По способу образования группы делятся на. Классификация согласных по месту образования

Классификация согласных по способу образования предполагает учёт характера преграды, способа её преодоления и времени артикуляции. В зависимости от этого согласные делятся на четыре группы:

1) смычные, взрывные, мгновенные, при образовании которых в ротовой полости появляется преграда в виде смычки (смычные), которая взрывается воздушной струей (взрывные), что происходит мгновенно (мгновенные) - [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [к], [(г’)] [(к’)];

2) щелевые, фрикативные, длительные, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде щели (щелевые), при прохождении через которую воздушная струя образует трение, фрикацию (фрикативные), что происходит в течение более длительного, по сравнению со смычными, времени (длительные) - [в], [в’], [ф], [ф’], [з], [з’], [с], [с’], [ж], [ш], [ж’], [ш’], [х], [(х’)] ,[(γ)], [ј], [(i)];

3) смычно-щелевые, аффрикаты, при образовании которых в ротовой полости возникает преграда в виде смычки, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, а переходит в щель, образуя сложную, слитную, но единую артикуляцию - [ц], [(дз)], [ч’], [(дж’)];

4) смычно-проходные, при образовании которых в ротовой полости возникает смычка, которая не взрывается воздушной струей, как у смычных, не переходит в щель, как у смычно-шелевых, аффрикат; воздушная струя обходит смычку через нос, образуя носовые - [н], [н’], [м], [м’], но боковым сторонам языка, образуя боковые, ротовые - [л], [л’], или производит дрожание, вибрацию, кончика языка, образуя дрожащие, вибранты - [р], [р’].

По месту образования согласные классифицируются в зависимости от активных органов (нижняя губа и язык) и пассивных органов (верхняя губа, зубы и нёбо). Некоторое расхождение в классификациях в учебной литературе связано с тем, активным или пас-сивным органам отдается предпочтение. Так, например, переднеязычные называются пе-редненёбными зубными или нёбно-зубными, среднеязычные-средненёбными, заднея-зычные-задненёбными.

По-разному решается вопрос о принадлежности [г’], [к’], [х’] к заднеязычным, как и [г], [к], [х], или к среднеязычным, в отличие от последних. Наилучшей из существующих классификаций можно считать классификацию Р.И. Авансесова, согласно которой по активному органу согласные делятся на губные и язычные, при этом в зависимости от того, какая часть языка артикулирует, язычные подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные; по пассивному органу губные делятся на губно-губные и губно-зубные, а переднеязычные - на зубные и нёбно-зубные.

Примечание. В данной таблице не учтены сонорные с частичной утратой голоса, которые произносятся в конце слова после глухого согласного, например [п’о’тр], в начале слова перед глухим согласным, например [рта’], и в некоторых других позициях.

По наличию-отсутствию голоса согласные делятся на звонкие и глухие. Такое деление, но классификации Р.И. Аванесова, касается как шумных, так и сонорных согласных, которые в конце слова после глухих могут утрачивать голос, например, [д] - шумный, звонкий, [т] -шумный, глухой; [л] - сонорный, звонкий, [л] - сонорный, глухой.

В позициях озвончения вместо [ц], [ч’], [х] произносятся [дз], [дж’], [γ]. Кроме указанных позиций, [γ] может употребляться вместо [г] в отдельных церковнославянских но происхождению словах (Бог, Господь и др.); при оглушении в них произносится [х]. Но и в этих словах [г] и [к] взрывные вытесняют [γ] и [х] фрикативные.


По наличию-отсутствию дополнительной среднеязычной, йотовой артикуляции, палатализации согласные делятся на мягкие, имеющие, кроме основной, дополнительную, йотовую артикуляцию, и твердые, не имеющие этой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что краткие шипящие [ж], [ш] и свистящий [ц] в русском языке являются твердыми, несмотря на существующие написания жи, ши, ци типа жираф, широкий, цифра, ставшие традиционными и обусловленные фонетикой древнерусского языка, в котором в определенный период они были мягкими.

Долгие шипящие [ж’], [ш’] в соответствии с современными орфоэпическими нормами являются мягкими. При этом звук [ж’] соответствует сочетанию букв зж не на стыке морфем (визжать - [в’иж’а’т’]); жж (вожжи - [во’ж’и]), но в последнее время он всё чаще произносится твердо.

