Пётр Потёмкин. Пётр Петрович Потёмкин

Один из них был гумилевского характера романтик – молчаливый, замкнуто отрешенный Арсений Несмелов, сначала фанагориец, а потом колчаковец, сохранивший воинскую выправку и четкость походки даже при ночных споткновениях о родные русскому сердцу рытвины и выбоины, каковые, казалось, были из ностальгических чувств привезены эмигрантами в многострадальных отечественных чемоданах на китайские улицы Харбина.

Второй был профессиональный говорливый насмешник, пересмешник-пародист, скоморох-сатириконец, легкий поэт с нелегкой судьбой Петр Потемкин. О Несмелове я подробно рассказал в прошлой статье, посему в этой сосредоточусь в основном на Потемкине, а начну с того повода, который и позволил мне их объединить.

Оба они, не сговариваясь, выбрали общую знаковую героиню для своих стихов, бывшую для них символом России, но не традиционную березу, не елку, не полевую ромашку, а, представьте себе, провинциальную скромницу герань, неотделимую от подоконников небольших городов и сел. Именно герань, успокаивающе светящуюся красненькими лоскутками не обжигающего, но согревающего домашнего огня, мерцающую даже лютой зимой сквозь рисуемые на окнах русским морозом серебряные пальмы инея, может быть, от тоски по дальним жарким берегам, где эти дочери тропиков растут стройные в талии, но многогрудные от кокосовых гроздьев.

И, к цветку приставлен, точно нянька,

Видел я в холодной тишине,

Что хиреет бедная геранька,

На зиму порученная мне…

Послужил и делом я, и словом,

Милой жизни воздавая дань,

И, быть может, на суде Христовом

Мне зачтется эта вот герань.

Так сдержанно-сентиментально писал Несмелов в своей последней прижизненной публикации в харбинской антологии «Лира» в 1945 году, незадолго до того, как на его плечо легла рука соотечественника из СМЕРШа, пригласившего по-свойски «поговорить по душам».

Не читавший еще не написанного несмеловского стихотворения, но, как будто телепатически предвидевший собственное безгераневое одиночество, Потемкин написал двумя десятилетиями раньше:

В утреннем рождающемся блеске

Солнечная трепыхалась рань…

На кисейном фоне занавески

Расцветала алая герань.

Сердце жило, кто его осудит:

Заплатило злу и благу дань…

Сердцу мило то, чего не будет,

То, что было – русская герань.

А еще в 1912 году он назвал «Геранью» свою книгу стихов, распределив их между семью разделами: «Женина герань», «Герань стыдливая», «Герань мишурная», «Герань печальная», «Герань персидская», «Герань песельная», «Герань в цвету». Герань здесь стала синонимом самой жизни.

Петр Петрович, может быть, из профессионального скептицизма сатирика оказался Фомой неверующим по отношению к будущему этих цветов, над которыми имела обыкновение свысока посмеиваться богема, безвинно считая их символом мещанства, и ошибся. Алые герани как раз выжили, а вот красный флаг, которым когда-то так любила помахивать дореволюционная богема перед властью, как красной тряпкой перед рогами быка, вышел у нее из моды, и она переключилась на стеб уже по его поводу.

В стебе всегда есть высокомерная злобинка, исключающая чувство юмора.

Блок предупреждал когда-то и себя, и других:

В тумане да в бурьяне,

Гляди, – продашь Христа

За жадные герани,

За алые уста!

Христа чаще всего продавали не те, у кого были красные герани на подоконниках, а те, кто издевался над ними. И чаще всего продавали Христа вовсе не за красные герани, а за красный флаг, и этим его неотмывно запятнали.

К счастью, Петр Петрович, хотя и был скептиком, совсем не принадлежал к любителям издевок. Говорят, что хорошая метла не может не быть грязной. Но сатирик устроен посложнее, чем дворник. Коллега по «Сатирикону» Саша Черный, расширивший само понятие поэтической сатиры, отмечал у Потемкина «эластичную плавность стиха, изысканное мастерство сложного ритма, прерывистый перебой строк, четко отвечающий внутреннему волнению».

