Оренбургская детская железная дорога - моими глазами. Двадцать лет спустя

Наверное, эта игрушка одна из самых распространенных детских мечтаний. Раньше на прилавках она появлялась крайне редко, при этом стоила немало денег, да и количество ее было настолько ограничено, что доставалась она далеко не всем. Сейчас такой проблемы нет.

Да и, к тому же вы можете подобрать практически любой понравившийся вам вариант: от минимальной комплектации до больших наборов с дополнительными деталями. Поэтому современная детская железная дорога - это не просто игрушка для ребенка, но и конструктор для всей семьи. Игра с железной дорогой надолго займет внимание вашего ребенка, а возможность модернизации надолго увеличит протяженность игры, да и постоянно будет притягивать интерес ребятишек разных возрастов.

Детская железная дорога для самых маленьких

Самые простые железные дороги, которые предлагаются в минимальной комплектации, подойдут для детей младшего возраста. А вот для детей постарше варианты более разнообразны, то есть она может включать больше количество элементов, а в комплект могут входить разнообразные фигурки. Вот увидите, даже взрослые могут увлечься этой забавной игрой!

И психологи, и педагоги сходятся во мнении, что для ребенка трех лет полезны игрушки, отражающие сущность окружающей жизни, потому что именно в этом возрасте у ребенка складывается основное представление об окружающей среде, происходит его самоидентификация. А в сознании ребенка происходит классификация всего видимого и ощущаемого.В это время очень важны ролевые игры. Именно они помогают ребенку правильно себя вести в той или иной ситуации, помогают вырабатывать навыки, которые пригодятся малышу в последующей жизни. станет очень хорошим выбором для подарка, это игрушка будет одной из любимых для малыша очень долгое время.

Когда вы выбираете железную дорогу ребенку до четырех лет, то лучше всего подобрать более простые варианты, в более красочном исполнении. Приобретайте модели, сделанные из экологически чистых материалов.

Для маленьких детей: IKEA, Brio, Thomas, Chuggintones, Lego duplo.

Детская железная дорога для детей постарше

Для детей постарше, от пяти лет можно приобрести более сложные модели с такими объектами как деревья, башни, водонапорные станции и т.д. Такие комплекты дают возможность активно развивать фантазию. А некоторые производители вообще предлагают тематические игры, то есть вы можете отдельно собрать тренировочный полигон или же завод с ж/д путями.

Для детей школьного возраста хорошим выбором будут железные дороги, представляющие собой копии настоящих. По сути, это настоящие шедевры. Такие игрушки повторяют каждую деталь воспроизводимого объекта.

Также стоит отметить, что в настоящее время у покупателя есть возможность выбора, то есть вы можете отдать предпочтение железной дороге полностью соответствующей современной, но можно подобрать и модель, которая будет стилизована под объекты, соответствующие Дикому западу, например, или Европе. А заботливые родители смогут придумать для ребенка много увлекательных, поучительных игр с ее участием. Удачного выбора!

Для детей постарше: Стрела, Tomica, Lego city.

Детская железная дорога - фото

Неофициально также Кратовская ДЖД, по названию посёлка Кратово, где она расположена - узкоколейная детская железная дорога в Московской области. Все обслуживание железной дороги осуществляют дети — школьники 11-15 лет из 25 разных школ под руководством опытных инструкторов. ДЖД — это воспитательное учреждение, предназначенное для обучения школьников железнодорожным профессиям. Полный курс 4-5 лет.В течение учебного года школьники проходят теоритическую подготовку, а летом проходят практику, работают дежурными по станции, стрелочниками, проводниками, машинистами. На ДЖД действуют правила эксплуатации и технические средства, принятые для железных дорог общего пользования.

На линии две станции, Юность(историческое название Путь Ильича) и Пионерская (обе конечные), и одна промежуточная платформа Школьная. (карту см. в конце поста)

Говорят, что идея строительства ДЖД возникла без указания «сверху». На слете пионеров Раменского района 30 мая 1935 прозвучал призыв строить детские железные дороги по всей стране, и идея показалась ребятам настолько интересной, что в тот же день был избран совет содействия строительству ДЖД в Кратово. Пионеры строили дорогу сами, на самых тяжелых этапах работ подключались комсомольцы. Торжественное открытие Малой Ленинской железной дороги (тогда так называли) состоялось 2 мая 1937 года.

Из воспоминаний Б.П.Борисова: «Не забуду день 6 июня 1939 года. В этот день я пришел на Малую Ленинскую железную дорогу в качестве главного инженера. Сначала мне показалось, что я попал в сказочную страну детей, где все делают сами ребята. Куда не погляди, повсюду серьезные, привлекательные детские лица.