На стыке морфем может быть только твердый [ж] (разжать - [р^жа’т’]). Звук [ш’] соответствует букве щ или сочетанию букв сч (счастье - [ш’а’с’т’iь]), зч (перевозчик - [п’ър’иэво’ш’ик]), жд (дождь - [до’ш’]), но такое произношение определяется московской орфоэпической нормой; ленинградский произносительный вариант - [ш’ч’], [ш’т’] ([ш’ч’а’сiiъ], [до’ш’т’], [п’ър’иэво’ш’ч’ик]); он иногда встречается у москвичей на стыке морфем, особенно корня и суффикса (перевозчик - п’ър’иэво’ш’ч’ик). Звук [ш] произносится в соответствии с сочетанием букв сш (бесшумный - [б’иэшу’мнъii]) и зш (без шапки - [б’иэша’пк’и]).

Шипящий согласный [ч’] является мягким, несмотря на традиционные написания ча, чу, т.е. необходимо, анализируя твердость-мягкость, как, впрочем, и глухость-звонкость, согласных, опираться на слух, звучащую речь, а не на её письменную форму, анализировать звук, а не букву. Согласный [ј(i)] мягкий уже по самому месту своего образования, так как его основная (и единственная) среднеязычная артикуляция является артикуляцией мягкости; в транскрипции эта мягкость не обозначается.

Описанная выше артикуляционная классификация согласных представлена в таблице (частично измененная таблица Р.И. Аванесова).

Кроме согласных, представленных в таблице, в потоке речи встречаются и другие согласные, некоторые особенности которых в артикуляции и звучании обусловлены влиянием звуков, находящихся рядом с ними. Например, согласные перед лабиализованными гласными приобретают оттенок лабиализованности, так как артикуляция согласного дополняется округлением губ; ср.: как [ка’к] и кот [к°о’т], медь [м’э’т’] и мёд [м’°о’т].

Андрейченко Л.Н. Русский язык. Фонетика и фонология. Орфоэпия. Графика и орфография. - М., 2003 г.

Другие статьи по теме:

Согласные, одинаковые по глухости/звонкости, твёрдости/мягкости и способу образования, могут отличаться друг от друга местом образования преграды, которую при произнесении звука преодолевает воздушный поток. Например, как [п], так и [к] - глухой, твёрдый,

смычно-взрывной согласный, но разница между ними легко ощутима, потому что при образовании [п] воздух взрывает преграду в виде сомкнутых губ, а при образовании [к] - в виде смычки задней части языка и задней части нёба.

При образовании звуков преграду могут создавать либо сдвинутые губы, либо губа и зубы, либо язык при взаимодействии с зубами или нёбом.

Тот орган, который перемещается для образования преграды, является активным. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя).

А тот орган, который остается неподвижным при производстве звука, является пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя).

Поэтому, определяя место образования преграды, мы даем звуку не одну, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, согласные делятся на губные [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’] [ф], [ф’], [в], [в’] и язычные [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [ч’], [л], [л"], [н], [н’] [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’] [j] [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’]. Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’] [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], язычные, среднеязычные - [j] и зычные,

заднеязычные - [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Затем к характеристике звука по активному органу добавляется характеристика по пассивному, которым, как уже было сказано, могут быть либо верхняя губа, либо зубы, либо нёбо.

Таким образом, можно выделить следующие группы звуков:

  • губно-губные звуки [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];
  • губно-зубные звуки [ф], [ф’], [в], [в’];
  • язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л"], [н], [н’];
  • язычные, переднеязычные, нёбные звуки [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [р], [р’] [ч’];
  • язычный, среднеязычный, средненёбный звук [j];
  • язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненёбный. Благодаря тому, что при их образовании воздух преодолевает препятствия, образованные различными

органами, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые такие слова, как, например, хан и сан.

