Памятник сибирякам в снегирях история. Волоколамское шоссе: по местам боевой славы

Монастырь начинался трудами и молитвами монаха Авраамия. Более 30 святых жили монахами на Костромской земле или родились на ней. 18 монастырей основано ими. Четыре из них основал Авраамий Чухломский, Галичский . О детстве святого сведений нет. Даже неизвестна дата его рождения. Скончался около 80 лет в 1375 году. Был святой современникам и сподвижником Сергия Радонежского. Есть предание, что в Сергиевой обители несколько лет нёс подвиг молчания. Если молчальник Авраамий и рассказал кому-либо о себе, о своём мирском имени, откуда родом, кто были родители, то, возможно, его жизнеописателю это было уже неизвестно. Житие святого было написано более чем через двести лет после его смерти. Да и биографы святых описывают больше их духовные труды, чем мирские дела.

После кончины преподобного, как утверждает писцовая монастырская книга, всем стала очевидна благодать Божия, обитающая в его святых мощах. Но по уставу, видя паломничество богомольцев из разных городов России, великий князь Михаил Фёдорович при святейшем Патриархе Филарете учинил расследование. Тогда и представлены были на личное царское и патриаршее дознание росписи чудес и те, с кем совершались чудеса. В итоге вынесено решение: почитать святость преподобного Авраамия и причислить его к лику святых. Было также повеление в честь преп. Авраамия совершать богослужение и празднование в память его 20 июля (по старому стилю).

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь — один из наиболее значительных комплексов культового зодчества на территории Костромской области, отличающийся хорошей сохранностью объемно-планировочной структуры и разнообразием входящих в его состав построек. Особую ценность представляют два каменных храма, характеризующие особенности костромской архитектурной школы 1 половины 17 века.

Монастырь расположен на вершине высокого лесистого холма с крутым южным склоном, выходящим к берегу Чухломского озера , и пологими северным и западным, раскрывающимися в сторону села Ножкино. Центром архитектурного комплекса являются примыкающие друг к другу соборы, Покровский (старый) и Умиления Богоматери (новый). Примыкающие друг к другу, они стоят на бровке склона к озеру. К северо-западу от них находится невысокая надвратная церковь Николая Чудотворца, севернее, на склоне холма, - высокая колокольня, которая венчает новые ворота, а восточнее - двухэтажный келейный корпус, разделяющий территорию монастыря на две части, основную, западную, и хозяйственную, восточную. На хозяйственный двор монастыря ведут северные ворота конца 19 века, соединенные с колокольней уцелевшим северным пряслом ограды. В ее линии к западу от ворот хозяйственного двора находится одноэтажная хозяйственная постройка, из-за многочисленных перестроек лишившаяся стилистической определенности. К ней примыкает современный двухэтажный деревянный корпус гостиницы, появившейся здесь в конце 1990-х гг. Руинированный фрагмент старой гостиницы стоит напротив ворот хозяйственного двора. От комплекса старых стен уцелели части северного прясла и северо-западная угловая башня. Все исторические постройки монастыря выполнены из кирпича и побелены по обмазке.

В 1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского был заложен каменный пятиглавый Покровский собор. Вскоре после этого события к северо-востоку от него поставили деревянную трапезную с трехшатровой церковью Рождества Христова. Видимо, одновременно с ней (но не позднее 1650 года) над Святыми воротами монастыря в западном прясле ограды был построен второй каменный храм Николая Чудотворца с приделом Параскевы Пятницы. К востоку от основных сооружений располагался хозяйственный двор, а за стенами обители, под горой, у самого озера, находилась деревянная надкладезная часовня, по преданию, построенная самим Авраамием.

В 1725 году к Авраамиеву Городецкому монастырю были приписаны монастыри: Верхняя Пустынь, Великая пустынь, Спасская Вочская пустынь и Солдовская пустынь, откуда в Авраамиев Городецкий монастырь перевели всех монахов.

Собор Богоматери Умиление (слева) и Покровский собор (справа).

В 1766 году игумен монастыря Антоний сдал крестьянам в аренду для рыбной ловли монастырские ключи и лова, с уплатой монастырю одной трети рыбы, пойманной в этих ключах и ловах. В этом же году монастырь имел две мельницы: одну – на реке Вёксе у деревни Гавриловское, а другую – на реке Костроме в деревне Кожухово Солигаличского уезда.

В 1764-68 гг. территория обители была окружена кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями.