Машинистом на паровозе сидел вихрастый, горделиво поглядывающий на всех мальчишка. Стрелочник был похож на часового, и я, еле сдержав улыбку, посмотрел на непроницаемо важную физиономию. Подошел к кассе — аккуратная девочка с толстой рыжей косой продавала железнодорожные билеты … »

Открытие летнего сезона 1941 года было намечено на 22 июня. Вместо него, собравшиеся на митинг юные железнодорожники слушали сообщение Совинформбюро о вероломном нападении фашистской Германии на СССР.

Летом 1941 года детская железная дорога еще работала некоторое время, но ближе к осени все-таки была закрыта из-за начавшихся воздушных налетов.

Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

За героизм и самоотверженный труд в годы войны трем юным железнодорожникам присвоено звание Героя Советского Союза, еще 12 – награждены медалями «За оборону Москвы». По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.

В настоящее время по линии детской железной дороги проходит граница между городом Жуковским и поселком Кратово.

Вид со стороны тупика на станцию «Юность». Эта станция расположена недалеко от платформы «Отдых» Казанского направления МЖД:

Прибытие поезда на станцию «Юность»:

Машинист отцепляет локомотив от вагонов:

Локомотив уехал в тупик для оборота.

Маркировка вагонов:

Табличка внутри вагона. Завод-изготовитель «МЕТРОВАГОНМАШ»:

Салон поезда. Сиденья сделанны очень маленькие — всё для удобства юных пассажиров.

Окна в вагоне, абсолютно точно так же, как и в вагонах метро модели 81-740 (Скиф), закрываются на трёхгранку, но не на два замка, как в метро, а на один:

Юный железнодорожник поправляет сцепку:

«Фирменный» поезд, как его там все называют, на станции «Пионерская» в ожидании пассажиров. На самом деле фирменным называется поезд, имеющий название:

Тупик за станцией «Пионерская»:

Щиток управления вагоном. Почему-то он не позволяет отключить звук в вагоне, хотя он очень мешается:

Как положенно, на вагоне указано количество сидячих мест (правда, места расчитаны для детей, они очень маленькие) и вес вагона:

Вид на оборотный тупик станции «Юность».:

Локомотив на оборотном тупике станции «Юность».

Из Москвы до Кратовской дороги можно доехать с Казанского вокзала на электропоездах Рязанского направления до платформы Кратово.

Сегодня я покажу вам репортаж, который я отснял уже довольно давно, 18 августа 2011 года. Данные материалы уже, наверное, можно считать историческими. Снимал я на свой старенький Canon 350D, снимков будет довольно много. По сути, пост по большей части документальный, так сказать для того, чтобы увековечить историю.

Детская железная дорога мне далеко не чужая. Я там проходил обучение в своё время, и мне было все очень интересно. Особенно по тем временам, когда не было интернета и прочего, освоить подростку почти все железнодорожные профессии от стрелочника до помощника машиниста было чем-то неземным. Поэтому, мой рассказ будет дополнен некоторыми воспоминаниями.

Оренбургская детская железная дорога была построена в год рождения моих родителей (кстати сказать, мой папа тоже на этой же дороге прошел свой первый путь железнодорожника) в 1953 году. Строительство началось 18 мая и ударными темпами было завершено за 68 дней. Первые пять лет работы дорога работала на паровозной тяге, поэтому инфраструктура железной дороги была оборудована поворотными треугольниками (паровоз имел кабину только с одной стороны, и чтобы его развернуть применялся треугольник из железнодорожных путей и стрелок) и колонками с водой. Позже их демонтировали за ненадобностью. В 1958 году весь подвижной состав был заменен полностью, на дороге начали трудиться тепловозы ТУ2-008 и ТУ2-083, а в 1986 году к ним добавился тепловоз ТУ2-086. Таким образом, на момент мой там работы, в работе было одновременно два состава "Пионерия" и "Орленок", состоящие из вагонов ПВ-51 и (предположительно) польских PAFAWAG. По однопутной железной дороге с конечных станций составы двигались навстречу друг другу, а станции были оборудованы разъездами, на которых поезда разъезжались и двигались дальше, каждый в своем направлении. Третий локомотив служил резервным на случай отказа одного из рабочих. Для обеспечения безопасности движения поездов железная дорога была оборудована стрелками с замками, системой путевой сигнализации и блокировки. В смутные 90-е дорога незаметно лишилась одного из составов (Пионерия) , и одного тепловоза ТУ2-083, судьба которых неизвестна. Видимо, не было средств на содержание состава, и он подвергся "каннибализации".