Но в то же время есть звуки, которые при определенных условиях могут изменить место образования, уподобляясь по этому признаку

другому звуку. Так, звуки [с] и [ш] (твёрдые, глухие, щелевые), а также [з] и [ж] (твёрдые, звонкие, щелевые) очень близки друг другу по

месту образования: [с] и [з] - язычные, переднеязычные, зубные, а [ш] и [ж] - язычные, переднеязычные, нёбные. Поэтому при их соседстве возникает явление ассимиляции, т.е. уподобления одного звука другому. Оказавшись перед [ш], звук [с] уподобляется ему по месту образования и, естественно, совпадает с ним по звучанию: сошью [сашjу] - сшила [ш:ыла]. То же самое происходит и со звуками [з] и [ж] (визгливый [в’изгл’ивъj] - визжит [в’ижж:ыт]). В результате таких совпадений могут возникнуть близкие по звучанию слова: сшила [ш:ыла] - шила [шыла] платье - нет шила [шыла]. В других позициях только различие по месту образования между [ш] (средненёбный) и [с] (передненёбный), [ж] (средненёбный) и [з] (передненёбный) несет смыслоразличительную функцию, что становится определяющим, если все другие звуки в словах совпадают (жир [жыр] - сыр [сыр]).

Таблица № 3

Характеристика согласных по месту и способу образования

Участие шума

образования

Место образования

Губно-губные

Губно-зубные

Передне-язычные

Среднеязычные

Задне-язычные

небно-зубные

средне-небные

задне-небные

Смычные (взрывные)

Аффрикаты

(дз) (д’з’)

(дж) (д’ж’)

Щелевые (фрикативные)

j’ (сонор)

Сонорные

Смычно-проходные

Дрожащие

В артикуляции выделяют место и способ образования шума.

По месту образования шума согласные разделяются в зависимости от активного (нижняя губа или язык) и пассивного (верхняя губа, зубы и небо) органа речи на следующие группы:

губно-губные ([б], [б"], [п], [п"], [м], [м"]), при их произнесении нижняя губа артикулирует в сторону верхней;

губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]), в которых нижняя губа артикулирует в сторону верхнего ряда зубов;

передне-язычные зубные ([д], [д"], [т], [т"], [з], [з"], [с], [с"], [ц], [ц"], [дз], [д’з’], [н], [н"], [л], [л"]), при образовании которых передняя часть языка взаимодействует с верхними зубами;

небно-зубные ([ч], [ч"], [дж], [д’ж’], [ж], [ж’], [ш], [ш"], [р], [р"]) образуются при участии верхнего ряда зубов и неба, в отличие от зубных, язык больше загнут кверху и назад и образует преграду в области твердого неба;

среднеязычный средненёбный (), в образовании которого участвует средняя часть спинки языка;

заднеязычные задненёбные, в образовании которых участвует задняя часть спинки языка([г], [г"], [к], [к"], [х], [х"], [γ], [γ"]).

По способу образования шума согласные делятся на:

– взрывные (смычные) – [б], [б"], [п], [п"], [д], [д"], [т], [т"], [г], [г"], [к], [к"]. При их произношении возникает смыкание органов речи, которое с силой преодолевается воздушной струей;

– аффрикаты [ч"], [ч] [ц"], [ц]. При произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. При произношении аффрикат необходимо строгое сохранение двух моментов артикуляции: смычки и щели. Сначала происходит смыкание кончика языка с зубами (при звуке [ц]) или с передней частью неба (при звуке [ч"]), затем воздух размыкает органы речи, через щель воздух с шумом выходит наружу, поэтому звук [ц] состоит как бы из слитых вместе звуков [т] и [с], а звук [ч"] – из слитых вместе мягких звуков [т"] и [ш̅"];

– щелевые (фрикативные, спиранты) – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж̅"], [ш], [ш̅"], [х], [х"] . При их произношении органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух;

– дрожащие (вибрирующие) – [р] и [р"] – образуются при вибрации активных органов речи;

– смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"]. Так, при образовании звуков [л] и [л"] передняя часть языка смыкается с верхними зубами, но между боковыми краями языка и боковыми зубами образуются щели, через которые выходит воздух. Поэтому звуки [л] и [л"] называют боковыми. При образовании звуков [м] и [м"] плотно смыкаются губы, а при образовании звуков [н] и [н"] язык плотно примыкает к верхним зубам; но воздух, не разрывая сомкнутых органов речи, выходит через нос. Поэтому звуки [м], [м"], [н], [н"] называются носовыми.

