Основателем трансактного анализа является. Трансактный анализ берна

Трансактный анализ представляет собой совокупность методик, анализирующих и психокорректирующих человеческую судьбу и жизнь. Подобная методика активно используется в наркологии с целью лечения тяжелых зависимостей вроде алкоголизма или наркомании.

Трансактный анализ Э. Берна в наркологии

Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:

  • Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
  • Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
  • Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.

Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.

Понятия

Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.

Основными понятиями трансактного анализа выступают:

  • Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению. Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе;
  • Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения;
  • Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности.

Цель

Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.

Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.

Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.

Общая суть

В целом подобный анализ направлен на глубокое понимание собственной личности, на познание рационального взаимодействия с окружающими, а, главное, на разрушение и изменение неприемлемого жизненного сценария, связанного с каким-либо пагубным пристрастием вроде наркозависимости либо алкоголизма.

Использование в терапии трансактного анализа позволяет выявить и устранить препятствия, мешающие полноценной и трезвой жизни. Сущность заключается в том, что человек формирует новые поведенческие модели и пересматривает свой жизненный сценарий. Пациент лучше понимает свой внутренний мир и себя, что побуждает его найти определенный выход из сложившихся трудностей и предпринять попытки для их разрешения.
На видео суть и цели трансактного анализа:

Основные положения и техника

Каждое состояние эго является отражением определенного достижения, причем довольно часто эти эго-состояния сочетаются, влияя друг на друга. Спиртное либо наркотики оказывают на эго-состояния и сознание пациента специфическое влияние. С увеличением опьянения происходит изгнание эго-состояний. Поначалу сознание ликвидирует Родителя, который придерживается моральных запретов и критического осуждения.

Затем ликвидируется Взрослый, т. е. память и рациональность. Подобные процессы обуславливаются померкнувшим сознанием, при котором Ребенок делает, что хочет. Когда алкоголик, пребывая в состоянии «Ребенка», лишен и «Взрослого», и «Родителя», то он может сделать, что ему захочется, например, сексуальное удовлетворение или запретные действия, которые он неспособен совершить, пока не изгонит «Взрослого» и «Родителя».

Психиатр использует техники анализа транзакций для улучшения жизни пациента. Анализ проводится путем диалога между пациентом и зависимым. По сути, трансактная методика разрабатывалась для групповой работы, поэтому специалисты рекомендуют практиковать подобную терапию в группах анонимных алкоголиков или наркоманов.

Трансактный анализ является контрактной терапией, при которой дается какое-то обещание и в дальнейшем ожидается его выполнение. или наркозависимость здесь рассматривается в качестве неприемлемого жизненного сценария, ведущего к разрушению который пациент должен изменить.

Личностные роли по Берну

Базовые упражнения

Техники и упражнения трансактного анализа весьма разнообразны и многочисленны, но все они сводятся к изучению человеческих эго-состояний, осознания и дальнейшей закладки жизненного плана. Любой человек может пребывать в состоянии взрослого, ребенка или родителя, поэтому очень важно научить пациента понимать себя в каждом из этих эго-состояний, которые являются определенной частью личности.

  • Для выполнения первого упражнения врач просит пациента привести пример на каждое эго-состояние за последние 24 часа, при этом пациент должен описать чувства и мысли, присутствующие при каждом из этих состояний. Пациенту нужно вспомнить, как он себя вел, будучи в «Ребенке», «Родителе» и «Взрослом».
  • Второе упражнение заключается в возвращении в каждое из описанных пациентом состояний.
  • Третье базовое упражнение требует от пациента вспомнить последний день, когда именно он пребывал в состоянии «позитивного ребенка». Пациент должен четко представить и описать свое поведение в этот момент. Затем воспоминания должны коснуться «негативного ребенка», где он также описывает свое поведение, эмоции, мысли.
  • Четвертое упражнение заключается в воспроизведении и описании поведения «негативного и позитивного родителя», когда за прошедший день он находился в подобном состоянии, кого конкретно из своих родителей он копировал в эти моменты и пр.
  • 5 упражнение заключается в построении эгограммы, что необходимо для определения рейтинга каждого состояния.
  • В шестом упражнении психотерапевт выясняет, есть ли у пациента желание поменять что-либо в собственной эгограмме, уточняет, что именно нужно поменять.

Упражнений довольно-таки много, описать их все в рамках данной статьи невозможно, хотя общий принцип работы вполне понятен. Минимальное количество занятий, которые должен пройти пациент, не меньше 10, а то и больше. Зависит от группы и ситуации, а также психоаналитика.

Какие слова обычно говорят родители своим детям? За что отчитывают? А ведь они неосознанно своими словами программируют жизнь своего ребёнка и чаще всего осложняют её. Если ребёнок постоянно слышит — "Не бегай — упадешь! ", "Не открывай окно — простудишься! " — то, повзрослев, он будет испытывать трудности с принятием самостоятельных решений. Если же ему повторяют в детстве — "Не будь ребенком! " — он станет гиперответственным взрослым, подавляя свои "детские " желания и потребности.

Можно ли что-то изменить, став взрослым? Да, говорят сторонники транзактного анализа, каждый человек имеет полное право сделать собственный выбор, свободный от родительских программ и пойти своим путем. А также, предоставить возможность выбора своего пути детям.

Родители редко устраняются от выбора жизненного сценария для своего ребенка. Эрик Берн , американский психиатр, создатель транзактного анализа, в одной из книг пишет, как можно сделать это: говорить ребенку "будь счастлив ". Такая фраза, повторяемая родителем, дает ему понять, что он сам может выбрать для себя сценарий, с которым он будет счастлив .

Транзактный анализ (ТА) — это психологическая модель, описывающая поведение человека — как индивидуально, так и в составе групп, основанная на том, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. ТА используется в психотерапии, бизнес-консультировании, психологическом консультировании, образовании и может применяться как на работе, так и дома — везде, где люди имеют дело с людьми. ТА изложен простым языком, а его основополагающие принципы доступны для всеобщего понимания.

Согласно транзактному анализу один и тот же человек, находясь в определённой ситуации, может проявлять себя, исходя из одного из трёх эго-состояний , четко отличимых одно от другого.

Эго-состояние Взрослого ориентировано на восприятие текущей реальности, на получение объективной информации и не зависит от возраста личности. Оно является организованным, хорошо приспособленным и действует, оценивая свои возможности, изучая реальность и спокойно рассчитывая.

Эго-состояние Родителя содержит установки и поведение, перенятые от родителей. Внешне это выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим, а внутренне, — как старые родительские назидания, которые продолжают на него влиять.

Эго-состояние Ребенка содержит запись ранних детских переживаний и реакций в отношении себя и других. Эти побуждения возникают у ребенка естественным образом как "старое " поведение детства.

То есть, если человек с текущей реальностью, накоплением фактов и их объективной оценкой, он находится в эго-состоянии Взрослого, если действует и думает также, как это делали его родители, он в эго-состоянии Родителя. Если же ведёт себя подобно тому, как делал это в детстве, — в Эго-состоянии Ребенка.

Под трансакцией понимают единицу общения, которая состоит из стимула и реакции . Например, стимул — "Здравствуйте ", реакция — "Здравствуйте. Рада вас видеть ". Всё наше общение, это обмен трансакциями, во время которых наши Эго-состояния взаимодействуют с Эго-состояниями нашего партнёра.

Трансакции бывают параллельные (стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого), пересекающиеся (направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов) и скрытые (трансакции, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое).

Скрытые трансакции являются основой для развития психологических игр. Эрик Берн хорошо описал теорию игр в своей книге "Игры, в которые играют люди ". Анализ игр — это один из методов, используемых транзактными аналитиками.

Эрик Берн считал, что каждый человек может измениться, если у него есть ресурсы, информация и поддержка. А так как человек обладает природной энергией, побуждающей к развитию, ресурсы есть всегда и надежда на излечение есть даже в самых тяжёлых случаях.

Каждый человек может менять ситуации и поведение, которые его не устраивают. Нужно лишь пересмотреть свой жизненный сценарий и решить, как жить дальше. Определите свою собственную судьбу, примите ответственность за свои поступки и чувства. Результатом будет достижение гармонии через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями.

Все права на копирование текстов защищены и принадлежат мне, Ирине Летовой.

Транзактный анализ - одно из популярнейших направлений психологической мысли конца XX и начала XXI века.

Транзактный анализ - одна из самых понятных и эффективных психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие бизнес-консультанты мира, психотерапевты, тренеры личностного роста.

Определение: Транзактный анализ (ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии. Применяется в психотерапии, консультировании, в организациях, в образовании.

Основателем транзактного анализа является американский психиатр Эрик Берн (Berne). Подробнее о нём читайте в разделе «Об Эрике Берне и транзактном анализе».

«Транзактная теория личности является одновременно теорией жизни». Каждый человек появляется на свет, «обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем» (Berne, 1966). Однако начиная с самых первых дней жизни, ребенок может столкнуться с трудностями. Эти трудности и последующие препятствия могут помешать наиболее полной реализации потенциальных возможностей индивида.

