Почему люди носят маски психология. Психология

Все мы носим маски. Не настоящие конечно. Это условное определение нашего лицедейства. Человек умело скрывает свою внутреннюю сущность под выдуманным образом, который и выставляет на всеобщее обозрение.

В статье перечисляются 6 основных видов «масок», широко распространённых среди людей.

Оставаться в любых обстоятельствах самим собой - очень трудно. Это требует огромных затрат душевной энергии и мужества. Большинство из нас не готово к таким жертвам. Поэтому, чтобы сохранить душевный покой и комфорт, мы «одеваем маски».

Оглянитесь по сторонам. Вы увидите несчётное число лиц. Хмурые, весёлые, злые, ироничные равнодушные, насмешливые. Но они вовсе не то, чем кажутся. За каждым лицом скрывается свой, кардинально отличающийся от того, что мы видим, внутренний мир.

Как это не парадоксально звучит, но маски защищают наши души от внешних негативных воздействий и спасают психику от потрясений. Защита очень надёжная, но чревата опасностями. Дело же в том, что придуманный защитный образ имеет свойство «врастать» в человеческую сущность и трансформировать ей.

Здесь для примера можно привести древнюю притчу. В ней рассказывается об одном путнике. Путешествуя по земле, тот попал в мир глухих и немых. Человек имел великолепный голос, тонкий слух, но вынужден был изображать себя одним из всех. Прошли годы, и путешественник вернулся в свой мир. Но когда он попробовал петь и слушать окружающую действительность, то с ужасом обнаружил, что это ему не удаётся. Он растерял свой дар, превратившись в глухого и немого.

То, что все мы носим, поддаётся классификации. Всего существует 6 основных типов масок, которые мы сейчас и рассмотрим.

Сильная и уверенная в себе личность

Такую маску обычно надевают руководители всех рангов. К этому их обязывает должность. В личной жизни на воображаемый трон лидера взбираются женщины, вышедшие замуж за слабых и безвольных мужчин. Они взваливают на себя все тяготы семейного быта и в глазах окружающих выглядят абсолютными владычицами. Мужья у них «под каблуком», дети прилежно учатся, в доме идеальный порядок.

В душах у таких героинь постоянно присутствует злость, так как придуманный образ очень часто не имеет ничего общего с истинным. Властная дама очень быстро стареет, ведь её организм ослаблен внутренними противоречиями. Женщине хочется быть слабой, беззащитной, желанной, но ей приходится изо дня в день надевать маску энергичного и уверенного в себе повелителя.

Добродушие и покладистость

Такая «маскировка» свойственна слабовольным мужчинам. Они вырабатывают психологическую защиту от более сильных по характеру людей. Спасение от негатива находят в гараже, распивая бутылочку с соседями в конце дня. Помогает также рыбалка, поход в баню или на футбольный матч. Такие люди постоянно испытывают чувство вины перед самими собой и близкими. Где-то в глубинах души они понимают, что могли бы достичь в жизни большего, но бездарно прожили многие годы, которые уже нельзя вернуть. Из таких людей часто получаются алкоголики , что ещё более усугубляет проблему.

Жертвенность

Встречаются в жизни личности, готовые пожертвовать собой ради другого человека. Они творят себе кумиров, отказываясь при этом от карьеры и материальных благ. Взамен при этом не получают ничего. Но их поведение только на первый взгляд кажется странным. В действительности же каждое действие таких людей подчинено жёсткой логике. В далёком детстве их постоянно игнорировали, принижали значимость. В результате этого в душе возникло всепоглощающее чувство обиды.

Его нужно заглушить, возвыситься в своих глазах и глазах окружающих. И здесь панацеей выступает бескорыстная жертва. Она всегда вызывает чувство уважения, а иногда и сострадание. Такая маска в основном свойственна женщинам, так как психика у них более ранимая и ориентирована на общественное мнение. Эти представительницы прекрасного пола по-своему счастливы и считают такой образ жизни достойным.

Вечный клоун

Есть люди, которые всегда всех смешат. Они знают кучу анекдотов, шуток, прибауток. Серьёзными их увидеть просто невозможно, и кажется, что у таких личностей лёгкая, бездумная и бесшабашная натура. Но это обман. В действительности всё не так. В душе «вечного клоуна» постоянно сидит страх. Он боится оказаться ненужным и никчемным.

Чаще всего в детстве такой человек был нежеланным ребёнком. Малыш это постоянно чувствовал и глубоко переживал. Прошли годы, но страх остался. Поэтому напускная весёлость является «вросшей в душу» защитной маской от когда-то испытанного равнодушия и наплевательского отношения со стороны самых близких людей.

Душа компании

Такие люди стремятся быть первыми в любой деятельности. В больших компаниях всегда задают тон. Они лучше всех поют, лучше всех танцуют, говорят красивые тосты и пользуются всеобщим уважением и восхищением. Поведение у них всегда непринуждённое и уверенное, а внимание других воспринимается как должное. Но всё это является лишь маской, за которой скрывается главное - душевная пустота и страх перед будущим.

Создав образ победителя и баловня судьбы, такой человек очень боится поражений. Он глубоко убеждён, что окружающий мир только и делает, что пристально наблюдает за его успехами. Но никто не застрахован от ошибок. Оступиться может каждый, а для «души компании» такой сценарий развития событий означает полный крах. Ему невыносима мысль, потерять свой статус в глазах окружающих.

Такая модель поведения, как правило, навязывается ребёнку в детстве. Его все любят, балуют и внушают, что он самый лучший. Постепенно возникает глубокая убеждённость в правоте родителей. Но с возрастом приходит жизненный опыт, а с ним и понимание того, что взрослые заблуждались. Признаться себе в этом трудно. Отсюда и страх перед возможными неудачами, которые могут нанести серьёзный удар по уже устоявшейся психике.

Серая мышь

Человек ничем не выделяется из общей массы. Он спокойный, выдержанный, не хватает звёзд с неба и не привлекает к себе повышенного внимания. В школе это твёрдый «хорошист», на производстве - добросовестный работник. Проблем от такой личности нет никаких, поэтому она нравится людям.

