По эмоциональной окраске предложения бывают какими. Предмет изучения синтаксиса русского языка

МБОУ "СОШ №12"

Разработка урока

Тема «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Выполнила учитель русского языка и литературы: Нигматова Лилия Зуфаровна.

Альметьевск, 2017г.

Тема урока : Виды предложений по эмоциональной окраске

Тип урока : урок «открытия» новых знаний.

Цели урока :

Деятельностная : формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником

Содержательная : формирование знаний о видах предложений по эмоциональной окраске

Планируемые результаты :

Личностные : обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные УУД :

Регулятивные УУД : обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи, получит возможность планировать достижения целей самостоятельно, учитывать условия и средства их достижения;

Познавательные УУД : обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; научится устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД : обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научится работать в паре; оформлять свои мысли в устной форме работая в паре и группе;, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения.

Предметные : обучающийся научится определять виды предложений по эмоциональной окраске; обучающийся получит возможность находить предложения по эмоциональной окраске в художественном тексте и научится составлять предложения по эмоциональной окраске.

Необходимое оборудование : учебник «Русский язык»8 класс. Быстрова Е.А.

Предметно-образовательная среда : лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями

Демонстративный материал : алгоритм проверки определения видов предложений по эмоциональной окраске, эталоны для самопроверки.

Ход урока :

1 этап. Мотивация к учебной деятельности .

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Учитель. Знание лучшее богатство. Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик. Самое лучшее богатство в мире –это иметь знания.

Ученик. Самое лучшее богатство получать эти знания, иметь возможность получать их.

Учитель. Готовы получать самое лучшее богатство?

Ученик. Да, готовы!

2 этап. Актуализация прочного учебного действия.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Что было задано на дом?

Ученик. На дом было задано: первое , знать материалы п.11, упр.169; второе, упр. 170, 171

третье, для умников и умниц: творческое задание на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?»

Учитель. Кто выполнил упражнение №169 проверьте его по эталону, спроецированному на экран.

Эталон №1 к упражнению №169 (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания.) ,

169.

У каждого человека есть свобода выбора (повеств). Выбор существует ежедневно (повеств). Ежеминутно (повеств). Разный по своей серьезности (повеств). Неодинаковый по своим последствиям (повеств).

Шагнуть или не шагнуть? (вопр) Промолчать или ответить? (вопр) Стерпеть или не стерпеть? (вопр) Превозмочь или отступить? (вопр) Да или нет? (вопр) Куда пойти учиться? (вопр) Как жить? (вопр) Что делать? (вопр)

Вопросы-громады и вопросы-карлики (повеств). Вопросы-океаны и вопросы-капли (повеств). Думайте. (побуд) Решайте. (побуд).

Учитель. Те, кто выполнил повышенный уровень упражнение № 170 проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах .

Эталон №2 к упражнению № 170. (спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Определите виды предложений по цели высказывания. В какой форме употреблены глаголы?) ;171. ( спишите текст, употребляя глаголы, данные в скобках, в форме повелительного наклонения множественного числа.)

170

1.К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась(в изъявительном наклонении). (повествовательное)2. А вы, ноктюрн сыграть могли бы(условное наклонение) на флейте водосточных труб ? (вопросительное) 3. Пусть каждый день и каждый час вам новое добудет(побудительное).(повествовательное)4.Довольна ль(изъявительное наклонение) ты признанием моим? (вопросительное).5. Не спи, не спи (повелит.накл.), работай, не прерывай труда ! (побудительное)6. Кого ж любить (в изъявительном наклонении) ? Кому же верить(в изъявительном наклонении)? (вопросительное).

171. Научитесь находить красоту в окружающем мире. Полюбуйтесь на вечернее солнце, когда меркнут краски заката. Всмотритесь в ясный день в розовые облака, а в дождливый в темные тучи. Научитесь слушать шум леса, журчание ручья, пение соловья. Воспитывайте в себе чувство прекрасного.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я выполнил упражнение №170 без ошибок.

Учитель. У кого возникли затруднения при выполнении домашнего задания?

Ученик. У меня возникли затруднения в определении видов предложений по цели высказывания. Я не мог определить вид предложения.(К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась)

Ученик. Я допустил ошибку в слове резко. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что в слове резко пишется буква з, потому что проверочное слово резок.

Учитель. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?

Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.

Учитель. Те, кто выполнил творческую работу на тему: «Что вы знаете о видах предложений по цели высказывания?» подойдите ко мне.

Учитель. Прослушайте работы, выберите лучшее для прочтения в классе и проверьте по плану, который проецирован на доске. Оцените работу по критериям, которые написаны на доске.

Требования к творческой работе:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    последовательность изложения.