Философия ТА: Все люди – ОК. Каждый человек умеет думать и решать проблемы. Каждый человек может измениться. Каждый человек может осознавать и менять установки, программирующие его жизнь. Каждый человек может выбирать свои мысли, чувства и поведение. Никто, ни ситуация, ни другой человек не может заставить нас чувствовать что-то определённое. Каждый человек может научиться преодолевать пассивность, найти новые формы самовыражения, увеличить собственную эффективность. Отношения в ТА основаны на контрактном методе, при котором каждый участник коммуникации открыто говорит о своих потребностях. Участники коммуникации отказываются от манипуляций, психологических игр, неискренности, от негативных поглаживаний, спасительства и нездоровой созависимости.

Основываясь на этой философии, ТА даёт реальные инструменты для соответствующих изменений. Каждый человек может найти в ТА необходимый ему мощный практический инструмент для роста и развития.

Если вам нравится философия ТА, то используя ТА, вы можете изменить себя и свою коммуникацию так, чтобы соответствовать этим принципам. И тогда философия ТА станет описанием вашей жизни.

Название «транзактный анализ» образовалось от слова «транзакция» – единица общения (см. словарь терминов).
Первоначально транзактный анализ занимался исследованием и изменением качества взаимодействия между людьми.

В основе транзактного анализа лежит теория о том, что личность человека имеет три явновыраженных аспекта – Родитель, Взрослый, Ребёнок (Дитя). Эти аспекты личности называются эго-состояниями (состояниями Я). Они названы по самым характерным особенностям каждого состояния. В каждый момент времени человек находится в одном из трёх эго-состояний.
Единица общения – это один стимул и одна реакция. И стимулами и реакциями может быть слово, взгляд, жест. И стимул и реакция зависят от того, в каких эго-состояниях находятся партнёры по общению.
Разобравшись в своих эго-состояниях и научившись осознанно управлять переключением из одного эго-состояния в другое можно управлять процессом коммуникации, избегать конфликтов, переключать другого человека в более комфортное для себя эго-состояние и т.д. В результате можно в значительной степени изменить качество своего общения. Научиться структурировать своё время так, чтобы уметь отказываться от неприятного общения (психологических игр), выбирая интимность (искренне общение без манипуляций).

Важнейшей частью классического транзактного анализа является анализ психологических игр.
Психологические игры – это манипулятивное общение, которое заканчивается неприятными чувствами. В своей всемирно известной книге «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн подробно описал самые распространённые игры. Все люди в большей или меньшей степени участвуют в играх. Некоторые люди являются умелыми игроками и постоянно провоцируют других людей играть в игры. Иногда игры наносят психологическую травму и оставляют след в психике человека на всю жизнь.

В современном транзактном анализе непосредсвенно транзактный анализ – это один из многих разделов.
Важная часть современного ТА – анализ и изменение внутреннего процесса общения — взаимодействия между эго-состояниями. Характер внутрипсихических процессов влияет на самочувствие человека, на степень его автономности и как следствие – на качество жизни.
Ещё одним важнейшим направлением современного ТА является анализ и изменение жизненной позиции и сценария жизни человека. Подробнее об этом читайте в разделе «Анализ сценария жизни».

В России знают о современном ТА очень мало. Многие психологи и психотерапевты презентуют себя, как транзактных аналитиков, однако на практике используют всего лишь теоретические выкладки, взятые ими из книг Эрика Берна. Они считают, что знания терминов Родитель, Взрослый, Ребёнок вполне достаточно для указания в своих визитках «транзактный анализ». К огромному сожалению, подобные специалисты дискредитируют один из самых эффективных методов психотерапии. Узнав верхушки, такие специалисты зачастую (что вполне логично) разочаровываются в ТА и высказываются о ТА, как об «упрощённом психоанализе», как о «несерьёзной ненаучной методике». Такие слова можно объяснить только тем, что упрощёнными и несерьёзными являются их собственные познания в ТА.

«Разница между подлинным мастером ТА и любителем - та же, что и между гитаристом, который с листа читает сложный музыкальный текст, и „человеком с гитарой“, знающим несколько аккордов…» (Из предисловия проф. В. А. Петровского к книге Эрика Берна «Транзактный анализ в психотерапии»)

С другой стороны, даже если бы подобные специалисты и захотели серьёзно учиться транзактному анализу, им пришлось бы приложить много усилий, потратить много денег и времени. Прежде всего, нужно было найти ТА-мастера, рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА, который согласился бы стать его наставником на ближайшие 5-7 лет. Далее нужно было найти другого ТА-мастера (также рекомендованного Европейской или Международной Ассоциациями ТА), у которого пройти собственную ТА-терапию (не менее 150 часов индивидуальной работы). Нужно ездить за границу и посещать семинары разных мастеров ТА и т.д. Обучение современному транзактному анализу - долгий и серьёзный процесс.

К счастью, в 2005 году в Москве открылся первый Институт ТА (ИТА), где проводятся семинары по современному ТА, и, планируется организация долгосрочных программ обучения транзактному анализу по двум направлениям: ТА-терапия и организационный ТА. Сайт ИТА: www.i-ta.ru

За последнее время было переведено на русский язык и издано несколько книг по современному ТА:

  • Т. Харрис «Я - хороший, Ты - хороший»
  • М. Джеймс, Д. Джонгвард «Рождённые выигрывать»
  • Я. Стюарт, В. Джойнс «Современный транзактный анализ»
  • Мэри и Роберт Гулдинг «Психотерапия нового решения»
  • Клод Штайнер «Сценарии жизни людей»
  • Клод Штайнер «Лечение алкоголизма»
  • Клод Штайнер «Игры алкоголиков»

Основатель Транзактного Анализа Эрик Берн

В начале своей карьеры психиатра Берн специализировался на психоанализе, правда его собственный анализ, что является обязательным условием подготовки аналитика, не был успешно доведён до конца. Берн прервал его после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания анализа. Этот личный опыт послужил одной из причин разрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Берна к развитию собственной системы.

Кроме того, Берна не удовлетворяла малая эффективность ортодоксального психоанализа. Важнейшим принципом для Берна была скорейшая и радикальная помощь клиенту. Его армейский опыт (во время 2-ой Мировой войны он служил психиатром в Армейском Медицинском Корпусе) дал ему дополнительный импульс, отточив природную наблюдательность и интуицию. От армейского психиатра требовалась быстрая и эффективная работа.

Берн задаётся целью разработать такую психотерапевтическую концепцию, применение которой обеспечивало бы «полное излечение за минимальное время». Первой задачей, которую он перед собой поставил, был уход от громоздкой и непонятной непосвящённому терминологии, создание единого языка как для общения специалистов между собой, так и для общения терапевтов с клиентами.

Берн использовал разговорный язык, широко привлекая слэнговые словечки. Заглянув в раздел «Словарь терминов транзактного анализа», Вы не найдёте слов, не известных носителю русского языка (некоторые термины, правда, звучат немного странно, поскольку это кальки с английских слов). Анализируя взаимоотношения людей, Берн говорил об играх, пинках, поглаживаниях и рэкетах. Но это не вульгаризмы, не упрощенчество, это - образный язык художника, стремящегося сделать своё изложение возможно более понятным и впечатляющим.

Вполне вероятно, что столь яркий и образный литературный язык Берна сформировался под влиянием его матери, которая была профессиональной писательницей.

В конце 40-х годов Берн начинает разрабатывать проблему интуиции. Результаты его экспериментов и теоретических построений отражены в цикле из шести статей, опубликованных им с 1949 по 1962 год в журнале «Психиатрический Ежеквартальник». В этих статьях Берн впервые высказал идеи, которые легли в основу теории ТА.

В течение всей своей карьеры Берн продолжал живо интересоваться природой интуиции, что не только послужило толчком при разработке основных концепций ТА, но также нашло своё отражение в том внимании, которое Берн уделял идее «думать по-марсиански», то есть понимать как открытые, так и скрытые послания.

В 50-е годы складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний - так называемый структурный анализ. В 1957 году Берн впервые выносит её на суд публики на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии. В 1961 году выходит первая книга по ТА «Транзактный анализ в психотерапии»

Теорию эго-состояний, или как её ещё называют, теорию РВД (по названиям эго-состояний: Родитель, Взрослый, Дитя), по значимости часто сравнивают с психоанализом. А ведь теория РВД - это только один раздел Транзактного Анализа.

Книги Эрика Берна:

  • 1961 г. - «Транзактный анализ в психотерапии»
  • 1963 г. - «Структура и динамика организаций и групп»
  • 1964 г. - «Игры, в которые играют люди»
  • 1966 г. - Руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения»
  • 1970 г. - «Секс в человеческой любви»
  • 1972 г. (посмертно) - «Что ты говоришь после того, как сказал „Здравствуй“»

Главенствующее место в жизни Берна занимали литературное творчество и помощь людям. До самой смерти Берн вёл активную практику группового психотерапевта, занимался обучением психотерапии и супервизорством.

Жизнь Эрика Берна оборвалась на взлёте его научной карьеры, когда пришло признание, началась активная и плодотворная деятельность созданной им Международной Ассоциации Транзактного Анализа, появились последователи во многих уголках мира. Он умер от сердечного приступа в 1970 году, не дожив полгода до своего шестидесятилетия

Концепции ТА.