Но никто даже не догадывается, что за внешней уравновешенностью скрывается чувство глубочайшего одиночества и эмоциональная замкнутость. Иногда «серые мыши» совершают самоубийства , чем вызывают шок у окружающих. Но они никогда не бросают вызов обществу и не идут на баррикады. Высокие душевные порывы им абсолютно чужды. Такая маска в наши дни пользуется определённой популярностью. Современный мир очень эгоистичен, а поэтому порождает «серых мышей» в большом количестве.

В заключение следует заметить, что маски помогают не просто жить, а выживать. В то же время их надо периодически снимать, чтобы они не «вросли» в душу и не заменили собой подлинную человеческую сущность.

В противном случае высока вероятность навсегда остаться на сцене. Ведь мир - это театр, а мы все - актёры. А какие психологические роли играете вы?

С давних времен актеры пользуются театральными масками, комическими либо трагическими, однако и все те, кто составляет публику, носят в своей повседневной жизни самые различные маски – символы тех ролей, которые они играют в пьесе жизни. Роли могут меняться – сегодня одна, завтра другая, – но маска будет на лице всегда. Человек никогда не снимает ее.

Наши маски меняются с возрастом. Став взрослыми, мы надеваем на работу маску профессионала; придя домой – родителя или супруга. Некоторые маски подразумевают полную смену костюма. Собственно говоря, почти весь гардероб человека – это и есть его маска, необходимая для исполнения определенной роли: «я – соблазнительная молодая девушка»; «я – деловой человек»; «я собираюсь в деловую поездку, на охоту, на прогулку...» В каждом случае я наряжаюсь соответственно обстоятельствам. Внешний вид говорит о том, какую роль я играю в данный момент. Солдат, полицейский, служащий корпорации и дворник, подметающий улицу, – все одеваются для исполнения своих ролей.

Мы меняем маски не только в зависимости от ситуации и образа действия, но и при общении с разными людьми. У каждого человека множество масок, и он способен менять их с удивительной скоростью. Каждый раз при сознательной или бессознательной смене ролей мы меняем и их символы – маски. Общаясь с одним человеком, я играю одну роль и надеваю ту маску, которая для этого требуется, с другим – роль и маска для нее иные. У кого-то такие перемены не вызывают затруднений. Возможно, вам доводилось встречать людей – на вечеринках, например, – умеющих менять маски с молниеносной быстротой. Наблюдать за человеком, умеющим вращаться в обществе, когда он переходит от одной группы к другой, все равно что наблюдать за великим актером, мгновенно входящим в новый образ. Иногда разница между масками почти не заметна, иногда различия настолько резки, что бросаются в глаза. Сменив маску, один и тот же человек внезапно предстает перед вами в новом образе: серьезного работника, шутника, влюбленного, циника или энтузиаста.

Некоторые маски мы надеваем сознательно: среди мало интересных нам людей улыбаемся, смеемся глупым анекдотам и притворяемся, что внимательно слушаем, когда наши мысли витают далеко; на похоронах делаем грустное лицо. Иногда, конечно же, маска отражает истинные, спонтанные переживания: мы можем смеяться от счастья и плакать, потому что у нас горе, – но даже в этом случае наши жесты и мимика, соответствующие моменту, не являются врожденными, а приобретаются в очень раннем возрасте путем подражания. Даже некоторые самые элементарные формы самовыражения – например, кивок в знак согласия – не универсальны, а приняты лишь в том или ином этносе. Коллекции масок у большинства людей просто поражают своим богатством: их тысячи!

Привычка носить маску дается нам с рождения. С самого раннего детства, задолго до того, как ребенок произносит первое слово, он учится кричать не от боли, а чтобы привлечь внимание родителей, улыбается, чтобы снискать чье-либо расположение, и вообще разыгрывает спектакли. Нас с детства приучают вежливо говорить с посторонними людьми, потому что это – часть человеческих отношений. Общественное давление заставляет нас держаться в рамках приличий. Мы не вправе ударить того, кто нам не нравится, но не можем позволить себе и изъявления любви к каждому, кто нам симпатичен, – опять-таки из-за светских условностей. Порой мы надеваем комическую или трагическую маску, маску скуки или безразличия, уверенности в себе или насмешки – все это маски, принятые в обществе.

Мы привыкли вести себя при общении друг с другом так, будто разыгрываем пьесу, зная свои роли назубок, при этом наши манеры служат нам такой же маскировкой, как и одежда. «Извините, пожалуйста», «Как поживаете?», «Желаю приятно провести время» – все эти слова – лишь навязанная нам окружением маска вежливости. Точно рассчитанный формальный поклон является непременным атрибутом социального поведения у японцев, тогда как в какой-нибудь другой национальной среде ту же роль выполняет похлопывание по спине.

Общество, как правило, заставляет людей казаться хуже, чем они есть на самом деле, хотя мы не всегда осознаем это. Порой мы демонизируем себя только для того, чтобы быть принятыми в определенном кругу. В милитаризированных кругах нужно казаться жестким, суровым и мужественным – только в этом случае тебя примут за своего; так называемый «высший свет» требует от человека быть остроумным, беспринципным и циничным. Ношение маски – это не только способ самоутверждения, но и необходимое условие для создания близких, интимных отношений. Много лет назад ко мне пришла накануне своей свадьбы молодая женщина с рядом вопросов, касавшихся брака. Незадолго до того она стала соблюдать еврейские традиции, но психологически и эмоционально принадлежала поколению шестидесятых. Мы говорили о том, какими она представляет себе свои отношения с мужем. Поскольку она прошла школу хиппи, ее идеал супружеской жизни был основан на полном доверии и открытости. Я сказал ей (хотя это может показаться не слишком похожим на совет раввина), что состоять в браке еще не значит, что вы постоянно находитесь в зале суда, где клянетесь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. (Нет, по правде говоря, это был настоящий совет раввина – см. Вавилонский Талмуд, «Йевамот», 65б ).

Нет необходимости выкладывать друг другу всю подноготную о себе, что-то можно и пропустить. Примерно через полгода я встретил ее супруга и понял, что она не вняла моему совету. Невооруженным глазом было видно, как он страдает. Она не только говорила ему все, что думает о нем в каждый конкретный момент, но и подробно рассказала о своем прошлом. Я понял, что бедный муж не вынесет столько правды.

