Плюсы и минусы технологии триз. Триз технология

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом творчества Октябрьского района г. Улан-Удэ» ЦДО «Олимп»

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ

Ронский Евгений Геннадьевич

г. Улан–Удэ, Октябрьский район

В данной статье рассматриваются методики и технологии ТРИЗ-педагогики представлен опыт их применения в объединении «Удивительный мир робототехники». Предложены идеи и предложения по усовершенствованию образовательных программ с использованием методов ТРИЗ-педагогики и расширения применения данных технологий в перспективе.

От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура – это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Но содержание педагогики XXI века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве XX века.

Известный физик Лео Силард предложил простой образ:

Изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара – область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади – новая задача.

Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло. И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи – новые возможности. Плохое – новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой подготовке Решателей. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности – кто-то должен уметь ими пользоваться…

Подготовить к встрече с новыми задачами, с которыми не приходилось сталкиваться раньше – основная функция педагогики, появившаяся в результате научно-технической революции. Определим эту функцию так: формирование культуры изменения культуры. Проще говоря, учить прогнозировать, предусматривать, грамотно менять окружающую действительность. И эта функция становится главной.

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня детей? ЗУНы, "знания - умения - навыки", со времен Я. А. Коменского (XVII век) функционируют до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в детском саду у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция.

Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Это определение довольно четко отражает сущность психологической инерции, хотя и не охватывает всего ее многообразия

Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий, психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс. Преодолеть барьеры психологической инерции на пути к творчеству помогает теория решения изобретательских задач – действенная практическая методика, которая управляет процессом мышления, предохраняя от ошибок и заставляя совершать необычные (талантливые) мыслительные операции, т. е. это технология мышления. ТРИЗ базируется на объективных законах развития технических систем. Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.

В основе ТРИЗ - педагогики лежат методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции, развить творческое воображение, решать проблемы методами, основанными на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач Воспитательная система построена на теории развития творческой личности. Поэтому у детей развивают, в первую очередь: диалектическое мышление; дивергентное мышление;

творческое воображение; познавательную активность.

В своей работе я использую приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Вот некоторые из них:

1. «Мозговой штурм» - наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей. Суть метода – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Метод активизирует ассоциативные способности человека. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

2. Суть метода синектики состоит в овладении синекторами четырьмя видами аналогий:

Прямая аналогия предполагает поиск решений в различных отраслях техники, биологии, зоологии, микромире.

Личностная (субъективная) аналогия, или эмпатия. Синектор отождествляет себя с техническим объектом и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта.

Символическая аналогия. Это метафоры и сравнения, основанные на парадоксальном сочетании противоположных по смыслу понятий.

Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы

3. Суть метода фокальных объектов заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Эти и другие методы на примере объединения «Робототехника» используются для решения учебных задач. При освоении технологий конструирования робототехнических систем зачастую возникают реальные технические противоречия, которые необходимо преодолеть. Так, например, с использованием метода мозгового штурма, решалась проблема: в наличии имелся один двигатель, а по условиям задачи необходимо было выполнять два различных движения.

При использовании методов ТРИЗ - технологии у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Внедрение в образовательный процесс принципов ТРИЗ-педагогики у нас, к сожалению, не носит массового характера. В школах идёт плановый учебный процесс, а административный аппарат пока не склонен к резким переменам. На этом фоне дополнительное образование имеет больше возможностей для внедрения методов ТРИЗ–педагогики в процесс обучения.

В принципе, идеи и методы ТРИЗ-педагогики применимы ко всем направлениям дополнительного образования, но мне более близким является техническое, поэтому в дальнейшем идеи и предложения будут касаться в основном, этого направления.

А идеи просты и сводятся к следующему:

Во-первых, Есть идея проработки полной многолетней программы обучения с использованием методов ТРИЗ-педагогики, которая позволила бы разделить весь процесс обучения по принципу соответствия сложности-возрасту. То есть последовательное обучение от простейшего к сложному (конструктор «LEGO » - «LEGO – WeDo » – «Scratch » – Роботы «Lego Mindstorms » - «Arduino »). Охват такой программой, - от детского сада и до старших классов!