Личностное развитие
Человеческий организм отличается потребностью в различных формах контакта с окружающими людьми и получением реакции от них в процессе взаимодействия. Эта потребность получила название стимульного голода.

Первая форма проявления этой потребности у маленького ребенка является тактильный голод, то есть потребность в физической близости. Отсутствие адекватного физического контакта повышает восприимчивость к заболеваниям и даже приводит к смерти; такое состояние, как госпитализм, было впервые выявлено Рене Шпицем (Rene Spitz, 1945) у детей, проживавших в приютах.

Потребность в тесном физическом контакте сохраняется на протяжении всей жизни, поэтому индивид постоянно стремится к физической близости с другими людьми. Вместе с тем довольно рано люди усваивают простую истину: нельзя получить все, что пожелаешь, поэтому начинается поиск компромиссов, принятие других форм контакта. Тактильный голод преобразуется в голод признания (recognition hunger), то есть простое подтверждение своего существования другими людьми, «словесное прикосновение». Факты такого узнавания получили название поглаживаний по аналогии с физическими поглаживаниями детей как проявлением ласки.

Поглаживание представляет собой основную единицу социального взаимодействия; обмен поглаживаниями составляет транзакцию.

Третьей формой стимульного голода является структурный голод, или потребность организовывать и заполнять время, чтобы избежать скуки. «Вопрос заключается в том, что дальше? Говоря бытовым языком, что могут делать люди после обмена приветствиями?» (Berne, 1964). Или, выражаясь языком одной из книг Берна «Что вы говорите после того, как поздоровались?» (Berne, 1972), «Извечной проблемой человека является структурирование часов бодрствования.

В экзистенциальном смысле функция всей социальной жизни — заручиться взаимной поддержкой в реализации этого проекта» (Berne, 1964, р. 16). (Способы, которыми люди заполняют время, будут обсуждаться ниже в разделе, посвященном социальному взаимодействию.)

Голод возбуждения — это желание или предпочтение структурировать время интересными и волнующими способами. Разновидностью структурного голода является голод лидерства. Лидеры организуют деятельность и программы, благодаря которым люди могут заполнить и структурировать свое время.

Структура личности
Структура личности состоит из трех частей. Три состояния «Я» представляет Родитель, Взрослый и Ребенок. (Заглавные буквы используются для обозначения Я-состояния в отличие от реальных людей.)

«Термин «Я-состояние» предназначен для обозначения состояний ума и соответствующих им стереотипов поведения, как они происходят в природе» (Berne, 1961, р. 30). Каждый индивид включает в себя все три Я-состояния, что проявляется в разных, часто противоречивых, наборах поведенческих стереотипов. Эти наборы поведенческих стереотипов обозначаются как Родитель, Взрослый и Ребенок.

Я-состояние Родителя. Я-состояние Родителя ведет свое начало от экстеропсихе, предполагающей деятельность по идентификации. Все взрослые люди имели реальных родителей (или тех, кто их заменял), которые влияли на их поведение через экстеропсихическое функционирование. Такие виды поведения обозначают как «Родительское поведение», указывая, что индивиды пребывают в состоянии ума, которое было присуще одному из родителей в прошлом, реагируя на внешние раздражители сходным образом, например той же позой, жестом, высказываниями, чувствами и т. д. Выражаясь языком трансактного анализа, «каждый носит в себе своих родителей».
Родитель Берна не похож на фрейдовское Суперэго, хотя Суперэго представляет один из аспектов Родителя, родительское влияние. Родительское влияние — понятие не абстрактное; оно является результатом прямых, настоящих транзакций с родителями. Родительское влияние состоит не только в запретах, но и в разрешениях, поощрении, опеке и командах. Родительское влияние приводит к тому, что индивиды реагируют на окружающую действительность так, как желали бы того их родители; таким образом, реакции Родителя соответствуют действительным реакциям родителей. Основная функция Родителя такая же, как и у реального родителя детей. Кроме того, Родитель выполняет множество вещей автоматически, освобождая Взрослого от принятия маловажных решений.

Я-состояние Взрослого. «Каждый человек с достаточным функционированием мозга потенциально способен к адекватному тестированию реальности» (Berne, 1961, р. 35). Я-состояние Взрослого отражает неопсихическое функционирование. Я-состояние Взрослого фокусируется на обработке данных и оценке вероятностей. Образно говоря, «В каждом человеке есть Взрослый». Взрослый необходим для выживания в этом мире. Кроме того, это состояние регулирует деятельность Родителя и Ребенка, служит посредником между ними.

Я-состояние Ребенка. Каждый Взрослый когда-то был ребенком, отголоски детства проявляются в более поздней жизни как Я-состояние Ребенка, археопсихическое Я-состояние. Ребенок находится под тормозящим, разрешающим или провоцирующим влиянием Родителя. Он отделен от Родителя, является самостоятельной личностью, не совмещается с Родителем, но не обязательно ему противостоит. Фигурально выражаясь, «в каждом из нас живет маленький мальчик или маленькая девочка».
Ребенок не соответствует фрейдовскому Ид, однако находится под его влиянием. В частности, Ребенок хорошо организован в отличие от хаотичного состояния фрейдовского Ид. Поведение Ребенка не есть незрелая Детскость, скорее это Ребячливость. Ребенку свойственны три формы проявления: естественный Ребенок обладает очарованием и интуицией, спонтанностью и креативностью; поведение адаптированного Ребенка модифицируется или тормозится Родительским влиянием; бунтующий Ребенок противостоит Родительскому контролю.

Эти три Я-состояния можно изобразить в виде трех не перекрывающихся, но соприкасающихся кругов, расположенных по вертикали, что отражает их отличие друг от друга и обычную несовместимость. Родитель располагается вверху, его функция — этическое руководство; Взрослый осуществляет взаимодействие с реальностью; Ребенок представляет собой вместилище, а иногда и буйство архаических тенденций. Эти три ипостаси формируют моральную иерархию. Родитель — наиболее слабое ее звено, а Ребенок — наиболее сильное. Это соотношение хорошо заметно при алкоголизации: первым отключается Родитель, вскоре бразды правления переходят к Ребенку, который удерживает их достаточно долго и уходит последним. Та же последовательность наблюдается при засыпании: Родитель уходит в дремотное состояние, в то время как Ребенок проявляет себя в сновидениях. Однако это не топографические части индивида, как часто воспринимаются Суперэго, Ид и Эго, это также и не концепции, подобные фрейдистским терминам; они проще, экономичнее, это «эмпирические и поведенческие реальности» (Berne, 1966, р. 216).
Родитель, Взрослый и Ребенок обладают равными правами, каждое из этих проявлений занимает свое место в нормальной жизни. Необходимость в анализе и перестройке возникает лишь при нарушении здорового равновесия.

Функции личности
Три вышеупомянутые системы личности по-разному реагируют на раздражители. Родитель (экстеропсихе) пытается подкрепить внешние («заимствованные») стандарты. Взрослый (неопсихе) занимается переработкой и хранением полученной от раздражителей информации. Ребенок (археопсихе) более импульсивно реагирует на слабодифференцированные раздражители.

Каждый из них воспринимает раздражители по-разному и реагирует в соответствии со своим восприятием. Эти три системы друг с другом взаимодействуют, причем Родитель и Ребенок воспроизводят отношения индивида с родителями.

Психическая энергия, или катексис, перетекает из одного Я-состояния в другое; состояние, активированное в данный момент, обладает исполнительной властью; иначе говоря, оно определяет поведение индивида. Говорят, что активное состояние питается несвязанной энергией; неактивное состояние питается связанной энергией.

Существует также свободный катексис, переходящий от одного Я-состояния к другому; чувство Самости пребывает в состоянии, заряженном свободным катексисом. Исполнительное, или активное, состояние, как правило, характеризуется несвязанным катексисом в сочетании со свободным.

Каждое Я-состояние имеет границы, отделяющие его от двух других, что отражает их представление в виде непересекающихся кругов.

Изменения в Я-состояниях зависят от проницаемости их границ, от катектических характеристик каждого состояния, а также от действующих на каждое из них сил. Терапия должна учитывать все эти факторы при стимулировании изменений в Я-состояниях.

Четыре жизненные позиции
Ребенок сталкивается, как отмечалось выше, с необходимостью приходить к компромиссу в удовлетворении своих потребностей, или стимульного голода. В период от 4 до 7 лет ребенок находит компромиссы, которые влияют на его последующие взаимоотношения. Ребенок принимает конкретные решения — совершенно определенные решения, которые можно зафиксировать во времени и пространстве — а затем, исходя из этих решений, занимает позицию в отношении себя и других, отстаивая эту позицию от внешних угроз и сомнений.

Жизненная позиция является основным детерминантом жизненного сценария (см. ниже). (В действительности представляется, что позиция и сценарий вытекают из одних и тех же ранних переживаний, а вовсе не друг из друга.)

Четыре позиции основываются на двух противоположностях: «Я-другие» и «о’кей-не о’кей». В результате возможны следующие варианты:
1. Я о’кей; вы о’кей.
2. Я о’кей; вы не о’кей.
3. Я не о’кей; вы о’кей.
4. Я не о’кей; вы не о’кей.

