Пейзажный сад в японии. Искусство из древности

Японское ландшафтно-парковое искусство зиждется на умении подчеркнуть природные красоты, руководствуясь эстетическими и философскими идеями. Мастера стараются избегать чрезмерного искусственного декорирования и сосредоточены на возможности выделить естественный ландшафт. Согласно древней синтоистской религии природные особенности, такие как горы, водопады и леса имею свой собственный дух и душу.

Предпосылки развития садово-паркового искусства Японии

За сотни лет своего существования, озеленение в Японии превратилось в оригинальную художественную форму и стало важной частью культуры страны. Искусство японского сада тесно связано с архитектурой и обработкой натуральных материалов, которые являются неотъемлемой частью ландшафтного дизайна. История японской традиции художественного оформления уличного пространства восходит примерно к 7 веку, а первые документы об их дизайне относятся к 10 веку.

Остатки древних каменных сооружений, датируемых 5 веком нашей эры, имеют отдаленное внешнее сходство, с встречающимися в ландшафтном дизайне образцами. Подобные древности, в виде плоских вертикальных, расположенных кругом камней, обнаружены археологами на острове Акито и на Хоккайдо. Однако ученые склоняются к версии, об использовании их для проведения духовных ритуалов, а не для красоты. Будет вполне справедливым утверждение, что для того периода концепция централизованного планирования парков и садов была не столь актуальна. Эти камни были объектами поклонения и местом воздания молитв духам природы. Но духовные основы сублимировались в художественные формы осмысленного размещения камней в садах и парках. В период с седьмого века по десятый, привносились новые культурные и религиозные аспекты из Китая и Кореи. Именно они и сыграли важную роль в развитии садово-паркового искусства Японии, стали философской основой для оригинального японского видения пространства. Компоновка камней подчеркивает уважение к природе и абстрактным представлениям мира, полученным из религии и философии. Дизайнеры используют натуральные камни без какой-либо искусственной обработки.

Предназначение японских садово-парковых ансамблей

Традиционный японский сад сочетает в себе элементы, опыт употребления которых был накоплен за многие века. Все они отражают влияние определенных периодов истории. Считается, что нет понятия «типичный традиционный японский сад». Типичным можно считать лишь влияние его атмосферы и наслаждение от посещения. Следует отметить, что до недавнего времени самые исключительные образцы садово-паркового искусства были редко открыты для широкой публики. Их строила правящая элита для удовлетворения своих личных эстетических потребностей. Разбивались парки и при храмах, чтобы создать в их окружении настроение, соответствующее для поклонения и созерцания. Сюгаку-ин — один из самых больших садов в Киото. Он был спроектирован для отставного императора, чтобы он мог провести оставшиеся годы в спокойствии. Сад Серебряного павильона Гинкаку-дзи был создан для отдыха сёгуна из династии Асикага в неспокойные времена конфликтов в столице. Они служили средством достижения покоя и умиротворения, которого правители так отчаянно искали в периоды ссор и конфликтов, отмечающих большую часть истории Японии. По своей задумке сады были воплощением утопичной идеи, реализации рая на земле. Отдельные образчики этого направления в искусстве достигли поистине максимально вообразимого сходства.

Философия японского ландшафтного дизайна

Так или иначе, а идеи, реализованные на веренице островов на восточной окраине Азии, развились под влиянием дзэн-буддизма, который был привезен из Китая в тринадцатом веке, и дополнились самобытностью Японии. Оценка и понимание традиционного японского сада является сложной и трудной задачей. Визуальные объекты и конструкции, воспринимаемые западным обывателем по различию форм, текстуре и цвету менее важны для азиатского ценителя. На первый план выходят невидимые философские, религиозные и символические значения. Понимание приходит с анализом истории происхождения и значения ключевых элементов, присутствующих в той или иной форме, почти в каждом японском саду: воды, камней, растений… При проектировании парков используют такие элементы, как пруды, ручьи, водопады, острова и холмы, чтобы создать миниатюрные репродукции природных пейзажей.

Символизм в ландшафтном дизайне Японии

Так как благодаря своему географическому расположению Япония представляет собой группу островов в окружении морей и океанов, вода как элемент дизайна имеет решающее значение. Один из самых популярных стилей сада — «chisen». В таких местах для отдыха и созерцания пруд или озеро занимает наиболее значительную часть. В основе лежит концепция необходимости и важности воды не как субстанции, а как символа жизни. В данном случае не столь важно количество воды, сколь необходимо ее наличие. При дефиците места, возможность созерцать воду реализуется в небольшой каменной емкости. В сухих садах стиля «Karesansui» наличие воды как таковой не является обязательным. В таких пространствах, море символизирует серый гравий или песок, с нанесенным на него узором.

Море без островов немыслимо, и в создании таких островов японцы во многом обязаны концепциям ландшафтного дизайна, заимствованным из Китая. Одним из самых ранних стилей стал «shumisen-shiyo», Утопия или священное место удаленное от обычного человеческого общества. В садах, следующих этой традиции, остров бессмертного и вечного счастья, под названием Хорайсан или Хорайджима, стал важным элементом. В более поздних интерпретациях буддизма священный остров был заменен легендарной горой, на которой считалось, что жил Будда.

Журавли и черепахи, согласно китайской мифологии — символы долголетия. Часто острова формой напоминают именно этих представителей фауны, являющих собой воплощение благоприятных обстоятельств и долговечности. Другим благоприятным символом является Кибунэ, корабль сокровищ, который плывет по морям. В инсталляциях его часто представляют группой камней. Подобные острова, из-за своего священного характера, недоступны для человека. Помимо сакральных, парки могут иметь островки, соединенные с основной территорией мостами. Часто на них размещаются чайные беседки. В сухих садах, или садах камней, островки представлены каменной породой интересных форм, установленных на песке. Группы камней могут быть расположены близко к краю водоема или его символического изображения.

Символ триединства Будды, представлен в ансамблях тремя вертикально расположенными камнями. Самый большой камень, который всегда находится в центре, представляет Будду, а два поменьше, помещенных рядом, представляют собой бодхисаттв.