Положительная сторона ношения маски состоит в том, что она служит защитой нашего внутреннего «Я», а иногда защищает от него окружающих. Мы вынуждены носить ее, чтобы поддерживать нормальное течение жизни общества, беречь других людей, а не вредить им. Ведь резкое, грубое и бесцеремонное слово вполне способно уничтожить человека. Одну и ту же мысль можно выразить в разговоре с ним и жестко, безапелляционно, и более мягко, щадя его чувства.

У маски очень много функций, и снимать ее опасно. Иногда маска, подобно одежде, прикрывает наготу; иногда она – щит, а иногда – массивные железные латы. Тело необходимо защищать как от перегревания или ожога, так и от сильного переохлаждения. Физическая и психологическая нагота имеют много общего: в обоих случаях и маска, и одежда дают преимущество для выживания. Это не ложь, а щит, броня, часть необходимых мер, которые человек вынужден принимать, чтобы не погибнуть.

Каждый носит маску, и все знают, что это не подлинное лицо человека. Совершаем ли мы, надевая ее, подлог, фальсификацию? Какие отношения связывают с ней человека? Маска обнажает и прячет одновременно. В каком-то смысле каждое слово – маска какой-либо идеи.

Между внутренним «Я» (если оно существует) и его личинами всегда сложные и запутанные отношения. Мы не безмозглые существа, мы обладаем сознанием и пользуемся масками по собственному выбору, который, однако, отражает нашу внутреннюю сущность. Всякий раз, когда человек надевает маску, – сознательно или бессознательно, – она никогда не бывает полностью чужда ему и неизбежно отражает хотя бы часть правды о его подлинном «Я».

Мы надеваем маску как нечто обращенное ко внешнему миру, однако выбор ее – следствие внутренних процессов, их результат, даже если мы думаем, что при этом подражаем кому-либо. Избранный человеком образ, в котором он хочет предстать перед окружающими, не менее важен для понимания его личности, чем исследование внутреннего мира. Так как наши личины являются следствием перманентных изменений, связанных с возрастом, статусом, требованиями общества, то у нас не существует избранного раз и навсегда, фиксированного облика – наша маска эволюционирует вместе с нами. Где кончается оболочка и начинается сущность? Панцирь черепахи – ее дом? Убежище? Можно ли представить себе черепаху без панциря? Конечно, между ней и человеком огромная разница: черепаха не может менять панцирь по своему желанию. Человек – существо более сложное, и поэтому способен менять и действительно меняет свои маски. Однако мы создаем образ, а он, в свою очередь, влияет на формирование личности. В художественной литературе немало произведений на тему о том, как человек, проносивший маску достаточно долгое время, не может ее снять, а если и снимает, то обнаруживает, что его лицо без маски сохранило с ней сходство, хотя он больше и не хочет ее носить.

Если возможна смена образа, то должно существовать и истинное «Я», которое это делает. А есть ли оно вообще, можно ли полностью избавиться от маски? Человека нельзя увидеть без нее даже в его спальне. Он всегда играет какую-либо роль – и находясь среди хорошо одетых людей, и лежа голым под одеялом, – хотя, конечно, речь идет о совершенно разных ролях. Маска будет иной, но все равно останется таковой. Кажется, нам никогда не удастся до конца избавиться от личин.

Во многих культурах существует страх перед физическим обнажением, но еще больший страх вызывает обнаженность духовная. Мы чувствуем, что внутри нас много плохого, способного вызвать у других отвращение, раздражение или смех. Поэтому мы продолжаем играть роли, опасаясь выйти из образа и обнажить то, что скрывается внутри. Годы жизни и учебы добавляют новые слои к защитной оболочке нашего существования. Их можно снимать один за другим, как слои луковицы, но что останется в конце концов? Нас пугает мысль о том, что все наше существо напоминает луковицу и если снять с него слой за слоем, то в результате ничего не останется.

С другой стороны, мы стремимся раздеться. Воин, возвращающийся с поля брани, хочет снять доспехи, бизнесмен, оказавшись дома, – сбросить пиджак и галстук. Точно так же нас утомляет множество покровов вежливости или респектабельности, у нас может появиться стремление обнажить то, что скрыто под ними. Мы надеемся, что оголившись, обретем легкость, свободу, даже счастье. Порой нам кажется, что если бы мы были способны сбросить маски образованности или интеллигентности, то обнаружили бы под ними нашу внутреннюю суть. Это ощущение основано на предположении, что простые люди являются более правдивыми, подлинными, настоящими, безыскусными. Так ли это? «Голый» человек, первобытный человек, человек без маски – честнее ли он и естественнее ли, чем в маске? Является ли она навязанной или так же натуральна, как и известные только нам самим аспекты личности? Правильно ли считать голого человека более естественным, чем хорошо одетого джентльмена? «Настоящий Адам» – голый или одетый?

Так что же происходит, когда люди снимают «одежду» и высказывают то, что думают? Давайте выразим ту же мысль по-другому, чтобы она выглядела более живописно. Предположим, я говорю кому-то: «Я хочу увидеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Раздевайся!» Человек раздевается, остается совершенно голым. Тогда я говорю: «Нет, этого мало. Ты все еще одет. Сними всю плоть. Надо дойти до самой глубинной сути. До костей». Неужели скелет подлинней, чем человеческое тело с плотью и кровью? Это ли суть человека? Разве так лучше видно «настоящую личность»?

Но действительно ли человек, подвергающийся психоанализу, познает истинного себя? Снимание всех слоев, одного за другим, открывает вовсе не «подлинную» сущность личности, а всего лишь иную ее грань. Все это – частичная реальность. Маленький ребенок, научившись снимать одежду с куклы, начнет раздевать всех кукол, какие попадутся ему под руку. Затем он попытается раздеть собаку. Возможно, дети обладают истинно научным любопытством: они хотят видеть правду, знать, что находится внутри каждой вещи.

Что стоит за этой метафорой? В чем истинная сущность человека? Разве одеяния, которые мы носим, став взрослыми, хуже данных нам от рождения? Если лишить человека всего приобретенного им в течение жизни и оставить только исходно присущее ему, он не станет от этого чище. Чистая духовная сущность личности принадлежит другому миру; это не все его внутреннее «Я». Личность носит комбинированный характер и включает в себя плоть, кровь, чувства, разум, темперамент, душу и… маски.