Во-вторых, Робототехника является политехнической дисциплиной, чего не скажешь о других технических объединениях! А может, стоит создать такое объединение «политехническое», где в программе обучения присутствовали бы разные направления технического творчества? Естественно, основываясь на методах и принципах ТРИЗ-технологии. Формы организации и проведения занятий могут быть различными.

Применение ТРИЗ-технологий даёт свои результаты. Воспитанники объединения принимают участие в соревнованиях городского, республиканского и межрегионального уровня и занимают призовые места. Но работа объединения «Удивительный мир робототехники» не ограничивается обучением и участием в фестивалях и мероприятиях в своём сегменте. Ученики принимают активное участие в мероприятиях различной направленности, проводимых в условиях Дома творчества. Наши ребята участвуют в конкурсах, соревнованиях, выставках, они рисуют, поют, декламируют, танцуют и соревнуются!

Список литературы:

1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г. С. Альтшуллер. Новосибирск: Наука, 1986.

2. Гасанов, А. И. Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач) [Текст] / А. И. Гасанов, Б. М. Гохман, А. П. Ефимочкин и др. М.: Интерпракс, 1995.

3. Гольдовский, Б. И. Рациональное творчество. Методы анализа проблем и поиска решений в технике [Текст]: серия метод. пособий / Б. И. Гольдовский, М. И. Вайнерман. М.: Речной транспорт, 1990.

4. Джонс Дж. К. Методы проектирования [Текст]: пер. с англ. 2-е изд. / Дж. К. Джонс М.: Мир, 1986.

5. Кондратьев, А. В. Основы изобретательского творчества. Тверь, 2008.

6. Попов, А. АРИЗ: алгоритм решения изобретательских задач [Текст] / А. Попов // Изобретатель и рационализатор. 1985. № 2. С. 30-31.

7. Попов, А. Правила рационального мышления [Текст] / А. Попов // Изобретатель и рационализатор. 1985. № 8. С. 28-30.

Ростовцева Татьяна Сергеевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г.Тосно»

Основные преимущества ТРИЗ-педагогики. Идеи ее практического применения на уроках физики и астрономии и во внеурочной деятельности

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности. Чему и как учить сегодня детей? ЗУНы, "знания - умения - навыки", со времен Я.А. Коменского (XVII век) функционируют до сегодняшнего дня по старым правилам: услышал - запомнил - повторил - применил. В результате уже в д/с у ребёнка формируются стереотипы мышления и поведения. Возникает так называемая психологическая инерция.

Психологическая инерция – это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Это определение довольно четко отражает сущность психологической инерции, хотя и не охватывает всего ее многообразия

Психологическая инерция блокирует уже имеющийся запас знаний, если они не были задействованы в формировании определённого стереотипа. Действительно, в результате многократного повторения бытовых или учебных ситуаций вырабатывается условный рефлекс поведения, когда задача выступает как раздражитель. До тех пор, пока деятельность человека ограничивается набором воспроизводимых действий (например, при формировании КГН, действий по определённым правилам и формулам), психологическая инерция выступает как благо, избавляя ребёнка от необходимости решать проблемы там, где их нет. Но если условия и обстоятельства меняются, психологическая инерция мешает, тормозит, ставит в тупик. Всё в мире меняется, и появление новых условий или проблем обязательно потребует иных способов действия, тогда как психологическая инерция заставляет действовать по-старому до тех пор, пока не сформируется новый рефлекс. Преодолеть барьеры психологической инерции на пути к творчеству помогает теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – действенная практическая методика, которая управляет процессом мышления, предохраняя от ошибок и заставляя совершать необычные (талантливые) мыслительные операции, т.е. это технология мышления. ТРИЗ базируется на объективных законах развития технических систем. Основателем ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.

В основе ТРИЗ - педагогики лежат методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции, развить творческое воображение (РТВ), решать проблемы методами, основанными на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач (ОТСМ - общая теория сильного мышления.). Воспитательная система построена на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Поэтому у детей развивают, в первую очередь:

диалектическое мышление;

дивергентное мышление;

творческое воображение;

познавательная активность.