В отличие от сатириков-разночинцев, коими кишмя кишели такие кусачие журналы, как «Зритель», «Жало», «Сигнал», «Пулемет», то и дело временно останавливаемые цензурой или вовсе закрываемые, Потемкин пришел в сатиру из семьи высокопоставленного царского чиновника. Ему не была свойственна ущербная мелочная закомплексованность генетических изгоев или левый экстремизм парадоксального дворянина – раннего Маяковского: «Идите! / Понедельники и вторники / окрасим кровью в праздники!»

Его природе больше подходила мягкая улыбка, чем циническая ухмылка, не карикатурные, а скорее, слегка шаржированные зарисовки с натуры и то удлиняющаяся, то укорачивающаяся строка, тонко стилизованный раешник, лубок, профильтрованный сквозь университетскую образованность.

Пришедший из ниоткуда сын разорившегося севастопольского торговца, окончивший всего два класса гимназии, Аркадий Аверченко, если использовать летучее название романа современной блестящей писательницы Ольги Славниковой, лихо превратил рядовой журнальчик «Стрекоза» в «Стрекозу, увеличенную до размеров собаки», то есть в знаменитый «Сатирикон». Эта собака была куда зубастее робко пытавшегося ей подражать впоследствии советского «Крокодила», у которого в пасть была вставлена цензурная распорка для несмыкания челюстей.

Сатириконцы, задолго до Февральской революции готовившие к ней общественное сознание, Октябрьскую революцию не приняли, за исключением главным образом Маяковского. Аверченко, впоследствии написавший книгу фельетонов «Дюжина ножей в спину революции», да и некоторые другие сатириконцы, в том числе и Потемкин, Россию покинули. Петр Петрович перебирался через Днестр гораздо удачнее, чем Остап Бендер. Правда, никакого серебряного блюда у него не было, а только жена и маленький ребенок: «Мы пришли по обмерзшей отмели В эту ночь, в последний раз, Мы из чаши бедствий отпили Слишком много, будет с нас. / Пусть челнок неверно выдолблен, Пусть коварен ледоход. Приговор судьбою вымолвлен, Вспять река не потечет. / Облаками серебристыми Ясный месяц запылен. Кто наш челн причалит к пристани, Одиссей или Харон?»

Но это был Одиссей и Харон в одном лице. Стараясь изо всех сил вработаться, выкарабкаться, Потемкин продержался в эмиграции только шесть лет. Он чувствовал себя и в Париже не лучше, чем в Москве двадцатого года: «Ах, если б о косяк проклятый Хватиться насмерть головой!»

Петр Петрович не сумел найти себя в безгераневом мире, так и не ставшем ему родным.

Пётр Петрович Потёмкин (20 апреля (2 мая) 1886, Орёл — 21 октября 1926, Париж) — русский поэт, переводчик, драматург, критик.

Из дворян. Отец, Пётр Денисович, был преподавателем гимназии, затем служащим Рижско-Орловской железной дороги.

Учился в гимназиях в Риге, Томске, Санкт-Петербурге. В 1904 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1909 перешёл на историко-филологический факультет, но в 1910 отчислен «как не внёсший плату за учение». Затем занимался литературной деятельностью, сотрудничал в различных газетах и журналах. После революции жил в Москве. С 1920 — в эмиграции (Прага, Париж). В марте 1923 вступил в масонскую ложу «Астрея». В 1926 сыграл эпизодическую роль в фильме А. Волкова«Казанова». Умер от гриппа. Похоронен на кладбище Пантен, впоследствии прах был перенесён на кладбище Пер-Лашез.

Был женат (с 1911) на актрисе Евгении Александровне Хованской (1887—1977).