Истинного «Я», скорее всего, не существует. Его поиск состоит не в том, чтобы ответить на вопрос, возможно ли обнажиться полностью, и не в том, выявляет ли такое обнажение подлинную правду. Главное – понять, можно ли считать подобное срывание покровов достижением. То обнаженное существо, что предстанет перед нами, – лучше ли оно прежнего человека? Или же наоборот: измененный, цивилизованный, подтянутый человек выше по своему уровню?

Приведу историю о встрече между раби Акивой и римским правителем Палестины Тиннеем Руфусом (которого иудеи прозвали тираном Руфусом), иллюстрирующую этот запутанный вопрос. Между ними состоялся философский диспут, который был связан, с одной стороны, с духовным крахом язычества в самом Риме, а с другой – с политическими трениями между еврейским населением и римскими правителями. (Это произошло примерно в 130 году н. э., перед восстанием Бар Кохбы против римлян. Раби Акива был одним из величайших мыслителей своего времени, да, в общем-то, и всех времен. Тинней Руфус не одержал победу в этом споре; он завершил его позже, попросту приказав казнить своего оппонента ).

Римлянин спросил раби Акиву: «Что выше – природа или то, что с ней делают люди?» Раби Акива ответил, не задумываясь: «Выше то, что делают люди». Римлянин задал следующий вопрос: «Может ли человек создать небо и землю?» «Нет, – сказал Акива, – мы не можем создать небо и землю, но то, что люди умеют делать, у них получается лучше. Взгляни, с одной стороны, на стебелек льна, а с другой, – на ткань, сделанную из него; взгляни на ворох пшеницы и на каравай хлеба. Какое из этих творений выше?» Не найдя ответа, римлянин спросил: «Скажи мне, почему ты обрезан?» Тинней Руфус хотел доказать, что природа более совершенна, чем творения рук человеческих, тем самым опровергая одно из основных положений иудаизма, которое гласит, что человек – соучастник в деле Творения, он несет ответственность за этот мир и обязан преобразовывать его, делая лучше. Раби Акива не дал ему развить эту мысль. Он не собирался шутить, и его слова не были тактической уловкой. Из позиции, представленной раби Акивой, следуют далеко идущие выводы. Природный, естественный объект не обязательно является более высоким или совершенным. Человек, который одет, а следовательно, более приспособлен, переходит на другой, более высокий уровень совершенства.

Библейская заповедь в отношении священнослужителей гласит: «И сделай им нижнее платье льняное, чтобы прикрывать наготу, от талии до колен» («Исход», 28:42). Эта заповедь не призвана приучить священнослужителей к скромности, дабы никто не мог увидеть интимные части их тела обнаженными (они носили длинные рубахи до самых щиколоток). Она, по всей видимости, преследует иную цель: скрыть наготу священников от них самих.

Это платье имеет символическое значение и необходимо для проведения некоторых ритуалов, однако оно имеет и психологический смысл. У каждого человека есть то, что лучше скрывать от всех, и от себя в том числе. Желание обнажить сокрытое не всегда похвально. Одежда не помогает нам избавиться от своих секретов, а только прячет их. Постоянно обращаясь к ним и выставляя на всеобщее обозрение, можно причинить себе сильный вред. В личности каждого человека есть негативные аспекты, которые следует подавлять и прятать поглубже, чтобы не возник соблазн развивать их и даже сделать доминирующими. В каждом из нас скрыта порочность, чего мы зачастую даже не осознаем. До тех пор, пока зло спрятано, человек еще может как-то бороться с ним, но когда оно обнажено, хрупкое равновесие его «Я» нарушается и зло становится опаснее, чем тогда, когда оно пребывало в латентном состоянии. Французский философ Монтень писал, что если бы людей наказывали за их мысли, то каждый заслуживал бы повешение по нескольку раз на дню.

Такое подавление можно рассматривать не только как защитный механизм против посторонних – он защищает людей и от них самих.

Есть такое арамейское выражение: «То, что сердце не открывает рту» . Точно так же существуют вещи, которых сердце не открывает даже самому себе. Лишь исключительные люди могут без дрожи заглянуть в бездну своей души. Вглядываться в нее – все равно что пробивать корку запекшейся лавы в кратере: раскаленная масса может вырваться наружу и испепелить все вокруг.

Таким образом, маска целомудрия – не что иное, как средство самозащиты. Снимать ее следует с большими предосторожностями и как можно реже. «Лукавее всего сердце человеческое и крайне испорчено; кто познает его?» – сказал пророк Иеремия (17:9). Б-г, естественно, знает об этом; некоторые из людей подозревают, что это так, но удобней находиться в неведении. Прикрытие – не обман, а скорее способ сдерживания и контроля. Все в человеке должно находиться во взаимодействии друг с другом, ему следует разумно использовать то, чем он обладает, но прежде всего надо держать своих внутренних хищников в клетке.

На одном из диспутов о милосердии мудрецы говорили о тех, кто притворяется нуждающимся в пожертвованиях, а на самом деле может обойтись без них . Они утверждали, что человек, прикинувшийся хромым и просящий на основании этого милостыню, не умрет до тех пор, пока не охромеет на самом деле, а того, кто притворялся больным, сведет в могилу та самая болезнь, которую он симулировал. Маска станет реальностью. Маска оказывает очень большое влияние на человека, даже против его воли. Один из участников этого диспута сказал: «Так бывает с тем, кто прикидывается хромым. А что тогда ждет того, кто притворится святым?» Ответ такой же: он не умрет, пока не станет святым. И это действительно наказание, потому что жизнь святого неизмеримо тяжелее жизни святоши. Но это и награда – за то, что человек надел именно такую маску.

Мидраш говорит, что на горе Синай Г-сподь появлялся перед каждым в том обличии, в каком Он представлялся до этого человеку . По еврейским понятиям, лидер – это человек, способный найти индивидуальный подход к каждому. Может быть, это дар Б-жий: уметь появляться перед человеком таким, каким он хочет тебя видеть.