Виды согласных по месту образования:

    Губно-губные (нижняя губа + верхняя губа: м, п, б )

    Губно-зубные (нижняя губа + зубы) (щелевые)

    Переднеязычные-зубные (их больше всего: л, т, д, н )

    Переднеязычные-передненебные (р, ч, ж )

    Среднеязычные-средненебные (только й )

    Заднеязычные-задненебные (к, г, х )

    Заднеязычные-средненебные (к , г ).

Билет № 6. Классификация согласных звуков по способу образования

Виды согласных по способу образования:

    Щелевые (фрикативные; в виде неполного смыка)

    Смычные (в виде полного смыка)

    Дрожащие (вибранты; в виде чередования смыка и размыкания)

Щелевые делятся:

      по месту расположения щели:

    срединные (края языка прижаты к зубам, а посередине языка образуется щель; с, ш, щ, в, ф, й, х )

    боковые (кончик языка упирается в зубы, края его опущены; л )

      по форме:

    круглощелевые

    плоскощелевые

      по количеству щелевых преград:

    однофокусные

    двуфокусные (ш, ж )

Смычные делятся:

    взрывные – после полной задержки воздуха – резкое размыкание органов речи; воздух выходит мгновенно, быстро

    аффрикаты – сложная артикуляция; слитное сочетание смычной и щелевой артикуляции; границу уловить нельзя, так как щелевой элемент очень краток, его нельзя тянуть

  1. имплозивные (нет размыкания – оттого )

Билет № 7. Классификация гласных по уровню шума и участию языка

По уровню шума гласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорные: звук преобладает над шумом (минимальный характер преграды).

Делятся на:

  1. дрожащие

Воздух не разрывает преграды, а обходит ее. Поэтому шума мало.

Перед ними не происходит озвончения, они почти гласные.

При произношении шумных согласных шум преобладает над голосом.

Шумные делятся на:

    глухие: связки разведены, не участвуют в артикуляции

Непарные по школьной программе: ц, щ, ч, х .

Оглушение сонорных факультативно (необязательно) и встречается:

    в начале слова перед шумным глухим ([ртут’] = [ртут’], льстить )

    в конце слова после шумного ([смотр] = [смотр])

    в середине слова перед глухим (заде[рш]кА )

Раньше было: нести – несл . Сейчас глухой Л отпал

Согласный й оглушается в позиции конца слова в эмоциональной речи:

сто[й], отда[й]

Следовательно, все согласные имеют пары по глухости/звонкости.

Билет № 8. Классификация согласных по твердости/мягкости

Артикуляционное отличие.

Мягкость – это акустический результат при поднятии средней части языка к твердому небу.

По латыни небо – «палатум». Поэтому мягкие гласные называются палатализованными, за исключением согласного й , для которого поднятие средней части языка является не добавочной артикуляцией, а основной. Поэтому й – палатальный.

Приподнятие средней части языка – примерно то же положение, что и при произношении гласного и .

Твердые согласные – отсутствие подъема средней части языка.

У русских твердых при этом наблюдается приподнятие задней части языка (веляризация)

По школьной программе всегда твердые: ц, ш, ж ; всегда мягкие: щ, ч, й .

На самом деле все согласные имеют пары, кроме й .

Ц становится мягким только перед звуком с пя[ц’]ся (пяться).

Твердый ч возможен только в позиции перед согласным ш лу[чш]е и в заимствовании по сочетанию [дж].

У звука ж есть мягкая пара, но ее особенность в том, что он всегда при этом долгий. Образуется при [ зж ] , [ дж ] – дрожжи, вожжи.

Ш смягчается перед ч – [ш]чистить, [ш] чаем.

Следовательно, все согласные имеют пары по твердости/мягкости, за исключением й .

В основание классификации согласных звуков положены четыре признака:

· место образования преграды;

· способ образования;

· твёрдость/мягкость.

При образовании гласных звуков воздушная струя, поступая в артикуляционный отдел, не встречает препятствий. Для образования же согласных звуков наличие преграды является необходимым условием. Во время преодоления воздушной струёй преграды в артикуляционном отделе возникает шум. Сонорные и звонкие согласные состоят из голоса и шума (в сонорных шума значительно меньше, чем голоса), глухие – только из шума. Кроме того, при образовании глухих согласных органы артикуляционного отдела больше напряжены, поэтому глухие называют также напряжёнными. Звонкие согласные – ненапряжённые.