Дебютировал сатирическими стихами в 1905 г. в журнале К. И. Чуковского «Сигнал», активно печатался и в других журналах-однодневках, вызванных к жизни первой русской революцией и провозглашенной «свободой слова». Под влиянием своего университетского товарища, Вл. Пяста, увлекся поэзией символистов. Познакомился с Вяч. Ивановым и бывал у него в литературном салоне «на башне» — в квартире на Таврической улице. С момента создания журнала «Сатирикон» стал одним из самых активных авторов, пытался издавать при «Сатириконе» детский юмористический журнал «Галчонок» (вместе с Вас. Князевым).

Первая книга П. Потемкина — «Смешная любовь» (1908), принесла ему популярность и репутацию модного поэта нарождавшейся именно в те годы русской богемы. Пародийное обаяние изящного, порой виртуозного стиха Потемкина было так сильно, что поэт сразу сделался, по словам В. Брюсова, «маленьким мэтром», «создателем (...) чуть ли не своей школы». В циклах «Парикмахерская кукла», «Жестяные любовники» иронически перепевались темы и образы символизма, высокой романтической лирики А. Блока.

Второй сборник — «Герань» (1912) разительно отличался по своей стилистике от раннего, в нем не было болезненного надлома и горькой романтической иронии — любви-ненависти к символизму. Посвященный «Жене-Жене» (актрисе Е. А. Хованекой), он воспевал любовь земную, счастливо-взаимную и искрился радостными красками лубочных картинок.

«Задание скорее живописное, почти федотовское, нашло свое разрешение в сочной словесной живописи», — писал Саша Черный в статье 1926 года о Потемкине, выразительно названной — «Русский палисадник». И все же вторая книга по своим поэтическим достоинствам заметно уступала стихам из «Смешной любви»; в ней была утеряна та щемяще-ломкая, изысканная интонация, что заставила Ин. Анненского в своей предсмертной статье в «Аполлоне» высоко оценить дарование молодого поэта.

Когда в Петербурге появились первые театры-кабаре и театры миниатюр, П. Потемкин стал не только их завсегдатаем, но и автором-драматургом, плодовитым сочинителем скетчей и одноактных пьес. В 1913-1914 гг. он пишет театральные рецензии, печатает в газете «День» рассказы, сочиняет детские стихи, переводит немецкую и чешскую поэзию.

В 1920 эмигрирует через Румынию в Прагу, затем в 1923 переезжает в Берлин (здесь издает сборник стихов «Отцветшая герань. То, чего не будет»), затем ненадолго перебирается в Рим, и в 1924 г. поселяется в Париже, где в русских театрах с успехом ставятся его пьесы.

Умер от сердечного приступа.

Пётр Петрович Потёмкин (20 апреля (2 мая) 1886, Орёл - 21 октября 1926, Париж) - русский поэт, переводчик, драматург, критик.

Из дворян. Отец, Пётр Денисович, был преподавателем гимназии, затем служащим Рижско-Орловской железной дороги.

Учился в гимназиях в Риге, Томске, Санкт-Петербурге. В 1904 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1909 перешёл на историко-филологический факультет, но в 1910 отчислен «как не внёсший плату за учение». Затем занимался литературной деятельностью, сотрудничал в различных газетах и журналах. После революции жил в Москве. С 1920 - в эмиграции (Прага, Париж). В марте 1923 вступил в масонскую ложу «Астрея». В 1926 сыграл эпизодическую роль в фильме А. Волкова «Казанова». Умер от гриппа. Похоронен на кладбище Пантен, впоследствии прах был перенесён на кладбище Пер-Лашез.

Был женат (с 1911) на актрисе Евгении Александровне Хованской (1887-1977).


