Отличие наречий от других частей речи. С помощью каких способов образуются наречия? Как пишутся наречия с дефисом

Инструкция

Прежде всего, вы должны уяснить для себя, что является самостоятельной частью речи. Однако, в отличие от имен существительных или глаголов, оно не меняет своей формы, т.е. оно не спрягается, не склоняется, не изменятся по временам и т.д.

Например, у существительного можно определить род, падеж, число, и т.д. В зависимости от формы употребления в нем изменяется и окончание. Наречие же остается постоянным, поэтому у него нет окончания, даже нулевого.

Наречие же обычно обозначает признак действия или признак другого признака. Это значит, что оно может пояснять действие, заключенное в глаголе, или какое-то качество. Например, в словосочетании "очень помог" наречие "очень" обозначает признак действия, а в словосочетании "очень приятный" - признак другого признака.

Если прилагательное, местоимение или согласуются с существительным, т.е. употребляются в той же форме и меняют ее соответственно, то наречие не имеет грамматической согласованности ни с какой-либо частью речи.

Очень сложно бывает отличить наречие с , сходного по звучанию, но различному по написанию. Например, в словосочетании "приехать вовремя" наречие . Оно находится при глаголе в виде обстоятельства, отвечает на вопрос "когда?", обозначает признак действия, не меняет своей формы ни при каких обстоятельствах.

В словосочетании "во время урока" слово "во" является предлогом, а "урока" - существительным. Как известно, предлоги с существительными пишутся раздельно. Вы сможете отбросить , и слово будет иметь смысл, чего нельзя будет проделать с наречие м.

Источники:

  • Имя существительное

Совет 2: Как отличить наречия от созвучных форм других частей речи

Отличительным признаком наречия является его неизменяемость, что «роднит» его с деепричастием и несклоняемыми существительными. Кроме того, наречия , оканчивающиеся на суффиксы «о» и «е» часто имеют форму сравнительной степени, совпадающую по звучанию с аналогичной формой прилагательного. Местоименные наречия по своей указательной функции похожи на местоимения. Все перечисленные особенности делают вопрос различения наречий и созвучных форм других частей речи проблемным, что требует разъяснения.

Инструкция

Неизменяемость наречия делает невозможным его грамматическое сочетание с определяемым в падежной форме. Проанализируйте способ связи между пояснительным словом и зависимым. Например, сравните два созвучных :1. Мы продолжали идти (куда?) вглубь. Наречие «вглубь» не имеет пояснительных слов.2. Мы продолжали идти в глубь (чего?) леса. При наличии падежной формы в роли зависимого слова определяется «в глубь» как с предлогом.

При различении форм сравнительной степени наречий и прилагательных найдите слово, от которого задается вопрос к определяемой части речи. Если это слово существительное или местоимение, то определяйте сравнительную степень прилагательного. (Витя умнее Коли.) Если же вопрос задается от глагола, это наречие. (Поступать надо умнее.)

При различении наречия и производного используйте прием постановки вопроса. Предлог как служебная часть речи всегда входит в состав падежного вопроса, а к наречию как самостоятельной части речи задается обстоятельственный вопрос. Например:1. Ходить (где?) вокруг да (где?) около. В этой поговорке употребляются наречия .2. Не ходите (вокруг чего?) вокруг дома и (около чего?) около сада. В этом предложении определяются существительные с производными .

При различении наречия и деепричастия определите грамматическое значение анализируемого слова. Если оно обозначает добавочное действие, то это деепричастие. Если слово имеет значение признака действия, то это наречие. Сравните:1. Шутя и переговариваясь, мы быстро дошли до дома. – Мы быстро дошли до дома, при этом шутили и переговаривались. В данном примере слово «шутя» деепричастие.2. Он выполнил это задание шутя. – Он выполнил это задание легко. Слово «шутя» является , т.к. обозначает признак действия «выполнил». Учтите, что такие наречия образуются путем перехода из и сохраняют их морфемный состав.

При различении местоимений и наречий также используйте прием поиска определяемого слова. Например:1. Я стал появляться у них несколько реже. Слово «несколько» является местоименным наречием, т.к. относится к другому наречию и обозначает его признак.2. Несколько человек толпилось у входа. Слово «несколько» обозначает неопределенное количество, числительного и входит в состав подлежащего, выраженного синтаксически неделимым сочетанием (несколько человек). Это местоимение.

Части речи - это группы слов со схожими признаками. В русском языке различают самостоятельные и служебные части. Самостоятельные называют предметы, свойства, количество, действие, состояние или указывают на них. Эти слова получили такое название, так как могут употребляться в речи без служебных слов.