Деревья и растения, используемые в саду тесно переплетены с духовной и физической жизнью японского народа. Сосна является основным структурным деревом. Традиционно его называют «Токива» — вечнозелёная. Сосна символизирует долголетие и счастье. Черные и красные сосны представляют позитивные и негативные силы в мире. Японская черная, или мужская сосна, символизирует собой прошлое, а красная, или женская –будущее.

Бамбук и сливовые деревья часто представлены в композиции. Комбинация сосны, бамбука и сливы символизирует благоприятные обстоятельства. Слива — воплощение энергии и символ терпения, благодаря способности к раннему цветению после суровой зимы.

Эстетика парковых ансамблей

Уникальная японская эстетика традиционных садов проистекает из дзэн-буддизма. Влияние религии из Китая осуществлялось в два этапа. Первые веяния буддизма в стране относятся к периоду правления династии Тан, дзен концепции пришли из китайской эпохи Сун. Японские монахи, возвращающиеся из Китая, привезли учение, а вместе с ним и предметы искусства, которые высоко ценились аристократией, верующими и воинами того времени. Влияние на искусство и архитектуру Японии были невероятно впечатляющими и продолжительными.

Эстетическая ценность японского стиля заключается в кажущейся простоте, естественности, утонченности. Отличает традиционный стиль и использование наводящих символов, а не прямолинейных решений. Монастырские садово-парковые ансамбли, представляющие «Путь Дзен» славятся использованием асимметрии, с применением совершенных форм и использованием не четных элементов композиций.

Для того, чтобы постичь сущность вещей, все несущественные элементы должны быть отброшены. Изобразительное искусство той эпохи, выраженное черными чернила суми, убеждало ценителей, что монохромное изображение позволяет узреть бесконечные варианты оттенков. Эта тенденция перенеслась и в японскую эстетику садов, где преимущественно преобладал монохроматический зеленый цвет. Цветы призваны были лишь выгодно подчеркнуть и возвысить ценность цвета основного.

Элементы японского сада

Важное понятие для японского садово-паркового ансамбля — «простота», которую не следует путать с однообразностью и монотонностью. В понятие закладывается достижение максимального эффекта минимальными средствами. Чайные домики или беседки частично скрыты за деревьями или оградами. Каменные фонари устанавливаются рядом с деревьями и кустарниками, чтобы не становится главными объектами осмотра. Красочные аксессуары исключаются. Приветствуются природные приглушенные цвета.

Постройки, мосты, заборы, дорожки проектируются с использованием естественных материалов. Дизайнер сада должен скрывать свои творческие инновации и креативные идеи под видом природы. Скрупулезно обрезанный бонсай, должен казаться вековым деревом, выросшим естественным образом.

Пруды, фонтаны, водопады и мосты

Пруд, является одним из основных элементов в японских садах. Для соответствия естественному аналогу, техногенные пруды асимметричны. Берег водоемов обычно подчеркнут камнями. Поток воды из водопада или ручья, устремленный к пруду символизирует человеческое существование: рождение, жизнь и смерть. Звук и внешний вид воды меняется по ходу следования от бурного и стремительного потока до безмятежной тишины спокойной глади.

Фонтаны иногда располагаются у подножия холмов, на его склонах или в сени леса. Нередко использование источников и колодцев. Это сделано как для функционального использования, так и из эстетических целей.

Мост является как продолжением дорожек, так и декоративным дополнением. Традиционно деревянные опоры мостков остаются необработанными. Мосты, пересекающие песок в садах камней не несут функциональной нагрузки. Это исключительно декоративное устройство, используемое для духовной медитации. Каменные мосты, выполненные без поручней, подчеркивают, как декоративность сооружения, так и настраивают на духовный лад, убирая преграду между гостем и окружением. Мосты бывают разных форм и стилей. Используемые материалы варьируются. Применяют как обработанные, так и необработанные камни, разные виды древесины. Планируя несколько мостов, стараются избежать повторения, чтобы добиться эстетического разнообразия.

Садовые растения и деревья

Деревья и растения добавляют японским садам свой уникальный характер. Если европейские сады отличает красочность и разнообразие деревьев, кустарников и цветов, то японские садово-парковые ансамбли гордятся своими преимущественно зелеными, а зачастую и вечнозелеными деревьями. Однако японские сады не всегда были монохромным. В классическом саду 10-12 веков сосны дополнялись черешнями, абрикосовыми и сливовыми деревьями. Декоративные цветущие кустарники украшали не только парки, но и внутренние дворы. Неизменно лишь обрамляющее камни расположение крупномерных и маломерных растений. Их предназначение заключается в попытке собрать ландшафт в единый ансамбль, внести плавность в пейзаж и задать базовый характер пространства. Среди лиственных растений преимущественно используются клены. Покровный слой дополняется различными мхами, осокой и лесными цветами. Растения призваны подчеркивать быстротечность времени и неизменность чередования времен года. Цветущие однолетние растения не в почете. Быстрое и пестрое цветение мешает сосредоточенью. Исключается использование клумб, газонов и цветников. Выигрышно смотрятся стволы деревьев и пни.

Садовые тропинки и дорожки

Тропинки, как и многие другие элементы японского сада, уходят своими корнями к традициям проведения чайной церемонии. Они стали характерной чертой разнообразных ландшафтов. Изначально каменные тропинки служили альтернативным путем, позволяющим миновать покрытые мхом участки. Плоские ступеньки служили не только для сохранения травы, а также для облегчения в ориентировании посетителя при перемещении к определенному визуальному объекту.

Камни располагаются с переменным интервалом, составляя не повторяющиеся узоры. Дизайнер тщательно размещает камни, обращая особое внимание на форму, цвет и размер. Каменные ступени располагают возле веранды, входа в дом, или в чайную комнату. Планируется, что гость разуется и оставит свою обувь на ступеньке перед входом. Противопоставление природных и искусственных камней в естественной среде подчеркивают образ.

Ограды и стены

В японских традиционных садах используется три типа оград: невысокий короткий забор от дома до сада, внутренний забор и внешняя ограда. Наружное ограждение — это первое сооружение, которое встречает при приближении к саду. Оно обычно реализуется из толстых плотно собранных ветвей, являясь своеобразной защитной стеной. Тем не менее внешний вид зависит от типа сада, который оно окружает. Например, ландшафтный садовый забор не реализуют массивным, чтобы сохранить иллюзию обширной территории.