Учитель. Прочитайте выбранную вами работу, а вы ребята послушайте и оцените эту работу

Ученик. Виды предложений по цели высказывания

По цели высказывания предложения делятся на:

Повествовательные (содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения); Дети учатся в школе;

Вопросительные (содержат вопрос о чём-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передаётся особой вопросительной интонацией, на письме - вопросительным знаком; также вопрос передаётся вопросительными словами (кто? зачем?), вопросительными частицами (неужели, ли, разве) и порядком слов): Дети учатся в школе? Кто учится в школе?

Побудительные (выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; интонационно это значение передаётся побудительной интонацией, также побуждение передаётся глагольными формами, частицами, междометиями и т.д.): Дети, учитесь в школе.

Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою деятельность на этом этапе.

Лист самооценки

Ученика (цы) 8 класса по теме «Виды предложений по эмоциональной окраске»

ФИ______________

Домашнее задание

Составление алгоритма

Упражнение № 173

Карточка 1 (групповая работа)

Работа в парах

Карточка №2

Самостоятельная работа по упр.174.

Задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

Учитель. Не забывайте в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.

3. Выявление места и причины затруднения

Учитель. Распределите эти предложения по таблице.

Скоро я уезжаю в .

Ребята, берегите природу!

Не ломайте деревья!

Пылай, великая Москва!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес

Спой, Светик, не стыдись!

Померкни, солнце Австерлица!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться

Учитель. Сверьтесь с эталоном

Эталон

Ребята, берегите природу!

Скоро я уезжаю в .

О девушки! Как холодно весной!

Слава отходил в сторону и ещё долго наблюдал за птицами.

Не ломайте деревья!

Потом они сразу срывались с дерева и улетали.

Пылай, великая Москва!

Снегири клевали рябину не спеша

Россия, бранная царица, воспомни древние права!

Зимний лес стоял тихо и неподвижно, всё замерло кругом.

Спой, Светик, не стыдись!

Множество личных и общественных проблем возникает из-за неумения или нежелания чему-то учиться.

Померкни, солнце Австерлица!

Мы наблюдали как снежные хлопья медленно опускались на лес.

Учитель. Какие затруднения вы испытали?

Скоро я уезжаю в .» в первый столбик « Предложения, которые выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности» Я думал что это предложение проговаривается с радостью.

Ученик. Я поставил предложение « Не ломайте деревья!» во второй столбик « Предложения, которые произносятся спокойным тоном.». Я подумал, что это предложение произносится спокойным тоном.

Учитель. Можете ли вы объяснить свои ошибки.

Ученик. Нет. Пока мы затрудняемся.

Учитель. Какова проблема?

Ученик. Уметь определять восклицательные предложения.

4 . Построение проекта выхода из затруднения .

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученик. Научиться определять виды предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. Постановка восклицательного знака в конце предложения.

Учитель. Давайте уточним тему. По–моему, можно назвать виды предложений по эмоциональной окраске. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученик. Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта .

Учитель. Прочитайте правило на стр.143, параграф 12.

Что вы узнали из параграфа 12?

Ученик. Мы узнали, что при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм. По алгоритму мы можем объяснить, почему в некоторых предложениях ставится восклицательный знак.

Учитель. Представьте, первая группа, свой алгоритм.

Ученик. Мы составили алгоритм и назвали его «Виды предложений по эмоциональной окраске»

Алгоритм действия

Учитель. А какой алгоритм получился у второй группы?

Алгоритм действия второй группы.

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Выражаем свои чувства, эмоции, отношения к происходящему

выделение слова происходит путем повышения тона

Учитель. А какой алгоритм получился у третьей группы?

Алгоритм действия

«Вид предложений по эмоциональной окраске»

Ставится восклицательный знак, если

Предложение произносится с восклицательной интонацией

Учитель. Какой алгоритм удобнее в использовании?

Ученик. Третий алгоритм лучший в использовании. Теперь мы можем объяснить какое предложение является восклицательным, а какое невосклицательным.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?

Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на практике.

Учитель. Тогда поработаем в парах над упражнением № 173 учебника фронтально, поочередно комментируя предложения.

Ученик. Над озером, над заводью лесной-

Нарядная зеленая береза…

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

То дождь, то град, то снег, как белый пух,

То солнце, блеск, лазурь и водопады…

« О девушки! Как весел лес и луг!

Как радостны весенние наряды!»

Опять, опять нахмурилось, опять

Мелькает снег и бор гудит сурово…

«Я вся дрожу. Но только б не измять

Зеленых лент! Ведь солнце будет снова».

Учитель. Зависит ли интонация от состояния «героини» стихотворения?

Ученик. Интонация зависит от состояния «героини».

Учитель. Почему?

Ученик. Потому что «героиня», выражает свои чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Как изменяется интонация?

Ученик. Повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак.

Учитель. Прочитайте последнее предложение, выражая уверенность, сомнение, радость, вопрос.

Ученики читают последнее предложение.

Учитель. А какой знак (вопросительный, восклицательный, точку) вы поставите?