Качество согласного зависит от того, какие органы артикуляционного отдела принимают участие в образовании преграды (место образования ), каков характер этой преграды и какими способами она преодолевается (способ образования ).

В классификации согласных звуков по месту образования важно учитывать работу активных и пассивных органов. По активному органу все согласные делятся на губные и язычные, последние подразделяются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. С учётом работы пассивных органов губные подразделяются на губно-губные (преграда образуется смыканием губ) и губно-зубные (нижняя губа образует преграду с верхними зубами). Переднеязычные согласные делятся на зубные и передненёбные, все среднеязычные являются средненёбными, заднеязычные – средненёбными и задненёбными.

Согласные по месту образования

губные язычные

переднеязычные среднеязычные заднеязычные

↙ ↘ ↙ ↘ ↘ ↙ ↘

губно-губные губно-зубные зубные передненёбныесредненёбные задненёбные

[б][б’][п][п’] [в][в’][ф][ф’] [д][д’][т][т’] [ж][ж’:][ш][ш’:] [ j] [г’][к’] [г][к][х]

[м][м’] [з][з’][с][с’] [р][р’][ч’][дж’] [х’] [γ]

[н][н’][л][л’][ц][дз]

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые, аффрикаты, вибранты (дрожащие). Смычные, в свою очередь, могут быть взрывными, смычно-проходными (носовыми и боковыми):

1. Смычные:

1.1. взрывные;

1. 2. смычно-проходные;

1.2.1. носовые;

1.2.2. боковые.

2. Щелевые.

3. Слитные (аффрикаты).

4. Вибранты (дрожащие).

Для произнесения смычного согласного активный орган (язык или нижняя губа) должен соприкоснуться с пассивным – образуется смык. Если воздушная струя резко разрывает эту преграду и полностью освобождает проход для воздуха, то слышится характерный хлопок (взрыв). Так образуются взрывные согласные: [б], [б’], [п], [п’], [д], [д’], [т], [т’], [г], [г’], [к], [к’]. Воздушная струя может обойти смык – образуется смычно-проходной согласный. Например, губы образуют смык, но воздушная струя проходит через нос, что характерно для носовых согласных: [м], [м’], [н], [н’]. При образовании боковых [л], [л’] кончик языка упирается в верхние зубы, а воздушная струя проходит по бокам языка. При произнесении щелевых согласных органы артикуляции сближаются, образуется узкая щель. От трения воздуха о края щели возникает звук, похожий на шорох. К щелевым относятся согласные [в], [в’], [ф], [ф’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ш’:], [ж], [ж’:], [j], [х], [х’]. При образовании аффрикат (смычно-щелевых, слитных) [ц], [ч’], [дз], [дж’:] образуется смык, который потом переходит в щель. Наконец, когда мы произносим [р], [р’], кончик языка вибрирует: он несколько раз прикасается к альвеолам и отходит от них.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых наличием дополнительной артикуляции – средняя часть спинки языка прогибается к твёрдому (среднему) нёбу. По-латыни нёбо – palatum, поэтому все мягкие согласные называются палатализованными , а их дополнительная артикуляция – палатализацией . Для средненёбного [j] продвижение спинки языка к твёрдому нёбу является основной артикуляцией, поэтому [j] называют палатальным, а дополнительную артикуляцию мягких – «йотовой » артикуляцией.

Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные переднеязычные Средне Язычные Задне- язычные
Зубные Пере дне- нёбные Средне нёб ные Средне нёб ные Задненёб ные
Смы- чные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г’ к’ г к
Смы чно-проходные Носовые м м’ н н’ η
боковые л л’
Щелевые в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’: ш ш’: j й х’ х γ
Аффрикаты ц дз ч’ дж’
Вибранты р р’

1. Какие признаки положены в основу классификации согласных?

3. Почему глухие согласные называются напряжёнными, а звонкие – ненапряжёнными?

4. На какие подгруппы делятся согласные по месту образования?

5. Перечислите группы согласных по способу образования.

6. Чем отличаются в артикулировании твёрдые согласные от мягких? Почему мягкие называются палатализованными? Какой согласный называется палатальным?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Произнесите звуки [б] – [п], прикоснувшись рукой к горлу в области гортани. Объясните, что происходит с голосовыми связками при образовании этих звуков. Пользуясь таблицей, выпишите все пары звонких и глухих согласных. Какие согласные не имеют пар по звонкости – глухости?