Часто используются бамбуковые ограждения. Они могут быть различных текстур и узоров, являясь фоном для выгодной подачи растений и цветов. Внутренние ограды, как правило, не сплошные, служат перегородками. С их помощью подчеркивается легкость и естественность пространства.

February 18th, 2013

Японские сады — одно из характерных творений национального гения, ставшие важной страницей великой Книги Искусства человечества. Почему именно облик японского сада так легко сопоставляется с формами современной архитектуры и встречается сегодня на всех континентах? Искусство японских садов — в первую очередь повествование о природе, ее гармонии, законах и порядке. Но в нем, также, раскрывается и сложный внутренний мир человека с напряженной жизнью духа и вечными поисками истины. Для европейца, воспитанного в традиции западной цивилизации, в японских садах открываются новые грани отношения людей к окружающей среде и к себе, своим ценностям и идеалам.

Гармония дома и сада.

При традиционном рассмотрении картины, скульптуры, или архитектурного объекта никогда не возникает сомнения в том, они есть результат деятельности человека, плод его фантазии, вдохновения и таланта. Художник японского сада всегда выступает как бы в соавторстве с природой, не только используя для произведения натуральные мхи, деревья, но, как правило, и видя задачу в том, чтобы сад казался частью природной среды , органично сливаясь с ней. В этом состоит одна из главных особенностей восприятия данного вида искусства, ибо оно существует на границе искусства и природы. В то же время, каждый сад — результат напряженного усилия, серьезной духовной работы и глубоких размышлений.

Гармония сада и природного окружения.

Японское искусство садов возникло не только из любви к природе и восхищения ее красотой, но в виду ощущения сопричастности к ней. Еще в глубокой древности обожествление гор и деревьев, источников и водопадов стало основой религиозных верований, получивших впоследствии название синтоизма . Поклонение природе выработало к ней особое уважение и пристальное внимание. Человек ощущал себя частью великого космоса, где все занимает свое место и выполняет определенное предназначение. Согласно верованиям древних японцев, сохранившимся и в эпоху средневековья, окружающий мир считался живым и чувствующим, а его создания представлялись высшей ценностью, становились идеалом прекрасного. Постижение закономерностей жизни природы, ее ритмов и изменчивости было целью размышлений человека, смыслом существования. Поэтому, в японской культуре не могло возникнуть идеи покорения природы и, тем более, противостояния ей. Напротив, главным был поиск гармонии с миром , воспринимаемой как главное условие внутренней гармонии человека.

Поиск гармонии с миром.

Чтобы выразить понимание окружающего, создать образ мироздания, художник сада использовал материалы самой природы, но группировал, сопоставлял их так, чтобы через малое и единичное передать великие и всеобщее. Камни, кустарники, ручей олицетворяли величие гор, деревьев и бурлящих водных потоков, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическая картина противостояния стихий. Подобное творчество сочетало в себе: вдохновение и расчет, раскованную фантазию и владение языком символов. Расположенный под открытым небом сад всегда связан с естественным окружением: сменой дня и ночи, солнечных дней и непогоды, чередованием времен года. В каждый следующий миг он другой, и наиболее искусные мастера строили сад «четырех времен года» , выявляя особенности каждого сезона. Для полноты эмоционального воздействия они использовали и мерный шум искусственного водопада, и музыку капель дождя, падающего на специально высаженные растения с широкими листьями. Художники учитывали то, как будет отражаться в пруду полная осенняя луна и как изменятся камни, когда выпадет снег. Их палитрой были краски природы, и они кропотливо учились пользоваться ими, передавая опыт из поколения в поколение.

Выбор цвета и композиции.

В композиции сада камни, песок, водоем не просто камни, песок, водоем, они имеют еще и символический смысл, изображают нечто большее и значительное. Подобно тому, как слова в поэзии, свойственные обыденной речи, организуются ритмически, выстраиваются в строфы и получают при этом более емкий смысл, так и формы в культуре садов, созданные природой, лишь под рукой художника становятся высоким искусством. Несмотря на то, что многие композиции выполнялись определенными авторами, в целом это искусство типологическое , то есть каждое новое произведение, отличаясь от других в конкретных деталях, строилось по каноническим правилам. Видоизменения были связаны лишь с исторической эволюцией всей японской культуры, сменой философских и религиозных представлений, развитием архитектуры.

Сады, создававшиеся у дворцов аристократии, существенно отличались от садов в буддийских монастырях. Сад с прудом, по которому можно кататься на лодке, был распланирован иначе, чем предназначенный только для созерцания с веранды храма или дома. Ландшафтный сад, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный «пейзаж на подносе», помещенный в интерьере дома. Так, садовое искусство Японии от века к веку менялось, но сохраняло при этом свои основные законы.

В культуре народов Дальнего Востока для объяснения мироздания была принята так называемая система инь-ян, впервые изложенная в древнекитайской «Книге Перемен». Это - учение о постоянном взаимодействии в природе двух противоположных начал: пассивного, темного, женского начала — инь и активного, светлого, мужского начала — ян . В средневековый период система инь-ян была основой многих философских учений, а также отразилась в практике искусства, в том числе и садов. Вне зависимости от конкретного замысла художника, композиция сада, как правило, содержала два основных компонента: это инь-ян сада , его «кровь» и его «скелет» — вода и камни . Вода могла быть натуральной или символизировалась песком и галькой. Камни, за редким исключением, присутствовали всегда.

Гармония воды, камней и растений в саду.

Сутэ-иси — искусство расстановки камней — считалось главным в работе художника. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также в соответствии с общим характером сада, его стилем. По форме они делились на пять основных групп: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый. В руководствах рекомендовали отобранные камни тщательно рассмотреть, отыскать в каждом его «лицо», его «позу»: «Среди камней - одни убегают, другие преследуют, одни прислоняются, другие — поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят». Задача художника состояла в том, чтобы поняв возможности каждого камня сгруппировать их наиболее выразительно.