«Я» может распространяться на группу — «мы». «Вы» может распространяться на «они» или на определенные группы, например мужчин или женщин. «О’кей» может означать любое конкретное благо, «не о’кей» может означать любое конкретное зло.

Первая жизненная позиция — это хорошая, или здоровая, успешная позиция (Healthy success).

Вторая — позиция высокомерия, присущая преобразователям, например, миссионерам, окружным прокурорам, другим «добродетелям». Иносказательно такая позиция называется «избавлением от людей». Менее здоровых индивидов она может привести к параноидным состояниям и убийствам.

Позиция третья, депрессивная, также ведет к самоизоляции индивида от окружающих, в частности за счет попадания в закрытые учреждения или самоубийства. Образно говоря, это «уход от человечества».

Четвертая позиция — бесплодная и шизоидная. Она неизбежно ведет к язвительности или эстетическому суициду.

По мнению Берна, подобные суициды являются результатом нехватки поглаживаний в детстве, приводя к депрессии и отчаянию. Это еще можно назвать «сбиванием себя с ног» (knocking yourself off), а рассуждения таких пациентов называются «купонами» (trading stamps) [Марки, которые прилагаются к товару и могут быть обменены на товар] (см. ниже).

Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие предоставляет возможность удовлетворения структурного голода, или структурирования времени, а также удовлетворения стимульного голода, или получения признания, поглаживаний от окружающих.

Единицей социального взаимодействия служит транзакция. Она включает в себя транзактный стимул от человека, который инициирует транзакцию, каким-либо способом затрагивая другого человека, и транзактные реакции.

Транзакции анализируются с точки зрения источников стимулов и реакций, то есть от кого они исходят, от Родителя, Взрослого или Ребенка. Простейшими являются транзакции Взрослый-Взрослый, то есть от Взрослого одного индивида к Взрослому другого и обратно. Далее по сложности идет транзакция Ребенок-Родитель, обычно в форме просьбы.

Транзакции могут быть дополнительными или пересекающимися. Дополнительные транзакции происходят в естественном русле здоровых взаимоотношений. Они бывают разных типов: транзакции Взрослый-Взрослый, Родитель-Родитель и Ребенок-Ребенок являются дополнительными; к ним также можно отнести транзакции Родитель-Ребенок и Ребенок-Родитель.

Дополнительные транзакции лежат в основе гладко протекающего взаимодействия.

Пересекающиеся транзакции приводят к разрывам коммуникации. Наиболее распространенной и наиболее неблагоприятной в плане продолжения коммуникации является ситуация, когда Взрослый одного обращается к Взрослому другого, а этот другой реагирует в лице своего Ребенка на Родителя инициатора взаимодействия. Реакция Родителя на Ребенка другого относится ко второму типу пересекающихся транзакций. В первом случае ответ на вопрос: «Ты не знаешь, где мои запонки?» будет звучать так: «Ты всегда меня во всем обвиняешь». Реакция второго типа будет следующей: «Почему ты сам не следишь за своими вещами? Ты ведь уже не ребенок».

Существует семьдесят две разновидности пересекающихся и всего девять типов дополнительных транзакций.

Транзакции можно также подразделить на простые и скрытые (включающие два Я-состояния и затрагивающие как социальные, так и психологические аспекты), последние могут быть угловыми (36 типов) или двойными (6480 типов).

Подробное обсуждение этих вопросов здесь опущено. В ходе обычного социального взаимодействия имеет место около 15 типов транзакций.

Транзакции происходят сериями. Они могут включать материальное программирование, социальное программирование и индивидуальное программирование.

Материальное программирование структурирует время через деятельность или процедуры и имеет дело с материальной внешней реальностью. Процедурами называют простые дополнительные Взрослые транзакции. Они представляют интерес лишь постольку, поскольку дают возможность признания и более сложных форм социального взаимодействия.

Социальное программирование включает ритуалы и времяпрепровождение. Деятельность, ритуалы и времяпрепровождение — три из четырех основных способов структурирования времени. Четвертый способ — игры, которые являются результатом индивидуального программирования (то есть индивидуальных стереотипов и поведенческих последовательностей, «предписанных негласными нормами и правилами»; Berne, 1964, р. 17). Существуют и два других крайних варианта социального поведения: с одной стороны, отстраненность, а с другой — близость.

Ритуалы. Ритуалы относятся к социально предписанным формам поведения в стандартных социальных ситуациях. Это дополнительные родительские трансакции. Они удовлетворяют потребность в признании и поглаживании . Вероятно, наиболее общепринятым ритуалом является поведенческая последовательность «Здравствуйте — До свидания». Лишение символов признания составляет суть грубости. Известны различные степени и типы признания. Письма от поклонников — деперсонифицированная форма признания; более личной формой являются живые аплодисменты или подаренный букет цветов после представления. В словесном выражении признание варьирует от обычного «здравствуйте» до «как поживаете?». Возможны варианты от простого признания присутствия человека, через признание чувств, ощущений и личности, до проявления личного интереса. «Одного признания, однако, недостаточно, поскольку после выполнения ритуалов возникает напряжение и появляется тревога. Настоящая проблема социального взаимодействия состоит в том, что происходит после ритуалов» (Berne, 1961, р. 85).

Времяпрепровождение. Процедуры и ритуалы стереотипны и, следовательно, предсказуемы. Варианты времяпрепровождения более разнообразны. Они могут начинаться и заканчиваться ритуалами и занимают больше времени по сравнению с ритуалами. Времяпрепровождение часто заполняет время, пока человек ожидает начала встречи или какой-либо деятельности либо на вечеринке. Времяпрепровождение может способствовать процессу социального отбора, поскольку они сводят вместе людей со сходными интересами или интересом друг к другу, часто приводя к более сложным взаимоотношениям (играм) или началу дружбы. Варианты времяпрепровождения чрезвычайно разнообразны и имеют свои названия, например «Мужской разговор», «Дамский разговор», «Знаете ли вы» и т. д. Они могут быть классифицированы различными способами. Времяпрепровождения относятся к дополнительным транзакциям. Помимо других преимуществ, уже упомянутых выше, времяпрепровождение может подтвердить роль индивида и укрепить его позицию (см. перечень из четырех позиций). Времяпрепровождение может приносить удовольствие само по себе или же, особенно для невротических личностей, быть просто способом проведения времени. Вместе с тем они не сопряжены с особым волнением.

Игры. Времяпрепровождение и игры относятся к занятиям (engagements); они располагаются между деятельностью и ритуалами, с одной стороны, и близостью с другой. Если времяпрепровождение является прямой транзакцией, то игры можно отнести к скрытой. Транзакции в играх являются дополнительными и предполагают вознаграждение.

«Процедуры могут быть успешными, ритуалы — эффективными, времяпрепровождения — выгодными, но все они по определению искренни; они могут включать соревнование, но не конфликт, их конец может быть сенсационным, но не драматичным.

В то же время каждая игра, с одной стороны, в основе своей нечестная, а, с другой — результат ее драматичен, а не просто волнующ» (Berne, 1964, р. 48).

Игры не имеют ничего общего с «развлечениями»; они угрюмо серьезны, как карточные игры. Продажи предполагают наличие игры, их так и называют: «страховая игра», «игра в продажу недвижимости» и т. д. вплоть до «мошеннической игры»; война — это тоже игра.

Игры имеют свои названия: сотня их перечислена и описана в книге «Игры, в которые играют люди» (Berne, 1964), от A (Addict, «Пристрастие») до Y (You’ve Got to Listen, «Ты должен слушать»). Множество других игр были выявлены позднее. Излюбленная игра супругов называется «Если бы не ты» с ее социальным вариантом «Если бы не он». Жена извлекает из этой игры целый ряд выгод, в том числе избавление от непосильного или пугающего дела, манипулирование мужем, получение информации для структурирования и заполнения социальных взаимоотношений с другими женщинами.

Наиболее распространенная игра в коллективах «Почему бы вам не… — Да, но…», в которую может играть любое количество участников. Игрок, обозначаемый «он», возражает «Да, но…»: «Хороший игрок может противостоять остальной группе как угодно долго, пока окружающим не надоест, тогда «он» выигрывает» (Berne, 1961, р. 104). Эта игра ведется отнюдь не под предлогом получения помощи или информации, а со скрытой целью увещевания и потакания Ребенку, который огорчает Родителя.

Игры выполняют целый ряд функций; они заполняют большую часть социальной жизни. С целью избежать скуки времяпрепровождения и не подвергать себя при этом опасностям близости, люди прибегают к играм для возбуждения и социального подкрепления, или поглаживания. Как и в случае времяпрепровождения, люди, играющие в одни и те же игры, держатся вместе.

Игры относятся к двойным транзакциям и предполагают два уровня, социальный и психологический, причем последний бывает скрыт. Выгода находится на психологическом уровне, в форме чувств, хороших или плохих. Повторение игры ведет к коллекционированию определенных чувств, «купонов», что превращается в «рэкет». Некоторым людям необходимы определенные игры для поддержания психического здоровья. «Их динамическая функция состоит в сохранении психического равновесия, а их фрустрация ведет к взрыву гнева или состоянию, которое в транзактном анализе называется отчаянием» (Berne, 1961), это состояние скорее сходно с экзистенциальным отчаянием, чем с депрессией.