Ученик. В конце предложения я бы поставил восклицательный знак, так как в предложении выражаются чувства, эмоции, отношение к происходящему.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?

Ученик. Да, надо еще потренироваться.

Учитель. Не забудьте оценить себя. Теперь, чтобы закрепить знания поработаем в группах. Не забудьте о правилах работы в группе

На столах карточки №1. Выполните следующее задание.

Карточка №1

Дополните текст одним-двумя восклицательными предложениями

Учитель. Прочитайте как выполнили это задание.

Ученик. А я бы добавил такие предложения. Осенняя пора – очей очарование. Выйдя на улицу ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Ребята, что же у нас получилось.

Ученик.

Август. Уходит лето. За его последним месяцем спряталась осень. Деревья ещё зелёные, но где-то в гуще листвы уже притаился первый осенний лист.
Пока ели чернику и смородину, август нарумянил рябиновые кисти. В разогретых травах не смолкает пение. Самая заметная мелодия - треск кузнечика. Грубеет зелень травы-муравы. Тих, задумчив и щедр август.

После него наступает сентябрь. Как же прекрасна осень! Она навевает грусть об уходящем лете. Жаль! Очень жаль! Лето прошло. Осенью , выйдя на улицу, ты видишь красивые теплые краски: желтые, оранжевые, красные! Чувствуешь запах свежести, такой притягательный!

Учитель. Испытывали ли вы затруднения?

Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу.

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону .

Учитель. Вы уверены в своих умениях?

Ученик. Да.

Учитель. Как проверить?

Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель.. Выполним упражнение 174. Прочитайте задание

Ученик. Прочитайте отрывок из повести В. Железнякова «Чучело». К какому стилю речи относится текст? Как в тексте передано эмоциональное состояние героини?

Читают текст.

Ученик. Текст относится к художественному стилю.

Ученик. В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков, пауз.

Учитель. Правильно. А теперь выпишите из текста глаголы, обозначающие движение.

Учитель. Ребята, выполните морфемный и морфологический разбор.

Два ученика выходят к доске. Один выполняет морфемный разбор, другой морфологический

Учитель. Ваши следующие действия?

Ученик. Проведем самопроверку по эталону.

Эталон

1)Текст относится к художественному стилю.

2)В тексте эмоциональное состояние героини передается с помощью восклицательных знаков.

3) Неслась, слетал, уедем, взбегала, взлететь, скатывалась

4)Причудливо

При – приставка

чуд- корень

лив-суффикс

о-суффикс

причудливо –основа.

1Их- местоимение

2Н.ф-их

3 Морф.приз.:

Пост.: притяж,мн.ч.,

Непост.: в предл. пад.

4В предложении является определением: на карнизах (чьих?) их.

Куртка нараспашку

Нараспашку- нареч.,относится к сущ.,

Н.ф.-нараспашку

Морф.приз.:

Неизменяемое;

Наречие образа действия

Куртка (какая?) нараспашку, является обстоятельством

Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок.

Какие затруднения вы испытывали?

Ученик. Я допустил ошибку в определении видов предложений по эмоциональной окраске.

Учитель. Как нам нужно поступить?

Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.

Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.

Учитель. Вы, наверное, подустали, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

А сейчас я прошу вас встать со своих мест. Немного отдохнём.

Если предложение вопросительное – вы потягиваетесь.

    Суди о человеке по его труду.

    Маленькое дело лучше большого безделья.

    Не за своё дело не берись, а за своим - не ленись.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    Как называются вышеперечисленные предложения?

    Чему учат нас с вами эти предложения?

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

Ученик. Мы узнали о восклицательных и невосклицательных предложениях.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Да.

Учитель. Составьте 2-3 восклицательных предложения по фотографии «Золотая осень».

Учитель. Прочитайте,что у вас получилось.

Ученик. О как прекрасна осень! Это чудесная пора! Как писал А.С. Пушкин: « Унылая пора! Очей очарованье!»

Ученик. Осень самая яркая пора о которой воспевали поэты! Красота осенней природы это романтика! О как прекрасно золотое время года!

9.Этап рефлексии .

Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?

Ученик. Сегодня мы узнали, что бывают виды предложений по эмоциональной окраске, в которых выражаются чувства, эмоции.

Учитель. Какие затруднения мы испытали?

Ученик. Не всегда правильно определяли где нужно поставить восклицательный знак.

Учитель. Что помогло нам их преодолеть?

Ученик. Новое правило, при общении мы не только сообщаем что-либо друг другу, задаем вопросы или высказываем просьбу, но и выражаем свои чувства, эмоции, отношение к происходящему. В устной речи у нас повышается тон и чтобы на письме это показать, в конце предложения ставится восклицательный знак. Такие предложения называются восклицательными.

Учитель. А что вам понравилось на уроке?

Ученик. Мне больше всего понравилось описывать картину И.И. Левитана. Восхищаться красотой осени. Выражать свое эмоциональное отношение к природе.