Вода — второй важнейший компонент сада. И устройству водоема, его форме, направлению течения, если это ручей, придавалось большое значение. Водоем мог иметь песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Одной из любимых деталей композиции был водопад. Место для него выбиралось особенно тщательно: вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. В руководствах указывались многочисленные типы водопадов, островов, мостиков, дорожек, изгородей.

Тщательность подбора растений в японских садах.

Большое внимание уделялось подбору растений, их форме, изменению окраски листвы осенью, цвету зелени весной и летом. Самой любимой в саду была сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывалось вишне — сакуре и дикой сливе, а из кустарников — камелии, азалии и хаги. При высаживании растений учитывали их масштабное соотношение с водоемом, камнями, цветовую согласованность друг с другом, мхами и травами. Японские садоводы достигли необыкновенного мастерства в пересадке растений, выращивании деревьев с нужной величиной и формой кроны.

Подобно тому как европейское средневековое искусство было связано с христианской религией, японская культура связана с буддизмом. В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзэн («созерцание») — учение, где основные идеи, зародившиеся в Индии, соединялись с некоторыми принципами китайской философии, а также элементами древнеяпонской религии синтоизма. Основное внимание дзэн было направлено на природу, в понятие которой включался не только окружающий мир, но и внутренняя природа человека. В учении утверждалось, что для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия, что путь к истине — в интуиции, в созерцании природы или ее образов в искусстве. Метафора, символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом «озарения», соприкосновения с истиной. Поэтому учение дзэн придавало особенно большое значение искусству, а дзэнские монастыри стали центрами средневековой культуры, где процветали поэзия, каллиграфия, живопись, искусство садов.

Вид из дома на садовую дорожку.

Дзэнские сады создавались как «модель мироздания», их главной задачей было найти наиболее лаконичные формы для выражения самых общих мировоззренческих концепций своего времени. В этом они близки монохромным пейзажам, где живописец стремился не просто изобразить вид какой либо местности, но воплотить основные силы природы, передать ее движение, гармонию. В пейзаже грандиозность мира ощущалась благодаря сопоставлению уходящих в бесконечность далей и гор, скал, деревьев на переднем плане картины. В садах та же задача решалась художником, когда он искал точную композицию камней, кустарников, мхов. Засыпанная галькой площадка подобна белому полю бумаги, а расположенные на ней объемы напоминали пятна и линии туши, оставленные кистью живописца.

Эволюция образного смысла садов и их стиля зависела от того, в какую архитектурно-пространственную систему они включались. В X—XII веках сад подчинялся архитектурной форме дворца и был ориентирован на запросы его обитателей — аристократического сословия. В XIII—XV столетиях сад, являвшийся частью монастырского комплекса, получил иное предназначение. Светские сады позднего средневековья (XVII—XIX века) напоминали обширные парки, в них были черты и дворцовых и храмовых садов, а также - чайных садов, связанных с распространением чайной церемонии.

Полосатые камни у монастырской стены.

Искусство садов, как важная часть культуры, философии и религии сохранилось до нашего времени. Их широкой распространенности способствует и сложившаяся архитектурная форма жилого дома, необходимой частью которого они являлись. В условиях тесной городской застройки и дефицита земли даже крошечный сад у дома отвечает потребности японцев в соприкосновении с миром природы. Поэтому, и современные архитекторы не могут обойтись без сада как метафоры природы, без согласия с которой невозможна жизнь человека.

Стили японских садов

Современный подход к классификации японских садов основан не только на поиске различий в структурной концепции сада, но и на философских учениях постижения мира разных буддийских школ.

Сады Дзёдо. К середине X века идеи буддизма стали играть доминирующую роль в японском садовом искусстве. Часто японский сад становился иллюстрацией к учению, основанному на возможности обретения спасения души после физической смерти в «чистой земле» Будды Амиды. «Чистая земля» (или «дзёдо» – рай) расположена в западной части буддийской Вселенной. Там множество прекрасных павильонов, просторных водоемов с обилием цветущих лотосов. Души тех, кто удостоился сострадания Будды Амиды, обитают среди ароматов цветов под звуки космической музыки. Под влиянием идей амидаизма сформировался один из первых садовых стилей с ярко выраженной индивидуальностью – стиль Дзёдо, или в современной интерпретации – стиль природного пейзажа. Храм, текущая вода и большие водоемы с островами – характерные признаки этих садов.

Ярким примером сада в стиле Дзёдо является сад, который построил для себя в конце жизни третий сёгун династии Асикага – Ёшимицу в окрестностях Киото. Золотой павильон отражается в водах озера Киоко (или Зеркального озера), острова и группы камней которого расположены так, чтобы создать представление о девяти горах и восьми морях, окружающих священную гору Сумеру.

Холмистый сад характеризуется достаточно большой площадью и состоит из пяти холмов, один из которых обязательно должен находиться в центре.

Миниатюрный сад. Появление миниатюрных садов охарактеризовало начало проявления символизма в произведениях садового искусства. В миниатюрных японских садах применяется прием искусственно создаваемой перспективы: на переднем плане высаживаются большие растения с крупными листьями, располагаются крупные камни, на втором и третьем планах элементы композиций становятся мельче. Это создает иллюзию, что они находятся дальше, чем в реальности. Миниатюрные сады – это попытка показать необъятность мира на весьма ограниченной территории.

Символический сад. Символические сады в Японии появились в конце эпохи Хэйан как результат популяризации учения дзэн-буддизма. Несмотря на то что основной чертой культуры этого периода была попытка проникновения в суть вещей через чувство, через переживание красоты, символические сады предельно лаконичны. За ними часто стоит реальный природный пейзаж, и именно его красоту надо увидеть в процессе длительной медитации, подсознательно участвуя в его создании.

Несмотря на великую любовь японцев к растениям, именно в японском садоводстве произошло явление, не имеющее аналогов в садовом искусстве других стран. В Японии появились сады, где растений может не быть вовсе… Дело в том, что для японского сада не так важен вид используемого растения, сколько заключенная в нем символика, образ, рождаемый формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним, традициями и обрядами. Поэтому растения наряду с камнями, гравием, архитектурными элементами (пагоды, фонари, изгороди) – это лишь материал, которым пользуется садовник, как художник красками, в зависимости от потребности, заменяя одно на другое. Чем выше мастерство, тем меньше материалов требуется художнику для создания нужного образа, тем сильнее производимое впечатление от сада и тем большей духовной подготовки требуется от зрителя.