К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречи е. Существительное - это самостоятельная часть речи , которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), ( , ), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают или . Прилагательное - самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?", "чей?". Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол - самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются . Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы "какой?", "какое?", "какие?" (летающий, рисуемый).Деепричастие - особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы "что делая?", "что сделав?" (плача, играючи, пропустив).Числительное - самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос "сколько?") и порядковые (отвечают на вопросы "какой?", "какие по счету?"). Числительные изменяются (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение - самостоятельная часть речи , указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже - обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), (всякий, другой).Наречи е - самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы "как?", "куда?", "где?", "когда?", "почему?", "для чего?" (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречи е не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

Видео по теме

Источники:

  • Самостоятельные части речи
  • какая часть речи отвечает на вопрос где

– это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими категориями ни имени, ни глагола. Но зависеть наречие может от глагола, прилагательного, существительного или другого наречия.

Наречие и его виды

Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу или деепричастию. Например: «живите (как?) дружно», « (как?) вверх».

Если присоединяется к существительному, то оно обозначает признак предмета. К примеру: « (какое?) вслух».

Если же наречие присоединяется к прилагательному, причастию или другому наречию, то оно обозначает признак другого признака: «совершенно необходимо», «идущие пешком», «очень веселые дети».

Наречие не склоняется и не спрягается, то есть не изменяется. В предложении оно чаще всего бывает обстоятельством, реже – определением.

По своему значению наречия делятся на несколько групп:

Наречия, относящиеся к глаголу, причастию и деепричастию, обозначают время, место, образ действия, цель, причину, степень и меру, а относящиеся к прилагательному или другому наречию обозначают степень признака и меру.

1) Образа действия. Наречия этой группы отвечают на вопросы: как? и каким образом? Например: «медленно», «набело», «по-дружески», «по- ».
2) Времени. Отвечают на вопросы: когда? до каких пор? как долго? «Сегодня», «завтра», «тогда», «днем», «сейчас».
3) Места. Отвечают на вопросы: где? откуда? куда? «Домой», «вдали», «слева», «везде».
4) Причины. Отвечают на вопрос почему? «Сослепу», «сгоряча», «поневоле».
5) Цели. Отвечает на вопрос зачем? «Нарочно», «назло».
6) Меры и степени. Отвечают на вопросы: сколько? насколько? в какой мере? во сколько? К примеру: «пополам», «довольно», «чрезвычайно», «надвое».

Особую группу наречий составляют , которые, не называя признаки действия, только указывают на них. Они могут использоваться для связи предложений в тексте между собой. Эти наречия подразделяются на указательные («здесь», «там», «туда», «тут»), неопределенные («где-то», «кое-где», «кое-как»), вопросительные («где», «куда», «зачем», «как», «почему»), отрицательные («нигде», «никогда», « », «никуда»).

Степени сравнения наречий

Делая морфологический разбор наречия, необходимо указать его общее значение, основные морфологические признаки (неизменяемость и степень сравнения), определить синтаксическую роль в предложении.

Образованные от качественных имен наречия на –о (-е) имеют сравнения: превосходную и сравнительную.
В свою очередь, сравнительная степень имеет 2 формы – простую и составную. Первая (простая форма) образуется от исходного наречия при помощи суффиксов –е, -ше, -ее, -ей. При этом от исходного наречия необходимо отбросить конечные –о (-е), -ко. Например: «уверенно – уверенней (-ее)».

Составная форма образуется путем сочетания наречия со словами «более» и «менее». К примеру: «говорить тихо – более тихо».

Превосходная степень, как правило, имеет составную форму. Она представляет собой сочетание наречия с «всех», «всего». Например: «быть аккуратнее всех».

Наречие и прилагательные являются самостоятельными частями речи, имеющими различные морфологические признаки и выполняющие разные функции. Отличить прилагательное от наречия можно, определив функцию, которая выполняется словом, и обратив внимание на его строение.

Инструкция

Имя обозначает признак предмета, описывая его качества, форму, принадлежность кому-либо и другие свойства. Данная часть речи имеет полную и краткую форму, а также степени сравнения. Прилагательное в отвечает на вопросы: «какой?» (красивый), «какая?» (привлекательная), «какое?» (простое), «какие?» (хорошие). В они связаны с определяемыми словами при помощи сочинительной связи.

