Особенности формирования классного коллектива в начальной школе. Доклад "формирование классного коллектива"

Что такое классный коллектив?

Коллективом называют группу людей, которых объединяет общая работа или учеба, общие стремления или интересы. Наш класс тоже может стать коллективом. Почему учитель этого так хочет?

В классном коллективе ребята сотрудничают, добиваясь высоких показателей в учебе. Сильные помогают и поддерживают слабых, слабые стремятся сравняться с сильными. Более воспитанные поправляют и корректируют поведение шалунов. Классный коллектив всегда вместе – на уроке, на перемене, при подготовке домашних заданий, вне школьных стен. И входящие в классный коллектив – это уже не просто одноклассники. Их мы называем товарищами.

Кто такой товарищ? Он не просто сидит за соседней партой. Товарищ так же, как и ты, пришел в школу учиться, добывать знания. Товарищ уважает тебя и твой труд. Товарищ может подсказать, помочь, приободрить. Он поможет преодолеть трудности, подскажет, если ты чего-то не понял. Он порадуется твоим успехам. На перемене он затеет с тобой игру. Он не станет давать тебе кличек и прозвищ, он вежлив, не затевает ссор по пустякам. Товарищ старается в учебе, но не бахвалится своими успехами.

Что же сделать нам, чтобы наш класс превратился в коллектив, а одноклассники смогли бы называться товарищами? Для такого превращения нужно потрудиться. Но результат будет таков: ты каждое утро с удовольствием будешь приходить в школу, а в выходной будешь скучать по ней. Послушай, какую памятку приготовили для нас психологи.

Правила жизни коллектива.

  1. С хорошим товарищем легче в беде, радостнее при успехе.
  2. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек, не кричи, не забывай про «волшебные слова», не жадничай, не забудь поздороваться утром и попрощаться после занятий.
  3. Если ты что-то знаешь или умеешь, а другим это интересно, не хвастайся, а научи других.
  4. Не спорь с товарищами по пустякам, старайся работать и играть дружно.
  5. В играх не кричи, не будь грубым. При проигрыше не обижайся, а при победе не возносись.
  6. Не будь ябедой. Если товарищ в чем-то неправ, сразу скажи ему об этом. И останови его, если он делает что-то нехорошее.
  7. Если двое ссорятся, попробуй помирить их. Драчунов разними.
  8. Не зазнавайся, если тебе что-то удалось; не злись и не падай духом, если что-то не вышло.
  9. Помнишь мушкетеров? Они были настоящими товарищами. Их девиз: один за всех и все за одного.

Законы жизни коллектива.

  1. Закон уважения. Уважай окружающих, и тогда они будут уважать тебя.
  2. Закон дружбы. Жизнь не всегда похожа на праздник. В ней есть трудности и препятствия. Тогда на помощь приходит друг.
  3. Закон храбрости. Не опускай руки перед трудностями, не пасуй перед препятствиями.
  4. Закон любви. Люби своих родных, друзей, школу, Родину, вон ту бабочку и ту березку – люби все, что тебя окружает.
  5. Закон доброты. Доброта – это огромная сила. Не бойся быть сильным - дари людям добро.
  6. Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, который нуждается в помощи. Помоги!
  7. Закон трудолюбия. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Полюби трудиться, чтобы гордиться результатами!

Этап формирования коллектива 1."Песчаная россыпь"

Основной движущей силой человека в новой ситуации является его потребность в ориентации. Ребенок, попадая в новый коллектив, стремится понять: что здесь будут происходить и как? Не опасно ли это для меня? С кем можно дружить? Добрый ли человек учитель? Что здесь интересного?

Учащийся пытается почерпнуть информацию о новой ситуации в выражении лица классного руководителя, в оформлении школы, в выступлениях на праздничной линейке 1 сентября, в текстах объявлений, кадрах фото- и видеоархива. Без внутреннего осмысления имеющейся в его распоряжении информации ребенку сложно сориентироваться и выбрать модель поведения в новых условиях.

В новой ситуации учащийся испытывает "информационный голод", и задача классного руководителя – удовлетворение этой потребности.

Цель этапа : создать условия для ориентации в новом коллективе.

В числе основных задач выделяем следующие:

1. Удовлетворить потребность учащихся и их родителей в информации о нормах, требованиях, режиме, содержании, формах деятельности, традициях нового коллектива, о педагогической позиции классного руководителя. 2. Изучить индивидуально-личностные особенности учащихся, родителей, педагогов, работающих в данном классе. 3. Создать привлекательный образ "носителей ценностей" данного коллектива (классного руководителя, педагогов, старшеклассников)

Роль классного руководителя на этом этапе – источник информации, хранитель традиций, командир, организатор непосредственных действий, правоохранитель, аналитик.

По каким показателям можно будет судить о завершении этапа:

– учащиеся и их родители знают к кому в школе, в классе можно обратиться и по какому вопросу; – классный руководитель имеет достаточную первичную информацию о каждом учащемся, его родителях, чтобы действовать тактично, осознанно, имеет возможность выделить проблемы в первом приближении; – наблюдается комфортность самочувствия у большинства учащихся; – прослеживается рост интереса и активности учащихся, родителей, педагогов в изучении новой ситуации взаимодействия.

В числе форм деятельности, в процессе которых проходит первая встреча классного руководителя со своим классом мы выделяем "Контрольный сбор ", который обычно проводится в школах в конце августа. От его четкости и организованности во многом зависит успешность I этапа.

Подготовка : Готовность педагога четко и конкретно ответить на все организационные вопросы детей и взрослых.

Процесс: 1. Не позднее, чем за 20 минут до начала кабинет открыт. На каждом стуле лежит бейдж, фломастер. Звучит тихая музыка. Классный руководитель (с бейджем, где написаны крупно имя, фамилия, отчество) встречает входящих, отмечая в списке класса, предлагает написать имя, фамилию на бейдже и прикрепить его. Может быть использован прием "торжественное вручение бейджа", если классный руководитель их заранее оформил.

2. В назначенное время классный руководитель приветствует собравшихся, называет цель контрольного сбора, процесс работы и предполагаемое время.

3. Далее во вступительном слове классный руководитель может сказать, что отныне учащиеся, родители, классный руководитель – это один коллектив, а процесс рождения коллектива начинается со знакомства. Отметив, что процесс знакомства будет продолжаться, углубляться, классный руководитель предлагает каждому представиться. Начинает с себя, отчетливо называет фамилию, имя, отчество, краткую информацию о себе.