В 1764 году монастырь был выведен за штат и к началу 19 века пришел в запустение. Возрождение монастыря началось с 1800 года, когда сюда из Николо-Бабаевского монастыря был переведен Аркадий, назначенный строителем. При нем храмы и жилые сооружения были отремонтированы, в центре обители появился новый деревянный келейный корпус. В 1816 году интерьер Покровского собора украсили великолепным позолоченным иконостасом в запоздалых формах барокко.

В 1834 году при монастыре был открыт кирпичный завод, в котором мастером работал крестьянин деревни Павлово Домнинской волости Буйского уезда Семен Макаров. Им в 1834-36 гг. было сделано 400 тысяч штук кирпича по цене от 6 руб. до 6 руб. 30 коп. за тысячу на монастырских харчах.

В 1833-41 гг. были возведены настоятельский и келейный корпуса и одноэтажный хозяйственный корпус. Колокольня была возведена не с западной стороны от главного собора, как предполагалась вначале, а над воротами в северной стене ограды. Возможно, именно с ее строительством связана разборка в 1860-70-е годы теплой деревянной Христорождественской церкви.

В 1857 году в монастыре начато строительство величественного пятиглавого собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление», явленной преподобном Авраамию в 1350 году за Галичским озером , с двумя пределами: пророка Божия Илии и преподобного Авраамия (над его святыми мощами).

В августе 1887 года в монастырь был привезен большой колокол весом более 400 пудов (более 7 тонн), который был поднят и помещен на деревенской колокольне.

В 1925 году в монастырские строения из Чухломы был перемещен детский дом. В 1935 году в зданиях бывшего монастыря были размещены Жаровская машинно-тракторная станция и конюшня. После закрытия монастыря, в послереволюционные годы и наиболее интенсивно в 1930-е годы, идет разрушение архитектурного комплекса: была сломана трапезная, а затем и центральная часть западного фасада Покровского собора, уничтожена большая часть ограды и три из четырех башен, пришли в запустение келейные и служебные корпуса, а от гостиницы, после пожара 1935 года разбиравшейся на кирпич, сохранился только северо-восточный угол. В 1991 года монастырь был возобновлен, начали вестись работы по восстановлению.

Часовня над колодцем преподобного Авраамия. Фото 2005 года.

Места вокруг монастыря до сих пор такие красивые! Во всякое время прекрасны! Спустишься к озеру или отойдёшь от монастыря по дороге, остановишься и любуешься! Монастырь похож на большого воина - великана. Издали кажется, что великан отдыхает, подняв из-за леса свою прекрасную голову в серебристом шлеме. Смотришь на него и забываешь, что в мире есть зло. Как будто оно не коснулось этих мест. А представляете, какая была красота вокруг Авраамия и как звучала тишина, если остатки благодати до сих пор сохраняются в тех местах?!

У Авраамиево-Городецкого монастыря за шесть столетий (не считая XX века) была счастливая судьба и богатые покровители. Владели монастырём и цари, которые вносили богатые вклады и дары. И сам монастырь до революции был богатым землевладельцем. Владел он и удивительным Чухломским озером, на берегу которого располагается. Величественный архитектурный ансамбль его храмов и колокольни, зеркально отражающийся в тихую погоду в глади Чухломского озера, придает здешним местам особое очарование.

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь на берегу Чухломского озера был основан во второй половине XIV века одним из наиболее выдающихся учеников Преподобного Сергия Радонежского - преподобным Авраамием Галичским и Чухломским.

Согласно преданиям, преподобный Авраамий родился в Ростове Великом, его мирское имя и год рождения нам неизвестны. По сообщению его древнейшего жития, опубликованного незадолго до революции, первоначально преподобный Авраамий подвизался в Вознесенском Печерском монастыре вблизи Нижнего Новгорода, откуда перешел в Троице-Сергиев монастырь, где был пострижен в монашество преподобным Сергием. Проведя в обители в радонежских лесах несколько лет, преподобный Авраамий, как говорится в его житии, «по мнозех же трудах и пощении... восхотя конечного безмолвия и просяще на то благословения руководца своего, святого отца Сергия». Преподобный Сергий, «видев успех и тщание его <...> благослови блаженного Авраамия идти в пустыню». В поисках места для уединения преподобный Авраамий ушел из Троице-Сергиева монастыря в костромские пределы, в тогдашнее Галичское княжество. В житии сказано, что «Богом водим» преподобный «прииде к озеру Галичскому». С этого времени начинается служение святого на костромской земле. Уединенно живущий на берегу Галичского озера подвижник, как магнитом, притягивает к себе людей, и мирян, и иноков. Вскоре происходит чудесное явление преподобному иконы Божией Матери «Умиление» (позднее Авраамия на образах будут всегда изображать с этой небольшой иконой в руках). На протяжении не скольких десятилетий преподобный Авраамий последовательно основывает в галичско-чухломском крае четыре монастыря, посвященных Божией Матери.