Узкоколейная железная дорога имеет протяженность 5,62 км и располагает четырьмя станциями: Комсомольская, Пионерская, Дубки и Кировская. Железная дорога связывает центр города с детскими лагерями, расположенными в пойме реки Урал. Дорога проложена вдоль русла реки, и в периоды больших паводков частично подвергается затоплению.

В октябре 2013 года на дорогу поступил новый тепловоз ТУ10-021 с новыми вагонами ВП-750 , по некоторым дорога ожидает второй новый тепловоз - ТУ10-028.
Касательно старичков ТУ2, из них до недавнего времени основным рабочим локомотивом был ТУ2-086, а "восьмерка" стояла в резерве. По рассказам ребят, эксплуатирующих дорогу в последнее время она частенько подводила, несколько раз загоралась в пути.

2. И вот, после истечения двух десятков лет, я снова на детской дороге. Уже в качестве взрослого пассажира. Такой момент оказался для меня довольно волнительным, и я постарался все запечатлеть, как мог. Главная станция Комсомольская, поезд подан и готов к посадке пассажиров.

3.Некоторые снимки у меня остались только в JPEG, как, например, этот. Поэтому, такой "ядреный") Заглянул в кабину локомотива. Почти все, как и прежде.

4.А вот мы и в вагоне. Стоп-кран, сколько лет, сколько зим

5.Надо сказать, вагоны за это время внутри подверглись значительным изменениям. Даже сложно вспомнить, что именно изменилось. Вентиляционные решетки точно другие были, также заменены окна. Скорее всего, из соображений безопасности, раньше были опускные стекла, которые убрали отовсюду.

6.Схемы лагерей, расписание, актуальные на тот момент

7.Главный инициатор нашей поездки на поезде - моя дочь. Когда мы ездили через мост, показывали ей поезда. Мама мне в детстве тоже показывала, из окна автобуса. Вот она, преемственность. Дочери настолько любопытно было поехать на поезде, что она вскоре начала требовать поездку.
Сидения, обшитые рейкой, раньше были лакированы, текстура дерева была сохранена. А теперь закрашены краской. На сидениях есть шильдики с номерами мест, когда-то в билетах были указаны места. Сейчас народа в вагоне мало, и посадка осуществляется на свободные места.

8.На одной из станций, не имеющей путевого развития

9.Маленький пассажир

10.Сцепка вагонов, забавные гирьки. На буферы то ли листы металла наварили, то ли наклеили резину для мягкости хода.

11.Фонари в верхней части вагона при ремонтах демонтированы за ненадобностью. Поезд следует только в светлое время суток.
Также отсутствуют площадки между вагонами, если я не ошибаюсь, раньше можно было пройти из вагона в вагон.

12.Девочки в форме, работают. Когда-то и я вот так с флажком провожал поезд. Если не ошибаюсь, эта должность называется дежурный по станции.

13. Конечные станции имеют объездные пути для маневровых работ. Тепловоз отцепляют от состава и по объездному пути перегоняют в другой конец состава, и поезд едет обратно.

14.Стрелочник ведет работы по подготовке пути. В мои времена стрелки были оборудованы замками, к которым были большие ключи, которые по окончанию маневровых работ сдавались на станцию. Стрелочник, дежурный по станции - это работа "на суше", как мы тогда называли. У нас не особо это жаловали, большинство ребят хотели работать в поезде. А мне, наоборот, на станции нравилось, кроме своей работы много чего видеть еще приходилось. Даже работа стрелочника подразумевала огромную ответственность, и соответственно, важность. Одно на станции было плохо, если были комары, от них было возможности спастись: они были буквально везде! Больше всего мне понравилось работать "на земле" начальником станции. В распоряжении был большой пульт, на котором был нарисован путь, стрелки, семафоры. Загорались лампочки, этим всем надо было управлять. Тогда я познакомился с невиданным для меня эбонитовым черным телефоном, без диска набора номера, но с рукояткой, которую нужно было крутить. После чего нужно было дождаться звонка телефона, и можно было поднять трубку и начать разговор. Такая связь была между станциями. Какой-то регламент подразумевал связь с соседней станцией, для того, чтобы убедиться, что перегон свободен, прежде чем выпустить на него поезд. Жаль, у меня тогда не было времени чтобы всё это заснять.

На части перрона внизу сохранена оригинальная плитка.

15.Маневровые работы.

16.

17.Такими антивандальными станциями из железа теперь оборудована дорога. Платформа раньше была из дерева, как и изящные станции. На главной станции Комсомольская из громкоговорителя вещала музыка.