Еще одна возможная форма – выпуск стенгазеты "Портрет класса" – это одновременно и возможность первичного знакомства, и форма диагностики индивидуальных особенностей учащихся.

Подготовка : Заранее один из листов ватмана оформляется названием – "Портрет класса", из цветной или белой бумага делаются заготовки (можно непрямоугольной формы) – ¼ листа формата А4 по количеству человек, включая классного руководителя.

Процесс работы : 1. Классный руководитель предлагает цель, выслушивает добавления, возражения, корректирует и еще раз оглашает цель и обозначает дальнейший порядок работы. 2. Учащиеся делятся на микрогруппы. Микрогруппа располагается за столом, на каждом столе – необходимые материалы в достаточном количестве. 3. Предлагается, поработав 10 минут в микрогруппе, придумать и оформить вопрос, который хотелось бы задать каждому в классе. (Каждой микрогруппе дается бумага "своего" цвета). Время – 7 минут. 4. Классный руководитель предоставляет слово каждой микрогруппе – вопрос зачитывается и приклеивается на ватман – заготовку газеты. Когда все вопросы приклеены, классный руководитель обращает внимание, что на эти вопросы хотелось бы получить вопросы на II этапе работы. 5. Каждый учащийся получает заготовку (которая может быть вырезана в форме кленового листа, звезды и т.д.). Предлагается создать автопортрет (написать, нарисовать, использовать вырезки из газет и журналов), при этом постараться, чтобы прозвучали ответы на вопросы, заданные на 1 этапе работы. Время на работу – 15 минут. 6. Тем, кто завершил работу предлагается приклеить автопортрет на ватман – заготовку газеты "Портрет группы". 7. Подведение итогов: Классный руководитель просит всех подойти к газете и предлагает высказаться желающим: "Что было самым интересным, привлекательным в процессе работы? Где мы могли бы расположить нашу газету? Почему именно там?" 8. Вопросы для самоанализа классного руководителя: – Насколько подробно удалось представить в газете информацию о каждом? – Какие особенности класса выделяются после изучения автопортретов?

Этап 2. Мягкая глина

Особенность этого этапа заключается в том, что учащиеся, осознав в общих чертах нормы и требования данного сообщества, стремятся определить для себя возможность в выборе стратегии и тактики поведения и стиля отношений с окружающими. При этом у ребенка уже имеется образ поведения, который от него ожидают в данной ситуации "старожилы сообщества" – педагоги, старшеклассники. В этом случае очень важным является процесс обсуждения и коллективного определения перспектив жизни класса. В процессе обсуждения каждый ребенок имеет возможность предложить свой вариант перспектив и путей движения к ним. Учащиеся уже поняли, что ценится в школе, "как принято", в чем смысл традиций, какие дела обязательно состоятся. Но при этом у них возникает вопрос: а будет ли происходить то, что мне важно? Смогу ли я проявить и реализовать свой интерес? Не стану ли "белой вороной"?

Очень важно на этом этапе предоставить возможность высказаться каждому, поскольку это обеспечивает включение в процесс выработки общего решения и создает благоприятную атмосферу. Обсуждение перспектив жизни необходимо соединять во-первых, с планированием ближайших и дальних дел (что создает зримые "линии развития") с непременным распределением ответственности; во-вторых, с выработкой и утверждением законов, правил жизни в данном коллективе.

Если классный руководитель на этом этапе просто жестко предъявляет требования, объявляет нормы коллективной жизни, не организуя обсуждение, то есть вероятность, что эти нормы и требования все же будут обсуждаться учащимися, но – стихийно, в оппозиционно – негативном ключе, без многостороннего осмысления. Приобщения к этим нормам не происходит. Таким образом, очень важно на этом этапе не упустить шанс руководства выработкой ориентиров жизни коллектива.

На этом этапе у ребят ещё нет навыков совместной деятельности, поэтому, если возникает обсуждение, дискуссия – она может превратиться в общий крик, гвалт; если начинается подготовка к делу – она может остановиться на полдороги, оттого, что "он не хочет, а почему я должен…", "мы не смогли ничего придумать…" и так далее. Необходимо, чтоб классный руководитель на этом этапе мог продемонстрировать эффективное поведение: как необходимо действовать, чтобы достичь результат. Возникает необходимость неустанно обучать ребят – как сообща думать и придумывать, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить силы и время, учитывая при этом особенности и умения каждого.

Для классного руководителя это непростой процесс, требующий времени и душевных сил, но все затраты с лихвой окупятся продуктивным развитием коллектива, самостоятельностью и четкостью организации класса в последующие годы.

Цель этапа : Обеспечить организационное единство класса.

Задачи: 1. Реализовать процесс углубления знакомства. 2. Организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по разработке и определению общих целей, задач, принципов (законов) жизни, режима и перспектив деятельности. 3. Учить каждого учащегося логике коллективной творческой деятельности, проводя через работу в совете дела. 4. Обеспечить закрепление "условного рефлекса" на режимные моменты жизни класса, школы, место встреч классного коллектива, выработанные совместно требования и нормы жизни. 5. Учить навыкам "хорошего слушания"

Роль классного руководителя на этапе "Мягкая глина" – лучший слушатель, "штурман" в совете дела, организатор, правоохранитель.

В числе форм, направленных на решение задач этого этапа можно выделить следующие:

– Классное собрание "Я, ты, мы"; – Вечер знакомства и "огонек" "Расскажи мне о себе"; – Эстафета любимых увлечений; – Тематический классный час "Умеешь ли ты слушать?"; – Школа творческих дел; – Тренинг организаторских умений "Совместимость и сработанность"; – Первое родительское собрание.

Этап 3. "Мерцающий маяк"

Учащиеся в группе данного уровня развития получив информацию и сориентировавшись в новой для себя ситуации, определяют и реализуют стратегию и тактику своего поведения. Выяснив требования данного коллектива, одни учащиеся удовлетворены и готовы в соответствии с ними действовать; другие стремятся уклониться от этих требований, так как они противоречат их наличным, реально действующим потребностям, интересам. В этот период нет той доминирующей потребности, которая определила бы стремления всех членов коллектива. Однако имеются такие потребности, интересы, которые объединяют детей в отдельные группы внутри коллектива, т.е. происходит групповая дифференциация по однозначным мотивам, интересам, ценностям. При этом исследователями подмечено, что группы или отдельные члены могут находиться в скрытом напряжении между собой.