Первые стихотворения Потёмкина (политические юморески) были опубликованы в 1905 году в журнале «Сигнал», издававшемся К. И. Чуковским. Печатал в многочисленных журналах, закрывавшихся после выхода нескольких номеров, в основном сатирические стихи и пародии. В декабре 1906 года получил приз журнала «Золотое руно» за лучшее стихотворение о дьяволе (Дьявол // Золотое руно. 1907. № 1). В эти годы Потёмкин посещал литературный кружок при университете, литературные вечера у Ф. Сологуба, знакомился с известными писателями и деятелями искусства, близкими к «Миру искусства» (М. Кузминым, В. Нувелем, К. Сомовым, А. Бенуа и другие). Отчёты об обсуждениях его стихов, часто имевших скандальный характер, печатались в газетах, благодаря чему имя Потёмкина приобретало известность.

В 1908 году вышел первый сборник стихов «Смешная любовь», вызвавший многочисленные рецензии. В этом же году Потёмкин стал одним из главных авторов и сотрудником редакции нового журнала «Сатирикон». Он познакомился с Н. Гумилёвым, А. Толстым, начал посещать «башню» Вяч. Иванова на Таврической улице.

Стихи Потемкина нравились Владимиру Маяковскому, Валерию Брюсову, Иннокентию Анненскому. И очень не нравились Александру Блоку.

В эмиграции Потёмкин переводил чешских и немецких поэтов, печатал в русскоязычных журналах и альманахах стихи и рецензии. Были изданы ещё несколько книг.


Одним из увлечений Потёмкина были шахматы. В студенческие годы он принимал участие в домашних турнирах, которые происходили в квартире В. Пяста (Пяст писал в воспоминаниях, что именно у него Потёмкин во время таких турниров знакомился с новыми сборниками стихов поэтов-символистов). Впоследствии стал членом Петербургского шахматного собрания, занимался организацией турниров, сам участвовал в турнирах первой категории. В это же время познакомился с Александром Алехиным, играл с ним в домашних и официальных турнирах. В 1914 выиграл в сеансе одновременной игры у Капабланки, гастролировавшего в Петербурге.

В Праге Потёмкин был членом местного шахматного клуба «Алехин». В июле 1924 только что основанная Международная федерация шахмат (ФИДЕ) устроила «чемпионат мира среди любителей», в котором Потёмкин выступал под флагом старой России. В 1925 в Париже организовал «Русский шахматный кружок», который после смерти Потёмкина получил его имя и просуществовал до 50-х годов.

Биография

Из дворян. Отец, Пётр Денисович, был преподавателем гимназии, затем служащим Рижско-Орловской железной дороги.

Был женат (с 1911) на актрисе Евгении Александровне Хованской (1887-1977).

Литературная деятельность

Первые стихотворения Потёмкина (политические юморески) были опубликованы в 1905 в журнале «Сигнал», издававшемся К. И. Чуковским . Печатал в многочисленных журналах, закрывавшихся после выхода нескольких номеров, в основном сатирические стихи и пародии. В декабре 1906 получил приз журнала «Золотое руно» за лучшее стизотворение о дьяволе (Дьявол // Золотое руно. 1907. № 1). В эти годы Потёмкин посещает литературный кружок при университете, литературные вечера у Ф. Сологуба , знакомится с известными писателями и деятелями искусства, близкими к «Миру искусства» (М. Кузминым , В. Нувелем , К. Сомовым , А. Бенуа и др.). Отчёты об обсуждениях его стихов, часто имевших скандальный характер, печатаются в газетах, и имя Потёмкина становится известным.

В 1908 выходит первый сборник стихов «Смешная любовь», вызвавший многочисленные рецензии. В этом же году Потёмкин становится одним из главных авторов и сотрудником редакции нового журнала «Сатирикон» . Знакомится с Н. Гумилёвым , А. Толстым , посещает «башню» Вяч. Иванова на Таврической улице.

Потёмкин был автором нескольких эстрадных пьесок, скетчей, ставившихся в театрах-кабаре «Бродячая собака » в Петербурге и «Летучая мышь» в Москве. В 1912 выходит второй сборник стихов «Герань».