Наиболее ярким примером символических японских садов является один из трех садов храма Рёандзи (храм Успокоенного дракона). Именно там, имея перед глазами лишь крупный песок с продольным рисунком в виде борозд, группы камней и незначительные островки растений, посетитель должен увидеть и текущую воду, и переправляющегося через поток тигра с тигрятами, и птицу, которая отдыхает, сложив крылья.

Абстрактный сад. Благодаря теории, гласящей, что высшим творением природы является камень, родились символические, а впоследствии и абстрактные японские сады. Символические и абстрактные сады очень близки как по виду, так и по способам создания, но принято считать, что абстрактные сады не имеют аналога в природе. Поэтому, приходя в такой сад, посетитель волен увидеть его таким, каким захочется его воображению, исходя из времени года, погоды, состояния души.

Сад чайной церемонии. Сады чайных церемоний, возникшие в XVI веке, сочетают элементы холмистого и каменистого садов. Основу этого сада составляет дорожка из каменных плит, несколько приподнятых над уровнем земли. Стиль чайных японских садов сформировался лишь тогда, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской буддийской культуры. Одним из первых поклонников и распространителей этого искусства был известный дзэнский священник Еисаи (1141–1215), который приложил немало усилий для распространения культуры чая в Японии после своего возвращения из Китая в 1191 году, где он изучал искусство чаепития. В то время чай использовали в основном в медицинских целях, и Еисаи впервые описал его целебные и энергетические свойства. В последующие годы употребление чая прочно вошло в ритуалы последователей дзэн как напитка, помогающего в укреплении духовной дисциплины в долгие часы медитации. Первые чайные японские сады, построенные в соответствии с идеалами «Садо» (ритуала «Путь чая»), создавались в эпоху Момояма, то есть в тот период, когда Сен-но Рикю активно занимался установлением канонов и определением эстетических форм «Пути чая». Считается, что в тот же период в садах впервые появляются каменные фонари и каменные чаши цукубай.

В периоды сёгунатов Камакура и Асикага в Японию прибывало много монахов из китайских монастырей, чтобы проповедовать свои идеи; вместе с ними широко распространилась и культура чая. Со временем формальная церемония приобрела форму духовного обучения.

Назначение японских чайных садов состояло в том, чтобы эмоционально подготовить гостя пройти «Путь чая», создать настроение, необходимое для полной оценки этой церемонии, отвлечь от окружающей действительности, показать путь постижения истины.

В декоративном отношении японский чайный сад, как правило, весьма отличен от садов других стилей. В нем гораздо больше цветочного декора, подбор растений осуществляется таким образом, чтобы сад представлял собой четыре вида по четырем временам года: зимой снег падает на восковые цветы камелий, весной – нежные цветы сакуры и буйство цветущих азалий, летом – лиловый дождь свисающих цветов глицинии, осенью – багряные листья кленов и ягоды нандины. Главная цель художественного замысла этого сада – показать красоту изменяющейся природы.

Сад сухого пейзажа. С усилением дзэнского влияния на садовую культуру многие структурные элементы японского сада окончательно приобрели черты символизма. Для символического изображения воды была разработана целая методика, широко известная сейчас под названием «сухой пейзаж» («сухие горы и воды») – «карэ-сансуй». Никакой симметрии применительно к «карэ-сансуй» быть не могло. Это был намек скорее на естественность, а не на искусственность пейзажа.

Сухой пейзаж – это всегда изображение воды. Камень, брошенный в воду, оставляет на ее поверхности расходящиеся в бесконечность концентрические круги. Скала, омываемая морем, борется с натиском воды, отгоняя ее от себя тоже по кругу. Воды стремительной реки, сотканные из невидимых и бесконечно параллельных струй, несутся вниз по течению. Водопад, мощными потоками срывающийся с гор, наполняет пространство ревом и грохотом. Прозрачный горный ручей игриво вьется между камнями, отражая солнечные блики. Каждый из этих образов рождает в сознании совершенно определенные картины, вызывая разнообразие чувств – от страха до благоговения, от очарования до умиления. Сухой пейзаж – это такой садовый прием, который заставляет человека активизировать сознание и направить его на создание определенно заданных образов.

Сухой пейзаж имеет два существенно различающихся типа. Один называется «с водой», другой можно перевести как «вода, которая была, но ушла». Первый вариант абсолютно символичен – вода изображается параллельными бороздами на мелком гравии или песке, концентрическими кругами вокруг камней. Второй вариант более изыскан и художественен. Это водопады, русла рек и ручьев, где человек подсознательно «завершает» эскиз, сделанный художником, создавая зрительные, осязательные и акустические образы в виде звона ручья, бликов солнца на воде, прохлады, веющей от водопада. Материалом для этих композиций являются не только камни, галька и гравий, но и растения.

Японский сад с сухим пейзажем – это наиболее яркий и наглядный пример влияния дзэн-буддийской культуры на сады. Такие сады создавались для медитации, духовного совершенствования, окончательного просвещения и не предназначались для широкого показа посетителям, в отличие от садов Дзёдо, садов удовольствия и эстетического наслаждения. Сторонник дзэн-буддизма находит в них мир Духа, современный человек, не посвященный в секреты дзэн, – кристаллизацию духовной энергии, выраженную в художественной форме. Другими словами, если искусство можно определить как материальное выражение эмоциональной напряженности человека, то японский сад с сухим пейзажем представляет собой искусство высшего уровня.

Одним из первых «переходных» к форме «карэ-сансуй» по своей сути стал парк при храме Сайходзи в Киото, закладку которого относят к первой половине XIV века. Чаще его называют Кокадэра («Сад мхов»). Вся поверхность Кокадэра покрыта толстым ковром мха. В Сайходзи все еще сохраняются признаки старых японских садов – пруд с тремя большими и четырьмя малыми островами, прихотливо сформированными полуостровами, мостами, тропинками. Но верхняя, каменистая часть сада гораздо ближе к «карэ-сансуй». Кстати, этот термин вначале употреблялся японскими садоводами для обозначения весьма ограниченной по размерам каменистой площадки в рамках типичного для периода Хэйан сада старого образца. Считается, что сад Кокадэра был заложен в 1334 году мастером Кокуси Mусо, монахом одной из сект дзэн-буддизма. Стилистически и хронологически Кокадэра является промежуточным этапом между садами эпохи Хэйан и философскими садами эпохи Муромати.