Вероятно, коренной вопрос заключается не в том, может ли человек обнажаться, и не в том, надо ли ему это делать, а в том, какую маску ему нужно носить. Каким способом мне следует принарядить свою личность, чтобы она выглядела наиболее возвышенной? Человек и его маска, природа и артефакт, рука и инструмент – все это взаимосвязано. Человеческая природа уникальна: нам дарована способность самим выбирать себе маску – демона или ангела.

Примечания

«Коѓелет раба», 12:9, «Мидраш теѓилим», псалом 9.
Мишна, «Пеа», 8:9.
«Шмот раба», 5:9.

Почему мы носим маски в жизни и что скрываем под ними. Какими психологическими масками люди прикрывают свое истинное лицо чаще всего. Как сорвать «личину» с собеседника.

Почему люди надевают маски


В действительности большинство из нас постоянно живет «в роли», не снимая маску даже дома. При этом не обязательно используется только одна маска - зачастую она меняется в зависимости от места применения (работа, дом, компания друзей и т.д.) и обстоятельств. Но у всех их есть одно общее - они надеваются по какой-либо причине.

Основные причины жизни под маской:

  • Обстоятельства . Для многих людей маски в жизни помогают «влиться» в среду обитания или соответствовать ей. К примеру, на работе человек примеряет на себя маску строгого начальника или исполнительного и дисциплинированного работника, что дает ему все шансы для успеха на этом поприще. Дома маска прекрасного работника сменяется на маску любящей жены и мамы или заботливого мужа и отца. Здесь она является залогом домашнего уюта и тепла. Также и взрослые, и дети нередко используют такой прием для получения желаемого.
  • Критические ситуации . Не так редко приходится примерять на себя роль сильного и непоколебимого человека, когда случаются неприятности или в ход дел вмешиваются непредвиденные ситуации. То есть, как говорят, приходится носить хорошую мину при плохой игре. Она помогает скрыть свои чувства от других, пережить горе самому и поддержать тех, кому необходима помощь и вера.
  • Преодоление страхов . Есть люди, которые используют маски, чтобы скрыть свои психологические комплексы и страхи.
  • Социальные приоритеты . Изображать из себя кого-то другого могут заставлять и навязанные окружением приоритеты - родителями, друзьями, коллегами, масс-медиа и соцсетями. Это может быть маска лидера, отличника, труженика, паиньки, «няшки» и, наоборот, оторвы, протестанта, пофигиста и прожигателя жизни.
  • Желание понравиться . Еще одна причина, почему люди надевают маски. В этом случае под маской скрываются недостатки, а напоказ выставляются достоинства. Причем не всегда истинные. То есть здесь личина выполняет функцию приманки - во время знакомства, приема на работу, в новом коллективе или новой компании и т.д.
  • Стремление быть лучше, чем есть на самом деле . Несмотря на то, что современный мир ломает стереотипы, все же в обществе еще приветствуются воспитанность, гуманность, порядочность и сочувствие. Поэтому большинство из нас если не обладает такими качествами (от природы или в силу воспитания), то старается показать, что они у него есть при помощи соответствующей маски.

Важно! Какой бы ни была причина надевания психологической маски, она, как и маскарадная, скрывает истинное лицо своего носителя. Это мешает увидеть сущность человека не только окружающим, но и ему самому.

Разновидности масок в жизни людей

Поскольку наша жизнь - это непрерывающийся поток перемен и изменений, мы вынуждены всячески подстраиваться под нее. В том числе и с помощью психологических масок. Поэтому практически у каждого человека есть свой набор личин для определенной ситуации. Большинство их них имеет много общего, поэтому их можно условно разделить на несколько видов.

Основные маски в жизни людей


К основным или базовым психологическим маскам относятся маски с глубинной основой. Зачастую у человека она одна, и уже на нее накладываются более поверхностные и разнообразные образы.

К таким основным человеческим маскам относятся:

  1. . Такая маска формируется в результате перенесенной однажды сильной психотравмы: потери близкого человека, насилия физического или психологического характера, унижения, утраты статуса, отвержения, крушения идеалов, катастрофы или несчастного случая. Такое потрясение затрагивает не только душу человека, но и тело - она формирует определенные «зажимы» и ограничения, в том числе на лице. Они остаются с нами до конца жизни - новые эмоциональные выражения только корректируют основную маску, но не перекрывают ее полностью. Примечательно, что мы сами можем не замечать таких изменений в выражении нашего лица при том, что окружающим они будут видны явственно. Отсюда и появляются такие визуальные несостыковки, как строгий начальник с лицом обиженного ребенка или веселая хохотушка с грустными глазами. Характерной чертой таких травматических масок является то, что они отражают не только переживания, которые мы испытали в момент психотравмы, но и возраст, когда это случилось. Поэтому люди, которые перенесли стрессовую ситуацию в детстве, сохраняют детские черты лица до самой старости.
  2. Маска основного отношения к жизни . В отличие от маски психотравмы она формируется постепенно, в течение всей жизни. В ее основу закладываются наши базовые понятия о жизни и своей роли в ней, наш образ мыслей и действий, наши ожидания от самого себя и от окружающих. С возрастом и учетом накопленного опыта некоторые приоритеты могут меняться, но основные жизненные принципы все же остаются нерушимыми. Так и маска основного отношения к жизни в процессе самой жизни может видоизменяться, обрастая новыми впечатлениями и эмоциями, но основа ее остается неизменной. Поэтому оптимисты будут стараться «сохранить лицо» в любой ситуации, пессимисты не смогут скрыть свою грусть даже под самой убедительной маской радости. Точно так же как гордецы не прикроют свое надменное отношение к окружающим и под самым благостным выражением лица, а у трусов их слабодушие будет заметно даже под маской наглости.
  3. Профессиональные маски . Такие видоизменения являются результатом профессиональной деятельности, которая вынуждает нас играть по определенным правилам - соответствовать образу определенной профессии или должности. Таким образом, новые черты настолько «прирастают» к нашему лицу, что не снимаются с него даже дома. Так, домочадцам и близким людей, которые четко вошли в образ военного, врача, учителя, руководителя, очень хорошо знакомы все нюансы такой профессиональной деформации. Поскольку этот образ уже не дает возможности проявиться истинным чувствам и отношениям.
  4. Заимствованные маски . Такие изменения в чертах лица формируются в процессе общения со значимыми для нас людьми. То есть такие маски в жизни людей появляются в результате подражания. В детстве мы копируем своих родителей, а в подростковом возрасте - кумиров из экранов телевизоров, страниц глянцевых журналов, а теперь еще и из соцсетей. В период взросления и зрелости мы продолжаем подражать и менять себя, беря в пример тех же родителей, более успешных друзей и знакомых, начальников и сотрудников. Многие находят пример для подражания среди медиа-персон - политиков, бизнесменов и звезд шоу-бизнеса.