18.
Вот старая фотография элегантной станции из дерева. С душой строили, но эти станции безвозвратно исчезли. Некоторые заветшали и обвалились, но большинство было сожжено вандалами.

19. Кое-где еще остались деревянные шпалы

20.

21.Состав приписан к Южно-Уральской железной дороге. Уцелел фонарь на вагоне, хоть и закрашен

22.Состав на станции Кировская

23.Переехал, сейчас будут цеплять

24.

25.

26.Работы по сцепке с составом. В наше время на дороге было минимум взрослых, все и так были довольно дисциплинированны.

27. В кабине прибор с белой шкалой-скоростемер. По сути, он показывает приборную скорость и является механическим самописцем, "рисующим" на бумажной ленте скорость движения. Не вижу на фото заправленной ленты, возможно, самописец теперь электронный. Мы немного "хулиганили" в свое время: утром мы пригоняли локомотив со станции "Пионерская", где он ночевал. И без поезда, мы могли покататься "с ветерком". Хотя, конечно было нельзя. Поэтому, мы потом на ленте рисовали в буквальном смысле "правильный" график.

Большой "штурвал" в левой части кабины - это ручной тормоз. Чуть ближе - контроллер, управляющий мощностью силовой установки. И около окна - тормозной кран. В тепловозе их два: свой №254 (локомотивный) и поездной №394. Отличия этих кранов в том, что первый управляет тормозами только локомотива, а второй - тормозами всего поезда. Для филигранного управления поездом нужно было в совершенстве пользоваться обоими, чтобы поезд двигался без рывков. Но так как скорость движения состава редко превышает 25 км/ч, и состав легкий, в основном достаточно было действий краном локомотивного тормоза.

28.Станция стилизована под поезд. Эти станции были построены сравнительно недавно.

29.

30.Техника безопасности

31.Начали движение. Поезд в детство...

32.Почти пустой вагон

33.Тамбур

34.

35.Случайно удалось снять покойного ныне Геннадия Николаевича Сорокина, бодро запрыгивающего в поезд. Более 30 лет жизни он посвятил работе на Оренбургской детской железной дороге. Будучи ее начальником, внес большой вклад в ее развитие. Перед уходом на пенсию осенью 2011 года работал инструктором.

36.

37.Железобетонные шпалы, в 2011 году были полностью заменены пути.

38.На одной из станции я немного поговорил со с таршим инструктором детской железной дороги Виктором Афанасьевичем Бояркиным. Он обучал в свое время и меня. Вот, заснял, наставника. Но большее время моим инструктором была Тырина Лариса Георгиевна (если не ошибаюсь). Дорога работает только в период летних каникул, а в остальное время дети изучают инструкции, устройство железной дороги.

39.Фото меня на память в вагоне, жаль, что у меня нет фото тех времен...

40. Километровый пикетный столбик. Между ними отличия в том, что пикетные ставят через 100 метров.

41.Два локомотива: основной, и в тупике резервный

42.

43.

44. ТУ2-008

45.

46.Стрелки с ручным приводом заменили на более современные, с электроприводом.

47.Поезд готов к следующему рейсу

48.Ещё один взгляд в кабину

49.Вот такая получилась экскурсия

50.Работяга 086

Адрес: Нижний Новгород, ул. Октябрьской революции дом № 23а

Фото Бориса Извекова

Дата постройки: 1939 год. Архитектор: Яковлев Александр Александрович

Ниже страничка из книжки Ольги Наумовой "100 БИОГРАФИЙ ДОМОВ НИЖНЕГО"

В статье Л.А.Нифонтова «От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому» (К 90-летию, а потом и к 100-летию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева) написано:

- «К числу лучших работ Александра Александровича следует отнести и здание станции «Родина» детской железной дороги. Здесь перед архитектором стояла задача – с одной стороны найти какие-то оригинальные формы здания с учётом того, что здание строится для детей. А с другой стороны, надо было «войти в ансамбль, не «перекрикивая» рядом стоящего Дворца культуры им. В.И.Ленина. А.А.Яковлев хорошо справился с этой задачей. Цилиндрическая часть здания станции с изящными классическими деталями и с фигурами пионеров в верхней части привлекает к себе внимание и интересным объёмным решением, и тщательной прорисовкой деталей. В целом же здание носит всё же подчинённый характер в общем ансамбле площади.»


«Решение о строительстве дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского Обкома ВКП(б). Уже 15 мая был создан комитет содействия строительству, председателем которого стал первый секретарь Обкома ВКП(б) А.И.Шахурин. Был установлен срок окончания строительства – 1 октября 1939 года. Начались проектно-изыскательские работы, которые в самые сжатые сроки провела проектная группа службы пути Горьковской железной дороги совместно с архитектурно-планировочным управлением горсовета.