При желании можно было бы проследить нарастание уровня абстракции в сфере садовой культуры, сравнивая характеристики садов при храме Божественного дракона (Тэнрюдзи), при Золотом и Серебряном павильонах в Киото, при храме Вечного великолепия (Дзёэйдзи) в префектуре Ямагути…

Исследователь японского паркового искусства М. Сигэмори перечисляет около 700 садов с искусственными прудами и 323 сада в стиле «карэ-сансуй», относящихся к тому периоду. Но, пожалуй, поистине мировую известность получил сад камней при храме Миролюбивого дракона (Рёандзи) в Киото. Сад Рёандзи – это наиболее ультимативная форма стиля «карэ-сансуй». Там нет ни воды, ни деревца, ни травы. В свое время храм и окружающее его пространство претерпели немало изменений в результате пожаров и перестроек. Нынешняя форма сада сложилась в 1488 году. Существует немало теорий по поводу того, кто был автором-устроителем сада. Наиболее правдоподобной считается та, что приписывает авторство известному художнику Соами (1455–1525), хотя в последнее время высказывается немало сомнений по этому поводу. Сейчас сад представляет собой прямоугольник (23?9 м), протянувшийся вдоль дома настоятеля монастыря. Любоваться садом можно только с веранды дома, хотя, если судить по старым гравюрам, некогда посетители сада могли бродить по нему, что ныне просто немыслимо. Поверхность засыпана мелким белым гравием, над которым возвышаются пятнадцать поросших мхом камней, собранных в группы. Гравий «расчесан» специальными граблями так, что образовались параллельные полоски, тянущиеся от стены до стены, но завихряющиеся кругами возле камней. А они расположены так, что в какую бы сторону ни двигался по веранде зритель – вправо или влево, он может увидеть только 14 камней, а один (в зависимости от угла зрения каждый раз иной) всегда «прячется» от взгляда. Исследователи садового искусства сломали немало копий, споря о том, что имел в виду автор сада Рёандзи, укладывая камни именно в таком порядке. Одни искали ответ в тайнах «секретной геометрии», другие – в балансе нечетных чисел. Кто-то представлял панораму сада как архипелаг островков, выступающих из моря, а кто-то – как вершины горной цепи в пелене тумана или облаков. Нередко говорят и об ассоциации с семейством тигров, переплывающих море… Перед каждым медитирующим открывается своя картина, возникают свои ассоциации и образы. Когда-то картину дополнял вид дальних гор, проступавших за низким забором, огораживающим храм. Сад Рёандзи таким образом становился частичкой огромного целого. Но со временем поднявшиеся за стеной деревья закрыли дальнюю перспективу, превратив сад камней в самодостаточное зрелище.

Садовый стиль «карэ-сансуй» позволял выразить два эстетических идеала, активно внедрявшихся в мироощущение людей того времени последователями дзэн-буддизма. Это «югэн» – скрытая красота, полная символики, таинственности и недосказанности, и «юхаку-но би» – красота пустого пространства, ибо в дзэнском искусстве «пустота» всегда преобладает над «заполненностью».

Из книги Зимний сад автора Шешко Павел Славомирович

1. История создания зимних садов. История выращивания комнатных и кадочных растений начинается с Древнего Египта. На египетских изображениях (а им более 3000 лет) видны маленькие деревья и кустики в каменных вазах и лотках. Древние римляне пошли еще дальше – они украшали

Из книги Удобрения и подкормки автора Петросян Оксана Ашотовна

2. Особенности зимних садов, теплиц и оранжерей. Сложно определить, чем различаются между собой теплица, оранжерея и зимний сад. Специалисты считают, что теплица– это сооружение, почти целиком сделанное из стекла или прозрачного пластика, в которое входят из сада.

Из книги Огород и сад для лентяев автора Руцкая Тамара

3. Построение зимних садов. 3.1. Расположенность по сторонам света. Зимний сад можно построить с ориентацией на любую сторону света. Ориентация зависит от предназначения сада: использование его для отдыха и общения с природой или для работы (кабинет, студия).Немаловажное

Из книги Китайский и японский сад автора Згурская Мария Павловна

Удобрение междурядий молодых садов В садах междурядья, как правило, занимают всевозможными культурами. На бедных почвах можно выращивать многолетний люпин, удобренный фосфорным и калийным удобрением с добавлением небольшой дозы азота. Корни люпина хорошо разрыхляют

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Удобрение междурядий взрослых садов В плодоносящих садах с 12–15 лет уже не ставится задачи получения дополнительных доходов с междурядий. С этого времени основной целью является получение стабильных высоких урожаев, защита плодоносящих деревьев от морозов.Междурядья

Из книги 500 советов садоводу автора Бойчук Юрий Дмитриевич

Удобрение плодоносящих садов При удобрении плодовых деревьев необходимо правильно рассчитать дозы удобрений, что является довольно непростой задачей. Выбирая оптимальное количество удобрения для того или другого плодового дерева, нужно учитывать множество факторов:

Из книги Русский огород, питомник и плодовый сад. Руководство к наивыгоднейшему устройству и ведению огородного и садового хозяйства автора Шредер Рихард Иванович

Омоложение старых садов В 30–40-летнем возрасте у деревьев происходит отмирание скелетной и обрастающей древесины, прогрессирующее по мере старения растения. Сильные молодые побеги могут быть получены из нижерасположенных спящих почек и волчков. Пробуждение спящих

Из книги автора

Стили китайского сада Сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием, и их невозможно свести к условностям того или иного стиля. Несмотря на то что в Китае насчитывается как минимум шесть условных типов садов (сады при императорских дворцах, при императорских

Из книги автора

Стили ландшафтного дизайна Стиль – это собирательный образ художественных деталей, использующихся в оформлении чего-либо, объединенный общим способом творческого выражения. Иными словами, стиль ландшафтного дизайна заключается в едином впечатлении, которое