Ученик. А мне было интересно работать с алгоритмом. Мы получили два алгоритма и затем создали общий, взяли лучшее из двух полученных.

Ученик. Мне было интересно проверить свою работу по эталону. Я сразу увидел свои ошибки.

Учитель. На ваших партах лежат листы самооценки, заполните и сдайте их, пожалуйста.

Домашнее задание .

Учитель. Я предлагаю на выбор три задания, которые спроецированы на экране.

1). Кто усвоил тему «Виды предложений по эмоциональной окраске», но пока сомневается, предлагаю вам выполнить задание по карточке. Выписать эмоционально окрашенные предложения.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон березовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете... Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!.. Версты три осталось, не больше. Солнце быстро поднимается; небо чисто... Погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к вам навстречу. Вы взобрались на гору... Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль... не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!

2).Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упражнение № 175 .

3)Кто научился определять виды предложений по эмоциональной окраске и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните творческую работу. Составить памятку, используя восклицательные предложения (3 – 5 восклицательных предложений) на тему «Как вести себя в школе!»

Спасибо большое за прекрасный урок! Надеюсь, что вам понравилось и вы остались довольны. До свидания!

1) восклицательные;

2) невосклицательные (нейтральные).

Если рассмотреть структурносемантические типы простого предложения на линейной шкале переходности, то выявятся следующие закономерности:

1) чаще всего восклицательными бывают нечленимые предложения и близкие к ним номинативные предложения;

2) односоставные чаще бывают восклицательными, чем двусоставными;

3) простые чаще бывают восклицательными, чем сложные.

  • - Подразделение предложений на различные типы в зависимости от положенного в основу деления признака...

    Словарь лингвистических терминов

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение; 2) в основе деления простого предложения на типы по структуре лежит различие в способе выражения предикативности...
  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - К.п. по с. является ступенчатой: 1) основное противопоставление – простое и сложное предложение...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - По функции, по целенаправленности заключенного в них высказывания предложения делятся на: 1) повествовательные, служащие для передачи одной из трех основных форм мысли – суждения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Деление предложений на утвердительные и отрицательные, в связи с чем необходимо рассмотреть ряд положений: 1) соотношение модальности и утверждения / отрицания...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - 1) восклицательные; 2) невосклицательные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - В русистике К.с.п. включает его содержательную и формальную стороны. Выделяется ряд классификаций: 1) семантическую классификацию разработал более ста лет назад Ф.И. Буслаев...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Логико-семантическая классификация, исходящая из синтаксической функции придаточного по отношению к главному, причем придаточное рассматривается как аналог члена предложения...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Типы предложений выделяются по разным основаниям: 1) по количеству предикативных частей: двучленные / многочленные предложения; 2) по наличию союзных средств связи: союзные / бессоюзные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

  • - Выделение простых и сложных предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные...

    Синтаксис: Словарь-справочник

"классификация предложений по эмоциональной окраске" в книгах

Книга жалоб и предложений

Из книги Химия автора Володарский Александр

Книга жалоб и предложений История публикации этого поста забавна. Я периодически выходил в интернет со спрятанного телефона, но публиковать тексты в интернете с него не мог по соображениям безопасности. Оперативно реагировать на комментарии тоже было опасно, в

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Из книги Жизнь-поиск автора Данилов Борис Федорович

ПОЛСОТНИ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Примерно к 1956 г. на моем счету было уже 50 рацпредложений. Не могу сказать, что все они были очень ценные, но все касались новых видов инструмента для получения резьбы или улучшали технологию изготовления различных инструментов. И

Подготовка поверхности к окраске

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Подготовка поверхности к окраске Масляная краска прекрасно ложится на загрунтованную и зашпатлеванную поверхность. В качестве подготовительных работ огромное значение отдается грунтовке: она выравнивает поверхность и пропитывает древесину, что создает защитный слой

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений»

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Ключи к разгадке автора Осокин Александр Николаевич

Приложение 16 Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О маскирующей окраске самолетов, взлетно-посадочных полос, палаток и аэродромных сооружений» № 1711-724сс 19 июня 1941 г. Сов. секретно В связи с тем, что выпущенные и выпускаемые промышленностью самолеты по своей окраске не

Еще несколько предложений

Из книги Избавь свою жизнь от хлама! автора Меллен Эндрю

Еще несколько предложений Отлично. С возвращением! Эту главу, как и все последующие, нужно осилить в один заход. Кроме того, чтобы заложить прочную основу для выработки новых привычек и закрепить их, следует прочитать первую главу и выполнить начальные упражнения в

Открыты для предложений

Из книги Забытая сторона перемен. Как творческий подход изменяет реальность автора Брабандер Люк Де

Открыты для предложений В сердце любой компании-новатора, конечно же, должна быть система распространения предложений. Это катализатор творчества персонала; это полезный «концентрат», который лежит в основе успеха компании. Многие исследования и достижения в данной