На этом этапе развития коллектива могут возникать напряжения и даже конфликтные ситуации между разными группами учащихся: девочками и мальчиками, физически сильными и слабыми, разного статуса и социального положения. Педагогу еще сложно апеллировать к общественному мнению– оно еще в стадии становления, есть актив, группа людей, которые ориентированы на коллективные цели, нормы и ценностные ориентиры, определенные на предыдущем этапе, но есть и группы с иной направленностью, стремящиеся удовлетворить узколичностные интересы, есть отчетливо выраженный " пассив", "болото".

Жизнь класса на этом уровне развития разнообразна, класс в целом активно включается в деятельность и способен достигать высоких результатов. Но вот какой ценой? Работа коллектива в целом отличается неритмичностью, повышенным эмоциональным напряжением, предельными усилиями части коллектива при бездеятельности другой, недостаточной оптимальностью в выборе путей достижения цели, разным характером удовлетворенности групповой деятельностью.

Для управления развитием коллектива на этом этапе педагогу необходимо изучать и владеть информацией: – каковы взаимоотношения между группировками; – есть ли в классе группировки, настроенные против педагогических требований; – что представляют собой члены официально действующего (то есть выборного) актива; – является ли выборный актив реальным активом (то есть, определяющим нормы и ценности коллектива).

Одно из условий дальнейшего успешного развития коллектива – обеспечение такого разнообразия видов и форм деятельности, которое бы позволило группировкам, ориентированным на общечеловеческие ценности в наибольшей степени, стать самыми авторитетными в классе, то есть добиться совпадения двух видов иерархий.

На этом этапе очень важно создать в коллективе понимание того, что успех деятельности зависит от усилий каждого, от степени "весомости вклада". А, в свою очередь, каждый учащийся действует тем активнее, целенаправленнее, чем более комфортно его самочувствие в коллективе, чем более прочувствовано ощущение необходимости, личной значимости, востребованности. Классному руководителю необходимо поставить результат деятельности в зависимость от усилий всех членов коллектива, причем, в процессе коллективного анализа обязательно обеспечить "наглядность" этой взаимосвязи.

Цель этапа: Формирование эмоционально – волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи: 1. Реализовать мониторинг комфортности самочувствия каждого участника деятельности и динамики межличностных, межгрупповых взаимоотношений. 2. Обеспечить взаимозависимость результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива. 3. Создать возможность для переживания состояния неудовлетворенности разобщенностью, недостаточным единством и приобретения опыта коллективных переживаний. 4. Обеспечить разнохарактерную деятельность, позволяющую выявить и закрепить лидерство учащихся и группировок с позитивными ценностями. 5. Учить методам анализа и самоанализа происходящего. 6. Обеспечить возможность высказывания и совместного обсуждения любого мнения, любой точки зрения.

Роль классного руководителя на этом этапе – "теневой" педагогический центр, "резонанс самочувствия", наблюдатель, человек, стимулирующий анализ и обсуждение. Классный руководитель старается меньше руководить, "выходить" на всех лично, а чаще работает через официальный актив, неформальных лидеров. Значительная доля времени, наряду с коллективной деятельностью, уделяется индивидуальной работе, созданию специальных ситуаций для конкретных учащихся. Целенаправленное конструирование различных педагогических ситуаций позволяет классному руководителю поддержать индивидуальное многообразие, что, несомненно, обогащает коллектив.

В числе форм , позволяющих реализовать задачи этапа можно выделить следующие: Игра "Кораблекрушение" Тематический классный час "Портрет одноклассника" Диспут – клуб "Я и мой класс" Телемост учащихся и родителей "От чего зависит успех?" Арбузник Игра "Успех приносит каждый" Диалогово-диагностическая методика "Я в школе" Анкета "Итоги года" и групповая консультация по её результатам Праздник "День рождения класса" Выездная экскурсия

Этап 4. "Алый парус"

Особенность этапа – ощущение ребенком защищенности и уверенности в своем классе, ощущение "поймут и оценят", переживание чувства гордости за свой коллектив.

Учащиеся испытывают потребность нести свои печали и радости в класс, делиться ими, обсуждать и искать сообща оптимальный вариант поведения и отношений. Человек испытывает потребность переживать значимые события своей жизни вместе с данным коллективом. Причем, интимно – личное общение подчас выходит за рамки своей, сложившейся микрогруппы или дружеской пары – учащийся чаще и чаще обнаруживает в своем классе людей, с которыми интересно. Человек на этом этапе развития группы "открывает" для себя знакомых людей с новой стороны, видит их как бы через увеличительное стекло.

На этом этапе значимо мнение коллектива в целом, поэтому класс может выступать мощным инструментом самосовершенствования каждого. Мнения об учащемся, высказываемые в классе, имеют для него значение именно потому, что это мнение подкреплено доброжелательным отношением, принятием, бережной заботой о самочувствии, стремлением понять и помочь, непрерывным интересом к изменениям в человеке. То есть, на этом уровне развития коллектива преобладает деловой, игровой, духовный уровни общения, что делает возможным углубленное саморазвитие каждого.

Цель этапа: Сформировать ценностно-ориентационное единство в процессе социально – значимой деятельности.

Задачи: 1.Организовать деятельность, где происходит активная самореализация имеющегося опыта учащихся класса на пользу школьного коллектива, младших классов. 2. Создавать ситуации, позволяющие "вывести из тени" и реализовать возможности учащихся, находящихся в позиции наблюдателя, зрителя. 3. Поддерживать всевозможные инициативы отдельных учащихся, микрогрупп. 4. Создавать периодически состояние несамодостаточности, некоторой неудовлетворенности полученными результатами деятельности, акцентируя внимание на самочувствии и настроении всех участников деятельности, в том числе взрослых, в том числе малознакомых. 5. Учить умению "оглядываться" в процессе деятельности – анализировать результаты и соотносить их с индивидуально – личностными затратами участников общего дела (время, силы, здоровья, настроение, отношение и т.д.) 6. Создавать ситуации углубленного самопознания и самоанализа, в том числе для осмысления "коллектив для меня" и " Я – коллективу"

Позиция педагога на этом этапе может быть обозначена как консультант, "лакмусовая бумага" состояния (педагог чутко реагирует на неблагоприятные состояния конкретных людей и групп, создает ситуации для их обсуждения и коррекции), " дискуссионный центр" (обращает внимание на противоречия, стимулирует их обсуждение и разрешение с учетом всех интересов).