№2. Произнесите попрано реквием – вихрь, лоно – вётл, молит – сонм, нежный – казнь . Сравните звучание сонорных в позиции перед гласным и на конце слова. Есть ли отличия в артикуляции между этими звуками? Одинаково ли тщательно мы их произносим? Существенно ли различие между ними для говорящих на русском языке?

№3. Произнесите звуки [б] – [б‘], [д] – [д‘]. Опишите отличия в их артикуляции. Выпишите из таблицы все пары твёрдых и мягких согласных, а также звуки, которые не имеют пар по данному признаку.

№4. Вооружившись зеркальцем, понаблюдайте за работой губ во время произнесения твёрдых и мягких согласных. Каким образом распознают твёрдые и мягкие согласные глухонемые?

№5. Произнесите звуки [м], [м’], [н], [н’]. Почему они называются носовыми? От работы какого органа зависит их качество?

№6 . Поднесите ладошку к губам и произнесите попарно [с] и [л]. Где проходит воздушная струя при образовании этих звуков? Объясните, почему [с] относится к срединным, а [л] – к боковым.

№7. Произнесите последовательно звуки [б], [в], [с], [ж], [х]. Укажите, какие органы образуют преграду в каждом случае. Проверьте себя по таблице классификации согласных.

№8. Произнесите сочетания [т]+[с], [т’] + [ш’]. Какие звуки при этом получаются? Как охарактеризовать способ их образования?

№9. Какие звуки слышатся на месте букв ц и ч , если бегло произносить отец бы, дочь бы ? В какой клетке артикуляционной классификации помещены эти звуки?

№10 . Произнесите мягкий [ш’] и потяните этот звук. Что получилось? Какими способами этот звук передаётся на письме? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения, слова: выдумщик, носильщик, роща, ящик, тщетно, беспомощный, образчик. Какой звук соответствует данному в белорусском языке?

№11. В чём артикуляционная разница между русским [г] и белорусским [γ]? Отличаются ли они по месту образования? А по способу? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения: город, огонь, могла, тогда, грохот, Бога. В какой из этих слов произносится [γ]? Вспомните, в каких белорусских словах, согласно литературной норме, произносится [г].

№12. Произнесите [j]. Почему дополнительную артикуляцию, присущую мягким согласным, называют «йотовой» артикуляцией? Объясните, почему иностранцы, говоря по-русски, могут путать твёрдые и мягкие согласные?

№13. Объясните артикуляционную разницу между русским [ч’] и белорусским [ч], между [т’] и [ц’]. Прочитайте, соблюдая нормы произношения: часто, чёлка, чаща, цифра, целый, тепло, театр, термин, тема.

№14 . Опишите работу речевого аппарата при образовании звуков [в], [п’], [д], [ч’], [с], [л], [j], [р], [г], [ш’:].

Образец. При образовании звука [б’] голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт через рот; губы образуют смык, преграда преодолевается резко; средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

№15. Назовите звук по описанию работы речевого аппарата:

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой опущены, ход в носовую полость открыт – часть воздушной струи идёт через нос; передняя часть спинки языка смыкается с зубами; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через нос; кончик языка приподнимается к передней части нёба и вибрирует; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт черед рот; задняя часть спинки языка приподнимается к задней части нёба, образуя с ним щель; воздушная струя проходит постепенно;

· голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость, вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с зубами, по бокам языка проходит воздушная струя; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподнято, закрывает ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с передней частью нёба, смык переходит в щель, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; передняя часть спинки языка образует щель с передней частью нёба, средняя часть спинки языка приподнимается к средней части нёба; звук долгий.

№ 16.* Возьмите в руки зеркальце и произнесите [с] и [ш]. Что можно сказать об участии губ в образовании этих звуков? Как вы думаете, почему данное артикуляционное отличие не отражено в классификации?

Последние материалы раздела:

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....

Берестяная трубочка — Михаил Пришвин
Берестяная трубочка — Михаил Пришвин

Жанр: рассказГлавные герои: рассказчик - авторЛюди все меньше времени и внимания уделяют природе, а краткое содержание рассказа «Берестяная...