Чтение предложений

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Чтение предложений Теперь вам предстоит совершить еще один несложный шаг и перейти от словосочетаний к простым предложениям. Для этого на основе первых надо составить вторые.Мама прыгаетБоря читаетПапа естДаже при словарном запасе от 50 до 75 слов количество возможных

5. Замещение предложений

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

5. Замещение предложений В любом суждении, выражаемом в языковом утвердительном предложении, следует, таким образом, хорошо различать три уровня, а именно уровень предложений, уровень суждений и уровень проецируемых суждениями положений дел. Несмотря на их различие, три

5. Подготовка поверхностей к окраске

Из книги Учись морскому делу автора Багрянцев Борис Иванович

5. Подготовка поверхностей к окраске Для того, чтобы свежеокрашенная поверхность была гладкой и имела ровный цвет, ее подвергают предварительной обработке. Подготовка поверхностей к окраске осуществляется специальным инструментом, к которому относятся скребки,

§ 178. Типы предложений

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 178. Типы предложений Простые предложения разнообразны по структуре и по цели высказывания. В зависимости от количества главных членов, необходимых для передачи сообщения, все предложения делятся на односоставные, представленные несколькими разновидностями, и

7.5. Типы предложений

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

7.5. Типы предложений В русском языке существует несколько типов предложений.1. По характеру отношения к реальной действительности различают предложения реальной и ирреальной модальностей.2. Утвердительные и отрицательные предложения.3. По цели высказывания –

5.3. Ввод предложений

Из книги Программирование на языке Пролог автора Клоксин У.

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи

Из книги Избранное автора ибн Сина Абу Али

Признаки мизаджа, выявляемые по цвету и прежде всего по окраске кожи Исследуя натуру, нам негоже, Не зная местности, судить о цвете кожи. К примеру, в жарком климате страна, Там кожа местных жителей черна. А у славян у снежного предела На удивленье кожа побелела. Семь

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима

Из книги А6М Zero автора Иванов С. В.

Различия в окраске самолетов A6M, выпущенных фирмами Мицубиси и Накадзима A6M2. выпускавшиеся Накадзимой. кроме мелких технических отличий можно было определить по белому ободку вокруг Хиномару на фюзеляже. Накадзима наносила белый ободок начиная с первого выпущенного

Система предложений

Из книги Кайдзен: ключ к успеху японских компаний автора Имаи Масааки

Система предложений Система предложений - неотъемлемая часть кайдзен для индивида. Чтобы сделать ее динамичной, высшему менеджменту нужен тщательно продуманный план.Все знают, что первые представления о статистическом контроле качества и его значении для управления

Предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с особой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за родину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительные восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь - хоть это мне и больно - не прав и я! (И. Кры­лов).

Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов, (подлежащего и сказуемого) или одного из них: Зеленеет трава. Началась весна (М. Пришвин);

Сумерки. Летний вечер. Рано вечереет. Мы плыли довольно медленно (И. Тургенев).

Предложения бывают простые и сложные . Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых пред­ложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу, интонацией и лексическими средствами.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Простое предложение - это такое предложение, в котором имеется одна грамматическая основа. Она может состоять из двух главных членов - подлежащего и сказуемого, например: С чего начинается Родина? (М. Матусовский), или из одного - подлежащего, например: Зима. Кругом лежит снег; сказуемого, например: Вечереет. Небо на западе порозовело.

К подлежащему и сказуемому могут относиться зависимые слова - второстепенные члены. Подлежащее вместе с зависи­мыми словами образует состав подлежащего , напри­мер: Задремали звёзды золотые (С. Есенин).

Сказуемое вместе с зависимыми словами образует состав сказуемого , например: Листья в поле пожелтели (М. Лермонтов).

ЧЛЕНЫ ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Члены предложения делятся на главные и второ­степенные .

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения - подлежащее и ска­зуемое .

Подлежащее - это главный член предложения, кото­рый связан со сказуемым и отвечает на вопросы именитель­ного падежа кто? или ч т о?, например: Установилась (ч т о?) хорошая погода (М. Горький). (К т о?) Колхозники заканчи­вают сев.

Практическая работа № 1

1. В каждом предложении подчеркните подлежащее.

Образец: Анна Сергеевна заторопилась.

На дороге встретилась ему Анна Семеновна. Меня никто не узнал.

На темной поверхности воды появились круги.

В морозном воздухе раздавались смех и веселый говор.

Жить становилось с каждым годом все труднее и труднее.

Пробираться сквозь заросли горелого леса всегда трудно.

Оба отошли к окну и стали говорить о чем-то шепотом.

Около нее хлопотали два врача.

Вдруг с шумом поднялись сразу три птицы.

В каждой морщинке Егорушкиного лица сидела тысяча тайн.

Большая часть дня уже прошла.

По одному краю площадки тянется ряд возов.

Несколько ярких звезд мерцало над рекой.

В окрестностях бродило много кабанов.