Монастыри основанные преподобным Авраамием.

1. Авраамиев Заозерский (или Ново-езерский) монастырь Успения Божией Матери на берегу Галичского озера,
2. Авраамиева Великая пустынь Положения пояса Пресвятой Богородицы,
3. Авраамиева Верхняя пустынь Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге.
4. Последним, четвертым, монастырем преподобного Авраамия стал монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанный им на северном берегу Чухломского озера на месте древнего чудского «городца».

В житии святого говорится, что за полгода до кончины преподобный Авраамий, оставив вместо себя игуменом своего ученика Иннокентия, уходит «в малую часовню, яже на едино поприще от монастыря». Последние 6 месяцев жизни преподобный провел, «безмолвствуя един и единому Богу беседуя в молитвах и всенощном стоянии».

Согласно житию, преподобный Авраамий преставился 20 июля (2 августа) 1375 года, однако большинство историков полагает, что его смерть произошла несколько позднее, так как в житии говорится о встречах святого с галичским князем Юрием Дмитриевичем (сыном Дмитрия Донского), получившим Галич в удел в 1389 году. Преподобного Авраамия Галичского и Чухломского причислили к лику святых в 1553 году (по другим данным - в 1621 году). Его житие было составлено на рубеже 50-х годов XVI века игуменом Авраамиево-Городецкого монастыря Протасием.

На протяжении нескольких столетий все строения монастыря были деревянными. Каменное строительство в нем началось в XVI веке. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского в обители заложили первый каменный храм - пятиглавый, двухстолпный и трехапсидный собор Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей преподобного Авраамия (скончав шегося в день Ильи пророка). Из-за свержения в 1610 году царя В. И Шуйского и последующих событий Смутного времени собор закончили лишь в 1631 году (его освящение состоялось в 1632 году). Каменное строительство в монастыре возобновилось в середине XVII века. В начале 50-х годов были возведены Святые врата с надвратным одноглавым Никольским храмом. Во второй половине XVII века (точная дата не известна) был построен увенчанный тремя шатрами двухэтажный собор честь Рождества Христова (к сожалению, этот храм разобрали в 60-годы XIX века). Строительство обители продолжалось и в XVIII XIX веках. В 1764-1768 годах монастырь окружила каменная оград с четырьмя небольшими угловым башнями. В 1857 году Ильинский придел над гробницей преподобного Авраамия разобрали, взамен его Покровскому храму был пристроен пятиглавый четырехстолпный собор во имя иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 году. В 70-х годах XIX века над монастырем вознеслась высокая пятиярусная колокольня.

В Х VIII -Х I Х веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью чухломского края, главным центром его духовной жизни. На монастырском кладбище издавна хоронили представителей местных дворянских родов. В обители были погребены княжна Е. В. Долгорукова (сестра первой жены царя М. Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт, князей Шелешпанских, Катениных, Черевиных, Перелешиных и других.

Святыни монастыря на начало XX века

  • основными святынями обители являлись мощи преподобного Авраамия, покоящиеся под спудом в соборе во имя иконы Божией Матери «Умиление»
  • икона Божией Матери «Умиление» старинный список с иконы, явленной преподобному на берегу Галичского озера).

В начале 1896 года на средства местных крестьян-отходников, проживавших в Петербурге, над местом упокоения мощей преподобного Авраамия была установлена серебряная рака (вес 4 пуда 48 фунтов), украшенная чеканными изображениями из жизни святого, -- выдающийся памятник ювелирного искусства того времени. 28 января 1896 года при большом стечении народа рака была освящена епископом Костромским и Галичским Виссарионом (Нечаевым).

Накануне революции монастырь обладал большим образцово организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая - 3 июля, Авраамиевская - 19 июля, Ильинская - 20 июля, Покровская - 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В гостинице монастыря, кроме богомольцев, находили ночлег партии рабочего люда, приходящего на заработки и в отхожий промысел.