В своей работе я использую приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Вот некоторые из них.

1. «Мозговой штурм» - наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей Предложен американским ученым А. Осборном. Суть метода – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. Метод активизирует ассоциативные способности человека. Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Примеры:

Начальный уровень: Новый Год встретили Куда девать натуральные елки?

Продвинутый уровень: Корабль был вморожен в лед. Снаружи был лед, внутри корабля был лед. Но близ Солнца вышел из строя вспомогательный насос холодильной системы и лед начал таять... Р. Брэдбери: «Золотые яблоки Солнца»

Да, лед, аммиачные холодильные насосы - все это не очень надежная защита от огненного дыхания Солнца... А ведь как заманчиво провести астрофизические исследования в непосредственной близости от Солнца! Построить и запустить беспилотную космическую станцию можно и сегодня. Вся проблема в том, чтобы защитить эту станцию от тепла и радиации....

Это замечательный способ начала урока: практически все ребята включаются в процесс поиска решений. Затем плавно перехожу к теме урока:

    Рассматриваем процессы плавления, испарения, решаем задачи по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» на уроках физики.

    Изучаем физические характеристики Солнца, процессы, происходящие, на его поверхности и в недрах на уроках и внеурочной деятельности по астрономии.

2. Суть метода синектики состоит в овладении синекторами четырьмя видами аналогий:

Прямая аналогия предполагает поиск решений в различных отраслях техники, биологии, зоологии, микромире.

Личностная (субъективная) аналогия, или эмпатия. Синектор отождествляет себя с техническим объектом и представляет себе, что бы он делал сам, если бы оказался на месте этого объекта.

Символическая аналогия. Это метафоры и сравнения, основанные на

парадоксальном сочетании противоположных по смыслу понятий.

Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы

Пример: Я – электрон. Как мне быстрее добраться до места » работы»?

3.Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

4. Системный оператор (СО) приемлем для работы со старшими школьниками, которые знают, что такое анализ, и могут выделить из системы подсистеиы.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. Конец формы

Конец формы

Конец формы

Основное достоинство ТРИЗ в популярности его изложения, что позволяет освоить метод даже школьникам. Достоинством является также хорошая системность и комплексность изложения материала с многочисленными примерами решения изобретательских задач и наличие литературы в библиотеках благодаря массовости тиражей, а также доступность первоисточников в электронном виде через Интернет.

Всякая новация в виду оригинальности неизбежно имеет недостатки, которые приведены ниже, однако они заметны только для профессионалов в сфере технического творчества, освоивших ряд других методов интенсификации изобретательства, современную общую теорию систем и создавших свою систему и стиль изобретательства.

К недостаткам можно отнести следующее.

Главная составляющая

Один из главных недостатков ТРИЗ состоит в том, что Г.С.Альтшуллер с единомышленниками сосредоточились только на материальных и хорошо понимаемых всеми веществе и поле, но отвергли нематериальную составляющую – информацию. Пока что ещё никто не доказал, что информация материальна, т.е. идентична веществу и энергии. Сигнал или знак как материальные носители информации несут смысл – понятие чисто духовное, а информация без смысла – это шум. Без информации управление невозможно, а без управления нет целостности систем. Вместо полного триединства : вещества, энергии и информации, которые проходят через любую систему и составляют суть её работы, в ТРИЗ нелогично проигнорировали информацию и всё дальнейшее построено только на двуединстве вещества и поля, следовательно, весь вепольный анализ построен на ложном основании. Отвергать информационные обратные связи, как автоматические информационные управляющие элементы – категорически неправильно. Без положительных обратных связей немыслимо развитие систем, а без отрицательных обратных связей немыслима стабилизация и устойчивость систем. Следовательно, ТРИЗ отвергает кибернетику, да и общую теорию систем. Многие системы не содержат веществ или энергий, а информация является главной составляющей всех без исключения систем, да и всего сущего.