В числе основных форм этапа "Алый парус" выделяются: – Психолого-педагогический тренинг – Вечер песни и поэзии – Ролевая дискуссия – Педагогический десант (работа профильных групп с младшими учащимися) – Саморазвивающая игра "Родительское собрание" – Эстафета "Соседи" – Тематический классный час "Человек – система открытая" – Продуктивная игра "Традиции и легенды нашей школы, класса" – Защита проектов "Будущее начинается сегодня"

Для тренинга навыков общения можно использовать упражнения, предлагаемые Н.П.Аникевой, комбинируя их в необходимом порядке. 1. Проигрывание известных сказок. 2. 3ащита фантастических проектов. Добровольцам предлагается придумать (самостоятельно или объединившись) проекты на определенные темы: проект жилого дома под водой; проект космического города; проект вездехода, способного двигаться в джунглях; проект марсохода и т.д. 3. "Ролевое обсуждение". Выбираются роли. Затем договариваются о предмете обсуждения. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу. Конечно, роли распределяются дифференцированно – одним полегче, другим – потруднее. 4. "Дискуссия-соревнование". Все участники разбиваются на две команды. Выбирается жюри, определяются критерии оценки выдвигаемых аргументов. Предметом дискуссии может быть серьезная или шуточная тема. Вести дискуссию в данном случае может и сам руководитель группы. В конце дискуссии жюри объявляет результаты, комментирует их.

Этап 5. Горящий факел

На этом этапе коллективом в целом и каждым учащимся осознаются не только цели, но и мотивы деятельности. Человек в коллективе этого уровня пытается решать "задачи на личностный смысл", отвечая на вопросы: что я могу? что я хочу? к чему я стремлюсь? Что во мне заложено от природы и что я пока не сумел реализовать? Как максимально проявить все свои возможности? То есть в коллективе подобного уровня человек получает максимальную возможность самоопределения. При этом коллектив непременно реагирует на те или иные шаги человека в пользу самоопределения, служит для человека объемным "зеркалом" его движения. "Внутриколлективные отношения характеризуются добровольным объединением усилий, проявлением товарищества, взаимопомощи, требовательности, взаимной заботы и уважения, ибо именно такая атмосфера способствует успеху коллективной работы" (О.С.Газман).

На этом этапе наиболее отчетливо можно пронаблюдать развитое самоуправление – как массовое порождение социально– ценных идей, коллективный поиск лучшего варианта жизненно важной задачи.

Учащиеся класса в любой ситуации, в любом составе способны в короткое время организовать такое обсуждение проблемы, где произойдет генерирование многочисленных идей (и каждая будет услышана). Отобрать наиболее ценные и реальные, распределить и организовать работу по их реализации, а затем и проанализировать как полученные результаты, так и процесс работы, и самочувствие каждого.

Коллективу этого уровня развития недостаточно успешности только внутриколлективных дел – у ребят, у коллектива в целом есть потребность в утверждении общечеловеческих ценностей в различных жизненных ситуациях, и поэтому особенностью и потребностью коллектива становится организация социально– значимых дел. Для этого коллектив не только непрерывно анализирует и совершенствует свои возможности, но и наблюдает, изучает, ведет поиск объектов общественной заботы.

Цель: Реализовать позитивные возможности данного коллектива в деятельности, направленной на достижение социально-значимого результата, в сотрудничестве с другими коллективами.

Задачи: 1. Организовать поиск "объектов общественной заботы" и реализовать дела для достижения позитивного результата, имеющего общественный смысл. 2. Поддерживать потребность каждого учащегося класса в самосовершенствовании. 3. Создавать условия для освоения учащимися класса навыков исследования социальных проблем 4. Обучать теоретическим и методическим основам педагогической деятельности.

Роль педагога на этом этапе можно определить как "нравственный камертон" (камертон – инструмент, по которому музыканты определяют чистоту звука). То есть на этом этапе развития особое значение имеет готовность и способность педагога к работе над собой, способность переживать и признавать ошибки, пересматривать свое поведение и отношение, если оно входит в противоречие с нравственными ориентирами.

В числе форм , используемых на этапе "Горящий факел" можно выделить: – Суд над фактом (явлением) – Спектакль или театр миниатюр – Научно-практическая конференция – Философский стол – Рукописный журнал или альманах – Операция "Сюрприз" – Выпускной вечер – Тематический классный час "Эстафета поколений" – Итоговое родительское собрание – Игра– импровизация – Акция "Подарок школе", "Подарок городу"

В то же время подчеркну, что на этом этапе прежде всего имеет значение направленность дела: ради чего? Для кого? Что это дело улучшит в окружающей жизни?

"Публичные лекции"

Публичная лекция – лекция для школьной "публики" самого широкого круга. В школе этот круг очерчивается возрастом детей 1-го класса и юношества 11-го класса. Необычность данной формы состоит в разновозрастном характере слушателей лекции: здесь самые различные уровни знаний, интеллектуальной подготовки, познавательных интересов и отношений к процессу познания. - временное протяжение лекции: 15-20 минут, не более, то позволяет проводить публичную лекцию во время большой перемены. - высокой должна быть информационная насыщенность лекции, удерживающая внимание слушателей столь различной подготовки. - материал лекции должен содержать два-три ярких необычных примера, иллюстрирующих основные тезисы лекции. - лекция требует тщательно продуманного оформления и эстетического обставления влияющих на состояние и настроение слушателей: кафедра с настольной лампой для лектора как единственное яркое пятно в зале стягивает на себя внимание всей публики, сидящей в полутемном зале; афористическое изречение и т.д.

Тематика таких публичных лекций может быть самой разнообразной, от морально-этической до психологической. Публичная лекция – это всегда информация научного плана, обобщенного характера, философского порядка.

Методика изучения коллектива учебной группы (В.Г. Максимов)

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика межличностных отношений

08.10.2011 11:38

Методика изучения коллектива учебной группы В.Г. Максимова предназначена для изучения коллектива учебной группы. Основополагающий метод исследования: тестирование. Предназначена для подростков и юношей 14-17 лет. Исследование проводит педагог-психолог 2 раза в год с учащимися школ, УО ПТО, ССО. Результаты исследования предназначены для преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, мастеров производственного обучения, социального педагога, классных руководителей. Методика проводится в стандартных условиях учебных заведений (групповая форма тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования

1. Состав учебной группы 1. Возрастной состав. 2. Познавательный уровень, развитие учащихся. 3. Работоспособность и успеваемость. 4. Общественное лицо учебной группы. Активность участия в общественных делах. Выполнение общественных поручений. Идейно-политическая направленность, сознательность учащихся.