Из книги автора

Можно ли для удобрения садов использовать фекалии Совет № 47 Фекалии богаты питательными веществами, но следует иметь в виду, что в них могут содержаться яйца глистов. Поэтому в первую очередь фекалии вносят под неплодоносящие растения. Но в любом случае перед

Из книги автора

II. О местоположении, степени влажности и защите плодовых садов Вопрос о местоположении сада весьма важен для успеха плодоводства. Плодовые сады вообще резко отличаются от огородов в этом отношении. Огороды весьма удобно помещаются во влажных долинах. Плодовые же сады,

Что такое японский сад? Наверняка у каждого из вас есть свое видение этого замечательного явления. Кто-то представит себе сад камней, кто-то - чайные сады с их неповторимой лаконичностью и красотой, для кого-то это, в первую очередь, сформированные растения - ниваки, у некоторых всплывет в памяти образ фонарей, деревянных мостиков, чаш.

История японских садов

Традиционные сады в Японии можно найти повсюду: в частных домах или по соседству - в городском парке, в Буддистских храмах и Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков. Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старому обычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскую простоту.

Типичные японские сады включают в себя несколько обязательных элементов, настоящих или символических:
— каменный фонарь среди растений
— вода
— остров
— мост, ведущий к острову
— чайный домик или павильон

История японского сада насчитывает несколько столетий, стиль был сформирован в 10-11 веках и к 14-16 вв. достиг своего расцвета. К этому времени сложились определенные каноны, по которым в будущем и создавались сады. Неповторимые по красоте японские сады были разбиты при императорских дворцах. К сожалению, большая их часть не сохранилась до наших дней. Храмовые и монастырские сады Японии содержали минимальное количество растений или вовсе обходились без таковых. Очень долгое время искусство японских садов было недоступно европейцам, так как Япония долгое время оставалась закрытой страной. Затем, с развитием торговых и культурных связей с Европой, в Старый Свет пришел и японский стиль. Первоначально символика японского сада была экзотикой для европейцев, но со временем, люди начали ценить особую атмосферу японских садов, покой, защищенность и гармонию, которую они дают. Позже, японский стиль в ландшафтном дизайне получил большое распространение среди садов всего мира.

В последние годы очень популярны стали японские сады — диковинные и порой непонятные для российского глаза сооружения. Между тем, японский сад — это, прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание.

Знаменитые сады Японии

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

Парк Кэнроку-эн

Парк Кэнроку-эн — самый большой парк Канадзавы. Название означает Сад шести достоинств. Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году.

На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка — древний фонтан и чайный домик.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

Парк Кораку-эн

Первоначально парк назывался Коэн (поздний сад), потому что был разбит после завершения строительства замка Окаяма, напротив которого находится парк. Своё название Кораку-эн получил в 1871 году. Парк Кораку-эн находится в городе Окаяма, главном городе префектуры Окаяма, на острове Хонсю в Японии. Парк занимает площадь в 13 гектаров и расположен в районе Асахигава.

Парк Кайраку-эн

Кайраку-эн находится в городе Мито, главном городе префектуры Ибараки, на востоке острова Хонсю. Парк был разбит по указанию Токугавы Нариаки в 1841 году. В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).

Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.

Японские городские сады и парки

Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке.

Холмистый сад

Холмистый сад — один из классических типов японских садов. Холмистый сад может быть большим или маленьким, но обычно в его центре находится водоем или в случае сухого ландшафта — «море» из гравия, как проиллюстрировано на нашем примере.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком. Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный ландшафтный сад — это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

Сад камней

Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего

применяются в архитектуре « сада камней». Японский сад камней — уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычной и изящественной простоты.

Сад цубо

Он появился в Японии ещё в раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно, увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы измерения площади, цубо, равной 3,3 кв. м. Другой перевод слова «цубо» - кувшин, горшок, т. е. некое небольшое вместилище, чем, собственно, и является крошечное пространство, отводимое этому садику среди домов.

Сад цубо является микрокосмом - маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве между своим и соседним домом. Возможно, в этой вселенной можно будет разместить только некое подобие сада с небольшим числом растений, но японцы создали искусство, отображающее космос даже с помощью одних лишь какэмоно и икэбана в токонома на площади не более 2 кв. м. Этот крохотный сад тоже много говорит о своеобразном характере японцев. Внутренний сад является не просто световым колодцем, подобным домашнему саду Средиземноморского побережья, но представляется воплощением и философии жизни, и находчивости японцев, умудряющихся даже в тесных городских домах жить в единении с природой.

Чайный сад

Главное строение чайного сада - чайный домик (тясицу) - находится в глубине сада. Устройству чайного домика придавалось особое значение. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий (ниже человеческого роста) вход. Каждый должен был непременно согнуться, чтобы показать, что все равны.

Тясицу походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов.

X_Polus1 _x_Polus2 _x_Polus3 _x_Polus4 _x_Polus5 _x_Polus6 undefined

Страна восходящего солнца славится своей самобытной культурой и традициями. Здесь каждый предмет имеет свое философское значение и многовековую историю.

Главное слово, характеризующее культуру Японии - гармония. Она царит во всем. Единство человека с природой создает атмосферу спокойствия, настраивает на мысли о вечном. Поэтому и у нас японский стиль стал достаточно популярным.

Как же создать на своем участке самобытную атмосферу страны философов и самураев?

Принцип планировки

Основные акценты в формировании японского сада: ассиметричность в расположении элементов, плавность линий, преобладание зеленых, красных, желтых, оранжевых, фиолетовых оттенков, простота дизайнерских приемов.

Зрительно такой сад разделен на две зоны. В одной зоне, главной, устанавливают декоративные элементы, камни, высаживают растения. Вторая зона, в контраст к первой, остается пустынной.

Кроме того, в главной зоне для эффектного раскрытия пейзажа используют метод "визуальной отдаленности":

  • на первом плане высаживаются крупные растения или устанавливаются объемные камни
  • на втором плане - средние по величине
  • на третьем - самые мелкие

Тогда во время прогулки по территории сада, с каждым шагом вам будут открываться новые элементы ландшафта. Все напоминает нетронутую завораживающую естественность природы.