В ТРИЗовских законах принципиальной жизнеспособности систем (закон полноты частей системы, закон энергетической проводимости системы, закон согласования ритмики частей системы) роль важности информации косвенно указывается и прослеживается, ибо без органа управления все системы неработоспособны. Какой бы избыток веществ и энергий не привлекать, как бы их не сочетать – без информации процесс не пойдёт, нужна хотя бы первая команда на запуск работы системы. Информация – это знаю, как делать, знаю, что делать, знаю, зачем делать, почему и какие будут последствия сделанного, т.е. информация это знания.

В другом базовом двуединстве ТРИЗ «изделие – инструмент» изъята роль информации, т.е. смысл взаимодействия и суть процесса, т.к. в любой системе или процессе есть алгоритм (программа, технология) работы, где поток информации обеспечивает все преобразования, ибо он первичен. Сначала поток информации, потом действия (по аллегории, подумал – сделал). По ходу любого процесса вместе с преображением потоков веществ и энергий адекватно преображается и информация, информация на входе в систему согласовывается с информацией на выходе из системы обратными связями с учётом информации приходящей из внешней среды, последняя в ТРИЗ вообще не принимается во внимание как несуществующая, но именно внешняя среда в большинстве случаев всё определяет. По сути, в паре «изделие – инструмент» для инструмента изделие является внешней средой и наоборот.

Информация – это параметры физических величин и процессов на каждой операции. Сколько чего, где и когда, в какой последовательности и др. Возможно ли без них обойтись? Если нет информации, то господствует хаос обезличенности – это не системный подход, а мечтания. Причинно-следственные связи – это информация .

Решать модели задач в статике и решать реальные технические задачи в динамике – принципиально разные вещи, не правда ли?

Это в философии основой является единство и борьба противоположностей, а в технических системах только триединство обеспечивает работоспособность и вообще жизнеспособность систем. Если ТРИЗ абстрагируется настолько, что исключает информацию как основу всех процессов, то это явный перебор, для которого по аллегории есть изречение народной мудрости: «с водой выплеснули ребёнка». По другой аллегории информация является душой в жизнеспособности системы – представьте человека без души.

Если не рассматривать взаимодействие связей в триединстве вещество-поле-информация, то нарушается целостность систем, а без целостности всё искусственное субъективное расчленение на части является фантазированием без практического смысла.

Основные постулаты общей теории систем сводятся к следующему:

Целое есть нечто большее, чем сумма частей.

Целое определяет природу частей.

Аннотация

Проведен анализ ТРИЗ с точки зрения теории, методики преподавания, подготовки преподавателей, создания научной школы и развития ТРИЗ - движения. Выявлены недостатки каждого из направлений и показаны пути их устранения. Основное внимание уделено развитию теории.

Введение

Развитие ТРИЗ, на наш взгляд, следует рассматривать по следующим направлениям:

Развитие теории.

Развитие методики преподавания.

Подготовка преподавателей.

Создание научной школы.

Развитие ТРИЗ - движения.

Гениальность Альтшуллера была не только в разработке самой теории, но и в стратегии продвижения ее на "рынок" по всем направлениям.

Прежде чем говорить о перспективах развития ТРИЗ необходимо выявить ее недостатки. Недостатки будем рассматривать по указанным направлениям.

Недостатки ТРИЗ

1. Недостатки теории

Г.С. Альтшуллер неоднократно проводил работы по анализу развития ТРИЗ, его отдельных инструментов и описывал будущее ТРИЗ . Из последних работ по анализу развития теории ТРИЗ, известных автору, наиболее детально анализ проведен, в работах .

1.1. Общие недостатки

    1.1.1. Не определена область применения ТРИЗ.

    1.1.2. Отсутствует общая концепция построения и развития ТРИЗ.

    1.1.3. Нет точных определений элементов и терминов ТРИЗ.

    1.1.4. Отсутствует методика формирования творческого, системного и логического мышления.

    1.1.5. Нет однозначности и точности инструментов.

    1.1.6. Не определены количественная и качественная стороны инструментов.

    1.1.7. Повторяемость (избыточность) инструментов (многие инструменты повторяют друг друга).

    1.1.8. Инструменты ТРИЗ не представляют собой единую систему, а разбиты на независимые части (приемы, эффекты, стандарты) и непонятно когда и как их использовать. При решении задач приходится перебирать все инструменты.