2.Сплоченность учебной группы 1. Наличие групп по деловым интересам или отрицательного характера. Отношение учащихся друг к другу, к делам коллектива. 2. склонность проводить время в учебном заведении и вне его, вместе развлекаться или совместно заниматься. 3. Дружба между юношами и девушками. 4. Защищают ли учащиеся членов своего коллектива вообще. 5. Переживают ли учащиеся удачи и неудачи своей группы. 6. Есть ли в учебной группе круговая порука. 7. При проведении массовых мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.

3.Организованность учебной группы 1.Умение самостоятельно организовываться для выполнения коллективных дел. Умение распределять между собой работу и выполнять ее наиболее рационально. 2.Умение терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, перерыве, при выполнении различных дел). 3. Послушание при выполнении распоряжений старших или административных лиц

4.Общественное мнение в учебной группе 1.Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют. Какие – осуждают. 2.Как и в какой форме выражают одобрение и неодобрение. 3.Есть ли расхождение между тем, что они говорят, что делают. 5. Критика и самокритика в учебной группе.

5.Характер товарищеских связей в коллективе 1.Что связывает учащихся: общее место жительства, место учебы, интересы, общая работа. 2.Где дружат учащиеся.- только в учебном заведении или вне его. 3.Внимательность к товарищам. Стремление помогать им. В чем выражается эта помощь. 4.Требовательность к друзьям. Умение видеть недостатки. 5. Отношение к дезорганизаторам, к отличникам, имеющим физические недостатки.

6. Актив учебной группы 1. Состав актива. 2. Официальный (выборный) и фактический активы. 3. Имеет ли актив авторитет. 4. Выполняются ли распоряжения актива. 5. Как относятся активисты к товарищам по учебной группе. 6. Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе. 7. Живут ли активисты учебного заведения жизнью учебной группы, не отрываются ли от нее. Уважают ли их в учебной группе, пользуются ли они авторитетом в учебной группе.

7.Связь коллектива учебной группы с коллективом учреждения образования 1.Знают ли в учебной группе о том, что происходит в учебном заведении в целом и других группах. 2.вносят ли предложения об улучшении жизни учебного заведения. 3.Выполняются ли общественные поручения учебного заведения (постоянно, эпизодически). 4.Каков характер связей учащихся с другими учебными группами (соревнование, совместные дела). 5.Как учебная группа участвует в мероприятиях учебного заведения. 8. Мероприятия по дальнейшему сплочению коллектива учебной группы 1.Какие педагогические мероприятия следует провести в учебной группе в целях сплочения и организации коллектива. 2.Как использовать коллектив учебной группы для воспитательного воздействия на отдельных учащихся.

Особенностям формирования классного коллектива посвящены работы многих исследователей в области психолого-педагогической науки.

Особую роль в этом отношении сыграли взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Так А.С. Макаренко глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Последовательное развитие идеи А.С.Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В. А. Сухомлинского. Многолетняя педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского в качестве директора школы и учителя позволила ему сформулировать совокупность принципов, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива.

Современные исследователи также уделяют свое внимание проблеме формирования классного коллектива. Например, Я.Л. Коломинский в своей книге «Социальная психология школьного класса», показывает основные детерминанты развития и формирования детского коллектива, приводит широкую методологическую базу, применяемую для изучения взаимоотношений внутри классного коллектива.

Определение и основные характеристики детского коллектива

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives- собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С. Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив- это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище” .

А.С. Макаренко считал, что гуманистическая интерпретация коллектива предполагает наличие определенных признаков, которые и позволяют сделать именно коллектив «инструментом прикосновения к личности».

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н. Лепешинского и др., а позднее - В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, Н.Я. Скороходовой, И.П. Иванова. Положения А.С. Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

Общественно ценные цели;

Совместная деятельность по их достижению;

Отношения взаимной ответственности;

Организация органов самоуправления;

Направленность деятельности на общую пользу.

В дальнейшем в отечественной социальной психологии был выделен ряд признаков, характеризующих группу как коллектив. Большое значение здесь сыграли работы А.В.Петровского, И.Н.Платонова, Л.И.Уманского.

Л.И. Уманским и его сотрудниками в основу характеристики группы как коллектива были положены следующие критерии:

Организационное единство;

Групповая подготовленность в области той или иной сферы деятельности;

Психологическое единство (интеллектуальное, эмоциональное, волевое).

На основе указанных признаков Л.И.Уманский предлагает следующую классификацию групп по уровню их развития:

Группа номинальная;

Группа-ассоциация (общая цель, официальная структура);

Группа-кооперация (общая цель, групповая подготовленность к деятельности);

Группа-корпорация (наличие всех признаков, но нравственная направленность такой группы чаще всего характеризуется групповым эгоизмом и индивидуализмом);

Коллектив.

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций. Исследователи (В. М. Коротов и др.) выделяют три функции: функцию организационную - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью; функцию воспитательную - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений; функцию стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений. Нормальное функционирование детского коллектива возможно при правильном тоне и стиле отношений. А. С. Макаренко в ряде своих работ подчеркивал необходимость такой организации воспитательного учреждения, которое имело бы единую форму организации, стиль и тон отношений.

Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А. С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов. Эти законы варьируют в разного типа воспитательных учреждениях, но все они отражают ту систему требований, которая заложена в основе коллективного сотрудничества.

В структуре коллектива основным звеном является первичный коллектив. В школьной практике - это класс. В классе образуются наиболее длительные и устойчивые отношения детей с учителями, друг с другом с другими классами Разнотипные первичные коллективы взаимосвязаны и образуют ученический коллектив школы.

Каждый из коллективов, входящих в сложную структуру детского коллектива воспитательного учреждения, имеет свои органы самоуправления, которые будучи взаимосвязанными, образуют систему органов детского самоуправления. От зрелости коллектива зависит разнообразие системы органов самоуправления характер их полномочий.

Совместная целеустремленная деятельность усиливает потребность в общении. В результате между ними возникают многообразные связи и отношения, объединяющие детей как членов одной социально-психологической общности.

Избирательные связи и отношения в первичном коллективе приводят к образованию микрогрупп эмоционально-психологического характера (дружеских и приятельских), каждая из которых включает небольшое количество детей, испытывающих по отношению друг к другу чувства взаимной заинтересованности, симпатии, дружбы.

