Памятник ахматовой напротив крестов на карте. Памятник анне андреевне ахматовой

"Мы, многонациональный народ Российской Федерации", - так начинается преамбула Конституции России. В общей сложности национальность в том или ином контексте упоминается в документе семь раз. 12 декабря в России празднуют 20-летие принятия Основного закона. Госдума решила со следующего года сделать этот день выходным. А "НацАкцент" - сравнить в национальном контексте права гражданина России, закрепленные в Конституции, и их реализацию в жизни.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в России, согласно 1 пункту 3 статьи, является ее многонациональный народ . Однако народные сходы со времен погромов в Бирюлеве Западном многие российские СМИ предпочитают именовать "так называемыми" и писать в кавычках. Между тем сход граждан – это законная форма их непосредственного участия (независимо от национальности граждан) в местном самоуправлении. Но почему-то многие издания и медийные лица публично называют подобные формы волеизъявления народа неконституционными.

5 пункт 13 статьи запрещает создание и работу общественных объединений, которые хотят или пытаются насильственно нарушить целостность государства и разжигают социальную, расовую, национальную и религиозную рознь . А статья 29 пункт 2 не допускает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду и запрещают пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

За примерами далеко ходить не надо. С распространением Интернета уголовных дел по статье 282 УК РФ ("Экстремизм") стало намного больше, а рост числа религиозных экстремистов даже привел к ужесточению наказания. И в то же время в стране не первых год беспрепятственно осуществляют свою деятельность разного рода националисты: русские, татарские, башкирские, чувашские и многие другие. Причем сами они говорят, что некоторые федеральные политики уже переплюнули их в своих речах и лозунгах.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также других обстоятельств. Статья 19 пункт 2 запрещает ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Несмотря на то, что на официальном уровне государство очень благожелательно относится к мусульманам, сами они часто жалуются, что испытывают давление. Это сложности со строительством мечетей в регионах, для которых ислам не является традиционной религией, запрет религиозной литературы радикального толка и, наконец, неопределенное отношение государства к ношению хиджабов в учебных заведениях. Не слишком комфортно чувствуют себя представители нетрадиционных для России религий - Свидетели Иеговы и индуисты. А судя по трудной ситуации со строительством православных храмов в столице, и у приверженцев самой что ни на есть традиционной религии возникают огромные проблемы с осуществлением своих конституционных прав. Например, в московском районе Восточное Дегунино со 100-тысячным населением, несмотря на многочисленные и многолетние обращения жителей, до сих пор нет ни одного православного храма.

Есть еще один момент. Исследователи из АСТ "Политех" , что в определенной степени русских на Северном Кавказе можно назвать группой, угнетенной по этническому признаку. Почти везде в республиках Северного Кавказа и Поволжья доля русских в управляющих органах регионов оказалась намного ниже, чем процент русского населения. А в верхних управленческих позициях на Северном Кавказе вообще представлены только титульные этносы. Все это наряду с постоянным сокращением численности русских в северокавказских республиках, конечно, вызывает вопросы.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность , гласит пункт 1 статьи 26. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Сейчас ЗАГС может внести информацию о национальности по желанию граждан в свидетельство о рождении ребенка или в свидетельство о смерти. А с 1 апреля 2014 года опрашивать будут и молодоженов .

Случаются и курьезные истории. В 2010 году суд на Камчатке признал коряком человека, мать которого была украинкой, а отец татарином. Сам он определял свою принадлежность как коряк. Однако в итоге краевой суд это решение отменил.

Пункт 2 статьи 26 гласит: каждый имеет право на пользование родным языком , на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. К сожалению, в России достаточно примеров, когда это право нарушается. Все больше этим грешат в национальных республиках, где изучение родного языка титульного этноса является обязательным и порой проводится в ущерб родным языкам представителей других национальностей, проживающих в регионе, в том числе русских. Граждане проводят акции протеста, считая, что такие уроки мешают их детям учить их родной язык. Пока безрезультатно.

Согласно одному из положений статьи 71 и 1 пункту статьи 72, Российская Федерация сама регулирует права национальных меньшинств и вместе с субъектами занимается их защитой. По мнению экспертов, в условиях, когда в стране нарастает этноцентризм, пора отдельно прописывать защиту прав большинства, которое, в основной своей массе, не ставит в основу жизнедеятельности свою национальную принадлежность. Националисты и РПЦ также призывают не ждать, пока численность основного этноса станет приемлемой для закона.