    1.1.9. Нет четкой связи законов развития систем и инструментов ТРИЗ.

    1.1.10. Отсутствие общих методик:

      1.1.10.1. выбора и точного использования инструментов ТРИЗ в зависимости от решаемых задач, поставленной цели и выполнения других функций ТРИЗ;

      1.1.10.2. выявления проблем и постановки задачи;

      1.1.10.3. точного использования инструментов при разрешении противоречий;

      1.1.10.4. выявления всех возможных направлений решения задачи;

      1.1.10.5. развития систем.

1.2. Недостатки частей ТРИЗ

    1.2.1. Недостатки законов развития систем

      1.2.1.1. Нет теоретического обоснования системы законов.

      1.2.1.2. Нет единой общепризнанной системы законов.

      1.2.1.3. Система законов требует большей полноты и формализации.

      1.2.1.4. Нет законов развития потребностей и функций.

      1.2.1.5. Существующие системы законов не всегда логичны.

      1.2.1.6. Нет общей модели процесса эволюции систем.

      1.2.1.7. Отсутствует методика определения этапа развития конкретной системы.

    1.2.2. Недостатки АРИЗ

    Анализ недостатков АРИЗ проводился неоднократно разными авторами и, прежде всего, Г.С.Альтшуллером . Кроме того, автору известны работы Б.Злотина, Э.Злотиной, С.Литвина и В.Петрова.

    Опишем недостатки АРИЗ.

      1.2.2.1. Нет части АРИЗ, точно определяющей исходную (изобретательскую) ситуацию.

      1.2.2.2. Нет части АРИЗ, определяющей все возможные направления решения задачи и выбор направления решения задачи.

      1.2.2.3. Способы разрешения физического противоречия (ФП) недостаточны и не детализированы.

      1.2.2.4. Отсутствует система определения способа разрешения ФП в зависимости от вида ФП.

      1.2.2.5. В АРИЗ-85-В имеется разрыв в логике включением 4 части.

      1.2.2.6. Части 6-8 АРИЗ-85-В не используются при решении задач. Их необходимо развить и структурировать.

    1.2.3. Недостатки вепольного анализа

      1.2.3.2. Не приведено все многообразие веществ и полей.

      1.2.3.3. Не описаны все тенденции изменения и использования веществ и полей.

      1.2.3.4. Закон увеличения степени вепольности описан только частично.

      1.2.3.5. Не описано все многообразие вепольных структур и не сформулированы закономерности их изменения.

    1.2.4. Недостатки стандартов на решение изобретательских задач

      1.2.4.1. Необходима формализация и структуризация системы стандартов и каждого из них в отдельности.

      1.2.4.2. Структура стандартов, состоящая из 5 классов, усложняет ее использование и менее логична, чем система, состоящая из 3 классов, которая к тому же более проста в употреблении.

      1.2.4.3. Система стандартов не является следствием всех известных законов и закономерностей развития техники.

      1.2.4.4. Структура класса стандартов на измерение и обнаружение не идентична структуре класса стандартов на изменение.

      1.2.4.5. В системе стандартов не применены все поля и известные физические, химические, биологические и геометрические эффекты.

    1.2.5. Недостатки эффектов

      1.2.5.1. Нет единой системы и структуры эффектов.

      1.2.5.2. Не описаны закономерности развития и использования эффектов.

      1.2.5.3. Не охвачены все направления эффектов. Существуют только физические, химические, биологические и геометрические. Отсутствуют как минимум: математические (не только геометрические), социальные и психологические эффекты.

      1.2.5.4. Существующие системы физических, химических, биологических и геометрических эффектов не охватывают все многообразие знаний в этих областях.

      1.2.5.5. В существующей системе эффектов отсутствует определение границ действия эффектов, что значительно снижает эффективность их применения на практике.

    1.2.6. Недостатки приемов

      1.2.6.1. Нет единой системы приемов, а существуют разные системы (их количественный и качественный состав не обоснован). Существуют следующие системы приемов:

        1.2.6.1.1. основные приемы - 40;

        1.2.6.1.2. дополнительные приемы - 10;

        1.2.6.1.3. приемы-антиприемы (парные приемы);

        1.2.6.1.4. приемы разрешения физических противоречий.