Эти группы занимают различное положение в коллективе. Есть группы, лидирующие во всех видах деятельности, группы, авторитет которых ситуативен, группы обособившиеся, замкнувшиеся в сфере своих интересов. Задача состоит в том, чтобы вовлечь все эти группы в активную жизнь коллектива, подчинив мотивы их объединения общественно полезным целям.

В школьном коллективе существует разветвленная сеть разнотипных первичных коллективов, в каждом из которых ребенок испытывает своеобразное воздействие, дает ему возможность осуществлять разные социальные роли (в одном он - ученик, в другом - спортсмен, в третьем - артист и т.д.) .

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей. Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.

1. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.

2. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать личные интересы ребят и опираться на эти интересы.

3. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником.

4. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.

5. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.

В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.

Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.

Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:

По тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;

По тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;

По тому, как принимаются решения органами коллектива;

По частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.

Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива - и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением.

Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.

Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.

Таким образом, детский коллектив имеет определенную структуру, основной единицей которого является ученический класс. Оказывает воспитательное влияние на личность, тем самым является носителем определенных воспитательных функций:

Воспитательной: детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных нравственных убеждений;

Организаторской: детский коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью;

Стимулирования: коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов. Структура и этапы формирования учебного коллектива: Учебный коллектив имеет двойственную структуру:

– он является объектом и результатом сознательных целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т. д.);

– учебный коллектив – это относительно самостоятельно развивающееся явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям, требующее индивидуального подхода. Задача педагога – ясно видеть структуру межличностных взаимоотношений в коллективе, чтобы уметь найти индивидуальный подход к членам коллектива и влиять на формирование и развитие сплоченного коллектива. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.

На первом организационном этапе группа учащихся не представляет собой коллектив в полном смысле слова. Этот этап характеризуется социально-психологической адаптацией, т. е. активным приспособлением к учебному процессу и вхождению в новый коллектив, усвоением требований, норм, традиций жизни учебного заведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является педагог. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, выявляя на основе наблюдения и психологического тестирования индивидуально-психологическую карту личности учащегося, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является действенным активом.

Второй этап развития коллектива наступает, когда выявлен действенный, а не формальный актив коллектива, т. е. выявлены организаторы коллективной деятельности, пользующиеся авторитетом у большинства членов коллектива. Теперь требования к коллективу выдвигает не только педагог, но и актив коллектива. Преподаватель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива. Воспитание актива группы – важнейшая задача руководителя, направленная на развитие организаторских способностей актива и устранение негативных явлений: зазнайства, тщеславия, «командирского тона» в поведении актива. Знание структуры неформальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. Укреплению и развитию коллектива на втором этапе способствуют: вовлечение членов коллектива в разнообразные виды совместной деятельности, постановка перед коллективом интересных и усложняющихся целей, задач, привлекательных для многих участников, установление дружеских и требовательных отношений, ответственной зависимости между людьми.

На третьем этапе развития коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива, что позволяет коллективу самостоятельно решать разнообразные задачи, перейти на уровень самоуправления. Далеко не каждый коллектив достигает этого высшего уровня развития.

Для высокоразвитого коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия. Коллектив имеет огромное влияние на формирование личности. В общей работе у человека развиваются общественно ценные чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочувствия. В требованиях коллектива заложен могучий фактор нравственного совершенствования личности. На мой взгляд, именно, развитию самосознания личности должно уделяться особое внимание в период обучения в школе. Ученик должен расти ответственным человеком, признающим, что его успехи в жизни закладываются уже сейчас.

В философии процесс развития коллектива рассматривается как развитие социального организма, основные критерии которого - целеустремленность, сплоченность, эффективность деятельности (В. Г. Иванов). В социальной психологии процесс развития рассматривается через такие параметры, как нравственная направленность, организационное и ценностное ориентационное единство, подготовленность к той или иной деятельности в рамках социально-психологической общности, возникающей в коллективе (А. В. Петровский, Л. И. Уманский и др.).

Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были обоснованы А. С. Макаренко. В развитии воспитательного коллектива он считал закономерным переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива. Существует несколько подходов к вычленению стадий формирования детского коллектива. Большинство исследователей вслед за А. С. Макаренко рассматривают эти стадии сообразно характеру предъявляемых требований. Согласно этой концепции в развитии коллектива выделяются три стадии.

Первая стадия: становление коллектива (стадия первоначального сплочения). Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования.

На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. Каждый ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу, в которую его приняли бы, занять в ней достойное положение. Микрогруппы образуются довольно интенсивно: порой лишь на основе симпатии, но чаще на основе общности интересов. В центре - дети, обладающие привлекательными для всех занятиями. В последнем случае микрогруппы носят неустойчивый характер и, если не появилось другого мотива их объединения, распадаются на первой стадии развития коллектива. В классе в этот период обычно значительное количество изолированных школьников. Эта стадия характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений, причины ее разнообразны и чаще всего не являются принципиальными. Только к концу этой стадии число конфликтов уменьшается, а сохранившиеся оказываются связанными с актуальными для жизни класса вопросами.

Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. К завершению второй стадии уже складывается четкая структура деловых отношений, эмоционально-психологических.

Стабилизируется состав дружеских микрогрупп. Изменение в их составе сводится, как правило, к введению в группу или выделения из нее одного - двух человек, однако полностью они обычно не распадаются.

Конфликты на этой стадии связаны в основном с несовпадением ценностных ориентаций и способов поведения отдельных членов коллектива. В этот период класс уже способен разрешать возникающие в нем конфликты самостоятельно.

К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число их обычно не превышает одного-двух, резко увеличивается количество взаимных выборов.

Третья и последующая стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Для данной стадии развития коллектива характерной чертой становится деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива.

Дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми. Все группы в большей или меньшей степени приобретают коллективистскую направленность; конфликты в коллективе единичны, и школьники в основном способны сами преодолевать их, исходя из интересов не только коллектива, но и отдельной личности.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня, поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую стадию развития коллектива.

На этой стадии каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Указанная стадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание послужило Антону Семеновичу Макаренко критерием для выделения этапов.

Мы охарактеризовали идеальную модель процесса развития классного коллектива. Конечно, реальные условия могут внести существенные коррективы в ее реализацию.

Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой, в которой отечественные педагоги различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).

Л.И. Новикова отмечает, что в современных условиях классный коллектив должен рассматриваться, прежде всего, с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка с коллективом, но и для обособления его в коллективе.