Налаженная многовековая жизнь обители на берегу Чухломского озера круто изменилась после революции. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница, к счастью, избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов. В конце 1929 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт (обращения верующих во ВЦИК, разумеется, ни к чему не привели). П оследние насельники обители, архимандрит Серапион с братией (всего 21 человек), приняли мученическую кончину. После закрытия монастыря архитектурный комплекс обители пришел в полный упадок.

В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась Жаровская машинно-тракторная станция, причем в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора (толстый слой мазута, покрывший пол в храме в это время, сохранялся в нем и несколько десятилетий после ликвидации МТС в конце 50-х годов). В 30-е годы ансамбль обители понес большие утраты: была разрушена большая часть ограды, стерто с лица земли монастырское кладбище. После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С её закрытием в 1975 году бывшая обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, оказалась окончательно заброшенной, всё больше и больше превращаясь в руины, зарастающие травой, кустарниками и деревьями...

Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен.

25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращен Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению, возглавляемая наместником обители архимандритом Никандром (Анпилоговым).

В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых-Лермонтов во всем мире, в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребенных в стенах обители.

За прошедшие годы восстановлены три монастырских храма (Умиленский собор, Покровская и Никольская церкви), братский корпус, звонница с колоколами, частично монастырские стены. Воссозданы часовня над источником прп. Авраамия и купальня. Построена гостиница для паломников, организовано подворье в селе Святица с животноводческой фермой и пасекой.

Главные святыни обители:

  • честные мощи преподобного Авраамия под спудом в подклете Покровского храма,
  • старинный покров с раки преподобного,
  • мироточивая икона преподобного Авраамия,
  • вериги преподобного Авраамия,
  • крест с частицами Гроба Господня и Голгофы.

В настоящее время в число насельников обители составляет 25 человек (1 иеромонах, 1 иеродиакон, 3 монаха, 20 послушников).

В 2004 году в обители были произведены работы по возведению северо-восточной кирпичной стены и угловой башни, проводился фасадный ремонт хозяйственных построек, продолжалось благоустройство парка на южном склоне за монастырской стеной. Подготовлен к освящению зимний храм святителя Николая Чудотворца.

Силами православного братства преподобного Авраамия Городецкого, действующего при обители, продолжалось строительство здания детского приюта для мальчиков-сирот.

При монастыре продолжало действовать образованное в 2002 году Свято-Покровское Параскево-Пятницкое сестричество при восстанавливающемся Покровском храме в селе Ножкино, приписанном к обители.

В прошедшем 2005 году были продолжены ремонтно-восстановительные работы: на территории монастыря были посажены декоративные растения, устроен монастырский сад. В Троицком соборе продолжились работы по благоукрашению иконостаса. Проведены косметические ремонты в братском и настоятельском корпусах. Продолжено благоустройство парка на южном склоне за стенами монастыря и территории вокруг Святого колодца и купальни преподобного Авраамия. До озера прочищен старый заросший и заиленный канал.

По благословению управляющего епархией создана женская община в селе Ножкино рядом с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь, являющаяся подворьем Авраамиево-Городецкого мужского монастыря, была построена в 1831 году. После закрытия обители в 1928 году церковь - вплоть до 1936 года - была местом служения последнего наместника Авраамиево-Городецкой обители архимандрита Серапиона, расстрелянного вместе с братией в 1937 году.

В настоящее время Покровском храме после лет запустения проведены полномасштабные ремонтно-реставрационные работы и работы по благоустройству территории. Проведен ремонт двух зимних боковых приделов. 11 апреля в Покровском храме села Ножкино Чухломского района состоялось освящение престолов двух боковых приделов - во имя святителя Николая Чудотворца и мученицы Параскевы Пятницы. Чин освящения совершил управляющий епархией архиепископ Александр.

В настоящее время число насельников составляет 13 человек.

Паломнические поездки к Свято-Покровскому Авраамиево-Городецкому мужскому монастырю

Авраамиево-Городецкий мужской монастырь основан в XIV в. На монастырском кладбище похоронены предки М.Ю.Лермонтова (Лермонты), имевшие владения в окрестностях монастыря.

Обитель находится на берегу Чухломского озера, примерно в двадцати километрах от г. Чухломы. До революции монастырь являлся одним из красивейших в епархии. Основание обители положил преподобный Авраамий Чухломский, ученик преподобного Сергия Радонежского. Сначала преподобный Авраамий подвизался на берегу Галичского озера, где им была основана Успенская обитель.