      1.2.6.2. Приемы не однозначны (имеются общие и очень специфичные, и даже устаревшие приемы).

      1.2.6.3. Нет единой системы использования приемов.

      1.2.6.4. Недостатки таблицы устранения технических противоречий:

        1.2.6.4.1. нет обоснования количества универсальных параметров. Необходимо выявить все возможные универсальные параметры и структурировать их.

        1.2.6.4.2. приемы, указанные в таблице, не всегда наилучшие для разрешения конкретного противоречия.

    1.2.7. Недостатки теории развития творческой личности (ТРТЛ)

      1.2.7.1. Не определены соотношения ТРТЛ и ТРИЗ. Входит ли ТРТЛ в ТРИЗ или это самостоятельная теория?

      1.2.7.2. Нет обоснования полноты и качества инструментов ТРТЛ

      1.2.7.3. Имеются некоторые несоответствия ТРТЛ и биографий современных творческих личностей.

    1.2.8. Недостатки методики развития творческого воображения (РТВ)

      1.2.8.1. Нет теоретического обоснования методов развития творческого воображения.

      1.2.8.2. Не определены составляющие творческого воображения.

      1.2.8.3. Нет методик развития творческого воображения по всем сенсорным каналам (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус, тактильные ощущения, температура, восприимчивость других полей и т.д.) и комплексного их развития.

      1.2.8.4. Нет методик развития пространственного воображения.

      1.2.8.5. Нет методик выявления новых закономерностей, использования существующих закономерностей и отказа от этих закономерностей.

2. Недостатки методики преподавания

2.1. Отсутствие учебно-методических комплексов по каждому из направлений ТРИЗ.

2.2. Недостаточное количество учебных центров.

2.3. Недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей.

3. Недостатки подготовки преподавателей

3.1. Отсутствие учебно-методических комплексов по подготовке преподавателей ТРИЗ.

3.2. Недостаточное количество учебных центров по подготовке преподавателей.

3.3. Недостаточное количество высококвалифицированных преподавателей.

4. Недостатки развития ТРИЗ - движения

4.1. Недостаточная информированность ТРИЗ (ТРИЗ недостаточно известен).

4.2. Недостаточное количество центров ТРИЗ.

4.3. Недостаточное количество информационных органов ТРИЗ.

5. Недостатки развития научных школ

5.1. Отсутствие теории создания научных школ.

5.2. Малочисленность теоретиков ТРИЗ (недостаточно высококвалифицированных научных кадров).

5.3. Малочисленность научных школ.

5.4. Разрозненность научных школ.

5.5. Отсутствие системы подготовки научных кадров.

Будущее теории ТРИЗ

При решении задач пользователю ТРИЗ сложно самостоятельно выбрать подходящий для решения его задачи тип инструмента. Он вынужден выбирать его наугад или последовательно применять каждый из инструментов. В целом инструменты дополняют друг друга, но отдельные из них содержат повторяющиеся элементы.

Первая попытка решить данную проблему была предпринята в середине 70-х годов XX века группой исследователей ленинградской школы ТРИЗ (Б.Злотин, Э.Злотина, С.Литвин, В.Петров). Был разработан адаптивный АРИЗ. Он состоял из блоков и, в зависимости от решаемой задачи, алгоритм подсказывал как, когда и в какой последовательности нужно использовать отдельные блоки. АРИЗ адаптировался под степень сложности задачи. Самые простые задачи решались с помощью основной цепочки АРИЗ (АП - ТП - ИКР - ФП - решение). С увеличением степени сложности задачи, увеличивалась степень сложности (подробности) АРИЗ. Самые сложные задачи решались по алгоритму значительно подробнее АРИЗ-85-В.

Следующим шагом развития был "Комплексный метод", разработанный горьковской школой ТРИЗ под научным руководством Б.Голдовского. Все элементы ТРИЗ были разбиты на операторы, которые применялись в соответствии с разработанным алгоритмом.

В конце 80-х годов XX века Б.Злотин и А.Зусман разработали систему операторов, которая была использована в компьютерной программе IWB.