Важно! «Подхватить» маску успеха и уверенности в своих силах можно при общении с успешными людьми, а маску счастливого в браке - общаясь со счастливыми парами. И в этом случае подражание пойдет только на пользу.

Дополнительные психологические маски


Дополнительные маски появляются в результате новых эмоций и обстоятельств, которые возникают в течение нашей жизни. Эти маски наслаиваются на базовую психологическую маску и несут разную эмоциональную и мотивационную нагрузку.

К таким дополнительным или вспомогательным психологическим жизненным маскам относятся:

  • «Хороший человек» . Этот образ чаще всего применяется человеком, который очень стремится быть таковым. То есть у него есть «нехорошие» качества (склонность к воровству, насилию, вранью, склочности, зависти, агрессивности и т.п.), которые он подавляет усилием воли. Поэтому легко может сменить амплуа, только перестанет контролировать себя - наедине с собой, при общении с близкими или в критической ситуации. Такой человек всегда серьезен и жаждет признания его добродетельной маски. Он прекрасно знает все общественно принятые принципы морали, имеет хорошие ораторские способности и любит поучать. Поэтому предпочитает публичную деятельность и профессии, связанные с общением, обучением, религией.
  • «Вечно несчастный» . Такую маску выбирают энергетически слабые люди, которые предпочитают пассивное восприятие мира и образ жертвы. У них всегда есть обоснование своим неудачам, причем не всегда реальное. Постоянно жалея себя, они потакают своим слабостям и привычкам, стараясь вызвать жалость и сострадание к себе у других. Примечательно, что такая жизненная позиция помогает «вечно несчастным» вполне комфортно существовать за счет жалостливого отношения других. Во-первых, они подпитываются энергией от сострадающего, во-вторых, могут добиваться определенных корыстных целей.
  • «Беспомощный» . Образ во многом схож с маской «вечно несчастного», только здесь преобладает позиция «не смогу», «не получится», «не умею», «не понимаю», «слишком сложно для меня» и т.д. Цель одевания такой маски - переложить свой груз (работы, ответственности, решения проблем) на чужие плечи.
  • «Сухарь» или «циник» . Сделать вид, что ничто в этом мире не способно тронуть ваше сердце - хороший способ закрыться от реальности. Здесь в основе лежат страх и внутренняя боязнь мира и всего, что в нем происходит. В результате человек выстраивает вокруг себя каменную стену безразличия и нечувствительности с целью защититься от окружающего мира.
  • «Секси» . Такой образ используется представителями обоих полов, но все же более активно его эксплуатируют мужчины. В корне такой маски лежит подсознательная необходимость самоутверждения перед другими и самим собой. Часто покрывает незрелость своего хозяина, одиночество и зависимость от мнения других. Такие люди очень активны, общительны и имеют большой опыт близкого общения с противоположным полом. Однако победы на сексуальном фронте приносят кратковременную радость, поэтому они постоянно находятся в поиске новых увлечений.
  • «Властелин мира» . Маску сильного и уверенного в себе человека часто носят люди, которым нужно соответствовать своему статусу или руководящей должности. Нередко ее вынуждены надевать женщины, вышедшие замуж за слабовольных мужчин, или рано повзрослевшие дети, вынужденные с детства заботиться о себе или своей семье.
  • «Неудачник» . С такой маской ходят люди, которые покладистостью и доброжелательностью прикрывают свою пассивность и безволие. Они смиряются с тем, что их слабохарактерность не дала достичь в жизни чего-то большего, и довольствуются тем, что есть. Они компанейские, душевные, но постоянно испытывают чувство вины за свою несостоятельность, поэтому часто становятся алкоголиками.
  • «Всех жалеющий» . Отличить такого человека от действительно переживающего по своей натуре человека можно по нескольким признакам. Во-первых, человек в маске жалеющего либо ограничивается только словами, либо и помогает, но только с корыстной целью. Поэтому он или оказывает помощь с задней мыслью, что это зачтется, и кто-то когда-то тоже поможет ему в трудный момент, или помогает только важным и нужным людям. Во-вторых, «жалеющий» занимается самолюбованием, наслаждаясь своей «тонкой» организацией души.
  • «Весельчак» . Часто жизнь под маской общительного оптимиста эксплуатируют одинокие, неуверенные в своей значимости люди. Свой страх оказаться ненужным, невостребованным заставляет «весельчаков» постоянно находиться в обществе, а в идеале - в его центре. Они обзаводятся массой друзей и знакомых, любят шумные вечеринки, часто приглашают гостей и сами ходят в гости. Даже оставаясь в одиночестве, они заполняют свободное время общением - по телефону, в социальных сетях или в скайпе. Такая гиперобщительность помогает избежать возможности остаться наедине с самим собой, своими грустными и мрачными мыслями. Люди с маской «весельчака» живут чужими жизнями, убегая от своей.
  • «Серая мышь» . Такой стиль поведения выбирают люди замкнутые, с глубоким чувством одиночества. Свои комплексы они старательно прячут под образом «золотой середины», предпочитая слиться с толпой, чтобы не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. То есть привлекать к себе внимание.
  • «Дурочка» или «дурачок» . Конечно, «включают дуру» чаще женщины, но и среди представителей сильного пола немало пользователей такого образа. Цель его использования - сугубо меркантильная. К примеру, избежать наказания или порицания, получить помощь, информацию или материальную выгоду. Механизм получения результата простой - возвысить другого человека за счет признания себя глупым (бедным, несчастным, нерасторопным и т.д.).
  • «Знающий жизнь» . В красках такой личины смешиваются циник, скептик и консерватор. Ее примеряют на себя люди, которые считают, что все повидали, все узнали и все умеют. Они недоверчивы, «просчитаны» и категоричны. В их жизни нет места чуду, а единственное правильное мнение - их собственное. Цель такого «маскарада» - вознести себя и свою значимость в глазах окружающих.
  • «Рубаха-парень» или «милашка» . Образ бесхитростного, коммуникабельного, доброжелательного, обаятельного человека принимают и мужчины, и женщины с целью достичь определенных целей (привлечь внимание, втереться в доверие, получить выгоду).
Любая из вышеперечисленных психологических масок - это прежде всего маска, которая скрывает истинные чувства, страхи, желания. Поэтому нужно помнить, что она постоянно находится в противостоянии с внутренним миром. Чем больше масок и дольше время их ношения, тем глубже внутренний дисбаланс. Это только усугубляет проблему и может привести к нервным срывам или даже суициду.