Углубляясь далее вглубь страны, он в годы отшельничества основал два монастыря и наконец прибыл на озеро Чухлому. У подножья холма у самого берега прп. Авраамий построил деревянную церковь. Сюда, привлеченные его святым образом жизни, начали стекаться подвижники. Многие из почитателей прп. Авраамия просили его разрешения поселиться рядом. Преподобный, снисходя к их просьбе, позволил им поселиться на холме, а к себе дозволил приходить для исповедания. С увеличением числа подвижников преподобный, наносив из-под горы земли для насыпи, построил деревянный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и при нем устроил для братии трапезную. Уже при жизни прп. Авраамия число насельников в пустыни превысило 100 человек. Незадолго до кончины преподобный удалился от монастыря на расстояние одной версты, перенес туда из-под холма свою прежнюю часовню, где молился в уединении. Прп. Авраамий преставился ко Господу в 1375 г. Честные же мощи его, впоследствии прославленные, были перенесены в обитель.

В обители имелось три храма: собор во имя иконы Божией Матери "Умиление", храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы, храм во имя св. Николая Чудотворца. В соборе под спудом были погребены св. мощи прп. Авраамия.

В этом храме находились местночтимый образ прп. Авраамия и местночтимая икона Божией Матери "Умиление", называемая еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители проводились два крестных хода: 19 июля в память прп. Авраамия и в седьмое воскресение по Пасхе. На монастырском кладбище погребены были представители родов Лермонтовых и Мамаевых.

В 1918 г. обитель была лишена права юридического лица. Окончательное закрытие ее произошло в 1929 г. Архимандрит Серапион с братией приняли мученическую кончину за православие. Впоследствии обитель была разрушена. В результате была уничтожена часть монастырской стены, три из четырех угловых башен, частично разрушена надвратная церковь во имя святого Николая. В 1960-е годы произошел пожар в храме свт. Николая, лишивший его кровли. Из собора был выломан иконостас, а сам храм использовался под конюшню.

В разное время на территории обители размещались школа-интернат, сельская школа, в летнее время - пионерлагерь. Поруганию было подвержено монастырское кладбище. Надгробия были уничтожены, а само кладбище превращено в свалку. В сентябре 1970 г. началась подготовка к ведению консервационно-восстановительных работ с целью спасения обители от полного уничтожения. Однако к 1975 г. все работы были свернуты.

19 июля/1 августа 1991 г. в день памяти прп. Серафима Саровского и в канун памяти прп. Авраамия Городецкого в монастыре была совершена первая за 60 лет Божественная литургия. 20 января 1992 г. в монастырь для его восстановления прибыл назначенный наместник.

В марте 1993г.(?) был восстановлен храм во имя свт. Николая Мирликийского. В августе на звонницу был поднят первый колокол, вес которого составляет 1,5 тонны. 14 марта 1993 г. наместник монастыря игумен Никандр совершил первый постриг в рясофор трех насельников возрождающейся обители.

В мае 1993 г. был найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горою близ озера. Над ним поставлена новая часовня. В октябре этого же года был водружен крест над колокольней, а в апреле - освящены колокола. В обители есть святыни, привезенные из Святой земли. В монастыре проживают около 30 насельников. 3 мая наместник Авраамиева Городецкого монастыря игумен Никандр был возведен архиепископом Костромским и Галичским Александром в сан архимандрита.

В монастыре два больших собора, прислонившихся друг к другу: Покровский и Богородицкий. Есть необычная маленькая надвратная церковь, стоящая на склоне.

На территории монастыря похоронены предки рода Лермонтовых, есть часовня, установленная обществом лермонтоведов.

Последние материалы раздела:

Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы
Практические и графические работы по черчению б) Простые разрезы

Рис. 99. Задания к графической работе № 4 3) Есть ли отверстия в детали? Если есть, какую геометрическую форму отверстие имеет? 4) Найдите на...

Третичное образование Третичное образование
Третичное образование Третичное образование

Чешская система образования развивалась на протяжении длительного периода. Обязательное образование было введено с 1774 года. На сегодняшний день в...

Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли
Презентация земля, ее развитие как планеты Презентация на тему возникновения земли

Слайд 2 В одной галактике насчитывается около 100 миллиардов звезд, а всего в нашей Вселенной, предполагают учёные, существует 100 млрд...