Л.Певзнер разработал концепцию создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ .

Все эти работы значительно облегчили использование инструментов ТРИЗ при решении задач. Однако они полностью не избавили ТРИЗ от указанных недостатков. Отдельные части ТРИЗ дублируют друг друга, и нет однозначности в использовании инструментов ТРИЗ.

Сегодня ТРИЗ содержит богатейший материал, накопленный путем исследования миллионов патентов и многолетней апробации ТРИЗ во время обучения и решения практических задач. Этот материал нужно использовать для построения нового поколения ТРИЗ.

1. Создание теоретических основ.

2. Синтез новой теории из имеющихся в ТРИЗ ресурсов.

3. Разработка специализированных ТРИЗ.

4. Формализация и кибернетизация ТРИЗ (использование современной математики, разработка экспертных систем и систем искусственного интеллекта).

Требования к теоретической разработке ТРИЗ изложены в .

Прежде всего, предстоит проанализировать имеющиеся ресурсы ТРИЗ и выявить все мельчайшие части инструментов. Необходимо сформулировать, что является элементарной составляющей ("атомом") ТРИЗ и определить все возможные "атомы".

На следующем этапе, необходимо разработать концепцию построения новой системы ТРИЗ и синтезировать новую теорию.

Концепция должна рассматривать как общую систему построения новой теории ТРИЗ, так и адаптивную систему синтеза ТРИЗ из имеющихся "атомов", "молекул" и более сложных инструментов ТРИЗ. Кроме того, должна быть разработана система пополнения и развития самой ТРИЗ.

Вид будущей ТРИЗ будет также существенным образом зависеть от способа использования. Предназначенность ТРИЗ:

  • Только для использования человеком (без применения компьютеров).
  • Использование ТРИЗ человеком с использованием компьютеров.
  • Полностью автоматизированный (компьютеризированный и кибернетизированный) ТРИЗ. Человек может только задавать (вводить) задачу.

    Специализированные ТРИЗ могут разрабатываться, например, по следующим направлениям:

  • техническое;
  • естественное;
  • бизнес;
  • социальное и политическое;
  • гуманитарные направления, искусство, музыка и литература.

    На следующем этапе происходит обобщение особенностей специализированных ТРИЗ, тем самым, происходит уточнение теоретических основ и инструментов ТРИЗ.

    1. Философскую составляющую (системный подход в широком смысле, логическое мышление, аксиоматический метод, дедукция и индукция).

    2. Законы развития систем.

    3. Инструменты для решения проблем.

    4. Методика выявления и разрешения противоречий.

    5. Методика прогнозирования развития систем.

    Для развития ТРИЗ неоднократно предлагалось использовать сами инструменты ТРИЗ, например: использование законов и АРИЗ.

    Продемонстрируем использование некоторых законов.

    Полнота частей системы - каждая часть ТРИЗ должна быть необходимой и достаточной, а все вместе составлять жизнеспособную саморазвивающуюся систему.

    Идеальная теория - теории нет, а ее функции выполняются. Система искусственного интеллекта.

    Динамичная теория - теория адаптируется под систему (под проблему).

    Согласование теории под систему (под задачу). Тоже что и динамизация.

    Переход в надсистему - объединение ТРИЗ с другими науками, с другими научными и общественными структурами.

    Как уже отмечалось ранее, автор сделал отдельные попытки устранить некоторые из указанных недостатков. Автор разработал новую систему законов развития объектов, включающую два новых раздела: законы развития потребностей и законы развития функций. В качестве механизмов осуществления законов автор разработал новую систему стандартов на решение изобретательских задач, включающую более 250 стандартов. Кроме того, доработаны закон увеличения степени вепольности и закономерности развития веполей.

    Развитие других направлений ТРИЗ

    1. Будущее методики преподавания и подготовки преподавателей

    1.1. Разработка учебно-методических комплексов.

    1.2. Разработка автоматизированных систем обучения.

    1.3. Создание интерактивного сайта обучения с возможностью доступа к нему с использованием современных средств связи (спутники и сотовые телефонные сети).

    1.4. Создание учебно-методического центра с высококвалифицированными специалистами.

