Пишется суффикс ыва. Правила написания суффиксов ова ева ыва ива

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .

18 Фев 2016

Урок русского языка: «Правописание суффиксов глаголов ова-ева и ыва-ива»

Цели урока:

познакомиться с правописанием суффиксов -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами.

Приложение: материалы для проведения занятия,

материалы для тестирования учащихся

Ход проведения урока по русскому языку:

1. Мотивация и актуализация знаний.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Вы выполняли домашнее упражнение. Кто сам выполнял, а кто просил помощи родителей?

Есть ли у вас вопросы?

Проведём самопроверку.

Кто не ошибся ни разу?

Появились ли теперь вопросы?

В чем причина ваших затруднений? (не выучил правило, не применял правило, не смог подобрать проверочное слово).

2. Создание проблемной ситуации.

Так как у нас еще есть ошибки, давайте продолжим тренировку. Перед вами слова, вставьте пропущенные буквы. Распределите слова на группы и запишите столбиками.

Что объединяет эти слова?

Сколько столбиков получилось? Почему?

В 3 столбике слова не по правилу. Как же вы их написали?

Сформулируйте УЗ на уроке.

3. Гипотеза

Рассмотрим слова 3 столбика. Правильно ли вы написали?

Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.

4. Проверка гипотезы. Подведем итог.

К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).

Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? (Полнота, краткость, наглядность)

Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.

Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: продлевать, затмевать, застревать.

5. Тренировка.

Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).

Давайте проверим, обладаем ли мы такими умениями.

Задание 1. Определите, в какой части слова находится орфограмма. Выделите морфему.

ᴖ е ᴧ е ᴖ и ᴧ и

Подогревать

Задевать

Танцевать

Врачевать

Завивать

Зашивать

Заслуживать

Подслушивать

Какие слова пишутся по 1 правилу, а какие про 2.

Задание 2. Замените словосочетание словом с орфограммой. Запишите слова, обозначьте орфограмму.

Принимал участие - участвовал, делал запись - записывал, отдавал команды - командовал, проводил беседу - беседовал, испытывал радость - радовался, задавал вопросы - спрашивал, немного шутил - подшучивал, занимался колдовством - колдовал, приходил позже, чем нужно - опаздывал, пел вместе с исполнителем - подпевал, жил по указанному адресу - проживал, подвергся гниению - загнивал, выходил из моды, становился старым - устаревал, часто болел - заболевал, пил жидкость вместе с едой - запивал, делать еду горячей - разогревать.

6. Рефлексия.

Какова была УЗ? Удалось ли нам её решить?

Хотите проверить?

Тест.

В каком слове нет суффикса -ева?

А. во…вать

Б. забол…вать

В. буш…вать

Г. ноч…вать

В каком слове есть суффикс -ва?

А. закруч…вал

Б. запрыг…вал

В. заб…вал

Г. заворач…вал

В каком слове пишется буква Ы?

А. преслед…вать

Б. раскид…вать

В. обрад…ваться

Г. огранич…ваться

В каком слове пишется буква О?

А. адрес…вать

Б. насвист…вать

В. догад…ваться

Г. опазд…вать

В каком случае в глаголе пишется -ЕВА?

А. Если в неопределённой форме есть суффикс Е.

Б. Если глагол 1 спряжения.

В. Если в форме 1 лица ед.ч. происходит чередование с Ю.

Г. В словах- исключениях.

Определите, какое умение у вас «западает»?

Вспомните, какие затруднения у вас были в начале урока. Исчезли ли эти трудности? Вы довольны своей работой.

7. Домашнее задание

Приложения к уроку

«Н и НН в прилагательных» - В.) Воспитанник? воспитать – (сов.) Избранник? избрать – (сов. В суфф. –Енн–, –онн– утренний, огненный, пламенный, лекционный, агитационный, революционный. В.) Пудреница? пудрить – (несов. Отглагольные мученик? мучить – (несов. П.) Пишется всегда –н- комиссия образована. – (Тв.П.) (Кто-то образовал – кратк.

«Полные и краткие причастия» - Незаконченное, а начатое собрание. Замените письменно сочетание с действительным причастием сочетанием со страдательным причастием. Раздавшийся, меня, грохот, слева, заставил, оглянуться. Краткие и полные причастия. Причастия, заключенные в скобки, ставьте в нужном роде, числе и падеже. Формирование познавательных способностей учащегося.

«НН и Н в прилагательных» - Государство - государственный Традиция – традиционный Хозяйство – хозяйственный Мужество – мужественный Лекция - лекционный. К какой части речи относятся слова правых столбиков? Холод- холодный зима- зимний сон- сонный утро- утренний глина- глиняный. Вкусный сонный хрустальный лунный летний осенний.

«Предложения с причастиями» - Проверка домашнего задания. Большая вода». Образование причастий. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. И. И. Левитан «Золотая осень». Задание 2. В данных предложениях вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Примерный план ответа: Делаем вывод о роли причастий в художественном тексте.

«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Н и НН в суффиксах разных частей речи. Ветреный - жил ветрено, сумрачный – глядел сумрачно. Вставь пропущенные буквы. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Н и НН в суффиксах прилагательных. Ключ к упражнению: Неожиданный – явился неожиданно, необдуманный – поступил необдуманно.

«Причастие» - Причастие – самостоятельная часть речи. Действительное причастие. Полная форма. Страдательное причастие. Причастный оборот – это причастие с зависимыми словами. Настоящие время. Прошедшее время. Действительные причастия прошедшего времени. Причастие. Краткая форма. Несовершенный вид. Склонение причастий.

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...