Все остальные люди остались внизу устраивать бивак.

Мы все четверо не пишем.

В тот же день вечером один из мудрецов явился к царю.

Обедающие его не замечают.

Некоторые из них явились к нам в бивак.

Сказуемое
Сказуемое - это главный член предложения, который согласует­ся с подлежащим, обозначает его действие или признак и от­вечает на вопросы что делает предмет? что с ним про­исходит? каков он? что он такое? и др. Есть несколько видов сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.


Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

Глаголами в форме изъявительного, условного или повелитель­ного наклонения: В это время в гостиную вошел гость. Он охотно бы занял его место. Вы не смотрите на меня так;

Глаголами в форме сложного будущего времени: Скорее расти будут усы;

Глаголами повелительного наклонения с частицами да, ну, же и др.: Да подите сюда!

Глаголами с частицами было, так, знай себе и др.: Снег так и валил . Фадеев пошел было с корзиной на берег;

Фразеологизмами: Он стоял как вкопанный (т. е. остолбенел).

Практическая работа № 2

1. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.
Образец: Так мыпрожили целый месяц.

Вы бы взяли билет!

Да уходите же вы наконец!

Вы покажите нам что-нибудь подешевле.

Он непременно будет искать нас на берегу.

Карандаш так и ходил по бумаге.

Я не делаю визитов.

2. Подчеркните подлежащее и простое глагольное сказуемое.

Образец: Ятак и ахнул !

1) Сердце так и стучит. 2) Жизнь знай себе проходит. 3) Тогда я не упускал ее из виду. 4) Лишь бы он учился да дома не баловался. 5) Он нашел было портфель, да опять потерял. 6) Ты бы пошел в сени да на засов двери запер! 7) Он сделал шаг назад и остановился как вкопанный. 8) На вашем месте я теперь икал и страдал бы изжогой от этих осетров. 9) Я к вам теперь часто буду ездить. 10) Из всей роскоши ей прежде всего бросилось в глаза большое зеркало. 11) Множество зеленых и серых ящериц бросилось к щелям и в траву. 12) Я взял себя в руки и остался на месте. 13) Гене­рал сел за стол и взял перо в руки.

Составное глагольное сказуемое имеет две части - вспомогатель­ную и основную.

Основная часть выражается глаголом в неопределенной форме : Он хотел есть . Он хотел пить .

Вспомогательная часть может быть выражена :

Глаголами: Глаза начали уставать . Он продолжал рассказы­вать про свою жизнь. Он хотел проехать мимо;

Краткими прилагательными с оттенком долженствования и их сочетаниями с глаголом быть и др. (рад, был рад, буду рад, должен, был должен, буду должен, готов, был готов, буду го­тов и др.): Я буду рад встретиться с вами;

Фразеологизмами или устойчивыми словосочетаниями: имел на­мерение (хотел), лелеял надежду (надеялся) и др.: Он горел желанием выступить.

Практическая работа № 3

1. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядаже могу уйти в другую комнату.

Надя начала глядеть в окно.

Он перестал мне высылать деньги.

Я не хотел идти к Оле.

Вы обязаны поступить на сцену!

Вы не имеете права говорить это!

2. Подчеркните подлежащее и составное глагольное сказуемое.

Образец: Ядолжна уехать отсюда сегодня же!

1) Я рад бы лечиться. 2) Я ужасно есть хочу. 3) Я старался не глядеть вниз. 4) Мы его терпеть не могли. 5) Мы принялись варить чай. 6) Начал я ходить по коридору. 7) В противном же случае я дол­жен буду принять крайние меры. 8) Но доктор должен был пре­рвать свою речь. 9) Он мог бы написать полный курс садоводства. 10) Кунья шапка продолжала еще висеть на гвозде. 11) Он тер­петь не мог барской спеси и важничанья. 12) И он опять принял­ся кричать протяжно и громко. 13) Ольга продолжала глядеть на меня с удивлением. 14) Ловкости моей не могли завидовать даже медведи. 15) По этому пункту я готов спорить с вами без конца. 16) Петров не хочет больше отпускать в кредит бумагу. 17) Я была бы не в силах огорчить ее своим неповиновением. 18) Дебютантка готова была провалиться сквозь землю от стыда и ожидания.

Составное именное сказуемое состоит из двух частей - глагола-связки и именной части : Он был солдатом . (Важно не то, что он был, а то, что он был солдатом.)

Именная часть обозначает признак подлежащего, отвечает на во­просы каков предмет? что он такое? что с ним про­исходит? и может быть выражена:

Именем существительным или словосочетанием: Он учитель. Он был директором. Он в восторге;

Полным или кратким прилагательным: Мы молодые . Мы молоды ;

Сравнительной степенью прилагательного: Эта дорога короче;

Кратким страдательным причастием: Дорога проложена через лес;

Именем числительным: Он был пятым по очереди;

Местоимением: Вишневый сад теперь мой ;

Наречием: Ей туфли будут впору ;

Синтаксически неделимым словосочетанием: Вечером море было черного цвета .