В эмиграции Потёмкин переводил чешских и немецких поэтов, печатал в русскоязычных журналах и альманахах стихи и рецензии. Были изданы ещё несколько книг.

Шахматы

Одним из увлечений Потёмкина были шахматы. В студенческие годы он принимал участие в домашних турнирах, которые происходили в квартире В. Пяста (Пяст писал в воспоминаниях, что именно у него Потёмкин во время таких турниров знакомился с новыми сборниками стихов поэтов-символистов). Впоследствии стал членом Петербургского шахматного собрания, занимался организацией турниров, сам участвовал в турнирах первой категории. В это же время познакомился с Александром Алехиным , играл с ним в домашних и официальных турнирах. В 1914 выиграл в сеансе одновременной игры у Капабланки , гастролировавшего в Петербурге.

В Праге Потёмкин был членом местного шахматного клуба «Алехин». В июле 1924 только что основанная Международная федерация шахмат (ФИДЕ) устроила «чемпионат мира среди любителей», в котором Потёмкин выступал под флагом старой России. В 1925 в Париже организовал «Русский шахматный кружок», который после смерти Потёмкина получил его имя и просуществовал до 50-х годов.

Книги

  • Смешная любовь: 1-я книга стихов. СПб., 1908. 79 с.
  • Боба Сквозняков: [Стихи для детей]. СПб., . 47 с. В соавторстве с В. В. Князевым .
  • Герань: Книга стихов. СПб., 1912. 204, с. (Переизд.: СПб., 2005. 210 с. ISBN 5-98187-074-5 .)
  • Отцветшая герань. То, чего не будет: [Стихи]. Берлин, 1923. 135 с.
  • Зеленая шляпа: [Стихи для детей]. Berlin, 1924. с.
  • Избранные страницы. Дон Жуан - супруг смерти. Париж, 1928.

Примечания

Литература

  • Тименчик Р. Д. Потёмкин Пётр Петрович // Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь. М., 2007. Т. 5. С. 120-122. ISBN 978-5-85270-340-8 .
  • править] Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 2 мая
  • Родившиеся в 1886 году
  • Умершие 21 октября
  • Умершие в 1926 году
  • Писатели России по алфавиту
  • Родившиеся в Орле
  • Русские писатели по алфавиту
  • Умершие в Париже
  • Шахматисты России
  • Поэты Санкт-Петербурга
  • Русские эмигранты первой волны в Чехословакии
  • Русские эмигранты первой волны во Франции
  • Русские писатели XX века
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели России XX века

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Потья
  • Потёмкино (Херсонская область)

Смотреть что такое "Потёмкин, Пётр Петрович" в других словарях:

    Потёмкин, Пётр - Иванович (1617 1700) русский воевода и дипломат Потёмкин, Пётр Петрович (1886 1926) русский литературный деятель и шахматист … Википедия

    Потёмкин, Григорий Александрович - Григорий Александрович Потёмкин Таврический Князь Г. А. Потемкин Дата рождения … Википедия

    Потёмкин - Список известных носителей женщин см. Потёмкина. Потёмкин русская фамилия. Потёмкины дворянский род Известные носители фамилии Потёмкин, Александр Иванович (род. 1956) российский финансист. Потёмкин, Александр Николаевич… … Википедия ПОТЁМКИН - 1. ПОТЁМКИН Владимир Петрович (1874 1946), государственный деятель, академик АН СССР (1943). В 1922 40 на дипломатической работе; в 1937 40 1 й заместитель наркома иностранных дел СССР. С 1940 нарком просвещения РСФСР, президент АПН РСФСР с 1943 … Русская история

    Потёмкин - I Владимир Петрович , советский государственный и партийный деятель, историк, дипломат, действительный член АН СССР и АПН РСФСР (1943). Член КПСС с 1919. Родился в семье врача. В 1898 … Большая советская энциклопедия