    2. Будущее развития ТРИЗ - движения

    2.1. Разработка системы саморазвития ТРИЗ - движения.

    2.2. ТРИЗ - обязательный предмет во всех дошкольных и школьных учреждениях, университетах, системах переквалификации и повышения квалификации.

    2.3. Проведение серьезных маркетинговых исследований.

    2.4. Привлечение высококвалифицированных менеджеров.

    3. Будущее развития научных школ

    3.1. Разработка теории развития наук.

    3.2. Создание научных центров с высококвалифицированными учеными.

    3.3. Элитные конференции-семинары.

    3.4. Элитные журналы и сайты.

    Выводы

    В статье представлен анализ существующей ТРИЗ как теории, методики преподавания, подготовки преподавателей, создания научной школы и развития ТРИЗ - движения. Показаны возможные пути усовершенствования каждого из направлений ТРИЗ.

    Библиография

    1. Альтшуллер Г.С. О работе В.Р. Фея по изучению истории и логики эволюции ТРИЗ. 12.07.89. (рукопись).

    2. Альтшуллер Г.С. Перспективы развития ТРИЗ: Запись выступления на 3-ем Совете Ассоциации ТРИЗ (Петрозаводск, 30.10-3.11.1990г.) - Журнал ТРИЗ. - 1990. - № 1.2. - с. 4-5.

    3. Альтшуллер Г.С. История развития АРИЗ: (Конспект) - Журнал ТРИЗ. - 1992. - №3. 1. -

    4. Злотина Э.С., Петров В.М. Тенденции развития АРИЗов. - Теория и практика обучения техническому творчеству. Челябинск, УДНТП, 1988.

    5. Певзнер Л.Х. Концепция создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ. - Журнал ТРИЗ, Т. 1, № 2, 1990, с.44-49.

    6. Злотин Б. ТРИЗ: Прошлое и будущее. 1999. (рукопись).

    7. Salamatov Y. TRIZ today and in the Future. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2002.

    8. Петров В. Будущее ТРИЗ. - Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 24-26 июня 2002 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2002.

    Petrov V. New system of standard of solution of inventive problem. ETRIA World Conference - TRIZ Future 2003. November 12-14, 2003.

  • Меня уже давно интересует технология ТРИЗ , которая помогла сделать настоящий прорыв практически во всех сферах человеческой жизни. Появилась она, как сугубо утилитарная система, предназначенная для решения технических задач, и развития способности к изобретательству, о чем свидетельствует и сама расшифровка названия:

    • ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач .

    Но очень скоро стало очевидно, что технология ТРИЗ настолько универсальная, что ей доступны практически все области, где требуется проявить и творческий подход.

    Оказалось, что ТРИЗ можно использовать в решении практически любых задач любой сложности и направления.

    Итак, начинается ТРИЗ с концепции управления . Совершенно нормально, когда мы стремимся управлять всем, что нас касается. Управление своими финансами, своим автомобилем, своей жизнью.

    Используя автомобиль, как средство достижения цели, в смысле, чтобы доехать до нужного места назначения, мы должны уметь им управлять, иначе никуда не доедем.

    Точно так же, управляя своими действиями, мыслями, решениями, мы можем достичь своей жизненной цели, например, стать финансово обеспеченным, построить дом, создать счастливую семью, или найти любимого человека.

    Более подробные сведения Вы можете получить в разделах "Все курсы" и "Полезности", в которые можно перейти через верхнее меню сайта. В этих разделах статьи сгруппированы по тематикам в блоки, содержащие максимально развернутую (насколько это было возможно) информацию по различным темам.

    Также Вы можете подписаться на блог, и узнавать о всех новых статьях.
    Это не займет много времени. Просто нажмите на ссылку ниже:

    Последние материалы раздела:

    Скачать Тесты по психологии на андроид v
    Скачать Тесты по психологии на андроид v

    – приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
    Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

    Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...

    Слои атмосферы по порядку от поверхности земли
    Слои атмосферы по порядку от поверхности земли

    Космос наполнен энергией. Энергия наполняет пространство неравномерно. Есть места её концентрации и разряжения. Так можно оценить плотность....