Собственно строительство началось 30 мая 1939 года. Как и все детские железные дороги довоенной постройки, Горьковская ДЖД строилась методом комсомольских субботников. Всего в ее постройке участвовало более 36 тысяч человек, причем в субботниках принимали участие не только горожане, но и жители окрестных деревень.»

Поезд с капотированным паровозом ЛК-01 на станции «Родина» 1939 г.

На конечных станциях, Родина и Счастливая, было построено два красивейших вокзала-дворца по проекту архитекторов Яковлева и Анисимова, соответственно. Двухэтажное, увенчанное круглой башенкой здание вокзала на станции Родина имеет длину более 40 метров. На первом этаже вокзала размещались кабинеты начальника, дежурного по станции, зал ожидания, билетные кассы, справочное бюро, буфет, медпункт, книжные киоски. На втором – учебно-технические кабинеты для занятий кружков, помещения диспетчерской и радиоузла, а в башенке – музей истории железнодорожного транспорта.

Дорога была оснащена самыми современными и передовыми по тем временам средствами связи и сигнализации. Имелись телефонная, телеграфная, телетайпная связь. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе.

Дорога располагала хорошо оборудованным паровозно-вагонным депо со смотровой канавой и ремонтными мастерскими, которому было присвоено имя Чкалова.

По специальному заказу Горьковское вагонное депо построило для ДЖД 12 мягких вагонов, оборудованных по типу вагонов Московского метрополитена. А завод «Красное Сормово» специально подготовил два капотированных паровоза типа 63/65 . Капот обтекаемой формы сделал эти паровозы похожими на очень популярный в те годы паровоз ИС - Иосиф Сталин. На ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 (Лазарь Каганович). По-видимому, впоследствии капоты были сняты, по крайней мере на более поздних фотографиях они уже не видны.

7 августа 1941 года детская железная дорога была закрыта, а все ее имущество передано в ведение отдела подготовки кадров управления Горьковской жд. Почти всю войну дорога использовалась для обучения железнодорожников больших дорог.

25 августа 1944 года начальник Горьковской жд издал приказ № 523/43 о восстановлении детской дороги, но восстановление дороги шло очень медленно. Только спустя два года, 25 июля 1946 года, был издан второй приказ (№ 285/43) о передаче детской дороге ее же имущества. Срок исполнения этого приказа был указан 10 августа 1946 года, но точная дата открытия дороги нам к сожалению не известна

Фото 1943 г.

Детская железная дорога длиной 9.1 км соединила Железнодорожный район г. Горького (Канавино) с Автозаводским районом. Проложенная в том же направлении трамвайная линия, в те годы была очень сильно перегружена и горожане стали использовать ДЖД как еще один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров. Именно по этой причине в адрес Горьковской ДЖД неоднократно звучали обвинения в излишней коммерциализации и эксплуатации детского труда в ущерб идейно-политическому воспитанию молодежи.

В те годы это было весьма серьезным обвинением и чтобы избежать последствий, руководство дороги стало постепенно сужать круг обязанностей юных железнодорожников. В 1947-48 году на детской железной дороге занималось всего 45 юных железнодорожников (сравните с 1200 воспитанниками Тбилисской ДЖД), а перевозками пассажиров занимались исключительно инструкторы.

Это привело к тому, что Горьковская ДЖД постепенно захирела и превратилась из лучшей в стране детской железной дороги, с самым высоким уровнем технического оснащения в самую заурядную узкоколейную ветку.

Сейчас эта железная дорога работает и в интернете масса материалов о ней. Если попаду в Нижний Новгород, обязательно покатаюсь. Хочется своими глазами увидеть станцию РОДИНА, построенную моим дедушкой.

Последние материалы раздела:

Оренбургская детская железная дорога - моими глазами
Оренбургская детская железная дорога - моими глазами

Наверное, эта игрушка одна из самых распространенных детских мечтаний. Раньше на прилавках она появлялась крайне редко, при этом стоила немало...

Хронический стресс: как определить и решить проблему
Хронический стресс: как определить и решить проблему

Стресс может быть вызван различными неприятностями. Стоит заметить, что добрые поступки, релаксация, физические упражнения, эфирные масла помогают...

Движение тела по наклонной плоскости вверх Наклонная плоскость определение силы приложения
Движение тела по наклонной плоскости вверх Наклонная плоскость определение силы приложения

Темы кодификатора ЕГЭ: простые механизмы, КПД механизма. Механизм - это приспособление для преобразования силы (её увеличения или...