Выгодами от некоторых игр являются чувства вины, неадекватности, обиды, страха, боли и гнева, это и есть «продажа купонов». Самооправдание этих чувств составляет рэкет. Игры предназначены для манипулирования окружающими, поэтому игроку полагается проявлять эти чувства и предпринимать значимые действия, связанные с собственным жизненным сценарием, без чувства вины.

Игры, подобно процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, осваиваются в семье. Если последние три прямо преподаются родителями, то игры обычно осваиваются косвенно или путем подражания. Они передаются в поколениях.

Близость. «Времяпрепровождение и игры заменяют реальную жизнь истинной близости» (Berne, 1961, р. 86). Близость предполагает интенсивное глубоко индивидуальное программирование, разрушающее ограничения социальных стереотипов и скрытых ограничений. «Общество не терпит искренности, за исключением личных отношений» (Berne, 1964); близость — это личное дело.

Близость затрагивает естественного Ребенка. Она свободна от игры.

«К счастью, вознаграждения от близости, которая является или должна быть наиболее совершенной формой человеческой жизни, столь велики, что даже самые сыгранные партнеры беспрепятственно и с радостью оставляют игру, если находится подходящий человек для формирования близких отношений» (Berne, 1964).

Чтобы иметь возможность подняться над игрой и вступить в близость, человек должен обладать достаточной сознательностью и спонтанностью, чтобы избавиться от навязчивого стремления играть в игры и, следовательно, свободно выбирать и выражать чувства, исходящие от Родителя, Взрослого или Ребенка. Для выхода из игры требуется свобода от влияния семьи и родителей, благодаря которым игра была освоена.

Сценарии. Игры организованы в сценарии. «В операционном смысле сценарий представляет собой сложный набор транзакций, по природе своей повторяющихся, что в действительности проявляется не всегда, поскольку полный цикл может потребовать всей жизни» (Berne, 1961).

Это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве.

Наиболее ранний опыт формирования сценария получил название протокола, он ведет свое начало из опыта общения с родителями и их влияния; позднее он подвергается воздействию мифов и сказок, с которыми знакомят ребенка.

В последующие годы он несколько подавляется, однако вновь проявляется в предсознании как изменяемая часть сценария (script proper). Изменяемая часть сценария модифицируется в соответствии с реальностью и проявляется в адаптации, которая отыгрывается в жизни и в групповом лечении. Все три формы включены в термин сценарий.

Другие разновидности включают оперативный сценарий, который вытекает из адаптации, а также вторичный адаптированный сценарий, который служит постановочным сценарием жизни. Кроме того, обычно существует антисценарий, или контрсценарий, который является более безопасным и конструктивным планом, чем волнующий, но часто деструктивный сценарий, и который перемежается со сценарием.

Контрсценарий может также определять стиль жизни, в то время как сценарий ответственен за неизбежную судьбу, которая для сторонних наблюдателей может показаться полной неожиданностью.

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении одной групповой сессии или в течение нескольких секунд.

Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту.

Сценарии тесно связаны с жизненными позициями, в частности сценарий с Санта Клаусом имеет отношение к позиции «Я не о’кей; вы о’кей» и может привести к результатам, о которых шла речь выше при обсуждении четырех позиций.

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, транзакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в транзакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии.

В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.