Наречие, в свою очередь, также является самостоятельной частью речи, однако оно обозначает лишь признак или действия и иногда определяет признак признака. В предложении наречия являются обстоятельствами и связываются с определяемыми словами при помощи связи примыкания, т.е. по смыслу. Прилагательные, в свою очередь, выполняют роль определения.

Обе части речи различаются по характеру признака, который они определяют. Прилагательные разделяются на качественные (сладкий, горький), относительные (читальный зал, деревянный дом) или притяжательные (Берингово море, волчья нора). Качественные употребляются в полной или краткой форме, а также имеют степени сравнения: положительная, сравнительная (красивее) и превосходная (самая красивая). Отличительным признаком выступает и то, что они обладают изменяемыми признаками рода (сильный – сильная), могут склоняться по (прилежный – прилежного – прилежному) и имеют как единственное (быстрый), так и множественное (быстрые) число.

Наречия классифицируются на две разновидности: определительные (немного, приблизительно, абсолютно) и обстоятельственные (нигде, назло, отсюда). Эти разряды подразделяются на качественные («как?»), образа действия («каким образом?»), степени («насколько?»), места («где?», «куда?»), времени («когда?»), причины («почему?») и цели («зачем?»). Таким образом, разряды наречия и

Подготовлено: Горяева Мария Намруевна

Урок «Наречие. Как отличить наречие от других частей речи?»

Цель урока: повторение сведений о наречиях, полученных учащимися ранее; формирование умений определять наречие в контексте, их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Ход урока:

    Лингвистический марафон:

1 .Деепричастие отвечает на вопросы (что делая?, сделав?)

2.Особая форма глагола, которая обозначает признаки предмета по действию (причастие)

    Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка(лексика).

    Причастие + зависимое слово-это...(причастный оборот)

    Какие части речи имеют полную и краткую форму (прилагательные, причастие).

    Значение суффикса - оват - (чуть-чуть, слегка)

    Какая приставка имеет значение неполноты действия? (приставка при)

    Вопрос - загадка: вот свойство мое обязательное:

склоняюсь я,как прилагательное, на все вопросы его отвечаю, глагол по значению напоминаю.

(причастие)

    При каких условиях отглагольные прилагательные становятся причастиями (приставка, зависимое слово)

    Суффиксы - ущ-ющ - морфемный признак

Ащ-ящ-

Какой части речи (причастие, действительное, настоящего времени)

    Работа по карточкам (2 ученика)

    Объяснение нового материала

1 .Можно ли объяснить, как пишутся слова_ сначала, рассеянно_ вне контекста?

    Анализ текста:

Как можно озаглавить текст? (солнце, любовь к солнцу)

Какова его главная мысль? (Солнце-это жизнь)

Каково лексическое значение глагола благословляет?

1 .Напутствовать

    Воздать благодарность кому-то

    У религиозных людей: перекрестить, как бы передавая этим знаком покровительство, пожелание удачи.

Какие родственные слова по первому корню вы знаете? (благополучие (желаю),благоприятный(климат),благородный (поступок),благоухание (цветов)

Вы уже знаете, что наречия отвечают на вопросы: куда? где? когда? откуда? почему? зачем? как?

Задание:

Выпишите наречия с теми словами, к которым они относятся:

Восходя выше -

Благословляет радостно

Красивый по-новому

Люблю особенно

Как-то особенно

Сделаем вывод: от каких частей речи зависит наречие,как оно связано с главным словом в этих словосочетаниях.

Вывод 1 .наречия сочетаются с глаголами(чаще всего),деепричастиями, прилагательными и другими наречиями, а также и с именем существительным.

Например: яйца всмятку

кофе по-турецки

Термин «наречие» произошел от греческого ер1-на,гети-глагол..

Вспомним, что обозначают уже известные нам части речи: существительное-предмет прилагательное-признак предмета глагол-действие предмета причастие-признак предмета по действию деепричастие - добавочное действие при основном глаголе.

А наречие? Каково его грамматическое значение?

Наречие обозначает признак действия:

Восходя выше

Благословляет радостно -признак действия

Люблю особенно

А в других случаях, какое значение наречий?

(правильно: признак признака)

А в словосочетаниях: яйца всмятку, кофе по-турецки (признак предмета) Вывод 2: Итак, мы определили грамматическое значение наречия - обозначает признак действия, признак признака: прекрасно выполненный

бесконечно мало

Обычно наречия обозначает время, место, причину, цель и образ действия, -идти домой (место)

Задет нечаянно (причина)

Встретимся сегодня (время)

Опоздать назло (цель)

Очень (сильный) мера

По каким признакам мы узнаем часть речи? Вспомните, как делается разбор каждой части речи (по морфологическим признакам - постоянные и непостоянные по синтаксической роли)

Какова синтаксическая роль наречий?