Как снять маску с человека


Если подытожить, большинство масок в жизни людей призвано выполнять три функции. Первая - скрыть страхи и комплексы, вторая - достичь меркантильных целей, третья - самоутвердиться за счет других. Исходя из этого, есть три способа снять с человека маску и увидеть его истинную природу.

Основные способы, как снять психологическую маску с человека:

  1. Маски, скрывающие глубинные страхи и комплексы . Самый лучший способ увидеть истинное лицо человека, защищающегося от мира, - тепло, заинтересованность и доверие в общении. Если искренне убедить такого «инкогнито» в том, что он вам интересен со всеми его «потрохами» и «тараканами», его маска «поплывет» как восковая. Но здесь нужно соблюдать такт и большую осторожность: если он заподозрит хоть какой-то подвох (неискренность, иронию), маска станет еще жестче.
  2. Маски с меркантильным назначением . Людей, которые пытаются выглядеть лучше или произвести впечатление только для того, чтобы получить от этого выгоду, вывести на чистую воду довольно легко. Для этого просто не дайте им желаемое - и вы увидите преображение. Чтобы получить свое, такой человек старается казаться лучше, прикладывая к этому усилия. Теперь же, когда необходимость «напрягаться» отпала, он снимет маску.
  3. Маски для самоутверждения . Самые прочные психологические маски, снять которые могут только специалисты или критические происшествия, заставляющие переосмыслить свою жизнь. Иногда вскрыть «личину» помогает определенная жизненная ситуация, способная вывести носящего маску настолько, что он полностью потеряет самообладание.
Помочь растопить маску могут вопросы, которые заставят собеседника вспоминать о чем-то приятном и хорошем. Также увидеть истинное лицо можно, если во время общения задавать уточняющие вопросы - как, почему, из-за чего. Они выбивают из привычного образа мыслей и заставляют задуматься. Именно в этот момент и слетает маска. Неплохо срывает маски и алкоголь.

Что такое маски в жизни людей - смотрите на видео:


В нашем мире, полном условностей и стереотипов, очень сложно оставаться самим собой. Поэтому образы-маски становятся частью нашей жизни, помогая нам адаптироваться к среде обитания, влиться в нее и даже в чем-то преуспеть. Главное, играя в этом крупномасштабном спектакле, не потерять себя окончательно.

Все мы по разным причинам носим маски. Некоторые маски мы надеваем потому то, что это то, кем мы действительно хотим быть. Некоторые мы носим, потому что не можем принять скрываемого под ними или потому что кому-то нужно видеть нас такими. И некоторые маски мы носим для того что бы остаться в тени, но в ношении масок один недостаток: они в любой момент могут быть сорваны…

«Чего хотят женщины?», - рано или поздно этим вопросом задается каждый мужчина, и каждый теряется в догадках. Пытается разгадать сложную головоломку непростой женской логики, особенно если неподалеку находится интересный объект. С этого момента и начинается игра в маски. Иногда она захватывает, становится настолько легкой, что ты уже и сам не знаешь где реальность, а где фантазия. Но игра может быть и сложной, заставляя тебя периодически переступать через себя, вгоняя в уныние и депрессию. В любом случае это лишь игра, и со временем от нее устают все…Многие наивно полагают, что притворства и маски, это лишь женская привилегия. Не хочу никого разочаровывать, но и мужчины нередко используют подобные средства для покорения девичьих сердец. Порой, их маски очевидны до смешного, но женщины верят в сказки и готовы обманываться в надежде, что встретили своего прекрасного «принца».

Вы в поисках хорошего психолога-психотерапевта? Посетите страницу моего психологического кабинета. « » Я постараюсь Вам помочь!

У всех девушек разные идеалы, но в глобальном плане, критерии оценки довольно схожи. Как правило, представительницы прекрасной половины человечества желают видеть рядом с собой сильного мужчину, который уверен в себе, благороден, щедр, деликатен, нежен, и способен на красивые поступки. Что ж, умный мужчина постарается быть именно таким: он подаст пальто на выходе, откроет двери перед своей дамой, поухаживает за ней, будет любезен и галантен. Любая представительница женского пола не сможет не оценить такого трепетного обращения к себе, и лед в ее сердце потихоньку начнет таять. Но, как только «крепость» завоевана, наружная «мишура» исчезает. Звонков становится меньше, цветы дарятся все реже, да и вместо ресторанов, мужчина предлагает остаться дома и посмотреть телевизор.

К сожалению, подобные перемены не могут не расстраивать женщину, ведь хочется вечную сказку, постоянного «букетно-конфетного» периода, и «принца», всегда одетого с «иголочки». Но, если сначала мы видим лишь оболочку человека, то со временем, когда маска немого надоедает, нам удается разглядеть и его «внутренности», открыв массу новых, не менее приятных качеств. Вполне возможно, что все то новое, что вы увидите, с лихвой перекроет изначальное мнение о человеке, как в хорошем смысле, так и не очень.