Влияние коллектива на личность школьника осуществляется не только в процессе совместной деятельности, но и через внутриколлективные отношения, рождающиеся и развивающиеся во внедеятельностном общении. Направленность такого влияния зависит от характера отношений и положения ребенка в них.

Формирование отношений в классе - процесс педагогически управляемый, и важнейшим средством его осуществления является создание педагогических ситуаций как специфической формы организации деятельности и общения.

Понимая важность воспитания в коллективе, мы отдаем себе отчет в том, что современный ребенок испытывает самые разнообразные влияния фронтального (или массового), коллективного, группового и индивидуального характера, механизмы воздействия.

Взаимовлияние коллектива класса на ребенка и ребенка на класс многогранно и в равной степени зависит как от характеристик классного коллектива, так и от индивидуально - психологических особенностей входящих в него детейБезусловно, практически в любом классном коллективе есть дети, на которых влияние класса минимально. Как правило, их число увеличивается с возрастом учащихся.

Класс может влиять на ребенка непосредственно и косвенно. Непосредственное влияние почти всегда связано с конкретной ситуацией и с предоставлением ребенку возможности выполнения в классе той или иной роли. Косвенное влияние реализуется через создание общественного мнения, через выработку коллективных ценностей и норм поведения, через создание эмоционального климата.

При этом важную роль играет правильность развития ученического коллектива. Необходимо проводить работу по предупреждению и преодолению негативных явлений в ученическом коллективе: «групповой эгоизм», «звездная болезнь», нивелирование личности в угоду общественным целям, подавляющая деятельность отдельных лидеров (формальных и неформальных), недоразвитие некоторых признаков коллектива, ошибочность позиции взрослого в детском коллективе (авторитаризм, попустительство, лжедемократизм) и др. Роль педагога заключается в выработке специальной стратегии и тактики предотвращения и преодоления этих явлений.

Психологически развитой как коллектив считается такая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

Суть творческого сотрудничества во взаимодействии педагога и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи. В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

По мнению Н.П. Аникеевой, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни. В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.

Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности. Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.

Л. И. Новикова выделяет в качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе частные цели - близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску. Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, "огонек" и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной "разведки" интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.

Следующий шаг на первом этапе - коллективное планирование. Выделение актива - важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться на таких учащихся, которые в ходе "разведки", коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше. Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные комитеты намеченных дел.

Отсутствие у воспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство.

Приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

Развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);

Действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;

Складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;

В качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);

У школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.

На втором этапе коллектив школьников развивается, совершает поступательное движение при условиях решения все более сложных задач. Прежде всего усложняются способы организации коллективной жизни - коллектив переходит к полному самоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление - это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.

Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности школьников. И теперь имеют место близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение непосредственного удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе. Но не они являются характерной особенностью второго этапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложную познавательную, политическую и трудовую деятельность.

Деловые отношения в коллективе на этом этапе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительные и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива.

В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа - представительное, содержательное, динамическое и действенное общественное мнение - на первом этапе оно еще складывалось и не обладало совокупностью всех необходимых признаков. Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные в делах коллектива школьники, то на втором этапе им на смену приходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.

Цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;

Коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;

У членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.

Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.

На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:

В коллективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;

В таком коллективе нейтрализуются случаи "изолированности" и чрезмерной полумерности, "лидерство" отдельных детей;

Возникает интерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление "группового эгоизма", групповой замкнутости.

Расцвет таких отношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.

Изменение мотивов деятельности на этом этапе - увлеченность ее идейной стороной - как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная позиция и т.д. Теперь "ради идеи" выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важное новообразование - признак устойчивости личности, ее саморегуляции.

Цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;

Поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;

Этому способствует процесс самовоспитания - предъявление к себе требований широкого нравственного плана;

Самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.

Создать такой коллектив сразу невозможно, для этого требуется

длительное время.

Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во- первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.

В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива

выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая,

общественная и культурно- массовая деятельность учащихся.

В процессе организации деятельности нужно применять специальную

методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива.

Успешность протекания в коллективе воспитательной работы во многом

зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Создание коллектива нужно начинать с умелого предъявления педагогических требований к воспитанникам. Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение, способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и единства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива.

Для того, чтобы педагогические требования поддерживались всеми

учащимися, необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет воспитание ученического актива, развитие его самостоятельности и принципиальности.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. “Ничто так не скрепляет коллектив, - говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал...- это школы, которые накопили традиции”.

Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А.Сухомлинский.

Для воспитания коллектива нужны как торжественно - праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность.

При правильной и целенаправленной организации воспитательной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельности, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способствуют эффективному формированию чувства коллективизма у трудящихся. Наиболее существенными психологическими и нравственными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственного достоинства и гордости за свой коллектив; чувства товарищества, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; чувство защищенности каждого члена коллектива. Если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере проявляются такие важные воспитательные функции коллектива, как:

Организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом

воспитания и управления своей деятельностью,

Нравственно - воспитательная и личностно - развивающая, когда коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости и культуры поведения учащихся,

Стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельности всех членов в повышении содержательности и здоровой целенаправленности своей жизни.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместно развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.

Педагогическую основу организации коллектива школьников составляют:

Умелое предъявление требований к учащимся;

Воспитание ученического актива;

Организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно- эстетической и спортивно- оздоровительной деятельности;

Формирование здорового общественного мнения;

Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Заключение

Развитый коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной. При этом придание основным типам деятельности детей определенной целевой направленности, социальной значимости позволяет не только формировать отношения детей внутри возрастных групп, но и строить их на единой основе. Сочетание взаимоответственности, с одной стороны, а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления просоциальной деятельности обеспечивает условия для развития подлинной самостоятельности. Максимальное развитие самодеятельности детей выступает определяющим признаком развитого детского коллектива.

Для воспитания отношений в коллективе большие возможности предоставляет школьный возраст. За несколько лет школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

Практически в любом организованном детском объединении реально существует определенное сочетание данных двух факторов. Однако наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного детского коллектива. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обусловливает возможности развития индивида как личности. Психолого-педагогическая задача при этом заключается в том, чтобы детский коллектив не воспринимался лишь как форма целесообразности, чтобы в глазах детей воспитательная функция коллектива отступала на второй план перед его социально полезной функцией. Иначе его воспитательное воздействие нивелируется, заменяясь влиянием так называемых неофициальных, неформальных детских объединений.

Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

Важную роль при этом играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех школьников через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

Коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

Список использованных источников

1 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2000.-97с.