Глагол-связка может отсутствовать (нулевая связка): Он солдат .

Глагол-связка может быть выражен:

Всеми формами глагола быть: Самовар был бы важным нововве­дением ;

Глаголами, их сочетаниями или синтаксически неделимыми словосочетаниями: Он стал врачом . Он хотел бы стать вра­чом . Я чуть не сошел с ума от радости (т. е. обрадовался). Она сидела усталая (была усталая, т. е. важно не то, что она сидела, а то, что сидела усталая).

Практическая работа № 4

1.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое с нулевой связкой.

Образец: А все же яхрабрая . 1) Все это понятно. 2) Я раб. 3) Воз­дух великолепен. 4) Оба вы люди со средствами. 5) Вы очень любезны. 6) Егорушка жив и здоров. 7) Доктор очень хоро­ший. 8) Вы просто избалованы успехом. 9) Она неизмеримо выше вас. 10) Первый был брат Федор Федорыч. 11) Чемодан этот мой. 12) Я один из постояннейших посетителей оперы.

2.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.
Образец: Велика была его радость . Скучный ты стал. Ночь была ясная. Горы сделались темно-синими и угрюмыми. Долина ста­новилась все шире и шире. Жизнь ее будет прекрасной. А вы бы стали свободны. А дверь так и осталась незатворенной. В де­сять часов бал был в разгаре.

3.Подчеркните подлежащее и составное именное сказуемое.

Образец: Не буду яначальницей . 1) Ночь обещала быть холодной. 2) Ночь выпала на редкость тихая и спокойная. 3) Подсудимый держал себя на суде очень странно. 4) Погода стояла великолеп­ная. 5) Охота вышла неудачна. 6) Оно показалось мне знако­мым. 7) Не он первый. 8) Теперь он мой.

4. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Образец: Онанеряшлива . Лицо его холодно и строго. Жребий брошен. Уговор дороже денег. Он не трус и не боится людей. Она была ду­шой компании. Он добрый и честный малый. Улыбки менее чем уместны. Один из домиков оказался порожним. Она была в обмо­роке. Они будут вам очень рады. В это время показалась ящерица. Один след показался мне каким-то странным. Он глядел и чувство­вал себя на верху блаженства. С каждым днем идти становилось все труднее и труднее. Впереди на илистой почве были видны от­печатки тигровых лап. Под старость он уже не мог заниматься охо­той и стал звероловом.

По наличию или отсутствию эмоциональной окраски выделяются предложения восклицательные и невосклицательные.

Восклицательные - это предложения, эмоционально ярко окрашенные, в них сообщение, вопрос или побуждение сопровождается сильно выраженным чувством говорящего.

И повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения могут быть восклицательными, если они приобретают в речи эмоциональную окраску, например: 1) Какой упоительный аромат! (Паустовский); 2) Ох, полезно человеку увидеть себя со стороны, да еще в увеличительное стекло! (Вигдорова). В этих предложениях сообщения окрашены чувством восхищения (1), иронии (2), поэтому по цели высказывания они повествовательные, а по эмоциональной окраске - восклицательные.

1)- Что сделаю я для людей?!- сильнее грома крикнул Данко (Горький); 2) Кто там клевещет на Россию?! (Островой). В этих примерах вопрос произносится с чувством восторга и решимости (1), с возмущением (2), поэтому эти предложения - вопросительные по цели высказывания и восклицательные по эмоциональной окраске. 1) Принимай, Москва, постоянство Безраздельной моей любви! . (Жаров); 2) Орленок, орленок, Взлети выше солнца И степи с высот огляди! (Шведов). В этих предложениях, побудительных по цели высказывания и восклицательных по эмоциональной окраске, побуждение окрашено чувством любви, восторга, восхищения.

Таким образом, восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения, если они произносятся с чувством восторга, радости, нежности, огорчения, возмущения, ненависти, досады, злости, страха, удивления и т. п.

Основным средством оформления восклицательных предложений является особая, восклицательная интонация: тон голоса в восклицательных предложениях более высокий и напряженный по силе.

Наивысшая сила напряжения и высота тона обычно бывает на слове, выражающем чувство, например: Покамест упивайтесь ею, Сей милой жизнию, друзья! (Пушкин). Восклицательные предложения произносятся или сильно убыстренным темпом или, наоборот, замедленным.

Наряду с интонацией в формировании восклицательных предложений могут участвовать также междометия и частицы, например: 1) Ах, в какую хорошую пору Мы с тобою на свете живем! (Жаров); 2) О, если б ты видеть могла Неистовство мрака и света! (Островой); 3) Что за скука, что за горе наше бедное житье! (Пушкин); 4) Как мне нездоровиться! Как голова горит! (А. Островский); 5) Куда нам до таких воззрений! (Некрасов) .