    ПОТЁМКИН - 1. (тж в назв.; Григорий Александрович (1739 1791) фаворит Екатерины II, рус. государственный и военный деятель, генерал фельдмаршал; см. тж ТАВРИЧЕСКИЙ) Рябя. Солнце село. И вдруг Электричеством вспыхнул Потемкин. Со спардека на камбуз… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    ПОТЁМКИН Владимир Петрович - Владимир Петрович (1874–1946), гос. деятель, акад. АН СССР (1943). В 1922–40 на дипломатич. работе; в 1937–40 1 й зам. наркома иностр. дел СССР. С 1940 нарком просвещения РСФСР, през. АПН РСФСР с 1943. Тр. по истории Франции, англ … Биографический словарь

Пётр Петрович Потёмкин (20 апреля (2 мая) 1886, Орёл - 21 октября 1926, Париж) - русский поэт, переводчик, драматург, критик.

Биография

Из дворян. Отец, Пётр Денисович, был преподавателем гимназии, затем служащим Рижско-Орловской железной дороги.

Учился в гимназиях в Риге, Томске, Санкт-Петербурге. В 1904 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в 1909 перешёл на историко-филологический факультет, но в 1910 отчислен «как не внёсший плату за учение». Затем занимался литературной деятельностью, сотрудничал в различных газетах и журналах. После революции жил в Москве. С 1920 - в эмиграции (Прага, Париж). В марте 1923 вступил в масонскую ложу «Астрея». В 1926 сыграл эпизодическую роль в фильме А. Волкова «Казанова». Умер от гриппа. Похоронен на кладбище Пантен, впоследствии прах был перенесён на кладбище Пер-Лашез.

Был женат (с 1911) на актрисе Евгении Александровне Хованской (1887-1977).

Литературная деятельность

Первые стихотворения Потёмкина (политические юморески) были опубликованы в 1905 в журнале «Сигнал», издававшемся . Печатал в многочисленных журналах, закрывавшихся после выхода нескольких номеров, в основном сатирические стихи и пародии. В декабре 1906 получил приз журнала «Золотое руно» за лучшее стизотворение о дьяволе (Дьявол // Золотое руно. 1907. № 1). В эти годы Потёмкин посещает литературный кружок при университете, литературные вечера у , знакомится с известными писателями и деятелями искусства, близкими к «Миру искусства» ( , В. Нувелем, К. Сомовым, А. Бенуа и др.). Отчёты об обсуждениях его стихов, часто имевших скандальный характер, печатаются в газетах, и имя Потёмкина становится известным.

В 1908 выходит первый сборник стихов «Смешная любовь», вызвавший многочисленные рецензии. В этом же году Потёмкин становится одним из главных авторов и сотрудником редакции нового журнала «Сатирикон». Знакомится с Н , посещает «башню» на Таврической улице.

В эмиграции Потёмкин переводил чешских и немецких поэтов, печатал в русскоязычных журналах и альманахах стихи и рецензии. Были изданы ещё несколько книг.

Шахматы

Одним из увлечений Потёмкина были шахматы. В студенческие годы он принимал участие в домашних турнирах, которые происходили в квартире В. Пяста (Пяст писал в воспоминаниях, что именно у него Потёмкин во время таких турниров знакомился с новыми сборниками стихов поэтов-символистов). Впоследствии стал членом Петербургского шахматного собрания, занимался организацией турниров, сам участвовал в турнирах первой категории. В это же время познакомился с Александром Алехиным, играл с ним в домашних и официальных турнирах. В 1914 выиграл в сеансе одновременной игры у Капабланки, гастролировавшего в Петербурге.

В Праге Потёмкин был членом местного шахматного клуба «Алехин». В июле 1924 только что основанная Международная федерация шахмат (ФИДЕ) устроила «чемпионат мира среди любителей», в котором Потёмкин выступал под флагом старой России. В 1925 в Париже организовал «Русский шахматный кружок», который после смерти Потёмкина получил его имя и просуществовал до 50-х годов.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....