Даже в такой узкой сфере, как национальная, нынешняя российская реальность пока не во всем соответствует декларируемым в Конституции положениям. Для того, чтобы приблизить ее к идеалу, закрепленному в нашем основном Законе, нужно прежде всего честно обозначить существующие проблемы и начать их исправлять, сохраняя при этом, как говорится в преамбуле, "исторически сложившееся государственное единство", "общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов".

Елизавета Карманова

Выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации - "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения

Текст Ст. 43 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комментарий к Ст. 43 Конституции Российской Федерации

1. Согласно комментируемой норме каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Под образованием подразумевается процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры*(211). Согласно преамбуле Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс обучения и воспитания.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.

Всеобщая Декларация прав человека (ст. 26) закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования, обозначив цель образования в мировом масштабе: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между народами, расовыми и религиозными группами»*(212).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также утверждает право каждого человека на образование: обязательность и бесплатность для всех начального образования, открытость и доступность среднего образования в его различных формах (включая профессионально-техническое образование), высшего образования (на основе способностей каждого) с постепенным введением его получения на бесплатной основе.

Образование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной приказом Минобразования России от 11 февраля 2002 г. N 393, иными законодательными актами, а также указанными выше нормами международного права.

Особо следует отметить важность и перспективность осуществляемого с 1 января 2006 г. приоритетного национального проекта «Образование», первоочередная задача которого — дать отечественной системе образования стимул к движению вперед.

Система российского образования представляет собой совокупность:

образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

В России устанавливаются следующие уровни образования (образовательные цензы):

а) основное общее образование;

б) среднее (полное) общее образование;

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее профессиональное образование;

д) высшее профессиональное образование;

е) послевузовское профессиональное образование.

Право на образование в России, исходя из видов образовательных программ и типов образовательных учреждений, может рассматриваться как ряд прав, включающих в себя права на:

дошкольное образование;

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее (полное) общее образование;

профессиональную подготовку;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

высшее профессиональное образование;

послевузовское профессиональное образование;

дополнительное образование.

Федеральный закон «Об образовании» подтверждает основные конституционные права и свободы обучающихся, реализующиеся в сфере образования:

право на уважение человеческого достоинства;

на свободу совести;

на свободу информации;

на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;

право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;

право на охрану здоровья.

Согласно п. 2.1 Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., Правительство РФ осуществит меры реализации гарантий права граждан на образование, создавая правовые и экономические условия для:

бесплатности полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством РФ;

равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;

получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования.

Государство гарантирует гражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Конституция РФ включает в данный перечень также дошкольное и среднее профессиональное образование. В то же время Федеральный закон «Об образовании» (ч. 3 ст. 5) не гарантирует бесплатности дошкольного образования, а бесплатность среднего профессионального образования гарантируется на конкурсной основе. Согласно ст. 18 этого Закона, государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. При этом отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон*(213).

Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. В той части, в которой текущее законодательство не обеспечивает конституционные права граждан, оно нуждается в совершенствовании, а конституционные нормы имеют прямое действие.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; оказывает содействие в получении образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, в том числе, посредством предоставления им специальных государственных стипендий.

Основа государственных гарантий получения гражданами России образования — его государственное или муниципальное финансирование. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

4. Согласно комментируемой норме обязанность получения детьми обязательного основного общего образования лежит на родителях или лицах, их заменяющих.

Основное общее образование — это вторая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но, в первую очередь, на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и информационные технологии, история, обществоведение (включая экономику и право), география, природоведение, физика, химия, биология, искусство (изобразительное и музыкальное искусство), технология, физическая культура.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

5. Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 1980-х — начала 1990-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Россия провозглашает область образования приоритетной. Одним из главных принципов, на которых основывается государственная политика Российской Федерации в области образования, является принцип единства федерального образовательного пространства.

Образование в России осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Реализацию государственной политики и управление российским образованием на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки РФ, опирающееся в своей деятельности на российское законодательство и Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Задача законодательства в области образования — обеспечение и защита этого права, определение стратегии и основных направлений развития образования, его целей и задач, разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней. В законах, законодательных актах и федеральных программах закреплены гарантии государства для всех граждан России на общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе — бесплатность и других ступеней образования.