На письме в конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак. Если такое предложение по цели высказывания вопросительное, то ставится два знака: вопросительный и восклицательный.

Предложения, в которых сообщение, вопрос или побуждение не сопровождается ясно выраженным чувством говорящего, называются невосклицательными.

Например: 1) Для меня все ново в мире (Борисов)-повествовательное невосклицательное предложение;

2) Хотите заглянуть в будущее? (Кетлинская) - вопросительное невосклицательное предложение; 3) Выбирай жену не в хороводе, а в огороде (пословица) - побудительное невосклицательное предложение.

Отношение повествовательных, вопросительных и побудительных предложений к восклицательным можно представить в следующей схеме (см. с. 289).

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 3. Типы предложений по эмоциональной окраске

релевантные научные источники:

  • Лекции по Русскому языку

    | Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

    ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.

В зависимости от цели высказывания различаются предложения повествовательные, вопросительные и побудительные. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе – восклицательное, в нём выражена радость. 2. По наличию или отсутствию в предложении главных и второстепенных членов предложения выделяют предложения распространенные и нераспространенные.

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. Например: Написали ли вы свое завещание? Вопросительные предложения могут заключать в себе отрицание того, о чем спрашивается, это вопросительно-отрицательные предложения: Что же вам тут может нравиться?

Использование трёх восклицательных знаков

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению. Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса. В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание.

Л.); Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей? По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? Вопрос в вопросительном предложении может сопровождаться добавочными оттенками модального характера — неуверенности, сомнения, недоверия, удивления и др. Например: Как, ты ее разлюбил?

П.); И как могла она допустить до этого Курагина? Сказуемым в побудительном предложении может быть инфинитив, например: Позвать Бертрана (Бл.); Не сметь меня раздражать! В разговорной речи часто используются побудительные предложения без словесного выражения сказуемого — глагола в форме повелительного наклонения, ясного из контекста или ситуации. Это своеобразные формы предложений живой речи с ведущим словом — именем существительным, наречием или инфинитивом.

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Нераспространенным называется предложение, имеющее только позиции главных членов — подлежащего и сказуемого, например: Прошло несколько лет (П.); Был полдень (Шол.); Стало светать (Пришв.); Тишина.

Предложения, имеющие, наряду с главными, позиции второстепенных членов, называются распространенными, например: Между тем солнце поднялось довольно высоко. Распространители предложения в целом называются детерминантами. Невосклицательными предложениями называют такие, которые подразумевают обыденный, будничный тон и отсутствие яркой эмоциональной составляющей. Восклицательные предложения - это такие предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего.

Восклицательные частицы местоименного, наречного или междометного происхождения, придающие высказыванию характерную эмоциональную окраску: о, ну, ну и, как, куда как, что за, какой и прочие. Обычно с помощью 3 восклицательных знаков в конце предложения автор выражает высокую степень эмоционального возбуждения. Предложения «Уходи вон!!!» или «Уходи и не возвращайся!!!» говорят о глубоких чувствах человека, который их высказывает.

Этот видеоурок могут просматривать только зарегистрированные пользователи

Вопросительные предложения содержат вопрос. Цель вопроси­тельного предложения - сообщить о том, что говорящий хочет что-то узнать у слушающего, выяснить что-либо. Задавая вопрос, говорящий надеется получить ответ, поэтому вопросительные предложения часто встречаются в диалогах. Вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией

Побудительные предложения содержат побуждение, приказание, просьбу, призыв, совет сделать что-либо, обращенные к слушающему. Цель побудительного предложения - воздействовать на собеседника, заставить его что-либо сделать.

В роли сказуемого в побудительном предложении часто выступает глагол в форме повелительного наклонения: Дайте мне на родине лю­бимой, всё любя, спокойно умереть! С.А. Есенин). Однако в русском языке есть множество других способов формального выражения воле­изъявления: частицы, сослагательное наклонение глагола, модальные глаголы, интонация и т.п.

В качестве восклицательных предложений могут употребляться предложения всех коммуникативных типов: повествовательные, побудительные и вопросительные

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то – это повествовательные предложения. Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать. Это побудительное предложение. Будить — помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, начать действовать; побуждение – подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией.

Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего. Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.

Последние материалы раздела:

Презентация на тему
Презентация на тему "квадратный корень из произведения" Разложение на простые множители

Ученики всегда спрашивают: «Почему нельзя пользоваться калькулятором на экзамене по математике? Как извлечь корень квадратный из числа без...

Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г
Буденный Семён Михайлович (), советский военачальник, маршал Советского Союза (1935 г

история создания песни "Марш Буденного", презентация,фонограмма и текст песни. Скачать:Предварительный просмотр:Конкурс «Военная песня» «Марш...

Бактерии- древние организмы
Бактерии- древние организмы

Археология и история – это две науки, тесно переплетенные между собой. Археологические исследования дают возможность узнать о прошлом планеты,...