Философия и символы сада

"Может быть сад без цветов, но не может быть сада без камней". Так говорили японские мудрецы.

Японский сад отличается от привычных нам садовых насаждений и сочетает в себе три главные компонента - воду, камень и растительность, которые находятся в гармонии между собой. Здесь особенно важна гармония стихий.

Растений мало или может не быть совсем. А главные элементы, основа сада - это камни, искусно установленные на территории.

Не менее важна в оформлении ландшафта вода - "кровь" сада. Водопад, ручей, источник или пруд - обязательные элементы вашего японского уголка.

Сад камней

Камень символизирует стойкость и силу, а собранные в композицию, они символизируют бесконечную и непознаваемую Вселенную. Именно поэтому выкладывают камни так, чтобы при любом вашем расположении на территории вы не видели бы все камни одновременно.

Композицию из камней(обязательно нечетное число) начинаем выкладывать с левого угла участка по диагонали. Старайтесь использовать камни в единой цветовой гамме или группами разных цветов, без всякой обработки, такими какие они есть в природе. Обрастая мхом, валуны будут выглядеть еще натуральнее. Возможны также композиции из крупных и небольших камней. Рядом высаживаем растения с листвой привлекательного цвета или необычной формы.

Плавные извилистые дорожки, вымощенные камнем - именно то, что делает японский сад спокойным, уравновешенным и наполняет атмосферу гармонией. Тропинка из гладких плоских камней символизирует путешествие по жизни без преград и проблем. Какой станет дорожка в вашем саду?

Используя речную гальку, песок или мелкий гравий (все они традиционно обозначают воду), вы можете организовать "сухой ручей" или небольшой водопад.

Для оформления сада также используют песчаник и природные сланцы.

Растения для японского сада

Каждое из растений несет в себе философский смысл:

  • сосна - символ долгой жизни, смелости, твердого характера, долголетия
  • ива плакучая - стыдливость и послушание
  • сливовое дерево олицетворяет красоту души
  • клен - символ мудрости, знаний
  • бамбук - напористость, сила духа, стремление вперед
  • вьюнок - поэзия жизни
  • мох, лишайник - олицетворяют материнскую доброту и любовь, защиту и надежность

Поэтому, выбирая растения для своего сада, учитывайте и этот аспект.

Неординарным украшением вашего сада может стать ниваки , выращенные особым способом растения с красивой экстравагантной кроной. Их еще называют "садовый бонсай" за сильную схожесть с этими растениями. Главным принципом в озеленении территории является "принцип волны": растения подбираются таким образом, чтобы в любое время года можно было чем-то любоваться.

Кустарники и низкорослые деревья, такие как рододендрон, можжевельник, карельская береза, карликовая ель, сочетают с высокими - дуб, сосна, вяз. Фруктовые деревья(вишня, абрикос) вполне могут заменить японскую сакуру и так же будут радовать вас во время цветения.

Из травянистых следует выбирать крупнолистные виды, такие как хоста, папоротник, хризантемы, роджерсия.

Бамбук и баобаб теплолюбивы и могут не прижиться в нашей местности. Альтернативой бамбуку может послужить черная ольха " Империалис" или сахалинская гречиха.

Если территория вашего сада находится в тени, подойдут такие растения как рододендроны, японская примула, многорядник трехраздельный, щиповик светлый. На солнечной стороне хороши: японская спирея, карликовая сосна веймутова, приречный клен Гиннала. Яркий барвинок или копытень Зибольда также будут уместны на вашей клумбе.

Вода

Вода - символ жизненной энергии, очищения, процветания, положительной энергии. Сад в японском стиле немыслим без водного объекта. Это водопад (символизирует начало человеческой жизни), ручей(потоки воды - река нашей жизни), фонтан, маленький пруд. По берегам вашего пруда можно высадить влаголюбивые растения.

Альтернативой может послужить "сухой ручей" или "сухой пруд", а также волнистые линии нарисованные на песке или мелкой отсыпке.

Незаменимым интересным элементом в вашем саду станет цукубаи - это чаша из камня для умывания лица и омовения рук(символизирует чистоту и непорочность). Воду из цукубаи набирают бамбуковым ковшиком. Обычно цукубаи располагают возле дома или при входе в сад.

Пространство вокруг цукубаи заполняют "морем" - черными камешками. Цукубаи можно сочетать с фонарем Орибс(никакие другие фонари на эту роль не годятся). Такой дует прекрасно подчеркнет стилистику вашего сада и наполнит его мелодией журчащей воды.

О японской культуре можно говорить бесконечно, настолько она интересна и завораживающа. И вы не ошибетесь, если решите оформить свой сад японском стиле. Ведь именно здесь вы почувствуете себя на одной волне с природой, что так важно при нашем современном динамичном темпе жизни.

Рельеф

В зависимости от характеристик участка можно создать сад в плоском и в горном рельефе.

Сад Реанлзи - пример плоскостной композиции. Для такого оформления вам понадобятся песок, небольшие камни и мох. На песке изобразите граблями поперечные полосы-волны - они будут символизировать акваторию, "сухой пруд". Разложите хаотично мох и камни.

Для холмистого рельефа пригодятся песок, галька и большие структурные камни. Большой вытянутый камень установите вертикально - это ваша горная вершина. Сделайте из плоских булыжников склоны вашего холма.

Мост в Японии - символ жизненного пути, поэтому его изготавливают из ценных пород деревьев. Для гармоничного сочетания выложите к своему мостику каменную дорожку. Также можно по обе стороны от моста выложить камни или высадить клумбу. Сидя на мостике с чашечкой чая можно подумать о главных ценностях жизни.

Последние материалы раздела:

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...

Скачать Тесты по психологии на андроид v
Скачать Тесты по психологии на андроид v

– приложение на андроид с развлекательным характером. С его помощью пользователь узнает свои стороны личности, а также познакомится ос страхами и...

Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные
Вузы курска Курские высшие учебные заведения государственные

Какую профессию можно получить, поступив в высшие учебные заведения нашего города. На этой неделе во всех школах региона прозвенит последний...