Психопатология
Общая патология психических расстройств подразделяется на структурную и функциональную. Структурная патология включает аномалии психической структуры Родителя, Взрослого и Ребенка. Имеются два распространенных типа — исключение и заражение.
При исключении одно из Я-состояний в целях самозащиты исключает другие и начинает определять поведение. В случаях «компенсированной» шизофрении Родитель исключает археопсихе Ребенка. У расчетливого ученого преобладающим Я-состоянием является Взрослый. У нарциссических, импульсивных личностей Ребенок исключает Родителя и Взрослого. Если два Я-состояния исключаются, говорят, что они списываются (decommissioned). При заражении одно из Я-состояний вторгается во Взрослого. Заражение Взрослого Родителем ведет к известной предвзятости. Вторжение Ребенка во Взрослого наблюдается при бреде. Двойное заражение включает одновременное вторжение во Взрослого Родителя и Ребенка.
Вторым типом психопатологии является функциональный. При функциональной патологии границы «Я» проницаемы, что ведет к лабильности (флуктуации) катексиса от одного Я-состояния к другому. Вместе с тем подвижность катексиса может наблюдаться и при отсутствии дефектов в границах «Я». Застой катексиса возникает при слишком медленном его движении. Границы «Я» могут быть жесткими или практически непроницаемыми; это является необходимым условием исключения. Развитие психопатологии начинается с травмирования Я-состояний в детстве; чем раньше произошла травма, тем более серьезные возможны последствия.
«Симптомы являются проявлением единичного определенного Я-состояния, активного или исключенного, хотя они могут быть результатом конфликтов, взаимодействий или заражений между различными Я-состояниями. Первое симптоматическое задание в структурном анализе, таким образом, состоит в выявлении Я-состояния, ответственного за проявление симптома» (Berne, 1961, р. 61)
Галлюцинации обычно исходят от Родителя. Бред, как правило, наблюдается в результате заражения (контаминации) Ребенком Взрослого, поэтому бред часто воспринимается как Я-синтонный со Взрослым, как переживания Взрослого. После прекращения заражения бред может сохраниться, однако человек сознает, что эти переживания не имеют под собой реальной основы; они становятся Я-дистонными. «Пограничные симптомы» (дереализация, деперсонализация, отчуждение, чувства нереальности, уже пережитого и так далее) вытекают из «нарушений границы между Взрослым и Ребенком» (Berne, 1961, р. 63). Все эти симптомы шизоидные по своей природе.
«При гипомании наблюдается исключение Родителя Ребенком при участии зараженного Взрослого, поэтому преобладают неопсихические (Взрослый), хотя и нарушенные, суждения. Если мания прогрессирует, Взрослый и Родитель терпят поражение от заряженного психической энергией Ребенка, который получает широкие возможности для своей бурной деятельности» (Berne, 1961, р. 66).
Симптоматика конверсионной истерии проистекает от Ребенка, который исключается Взрослым через подавление. В целом, однако, при неврозе Родитель является врагом. Расстройства характера и психопатии также являются проявлениями Ребенка в сотрудничестве со Взрослым; импульсивный невроз также коренится в Ребенке, но уже без участия Взрослого или Родителя.
Функциональные психозы включают все состояния, обычно диагностируемые как маниакально-депрессивные и шизофренические, однако взамен обычной нозологической классификации в терминах структурных состояний они подразделяются на активные и латентные. «Активным считается психоз, при котором исполнительная власть находится у Ребенка и который переживается как «истинное «Я»», в то время как Взрослый списан» (Berne, 1961, р. 139). При других состояниях, в частности при мягкой депрессии, гипомании, расстройствах характера и паранойе Взрослый заражен Ребенком и сотрудничает с ним, но не списывается. Эти расстройства могут перерасти в активный психоз. При латентном психозе, который включает в себя компенсированные психозы, амбулаторные психозы, психозы на фоне ремиссии, а также предпсихотические, или пограничные, состояния, Взрослый обладает исполнительной властью и переживается как «истинное я», хотя он заражен и/или временно списан.
Диагноз включает в себя определение Я-состояния на основании поведения. «Я-состояния клинически проявляют себя в двух формах: как заряженные катексисом согласованные состояния ума, переживаемые как «истинное «Я»»; или как вторжения, обычно скрытые, или бессознательные, в деятельность текущего «истинного «Я»»» (Berne, 1961, р. 71). Постановка диагноза требует непосредственного наблюдения в сочетании с интуитивной чуткостью к непроизвольным, а также к произвольным и социальным видам поведения. Манера держать себя, например «уверенный разворот прямых плеч» или «грациозный материнский изгиб шеи», выдает установку «Я», в данном случае Родителя. Жестикуляция, а также голос и словарный запас указывают на действующее Я-состояние.
Все Я-состояния имеют четыре основных свойства: исполнительную власть, приспособляемость, биологическая текучесть и ментальность. Полный диагноз требует, чтобы все четыре состояния были рассмотрены и проанализированы. Поведенческий диагноз основывается на манере держаться, голосе, словарном запасе и других характеристиках. Он подтверждается социальным, или рабочим, диагнозом, который учитывает соответствующие Я-состоянию виды поведения в ответ на социальные стимулы. Исторический диагноз требует дополнительного подтверждения; он учитывает воспоминания и утверждения индивида относительно конкретных корней или прототипов поведения в прошлом. Диагноз в терминах стандартной классификации терапевтически не оправдан. Терапия основывается на структурном диагнозе.
Терапевтический процесс.
Цели терапии
Хотя приведенное ниже высказывание относится к контексту группового лечения, оно также применимо и к индивидуальному лечению.
«Учитывая общепринятое мнение о том, что психиатрические пациенты находятся в состоянии замешательства, задача психотерапии, таким образом, состоит в том, чтобы вывести их из замешательства хорошо спланированными действиями по анализу и синтезу. В наиболее общих терминах эти действия будут включать обеззараживание, восстановление катексиса, переориентацию и кларификацию» (Berne, 1966, р. 213).
Транзактный анализ не удовольствуется улучшением, или прогрессом, делающим из пациентов более приспособленных Лягушек, он нацелен на исцеление и превращение шизофреников в нешизофреников, или Лягушек в Принцев или Принцесс (см. Berne, 1966, р. 290).
В структурных терминах терапия пытается стабилизировать и обеззаразить Взрослого; при его главенстве может быть пересмотрено раннее решение Взрослого, приведшее к психопатологической позиции, восстановлены отношения с Родителем. Может быть принята позиция «я о’кей; ты о’кей». Вместе с тем Берн (Berne, 1961), по-видимому, признает в качестве задач терапии неврозов контроль симптомов, ослабление симптомов и социальный контроль, однако «главной задачей транзактного анализа является структурная реадаптация и реинтеграция».
Этапы психотерапии
Терапевтический процесс требует, во-первых, перестройки и, во-вторых, реорганизации. Перестройка «заключается в кларификации и определении границ «Я» за счет таких процессов, как диагностическое очищение и обеззараживание». Реорганизация заключается в «перераспределении катексиса через избирательно спланированную активацию конкретных Я-состояний с целью установления гегемонии Взрослого через социальный контроль. Реорганизация обычно характеризуется перевоспитанием Ребенка, с исправлением или замещением Родителя. За динамическим этапом реорганизации идет вторичный аналитический этап, когда пытаются вывести из замешательства Ребенка» (Berne, 1961, р. 224). В психотерапии выделяется несколько шагов или этапов, причем терапия может завершиться успехом любого из них. Термин «транзактный анализ» относится ко всему процессу в целом, хотя так называется и один из этапов.
1. Структурный анализ (анализ эго-состояний). Структурный анализ включает описательное исследование Я-состояний в направлениях, о которых шла речь в разделе, посвященном психопатологии, чтобы обеззаразить Взрослого, определить границы «Я», усилить контроль со стороны Взрослого. «Цель этой процедуры состоит в восстановлении доминирующего положения способных к проверке реальности Я-состояний (Взрослый) и освобождении их от заражения архаическими и чужеродными элементами Ребенка и Родителя» (Berne, 1961). Вполне возможно, что дальнейшее лечение после структурного анализа больше не потребуется. Пациент с достаточно сильным «Я» или Взрослым «Я», как правило, реагирует активацией Взрослого Я-состояния, становясь более рациональным и объективным, в отношении как самого себя, так и окружающей действительности. Результатом является стабилизация, при которой исполнительная власть переходит ко Взрослому, а состояния Родителя и Ребенка могут быть вызваны, когда это желательно.
2. Изменяемая часть транзактного анализа. После структурного анализа терапия может завершиться, пациент может быть направлен на психоанализ или приступить к транзактному анализу. Задача транзактного анализа состоит в социальном контроле; «иначе говоря, речь идет о контроле над склонностью индивида манипулировать окружающими в деструктивной и вредной манере, а также над его склонностью слепо реагировать на манипуляции окружающих» (Berne, 1961). Естественной средой для транзактного анализа служит группа. Транзакции анализируются в терминах их дополнительности или пересечения, а также значения для участников. Терапия может завершиться на этом этапе.
3. Анализ времяпрепровождения и игр. Анализ протяженных транзакций проводится в рамках времяпрепровождения, которым отводятся начальные этапы групповой терапии, а также игр. Игры индивида оцениваются с точки зрения первичных выгод (внешних и внутренних), вторичных выгод, социальных и биологических выгод (замена изоляции стимуляцией). Задача анализа игр — свобода от игры в близких взаимоотношениях или, с практической точки зрения, свобода выбирать игры, того, с кем играешь или не играешь, и как далеко заходишь в своей игре. Транзактное групповое лечение сосредоточено на анализе игры.
4. Анализ сценариев. Сценарии разыгрываются в группе. Задача сценарного анализа состоит «в закрытии старого шоу и постановке лучшего», или в освобождении пациента от навязчивого переживания изначальной катастрофы, на которой базируется сценарий. «Поскольку сценарии слишком сложны и полны индивидуальных особенностей, невозможно провести адекватный сценарный анализ в рамках одной только групповой терапии» (Berne, 1961).
Сценарии могут нигде не проявляться, за исключением продвинутой группы или в сновидениях. Помощь в выявлении и понимании сценария оказывает сценарная матрица. «Сценарная матрица представляет собой диаграмму для иллюстрации и анализа директив (сообщений), переданных от родителей и прародителей настоящему поколению. Большой объем информации может быть сжат и элегантно представлен в виде относительно простого изображения» (Berne, 1972). Этот прием позволяет пациенту увидеть, как Я-состояния родителей и прародителей и их директивы передались и укоренились в его собственных Я-состояниях.
У клиентов, обратившихся к психотерапевту, жизненные сценарии чаще трагические, чем конструктивные. Задача терапии — помочь пациенту преодолеть сценарий, установив контроль Взрослого над своей жизнью. Это не значит, что Взрослый функционирует с исключением соответствующих состояний Родителя и Ребенка. Это стабильное состояние, при котором индивид способен по желанию наполнять то или иное состояние психической энергией. Уход от сценария дает человеку возможность жить в реальном мире. Наиболее эффективным способом увода пациента из сценария является индивидуальное лечение, дающее наиболее действенный пример антисценария. Для достижения стойкого эффекта необходима и дальнейшая работа. Вмешательство проводится в форме разрешения Ребенку не поддаваться на родительские провокации и предписания.
5. Анализ взаимоотношений. Анализ взаимоотношений касается преимущественно супружеских отношений и связей или формирующихся связей. Он проводится в присутствии обоих заинтересованных лиц, хотя пациент иногда воспринимает это как попытку оказать давление на принятие решений.
В некоторых случаях может потребоваться структурный анализ второго порядка, который включает признание и анализ сложных Я-состояний. Родитель, например, включает материнские и отцовские элементы, каждый из которых имеет собственные компоненты Родителя, Взрослого и Ребенка. Я-состояние Ребенка включает компоненты Родителя, Взрослого и Ребенка, причем последний является архаическим Я-состоянием в рамках общего Я-состояния Ребенка.
Применение и техники.
Психотерапевт руководствуется тремя лозунгами, как их называет Берн, которые заимствованы из медицины.
«1. Главное — не навредить. Прежде всего психотерапевт не должен причинять вред. Вмешательство должно проводиться только в случае необходимости и до необходимой степени.
2. Целительная сила природы. Организм имеет внутренне стремление к здоровью, что касается как психологического, так и физического аспектов. Задача психотерапевта состоит в устранении препятствий к естественному исцелению и росту.
3. Я лишь врачую, исцеляет Бог. Психотерапевт оказывает пациенту помощь, но исцеляет его Бог; иначе говоря, психотерапевт проводит наиболее подходящее в данном случае вмешательство, избегая причинять пациенту вред или боль, остальное довершает природа» (Berne, 1966, pp. 62-63).
Перед терапией заключается соглашение, или контракт. Пациентов расспрашивают, с какой целью они пришли к психотерапевту. Если пациенты могут четко сказать, чего хотят, психотерапевт предлагает им посетить несколько сессий, чтобы оценить методы его работы. Первыми задачами, которые ставит пациент и принимает психотерапевт, могут быть ослабление симптоматики или социальный контроль. Психотерапевт может иметь совсем иную цель, однако достижение ее на время откладывается до подписания контракта. Таким образом, контракт обсуждается не перед началом, а в процессе терапии и изменяется по ходу лечения.

Общий метод состоит: 1) из выявления, указания и обозначения первоисточников поведения в терминах Я-состояний или их заражения, с последующим обеззараживанием их через объяснение (структурный анализ), а также 2) из выявления, указания и обозначения транзсакций, времяпрепровождения, игр и сценариев (транзактный анализ). Это предполагает обучение: в частности, пациента «учили различать реакции своего Родителя, Взрослого и Ребенка соответственно, на то, что ему говорит психотерапевт и другие люди» (Berne, 1961). Пациентов обучают основам теории и концепций Я-состояний, игр и т. д., уже на первых сессиях.

Польза от терапии. В ТА говорят: <Для того чтобы лучше себя чувствовать, не нужно обязательно болеть>. Чтобы терапия принесла вам пользу, не обязательно быть немощным и больным.

В общем-то у вас не обязательно должны быть проблемы. Вы можете быть вполне самодостаточным и цельным человеком и пройти терапию просто для того, чтобы получать от жизни еще больше. Никто не может быть на сто процентов свободным от сценария независимо от того, повезло ему с родителями или нет. Многие из нас, входя в сценарий в некоторых случаях жизни, сами создают себе проблемы. Разрешить эти сенарные вопросы и призвана терапия.

Кроме сказанного, терапия ТА может быть также рекомендована всем, кто испытывает личные проблемы, начиная от взаимоотношений на работе и кончая серьезными психическими нарушениями. Лечение более сложных психических заболеваний требует соответствующих условий и психиатрической помощи.

С уважением, Ирина Летова.

Информация юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.
Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.
Все авторские права на данные тексты сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование текстов без согласия Ирины Летовой запрещено.
Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации — сайт www.сайт

Американский психолог Эрик Бери (1910-1970) создал самостоятельное психотерапевтическое направление, которое получило широкое распространение во всем мире под названием трансакционный анализ. Слово трансакция переводится как взаимодействие, и соответственно понятие «трансакционный анализ» подразумевает анализ взаимодействия, а проще - общения людей.