Разберем предложения:

Я как-то особенно люблю солнце. Вот солнце коснулось тихой воды у берега(обозначения предмета,второй вопрос: у чего? Изменяется по числам и падежам

Вывод 3: наречие является обстоятельством Взгляд исподлобья Доказательство: взгляд исподлобья

взглядом исподлобья

Зависимое слово не меняется вместе с главным, следовательно - это наречие. Вывод 4: Наречие - неизменяемое часть речи.

Подводя итог, сделаем ВЫВОД:

1 .Наречие сочетаются с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными, наречиями, существительными.

    Наречия обозначают признак действия, признак признака и признак предмета.

    В предложении обычно бывают обстоятельства, но могут быть и определения и даже сказуемые: лошади наготове

    Наречия не склоняются, не спрягаются, т.е.не изменятся.

Выборочный диктант. (Выступление в мини-группах)

Задание: выписать наречия вместе со словами, к которым они относятся. (Стр.90)

Грело нежарко, светились насквозь, зазеленели свежо, раскрылись пышно.

II .неохотно и несмело смотрит.

II ослепительно било,горело во всю ширину

V больным неизличимо.

Домашнее задание § 12-13 (учебное пособие) Состав. 3-5 предложений; объединение общей темы, используемые наречия и значения.

Устно: Роль наречия в нашей речи.

1. Наречие как неизменяемая часть речи в большинстве случаев не имеет определяемых и зависимых слов, а примыкает к глаголу в качестве обстоятельства.

Существительные обычно имеют при себе зависимые слова, к которым можно поставить вопрос или между предлогом и существительным вставить слово: с (самого) начала (чего?) зимы.

Прилагательные, числительные и местоимения имеют определяемые слова, согласуются с ними, а так как в этих случаях предлог относится не к ним, а к существительному, то эти части речи легко опустить.

2. Наречие почти всегда можно заменить другим наречием, близким по значению: сначала - сперва, впустую - зря, заодно - одновременно, затем - потом.

Существительные, прилагательные, числительные и местоимения всегда можно заменить этой же частью речи или другой именной частью речи: с начала зимы - с конца зимы; в пустую комнату - в свободную комнату; за одно мгновение - за то мгновение; за тем углом - за этим углом.

Школьникам старших классов, которые в VII классе уже изучили полностью тему «Словосочетание», можно предложить еще один прием разграничения наречий и других частей речи: нужно найти начальную форму словосочетания, в которое входит «неясное» слово. Если оно не является наречием, то предлога в начальной форме словосочетания не будет, например: с начала зимы - начало зимы.

Если учащиеся хорошо усвоили тему «Словосочетание», этот прием поможет им быстро решить вопрос о принадлежности

Закрепить эти приемы можно при выполнении следующих

1. Заменить наречия синонимами.

Шли наудачу (наугад), подошли вплотную (близко), расколол надвое (пополам), совсем не удивился (совершенно), все делали вместе (сообща), ушла вглубь (глубоко), готовились втайне (скрытно), вмиг появился (вдруг, неожиданно), читал вслух (громко), знал назубок (хорошо), показался вдали (издали).

2. Определить, к какой части речи относятся выделенные слова, устно придумать предложения со сходными словами другой части речи. На удачу не рассчитывай, а вначале по-настоящему изучи дело.- Мы заблудились и шли наудачу. Предисловие бывает в начале книги. Соскучился по настоящему делу.

1) По иному болоту и летом насилу проберешься.

2) Наконец мы собрались вместе.

3) На сколько дней, по-вашему, рассчитана эта работа?

4) Втайне ото всех я отправился вслед за матросами.

5) Я пришел совсем не вовремя.

6) Сегодня урок нения во вторых и в третьих классах.

3. Такую же работу проделать письменно.

1) Все ученики были налицо.

2) Он это сделал по долгу службы.

3) Мы поехали на встречу с писателями.

4) Противник разбит наголову.

5) Яйца сварили вкрутую.

6) Он втайне мечтал о путешествиях.

7) За чем пойдешь, то и найдешь.

4. Образовать от данного корня все возможные наречия, составить с ними словосочетания, указать на их смысловое различие: даль - чернеет вдали, речка поодаль, вдалеке от города, далеко в лес, увидел издали, приехал издалека.