Требования к содержанию и качеству образования всех ступеней устанавливаются государственными образовательными стандартами.

Государственный образовательный стандарт (ГОС) — социальная норма образования и образованности, разрабатываемая и вводимая в соответствии с Конституцией РФ, которая включает в себя два компонента: федеральный и национально-региональный.

С развитием информационных технологий все большее развитие получает такая современная форма, как дистанционное обучение (ДО). Изменения и дополнения, внесенные в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятые Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 11-ФЗ, предусматривают получение образования с помощью дистанционных технологий в полном объеме. Это означает, что, в отличие от ранее имевшейся возможности освоения лишь отдельных образовательных программ, теперь обучающийся может получить полноценное высшее образование, находясь на расстоянии от педагогов вуза. При этом обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.

Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной (ранее она называлась набережной Робеспьера). Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы.

Трехметровая бронзовая скульптура стоит прямо напротив известной на всю Россию тюрьмы “Кресты”. Часть набережной выбрана не случайно, Анна Андреевна сама указала на нее в поэме “Реквием”.

С этим местом связаны судьбы многих представителей интеллигенции, в том числе и самых близких для поэтессы людей: мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева. Впервые они попали в “Кресты” в 1935 году.

Анна Ахматова регулярно навещала их, вместе с другими женами и матерями заключенных стояла в длинных очередях, чтобы передать продукты и вещи своим родным. Отчаявшись, Ахматова написала письмо Иосифу Сталину с просьбой об их освобождении, и действительно добилась этого.

В 1938 Льва Гумилева снова арестовали, почти полтора года ему пришлось провести в тюрьме до того, как его этапировали в колонию. И снова кабинеты тюремных начальников, бесконечные очереди и смиренная тоска…

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Именно эти слова можно прочесть на постаменте установленного в честь Ахматовой памятника. Примечательно, что, хотя место для памятника сомнений, казалось бы, не может вызывать – они все же были. Звучали предложения установить монумент у здания Федеральной службы безопасности на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, либо возле сорокового дома все по той же Шпалерной, и даже у Фонтанного дома, в котором Ахматова прожила более 30 лет.

Однако решено было все же последовать воле Анны Андреевны, хоть это и было сопряжено с некоторыми трудностями: дело в том, что к 2006-му году напротив “Крестов” были построены новые дома с подземными парковками. Памятник пришлось устанавливать на крышу такой парковки c помощью свай.

Проект скульптуры тоже выбирали с трудом, провели два конкурса. В первом могли поучаствовать все желающие, но по итогам этого соревнования решение так и не было принято. Во втором же свои предложения вносили только профессионалы и предпочтение было отдано проекту Галины Дадоновой и Владимира Реппо, который и был реализован спустя 8 лет на средства одного из жителей Санкт-Петербурга.

Однако для жителей города это – важное напоминание не только о замечательной поэтессе, но и о судьбе целого поколения. А также прекрасный повод вспомнить проникновенные стихи и задуматься о силе человеческого духа.

Скульптор Галина Додонова о памятнике:

"Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты".



Особенных претензий не имею Я к этому сиятельному дому, Но так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца…Я нищей В него вошла и нищей выхожу… («Особенных претензий не имею…»,1952) («Особенных претензий не имею…»,1952)


Почти всю жизнь прожила Анна Ахматова «под знаменитой кровлей Фонтанного дворца». Фонтанный Дом – многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трёх десятков лет. Во дворце графов Шереметевых она особенно чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом. Дом на берегу Фонтанки, ворота с фамильным девизом, старинный сад стали для Ахматовой декорациями, на фоне которых разыгрывалась трагедия её собственной судьбы и судьбы поколения.






Бежецк «Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба…» Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд… («Бежецк», 26 декабря 1921) («Бежецк», 26 декабря 1921)

Последние материалы раздела:

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....

Кир II Великий - основатель Персидской империи
Кир II Великий - основатель Персидской империи

Основателем Персидской державы признается Кир II, которого за его деяния называют также Киром Великим. Приход к власти Кир II происходил из...