2 Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 2000.- 78 c.

3 Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК, 2000.- 97 c.

4 Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования/ Б.М.Бим-Бад. – М.: Просвещение, 2000.- 64с.

5 Буева, Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений: Тез. докл. к выездн. засед. лаб. в Ленинграде 28 июня 2000 г./ Л.П. Буева. - Санкт- Петербург, 2000. – 56с.

6 Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 42 – 46.

7 Голованова, Н.Ф. Общая педагогика/ Н.Ф. Голованова. - Санкт- Петербург: Тезариус, 2005.- 76 c.

8 Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание: Воспитание! // Теория и практика воспитательных систем / В. А. Караковский. - М.: Новая школа, 2000. –98 c.

9 Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2000.- С. 45,67-69, 111-114.

10 Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.

11 Кривов, Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике / Ю.И. Кривов // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 11 – 22.

12 Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина. - М.: Просвещение, 2004.-256 с.

13 Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2000. – C.67-70, 112-115.

14 Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91.

15 Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития/ А.М. Новиков. - M.: Просвещение, 2001.-42c.

16 Лутошкин, А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. - М.: Просвещение, 2000.-65c.

17. Лутошкин, А. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Лутошкин. – М.: Просвещение, 2000. – C. 23,46-47.

18 Огурцов, А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы / А.П. Огурцов// Человек. – 2002. – № 1. – С. 71 – 87.

19 Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности / Ю.М. Орлов. – М.: Просвещение, 2000.-38c.

20 Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И. Рожков, Л.В Байбоородова. - М.: Просвещение, 2000. – C.43-48, 67-69.

21 Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин.- М.: Просвещение, 2002. – C.78-81.

22 Сластенин, В.А. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Просвещение, 2000.- 89с.

24 Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000.-53c.

25 Шевченко, А.П. Формирование как педагогический процесс. //Сост. В. М. Черникова, А. Ф. Затейкина, М. В. Грабовенко. - Самара: СИПКРО, 2000.-81c.

«Формирование и развитие классного коллектива»

Забота о воспитательной силе коллектива – это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений . Сухомлинский

Ведь учитель - это

не профессия,

а состояние души!

Мое педагогическое кредо – предоставление ребенку возможности самовыражения в различных видах деятельности, воспитание в нем лучших качеств гражданина-патриота, знающего традиции своего народа и историю родного края.

Сейчас я попрошу вас разделиться на группы по 5 человек. И каждой группе предлагаю нарисовать рисунок на тему «Дружба». По окончании работы, один из членов группы должен представить работу своей группы.

Итог: Коллаж дружбы нашего педагогического коллектива

Упражнение способствует расширению представлений детей о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установлению более тесного эмоционального контакта, развитию сплоченности, умению согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмыслению и закреплению опыта, полученного в процессе занятия.

Я, как классный руководитель, в работе по формированию коллектива опираюсь на следующие принципы:

Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.

Свобода участия – учитывается мнение учащихся при выборе участия во внеклассном мероприятии.

Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.

Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Когда у меня был 1 класс. Я, планируя воспитательную работу в классе, задавала себе вопросы « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?», « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Совместно с психологом нашей школы каждый год мы проводим диагностики с целью выявления типа межличностных отношений, к которым ребенок привык дома, какое место в семейных отношениях он занимает, какая у него самооценка и т. д. Для того, чтобы успешно найти к ребенку подход, не травмируя ранимую психику последнего.

Перед собой я ставлю ряд задач:

    Адаптация учащихся класса к обучению в школе;

    Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;

    Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;

    Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.

    Воспитание любви к школе и школьным традициям;

    Прививать чувство ответственности за порученное дело; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.

    Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

    Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.

    Создание классных традиций, организация классного самоуправления

    Установление правильных взаимоотношений в коллективе.

Я, как классный руководитель, стараюсь в каждом новом классе по-разному работать по формированию коллектива, здесь имеются в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и учителями.

На первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые переступили порог школы, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по изучению класса. Я начинаю изучения класса на первом родительском собрании, где родителям в анкетировании задаются вопросы о занятии ребенка в кружках, секциях, что любит ребенок, как называют его в семье, предлагаю родителям в интересах более эффективного сотрудничества между ребенком, родителями и педагогами высказать свои предложения по планированию воспитательной работы в этом учебном году.

Также ведется работа по организации классного коллектива, где учитель подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. В этот же период организуется дежурство по классу и по школе (со 2 класса); начинается оформление классного уголка, портфолио каждого ученика; проходит распределение поручений; и цикл классных часов: « Давайте познакомимся», « Мои увлечения», « Что обозначает твоё имя», «Твой гороскоп» и т.д.

Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с детьми, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе (День знаний, День здоровья, День учителя, День науки, Масленница, 9 мая, День героя и новая традиция –щедрование- День волшебного вареника). Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, конкурсах. Мои родители тоже не остаются в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. За большим круглым столом все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций:

Традиции

Цели

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля, и др.

Проводится в конце учебного года «Прощание со 2 классом».

Осознание своей индивидуальности, одаренности.

Формирование коммуникативных навыков.

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей

В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами с начала года:

-человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;

-человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;

-человек должен учиться дружить и иметь друзей;

-человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебная учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.

И в заключение хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты, которые отражаются в глазах и поступках наших детей. Ведь

Дети учатся жить у нас.

Мы учимся жить у детей.

А напоследок я скажу вам,

Что каждый классный - это режиссер,

Когда он души детские пригреет,

В ответ получит нежность и тепло.

Когда к тебе с доверием, с любовью

Спешит навстречу каждый ученик,

Ты сердцем понимаешь в этот миг,

Идя своей дорогой непростою,

В которой есть и радость и беда, -

Ты защищаешь детские сердца,

И нет призванья выше, чем такое!

Согреть, утешить, приласкать, понять

И песню спеть, и танец показать.

И может быть, услышишь за спиной:

«Она как мама» - вот ответ простой!

Последние материалы раздела:

Интересные факты о физике
Интересные факты о физике

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким...

Дмитрий конюхов путешественник биография
Дмитрий конюхов путешественник биография

Личное дело Федор Филиппович Конюхов (64 года) родился на берегу Азовского моря в селе Чкалово Запорожской области Украины. Его родители были...

Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий
Ход войны Русско японская 1904 1905 карта военных действий

Одним из крупнейших военных конфликтов начала XX века является русско-японская война 1904-1905 гг. Ее результатом была первая, в новейшей истории,...