Как и все ведущие американские психотерапевты, Берн имеет широкую подготовку: является и психологом, и психиатром, и психотерапевтом.

Как всегда, сначала рассмотрим некоторые важные биографические факты, которые помогут нам лучше понять личность ученого (в том числе то, что повлияло на ее формирование и привело его к определенным достижениям).

Полное его имя - Эрик Леонард Бернстайн. Он родился в Монреале в 1910 г. Первые 20 лет прожил в Канаде. Он любил своих родителей, но особенно отца, который оставил у него особое впечатление. Отец его был врач, хирург. Он старался помогать людям не только хирургией, но и вообще своими медицинскими знаниями, особенно тем, у кого не было денег на квалифицированного врача. В будущем Эрик Берн (переехав в Америку, он сократил свою фамилию на американский манер), свою первую книгу посвятил отцу, написав на титуле слова: «Моему отцу, врачу для бедных». Он очень гордился тем, что его отец по собственной инициативе ходил по бедным кварталам и помогал людям, которые не могли позволить себе хорошего врача. Он часто брал Эрика с собой. И тот воспринял этот подвижнический труд настоящего врача в духе наших земских врачей.

Когда отец умер, Эрику было девять лет. Для него это была очень большая потеря и настоящая психологическая травма. Он мало пишет об этом, но в упоминаниях чувствуется боль утраты. Он быстро повзрослел и почувствовал, что эстафету врача, помогающего бедным, должен принять он.

Еще во время походов с отцом к пациентам Эрик понял, какое важное значение в работе любого врача имеет психотерапия, какую важную роль в помощи людям играет общение и что многие больные страдают не столько от физических недугов, сколько от нехватки общения, взаимопонимания, особенно с близкими. И вся его дальнейшая работа была направлена на изучение психоанализа и других психологических подходов, что сделало Берна отличным специалистом по оказанию научной помощи людям в организации правильного общения друг с другом.

После смерти отца он начинает помогать матери. Мать его была журналисткой и редактором. Ей приходится очень много работать, чтобы сдержать семью. От нее Эрик и перенял трудолюбие и добросовестное отношение к труду. И потому огромная работа Берна не была ему в тягость, он работал легко, красиво и увлеченно. И в конце своей жизни Берн писал: «Искусство жить состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая спелые яблоки, а искусство умереть состоит в том, чтобы доесть свое яблоко и сказать другим: “Наслаждайтесь тем, что я вам оставил”».

Но вернемся к его биографии. В 1935 г. Берн заканчивает медицинский факультет, который в свое время закончил и его отец (он трепетно идет по его стопам), но его все больше притягивают психологические проблемы. Ну и, естественно, в пределах медицины он выходит на психиатрию, чтобы связать психологию и медицину. Слово «психотерапия» тогда очень мало употреблялось, тем более в Канаде. Она еще только зарождалась. В Америке она развивалась быстрее, чем в Канаде. К тому же Монреаль был центром франкоговорящей провинции, куда литература по психологии и психотерапии поступала в ограниченном количестве и все больше была на английском или немецком языках. (Надо сказать, что и психиатрия - наука ведь довольно молодая, а психотерапия еще моложе.)

Берн прекрасно излагал свои мысли, любовь к литературному слову, хороший стиль он перенял у матери. Еще в 11 лет он начал писать разные рассказы (в основном детской направленности), и, будучи уже взрослым, он продолжает эту свою страсть - пишет научно-популярные, а иногда детские книжки (для души), которые, следует отметить, пользовались успехом. Видимо, тогда уже складывается то, что он потом назовет «сценарной директивой». То есть некий жизненный сценарий, принятый человеком в детстве от близких (в основном в родительской семье), который руководит им всю жизнь.

В 1941 г. он вступил в Армейский медицинский корпус в качестве врача-психиатра. Именно армейский опыт способствовал его развитию как психотерапевта. Напомним, что через это же прошли Перлз и Райх, которые именно в военных госпиталях начинают сталкиваться с различными посттравматическими явлениями, которые не могли быть объяснимы только с неврологической точки зрения. Они начинают искать другие новые походы. С одной стороны, эти проявления нельзя было четко отнести к области психиатрии, поскольку у человека не обнаруживались явные отклонения от нормы, с другой - присутствовали фобии, страхи, навязчивые мысли, различные «зацикленности». Сейчас мы можем сказать, что это зона психотерапии.

Эта армейская практическая школа заставила Берна развивать природную наблюдательность и интуицию. При большом количестве постоянно поступающих пациентов времени на теоретизирование и долгое обдумывание диагнозов не оставалось. Приходилось подчас быстро отвечать на вопросы, ответы на которые в учебниках и в его учебном курсе не содержались, и в кратчайшие сроки принимать важные решение, например, о годности пациентов продолжать военную службу после госпитализации. Такие условия требовали развитой интуиции и, с другой стороны, способствовали ее развитию. Берн понимал это и работал в этом направлении, придумав очень много интересных упражнений по развитию оной.

Берн, как и Перлз и Райх в аналогичных условиях, начинает внимательно изучать психоанализ, пытаясь найти в нем ответы, которых не давала ему традиционная психиатрия и неврология. Однако каждый из них (и каждый в свое время) обнаруживает, что традиционный психоанализ тоже не дает исчерпывающих ответов, поэтому, приняв многие его положения, они начинают его собственные модификации: Перлз создает гештальт- терапию, Райх - характерологический анализ и телесную психотерапию, а Эрик Берн - трансакционный анализ.

Вы можете столкнуться со спорами о том, как правильно звучит русская транскрипция слова «transactional»: тран- зактный, трансактный, трансакционный и даже транзак- циональный. Допустимы все перечисленные варианты. Для простоты использования трансактный анализ часто называют аббревиатурой - ТА.

Создав свое собственное направление в психотерапии, Берн, безусловно, остается психоаналитиком (хотя и неклассическим). Его знаменитая схема ТА «Ребенок»-«Взрослый»-«Родитель» построена по аналогии с психоаналитической схемой «Оно »- «Я » -«Сверх-Я ».

Ортодоксы психоанализа считают ТА профанацией психоанализа, его недопустимым упрощением, но именно это упрощение помогло невероятно расширить применение многих психоаналитических подходов.

Возможно, здесь сказался и «родительский сценарий»: его отец был «врачом для бедных», и Эрику хотелось сделать хотя бы некоторые подходы дорогостоящего психоанализа доступными для небогатых людей и для многих психотерапевтов.

Берн первым применил групповой вариант психоанализа (опять же упрощенного).

Заниматься групповой терапией он стал случайно. В военном госпитале выпивка была строго запрещена, однако пациенты покупали чуть ли не ящиками какой-то лосьон и пили его. Берн не любил жаловаться начальству и угрожать дисциплинарными взысканиями и решил провести разъяснительную беседу о вреде питья лосьона. И вот тогда в нем и обнаружился талант рассказчика. Слушатели пришли со скучающим видом, а уходили проникнувшимися и неожиданно для Берна обратились к нему с просьбой проводить с ними такие беседы и на другие темы.

Они просто поняли, что им интересно с этим человеком общаться. И не важно, на какую тему он будет говорить, им хотелось вновь собраться в одной компании и ощутить атмосферу дружелюбия и тепла и послушать мудрого человека, который на них не орет, не поучает их, а спокойно беседует, проявляет заботу о них. Он не просто говорил, что пить (тем более лосьон) вредно, он выводил их на другие проблемы, старался показать, что даже в их, вот в этой, военной, госпитальной жизни есть много интересного, мимо чего они проходят, что можно развивать себя, строить интересные взаимоотношения, что каждого человека можно читать, как книгу, и т.д. И он понял, что групповая работа, если создать хорошую атмосферу взаимодействия, может приносить успех, которого не всегда можно добиться в индивидуальной работе. Позже он стал постепенно вводить в эту «разговорную терапию» с пациентами все больше психоаналитических элементов, которые постепенно оформлялись в ТА.

После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику и одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков. Почему? Ну, во-первых, потому что в цивилизованных странах довольно строгие критерии каждой профессии. В частности, считается, что психоаналитиком можно стать, только пройдя собственный курс психоанализа, испытав на себе все, что будут испытывать твои пациенты.

Но у Берна желание соблюсти все эти профессиональные требования еще совпало с тем, что он действительно хотел лучше понять себя и свои межличностные проблемы. Дело в том, что к этому времени у него уже было три неудачных брака.

Он считал, как настоящий психоаналитик, что причины надо искать в первую очередь в самом себе, посмотреть, нет ли у него схожих алгоритмов проблем с разными партнерами. Очень часто, когда наши дети решают с кем-то разводиться или расставаться, мы спешим сразу же занять их позицию. И подчас та же самая проблема у них возникает уже с другими партнерами. Значит, дело в них самих, и пока мы будем винить других, мы все более будем делать наших детей неспособными найти свое счастье. Впрочем, такой поход мы часто применяем и к своим собственным межличностным проблемам, усугубляя их нежеланием искать причины в себе самом. Берн решил найти эти причины в себе путем психоанализа.