Помимо маски «принца» существует еще и маска «меланхолика». Эта будет много переживший, уставший от тяжелых испытаний судьбы, разуверившийся в собственных силах мужчина. Скорей всего, за этой маской скрывается человек, который очень боится быть неинтересным и легко доступным, вот он и придумал себе образ некого мученика, для которого женщина, в прямом смысле, может стать «спасательным кругом». С одной стороны подобный тип - некое разнообразие, но все хорошо в меру. Вряд ли найдется девушка, которая готова постоянно выступать в роли «жилетки», решать проблемы своего мужчины, и вытаскивать его из депрессии. Рано или поздно, она и сама захочет найти «сильное плечо», на которое можно опереться. Представьте, какое разочарование она испытает, когда узнает, что ее любимый «мученик» и сам в состоянии помыть чашку, пропылесосить ковры, и мир при этом не рушится.

Не абы какой популярностью среди сильного пола пользуется маска романтика. Если прекрасная незнакомка запала такому юноши в душу, то уж поверьте, он сделает все, но добьется ее. Будут и миллион алых роз, и серенады под окнами, и ужин при свечах, и спонтанные подарки. Но такой идеальный спутник жизни задержится с вами ровно на столько, на сколько хватит его романтических задумок. Как правило, запас ограничен и как только он иссякнет, он найдет новую жертву и игра начнется снова. Ведь подобные мужчины не влюбляются в вас, им лишь нравятся те эмоции, которые они же вам и дарят. Если же «маскировщик» все же предпочтет остаться с вами, то не расстраивайтесь, если в одно прекрасное утро вы не обнаружите букета роз или завтрака на вашей тумбочке, это не означает, что жизнь закончилась, это лишь свидетельствует - что маска сорвана и вам предстоит познакомиться с новым человеком.

Еще одна мужская маска - мачо-искуситель. Он будет немногословен, но не забудет лишний раз намекнуть на свою мужскую силу и подчеркнуть физические достоинства. С одной стороны, почему бы и нет, если он действительно так хорош, то надо пользоваться пока есть возможность, но с другой стороны, что-то останавливает. Ведь интуиция правильно подсказывает: настоящий мачо не будет выпячивать свое нутро наружу, и рассказывать какой же он классный любовник направо и налево, он скорее докажет это на деле. Поэтому стоит задуматься, а не окажется ли ваш «псевдо-мачо», обиженным мальчиком, которому попросту нужны свободные уши чтобы рассказать о всех бедах, выпавших на его нелегкую долю.

Многие согласятся, что самая отталкивающая маска у мужчин - это маска грубого мужлана, который отпускает пошлые и довольно обидные шуточки, а периодически и откровенно хамит. Подобное поведение рассчитано на то, что бы ввести понравившийся объект в ступор от неприкрытого цинизма и агрессии, после чего жертва становится более доступной и сдается без боя. Несмотря на культурный прогресс, подобная манера поведения все еще встречается среди мужчин. Ее представители идут в разрез от стандартной схемы, если обычно человек показывает свои лучшие стороны и качества, то в данном случае, пытается продемонстрировать все самые мерзкие и отвратительные черты характера, по принципу: «Если ты полюбишь меня вот таким чудовищем - то и в роли принца я тебе тоже буду мил!». Но не у любой девушки хватит сил докопаться до светлой и чистой стороны своего избранника, многие уйдут даже не пытаясь выяснить, а есть ли она у него вообще.

Разобрав каждую маску, невольно задаешься вопросом, а зачем они вообще нужны. Ведь никто не сможет носить ее вечно. Рано или поздно ты оступишься, открыв свое истинное лицо. И не факт, что твоя так называемая «половинка» будет в восторге от тебя настоящего. Так может быть не стоит тратить ни свое, ни ее время, играя в поддавки, а заняться поиском той самой, которая тоже любит картинг, а не балет, и с удовольствием останется дома вместо похода на светское мероприятие.

В прошлом году я уже писала статью " ". Мы действительно не знаем всех мыслей другого человека. Сегодня решила продолжить тему только с другой стороны...
Все мы носим разные маски. Мы носим их перед своими коллегами, руководителями, подчиненными. Мы носим их перед своей семьей, своим партнером. Снимаем их только перед самим собой и то не всегда.

Так зачем нам маски?

Чаще нам приходится надевать маски из-за общества. Ведь в зависимости от места, в котором мы живем, и того, чем мы занимаемся в жизни, нам приходится играть различные роли. Мы можем принимать роль ребенка, ученика, сотрудника, работодателя, учителя, наставника, мужа, друга и много других. Например, если на работе вы строгий начальник, приходя домой, при ходится перестраиваться, чтобы не вести себя так же с родными. Или если ты ребенок, то с родителями ты ведешь себя по-одному, а с друзьями совсем по-другому.

Также люди стремятся быть лучше, чем есть на самом деле, поэтому они надевают маски, когда знакомятся с новыми людьми или встречаются с друзьями. Скорее всего м ы боимся, что, когда мы покажем нас настоящих, мы можем им не понравится, быть ими отвергнуты. Мы стараемся вписаться в окружение, стать частью общества.

Однако, чаще всего маски помогают нам скрывать наше состояние души, настроение и мысли. Мы не хотим грузить родных нашими проблемами и переживаниями, не хотим рассказывать всем о нашей депрессии, о разочаровании в жизни, о наших страхах. Многие люди все-равно не поймут всего этого. Вообще очень сложно понять другого человека, если не испытываешь те же эмоции, что и он. А в большинстве случаев, у других людей есть свои проблемы и заботы, поэтому у них нет сил и возможности слушать еще и нас.

Никто не знает, что человек чувствует в действительности, он может улыбаться и веселиться, когда встречается с друзьями или с семьей. Он может шутить и на все вопросы отвечать, что все шикарно. Но честный он бывает только наедине с собой. Знаете, это как одежда.. Приходишь домой, разуваешься, переодеваешься и.. снимаешь маску. Только дома человек может рассказать близким о переживаниях, о проблемах, и то не всегда, а ночью, когда остается один, он может смотреть в окно и плакать. Поводов для грусти может быть достаточно: безответная любовь, в школе достают или потеря близких...


Все мы носим различные маски. Мы все ведем себя по-разному в зависимости от обстоятельств и окружения. Мы играем разные социальные роли и притворяемся. Но самое страшное тут не снимать маску перед собой. Смотреться в зеркало и обманывать себя. Это значит ты потерял себя настоящего... Поэтому не стесняйтесь себя, будьте откровенными с самим собой и с близкими людьми. Будьте настоящими. Удачи!

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....