

– определение эффективности с помощью прикладных исследований;

– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

– тиражирование и распространение программных средств.

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса .

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии» , понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования . Последовательность его шагов будет следующей:

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

– разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные .

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

– определение эффективности с помощью прикладных исследований;

– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

– тиражирование и распространение программных средств.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...