Первый, один, начало, сюда, низ, перед, бок, верх, круг, легкий, строгий, весь, редко, долго, куда.

5. Составить и записать в 3 столбика словосочетания с наречиями, пишущимися слитно, раздельно и через черточку.

Приводим предложения для диктанта.

1) Где-то когда-то давным-давно я прочел одно стихотворение (Т.).

2) Гроза была там, сзади них, над лесом, а Тут сияло солнце (М.Г.).

3) Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу (Ч.).

4) Теперь пастушок чувствовал себя совсем по-новому (В. Кат.).

5) Солнце светило не по-весеннему, а по-летнему (А. Н. Т.).

6) Повсюду брошены, засунуты наполовину разрезанные книги (Л. Я. Г.).

7) Вечерело. Луч закатный, удлиняясь мало-мальски, прямо в город необъятный грянул смутно, по — февральски. Потеплел он и смягчился, перестал на все коситься. Наконец-то научился к людям лучше относиться (Март.).

Где-то там, вдали обратной, Урал, и Волга, и Москва (Твард.).

9) Ворота, оплетенные сверху зеленью, вели в глубь двора (Пол.).

При изучении темы «Наречие» учитель может широко использовать упражнения, обогащающие лексический запас учащихся, упражнения стилистического характера. .

1. К данным словам подобрать синонимы, составить с ними словосочетания: добросовестно - усердно работал, старательно писал, честно относился к делу…

Близко (рядом, вблизи, около); вместо (взамен); воодушевленно (увлеченно, восторженно); зловеще (тревожно, угрожающе, грозно); искусно (ловко, умело); кратко (сжато, вкратце, коротко); ласково (нежно, приветливо, тепло); очень (весьма, чрезвычайно); слишком (чересчур, крайне).

2. Подобрать антонимы к данным словам, составить с ними словосочетания.

Вдали (вблизи), в одиночку (сообща), враждебно (дружелюбно), вежливо (дерзко), вдоль (поперек), везде (нигде), нарочно (нечаянно), навзничь (ничком), отчетливо (неразборчиво), робко (уверенно), старательно (небрежно), снаружи (внутри), снизу (сверху).

3. С данными словами составить предложения, употребив их в прямом и переносном значении: Он глубоко изучил этот вопрос.- В этом месте озера глубоко.

Горячо, холодно, жестко, мягко.

Привести еще наречия, которые употребляются в переносном значении.

4. К данным словам подобрать синонимы и составить с ними словосочетания: абстрактно - отвлеченно, мыслит отвлеченно.

Абсурдно (нелепо), агрессивно (воинственно), азартно (увлеченно, запальчиво, горячо), оригинально (самостоятельно, своеобразно), деликатно (чутко, вежливо), коллективно (сообща, совместно), комично (смешно), логично (правильно, последовательно), элементарно (просто).

5. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.

Поговорим с глазу на глаз (наедине); бежал сломя голову (очень быстро); жили душа в душу (дружно); разбили в пух и прах (совершенно), все делает шиворот навыворот (наоборот); решил с бухты барахты (необдуманно); жили бок о бок (рядом); работал не покладая рук (усердно)..

6. Заменить наречие фразеологическим оборотом.

Заходил изредка (время от времени); сидит без дела (сложа руки); встречались ежедневно (изо дня в день); все делает небрежно (спустя рукава); бежал быстро (во весь дух); встал рано (ни свет ни заря).

7. К каждому из паронимов подобрать синонимы. С паронимами составить словосочетания: эффектно - впечатляюще, живописно, картинно; выглядел эффектно. Эффективно - действенно, плодотворно, результативно, продуктивно, работали эффективно.

Безответно - безответственно; этично - эстетично; убедительно - убежденно; удивленно - удивительно; герметически - геометрически; бережно - бережливо; жестко - жестоко.

В период изучения темы следует записать в словарик и выучить ряд наречий, правописание которых надо запомнить.

Последние материалы раздела:

«Морские» идиомы на английском языке
«Морские» идиомы на английском языке

“Попридержи коней!” – редкий случай, когда английская идиома переводится на русский слово в слово. Английские идиомы – это интересная,...

Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты
Генрих Мореплаватель: биография и интересные факты

Португальский принц Энрике Мореплаватель совершил множество географических открытий, хотя сам выходил в море всего три раза. Он положил начало...

Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов
Последнее восстание интеллектуалов Франция 1968 год волнения студентов

Любой революции предшествует идеологическая аргументация и подготовка. «Майская революция» 1968 года, бесспорно, не является исключением. Почему к...