Однако именно этот личный опыт послужил одной из причин его отхода от традиционного психоанализа. Он понял, что он в нем не находит ответа: «Что же во мне такого, что я не могу ни с кем ужиться? Вроде такой контактный, пациенты любят, коллеги любят, студенты любят, а вот в личной жизни не получается». Он начинает искать для себя ответ на этот вопрос. По-настоящему сильны именно те разработки, которые человек рождает, пытаясь решить собственную проблему, тогда подход становится практичным, работающим, а не просто красивой теорией.

Берн считает, что хотя психоанализ действеннее, чем традиционные неврологические и психиатрические подходы, все же и он слишком схематичен и специалист должен больше совершенствовать собственную интуицию, но не просто так, а для более творческого применения основных положений психоанализа, которые надо освободить от слишком жесткой мелочной детализации. И он разрабатывает собственную систему развития интуиции, а затем (в 50-е годы) так называемый структурный анализ. Так складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний.

Берн имеет в виду, что в каждом из нас находятся три эго-состояния (как правило, у каждого человека доминирует одно из них, но они могут и меняться, и взаимодействовать). Они все присутствуют, но с разной степенью выраженности. Это состояние «Ребенка», состояние «Взрослого» и состояние «Родителя». Среди них рациональным является только состояние «Взрослого», которое может быть и у десятилетнего ребенка. В чем оно заключается? Состояние «Взрослого» - когда человек мыслит реалистично (происходит реалистичное принятие проблемы и реалистичная попытка ее решения).

Наш внутренний «Ребенок» всегда категоричен: «Я хочу (я не хочу), и все тут!». (Близко к фрейдовскому «Оно».) Его уравновешивает внутренний «Родитель » («Ты должен - ты не должен», «Можно - нельзя», «Прилично - неприлично»). (Близко к «Супер-Эго».) И только наш внутренний «Взрослый» (близко к «Эго») смотрит на ситуацию реально, пытаясь найти разумный компромисс между состояниями (требованиями) «Ребенка» и «Родителя». И все же ТА - не просто упрощенная аналогия психоанализа, а имеет важное отличие - по Берну, и Ребенок, и Родитель, и Взрослый - не различные структурные подразделения личности, а разные состояния одного и того же «Я» (Эго-состояния).

И более того, надо сказать (и это очень важно), что периодически эти позиции могут быть вполне здоровыми, потому что в нас в какой-то мере и «Ребенок» должен покапризничать, и «Родитель» почитать нотации. Но главное, чтобы в конечном итоге принимал решение все-таки «Взрослый».

Если идти только на поводу у «хочу», ничего хорошего не будет. Если руководствоваться только «должен» - формальные принципы «засушат» живые отношения с другими людьми и самого человека, «задавят» нормальную жизнь.

Сколько людей своими принципами в интересах воспитания детей фактически оттолкнули их от себя или даже поломали им судьбы! То есть «Взрослый», призывая «Ребенка» к сознательности, должен и «Родителю» говорить: «Принципы для человека, а не человек для принципов».

В 1960 г. выходит книга Берна «Трансакционный анализ в психотерапии». Правда, сначала, в 1957 г., он опубликовал программную статью в «Американском журнале психотерапии». Это примечательно. Почему? Потому что в Америке существует множество различных психологических и психиатрических журналов, но серьезных (академических) - очень мало. Такие издания всегда имели очень серьезный редакционный совет, и публикация в нем означает некое признание ценности идей и сразу обращает внимание на автора.

В 1964 г. Берн выпускает свою новую книгу которая стала очень популярной, в том числе у нас. А в 1966 г. появляется его руководство для психотерапевтов «Принципы группового лечения».

Книгу Берна «Что ты говоришь после того, как поздоровался?» у нас назвали Ее издают вместе с первой, где первой частью идут «Игры, в которые играют люди», а второй - «Люди, которые играют в игры». В этой части он раскрывает свою так называемую теорию сценарного анализа. То есть анализ жизненного сценария: почему он такой возник и как его можно скорректировать. (Надо сказать, что у Берна была также книга «Секс в человеческой любви», но в России она осталась мало замеченной, посколько отталкиваясь от названия, книгу помещали на полки сексологической литературы. А она, по-существу, была также посвящена психиатрии и психотерапии.)

Берн мечтал создать такую психотерапевтическую концепцию, которая обеспечивала бы полное излечение проблемы человека за минимальное время. Потому его ТА нередко критиковали как недопустимое упрощение психоанализа. Берн и не скрывал, что пытался сделать те психоаналитические подходы, которые он считал эффективными и доступными. Он так и назвал одну из своих книг - «Психоанализ для непосвященных». (Она издавалась и у нас, написана ясно, хорошим литературным языком.)

Несмотря на большую популярность, только в конце своей короткой (60 лет) жизни он получает полное признание своих идей, в том числе академическое, потому что количество специалистов, применяющих его метод в психотерапии и в психиатрии, стремительно возрастало.

Трансактный анализ – это психотерапевтическая концепция, разработанная Эрихом Бёрном в 50-х годах XX века. Благодаря своей простоте и доступности она нашла множество последователей и приверженцев.

Эго-состояния

В основе трансактного анализа лежит представление о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек: взрослого, ребенка и родителя.

Взрослый - рациональное начало человека. То, что позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это примерно соответствует фрейдовскому эго.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивное поведение. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность либо же бунт. Психическая структура, соответствующая ид у Фрейда.

Родитель – волевой директивный компонент личности. Иногда утешает и опекает, а иногда – требует, угрожает и запрещает. Модель поведения родителя человек заимствует у значимых других, с которыми ему пришлось тесно контактировать в детстве. Родитель соответствует суперэго у Фрейда.

В той или иной степени эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи. Без внутреннего ребенка жизнь была бы тосклива и уныла, а родитель регулирует нравственную сторону жизни. Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Трансакции

Трансакцией называют элементарный акт взаимодействия в общении между людьми, т.е. стимул и реакцию на него. Причем всякий раз, когда мы вступаем в трансакцию с кем-то, мы находимся в одном из трех эго-состояний и ожидаем ответной реакции со стороны определенного эго-состояния собеседника. Если стимул и реакция соответствуют друг другу, происходит дополнительная трансакция. Такие взаимодействия обычно комфортны и могут продолжаться бесконечно долго. Примером дополнительной трансакции могут служить взаимодействия:

родитель-ребенок (учитель дает наставления ученику)

взрослый-взрослый (коллеги ведут аргументированный спор по какому-то рабочему вопросу)

ребенок-ребенок (друзья веселятся на вечеринке)

Но иногда собеседники реагируют не так, как мы ожидаем. Например, муж спрашивает жену, не видела ли она его рубашку. При этом он обращается к ней как взрослый к взрослому. Приблизительный ответ, которого он ожидает, это «не видела» или «висит на стуле в гостиной». Но вместо этого жена реагирует с позиции критического родителя: «Вечно ты где попало вещи разбрасываешь!» Такие трансакции называются пересекающимися и ведут к обрыву контакта или скандалу.

А кроме того, трансакции бывают скрытые. Т.е. при поверхностном взгляде взаимодействие осуществляется на одном уровне, а на самом деле совсем на другом. Например, под видом обсуждения ситуации с позиции взрослого, может говорить ребенок, выпрашивающий снисхождения у заботливых родителей. Ловкий манипулятор, который, на первый взгляд, обращается к взрослому эго-состоянию собеседника, может заставить отреагировать бунтующего ребенка. А во время флирта взаимодействие ребенок-ребенок очень часто камуфлируется под взаимодействие взрослый-взрослый.

Игры

Именно скрытые трансакции лежат в основе психологических манипуляций и игр - включая знаменитый . Люди прибегают к ним, чтобы получить мимолетную психологическую выгоду. Игры могут быть безобидными и откровенно опасными, но в целом в трансактном анализе они расцениваются скорее как негативное явление. Потому что в отдаленной перспективе нередко несут проигрыш всем участникам. А также потому что полностью несовместимы с подлинной душевной близостью.

Цель психологической помощи, согласно трансактному анализу, научить человека распознавать свое эго-состояние и осознанно выбирать его. Благодаря этому достигается понимание истинных мотивов собственных слов и поступков, а также мотивов, которые движут другими людьми. Освоив трансактный анализ, можно разобраться в причинах многих конфликтов, предотвратить их появление в будущем, и таким образом сделать общение с другими людьми более эффективным. Можно освободиться от привычных, усвоенных с детства, моделей поведения и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью.

Последние материалы раздела:

Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы
Чудеса Космоса: интересные факты о планетах Солнечной системы

ПЛАНЕТЫ В древние времена люди знали только пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, только их можно увидеть невооруженным глазом....

Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания
Реферат: Школьный тур олимпиады по литературе Задания

Посвящается Я. П. Полонскому У широкой степной дороги, называемой большим шляхом, ночевала отара овец. Стерегли ее два пастуха. Один, старик лет...

Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире
Самые длинные романы в истории литературы Самое длинное литературное произведение в мире

Книга длинной в 1856 метровЗадаваясь вопросом, какая книга самая длинная, мы подразумеваем в первую очередь длину слова, а не физическую длину....